Научная статья на тему 'Возможность и необходимость создания Мордовской светотехнической финансово-промышленной группы'

Возможность и необходимость создания Мордовской светотехнической финансово-промышленной группы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможность и необходимость создания Мордовской светотехнической финансово-промышленной группы»

новление государственных монопольных цен на ресурсы с учетом издержек их воспроизводства, государственная монополия на торговлю ресурсами на мировом рынке, использование ренты на ресурсы в качестве стратегического источника экономического развития России. Например, рента только от нефти и газа позволит иметь такие доходы, которых будет достаточно для полномасштабного финансирования на-

уки, образования и здравоохранения в

стране, что даст возможность практически полностью отказаться от сложив-шейся системы налогообложения, налогов на добавленную стоимость и прибыль. В целом же реализация указанных направлений обеспечит самостоятельное и независимое развитие России на базе отечественных ресурсов, собственного интеллектуального, духовного и производственного потенциала.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения): Указ Президента РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 19^6. № 18. 29 апр. Ст. 2117.

2. Концепция национальной безопасности России в 1995 году / Авт. коллектив: Э. П. Бабин, С. Ю. Глазьев, Д. С. Львов, Е. Д. Кор-мишкин и др. // Обозреватель — ОВ5Ё1*УЕк.

Спец. вып. 1995. № 3 — 4. С. 65 — 76.

3. Медведев В. Проблемы экономической Поступила 15.01.99.

безопасности России // Вопр. экономики. 1997.

№ 3. С. 111 — 127.

*

4. Проблемы экономической безопасности // Вопр. экономики. 1995. № 1..С. 97 — 142.

5.- Проблемы экономической безопасности: Теория вопроса // Вопр. экономики. 1994. № 12. С. 4 — 125.

' 6. Симановский С. „Утечка умов" и технологическая' безопасность России // Рос. экон. журн. 1996. № 3. С. 28 — 35.

ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ МОРДОВСКОЙ СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ

П. В. ШИЧКИН, доктор экономических наук, П. А. ЛЕВЧАЕВ, аспирант

Одним из перспективных направлений совершенствования организационно-финансовой и производственной деятельности региональных предприятий может явиться создание финансово-промышленных групп (ФПГ) разной направленности, в частности на базе электротехнической отрасли.

Формирование и усиление корпоративных структур — это одна из важнейших тенденций логического развития экономики. Именно ФПГ наряду с концернами, холдингами, консорциумами составляют своего рода каркас экономически развитых стран и миро-

вого хозяйства в целом.. Подобные общемировые тенденции, хотя и с некоторым опозданием, начинают проявляться и в России.

Наличие в Мордовии достаточно развитой светотехнической подотрасли промышленности предопределяет создание в республике финансово-промышленной группы. На сегодняшний день ОАО „Лисма" является крупнейшим производителем светотехнической продукции в России и на территории стран СНГ. В настоящее время объединение производит около 70 % источников света в стране. Им выпускается 1 500

© П. В. Шичкин, П. А. Левчаев, 1999

видов продукции, в том числе более 800 наименований источников света — от ламп общего назначения до специальных. Предприятие оснащено современным оборудованием и осуществляет весь процесс производства от научных разработок до выпуска готовой продукции. Но подобно многим отечественным производителям предприятия светотехнической отрасли республики ока-

зались в тяжелом положении из-за общеэкономического кризиса. Решение производственных, сбытовых, инвестиционных и других проблем видится в создании Мордовской светотехнической финансово-промышленной группы. Примерная организационно-экономическая схема ее функционирования представлена на, рис. 1.

