Научная статья на тему 'Вожатый, будь на высоте!'

Вожатый, будь на высоте! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ВОЖАТСКИЙ ТАНДЕМ / РЕКОМЕНДАЦИИ ВОЖАТЫМ И ВОСПИТАТЕЛЯМ / РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ В ЛАГЕРЕ / THE PARENTS' DAY AT A CAMP / EDUCATIONAL AND COUNSELOR TANDEM / RECOMMENDATIONS FOR COUNSELORS AND TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дик Николай Францевич

Как избежать возможных конфликтов с администрацией? Как составить советы родителям? Условные правила организации банного дня в стационарном лагере. Разработка правил поведения в лагере. Примеры. Родительский день в лагере. Важные педагогические советы по организации взаимодействия с ребёнком с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вожатый, будь на высоте!»

во

ЖАТЫЙ, БЭДЬ НА ВЫСОТЕ!

Николай Францевич Дик,

педагог, отличник народного просвещения, публицист, член Союза литераторов России

Воспитатель и вожатый в летнем лагере — что важно в таком воспитательно-вожатском тандеме? Единые требования, дружная работа. Понятно, что некоторые обязанности будут пересекаться. Например, и воспитатель, и вожатый отвечают за жизнь и здоровье детей. Каждый из них должен заниматься своей работой. Это замечательно, если они будут помогать друг другу.

• воспитательно-вожатский тандем • рекомендации вожатым и воспитателям • родительский день в лагере

Обязанности между воспитателем и вожатым могут быть строго распределены. Например, вожатый отвечает за подготовку и проведение мероприятий в отряде; участие ребят в общелагерных мероприятиях. Воспитатель отвечает за выполнение режима дня, за чистоту и порядок в корпусе, за внешний вид ребят и культуру поведения.

Воспитатель и вожатый могут отвечать за подготовку и проведение мероприятий в своём отряде через день. Возможен вариант, когда каждый делает то, в чём он сильнее, а напарник ему помогает. Возможен вариант очерёдности подготовки и проведения мероприятий.

Рекомендации вожатым и воспитателям

Единые требования. Чтобы детям в лагере было комфортно, чтобы им не хотелось уезжать, воспитатели (вожатые) должны работать дружно, согласовывать свои действия. Между партнёрами должно быть доверие, желание понять другого, помочь ему.

Вы должны заранее оговорить вашу позицию по отношению к различным поступкам детей. Если видите, что ваш коллега «наказывает» (например, не пойдём на экскурсию из-за того, что дети подвели его), вы никогда не занимайте другую позицию в присутствии детей.

Не выясняйте отношения между собой при детях и подростках, в любых ситуациях поддерживайте при них имидж своего коллеги. Все нюансы — только на педагогических планёрках.

Воспитателям (вожатым) надо ясно представлять себе, что ожидает от них администрация оздоровительного лагеря. Ответ один: чтобы все дети, которые приедут в лагерь, вернулись домой живыми и здоровыми, отдохнувшими, набравшимися сил, а ещё лучше — с желанием вновь приехать в лагерь. Но в реальной жизни не всегда так получается.

Как избежать возможных конфликтов с администрацией, выполняя общую задачу? Во-первых, воспитатель (вожатый)

не должен противопоставлять себя администрации. Во-вторых, воспитателю (вожатому) следует считаться с тем, что он имеет меньше жизненного опыта (директор, как правило, старше его) и в силу возраста у него иная мера ответственности. Воспитатель (вожатый) независимо от распределения обязанностей не может снять с себя ответственность в своём отряде за всё, что касается охраны жизни и здоровья детей. Он должен скрупулёзно разъяснять детям вопросы безопасности с тем, чтобы быть ответственным не только перед законом, но и, что ещё важнее, перед самим собой, своей совестью.

Начните смену с собственного настроения. Помните — вы пример для всех детей! От вас зависит общая атмосфера в отряде и во всём лагере. Угрюмость, раздражительность, нетактичность, постоянная озабоченность не должны присутствовать у вас.

