Научная статья на тему 'Возможность и целесообразность применения усовершенствованной конструкции машины для корчевки пней лп-52 в условиях лесного комплекса'

Возможность и целесообразность применения усовершенствованной конструкции машины для корчевки пней лп-52 в условиях лесного комплекса Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
185
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лесотехнический журнал
ВАК
AGRIS
RSCI
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА / ЛЕСНЫЕ МАШИНЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ / ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ АГРЕГАТ ЛД-18 / МАШИНЫ ДЛЯ КОРЧЁВКИ ПНЕЙ ЛП-52 / ГРЕЙФЕРНЫЙ ВИБРОЗАХВАТ / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / БАЗОВЫЙ ТРЕЛЁВОЧНЫЙ ТРАКТОР / FOREST COMPLEX CONDITIONS / FOREST MACHINES / CONSTRUCTION OF LOGGING ROADS / ROAD-BUILDING UNIT ЛД-18 / MACHINES FOR UPROOTING STUMPS ЛП-52 / CLAMPSHELL-TYPE VIBROGRIP / TIMBER ENTERPRISES / BASIC SKIDDER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Макеев Виктор Николаевич, Шевцова Ирина Евгеньевна, Солопанов Михаил Сергеевич, Карпушина Виктория Евгеньевна

В настоящее время создание и совершенствование конструкции лесных машин различного назначения должно быть направлено на повышение показателей надёжности, эргономичности, экологичности, экономичности и конкурентоспособности, так как по этим показателям отечественные лесные машины отстают от зарубежных аналогов. Настоящая статья посвящена решению этой проблемы определение возможных путей усовершенствования конструкции машины для корчёвки пней ЛП-52. Статья носит научный характер, так как она подготовлена на основе анализа и поиска применения в условиях лесного комплекса этой машины не только на осмолозаготовках, но и на других работах лесопромышленных предприятий. Имея два вида съёмно-навесного оборудования корчующее и погрузочное на базе трелёвочного трактора ТТ-4М, она применяется этими предприятиями на подготовительных работах при строительстве лесовозных дорог. Описывается возможность оснащения этой машины постоянно навешенным бульдозерным и рыхлительным трёхзубовым рабочим оборудованием и определяются места его агрегатирования. При этом бульдозерное рабочее оборудование таких же линейных и угловых параметров, как в лесодорожной машине ЛД-18 можно навесить, демонтировав предварительно передние выносные опоры, и использовать его не только по прямому назначению, но и в качестве передней опоры. Рыхлительное трёхзубовое рабочее оборудование с индивидуальным приводом каждого зуба навешивается вместо задних выносных опор и также выполняет их функцию при проведении погрузочно-разгрузочных операций. Агрегатирование этой машины таким рабочим оборудованием вполне обоснованно, т.к. значительно расширяет сферу её применения на подготовительных и земляных работах при строительстве лесовозных дорог. При этом очень чётко определяется возможность и обоснованность такого усовершенствования этой машины и даже приводится технологическая схема выполнения его земляных работ при возведении насыпей из боковых резервов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Макеев Виктор Николаевич, Шевцова Ирина Евгеньевна, Солопанов Михаил Сергеевич, Карпушина Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibility and validity of the improved design of the machine for uprooting stumps ЛП-52 in conditions of forest complex

Currently creating and improving the design of forest machines for different purposes should be directed at improving the reliability, ergonomics, ecology, economy and compe-titiveness, as these indicators of domestic forestry machines are behind their foreign counterparts. This article is devoted to solving this problem to identify possible ways to improve the design of the machine for uprooting stumps ЛП-52. The article is scientific in nature, as it is prepared on the basis of analysis and retrieval of application in the forest complex of this machine not only in tarred coniferous wood harvesting, but also on other works of timber companies. Having two types of removable attachments grubbing and loading, on the basis of skidder TT-4M, it is used by these companies in the preparatory works in the construction of logging roads. Possibility to equip the machine with permanently attached dozer and ripping three-tooth working equipment is described and place of its unitization is determined. In this bulldozer working equipment of similar linear and angular parameters as in forest road machine ЛД-18 can be fitted by previous dismantling of front outriggers, and use it not only for its intended purpose, but also as a front support. Ripping three-tooth working equipment with individual drive of each tooth is hung instead of rear outriggers and also performs their function during loading and unloading operations. Hitching of this machine with such work equipment is quite reasonably, as it significantly expands the scope of its application during the preparatory and excavation works during the construction of logging roads. Thus the possibility and validity of such improvements to the car is clearly defined, and even there is a technological scheme of performance of its excavation in the construction of embankments from the lateral reserves.

