Научная статья на тему 'Вожатый-лидер'

Вожатый-лидер Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / КОМАНДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LEADERSHIP QUALITIES / DEVELOPING SPACE / SOCIABILITY / COMMUNICATIVE SKILLS / CREATIVITY / TEAM RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Питина Татьяна Петровна

Детский оздоровительный лагерь как пространство развития лидерских качеств вожатого. Коммуникативные и организаторские способности вожатых, чувство ответственности, настойчивость и выдержка. Креативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вожатый-лидер»

В ОЖАТЫЙ-ЛИДЕР

Татьяна Петровна Питина,

аспирант кафедры педагогики, ассистент кафедры социальной педагогики Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

• лидерские качества • развивающее пространство • общительность

• коммуникативные способности • творчество • командные отношения

Если спросить прохожих на улице: «Для чего дети едут в детский оздоровительный лагерь?», то почти все ответят: «Отдыхать». Самим же детям, хочется не только отдыхать, но и познакомиться с новыми людьми, приобрести новых друзей, хорошо провести время. Но только ли для этого предназначен детский оздоровительный лагерь? Конечно, нет. И с этим согласны многие опытные вожатые и воспитатели. Правда, некоторые едут в лагерь именно отдохнуть. Надо сказать, что на вожатых ещё может повлиять преподаватель вуза, «закреплённый» за лагерем, а на воспитателей, которые в основном работают учителями в школах, только администрация лагеря. Но если и администрация стремится только к тому, чтобы в лагере «отдыхали все», то к концу смены «отдыхающих детей» почти не остаётся. К счастью, сейчас такие лагеря встречаются редко.

Детский оздоровительный лагерь — это территория разнообразных возможностей для детей проявить и реализовать себя «по-другому», нежели в школе и в своём привычном окружении. Например, в моём

отряде неоднократно отдыхал мальчик, который пользовался всеобщей популярностью, то есть был «социометрической звездой». Каково же было моё удивление, когда спустя несколько лет я узнала, что во дворе своего дома он в эти же годы был объектом для насмешек сверстников. Почему?

Именно потому, что благодаря среде лагеря у детей раскрываются творческие способности, развиваются коммуникативные и личностные качества. Однако эффективность этого процесса напрямую зависит от наличия лидерских качеств у самих вожатых.

Проведённый мною опрос студентов 2-го курса, проходящих летнюю педагогическую практику, показал, что большинство вожатых-новичков опасаются того, что у них недостаточно умений и знаний по работе с детьми (63% опрошенных); дети не будут слушаться (40% опрошенных). И лишь очень немногие отмечали то, что боятся не заинтересовать детей, что не получится хорошо провести смену.

После прохождения практики было проведено повторное анкетирование студентов,

4ародное образование 3'2010

Т.П. Питана. Вожатый-лидер

которое показало, что почти все в начале смены испытали чувство страха, но оно исчезло в первые три дня работы. Забегая вперёд, скажем, что среди трудностей отмечалось то, что не сразу удалось вписаться в рабочий ритм и режим дня. Но в целом у всех студентов впечатления от работы вожатого были положительные и многие из них отработали несколько смен.

Вожатые, которые едут в лагерь в первый раз, испытывают чувство страха, скорее всего, потому, что подсознательно отождествляют детский оздоровительный лагерь со школой и, вспоминая «бедных учителей», боятся сами оказаться на их месте. Однако среда лагеря и среда школы, хотя у них есть много общего, всё же имеют гораздо больше отличий.

В лагере эффективнее формируются лидерские качества вожатых. В нём создаётся особое развивающее пространство, сенситивное для становления лидерских качеств всех проживающих в лагере: высокая контактность детей в течение суток, многоплановая деятельность, интенсивность общения, сходная направленность интересов; высокая активность детей, связанная со сменой основного вида их деятельности в течение учебного года на деятельность, органично им присущую — игру, общение, поиск и прочее; кратковременный срок совместной жизнедеятельности; замкнутый характер организации жизни, относительная автономия существования (временная «изоляция» детей от непосредственного влияния постоянных коллективов); круглосуточное внимание со стороны отрядных вожатых.

Все эти специфические черты создают благоприятные условия для формирования лидерских качеств вожатых.

