возможно ли в России здоровьеформирующее образование?
УДК/UDC 37.037.1+796
Поступила в редакцию 20.05.2015 г.
Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор В.И. Загвязинский1
Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей1
1 Тюменский государственный университет, Тюмень
THE POTENTiAL OF HEALTH FORMING EDUOATiON iN RUSSiA
Academician of RAE, Professor, Dr.Hab. V.I. Zagvyazinskiy1 Professor, Dr.Hab. I.V. Manzheley1
1 Tyumen State University, Tyumen
Информация для связи с автором: mangeley60@mail.ru
Аннотация Annotation
В статье раскрыт ряд назревших, но пока не решенных проблем отечественного образования в контексте формирования здоровья учащихся. Приводятся данные о состоянии здоровья подрастающего поколения и реальные меры, направленные на формирование здоровья и совершенствование физического воспитания обучающихся.
Усилия государства привести образование в соответствие с вызовами постиндустриальной культурной эпохи нередко в силу недостаточной научной проработанности сводились к «непоследовательному революционизированию». Делалось многое, но зачастую «по образцу» и не всегда во благо здоровья и реализации личностного потенциала учащихся, хотя надежды на обоснованные здоровьеформирующие «динамические перемены» у педагогической общественности, родителей и детей все-таки есть! В числе стратегических целей обозначены: ориентация на гуманистические ценности, утверждение приоритетной роли образования в социально-экономическом развитии общества и государства, приоритет воспитания, в том числе физического, в структуре самого образования.
Ключевые слова: здоровье учащихся, тенденции развития отечественного образования и физического воспитания, стратегические цели здоровье-формирующего образования и физического воспитания.
The paper deals witj a number of pressing but unresolved issues of national education in the context of formation of students' health. The data on the state of health of the rising generation and specific measures to promote health and improve physical education of students are provided. The state's efforts to bring education into line with the challenges of the postindustrial cultural era, often because of insufficient scientific elaboration, came down to «inconsistent revolutionization». A lot was done, but often «following the form» and not always for the good health and realization of personal potential of students, although there is still hope for reasonable health forming «dynamic changes» in the teaching community, in parents and children! Among the strategic objectives are as follows: focus on humanistic values, assertion of the priority role of education in the socio-economic development of society and state, the priority of education, including physical one, in the structure of education itself.
Keywords: health of pupils, development trend of national education and physical education, strategic objectives of health forming education and physical education.
Введение. В 2010 г стартовала Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», задачами которой стали переход на новые стандарты образования, поддержка талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, создание современной инфраструктуры школы и укрепление здоровья учащихся. В 2012 г после всенародного обсуждения введен в действие новый «Закон об образовании», в 2014 г педагогической общественностью активно обсуждался, а затем был принят «Профессиональный стандарт педагога».
Цель исследования - провести анализ проблем отечественного образования в контексте формирования здоровья учащихся и определить пути их решения.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный нами теоретический анализ показал, что гуманистическая парадигма была в значительной степени подменена
рыночной, образовательная деятельность во многом сведена к услугам, а назначение образовательной сферы согласно распоряжениям ряда высокопоставленных чиновников -к обслуживанию текущих запросов экономики.
Негласно, но последовательно стала проводиться установка на экономию и без того весьма скромных затрат на образование (у нас - 3,5 % ВВП, в США - 12%, в развитых странах Европы - 5-7 %). Видимо, в значительной мере неэффективность реформ определилась субъективными факторами, произвольными, не просчитанными, научно не обоснованными, не прошедшими экспериментальной апробации решениями.
Взвешенный научный подход нередко заменялся бессистемной чередой административных реформ, которые зачастую проводились по принципу «Тришкина кафтана» (усилить гуманитарное образование за счет естественно-на-
учного или наоборот) или по принципу: будем, как на Западе (вариант - на Востоке), при этом выхватывая из опыта зарубежья отдельные средства или элементы (например, тестирование, систему «кредитов» в высшей школе и др.).
Решение о подушевом финансировании образовательных учреждений привело к ликвидации почти 17 тыс. сельских школ - во многих поселениях последнего оплота культуры, потому что клубы, библиотеки, медицинские пункты там были ликвидированы еще раньше, а значит, этим поселениям, по существу, был вынесен вердикт о ликвидации. Чтобы повысить зарплату учителям, резко увеличивали их нагрузку, сократив штат воспитателей, психологов, социальных педагогов. В принципе в образовательных учреждениях ликвидировали медицинскую службу.