Текст научной работы на тему «Возможность и целесообразность применения усовершенствованной конструкции машины для корчевки пней лп-52 в условиях лесного комплекса»

Машины и оборудование

Библиографический список

1. Казаров, К. Р. Совершенствование теории и методов точного размещения растений сахарной свеклы вдоль рядка [Текст] : монография / К. Р. Казаров. - Воронеж, 1998. - 120 с.

2. Казаров, К. Р., Результаты моделирования формирования густоты насаждения сахарной свеклы с использованием ЭВМ [Текст] / К. Р. Казаров, С. Н. Пиляев. - Деп. во ВНИИТЭИагропром 29.03.90. № 168 ВС-90. - 16 с.

3. Казаров К. Р., Методика расчета выхода семян сахарной свеклы [Текст] / К. Р. Казаров, И. К. Лукина // Региональные проблемы повышения эффективности агропромышленного комплекса: материа-

лы всероссийской научно-практической конференции в 2-х ч. - Ч.2. - С. 69-73.

4. Лукина, И. К. Математическая оценка площади питания сахарной свеклы [Текст] / И. К. Лукина, К. Р. Казаров // Математическое моделирование, компьютерная оптимизация технологии, параметров оборудование и систем управления лесного комплекса: сб. науч. тр. - Воронеж, 1999. - С. 24-27.

5. Казаров, К. Р. Вероятностная модель определения полевой всхожести семян [Текст] / К. Р. Казаров // Математическое моделирование, компьютерная оптимизация технологий, параметров оборудования и систем лесного комплекса: сб. на-уч. тр. - Воронеж, 1997. - С. 25-28.

DOI: 10.12737/3365 УДК 630*383.7

ВОЗМОЖНОСТЬ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ КОНСТРУКЦИИ МАШИНЫ ДЛЯ КОРЧЁВКИ ПНЕЙ ЛП-52 В УСЛОВИЯХ ЛЕСНОГО КОМПЛЕСА

кандидат технический наук, профессор, профессор кафедры промышленного транспорта,

строительства и геодезии В. Н. Макеев1

2

инженер И. Е.Шевцова студент М. С. Солопанов1 студент В. Е. Карпушина1

1 - ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»

2 - Управа Коминтерновского района городского округа г. Воронеж kafedra prom [email protected]

В конце семидесятых и в начале восьмидесятых годов большое внимание уделялось механизации ручных и трудоемких операций на всех видах работ в условиях лесного комплекса и, особенно, на работах по строительству лесных дорог

различного назначения, а также работах на осмолозагатовках.

В конце восьмидесятых годов для строительства и содержания дорог ЦНИИМЭ были разработаны с учетом конструкции их и условий производства

Лесотехнический журнал 1/2014

173

Машины и оборудование

работ «Системы машин для строительства и содержания лесовозных дорог», в которые были включены как общепромышленные дорожные машины, так и специальные лесодорожные машины для выполнения специфичных в лесозаготовительной отрасли работ. Специальные лесодорожные машины, разработанные отраслевыми научно-исследовательскими институтами и выпускаемые машиностроительными заводами Министерства лесной промышленности, позволяли значительно сократить дефицит в технике и повысить производительность труда на строительстве и содержании дорог. Большое признание работников лесопромышленных и лесохозяйственных предприятий лесного комплекса получили такие широко известные лесодорожные машины (дорожностроительные агрегаты), как ЛД-4, ЛД-4А, ЛД-18, ЛД-35, ЛД-30, ДМ-15 и др. [1].

