Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНО ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА ПОБЕДИТЬ ТУРЕЦКИЙ ALL INCLUSIVE?'

ВОЗМОЖНО ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА ПОБЕДИТЬ ТУРЕЦКИЙ ALL INCLUSIVE? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ / СИСТЕМА "ВСЕ ВКЛЮЧЕНО" / ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ / DEVELOPMENT OF TOURIST GROWTH / ALL-INCLUSIVE SYSTEM / SWITCHING OF TOURIST FLOWS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кормишова Аида Васильевна, Колобкова Валентина Алексеевна

Настоящая статья рассматривает причины популярности среди российских туристов отдыха на курортах Турции, с точки зрения возможности применения зарубежного опыта в российских условиях в целях развития отечественной индустрии туризма. Развитие кризисных явлений в мировой экономике, наряду с нестабильностью в ряде стран популярных туристических направлений, вызванной внутренними конфликтами, неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и обострением напряжения в местных социумах, а также, необходимость развития внутреннего туризма в целях перенаправления потребительских расходов россиян с внешних рынков на внутренние в рамках стимулирования экономики, заставляют искать технологии эффективного развития системы туристических услуг внутри страны, способных составить конкуренцию зарубежным направлениям. Соответственно, необходимо четкое понимание причин, позволяющих иностранным туристическим предприятиям предлагать российским туристам тот объем и качество услуг, ради которых граждане нашей страны готовы ежегодно отправляться за границу, порой, несмотря на потенциальные трудности и даже угрозы личной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS IT POSSIBLE FOR THE DOMESTIC TOURISM INDUSTRY TO DEFEAT TURKISH ALL INCLUSIVE?

This article considers the reasons for the popularity among Russian tourists of holidays in the resorts of Turkey, in terms of the possibility of applying foreign experience in Russian conditions in order to develop the domestic tourism industry. Development of crisis phenomena in the world economy along with instability in a number of countries popular tourist destinations, Caused by internal conflicts, adverse epidemiological conditions and increased tension in local societies, And the need to develop domestic tourism in order to redirect Russian consumer spending from foreign markets to domestic markets as part of economic stimulus, They are forced to seek technologies for the effective development of the system of tourism services within the country, which can compete with foreign destinations. Accordingly, it is necessary to have a clear understanding of the reasons why foreign tourist enterprises can offer Russian tourists the volume and quality of services for which citizens of our country are ready to travel abroad annually, sometimes despite potential difficulties and even threats to personal security.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНО ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА ПОБЕДИТЬ ТУРЕЦКИЙ ALL INCLUSIVE?»

УДК 332

DOI 10.23672^8473-3841-8917^

Кормишова Аида Васильевна

кандидат экономических наук, доцент,

кафедра управления в международном бизнесе и индустрии туризма, Государственн ы й университет управления аidakorm@ mail.ru

Колобкова Валентина Алексеевна

кандидат экономических наук, доцент,

кафедра управления в международном бизнесе и индустрии туризма, Государственный университет управления ninc@list.ru

Aida V. Kormishova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management in the International Business and Tourism Industries, State University of Management aidakorm@ mail.ru

Valentina A. Kolobkova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management in the International Business and Tourism Industries, State University of Management ninc@list.ru

Возможно ли отечественной индустрии туризма победить турецкий all inclusive?

Is it possible for the domestic

tourism industry to defeat turkish all inclusive?

Аннотация. Настоящая статья рассматривает причины популярности среди российских туристов отдыха на курортах Турции, с точки зрения возможности применения зарубежного опыта в российских условиях в целях развития отечественной индустрии туризма. Развитие кризисных явлений в мировой экономике, наряду с нестабильностью в ряде стран популярных туристических направлений, вызванной внутренними конфликтами, неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и обострением напряжения в местных социумах, а также, необходимость развития внутреннего туризма в целях перенаправления потребительских расходов россиян с внешних рынков на внутренние в рамках стимулирования экономики, заставляют искать технологии эффективного развития системы туристических услуг внутри страны, способных составить конкуренцию зарубежным направлениям. Соответственно, необходимо четкое понимание причин, позволяющих иностранным туристическим предприятиям предлагать российским туристам тот объем и качество услуг, ради которых граждане нашей страны готовы ежегодно отправляться за границу, порой, несмотря на потенциальные трудности и даже угрозы личной безопасности.