«Взяв за основу идею инклюзивного образования, к которой нужно очень аккуратно подбираться, постепенно создавая для этого условия, в ряде регионов закрыли все кор-рекционные школы VN-VШ вида, больных детей из этих школ перевели в обычные классы. Открыли месячные курсы для обучения учителей инклюзивным способам работы. Это только выглядит красиво и гуманно. На самом деле на практике это оскудение образования, так как именно в школах VN-VШ вида как раз и работает основная масса дефектологов и психологов» .
К сожалению, образование ввиду платности многих видов образовательных услуг перестало служить «социальным лифтом» для детей из малообеспеченных семей. Остается нерешенной проблема трудового воспитания школьников и включения старшеклассников в производительный труд.
Апогеем чиновничьего администрирования стала 10-летняя эпопея с разработкой и проведением ЕГЭ, который дезориентировал школу, повернув её в сторону натаскивания на выбор верных ответов при тестировании и ограничивая ориентацию на решение задач воспитания и развития. Затея оказалась чрезвычайно коррупционноемкой, сопровождаемой все более масштабными злоупотреблениями и скандалами. Вся процедура выражает крайнюю степень недоверия к учительству, руководителям образования на местах и самим выпускникам, которые идут на экзамен, как в режимную зону, что нагнетает психологическую напряженность, сопровождается нервными срывами учащихся и педагогов.
Причем самый печальной парадокс всей процедуры заключается в том, что, несмотря на все усовершенствования, задания ЕГЭ не обеспечивают диагностики таких важнейших результатов образования, как самостоятельность школьника, ценностные ориентации, творческие способности, готовность к жизни и многих других. Как говорится, весьма дорогостоящая «игра не стоит свеч» [6].
Изменения, происходящие в российском образовании, весьма не однозначно отразились на сфере физического воспитания детей и молодежи. Нивелирование государственной системы воспитания привело к распространению девиантного поведения, снижению духовности и утрате позитивных идеалов. В связи с этим одной из важнейших для образования и физического воспитания стала задача возрождения системы традиционных российских духовных ценностей (патриотизма, гражданственности, нравственности) и их интеграция с индивидуальными и корпоративными ценностями постиндустриальной культуры (материального благополучия, личной выгоды, свободной конкуренции), что поможет молодому поколению России, сохранив свое лицо, быть успешными и признанными в мировом сообществе.
В сложившейся ситуации идеалы спорта как национальной идеи и «генетическая память победителей» могут помочь России выйти из духовного кризиса. Ведь именно чувство патриотизма, желание победить, гордость за свою страну
объединяют россиян в едином для всех духовном порыве при поддержке национальных сборных команд, выступающих на международной арене. Несомненно, спортивная деятельность обладает мощным воспитательным потенциалом для формирования у молодежи коммуникабельности, патриотизма, целеустремленности, конкурентоспособности, жизнестойкости, а также эталонных моделей поведения через освещение в средствах массовой информации биографических сведений о спортивных и жизненныхуспехах элиты национального спорта, популяризации командно-спортивной этики и «Правил честной игры», расширения возможностей для организации динамичного, эмоционального, здоро-вьеформирующего досуга детей и молодежи [8].
В русле идеи диверсификации массового спорта в России у учащихся основной школы сегодня успешно реализуются такие крупномасштабные проекты, как «СПАРТ» - спортивно-гуманистическое воспитание, «ДРОЗД» - дети России образованны и здоровы, «Олимпийское образование», «Президентские состязания» [5] и различные варианты спортиза-ции физического воспитания [1, 2], в том числе «Школьный спортивный сертификат», «Школьный спортивный клуб» и др.
Причем смещение в общественном сознании акцентов с идеи «здоровьесбережения» на идею «формирования здоровья» [3], в рамках которой более четко обозначена активная и ответственная позиция субъектов деятельности, получило отражение в стандартах всех уровней образования, в том числе дошкольного (2014 г.), и в Положении о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) (2014 г.).
Отрадно, что верность традициям и здравый смысл победили и в системе общего образования на освоение дисциплины «Физическая культура» к двум обязательным часам занятий в неделю удалось добавить третий, а в системе профессионального образования отстоять обязательные занятия в прежнем объеме (по 4 ч в неделю на 1-3-м курсах).
