► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ВОЗМОЖНА ЛИ ОБУЧАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ?
IS AN EDUCATIONAL TECHNOLOGY TO TEACH ART TO SCHOOLCHILDREN POSSIBLE?
Алиев Юлий Багирович
Главный научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики Института стратегии развития образования Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Aliyev Julii B.
Senior Research Fellow at the Laboratory of Didactics of the Institute for Strategy of Education Development, the Russian Academy of Education, ScD in Education, Professor E-mail: [email protected]
Аннотация. Автор анализирует возможности использования обучающей технологии в процессе художественного образования школьников.
Abstract. The author analyzes the possibilities of using educational technology in the artistic education of pupils.
Ключевые слова: художественное образование, школьники, обучающая технология, возможности обучающей технологии художественного развития школьников.
Keywords: art education, pupils, educational technology, possibilities of educational technology for artistic development of schoolchildren.
Вопрос не столь прост, как может показаться. Искусство - дело тонкое, и вмешательство технологических процессов в формирование у учащихся умений ориентироваться в ценностях искусства, как предполагают многие учителя-художники1, исключает само понятие технологии. Обратимся к этому понятию.
Слово «технология» образовано от греч.: techne - искусство, мастерство, умение; logos - слово, понятие, учение, наука. Технология - знание об искусном, мастерском выполнении определенной деятельности. Однако в массовом педагогическом сознании технология ассоциируется не с мастерством, а скорее с рутиной.
Технологический подход к обучению обнаруживается практически с первых лет существования дидактики, начиная с Я. А. Коменского, считавшего, что «нужно желать, чтобы метод человеческого образования стал механическим, то есть предписывающим все столь определенно, чтобы все, чему будут обучать, <. .> не могло не иметь успеха, как это бывает в хорошо сделанных часах, в телеге, корабле, мельнице и во всякой другой сделанной для движения машине» [1, с. 49].
Как видим, Я. А. Коменским была высказана плодотворная мысль о возможности технологизации процесса обучения. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», а именно: все, чему учат, не может в результате не иметь успеха. Стало быть, великим мастером была сформулирована базисная идея обучающей технологии - идея гаран-тированности результата. Механизм самого обучения, то есть учебный процесс, который гарантированно приводит к намеченным результатам, Коменский называет «дидактической машиной». Для этого механизма он выделил основные шаги:
1. Верно наметить цель обучения.
2. Найти дидактические средства достижения этой цели.
3. Определить правила пользования этими средствами.
Стало быть, в представлении великого педагога существо педагогической технологии представляет собой следующую образовательную цепочку: цель - средства - правила использования средств - запланированный результат.
Переходя к современности, заметим, что термин «педагогические технологии» появился в США вначале как термин «технологии образования». Понятие «педагогическая технология» стало активно применяться лишь в начале 1960-х гг. в Англии и США. В 1970-е гг. к нему относили все то, что касается активизации и успешной реализации учебного процесса и средств обучения. В отечественной литературе это понятие стало известно в 1970-х гг. в связи с внедрением в школу технических средств обучения. Первые работы, посвященные анализу понятия «технология», принадлежали Т. А. Ильиной [2, с. 43].
Педагогическая технология - это современное направление в отечественной педагогике, в котором ставится задача повысить эффективность образовательного процесса и гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Педагогическая технология выявляет принципы и разрабатывает приемы оптимизации образовательного процесса, предусматривает анализ факторов, повышающих образовательную
1 Понятие «учитель-художник» в контексте этого материала означает то, что речь идет об учителе, ведущем один из курсов художественного цикла.
эффективность. Специфика современной педагогической технологии, элементом которой является обучающая технология, состоит в том, что в ней конструируется и реализуется учебный процесс, гарантирующий достижение поставленных целей.
Известны многочисленные функции педагогической технологии, среди которых, как показывает школьный опыт, базовыми являются организационно-деятельностная, рефлексивная и коммуникативная. В свою очередь, общее понятие «педагогическая технология», имеет как минимум три аспекта:
• научный, как часть научного знания;
• процессуально-описательный, раскрывающий процесс достижения целей обучения;
• процессуально-действенный, на основе которого реализуется сам педагогический процесс.
