Научная статья на тему 'ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ КИТАЯ'

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
477
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Томберг Игорь Ремуальдович

Воздушный транспорт превратился в наиболее динамичный сегмент рынка транспортных услуг КНР. Как необходимое условие территориальной целостности страны и единства ее экономического пространства регулярные воздушные линии связывают все части огромного государства, обеспечивают расширение вне山неэкономических связей Китая и его интеграцию в систему мирохозяйственных связей. Несмотря на потери, понесенные отраслью в 2020 г. в связи с эпидемией COVID-19, Китай продолжает бурное развитие своего рынка авиаперевозок. Более того, китайские авиакомпании быстрее всех смогли восстановить прежние, «доковидные», показатели. На данном этапе основной проблемой китайской гражданской авиации является насыщение рынка самолетами собственного производства. Действуя в кооперации с Россией и другими странами постсоветского пространства, КНР начинает производство собственных моделей гражданских авиалайнеров и думает о продвижении этой продукции на внешние рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ КИТАЯ»

Научная статья. Экономические науки УДК 338.47:656.6(510)

https://doi.org/10.31696/2227-5568-2022-01-024-035

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ КИТАЯ

Игорь Ремуальдович Томберг

Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, itomberg@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1250-7402

Аннотация. Воздушный транспорт превратился в наиболее динамичный сегмент рынка транспортных услуг КНР. Как необходимое условие территориальной целостности страны и единства ее экономического пространства регулярные воздушные линии связывают все части огромного государства, обеспечивают расширение внешнеэкономических связей Китая и его интеграцию в систему мирохозяйственных связей. Несмотря на потери, понесенные отраслью в 2020 г. в связи с эпидемией COVID-19, Китай продолжает бурное развитие своего рынка авиаперевозок. Более того, китайские авиакомпании быстрее всех смогли восстановить прежние, «доковидные», показатели. На данном этапе основной проблемой китайской гражданской авиации является насыщение рынка самолетами собственного производства. Действуя в кооперации с Россией и другими странами постсоветского пространства, КНР начинает производство собственных моделей гражданских авиалайнеров и думает о продвижении этой продукции на внешние рынки. Ключевые слова: КНР, воздушный транспорт, транспортная система

Для цитирования: Томберг И. Р. Воздушный транспорт Китая. Восточная аналитика. 2022;13(1):24—35. https://doi.org/10.31696/2227-5568-2022-01-024-035.

Original article. Economics studies

THE AIR TRANSPORT OF CHINA

Igor Tomberg

Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, itomberg@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1250-7402

Abstract. Air transport has become the most dynamic segment of the PRC's transport services market. As a necessary condition for the country's territorial integrity and the unity of its economic space, regular air lines connect all parts of the huge state, ensure the expansion of China's foreign economic relations and its integration into the system of world economic relations. Despite the losses incurred by the industry in 2020 due to the COVID-19 epidemic, China continues to explode its air travel market. Moreover, the Chinese airlines were the fastest to restore the previous, «dock-like» indicators. At this stage, the main problem of Chinese civil aviation is saturation of the market with aircraft of its own production. Acting in cooperation with Russia and other post-Soviet countries, the PRC begins production of its own models of civil aircraft and is thinking about promoting these products to foreign markets.

Keywords: Peoples Republic of China, air transport, transportation system

For citation: Tomberg I. R. The air transport of China. Vostocnaa analitika = Eastern Analytics.

2022;13(1):24-35. (In Russ.) https://doi.org/10.31696/2227-5568-2022-01-024-035.

licci ® © 1 контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-It^^iS^EeShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.