Ключевые слова: развитие туристической отрасли, система «все включено», переключение туристических потоков.

Annotation. This article considers the reasons for the popularity among Russian tourists of holidays in the resorts of Turkey, in terms of the possibility of applying foreign experience in Russian conditions in order to develop the domestic tourism industry. Development of crisis phenomena in the world economy along with instability in a number of countries popular tourist destinations, Caused by internal conflicts, adverse epidemiological conditions and increased tension in local societies, And the need to develop domestic tourism in order to redirect Russian consumer spending from foreign markets to domestic markets as part of economic stimulus, They are forced to seek technologies for the effective development of the system of tourism services within the country, which can compete with foreign destinations. Accordingly, it is necessary to have a clear understanding of the reasons why foreign tourist enterprises can offer Russian tourists the volume and quality of services for which citizens of our country are ready to travel abroad annually, sometimes despite potential difficulties and even threats to personal security.

Keywords: development of tourist growth, all-inclusive system, switching of tourist flows.

На протяжении длительного периода во времена СССР отечественная индустрия туризма с точки зрения конкуренции пребывала в тепличных условиях, поскольку спрос постоянно

превышал предложение, что особенно проявлялось в отношении курортных предприятий, функционировавших в прибрежной зоне Черного и Балтийского морей. Соответственно, развитие

туристических сервисов и стандарты качества определялись не конкурентной борьбой за потребителя, как в большинстве государств, а исключительно административными понуждающими мерами. Кроме того, советская индустрия туризма практически никак не боролась за привлечение иностранных туристов, поскольку общая закрытость страны от такой необходимости попросту освобождала.

Системные изменения, произошедшие в постпе-рестроичный период, в итоге, открыли россиянам рынки туристических услуг иностранных государств, при этом особенную популярность снискали недорогие, но предлагающие весьма разнообразный набор услуг курорты Египта Туниса и Турции. Шведские столы с разнообразным питанием, включенный в стоимость тура алкоголь, обилие недорогих лавок и магазинов, реализующих самый широкий выбор товаров, а также, теплый климат настолько полюбились отечественным туристам, что ни обострение внутренней обстановки в Тунисе и Египте в 2011-2015 годах, ни террористическая атака на самолет с российскими гражданами 31 октября 2015 года и последующий запрет российских властей на реализацию турпутевок в Египет, не остановили наших соотечественников, желающих провести отпуск в отелях этих стран по системе «все включено». Безусловно, отечественный турбизнес последние 30 лет тоже не стоял на месте и предпринимал попытки использовать зарубежные приемы и опыт привлечения потребителей, в том числе внедряя систему аПчпЫиэме, однако, до настоящего времени констатировать конкурентоспособность отечественных курортов с иностранными по показателю цена/качество по-прежнему не приходится. Тем не менее, задачи развития экономики и эффективного стимулирования внутреннего спроса предусматривают, в том числе, и максимальное перенаправление потребительских расходов в сфере туризма с внешних рынков на внутренний.

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям ^ТТС), в 2018 году расходы россиян на международные поездки приблизились к 35 миллиардам долларов, при этом благодаря географическому положению, климату и активной работе турецких туроператоров, именно Турецкие курорты стали наиболее востребованными местами отдыха для российских туристов, выезжающих за рубеж [1]. Согласно исследованию ПАО «Сбербанк», только совокупные расходы россиян-клиентов данного банка в зарубежных поездках летом 2019 года составили 128,7 миллиарда рублей, а в период с 15 декабря 2019 года по 15 января 2020 г. - еще 30,4 миллиарда без учета стоимости перелета и проживания в стране пребывания [2]. По данным ассоциации турецких туроператоров, количество туристов, прибывших в Анталью из России с 01 января по 15 октября 2019 года, достигло 5,17 миллиона человек, что на 15 % больше, чем годом ранее, при этом средние расходы одного российского туриста на отдыхе в Турции составляют 607 евро [3]. Таким образом, только с января по октябрь 2019 года и только на курортах региона Анталия россиянами

