Научная статья на тему 'Возмещение утраченного: передача спецпереселенцам-калмыкам скота и зерна в Омской и Тюменской областях (1944-1947) годы'

Возмещение утраченного: передача спецпереселенцам-калмыкам скота и зерна в Омской и Тюменской областях (1944-1947) годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПОРТАЦИЯ / DEPORTATION / РЕПРЕССИИ / REPRESSION / СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ-КАЛМЫКИ / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / OMSK REGION / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / TYUMEN REGION / ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА / GOVERNMENT RESOLUTION / SPECIAL KALMYK MIGRANTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Александр Сергеевич

В статье на примере реализации одного из постановлений правительства исследуется проблема возмещения в условиях спецпоселения имущества, оставленного калмыками при депортации в местах выселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Иванов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возмещение утраченного: передача спецпереселенцам-калмыкам скота и зерна в Омской и Тюменской областях (1944-1947) годы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 34 (249). История. Вып. 48. С. 69-74.

А. С. Иванов

ВОЗМЕЩЕНИЕ УТРАЧЕННОГО: ПЕРЕДАЧА СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦАМ-КАЛМЫКАМ СКОТА И ЗЕРНА В ОМСКОЙ И ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТЯХ (1944-1947 ГОДЫ)

В статье на примере реализации одного из постановлений правительства исследуется проблема возмещения в условиях спецпоселения имущества, оставленного калмыками при депортации в местах выселения.

Ключевые слова: депортация, репрессии, спецпереселенцы-калмыки, Омская область, Тюменская область, постановление правительства.

При депортации «наказанных» народов правительство объявило о возмещении спецпереселенцам части имущества оставленного при переселении. Однако традиционно принято связывать возмещение оставленного при депортации имущества с процессом ре-абилитации1. Фактически же первая попытка государства возместить ущерб «наказанным» народам была предпринята еще на спецпоселении, т. е. в условиях репрессии. Поэтому процесс возмещения имущества в условиях спецпоселения заслуживает специального изучения в отношении каждого отдельно взятого народа.

Обозначенная проблема изучалась многими исследователями. Так, например, впервые Л. П. Белковец и А. А. Шадт изучают процесс выделения государством скота и зерна спецпереселенцам-немцам в обмен за сданное имущество. Л. П. Белковец, акцентируя внимание на нормативном регулировании возмещения материального ущерба, приводит данные о выделении скота и земли немцам (по Новосибирской области) в первые месяцы после прибытия. Автор отмечает, что «хотя позднее официально выдача скота и не была отменена, но на весь оставшийся военный период практически приостановлена»2. А. А. Шадт по результатам анализа материалов за 1941-1943 гг. приходит к выводу о «практическом невыполнении распоряжений правительства»3.

Н. Ф. Бугай впервые привел общие данные о выдаче скота калмыкам во второй половине 1940-х гг.4 В диссертации Р. Р. Баева приводятся количественные сведения (на конец 1945 г.) о выполнении указанного постановления в отношении народов Калмыкии и Северного Кавказа в целом5. Профессор К. Н. Максимов говорит о фактах изъятия у

калмыков полученного скота за неуплату налогов6. В новейших исследованиях калмыцких историков также существует точка зрения, ставящая под сомнение сам факт выдачи государством спецпереселенцам-калмыкам скота на спецпоселении7.

В региональной Западно-Сибирской историографии изучаемые нами вопросы косвенно затрагиваются в основном при характеристике материально-бытовых условий спецпе-реселенцев-калмыков8.

Анализ литературы показывает, что в историографии отсутствует комплексное описание реализации правительственных решений по возмещению утраченного калмыками при спецпереселении имущества, что, безусловно, мешает более глубокому пониманию политики власти в отношении спецпереселенцев в целом.

В рамках данной статьи для раскрытия поставленной проблемы мы постараемся показать, как проходил в условиях спецпоселения процесс возмещения имущества, оставленного в местах выселения, и его региональные особенности. А также выявить факторы, оказывающие воздействие на реализацию постановления СНК СССР № 627-176 сс от 29 мая 1944 г., на примере калмыцкого народа.

В декабре 1943 - январе 1944 г. в Сибирь были выселены 92963 калмыка9. Омская область (в состав которой до 14 августа 1944 г. входила Тюменская область) приняла значительную часть данного спецконтингента -27088 человек10.

После административно-территориального размежевания и выделения из состава Омской области положение было следующим: в Омской области всего находилось на спецпоселении 9584 калмыка11; в Тюменской области насчитывалось 13758 калмыков12.