Пожалуй, одной из самых важных особенностей лагеря является то, что дети находятся в нём постоянно, в течение всей смены, под постоянным контролем вожатого. В отсутствии взрослых, которые сопровождают

ребёнка по жизни, вожатый является тем человеком, который заменяет ему и друга, и советчика, и родителей. По любому поводу или вопросу дети обращаются к вожатому. Он становится для них самым авторитетным человеком.

Интенсивность общения позволяет эффективно формировать и развивать следующие коммуникативные способности вожатых: способность к восприятию и оценке, эмоциональное воздействие, общительность, умение работать с людьми и взаимодействовать, выступить с сообщением, вести дискуссию, подчинить своей воле других, чувство юмора, обстоятельно инструктировать кого-либо, убедить собеседника в чём-либо, понять каждого. Становлению этих качеств способствует проведение вожатыми индивидуальных бесед с детьми, мероприятий, КТД, вечерних «огоньков», различных форм лагерной работы (организация дежурств, игр), планёрок.

К примеру, развитию умения выступать перед публикой, заинтересовывать слушателей, вести дискуссию способствует ежедневное проведение планёрок вожатым. Благодаря воспитателю, с которой я проработала несколько смен в лагере, я поняла, что самым эффективным способом убедить подростков выполнять определённые требования является представление ситуации в юмористичной форме. Ежедневные наставления взрослых скучны для детей, и они пропускают их мимо ушей. Напротив, как показывает мой опыт работы, юмористическая подача предполагаемой ситуации способствует тому, что дети спокойно выполняют просьбы.

Наряду с коммуникативными способностями и качествами у лидера обязательно должны быть и организаторские. Какие организаторские качества помогают сформировать лагерь? Ориентированность на группу, направленность на совместную деятельность, заинтересованность в результате, умение управлять людьми,

4ародное образование 3'2010

ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ

мотивировать и стимулировать их на работу, желание и интерес заниматься руководящей работой, способность к планированию как своих действий, так и действий подчинённых, быстро ориентироваться в ситуации и принимать правильное решение, отстаивать интересы коллектива, готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и результаты групповой деятельности. От наличия этих качеств вожатого зависит эффективность выступления детей на лагерных мероприятиях, организованность каждого ребёнка и всего отряда. Навык планирования помогает правильно распределить время и грамотно построить деятельность — это очень важное качество для вожатого, так как в лагере как нигде особо остро ощущается дефицит времени.

Среди личностных качеств лидера, необходимых вожатому, можно выделить ответственность, активность, настойчивость, выдержку, инициативность, целеустремлённость.

Чувство ответственности — важное качество вожатого-лидера. И оно формируется у него с первого дня, когда приходит понимание того, что лично он несёт ответственность за жизнь каждого ребёнка в отряде. Кроме этого, именно от способности вожатого быть ответственным в основном зависит то, насколько эффективно и результативно пройдёт вся смена. Вожатому следует быть внимательным к каждому ребёнку и предугадывать возможные последствия.

Невозможно быть хорошим организатором и пассивным. Своей активностью вожатый должен заражать детей. Если он увлечён подготовкой мероприятия, то его активность не сможет не заинтересовать детей.

Необходимы вожатому также настойчивость и выдержка (требование от детей соблюдения режима дня и правил проживания в ДОЛ; контроль за своим поведением).

Способствует среда лагеря и развитию творческих качеств вожатого. Креативные идеи появляются у вожатых во время подготовки творческих отрядных номеров. Когда я, ещё студентка 2-го курса, проходила педагогическую практику в лагере, то для меня стало открытием, что я могу придумывать юмористичные сценарии, сочинять в стихотворной форме и т.д. Дело в том, что в коллективе зачастую многие предпочитают отсидеться за спинами явных лидеров и делать то, что скажут другие. Студенту-вожатому приходиться проявлять инициативу, так как именно от него зависит рейтинг отряда в лагере.

Наши родители (и более старшее поколение) воспитывались в установках, что «нужно быть как все», «не высовываться», и своим детям, то есть нам, они неосознанно внушили эти установки. Однако если в их детские годы такие навыки были действительно важны, то сейчас требуются совсем другие навыки, например навык быть первым, уметь заявлять о себе — они необходимы для достижения своих целей и самореализации личности в социуме. Среда детского оздоровительного лагеря способствует формированию этих навыков у вожатых, которые образуются благодаря проявлению их лидерских качеств. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.