было потрачено более трех миллиардов евро. Перераспределение хотя бы части данных расходов в пользу туристических комплексов, функционирующих в российской юрисдикции, способствовало бы стимулированию экономического роста в соответствующем секторе экономики. Однако реализовать данное перераспределение исключительно запретительными административными мерами невозможно: как показала практика 2016 года, когда наиболее популярные у россиян направления Турции и Египта оказались одновременно закрытыми для прямых турпотоков из страны, это привело не столько к повышению популярности российских курортов, сколько к росту спроса на иные зарубежные направления, а также, к формированию схем обхода существующих запретов, для чего, в частности, использовались туроператоры Беларуси, Казахстана и даже Украины.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание тот факт, что наши соотечественники составили наибольший процент среди иностранцев, посетивших в 2019 году регион Анталия, становится очевидным, что именно Турция сегодня реализует наиболее перспективную стратегию привлечения иностранных турпотоков, показавшую наибольшую эффективность в отношении россиян.

На чем же базируется туристический успех Турции среди граждан России? Благоприятные климатические условия, теплое морское побережье и богатое историческое прошлое, оставившее массу античных и средневековых памятников, безусловно, вносят свой вклад, однако, этого явно недостаточно для обеспечения успешной туристической стратегии. В частности, Италия вполне сопоставима с Турцией по упомянутым показателям, и также является мировым туристическим центром, однако, согласно данным российской ассоциации туроператоров, Италию в 2019 году посетили 1361946 россиян, что на 16,7 % больше, чем годом ранее, а Турцию -6991528 граждан Российской Федерации, что вы ш е показателей 2018 года на 18,5 % [4]. Т.е., в Т у р ц ию россияне ездят не только в пять раз чаще, чем в Италию, но и спрос на отдых в турецких отелях растет быстрее, чем на отдых на Апеннинском полуострове. Безусловно, отдых в Италии в среднем обходится дороже, чем в Турции, однако, только уровнем цен, даже при его отличии в полтора-два раза, более чем пятикратную разницу посещений объяснить нельзя. В тоже время, даже поверхностный анализ организации туристической отрасли Турции позволяет, помимо климатических и историко-культурных факторов, выявить ряд ключевых моментов, привлекающих туристические потоки:

1. Невысокая стоимость туристических услуг, при их достаточно высоком качестве и широком спектре, включая разнообразное питание и бесплатный алкоголь в отелях.

2. Удобные и комфортные условия получения туристических услуг, включая оформление документов и приобретение туров.

3. Развитая туристическая инфраструктура -огромное количество отелей, туристических, логистических фирм, и т.п.

4. Развитая инфраструктура сопровождающей туриндустрии - бары, ночные клубы, дискотеки, хамамы и т.п. в туристических зонах.

5. Развитая торговая инфраструктура в виде магазинов, торговых центров, лавок, рынков и т.п., ориентированная на иностранных туристов.

6. Развитые сельскохозяйственное и промышленное производства ряда товаров широкого потребления, позволяющие за счет больших объемов реализовывать продукцию по низким ценам.

Иными словами, можно констатировать, что успешность турецкой туристической стратегии во многом основана, в первую очередь, на большом объеме предложений гостевых туристических услуг и сопутствующих данным услугам товаров. Как известно, чем выше объем производства, тем ниже себестоимость. И действительно, уже на подлете к аэропорту Анталии из иллюминатора можно наблюдать бескрайние тепличные хозяйства, служащие для круглогодичного производства сельхозпродукции.