В период 1944-1945 гг. СНК было принято 16 постановлений и распоряжений, направленных на улучшение материального положения спецпереселенцев-калмыков и создание предпосылок к их оседанию по месту расселения13.

Особое место среди этих правительственных актов занимает постановление СНК СССР № 627-176 сс от 29 мая 1944 г. «О выдаче скота и продовольственного зерна спецпереселенцам-карачаевцам, чеченцам, ингушам, балкарцам и калмыкам в обмен за принятые от них скот и зерно в местах выселения», на рассмотрении реализации которого мы сосредоточимся в данной статье. В нем зафиксирована одна из немногих попыток власти возместить спецпереселенцам имущество, утраченное при депортации. Каждой семье спецпереселенцев-калмыков полагалось по одной голове крупного рогатого скота, в среднем по 200 кг веса каждая. Разрешалось при отсутствии крупного рогатого скота выдавать в замен его овец и коз по 200 кг живого веса за одну голову крупного рогатого скота. Реализовать его в полном объеме планировалось к концу 1945 г.14

На основании постановления Совнаркома 29 мая 1944 г. было принято решение № 663 сс исполкома Омского областного совета депутатов трудящихся от 22 июня 1944 г. «О выдаче скота спецпереселенцам калмыкам». Списки на выдачу скота составлялись рай-комендантами и утверждались исполкомами райсоветов. Эти же списки являлись окончательно оформленными документами на право получения скота из районных контор Загот-скот15.

Однако данное решение предусматривало выдачу всего скота лишь калмыкам, расселенным на юге Омской области. Всего предполагалось выдать 6630 голов, из них на южные районы современной Тюменской области выделялось 1816 голов крупного рогатого скота для выдачи в индивидуальное пользование из расчета: 200 кг на семью в «живом весе»16. Но вторичное переселение калмыков на Север началось 15 мая 1944 г., следовательно, постановление не отражало реального положения вещей. Исполком облсовета принял к собственному решению «дополнение», которое касалось только северных районов области (Тобольского, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов). На Север предполагалось передать 2630 голов скота17.

Во исполнение следующего пункта постановления СНК от 29 мая 1944 г. Омский областной совет принял 12 июля решение «О выдаче зерна спецпереселенцам-калмыкам в окончательный расчет за принятый от них скот и зерно по месту жительства» № 772 сс18. Председатели исполкомов райсоветов в течение июля 1944 г. были обязаны выдать по спискам, представленным спецкомендантами, единовременно всем спецпереселенцам-калмыкам сверх установленного пайка по 20 кг на едока. Всего к выдаче по Омской области полагалось 527 т зерна19.

В дополнение к постановлению Совнаркома № 627-176 сс были приняты два распоряжения: № 5850-рс «О дополнительном выделении скота согласно постановления СНК СССР № 627-176 сс от 29/У-1944 г.» от 8 апреля 1945 г. и № 1492-340 с «О распределении по колхозам, в которых расселены спецпереселенцы, рабочего скота, выделенного согласно постановления СНК СССР № 627176 сс от 29/У-1944 г.» от 26 июня 1945 г.20

Распоряжением СНК от 8 апреля 1945 г. Наркоммясопром СССР обязан был передать Омскому облисполкому во второй половине 1945 г. 1230 голов крупного рогатого скота, но только для распределения этого скота по колхозам, в которых расселены спецпереселенцы-калмыки, т. е. в личное пользование переселенцам этот скот не попадал21.

Тюменскому облисполкому постановлением № 627-176 сс в первой половине 1945 г. было выделено 1578 голов телок и коров для бесплатного распределения среди семей спецпереселенцев-калмыков, а во второй половине года - 465 голов скота для колхозов, в

22

которых расселены калмыки22.

Распоряжением от 26 июня 1945 г. в колхозы, в которых были расселены спецпереселенцы-калмыки, должно было быть передано: Омским облисполкомом - 370 лошадей и 487 волов23; Тюменским - 140 и 185 соот-

24

ветственно24.

По состоянию на 1 января 1945 г. на юге Тюменской области из запланированных к выдаче 1816 голов было выдано 1128 голов25 крупного рогатого скота и 430 голов овец26. На территории современной Омской области к декабрю 1945 г. спецпереселенцам-калмыкам было передано 2957 голов крупного рогатого скота и овец, но так и не были выданы 297 единиц скота27.