Посоветуйте родителям. Для более комфортного проживания в лагере рекомендуем взять с собой следующее: путёвку (если в этом есть необходимость); документы в лагерь (установленного образца); деньги на карманные расходы (экскурсии, магазин, водные развлечения, дополнительное снаряжение); штормовой костюм или одежду для ненастной погоды; спортивный повседневный костюм; одежду для вечерних мероприятий и экскурсий; купальные принадлежности; резиновую обувь, кроссовки; предметы личной гигиены; кружку, ложку, миску (если в этом есть необходимость); фонарик и средство от комаров.

Банный день в стационарном лагере. Воспитатели и вожатые, придерживайтесь некоторых условных правил. Соберите бельё, посчитайте; принимайте бельё у детей в каждой комнате отдельно. Попросите старших ребят сдать бельё, принести чистое и заправить постели. Во время помывки в каждом душе (у ребят и девочек) должен быть взрослый. Скажите о разделении чистого и грязного белья. Проверьте наличие ковриков в душевых. Заранее проверьте

температуру воды. Расскажите детям о возможных неожиданностях, которые могут произойти в душе (отключение воды, холодная вода, попадание мыльной пены в глаза, скользкий пол и т.п.). Помогите промыть волосы девочкам с длинными волосами. Организуйте помощников для мытья малышей.

Следите, чтобы дети не бросали мыло на пол, не шалили, экономно расходовали воду и шампунь, пользовались своими принадлежностями, не заносили одежду в душевую. После помывки детей наведите со старшими детьми порядок в душевой. Организуйте стирку грязного белья. Во время стирки с детьми необходимо находиться воспитателю или вожатому. Будет очень хорошо, если вы сами постираете несколько личных вещей. Вы покажете пример тем детям, которые самостоятельно не стирали. Воспитателю нужно помочь младшим детям постирать бельё.

О правилах поведения в лагере. Воспитателям и вожатым с первых дней пребывания детей (подростков) в лагере необходимо ознакомить их с правилами поведения. Эти правила могут быть разработаны администрацией в форме общепринятых инструкций. Если же таковых правил нет, то можно их разработать самим, хотя бы для своего отряда.

Предлагаем некоторые варианты подобных правил поведения детей и подростков в детском оздоровительном лагере.

Правила поведения в умывальнике и туалете

1. Перед входом вытирайте тщательно ноги, чтобы не оставлять следы на плитке пола.

2. В умывальнике и в туалете всегда стоит швабра с влажной тряпкой. Если после вашего посещения остаются грязные следы, протрите за собой пол. Это займёт у вас не более минуты и сэкономит время на уборку вашего взрослого товарища.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

3. Не стоит трогать зеркала руками, так как на них остаются пятна.

Правила поведения в душевых

1. Обувь и одежду снимайте в раздевалке, чтобы она не намокла.

2. Пользуйтесь только своими банными принадлежностями (шампунь, мочалка, полотенце).

3. Если мыло упало на пол, поднимите его, чтобы потом не поскользнуться самому и товарищу.

4. Разговаривайте негромко.

5. Экономьте время, воду и электроэнергию, так как горячей воды нагревают определённое количество.

Правила поведения в домике (в палате)

1. При входе в домик (палату) вытирайте ноги, в прихожей снимайте обувь, чтобы не было песка в комнатах (в помещении).

2. Смотрите за порядком в своей комнате (домике, палате). Не сорите, ведь уборкой занимаетесь вы и ваши друзья по отряду.

3. Делайте уборку своей комнаты (палаты) каждый день.

4. Проветривайте комнату (палату), чтобы вы себя хорошо чувствовали.

5. Поправляйте за собой кровать. Не забывайте, что кровать — это не место ледового побоища.

6. Постарайтесь беречь мебель, ведь после вас в лагерь приедут другие ребята.

7. Мойте ноги, перед тем как лечь в постель.

8. Не шумите.

9. Аккуратно обращайтесь с игрушками

(с книгами и т.д.). После того как поиграли, кладите их на место.

10. Следите за своими вещами, будьте аккуратны.

11. Делайте всё, что угодно, но не мешайте другим!

Правила поведения в столовой

1. Перед входом в столовую вытирайте ноги и снимайте головной убор

2. Не входите в столовую в верхней одежде. Верхнюю одежду вешайте на спинку стула.

3. Мойте руки перед едой.