Три уровня реализации образовательного процесса осуществляются в опоре на педагогическую технологию: общепедагогический, частнометодический и локальный.
Педагогическая технология в современном понимании - это человеконаправлен-ная, гуманитарная технология, обладающая существенными особенностями. Так, далеко не всякое явление в сфере образования может быть технологичным: конечная успешность обучения, особенно в сфере художественного образования, может определяться не столько технологическом подходом правильной направленности, сколько эстетическим талантом и мастерством педагога-художника.
Педагогическая технология, будучи использованной в сфере приобщения учащихся к искусству, не всегда гарантирует высокий уровень достижения дидактико-художест-венного замысла, так как на школьника действуют и иные факторы, способствующие или мешающие его художественному развитию; кроме того, значимый художественно-воспитательный результат работы педагога-художника не всегда заметен в ближайшее время. При этом в одних случаях технология вырастает из теории, в других - из школьной практики. Во всяком случае, деятельность учителя-художника через какое-то время всегда должна быть понята и научно претворена в технологических операциях, которые помогли бы с большой вероятностью достигать намеченных целей.
В современной литературе по педагогическим технологиям нет единства в понимании задач и возможностей обучающей технологии. Яркое представление об этом феномене дают работы В. П. Беспалько. Так, он утверждал, что технология и искусство активно разделяются на основе базовых оснований: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала» [3, с. 223].
По мысли ученого, пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство учителя. Затем возникает коллективное мастерство учительского сообщества, выражением которого является технология. Заметим для себя, что автор решительно разделяет искусство как результат интуиции, способностей и соответствующей художественной подготовки и технологию как совокупность способов организации учебного процесса, а также последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной
деятельностью учителя-практика и направленных на достижение поставленных целей. Трудно в принципе не согласиться с подобным тезисом.
Безусловно, важным для понимания феномена педагогической технологии представляется следующее утверждение М. В. Богуславского: «...Такое понятие, как "педагогическая технология", <...> в нашей стране. получило. широкий смысл и стало прилагаться ко все более широкому кругу образовательных процессов. Сегодня развернутая педагогическая технология должна включать в себя предписания о способах деятельности, условиях, в которых эта деятельность осуществляется, и средствах осуществления этой деятельности» [4, с. 127]. Автор и в дальнейшем придерживается собственной позиции в понимании термина «педагогическая технология» [5, с. 176].
Перейдем теперь к характеристике различных технологий, как «обучающих», так и более общих - «педагогических», хотя границы этих понятий весьма размыты: в обоих случаях, как показывает обзор источников, авторы подразумевают прежде всего технологии обучения. Тем не менее в литературе встречаются утверждения, что существует принципиальная разница между педагогической и обучающей технологией, что обусловлено смещением акцента направленности одной и другой.
Типичный представитель подобного разделения технологий В. М. Монахов трактует главное отличие обучающей технологии от технологии педагогической в том, что при этом происходит смещение акцента с вопроса «почему?» (педагогическая технология) на вопрос «как?» (обучающая технология). С такой позицией тоже трудно не согласиться. В свою очередь, обучающие технологии по характеру содержания и структуры большинством авторов делятся на общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, отраслевые и частнопредметные.
Примечательно, что ставшие популярными технологии разноуровневого и модульного обучения принадлежат, согласно одной интерпретации, к группе технологий традиционного обучения, наряду с объяснительно-иллюстративным обучением, а согласно другой - к этой группе отнесены только объяснительно-иллюстративные технологии. На самом же деле, все попытки модернизации традиционного обучения, в конечном счете, не решают проблему его позитивного преобразования. По своей сути и разноуровневое и модульное обучение остаются хотя и более прогрессивными, но все-таки традиционными, поскольку они направлены прежде всего на то, чтобы «подладить» ученика под существующее содержание образования. Ученик при этом практически лишен права выбора. Справедливости ради заметим, однако, что представленные технологии все же реализуют вариативный компонент образования, заключающийся в выборе содержания, хотя и в границах учебных программ.