Органы государственного управления

Правительство РФ Правительство РМ

Мордовская светотехническая ФПГ

Центральная компания

Программы (федеральные, республиканские)

- Государственные гарантии

- Бюджетные средства _ Налоговые льготы

Предприятия и производители филиалы — продукции

1 2 3 • • п

Торговые предприятия ФПГ

1 2 3 * • • п

При( эыль

V ■

Участники ФПГ

Финансово- кредитные учреждения

Банк — Банки, Инвести-

участник не входя- ционные

ФПГ щие компа-

в ФПГ нии

Реализация готовой продукции через оптовую и розничную торговлю

Налоги в федеральный и местный бюджет

Кредиты Прямые инвести ции

Портфельные инвестиции Банковские гарантии

Рис. 1. Организационно-экономическая схема предполагаемой

Мордовской светотехнической ФПГ

Механизм создания группы может быть разным — по инициативе как „снизу" так и „сверху" При этом весьма желательна заинтересованность и властей, так как регистрация — процесс довольно трудоемкий: требуется согласование с Минэкономики, Госкомимуществом, отраслевыми ведомствами. Без поддержки причастных к ФПГ органов государственного управления

зарегистрировать ее невозможно. При этом речь идет не только об обычных организационных трудностях, рассматриваются и вопросы, затрагивающие интересы будущих участников ФПГ: выбор центральной компании, разделение сфер влияния, порядок доступа к инвестиционным ресурсам, роль банка. Как показывает практика, именно группы, образованные по инициативе,

распоряжению и под контролем властей, наиболее жизнеспособные.

Заинтересованность республиканских властей состоит в том, что при организации ФПГ повысятся статус и

инвестиционная привлекательность региона, появится возможность более эффективного и простого контроля и влияния на деятельность предприятий — участников ФПГ, откроются дополнительные источники финансирования компании, станет реальным осуществление важных для региона капиталоемких проектов. В Указе Президента

России от ¡.апреля 1996 года № 443

„О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп" ставятся следующие задачи:

1) предусмотреть в проектах федеральных бюджетов средства на финансирование групп;

2) оказывать поддержку группам, участвующим в реализации федеральных программ;

3) позволить принимать меры по концентрации собственности в центральных компаниях этих групп;

4) передавать в доверительное управление центральных компаний пакеты акций, закрепленные в федеральной собственности;

5) разрешить унитарным предприятиям вносить в качестве вклада в уставный капитал (центральных компаний) недвижимое имущество, сдавать его в аренду и отдавать в залог.

Состав группы на начальном этапе может быть следующим: ОАО „Лисма", Ардатовский светотехнический завод, Атюрьевский цех производства пластмасс, Большеберезниковский цех по производству цоколей, Кадошкинский электротехнический завод, Рузаевский завод электровакуумного машиностроения, Темниковский завод микроминиатюрных ламп и одно из учреждений банковской системы. Таким образом, Мордовская светотехническая ФПГ будет строиться по территориально-технологическому принципу. Стимулами ее создания служат: получение реальных инвестиций в производство в результате объединения с финансово-кре-

дитными учреждениями; государственные гарантии под внешние инвестиции; возможность получения государственной поддержки, предусмотренной законодательством; восстановление горизонтальных связей с предприятиями-партнерами других отраслей и зарубежных стран.

Система участия характеризуется вертикальной структурой построения (центральная компания во главе и группа предприятий и филиалов (дочерних) под ее управлением). Однако сегодня концентрация крупных пакетов акций в центральной компании (холдинге) — труднодостижимая цель, так как предполагает полное подчинение ей (и, как следствие, ущемление личностных интересов). Поэтому наиболее приемлемым вариантом на современном этапе может быть организация „по формальному принципу", предполага-ющая, по сути дела, учреждение обычного открытого акционерного общества и регистрацию его в качестве центральной компании группы. В соответствии с заключаемым между участниками ФПГ договором центральной компании делегируются определенные права. В качестве участия (объединение активов) могут рассматриваться взносы в уставный капитал ФПГ. При таких условиях сохраняется самостоятельность ее членов и о какой бы то ни было передаче права принятия решений участниками в рамках своей хозяйственной деятельности и собственности речи не идет.

Одним из условий организации ФПГ является наличие экономического проекта, доказывающего целесообразность создания и функционирования группы, зримую финансовую отдачу и пользу для народного хозяйства. Такие проекты имеются. Это прежде всего освоение собственного производства вольфрамовой и молибденовой проволоки по технологии американской фирмы „Риббон". Потребность в инвестициях составляет 16,5 млн дол. США, срок окупаемости — 1,9 года. Освоение новых производств должно коренным образом повлиять на положение дел не только на предприятии, но и в Мордо-

вии. Значимость этих проектов для России подтверждается включением их в федеральную программу финансирования.