Большое внимание в этот же период времени уделяется повышению уровня механизации заготовок пневой древесины (осмолозаготовкам), так как лесодорожные машины (ЛД-4, ЛД-4 А) не могли быть эффективно использованы для этих целей, то есть в этот же период времени создаются новые машины и механизмы для заготовки пневой древесины такие, как АПК-1, ЛТ-181, ЛТ-143А, ЛП-52.

Опыт эксплуатации машин для заготовки пневого осмола, чем занимались специализированные - химлесхозы, лесопромышленные - леспромхозы и лесохозяйственные - лесхозы предприятия лесного комплекса в различных регионах нашей страны, показал целесообразность создания модификации манипуляторной

машины с грейферным виброзахватом на базе трелевочного трактора ТТ-4 [2].

В начале восьмидесятых годов ВПКИлесмашем при участии КарНИИЛПа была разработана такая модификация -машина для корчевки пней ЛП-52, агрегатированная корчующим рабочим оборудованием манипуляторного типа с грейферным виброкорчевателем и съемнонавесным грейфером ЛП-10 для погрузочно-разгрузочных работ (рис. 1).

Машина для корчевки пней ЛП-52 была предназначена для заготовки спелых сосновых пней на вырубках с подростом или без подроста, очистки их от основной массы грунта и камней и формирования в кучи вдоль волоков, а также для выполнения в межсезонный период времени погрузки и разгрузки осмола и круглых лесоматериалов (сортиментов). Особенностью конструкции является грейферный виброзахват с гидравлическими домкратами, обеспечивающий ликвидацию передачи вертикально направленных корчующих усилий на собственно манипулятор и базовый трактор машины. Для обеспечения устойчивости в процессе корчевки пней машина ЛП-52 имеет две пары поперечных балок с размещенными на них гидроцилиндрами, с помощью которых выдвигаются выносные опоры (3,13). На тракторе на месте демонтированных погрузочного щита и лебедки установлен манипулятор с грейферным виброкорчевателем. Манипулятор состоит из опорной фермы с шестеренно-реечным механизмом поворота (6), колонны (5) и двухзвенной рычажно-сочлененной стрелы (7). Для монтажа манипулятора служит основание,

174

Лесотехнический журнал 1/2014

Машины и оборудование

Рис. 1. Машина ЛП-52 для корчевки пней (неусовершенствованная конструкция):

1 - базовый трактор; 2 - кабина; 3 - передняя выносная опора; 4 - ограждение кабины; 5 -колонна; 6 - механизм поборота; 7 - стрела, 8 - челюсть; 9 - грузовая рама;

10 - домкраты; 11 - гидроцилиндр; 12 - рукоять; 13 - задние выносные опоры

устанавливаемое за кабиной (2) на раму трактора. Оно состоит из трубы в сборе с нижним листом, четырех наклонных стоек, скрепленных с трубой и листом. Внутренняя полость трубы с обоих концов имеет расточки, куда запрессовываются втулки, в которых поворачивается колонна

(5) . К нижнему листу основания приварены четыре цапфы для размещения в них двух гидроцилиндров механизма поворота

(6) . Механизм поворота состоит из шестерни, закрепленной на нижнем конце колонны и двух гидроцилиндров, корпуса которых прикреплены к основанию манипулятора. Внутри этих гидроцилиндров подвижно установлены штоки-рейки, рабочая поверхность которых взаимодействует с шестерней колонны. По обе стороны штока рейки на её хвостовиках установлены поршни. Под давлением на поршни рабочей жидкости, подаваемой в одну из бесштоковых полостей гидроцилиндров, шток-рейки перемещаются и их зубчатая поверхность, взаимодействующая с шестерней, обеспечивает поворот

колонны с манипулятором.