4. Воздержитесь от разговоров во время еды.

5. Ешьте аккуратно, чтобы вокруг вас было чисто — на столе и на полу.

6. Всё доедайте в столовой, не берите с собой про запас.

7. Уберите за собой посуду.

8. Работники столовой всегда будут рады услышать ваши слова благодарности.

Родительский день в лагере

Приезд родителей в лагерь — праздник для детей, поэтому здесь необходимы приготовления. Вспомните популярный отечественный фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!». Постарайтесь, чтобы у вас не получилось как в сюжете этого фильма. Важно, чтобы праздник удался. Подготовьте комнаты, холл; принарядите детей. Выясните, к кому не приедут родители. Для этих детей можно организовать «Кафе», где они смогут полакомиться сладостями, посмотреть интересный видеофильм. Не дайте возможности остаться таким детям в одиночестве, почувствовать себя, даже на минутку, одинокими. Продумайте всё до мелочей.

Каждый ребёнок (подросток) вашего отряда должен усвоить:

• чтобы пойти с родителями за территорию лагеря, надо написать заявление директору лагеря и принести это заявление с его визой воспитателю (вожатому);

• с кем он может уйти из отряда и, тем более, за территорию лагеря;

• по возвращении обязательно сообщить воспитателю (вожатому) о своём возвращении.

Воспитателю (вожатому), отпуская детей с родителями за территорию лагеря в родительский день (или в любой другой), надо помнить следующее:

• иметь на руках заявление от родителей (законных представителей) на имя директора (начальника) лагеря с указанием времени, причины и срока отзыва

ребёнка с территории лагеря. Только на основании визы директора (начальника) лагеря на заявлении можно отпустить ребёнка (подростка) из лагеря;

• если воспитатель (вожатый) собирается о чём-либо рассказать родителям, надо прежде об этом поговорить с ребёнком (подростком);

• родителей обязательно проинструктировать: напомнить, какие продукты разрешены для передачи детям: овощи, фрукты (мытые); конфеты, недорогие личные вещи или вещи личной гигиены. Не допускается передача детям консервов, сметаны, творога, кефира, колбас, шипучих напитков.

Попросите родителей, как можно убедительней, чтобы они не перекармливали детей. Беседуя с родителями, для каждого найдите доброе слово о его ребёнке. Расскажите о том, что вас волнует в нём (здоровье, питание, замкнутость или другое). Не торопитесь жаловаться родителям на ребёнка, родители бывают разные. Стоит задуматься: а будет ли польза после вашего разговора с родителями?

Если в вашем отряде есть дети с ограниченными возможностями

Замените в своём разговорном словаре слово «инвалид» на слово «особенный ребёнок» или «ребёнок с ослабленным здоровьем».

Если в вашем отряде появится такой ребёнок, постарайтесь выяснить у родителей ре-

альную картину заболевания и противопоказания. Если ребёнок уже отдыхал раньше в лагере или санатории, то какие проблемы в общении он испытывал? Что бы вы посоветовали? Есть ли такие блюда в питании, которые ребёнок не переносит, которые могли бы вызвать у него рвотный рефлекс или что-то подобное?

В первый же день проконсультируйтесь у врача лагеря об индивидуальных особенностях заболевания этого ребёнка. Не дайте понять ребёнку с ограниченными возможностями, что он — источник проблем для окружающих. Воспринимайте сами и учите других видеть не больного ребёнка с его страданиями, а жизнь и душу в не совсем здоровом теле!

Ребёнок с ограниченными возможностями может иметь заниженную самооценку (впрочем, как и здоровый его сверстник). Общение на уровне «сюсюканий» обернётся для вас тем, что капризное эгоистичное существо будет уверено, что весь мир должен ему помогать. Излишнее, порой показное внимание вредно. Учите детей с ограниченными возможностями состраданию. Не бойтесь показать такому ребёнку, что и другие дети могут болеть и нуждаются в помощи и защите.

Никогда не спешите делать выводы и принимать решения. Обдумайте конкретное действие ребёнка. Каждый ребёнок, а с ограниченными возможностями особенно, нуждается в ощущении своей силы, смелости, необходимости и причастности к общему делу. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.