Практически любой прибрежный город или поселок региона Анталия, как и любого другого курортного региона, примерно на четверть застроен отелями и другими объектами туристической инфраструктуры, включая рынки и торговые объекты, мощности которых явно избыточны для удовлетворения потребностей только местного населения. Т.е., сельхозпродукция производится в объемах достаточных для удержания низкой себестоимости, и частично реализуется прямо на месте через поставки в развитую систему туристических отелей, благодаря чему, в этих отелях и обеспечивается разнообразие шведских столов.

По сути, турецкий all inclusive выполняет функции сбыта местной сельхозпродукции, причем, с минимальными затратами на транспортировку и хранение. Кроме того, туристический поток, привлекаемый на турецкие курорты, является носителем потребительского спроса и на реализуемую тут же продукцию ряда отраслей турецкой промышленности. Иными словами, Турция

Литература:

1. Hürriyet (Турция): Сколько российские туристы тратят в Турции? «Иносми». URL https:// inosmi.ru/social/20190405/244883869.html (дата обращения 25.05.2020).

2. Эксперты рассказали, сколько россияне тратят за один день за границей «РИА-Новости». URL : https://ria.ru/20200312/1568480929.html (дата обращения 25.05.2020).

3. En Son Haber (Турция): Рекордное число туристов в Анталье. «Иносми». URL https:// inosmi.ru/social/20191025/246087049.html (дата обращения 25.05.2020).

частично замещает внешний экспорт своей продукции импортом потребительского спроса на нее внутрь страны.

Необходимо отметить, что и развитая система отелей, и масштабное производство сельхозпродукции возникли в Турции не сами по себе. На уровне государства с конца 1950-х годов, реализуется последовательная система комплекса мер, направленных на системную поддержку развития туристической отрасли. Государственные структуры не только создают благоприятные условия для строительства отелей, но и вкладывают средства в развитие транспортной инфраструктуры, коммуникаций, обеспечение безопасности, обучение специалистов и т.д.

Анализ приведенных выше фактов показывает, что туристическая отрасль России может попытаться переключить на отечественное побережье Черного моря, частично сопоставимое с Турцией по климатическим условиям, хотя бы долю туристического потока россиян, ежегодно отправляющихся на турецкие курорты, лишь при комплексном соблюдении следующих условий:

1. Снижение цен, что может быть достигнуто в первую очередь за счет увеличения объема услуг.

2. Массированное развитие в зоне транспортной доступности курортных зон Черноморского побережья сельского хозяйства для обеспечения, сопоставимого с турецким, уровня разнообразия гастрономических услуг в зонах отдыха.

3. Обеспечение комфортных и безопасных условий отдыха для туристов.

4. Развитие транспортной инфраструктуры и коммуникаций.

5. Развитие сопутствующей индустрии развлечений.

Очевидно, что без наличия реализуемых на государственном уровне программ по стимулированию туристической отрасли, переключить на внутренний рынок туристические потоки, выносящие сегодня платежеспособный потребительский спрос в Турецкую республику, вряд-ли является выполнимой задачей.

Literature:

1. Hurriyet (Turkey): How many Russian tourists are spending in Turkey? «Inosmi». URL : https://in-osmi.ru/social/20190405/244883869.html (date of appeal 25.05.2020).

2. Experts told how much Russians spend in one day abroad. «RIA-Novosti». URL : https://ria.ru/ 20200312/1568480929.html (date of appeal 25.05. 2020).

3. En Son Haber (Turkey): Record number of tourists in Antalya. «Inosmi». URL : https://inosmi.ru/so-cial/20191025/246087049.html (date of appeal 25.05.2020).

4. Статистика выезда россиян за рубеж в 2019 году. Официальные данные. Сайт Ассоциации туроператоров. иЯ1- : https://www.atorus.ru/news/ press-centre/new/50475.html (дата обращения 25.05.2020).

4. Statistics of Russian travel abroad in 2019. Official data. Website of the Association of tour operators. URL : https://www.atorus.ru/news/press-cen-tre/new/50475.html (date of appeal 25.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.