©ТомбергИ.Р., 2022 ©Восточнаяаналитика, 2022

В 1949 г. Китайская Народная Республика получила в наследство от старого Китая слаборазвитую транспортную систему. Общая протяженность транспортной сети составляла всего 177 тыс. км. В стране не было ни одного трубопровода, ни одной линии регулярных воздушных сообщений. На территории материкового Китая имелось только 36 аэропортов, выполнявших авиаперевозки по основным маршрутам, включая Шанхай Лунхуа, Нанкин Дацзяочан, Чунцин Шаньхуба, Чунцин Цзюлунпо и прочие примитивно оборудованные аэропорты. За исключением аэропортов Шанхай Лунхуа и Нанкин Дацзяочан, которые могли принимать на взлет и посадку транспортные самолеты модели DC-4, остальные аэропорты могли принимать только модели транспортных самолетов DC-2 и DC-3. Из-за многолетних войн и беспорядков аэропорты находились в состоянии, требующем экстренного строительства и реконструкции. Транспортная сеть отличалась малой пропускной способностью и крайней технической отсталостью, транспортный парк был устаревшим. В результате восстания работников двух китайских авиакомпаний было возвращено 12 самолетов, которые вместе с позже восстановленными 17 самолетами, оставленными Гоминьданом на материковом Китае, составили парк летательных средств гражданской авиации нового Китая на этапе основания. Плачевное состояние транспортной сферы не могло не тормозить развития экономики, регионального и международного разделения труда. Существовал очень большой разрыв между уровнями развития транспорта в приморских и глубинных районах.

За 72 года существования КНР в области транспорта произошли радикальные перемены. Приоритетное внимание государства к этой отрасли привело к тому, что количественные показатели, характеризующие большинство ее подотраслей и тем самым как бы определяющие масштабы транспортной системы страны, возросли во много раз (табл. 1, 2).

В декабре 2018 г. Управление гражданской авиации КНР обнародовало «План мероприятий по развитию национальной гражданской авиации Китая в новую эпоху», который нацелен на формирование в КНР одного из мощнейших секторов гражданской авиации в мире до 2050 г. В частности, в период с 2021 по 2035 г. власти КНР намерены не только добиться лидерства по воздушным перевозкам, но и создать самые конкурентоспособные авиационные компании и авиационные узлы в мире.

Пандемия COVID-19 нанесла сокрушительный удар по мировой гражданской авиации. Это коснулось и китайских авиаперевозчиков, поэтому данные по авиационным перевозкам за 2020 г. оказались значительно хуже, чем за год предыдущий.

® (о) 1 This work is licensed under a Creative Commons ^^QKB Attribution-ShareAlike 4.0 International (CC BY-SA4.0).

©Tomberg I.R.,2022 ©EasternAnalytics,2022

Таблица 1

Перевозка грузов транспортным комплексом КНР в 2020 г.

Вид транспорта Единица измерения Объем Рост по сравнению с 2019 г. (%)

Общий объем перевозки грузов 100 млн т 463,4 -0,5

Железнодорожный 100 млн т 44,6 3,2

Автомобильный 100 млн т 342,6 -0,3

Водный 100 млн т 76,2 -3,3

Гражданская авиация 10 тыс. т 676,6 -10,2

Общий объем грузооборота 100 млн т/км 196618,3 -1,0

Железнодорожный 100 млн т/км 30371,8 1,0

Автомобильный 100 млн т/км 60171,8 0,9

Водный 100 млн т/км 105834,4 -2,5

Гражданская авиация 100 млн т/км 240,2 -8,7

Источник: Statistical Communiqué of the People's Republic of China on the 2020 National Economic and Social Development (National Bureau of Statistics of China. 28.02.2021). URL: http://www.stats.gov.cn/ english/PressRelease/202102/t20210228_1814177.html

Таблица 2

Перевозка пассажиров транспортным комплексом КНР в 2020 г.

Вид транспорта Единица измерения Объем Рост по сравнению с 2019 г. (%)

Общий объем перевозки пассажиров 100 млн чел. 96,7 -45,1

Железнодорожный 100 млн чел. 22,0 -39,8

Автомобильный 100 млн чел. 68,9 -47,0

Водный 100 млн пасс. 1,5 -45,2

Гражданская авиация 100 млн чел. 4,2 -36,7

Общий объем пассажирооборота 100 млн чел/км 19251,4 -45,5

Железнодорожный 100 млн чел/км 8266,2 -43,8

Автомобильный 100 млн чел/км 4641,0 -47,6

Водный 100 млн чел/км 33,0 -58,0

Гражданская авиация 100 млн чел/км 6311,2 -46,1

Источник: Statistical Communique of the People's Republic of China on the 2020 National Economic and Social Development (National Bureau of Statistics of China. 28.02.2021). URL: http://www.stats.gov.cn/ english/PressRelease/202102/t20210228_1814177.html.