Так чем же привлекательна ФПГ для ее участников?

Само название „финансово-промышленная группа" довольно престижно и служит некоторым признаком элитарности, в силу чего при определенных условиях способно привлечь инвестиции и заказы в отрасль. Довольно жесткая вертикальная структура построения группы способствует более эффективному контролю за финансовыми потоками и способствует снижению себестоимости продукции.

Что касается наболевшей и специфичной для России проблемы неплатежей, то ФПГ может выполнять функции финансового (клирингового) института для развязки взаиморасчетов как внутри системы, так и за ее пределами. В этой связи широкое применение могут получить инструменты финансового рынка: ГКО, корпоративные обязательства и другие формы вплоть до „электронных денег". Кроме того, в рамках группы появляется возможность широко использовать разнообразные современные операции и услуги, как-то: траст, лизинг, факторинг, фьючерсные операции, клиринг, вексельные зачеты и другие банковские и страховые операции.

Финансовый институт, входящий в группу, предоставляет участникам свои депозитарные возможности, что дает право говорить об ускорении оборачиваемости денежных потоков как внутри ФПГ, так и на республиканском уровне. Практика показывает, что только построение финансово-технологических структур с участием банков с открытием кредитных линий, зачетов взаимных требований уже позволяет уменьшить общую потребность в оборотных средствах примерно на 5% и соответственно удешевить производство, что является немаловажным фактором увеличения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Вхождение в состав группы дает возможность диверсифицировать про-

изводство (что является перспективной тенденцией развития, одним из целенаправленных проявлений которой служит создание диверсифицированной подотрасли), осуществлять технологический трансферт и обеспечивать тем самым экономическую эффективность всего производства. Торговые предприятия также получают преимущества, выступая, по сути дела, авторизирован-ными дилерами и дистрибьюторами предприятий. Благодаря согласованной политике цен удается также преодолевать ценовые диспропорции и ненужную конкуренцию в регионе (что было свойственно для „суверенных" мордовских производителей светотехнической продукции). Кроме того, система позволяет более эффективно и с наименьшими затратами организовать товарооборот внутри и за пределами группы, что уменьшает налогообложение предприятий ФПГ.

Еще одним стимулом для предприятий, входящих в группу, является право самостоятельно определять срок амортизации своего оборудования и накопление амортизационных отчислений, что также уменьшает налогообложение и является действенным рычагом финансового менеджмента и внутренней политики производителя.

Важным аргументом создания ФПГ является возможность получения государственной поддержки не только при реализации ... федеральных программ (что уже немаловажно для республиканских производителей и властей), но и в части:

1) государственных гарантий при привлечении инвестиций для реализации проектов;

2) государственных гарантий под эмитируемые группой ценные бумаги;

3) льгот по операциям с ценными бумагами (участников группы);

4) предоставления инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ;

5) зачета задолженности предприятия в объем инвестиций при приобретении его группой;

6) передачи принадлежащих госу-

дарству пакетов акций в доверительное управление.

Кроме того, законодательством предусматривается право органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлять дополнительные льготы.

Источником дополнительных финансовых ресурсов для участников группы могут быть средства, полученные от выпуска собственных акций, облигаций, векселей, которые, несомненно, будут иметь повышенную привлекательность для участников фондового рынка. Выступая в качестве своего рода специализированного инвестиционно-финансового института, ФПГ будет также привлекательным объектом не только для российских, но и для зарубежных инвесторов. Это объясняется тем, что группа представляет собой важный элемент информационной и финансовой структуры всего рынка. Подобный объект вложения капитала служит готовым финансовым механизмом вложения инвестиций в любой форме и расчетов по ним и, что немаловажно, гарантирует надежность этих инвестиций (обеспечиваются государственными гарантиями, гарантиями органов власти регионов, залоговыми гарантиями). Следует отметить, что иностранные инвесторы более охотно сотрудничают с ФПГ, нежели с отдела ными предприятиями.