Виброзахват состоит из силовой рамы с гидродомкратами и подвески, грузовой рамы (9) с челюстями (8) и гидроцилиндрами (11) привода челюстей. Внутри грузовой рамы виброзахвата встроен дебалансный вибратор. Механические колебания, создаваемые при включении вибратора, передаются на челюсти и используются для интенсификации внедрения челюстей в грунт при захвате пня и для очистки выкорчеванного пня от грунта. Для повышения надежности и ремонтопригодности силовая рама виброзахвата выполнена в виде прямой балки со стаканами на концах, в которых устанавливаются гидроцилиндры домкратов. Челюсти комбинированного типа, в средней части их расположена поперечная балка круглого сечения, воспринимающая момент от расклинивания клыков. Отличительной особенностью виброзахвата является также выполнение дебалансов вибратора непосредственно на ступицах синхронизирующих шестерен, что обеспечивает

Лесотехнический журнал 1/2014

175

Машины и оборудование

компактность вибратора.

Работа машины на корчевке пней производится следующим образом. Двигаясь по разработанной лесосеке, машина корчует с одной стоянки все пни, находящиеся в зоне действия стрелы. Оператор наводит захват на пень, включает челюсти, которые внедряясь в грунт, смыкаются под пнем. Затем усилием гидродомкратов пень выдергивается из грунта. Если высота подъема пня с помощью гидродомкратов окажется недостаточной, окончательное извлечение пня производится с помощью стрелы при обязательном опускании в рабочее положение передних и задних опор машины.

Опыт эксплуатации машины для корчевки пней ЛП-52 в нижеследующих предприятиях лесного комплекса: в Плесецком химлесхозе Архимлес, в Октябрьском леспромхозе объединения Иркутск-химлес, в Плозерском и Надвоицком леспромхозах объединения Кареллеспром показал, что данная машина не только корчует пни хвойных пород на осмо-лозаготовках, но и пни других пород при очистке площадей под лесопосадки и для строительства лесных дорог, а также для их погрузки на транспортные средства. А в межсезонный период времени она с неменьшим успехом использовалась для погрузки круглых лесоматериалов (сортиментов) как на погрузочных площадках разрабатываемых лесосек, так и на промежуточных лесных складах лесопунктов этих предприятий.

Таким образом, возможность применения машины для корчевки пней ЛП-52 на подготовительных работах при стро-

ительстве лесовозных дорог даже с имеющимся съемно-навесным рабочим оборудованием (виброгрейфером для корчевки пней и грейфером ЛП-10 для выполнения погрузочно-разгрузочных операций) является вполне реальной. Вместе с этим, конструкцию машины для корчевки пней ЛП-52 можно усовершенствовать, расширив сферу её применения на строительстве лесовозных дорог точно также, как и названные выше лесодорожные машины (дорожно-строительные агрегаты), об особенностях и необходимости усовершенствования конструкции которых было особо сказано в свое время [3].

Одним из реальных путей целесообразности усовершенствования конструкции машины для корчевки пней ЛП-52 является оснащение её постоянно навешенным бульдозерным и рыхлительным рабочим оборудованием. Так как базовым шасси этой машины является трелевочный трактор ТТ-4, специально предназначенный для перемещения по разработанным лесосекам и опыт использования его как базового шасси для агрегатирования бульдозерного и рыхлительного оборудования имеется (дорожно-строительный агрегат ЛД-18), то навеска бульдозерного отвала неповоротного типа и рыхлительного оборудования на эту машину вполне реальна (рис. 2).

Навеску бульдозерного отвала и рых-лительного оборудования таких же линейных и угловых параметров, как и в лесодорожной машине ЛД-18 можно произвести, демонтировав предварительно передние выносные и задние опоры. При этом агрегатированный вместо передних

176

Лесотехнический журнал 1/2014

Машины и оборудование

Рис. 2. Машина ЛП-52 Для корчевки пней (усовершенствованная конструкция): 1 - базовый трактор, 2 - кабина, 3 - бульзозерный отвал, 4 - ограждение кабины, 5 - колонна,

6 - механизм поборота, 7 - стрела, 8 - челюсть, 9 - грузовая рама, 10 - домкраты,

11 - гидроцилиндр, 12 - рукоять, 13 - рыхлительное оборудование

выносных опор бульдозерный отвал, а вместо задних рыхлительное оборудование в первую очередь будут выполнять их функции при проведении машиной, погрузочно-разгрузочных операций.