Согласно статистическому бюллетеню Главного управления гражданской авиации КНР (ГУГАК), в период 13-й пятилетки (2016-2020 гг.) в отрасль гражданской авиации было инвестировано 460,8 млрд юаней

(около 71,2 млрд долл.)1. В 2020 г. гражданская авиация (ГА) Китая обработала 420 млн пассажирских рейсов (63,3% от показателя в 2019 г.), гражданские аэропорты КНР обслужили около 857,2 млн пассажиров и обработали 6,08 млн т грузов, что на 36,6% и 6% соответственно меньше по сравнению с 2019 г.2 И тем не менее, для амбициозных планов ГУГАК имеются основания. Воздушный транспорт Китая развивается столь стремительно, что, по международным оценкам, к 2035 г. на Китай будет приходиться четверть глобального спроса на воздушные перевозки. Страна превзойдет по этому показателю США и превратится в крупнейший воздушный хаб в мире. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, на сегодня 10% всего мирового авиационного трафика составляют рейсы в Китай, из Китая или внутри него. А к 2035 г. каждый пятый пассажирский самолет будет летать по этим маршрутам. Согласно отчету Международной ассоциации воздушного транспорта, в 2020 г. Китай стал крупнейшим внутренним рынком авиаперевозок, поскольку на внутреннем рынке авиаперелеты стали быстрее восстанавливаться после усилий страны по борьбе с COVID-193.

По данным ГУГАК, в 2020 г. отрасль гражданской авиации Китая оставалась второй по величине в мире по объему перевозок пассажиров в течение последних 15 лет4. В 2021 г. ГУГАК планирует поддержать отрасль и обеспечить рост пассажиропотока до 590 млн авиапассажиров, что составит 90% от показателя, зарегистрированного до вспышки эпидемии COVID-19, а объем авиаперевозок - до 7,53 млн т, что практически будет равняться показателю объема перевозок грузов до эпидемии5.

Китайский воздушный транспорт является одним из самых безопасных в мире по всем показателям, включая авиакатастрофы, захваты террористами, порчу грузов. За все время существования у Air China была одна авария с жертвами, у China Eastern - 2. Высокий уровень безопасности достигается отличной организацией, контролем и строжайшей дисциплиной, требовательным отношением к персоналу и конкурентными зарплатами. Согласно данным ГУГАК, к началу 2021 г. отрасль гражданской авиации Китая установила новый рекорд по безопасности полетов - за последние

1 China invests big in civil aviation infrastructure over 2016-2020. URL: http://www.xinhuanet.com/ english/2021-01/15/c_139671140.htm

2 China to further open civil aviation industry. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202102/1215446. shtml

3 Китай - крупнейший в мире рынок внутренних авиаперевозок в 2020 году. URL: https:// chinastocks.net/china-2/2020-dlya-aviaperevochikov-kitaya/?lang=ru

4 China's civil aviation records 420M passenger trips in 2020. URL: http://www.china.org.cn/ business/2021-01/12/content_77108084.htm

5 China to further promote recovery of civil aviation industry. URL: http://www.china.org.cn/ business/2021-02/05/content_77192848.htm

10 лет безопасный налет часов составил 89,43 млн (за период 13-й пятилетки - 52,7 млн безопасных летных часов)6.

Авиационное сообщение связывает практически все районы и крупные центры страны, а также установлено со многими зарубежными странами. Значительные средства направляются на возведение инфраструктурных объектов в первую очередь аэропортов (сейчас их в КНР 198). В 2019 г. через них прошло до 1,6 млрд человек. Кроме того, открыто около 100 аэродромов ВВС для их использования, в том числе и гражданской авиацией.

В 2020 г. объем пассажирооборота 27 гражданских аэропортов Китая превысил 10 млн человек (по сравнению с 39 млн в 2019 г.), которые обеспечили более 70% пассажирских авиаперевозок страны, а самые крупные воздушные гавани в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу обслужили 18,2% общего объема пассажиропотока Китая. В 2020 г. международный аэропорт Гуанчжоу Байюнь был самой загруженной мировой воздушной гаванью и занял первое место в мире по показателю пассажиропотока в 43,768 млн человек7. Помимо Байюня (базы крупнейшего китайского перевозчика Southern Airlines Co), шесть других китайских аэропортов также были включены в топ-10 самых загруженных по объему пассажиропотока аэропортов мира - это воздушные гавани Пекина (Beijing Capital International), Шанхая (Hongqiao International), Чэнду, Шэньчжэня, Куньмина и Сианя8.