Очень серьезное влияние на проведение намеченных мероприятий оказывали природно-климатические условия. В районах северных округов (Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого) начать выдачу скота в 1944 г. не удалось, т. к. на Севере не было заготовительных пунктов конторы Заготскот28, а выдачу скота планировалось производить только за счет завезенного скота с юга области. Осуществить завоз в 1944 г. не удалось, так как навигация по Оби и Иртышу уже закрылась29. Количество скота, подлежащего выдаче на Севере (2630 голов), было пересмотрено, в декабре 1944 г. план выдачи составлял 2074 головы30. К 1948 г. план был сокращен до 1930 единиц скота31.

На территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов выдавать скот начали только в 1945 г., но схема выдачи изменилась.

29 мая 1945 г. вышло совместное постановление бюро обкома и облисполкома, в соответствии с которым облзаготживконто-ра при содействии окружных исполкомов и окружкомов ВКП (б) обязана была «в период июля и июня месяцев 1945 г. заготовить в порядке децзаготовок <.. .> коров, телок и овец». Основная масса скота должна была быть за-

готовлена на территории Ханты-Мансийского округа (180 т в живом весе), 20 т предполагалось заготовить в Шурышкарском (самом южном) районе Ямало-Ненецкого округа32.

На практике «децентрализованные заготовки» означали обеспечение переселенцев за счет скудных местных ресурсов. Поэтому не удивителен тот факт, что на октябрь 1945 г. в Ханты-Мансийском округе выдали лишь 38 голов скота33. На основную же часть Ямала скот по-прежнему предполагалось завозить с юга области, но в 1945 г. этого сделано не было34.

Формально скот, передававшийся калмыкам, поступал в их личное пользование, но в реальности этого не произошло. Получив скот, многие спецпереселенцы, не имея кормов для его содержания, вынуждены были забивать животных на мясо для продажи на рынке. Только на юге Тюменской области к январю 1945 г. было забито 264 головы. В ответ на это органы НКВД начали привлекать «инициаторов забоя скота к уголовной ответственности», проводя «показательные суды» над ними35.

О ходе выдачи скота на территории областей дает представление представленная ниже таблица.

В каком порядке приобретен скот Количество семей, получивших Общее количество голов полученного скота

крупный рогатый скот мелкий рогатый скот (овец, коз и пр.) крупный рогатый скот овцы козы прочий мелкий рогатый скот

Омская область

А) получен в порядке возмещения скота, оставленного при выселении 1637 811 1587 3733 - -

Б) приобретен за личные средства 8 - 8 - - 5

В) получен в порядке премирования 6 1 6 - - 1

Всего по области 1687 812 1601 3733 - 6

Тюменская область

А) получен в порядке возмещения скота, оставленного при выселении 1048 102 1128 430 - 155

Б) приобретен за личные средства - - - - - -

В) получен в порядке премирования - - - - - -

Всего по области 1048 102 1128 430 - 155

Всего по областям: 2735 914 2729 4163 - 161

Обеспечение спецпереселенцев-калмыков скотом в Омской и Тюменской областях

(по состоянию на 1/1.1945 г.)3

Партийные и советские органы получили указания от Тюменского обкома ВКП (б) оказать помощь спецпереселенцам-калмыкам кормами, а также провести «мероприятие по передаче» (фактически изъятие) скота у калмыков, которые не могли его содержать. Так, по Ишимскому району весь скот, полученный спецпереселенцами калмыками, передан на содержание колхозам и совхозам района на весь зимний период36.

И в этом особенно отчетливо проявились различия в положении на южных и северных территориях. На юге калмыки, получив скот, вынуждены были от него отказываться, либо, получив животных, забивать их, не имея кормов для его содержания. Напротив, в северных округах Тюменской области, начиная с 1944 г., калмыки, получив указания заготовить корм для скота, но не получив сам скот, вынуждены были продавать корма по заниженным ценам37.

Из представленной таблицы видно, что на территории Тюменской области процесс выделения скота калмыкам государством шел значительно медленнее, в первую очередь ввиду проходившего с мая по октябрь вторичного переселения на территорию северных округов (Тобольского, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого). В результате выдача скота происходила только на юге области. Обращает на себя внимание тот факт, что, в отличие от Омской, на территории Тюменской области существовала практика выдачи мелкого рогатого скота, который официально выдаче не подлежал, что может свидетельствовать о скудности ресурсов области и более тяжелом положении калмыков на ее территории.