А машина ЛП-52, имея постоянно навешенное рабочее оборудование: бульдозерный отвал неповоротного типа и рыхлитель будет использоваться для выполнения помимо подготовительных работ в дорожном строительстве и на основных земляных работах, то есть при резании и перемещении грунта из резерва в насыпь по траншейно-полосной (перпендикулярной) технологической схеме (рис. 3).

Благодаря такому усовершенствованию конструкции машины для корчевки пней ЛП-52 значительно расширится сфера её использования в условиях лесного комплекса, повысится комплексная производительность и эффективность применения на строительстве лесовозных дорог.

РезерЬ г

_^Р§ГН1—~ Ось L lopoet /

РезерЬ

(л '

75

! разработка и перетешете зр&то аз резерба 6 нкьы> Н слой! 2 разреши дате грунта б иасупц

Нашит для кррчеЫи пней ЛП-52

Рис. 3. Технологическая схема работы

машины ЛП-52 Библиографический список

1. Демин, К. К. Техника и

Лесотехнический журнал 1/2014

177

Машины и оборудование

технология механизированной заготовки пневого осмола [Текст] / К. К. Демин, И. Р. Шегельман, В. П. Карасёв. - М. : Лесная промышленность, 1983. - С. 125-130.

2. Строительство лесовозных автодорог [Текст] / Л. С. Матвеенко, Е. И. Миронов, Ф. А. Железняк [и др.]. - М. : ВНИПИЭИлеспром, Лесоэксплуатация и

лесосплав, обзор, информ., 1987. - Вып. 19. - С.43-57.

3. Макеев, В. Н. Особенности и необходимость усовершенствования конструкции лесодорожных машин [Текст] / В. Н. Макеев, К. А. Литвиненко. - М. : ВИНИТИ, сир. о деп. №70 - В 2008. - С. 17-20.

DOI: 10.12737/3366 УДК 674.093.6 - 413.82

ВЛИЯНИЕ СПОСОБОВ РАЗВОДА ЗУБЬЕВ И СКОРОСТИ ПОДАЧИ ЛЕНТОЧНЫХ ПИЛ НА ШЕРОХОВАТОСТЬ ПИЛОПРОДУКЦИИ

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры механизации лесного хозяйства и

проектирования машин А. И. Максименков ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»

[email protected]

В последнее время в нашей стране предусматривается разработка и осуществление программ технического перевооружения и реконструкции производства, его непрерывного обновления на основе новой техники и передовой технологии.

Пиление древесины на ленточнопильных станках, в подавляющем большинстве случаев, характеризуется торцовым резанием. Из 3-х форм стружкообразования при резании в торец, для ленточных пил наиболее характерно образование элемента стружки путем ее скалывания с расслоением древесины по дну пропила.

Процесс образования элемента стружки непосредственно отражается на образовании поверхности пропила. Следовательно, явления, сопровождающие этот процесс, непосредственно отражаются на качестве поверхности пропила.

На качество поверхности, с точки

зрения ее шероховатости, помимо процесс-са образования элемента стружки, влияет ее расположение в межзубовом пространстве, наличие и степень прессования и транспортировки элемента стружки. Главное (переднее) лезвие зуба ленточной пилы соприкасается с волокнами древесины, как правило, строго перпендикулярно их направлению. Известно, что поперечное сечение клеток, колеблется в среднем от 20 до 55 мкм, в то же время радиус заострения зубьев острой ленточной пилы из-за малой их жесткости при заточке обычно не бывает менее чем 10...15 мкм. При специальных условиях заточки и доводки зубьев, радиус затупления лезвия зубьев может быть доведен до 6.9 мкм. Следовательно, лезвие зуба ленточной пилы не перерезает боковые стенки клеток, а сминает и ломает их. При этом, внедряясь в древесину лезвие, прежде чем сломать, сминает и изги-

178

Лесотехнический журнал 1/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.