К 2025 г. Китай планирует построить более 30 новых гражданских аэропортов, что обеспечит увеличение объема пассажирских перевозок до 2 млрд человек9. В 2035 г. в Китае будет насчитываться уже около 400 аэропортов гражданской авиации, что означает, что в следующие 15 лет Китай построит более 150 аэропортов (в среднем ежегодно -10 новых аэропортов)10.

Важным событием конца 2019 г. стало открытие крупнейшего в мире Пекинского международного аэропорта Дасин. Его пропускная способность составляет около 45 млн пассажиров в год, что поможет значительно снизить нагрузки на воздушное сообщение китайской столицы в период проведения в Пекине зимней Олимпиады 2022 г. Планируется, что в 2025 г. новый транспортный узел примет 72 млн а в 2040 г. - 100 млн человек11.

6 Civil air transport sector achieves 10 consecutive years of safe flight. URL: http://www.china.org.cn/ business/2021-01/20/content_77134010.html

7 Guangzhou Baiyun International Airport becomes world's busiest airport in 2020. URL: https://www. globaltimes.cn/page/202101/1213887.shtml

8 China's Baiyun Intl Airport becomes world's busiest hub in 2020: report. URL: http://www.chinadaily. com.cn/a/202104/24/WS6083c75ea31024ad0baba0fe.html

9 China to add over 30 civil transport airports by 2025. URL: http://www.china.org.cn/business/2021-03/16/ content_77312254.html

10 ChiJingyi, LiuZhongyin. China's civil aviation capacity to rise by 43% to 2 billion passenger trips within 5 years. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202103/1219462.shtml

11 Крупнейший в мире аэропорт Дасин открыт в Пекине. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/ index/216650487.html

12 августа 2021 г. в городе Циндао (Восточный Китай) был официально введен в эксплуатацию международный аэропорт «Цзяодун». Аэропорту присвоен класс 4F - самый высокий в системе классификации аэропортов Китая. Это означает, что он способен обслуживать крупные воздушные судна, в том числе Airbus A380 - крупнейший в мире пассажирский авиалайнер. Согласно плану, к 2025 г. аэропорт сможет ежегодно обслуживать 35 млн пассажиров, обрабатывать 500 тыс. т грузов, выполнять 300 тыс. взлетов и посадок воздушных судов. В тот же день стартовало строительство второй очереди проекта. По завершении всех работ в 2045 г. ежегодный пассажиропоток аэропорта «Цзяодун» будет насчитывать 55 млн человек, грузооборот - 1 млн т, количество взлетов и посадок воздушных судов - 452 тыс.12

Особо следует отметить авиалинии и аэропорты периферийных, отстающих в экономическом отношении регионов, включая Внутреннюю Монголию и Синьцзян. Там убыточность достигает 40-50%. Как заявляет руководство Главного управления гражданской авиации Китая, «аэропорты - это инфраструктурные объекты, которые должны обслуживать пассажиров, а не служить задачам извлечения прибыли. Хотя объемы капиталовложений в их сооружение в восемь раз превышают доходы от их эксплуатации, мы будем развивать сеть региональных аэропортов»13.

При этом учитывается и то, что авиация служит своего рода катализатором развития других отраслей, способствует созданию в регионах транспортной системности.

Ведущие, самые массовые, авиапотоки идут через Пекин, Сянган, Шанхай и Гуанчжоу. За ними следуют Харбин, Шэньян, Далян и Тяньцзин - авиаузлы региональной значимости, а также аэропорты в Шицзячжуане, Тайюане, Хух-Хото, Чанчуне и др.