Причем старшеклассники общеобразовательных школ сдают устный экзамен по физической культуре (а по литературе и истории проходят тестирование). Этот экзамен - альтернатива сдаче контрольных упражнений-тестов по физической подготовленности, заложенных в нормативах программ, которые, по данным ряда исследователей [4, 7], реально могут выполнить на оценку «удовлетворительно» 20-30 % учащихся и студентов. Действительно, современному человеку нужно обладать физкультурными знаниями и умениями, но они не должны быть оторваны от опыта реальной здоровьеформирующей, физкультурно-спортив-ной деятельности. Следует понять, что важнее: «быть» или «знать, как быть»? В идеале - и то и другое, но второе без первого ничего не дает!
В федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования «3+» дисциплина «Физическая культура» в блоке 1 разделена на две части: базовую (теория и методика) - 72 ч (2 зачетные единицы) и вариативную (элективные курсы по видам спорта) -328 ч. Все, вроде бы, правильно, но именно здесь - лазейка для «оптимизаторов расписания», которые в случае отсутствия условий для учебно-тренировочных занятий смогут оставить вместо 400-72 ч академических часа, а остальные отдать на самостоятельную работу и подготовку к сдаче норм комплекса ГТО, массовое внедрение которого в образовательных учреждения России планируется с сентября 2015 г.
Идея внедрения ВФСК ГТО с целью стимулирования массовости занятий населения физической культурой и спортом, воспитания патриотизма и обеспечения преемственности в осуществлении физического воспитания, многим
□
и
га у
г.
ч—
. О 0J
■ -О
с га
О (U .с I—
пришлась по душе, тем более что успехи на сочинской Олимпиаде 2014 г вдохновили россиян, актуализировав проблему подготовки спортивного резерва и оздоровления нации. Однако с учетом прежнего опыта «принудиловки» и «приписок» есть у нее и откровенные противники. И чтобы она не стала утопией, на наш взгляд, нужны согласованное взаимодействие нескольких министерств и создание позитивного имиджа идеи ГТО, организация разъяснительной работы с населением об актуальности проблемы формирования здоровья, добровольности, доступности и мотивационной проработанности (системе бонусов) этой кампании. Причем, поскольку общепризнано, что самым «западающим» физическим качеством современного человека является общая выносливость, важнейшей государственной задачей является строительство малобюджетных плоскостных сооружений, пришкольных стадионов, дворовых площадок, городков ГТО, оборудование пешеходных троп, велосипедных и лыжных трасс.
Заключение. Усилия государства привести образование в соответствие с вызовами постиндустриальной культурной эпохи нередко в силу недостаточной научной проработанности сводились к «непоследовательному революционизированию». Делалось многое, но зачастую «по образцу» и не всегда во благо здоровья и реализации личностного потенциала учащихся, хотя надежды на обоснованные здоровье-формирующие «динамические перемены» у педагогической общественности, родителей и детей все-таки есть! Что же необходимо предпринять?
• Вернуть образовательную политику в русло реализации гуманистической парадигмы, гармонически сочетающей интересы развития личности, сохранения и формирования здоровья всех участников образовательного процесса, с одной стороны, и интересов общества, государства, решения актуальных и перспективных задач социального развития - с другой (социально-личностная ориентация образования).
• Скоординировать взаимодействие министерств образования, спорта и здравоохранения для реализации межведомственных, сетевых проектов и программ, ориентированных на формирование здоровья, реализацию физического и духовно-нравственного потенциала россиян, в частности для внедрения ВФСК ГТО.
• Добиться реального приоритета воспитательных и оздоровительных целей образования на основе создания в образовательных учреждениях здоровьформирующей среды, разработки и внедрения программ, проектов, рационального режима труда и отдыха, утверждения здорового образа жизни детей, молодежи и педагогической общественности.
• Ослабить административный нажим на образовательные учреждения и педагога, предлагать только научно обоснованные и экспериментально проверенные нововведения, сочетая инициативу сверху с поощрением творческой инициативы «снизу». Отменить обязательность ЕГЭ во всех типах учебных заведений, разработав систему комплексного мониторинга процесса и результатов образования.