На территории всей Тюменской области на 1 января 1945 г. выполнение плана выдачи составляло 33,8 %39. Но наиболее важен тот факт, что на территории южной части области, где были расселены калмыки, не подвергшиеся вторичному переселению на Север, план был выполнен на 85,8 %40.

По Омской области к 1 января 1945 г. скот, количество которого определялось планом в 3244 единицы, был передан 75,5 % семей калмыков от предусмотренных планом выдачи. К декабрю 1945 г. эта цифра возросла до 90,1 %41. Осуществление решения правительства было отложено на послевоенные годы.

В 1946-1947 гг. выдача скота калмыкам продолжалась по отработанным схемам. На

1 января 1948 г. на территории Омской области проживало 3492 семьи, из них 95,4 % получили крупный или мелкий рогатый скот. Распоряжение от 8 апреля 1945 г. к указанной дате было выполнено в полном объеме, что одновременно означало также и реализацию второго пункта постановления СНК СССР от 29 мая 1944 г. В соответствии со вторым распоряжением СНК, датированным 26 июня 1945 г., было выделено 93,5 % лошадей и 94 % волов, предусмотренных к передаче колхозам, где расселены калмыки42. В южных районах Тюменской области к январю 1948 г. было выдано 91,2 % скота, предназначенного для передачи в личное пользование43.

Положение же в северных округах Тюменской области было совершенно иным. На Север завоз скота из южных районов области обязана была организовать контора За-готскот, но в 1946-1947 гг. произвести завоз не удалось44. В результате на начало 1948 г. подлежало выдаче: по Ханты-Мансийскому - 1320; Ямало-Ненецкому округу - 487 голов45. Принимая во внимание тот факт, что на территорию Ханты-Мансийского округа в 1944 г. было завезено всего 1759 семей46, а Ямало-Ненецкий округ принял 62447, мы можем констатировать, что выполнение постановления и распоряжений правительства находилось здесь в зачаточном состоянии.

23 июня 1947 г. член коллегии Министерства сельского хозяйства СССР Крестенников уведомил МВД СССР о том, что Министерство сельского хозяйства СССР считает работу по передаче рабочего скота (лошадей и волов) колхозам, в которые вселены спецпереселенцы, проводившуюся в соответствии с правительственными постановлениями, принятыми в 1944-1945 гг., законченной. Согласно сведениям Крестенникова, Омская и Тюменская области выполнили государственное задание48. При этом в северных округах выдача скота колхозам не производилась.

Указанные тенденции в реализации рассматриваемого постановления правительства подтверждает и положение с проводившейся на его основании выдачей зерна калмыкам, проходившей в областях на основании решения исполкома № 772 сс от 12 июля 1944 г. Начальник УНКВД Тюменской области в конце 1944 г. сообщал, что калмыки в южных районах области получили зерно полностью, а в северных районах частично49. Отсутствие сводной информации о выдаче зерна калмы-

кам заставляет сомневаться в полной реализации постановления в северных округах и в послевоенное время.

Приведенные выше сведения позволяют предположить, что в послевоенные годы государство фактически свернуло государственные программы помощи спецпереселенцам-калмыкам. Не в последнюю очередь произошло это в связи с голодом 1946-1947 гг. Улучшение положения с продовольственным снабжением в СССР (к началу 1948 г.) натолкнуло руководство МВД по Тюменской области на мысль о том, что «теперь в связи с общим изменением положения в стране, улучшится и положение калмыков» и поэтому «... вполне своевременно ставить вопрос о ликвидации иждивенчества и перевода калмыков на общие для всего населения условия»50.

Таким образом, государство пыталось компенсировать ущерб, нанесенный депортацией калмыцкому народу. Исследование показало, что ни один из пунктов постановления не был реализован в срок. Процесс возмещения имущества, оставленного при выселении, проходил неравномерно: если в районах современной Омской и юга Тюменской областей был завершен к концу 1947 г., то в северных округах Тюменской области в это же время он находился в зачаточном состоянии. Негативным сдерживающим фактором, отражавшим противоречивость и непоследовательность государственной политики в отношении возмещения имущества спецпереселенцам, являлась передача скота в личную собственность спецпереселенцам-калмыкам с обязанностью его содержания, но без права свободного использования данного имущества для собственных нужд. Последнее обстоятельство побуждало калмыков отказываться от его получения.

Примечания

1 Введение // Реабилитация : как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы : в 3 т. Т. 1. Март 1953 - февраль 1956. М., 2000. С. 7.