По данным Управления гражданской авиации КНР (CAAC), на конец 2017 г. в стране насчитывалось 58 авиакомпаний, предоставляющих маршруты по более чем 4,4 тыс. направлениям. К 2020 г. Китай создал трехуровневую систему обслуживания полетов гражданской авиации на низковысотном воздушном пространстве. Система включает национальную систему управления информацией отрасли гражданской авиации, семь региональных систем обработки информации, а также расположенные по стране станции службы обеспечения полетов.

В последние годы власти Китая проводят активные действия в целях открытия низковысотного авиационного пространства страны. В 2010 г. Госсовет КНР обнародовал документ, регламентирующий классификацию воз-

12 В Циндао открылся новый международный аэропорт. URL: https://www.aex.ru/news/2021/ 8/12/233374/

13 Синьхуа. 09.10.2020.

душного пространства на различных высотах. В 2014 г. Китай установил показатель для низковысотных полетов на расстоянии 1 тыс. м от земли, а в 2016 г. в ряде городов, в том числе Шэньяне (административный центр северо-восточной провинции Ляонин), Гуанчжоу (административный центр провинции Гуандун, юг страны) и Чанчуне (административный центр северо-восточной провинции Цзилинь), воздушное пространство для гражданской авиации было открыто на высоте 3 тыс. м.14

К началу 2021 г. общее количество аэропортов авиации общего назначения составило 313, а сертифицированных гражданских аэропортов в КНР достигло 241. В КНР под авиацией общего назначения (АОН) понимается полетная деятельность, осуществляемая малыми, средними самолетами и вертолетами (авиация экстренных медицинских служб, полиции, поисковых и спасательных работ и т. п.) и не включающая полетную деятельность регулярных авиакомпаний. По данным ГУГАК, в 2020 г. в Китае насчитывалось 509 предприятий АОН и 2913 самолетов общего назначения, а их общий налет часов составил 1,18 млн. В период 2016-2020 гг. в Китае сформировался рынок АОН, осуществляемый беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), и в 2020 г. в стране было зарегистрировано более 9,7 тыс. предприятий, специализирующихся на операциях АОН с БПЛА, а общее количество китайских БПЛА для коммерческих операций превысило 120 тыс.15

Стремительно развивающаяся отрасль авиационных перевозок Китая сталкивается с целым рядом проблем, в том числе:

- необходимость расширения доступного воздушного пространства, которое на 75% зарезервировано за военными ведомствами;

- значительный рост потребности в высококачественном авиационном топливе при росте цен на него;

- потребность в квалифицированных кадрах летного состава и наземных служб.

Китаю ежегодно требуется от 5000 до 7000 новых пилотов, в том числе командиров воздушных судов. Быстрый рост инфраструктуры (тех же аэропортов) означает постоянную потребность в других специалистах. Обслуживание рейсов на постсоветском пространстве, например, обуславливает потребность в русскоязычных стюардессах, которых приходится рекрутировать в других странах, прежде всего в России16.

14 Китай к 2020 году создаст трехуровневую систему обслуживания отрасли гражданской авиации. URL: https://www.trend.az/world/china/2965128.html

15 China's general aircraft totals 2,913. URL: http://www.chinadaily.com.aya/202010/28/WS5f990163a-31024ad0ba8199f.html

16 Почему лучшие пилоты уходят из России в Китай? URL: https://zen.yandex.ru/media/raysikh/ pochemu-luchshie-piloty-uhodiat-iz-rossii-v-kitai-5cd45aaa0ae27d00b35ebcd9.html

Эпидемия COVID-19 оказала исключительное влияние на китайскую гражданскую авиацию, которая, как и все авиационные службы мира, столкнулась с резким сокращением числа пассажиров - объем операционных убытков трех ведущих авиакомпаний КНР - Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines - составил 31,7 млрд юаней (4,84 млрд долл.), т. е. почти 100 млн юаней в день. В 2020 г. авиакомпания Air China зарегистрировала самый большой операционный убыток - 14,41 млрд юаней (2 млрд долл.), за ней следовали China Eastern Airlines - 11,8 млрд юаней и China Southern Airlines - 10,8 млрд юаней17. В 2020 г. авиакомпании сократили расходы на 45,8%, однако выручка снизилась на 60,9%. Это означало, что авиакомпании потеряли около 66 долл. на каждого пассажира, перевезенного в 2020 г., а общий чистый убыток составил 118,5 млрд долл. Этот убыток резко сократился на 80 млрд долл. в 2021 г., однако, по мнению аналитиков ГУГАК, общие потери все еще составят 38,7 млрд долл.18 В 2020 г. ГУГАК выделило 174 малым и средним аэропортам Китая 1,56 млрд юаней (около 222,86 млн долл.) субсидий19.