Таким образом, консолидируя капиталы и прибыль, активно привлекая внешние источники финансирования, определяя амортизационную и ценовую политику, ФПГ позволяет участвовать в крупных инвестиционных проектах и более эффективно решать текущие проблемы. Участие в ФПГ — это более высокий качественный уровень для региональных предприятий, открываю-" щий выгодные перспективы и позволяющий использовать новые возможности:

— льготное финансирование производственных программ;

— использование выгодных схем взаиморасчетов;

— снижение налогооблагаемой базы;

— ускорение выпуска конкурентоспособной продукции;

— привлечение внешних источников финансовых ресурсов;

— контроль и управление финансовыми потоками;

— диверсификация производства;

— выход на внешние рынки.

Проблемой, усложняющей создание

в Мордовии ФПГ, является участие крупного банка, ибо закон разрешает подобное участие в деятельности только одной группы. Региональные же банки могут „не потянуть" этот проект. Но, думается, данное ограничение носит временный характер, так как после финансового кризиса создается возможность организации более крупных банков в регионах за счет объединения их активов.

Российский банковский капитал с трудом внедряется в производственную сферу (если речь не идет об экспортно ориентированной отрасли), что объясняется низкой рентабельностью производства. Но, как правило, те секторы экономики, где видна существенная отдача от вложенных средств, уже заняты крупнейшими отечественными банками, быстро сориентировавшимися в новых условиях. Перед другими же банками стоит проблема сохранения номинала ранее полученных инфляционных прибылей. Ситуация такова, что при жесткой денежно-кредитной политике единственным выходом является участие в производственном процессе, и вхождение в состав ФПГ — один из оптимальных путей формирования стратегии. Чтобы заинтересовать банковские структуры, Центральному банку дано право снижать банкам — участникам ФПГ норму обязательного резервирования, а доля их участия в уставном капитале группы не должна превышать 10 %. Доступ коммерческого банка к финансовым ресурсам группы, участие в расчетно-кредитных и инвестиционных операциях способны заинтересовать финансовые институты. В условиях, когда государство проводит политику ограничения высокой прибыльности на финансовых и торговых операциях, ведущую роль в банковской

деятельности приобретает прибыль, полученная от инвестиций в промышленное производство. Выгода от участия финансовых структур в деятельности ФПГ проявляется через рост финансовой базы за счет увеличения клиентуры, расширение финансовых услуг и операций, повышение кредитоспособности, ускорение обращения финансовых потоков и прохождения платежей в рамках ФПГ.

Наметившаяся тенденция слияния региональных банков делает возможным их участие в ФПГ Коммерческий банк „Сияжар" и коммерческий банк пенсионного финансирования „Мордовия" вошли в состав более крупного коммерческого банка Мордовии — „ Мордовпромстройбанк", Все остальные республиканские банки будут функционировать в качестве филиалов крупнейших российских банков.

Подготовлен законопроект, разрешающий включение в состав ФПГ более одного банка, что, безусловно, стимулирует слияние банковского и промышленного капитала, позволяя заинтересовать все большее количество финансовых структур в альянсе с промышленными предприятиями. Кроме ,того, как показал кризис 17 августа 1998 года, именно банки, связанные с реальным сектором экономики, оказались наиболее устойчивыми и жизнеспособными.

Создание Мордовской светотехнической ФПГ откроет доступ в ассоциацию финансово-промышленных групп, в которой представлены интересы практи-

Посту пила 20.01.99.

чески всех официально зарегистрированных групп.

Целями ассоциации являются: защита прав и законных интересов своих члрнов, выработка общих позиций в реформировании экономики, отстаивание и защита интересов членов ассоциации в органах власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направлениями работы ассоциации являются:

— создание системы консолидированной отчетности и налогообложения в России и за рубежом;

— изучение российского и зарубежного опыта деятельности ФПГ;

— конкретные вопросы функционирования групп;

— расширение круга членов ассоциации.

В дальнейшем развитие Мордовской светотехнической ФПГ может пойти по следующим направлениям:

1) создание ФПГ на базе электротехнической отрасли Мордовии (в состав которой могут войти „Электровыпрямитель", „Сарансккабель" и другие предприятия);

2) создание научно-промышленно-финансовой группы (например, путем включения Мордовского государственного университета) с целью ведения научных разработок прикладного характера;

3) создание межрегиональной и межгосударственной ФПГ (путем включения не только отраслевых предприятий, но и предприятий-смежников).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.