• Осуществить не только нормативное, но и реальное смещение целевых ориентиров физического воспитания с «авторитарной физподготовки» на формирование физической и спортивной культуры, спортивного стиля жизни детей и молодежи, а также тщательное проектирование поливариативного (спортизированного; здоровьефор-мирующего; адаптивного и др.) содержания физического воспитания с учетом внутренних (возможности и потребности обучающихся) и внешних (требования стандарта,
социокультурные традиции, ресурсное обеспечение и др.) условий.
• Совершенствовать систему профессионального образования, повышения квалификации педагогов-предметников и спортивных педагогов с целью подготовки к интегративному здоровьеформирующему воспитательно-образовательному процессу, к дифференцированной работе с различным контингентом детей, имеющих как ограниченные возможности здоровья, так и кондиционно-двигательную одаренность.
Литература
1. Бальсевич В.К. Конверсия основных положений теории и спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 6. - С. 15.
2. Бальсевич В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - №
5. - С. 19-20.
3. Бальсевич В.К. Здоровьесберегающая функция образования /В.К. Бальсевич // Образовательная политика.- 2007. - № 6. - С. 4.
4. Буров А.Э. Результаты мониторингового исследования двигательного развития студенческой молодежи на основе апробации физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / А.Э. Буров, О.А. Ерохина, О.В.Федорова, Т.В. Соколкова // Фундаментальные исследования: Педагогические науки. -2014. - №
6. - С. 1278-1281.
5. Вавилов Ю.Н. Спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания» (авторский проект) / Ю.Н. Вавилов, Д.Ю. Вавилов // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 6. - С. 51-54.
6. Загвязинский В.И. Актуальные проблемы развития отечественного образования / В.И. Загвязинский // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 9. - С. 7-16.
7. Лубышева Л.И. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников / Л.И. Лубышева, А.В. Малинин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2013. - № 6. - С. 16.
8. Манжелей И.В. Задачи физического воспитания в контексте тенденций развития современного образования / И.В. Манжелей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2013. - № 3. - С. 10-14.
References
1. Bal'sevich, V.K. Konversiya osnovnykh polozheniy teorii i sportivnoy podgotovki v protsesse fizicheskogo vospitaniya (Conversion of main provisions of theory and sports training in physical education) / V.K. Bal'sevich, G.G. Natalov, Yu.K. Chernyishenko // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2007. - № 6. - P. 15.
2. Bal'sevich, V.K. Sportivno-orientirovannoe fizicheskoe vospitanie: obrazovatel'ny i sotsial'ny aspekty (Sports-centered physical education: educational and social aspects) / V.K. Bal'sevich, L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2004. - № 5. - P. 19-20.
3. Bal'sevich, V.K. Zdorovesberegayushchaya funktsiya obrazovaniya (Health promoting function of education) /V.K. Bal'sevich // Obrazo-vatel'naya politika.- 2007. - № 6. - P. 4.
4. Burov, A.E. Rezul'taty monitoringovogo issledovaniya dvigatel'nogo razvitiya studencheskoy molodezhi na osnove aprobatsii fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (Results of monitoring study of motor development of students with regard to testing of physical culture and sports complex «Ready for Labor and Defense») / A.E. Burov, O.A. Erohina, O.V.Fedorova, T.V. Sokolkova // Funda-mental'nye issledovaniya: Pedagogicheskie nauki. -2014. - № 6. - P. 1278-1281.
5. Vavilov, Yu.N. Sportivno-ozdorovitel'naya programma «Prezidentskie sostyazaniya» (avtorskiy proekt) (Health and fitness program «Presidential contests» (author's project)) / Yu.N. Vavilov, D.Yu. Vavilov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 1997. - № 6. - P. 51-54.
6. Zagvyazinskiy, V.I. Aktual'nye problemy razvitiya otechestvennogo obrazovaniya (Actual issues of development of national education) / V.I. Zagvyazinskiy // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo univer-siteta. - 2014. - № 9. - P. 7-16.
7. Lubysheva, L.I. Issledovanie osobennostey zdorov'ya i povedeniya rossiyskikh shkol'nikov (Study of features of health and behavior of Russian schoolchildren) / L.I. Lubysheva, A.V. Malinin // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2013. - № 6. - P. 16.
8. Manzheley, I.V. Zadachi fizicheskogo vospitaniya v kontekste tenden-tsiy razvitiya sovremennogo obrazovaniya (Objectives of physical education in context of development trends of modern education) / I.V. Manzheley // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2013. - № 3. - P. 10-14.