В структуре авиапарка Китая доминируют самолеты, произведенные западными авиастроительными компаниями. Основными поставщиками магистральных авиалайнеров в КНР являются американская корпорация «Boeing» и европейский консорциум «Airbus». «Boeing» продал Китаю свой первый самолёт в 1972 г., а консорциум «Airbus» впервые вышел на китайский рынок в 1985 г. С 2009 г. «Airbus» поставлял в среднем по 120 новых авиалайнеров (серии А320 и серии А330/340) крупнейшим китайским национальным авиаперевозчикам. В 2008 г. компания «Airbus» открыла линию окончательной сборки семейства «Airbus» A320 в Тяньцзине и к концу 2020 г. собрала и доставила с завода более 500 коммерческих самолетов20.

На долю авиалайнеров компании «Boeing» приходится 51% авиапарка ГУГАК21. Совместное предприятие «Boeing» и Китайской корпорации коммерческой авиации было сдано в эксплуатацию в середине 2018 г. На заводе производятся послесборочные работы над самолетами, поступившими из Сиэтла, включая отделку фюзеляжей и покраску салонов. Для «Boeing» это первый завод такого рода за пределами США.

17 Main Chinese carriers register losses of more than 30 billion yuan in 2020. When will this bleeding stop? URL: https://www.globaltimes.cn/page/202104/1220022.shtml

18 China's domestic aviation market to return to profitability by the end of 2020. URL: https://www. globaltimes.cn/content/1208093.shtml

19 China's small, medium-sized airports to share 1.56B yuan of subsidies in 2020. URL: http://www. china.org.cn/business/2019-12/15/content_75514553.htm

20 Airbus to start A350 deliveries from Tianjin. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202010/30/ WS5f9b5497a31024ad0ba82024.html

21 Сазонов СЛ. Авиационный комплекс КНР. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aviatsionnyy-kompleks-knr.

По данным Bloomberg, каждый четвертый самолет «Boeing» производится для Китая. На август 2018 г. в Китае эксплуатировалось 1670 самолетов Boeing22.

Торговая война между США и КНР крайне болезненно отразилась на положении американской авиастроительной корпорации на рынке Китая. Китайские власти не позволяют местным авиакомпаниям покупать самолеты «Boeing» на общую сумму в десятки миллиардов долларов, тем самым нарушая условия торгового соглашения 2020 г. с предыдущей администрацией США, в котором Китай обязался покупать продукцию США, заявила 28 сентября 2021 г. Джина Раймондо, министр торговли в правительстве США.

Потенциальный риск перевода проблем корпорации «Boeing» в Китае в политическую плоскость оказывается плохой услугой для американской авиастроительной компании, которая призвала правительство в Вашингтоне отделить права человека и споры с Китаем от торговых отношений с Пекином. «Я думаю, что политически (Китай. -И.Т.) для нынешней администрации намного сложнее, чем для предыдущей. Но нам все еще нужно торговать с нашим крупнейшим торговым партнером в мире: Китаем. Я надеюсь, что мы сможем каким-то образом отделить интеллектуальную собственность, права человека и другие вещи от торговли и продолжать продвигать среду свободной торговли между этими двумя гигантами ... Мы не можем позволить себе быть исключенными из этого рынка. Наши конкуренты немедленно запрыгнут на наше место», - заявил в марте 2021 г. Дэйв Калхун, глава «Boeing»23.