Обучающие технологии невозможно рассматривать вне контекста конкретной образовательной системы. К сожалению, понятием «обучающая технология» обозначают и достаточно известные дидактические средства, и даже отдельно взятые методические приемы. Подавляющее большинство обучающих технологий имеют одного или нескольких авторов и потому не совсем корректно выглядят утверждения, что тот или иной учитель работает по своей собственной технологии. В этих случаях речь скорее идет об авторских приемах или методических находках.
Переходя непосредственно к проблеме возможности использования обучающих технологий в процессе художественного образования школьников отметим одно полезное замечание И. А. Осмоловской, касающееся вопроса оснащения активной деятельностью субъект-субъектных отношений в информационно-образовательной среде: «В соответствии с преобладанием в процессе обучения в условиях информационно-образовательной среды субъект-субъектных отношений, специфику приобретают методы и технологии обучения, характерной особенностью которых в информационно-образовательной среде становится возможность обеспечения учащихся активной деятельностью» (выделено нами. - Ю. А.) [6, с. 37].
После приведенных ссылок и пояснений само понятие обучающей технологии в сфере школьного художественного образования как элемента общепедагогической технологии получает определенность. Наиболее общее понимание обучающей технологии трактует ее как оптимально созданную систему педагогической деятельности, используемую для позитивного преобразования окружающей художественно-образовательной среды. Такое понимание обучающей технологии дает прямой и положительный ответ на вопрос, поставленный в названии нашего материала: «Возможна ли обучающая технология художественного образования школьников?» Да, такая технология возможна. Речь, однако, идет о том, чтобы выявить сферу художественного образования, где бы возможности обучающих технологий были бы уместны и наиболее результативны.
Многолетний опыт нашей работы в школе со всей очевидностью свидетельствует, что это - сфера подготовки дидактических средств для реализации конечной цели художественного образования - становления личной художественной культуры обучающегося в его социально-дидактическом своеобразии. Личная художественная культура обучающегося - это приобретенный в ходе учения индивидуальный социально-художественный опыт личности, обусловливающий возникновение и удовлетворение ею высоких эстетических потребностей.
Вместе с тем это и интегративное свойство личности учащегося, главнейшие показатели которого:
• художественная развитость - привитая любовь к искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в его высоких образцах, эстетическая наблюдательность;
• художественная образованность - вооруженность способами эстетической, художественной деятельности, искусствоведческими знаниями, опытом творческого действования и эмоционально-ценностного отношения к искусству, «открытость» новым искусствоведческим знаниям, образцам искусства XXI в., развитость эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным явлениям современного художественного творчества.
Художественная культура школьника формируется в ходе художественного воспитания как процесса, детерминирующего развитие способности чувствовать, понимать, любить и оценивать явления искусства, наслаждаться ими, эмоционально положительно воспринимать образцы высокого художественного творчества, испытывая потребность в систематическом общении с ними. Обучающая технология в этом процессе, безусловно, играет ведущую роль, которая представляется особо значимой на этапе накопления художественного материала и освоения базовых художественных знаний.
Представляется необходимым продемонстрировать специфику обучающей технологии, используемой в приложении к дидактике художественного образования школьников. Школьный опыт показывает, что в данном случае перспективная обучающая технология - это прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая на базе приобщения к искусству реальное взаимодействие педагога-художника с детьми посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности» средствами искусства.
Человек и общество развиваются, как известно, лишь приумножая культурные ценности, осваивая их и поднимаясь к новым вершинам культуры. Художественная культура личности учащегося, к примеру, выступает как мера его цивилизованности. Современная перспективная обучающая технология открывает новые возможности для совершенствования художественно-педагогического процесса. Она позволяет с большей определенностью предсказывать результаты обучения и управлять педагогическим процессом; обеспечивать благоприятные условия для эстетического развития личности, оптимально использовать имеющиеся художественные ресурсы; выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии приобщения к искусству.
