Научная статья на тему 'ВОЗДУШНЫЕ СТЮАРДЫ – ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ'

ВОЗДУШНЫЕ СТЮАРДЫ – ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стюард / стюардесса / бортпроводник / авиалайнер / steward / stewardess / flight attendant / airline

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — К.А. Яковлева, Е.А. Шушканова

В работе рассматривается история становления профессии стюардов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIR STEWARTSAN EXCURSION INTO HISTORY

The paper considers the history of the formation of the profession of stewards.

Текст научной работы на тему «ВОЗДУШНЫЕ СТЮАРДЫ – ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ»

Секция «Освоение космического пространства: история и современность»

УДК 608.20

ВОЗДУШНЫЕ СТЮАРДЫ - ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

К. А. Яковлева Научный руководитель - Е. А. Шушканова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: kristina2001irba@mail.ru

В работе рассматривается история становления профессии стюардов.

Ключевые слова: стюард, стюардесса, бортпроводник, авиалайнер

AIR STEWARTS- AN EXCURSION INTO HISTORY

K. A. Yakovleva Scientific supervisor - E. A. Shushkanova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: kristina2001irba@mail.ru

The paper considers the history of the formation of the profession of stewards. Keywords: steward, stewardess, flight attendant, airline.

Термин «стюард» происходит от английского слова «steward». К началу ХХ в. он подразумевал мелкую прислугу на морских и речных пассажирских судах западных государств: буфетчиков, официантов, уборщиков. В России, а затем СССР заграничное слово «стюард» прижилось не сразу. В дореволюционном торговом флоте людей этой профессии именовали «буфетчиками» или «уборщиками», а с переходом их в гражданскую авиацию (уже в Советском Союзе) прижился термин «бортпроводник». Таким термином стюардесс и стюардов именуют (особенно в официальных документах) и по сей день. Само слово «стюардесса» в нашей стране стало употребляться лишь со второй половины 1950-х гг., но, что любопытно, не в документах, а исключительно в разговорной речи.

История появления профессии стюарда началась в начале 1930-х гг., когда крупные западные авиакомпании для дальних рейсов стали использовать многомоторные машины, которые вполне подходили под определение «авиалайнеры». На тот момент они вмещали небольшое количество пассажиров (не более полутора десятка), Полеты в тот период были очень зависимы от погоды и других субъективных факторов. При неблагоприятных условиях дальние перелеты могли длиться неделями, а следовательно, пассажиры и экипаж могли оказаться в ситуации «выживающих на необитаемом острове». Именно по этим причинам профессия стюард в период становления гражданской авиации была исключительно мужской.

Во время мирового экономического кризиса, который вошел в историю как «Великая депрессия» (конец 1920 - нач. 1930-х гг.) лишь небольшая часть населения могла позволить себе перемещаться воздушным путем, поэтому авиакомпании начали нести серьезные убытки. Для того, чтобы как-то привлечь пассажиров, у авиакомпаний возникла идея пригласить на работу стюардов молодых привлекательных девушек. Эта новация имела и другие вполне практические плюсы: девушки служили прекрасной рекламой пассажирских авиаперевозок, да и весили они значительно меньше крепких мужчин, освобождая драгоценные килограммы в нагрузке самолета.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

Первой в мире стюардессой считается американка Элен Черч, 25-летняя дипломированная медсестра из штата Айова. Она предложила свои услуги бортпроводницы существующей поныне американской авиакомпании UnitedAirlines (ранее BoeingAirTransport). В ее первом рейсе на самолете осуществляли перелет кроме экипажа 11 пассажиров. Также именно эта женщина считается разработчиком первой униформы для стюардесс. После этого успешного опыта авиакомпания UnitedAirlines объявила набор первой бригады стюардесс: ими стали восемь медсестер, которые смогли приступить к работе уже спустя несколько месяцев. Медсестры были востребованы на борту самолета, так как во время полета могла возникнуть нештатная ситуация, угрожающая жизни пассажира [3].

В Советском Союзе первой стюардессой в гражданской авиации стала двадцатилетняя Эльза Эдуардовна Городецкая. 5 мая 1939 г. в составе экипажа пассажирского самолета ПС-84 (с 21 пассажирами на борту) она выполнила рейс, длительностью 13 часов с двумя посадками по маршруту Москва - Ашхабад. В течение двух месяцев девушка была единственной стюардессой в стране. Примечательно, что в штатном авиационном расписании тогда не было должности бортпроводника, поэтому девушку оформили кладовщицей. Официально должность бортпроводника в гражданской авиации СССР утвердили в конце этого же года. Таким образом, 1939 г. можно считать началом истории российских стюардов.

История профессии стюардов показывает, что в ранний период она развивалась в первую очередь под влиянием изменений в технических характеристиках самолетов, прежде всего их вместимости. На Западе с середины 1940-х гг. авиалайнеры вмещали до 110 пассажиров, а к началу 1950-х гг. на авиалинии стали выходить самолеты вмещаемостью уже до 150 пассажиров. В Советском Союзе с появлением в 1950-х гг. самолетов нового поколения, которые вмещали более 200 пассажиров (а со временем их количество возросло до 350), произошла дальнейшая эволюция профессии стюардов.