Управление гражданской авиации КНР временно приостановило эксплуатацию «Boeing 737-8» после авиакатастрофы в Эфиопии в 2017 г. Китай не только отказался от данной модели авиалайнера, но и поставил «Boeing» ультиматум: к эксплуатации самолетов данного типа в Пекине вернутся лишь после того, как получат подтверждение о принятых мерах «для эффективного обеспечения безопасности полетов». Таким образом, на приколе простаивают 96 ранее закупленных китайскими авиаперевозчиками лайнеров «Boeing 737» MAX. Правда, как сообщила в конце ноября 2021 г. Global Times, Управление гражданской авиации Китая (CAAC) готово разрешить национальным авиакомпаниям эксплуатацию пассажирских самолетов «Boeing 737» MAX24. В то же время, даже если поднимутся в воздух имеющи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Китайский завод «Boeing» выпустил первый самолет. URL: https://www.business-gazeta.ru/ news/406603

23 Китай затягивает повторную сертификацию «Boeing 737» MAX в политических целях. URL: https://aviav.ru/kitaj-zatyagivaet-povtornuyu-sertifikacziyu-boeing-737-max-v-politicheskih-czelyah. html.

24 В Китае поле двухлетнего запрета разрешили полеты на «Boeing 737» MAX. URL: https://anews. com/136518217-v-kitae-posle-dvuhletnego-zapreta-razreshili-polety-na-boeing-737-max.html

еся в наличии самолеты этой модели, это не будет означать возврата к полномасштабному сотрудничеству Китая с корпорацией «Boeing», поскольку этот вопрос стараниями уже двух американских администраций перешел в политическую плоскость. Торговый конфликт между США и КНР негативно сказался на количестве заказов авиалайнеров корпорации «Boeing» -за период 2012-2016 гг. Китай закупил 732 пассажирских авиалайнера корпорации «Boeing», а с начала 2017 г. по апрель 2021 г. «Boeing» получил всего 15 заказов на пассажирские самолеты из Китая (для сравнения: в апреле 2020 г. Китай заказал у корпорации «Airbus» крупную партию в 300 пассажирских самолетов)25.

В настоящее время в гражданской авиации КНР происходит переход на отечественные самолеты. В апреле 2021 г. полностью завершилось строительство первого в КНР авиационного производственно-испытательного центра Коммерческой авиационной корпорации Китая (КАКК) в авиагородке Наньчан (провинция Цзянси). Таким образом, в КНР была сформирована законченная производственная цепочка в авиационной промышленности - от научных исследований и проектирования, производства и испытательных полетов до поставки и введения в эксплуатацию. В Китае создан конгломерат госкомпаний по производству двигателей для самолетов, активы которого составляют 20 млрд долл.

Модель регионального авиалайнера, разработанная в Китае, вступила в фазу крупномасштабной коммерческой эксплуатации. К 2021 г. лайнеры ARJ21 перевезли около 1,6 млн пассажиров26.

C2015 г. в КНР проводилась разработка отечественного трансатлантического авиалайнера С-919, предназначенного для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния27. C-919 призван конкурировать с «Boeing 737», «Airbus 320» и российским МС-21. Поставлена стратегическая задача -создать грузовой воздушный флот.

Очень неплохие перспективы у совместного китайско-российского проекта дальнемагистрального лайнера CR-929, разработка которого в 2020 г. подошла к концу. В сентябре 2021 г. была начата сборка первого самолета, который, вероятно, будет использован для прочностных испытаний на земле, но, возможно, сможет и взлететь. В период с 2023 по 2045 г. будет произведено в общей сложности 1 тыс. этих самолетов. Согласно прогнозам экспертов, с 2023 по 2045 г. мировой спрос на широкофюзеляжные пас-

25 US aviation giants hope to gain more market in China. URL: https://www.globaltimes.cn/page/ 202104/1222470.shtml.

26 ARJ21 jetliner to expand commercial operation in overseas market. URL: http://www.china.org.cn/ business/2021-01/14/content_77116234.htm

27 Ma Si, Zhu Wenqian. Thousands of test hours on C919 jet needed before OK. URL: http://www. chinadaily.com.cn/business/2020-06/01/content_ 29569231.htm

сажирские самолеты превысит 10 тыс. ед., из которых 1840 заказов будут с китайского и российского рынков. Соответственно, поставка 1 тыс. ед. CR-929 составит почти 15% от общего объема поставок широкофюзеляжных пассажирских самолетов в мире28.