Вместе с тем технологический подход к художественному образованию нельзя считать универсальным. Его задача - оптимально дополнять педагогические подходы к становлению художественной культуры ученика. И сегодня успешно продолжает использоваться понятие «Методика художественного образования». Ее мы представляем как частный элемент дидактики, нацеленной на приобретение актуальной совокупности знаний о принципах, содержании, методах, средствах, формах учебного процесса, характерных для дисциплин художественного цикла и обеспечивающих решение поставленных задач.
Демонстрируя сегодняшнюю панораму художественного образования школьников, считаем необходимым еще раз отметить, что далеко не все ученые-педагоги, разрабатывающие систему художественного образования школьников, положительно отнеслись к введению в этот процесс понятия «технология», считая, что по отношению к эстетическому становлению личности, чем, собственно, и занимаются учителя-художники, его применить невозможно. Через некоторое время, однако, термин «технология», несмотря на некоторое сопротивление, стал использоваться очень широко. В практике школьного художественного образования стали, подчас неправомерно, называть технологией все, что делает педагог на уроке искусства. Слово «технология» во многом вытеснило привычные понятия, такие как «дидактика», «методика», «метод», «прием». Рассматриваемое новое понятие сегодня используется в самых различных сочетаниях.
Да и сам технологический подход в приложении к дидактике школьного художественного образования прошел три стадии развития:
1) эмпирическую - обобщение опыта успешных учителей-художников;
2) алгоритмическую - проектирование алгоритмов художественной деятельности учителя и учеников;
3) стохастическую - проектирование вероятностных алгоритмов управлению художественной деятельностью учеников.
Вместе с тем обучающая технология сегодня является, по существу, компонентом профессиональной компетентности педагога, ведущего курсы по искусству. Она опирается
на педагогическое сознание и педагогическую технику, на осознание собственного личностного феномена - «какой я педагог?». И это правильно. Вот почему прежде, чем использовать тот или иной технологический прием, учитель-художник призван соотносить его со своей педагогической типологией, индивидуальной профессиональной «Я-концеп-цией», окрашивать своей индивидуальностью, продумывая, для чего он предполагает использовать тот или иной технологический прием, что дает это использование.
В частнодидактической системе школьного художественного образования опора на перспективную обучающую технологию обеспечивает школьнику освоение базовых видов знаний по искусству:
• опорные термины и понятия искусствоведения, равно приложимые ко всем видам и жанрам художественного творчества;
• знания о явлениях повседневной «художественной действительности», позволяющие предметно анализировать вопрос взаимосвязи искусства и жизни индивида, формах, видах и значении этой взаимосвязи;
• понятия о стержневых закономерностях искусства, раскрывающие взаимосвязи между художественным творчеством и жизнью, между отдельными видами и жанрами искусства, между художественным и эстетическим сознанием, между видами художественной деятельности;
• основы искусствознания как теории художественного творчества, раскрывающей систему знаний об искусстве, его особенностях и сфере использования в жизни современного человека;
• о способах художественной деятельности, ведущих к художественному и эстетическому развитию личности обучающегося (восприятие, анализ, создание (копирование) и воссоздание (исполнение), творчество);
• художественно-ориентационные знания, развивающие вкус, потребностную и идеальную сферы.
Результативное управление художественным образованием школьников с позиции дидактического знания и на основе обучающей технологии предполагает:
• целенаправленное руководство деятельностью учителей, ведущих школьные курсы художественного цикла, осуществляющих этот процесс и использующих те или иные виды обучающей технологии и формы художественного образования;
• координацию деятельности школьных учреждений и учреждений дополнительного образования, организаций различной ведомственной принадлежности (учреждения образования, дома детского творчества, летние оздоровительные центры, клубы и объединения).