Вмещаемость самолетов росла, а, следовательно, одной-двух стюардесс на борту уже не хватало. Когда их количество выросло до три-четырех на экипаж, профессия стюарда стала массовой [5].

Крупнейшие мировые авиакомпании, такие как «SAS», «PanAm», «Luftgansa», «TWA» набирали на работу молодых незамужних привлекательных девушек не старше 28 лет, примерно одинакового роста (около 165 см) и веса (около 54 кг). Так же они обязательно должны были знать не менее одного иностранного языка. Претенденток на работу было очень много, но отбор был столь жесткий, что из сотни девушек принимали всего одну-две.

Требования к внешнему виду бортпроводниц были не менее строгими. Начиная с конца 1940-х гг., униформу для стюардесс разрабатывали крупные дома моды: Коко Шанель, Ив Сен-Лорана, Нины Ричи, Пьера Кардена и других всемирных брендов. Интерес последних к моде для стюардов был вызван тем, что это служило хорошей рекламой для них самих. В те времена стюардессы носили шляпки, белые перчатки, туфли на высоких каблуках. Кроме того, им давали уроки моды, косметики и хороших манер. Все было регламентировано -высота каблуков, длина юбок, цвет чулок, волосы стюардессы не должны были касаться воротничка, на лице должен был присутствовать «не вызывающий» макияж, на руках маникюр. За соблюдением данных правил строго следили соответствующие службы [2].

В СССР особое внимание к подбору кадров для стюардесс обращалось в отношении зарубежных авиаперелетов. Предпочтение здесь отдавалось девушкам образованным, имеющим хорошие манеры. Фаворитками в списке кандидатов были люди со знанием иностранных языков: именно они автоматически попадали на престижные международные рейсы. Еще одним весомым плюсом для принятия на работу в «Аэрофлот» служил комсомольский или партийный стаж или даже «пролетарское происхождение».

В обязанности зарубежных стюардесс входили такие обязательства: они должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа, перед убрать в салоне и

(Секция «Освоение космического пространства: история и современность»

пилотской кабине, проверять - надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полете раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, убирать туалет после посещения гостей. В местах промежуточных посадок они должны были таскать ведра с топливом для заправки авиалайнера.

В Советском Союзе в обязанности стюардессы никогда не входила уборка самолета или мытье посуды, этим занимался другой персонал. Главная задача стюардессы поприветствовать пассажиров, затем предложить напитки, подогреть уже готовые обеды, накормить пассажиров и собрать посуду, в случае необходимости оказать медицинскую помощь [4].

Современные стюардессы — как представительницы прекрасного пола олицетворяют нынешние авиакомпании и непосредственно имеют дело с пассажирами. Что же касается бортпроводников-мужчин — то сегодня они вновь вернулись на авиалинии.

В настоящее время каждая авиакомпания выдвигает к претендентам на должности стюардесс и стюардов свои требования, но существуют и общие правила. Претендент должен быть приятной внешности, речь без дефектов, пропорциональные черты лица, отсутствие на лице родинок и родимых пятен. И самое главное - крепкое здоровье. Зрение должно быть корректируемым в пределах 20/30% или лучше. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет. Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост - от 170 до 190 сантиметров, у девушек - от 160 до 175 сантиметров. Высшее образование не особо важно для стюардов, достаточно иметь среднее полное образование, а в некоторых компаниях - среднее-профессиональное, либо неоконченное высшее. Также приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, официант, бармен. В последние несколько лет при наборе бортпроводников авиакомпании предпочитают кандидатов с медицинским и психологическим образованием. Один из основных критериев отбора — хорошее владение русским языком, знание английского - как устного, так и письменного - не ниже intermediate («средний» уровень). Дополнительным плюсом станет владение вторым и третьим языками. Большинство бортпроводников имеют диплом языкового вуза [1].

Профессия стюард существует уже почти 90 лет. Работа бортпроводника- физически трудная, способная нанести серьезный урон здоровью: все время полета надо проводить на ногах, постоянные смены часовых поясов и климатических зон, шум, вибрация, перепады давления, все это является тяжёлым испытание для организма. Но все эти факторы не помешают дальнейшему развитию данной профессии. Будет совершенствоваться сфера услуг, авиация, а вместе с ними, приобретая новые качества, профессия стюард, так как все эти области тесно взаимосвязаны.

Библиографические ссылки

1. Богалейша Е. Собираемся на собеседование в авиакомпанию [Электронный ресурс]. URL: https://laf2laf.livejournal.com/57275.html (дата обращения: 22.03.2020)

2. История гражданской авиации СССР: научно-популярный очерк / под ред. Б. П. Бугаева. - М.: Воздушный транспорт, 1983. 376 с.

3. Кривобоков Р. РИА новости. Стюарды и стюардессы: история профессии и требования. Справка [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20081207/156681051.html (дата обращения: 21.03.2020)

4. Макота А. Хочу в стюарды/стюардессы. Как устроиться? [Электронный ресурс]. URL: https://34travel.me/post/stuard (дата обращения 25.03.2020)

5. Морозов В. Принцессы пятого океана //Авиация и Космонавтика вчера, сегодня, завтра: науч. журн. 2018. №3 С. 11-19

©Яковлева К. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.