2 Белковец, Л. П. Административно-правовое положение российских немцев на спецпоселении 1941-1955 гг. : историко-правовое исследование. Новосибирск, 2003. С. 87-88.

3 Шадт, А. А. Спецпоселение Российских немцев в Сибири (1941-1955 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2003. URL :

http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/ Data/Shadt/?html=sh22.htm&id=1500.

4 Бугай, Н. Ф. Операция «Улусы». Элиста, 1991. С. 41.

5 Баев, Р. Р. Организационные и юридические основы переселения и специального поселения народов Калмыкии, Северного Кавказа и Крыма 1943-1956 гг. : дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 187.

6 Максимов, К. Н. Трагедия народа : (Репрессии в Калмыкии. 1918-1940-е годы). М.,

2004. С. 278-279.

7 Убушаев В. Б. Калмыки : выселение, возвращение, возрождение. 1943-1959 гг. / В. Б. Убу-шаев, К. В. Убушаев. Элиста, 2007. С. 154.

8 Боркова, Е. В. Депортация калмыков в Тюменскую область (1944-1956 гг.) // Вестн. ТГПИ. 2004. № 3. С. 140; Сарнова, В. В. Депортация калмыков в Западную Сибирь в 1943-1944 гг. // Россия в прошлом и настоящем : сб. науч. тр. Новосибирск, 2005. С. 23.

9 Бугай, Н. Ф. Л. Берия - И. Сталину : «Согласно Вашему указанию.». М., 1995. С. 72-73.

10 БУ ИсА. ОО. Ф. 437. Оп 21. Д. 131. Л. 46.

11 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ.) Ф. 9479. Оп. 1. Д. 164. Л. 168.

12 ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 164. Л. 221.

13 Там же. Д. 710. Л. 5-6.

14 Сталинские депортации. 1928-1953. М.,

2005. С. 543-545.

15 БУ ИсА. ОО. Ф. 437. Оп. 21. Д. 143. Л. 40.

16 ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 153. Л. 262.

17 БУ ИсА. ОО. Ф. 437. Оп. 21. Д. 131. Л. 1.

18 Там же. Д. 143. Л. 42.

19 БУ ИсА. ОО. Ф. 437. Оп. 21. Д. 143. Л. 44.

20 ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 710. Л. 5-6.

21 Там же. Д. 154. Л. 122.

22 Там же. Л. 126.

23 Там же. Л. 235.

24 Там же. Л. 236.

25 По другим данным, 1092 головы крупного рогатого скота (ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 153. Л. 262.).

26 ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 164. Л. 225.

27 БУ ИсА. ОО. Ф. 437. Оп. 24. Д. 8. Л. 4.

28 Ссылка калмыков : как это было : сб. док. и материалов. Т. I, кн. 1. Элиста, 1993. С. 201.

29 ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 153. Л. 262.

30 Там же. Д. 161. Л. 168.

31 ГАРФ. 9479. Оп. 1. Д. 325. Л. 134.; Там же. Д. 356. Л. 356-357.

32 Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГА-СПИТО.) Ф. 124. Оп. 4. Д. 44. Л. 2.

33 Государственный архив Ханты-Мансийского округа (ГАХМАО.) Ф. 118. Оп. 1. Д. 329. Л.13 об.

34 ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 325. Л. 132.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Там же. Д. 153. Л. 263.

36 Там же. Л. 262 об.-263.

37 Там же. Д. 356. Л. 356.

38 Составлено и подсчитано по: ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 164. Л. 171 об., 225 об.

39 Подсчитано по: ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 161. Л. 168; Там же. Д. 164. Л. 225-225 об.

40 Подсчитано по: ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 164. Л. 225.

41 Подсчитано по: ГАОО. Ф. 437. Оп. 24. Д. 8.

Л. 4; ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 164. Л. 171 об.

42 Подсчитано по: ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 356. Л. 366, 367 об, 368.

43 Подсчитано по: ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 356. Л. 352; Там же. Д. 164. Л. 225.

44 ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 325. Л. 132.

45 ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 325. Л. 134; Там же. Д. 356. Л. 356-357.

46 ГАХМАО. Ф. 118. Оп. 1. Д. 329. Л. 1.

47 Государственный архив Тюменской области (ГАТюмО). Ф. 1787. Оп. 1. Д. 4 а. Л. 161.

48 ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 325. Л. 157.

49 Там же. Д. 161. Л. 143.

50 Там же. Д. 356. Л. 352.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.