В свою очередь, художественно развитая с помощью перспективной обучающей технологии личность подростка, как показывает наше исследование в московской школе-интернате № 16, проявляет в ходе восприятия и исполнения образцов искусства качества, гуманизирующие в целом его отношение к миру, товарищам-одноклассникам, родителям:
• творческое владение историей искусства, объективность и компетентность суждений;
• развитое чувство формы в единстве с содержанием произведения, оценка взаимосвязей содержания и формы;
• активное ассоциирование художественного «события» с собственным жизненным, эмоциональным опытом;
• индивидуальное, самостоятельное и отстраненное (объективное) восприятие авторской позиции.
В дополнение к перечисленным выше качествам художественно-развитой личности следовало бы, по мнению И. Я. Лернера, прибавить следующее качество - проявление дифференцированного подхода в использовании искусства учащимися, вооруженными соответствующими умениями на непосредственно сенсорно-эмоциональном уровне, что находит выражение в «насмотренности» - в изобразительном искусстве, «наслышанно-сти» - в музыке, «начитанности» - в литературе.
Заключая анализ перспективных обучающих технологий приобщения к искусству современных школьников и положительно ответив на вопрос, поставленный в заглавии «Возможна ли обучающая технология художественного образования школьников?», хочется особо подчеркнуть то обстоятельство, что все компоненты педагогического мастерства учителя-художника, органически связанные с системой педагогических функций, объективно необходимы и образуют целостность, представляющую технологическое единство. Ибо отсутствие лишь одного компонента в этой целостности нарушает всю цепь технологий, педагогических умений, способностей и искусности учителя-художника. Лишь единая технологическая система педагогического мастерства может ответить на вопрос, каким должен быть образцовый учитель-художник. И в этой системе все одинаково значимо, все неотъемлемо. Мастерство педагога-художника неотделимо от объективной структуры его деятельности, то есть от функций «проводника в мир искусства», взятых в системе, и от технологии решения учебно-художественных задач.
Высказанные выше соображения о перспективной обучающей технологии школьного художественного образования рассчитаны не на тех, кто ждет рецептов, а на творцов педагогики искусства, которые всегда чувствительны ко всему новому.
Список литературы
1. Коменский, Я. А. Великая дидактика [Текст] / Я. А. Коменский. - М.: Педагогика, 1989.
2. Ильина, Т. А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике [Текст] / Т. А. Ильина // Советская педагогика. - 1971. - № 9.
3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1990.
4. Богуславский, М. В. Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины XX века) [Текст] / М. В. Богуславский. - М., 2008.
5. Богуславский, М. В. Методология и технология образования (историко-педагоги-ческий контекст) [Текст] / М. В. Богуславский. - М., 2007.
6. Осмоловская, И. М. Моделирование процесса обучения в информационно-образовательной среде [Текст] / И. М. Осмоловская // Основные тенденции развития образования: теория и практика: сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И. М. Осмоловской, Н. А. Шарай; сост. Н. В. Мунина. - М.: ФБНУ «ИСТО РАО», 2014.
References
1. Komenskiy Ya. A. Velikaya didaktika. Modcow: Pedagogika, 1989.
2. Ilyina T. A. Ponyatie "pedagogicheskaya tekhnologiya" v sovremennoy burzhuaznoy peda-gogike. Sovetskaya pedagogika. 1971, No. 9.
3. Bespalko V. P. Slagaemye pedagogicheskoy tekhnologii. Moscow: Pedagogika, 1990.
4. Boguslavskiy M. V. Innovatsionnyy potentsial razrabotki teorii soderzhaniya obrazovaniya i obrazovatelnykh tekhnologiy (v otechestvennoy pedagogike vtoroy poloviny XX veka). Moscow, 2008.
5. Boguslavskiy M. V. Metodologiya i tekhnologiya obrazovaniya (istoriko-pedagogicheskiy kontekst). Moscow, 2007.
6. Osmolovskaya I. M. Modelirovanie protsessa obucheniya v informatsionno-obrazovatelnoy srede. In: Osnovnye tendentsii razvitiya obrazovaniya: teoriya i praktika. Proceedings of All-Russian scientific-practical Conference. Moscow: FBNU "ISTO RAO", 2014.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 4