По данным Исследовательского центра развития авиационной промышленности Китая, в 2040 г. парк пассажирских самолетов только одной авиакомпании China Airlines достигнет 8854, из них - 645 грузовых. В целом до 2040 г. запланировано ежегодное увеличение количества самолётов гражданской авиации на 5,2%, а авиаперевозок - на 6%, т.е. почти на 2% выше среднего роста мировых показателей. Доля же китайских самолетов в мире вырастет с нынешних 16% до 21%29. Спрос на самолеты на китайском рынке в течение 14-й пятилетки составит 3111 ед., а в следующие 15 лет спрос превысит 23 тыс. ед30. По прогнозу «Boeing», общий спрос китайских авиакомпаний в ближайшие 20 лет составит 8700 самолетов. Заказы на такое количество машин будут стоить в общей сложности 1,47 трлн долл. по ценам каталогов31.

Отмечается устойчивое восстановление вертолетного рынка в Китае. В декабре 2020 г. первая партия из четырех вертолетов H135 корпорации «Airbus Helicopters», полностью собранных в Китае, сошла с конвейера окончательной сборки компании в г. Циндао (пров. Шаньдун). Завод наращивает производственные мощности для удовлетворения растущего спроса и планирует в 2021 г. поставить на китайский рынок 11 вертолетов H135 - легких двухмоторных вертолетов, предназначенных для работы в сферах экстренной медицинской помощи, поиска и спасения, инспекции линий электропередач, борьбы с лесными пожарами и пассажирских перевозок, а также для использования правоохранительными органами и компаниями, работающими в области морской энергетики32. Вертолеты корпорации «Airbus Helicopters» к концу 2020 г. занимали 35% вертолетного парка КНР (320 ед.), на китайском рынке также присутствовали и другие иностранные компании, включая Bell Helicopter Textron Inc (200 вертолетов), Leonardo SpA, АО «Вертолеты России» и Sikorsky Aircraft Corp.

28 Around 1,000 CR929 expected to be delivered between 2023-45: chief Chinese designer. URL: https://www.globaltimes.cn/content/1209606.shtml.

29 China to require 7,576 new passenger aircraft over 20 years. URL: http://www.china.org.cn/ business/2020-12/31/content_77067954.htm

30 China's general aircraft totals 2,913. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202010/28/WS5f99-0163a31024ad0ba8199f.html

31 Китай затягивает повторную сертификацию «Boeing 737» MAX в политических целях. URL: https://aviav.ru/kitaj-zatyagivaet-povtornuyu-sertifikacziyu-boeing-737-max-v-politicheskih-czelyah.html

32 High hopes held for new civilian-use helicopter. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202101/04/ WS5ff270d5a31024ad0baa0378.html.

В декабре 2020 г. крупнейший производитель самолетов в стране -Корпорация авиационной промышленности Китая (КАПК) - представила многоцелевой вертолет гражданского назначения AC332. Приводимый в движение двумя мощными экономичными двигателями, AC332 будет иметь максимальную дальность полета 600 км, взлетную массу около 3,9 т и сможет перевозить 12 человек - двух пилотов и 10 пассажиров либо грузы общим весом 600 кг33. По заявлению руководства компании, испытательные полеты для сертификации летной годности AC332 начнутся в 2023 г. и завершатся в 2025 г., после чего, начнутся поставки вертолета на китайский рынок.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Томберг Игорь Ремуальдович - д-р Tomberg Igor R. - Dr. Sci. (Econ.), Principal экон. наук, главный научный сотрудник, Research Fellow, Institute of Oriental

Институт востоковедения Российской Studies of the Russian Academy of Science;

академии наук; профессор МГИМО(У), Professor, MGIMO University, Moscow,

Москва, Россия Russian Federation

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 20 января 2022. Одобрена после рецензирования: 28 января 2022. Принята к публикации: 31 января 2022. Опубликована: 29 марта 2022.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest. Article info

Submitted: January 20, 2022. Approved after peer reviewing: January 28, 2022. Accepted for publication: January 31, 2022. Published: March 29, 2022.

The author has read and approved the final manuscript.

33 Zhu Wenqian. Airbus unit buoyant on helicopter market recovery. URL: http://www.chinadaily.com. cn/a/202011/27/WS5fc04e2da31024ad0ba96c6d.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.