Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Война / промышленность / завод / фабрика / рабочий класс / хлеб / город Ульяновск / War / industry / factory / factory / working class / bread / the city of Ulyanovsk

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фролов А.Ю.

Автором предпринята попытка показать, становление и новых промышленных предприятий на базе эвакуированных из фронтовой и прифронтовой зоны заводов и фабрик, в тяжелейших социально-экономических условиях. Уже через 1-2 года Ульяновский край превратился за годы войны в крупный промышленный центр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Фролов А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE GREAT PATRIOTIC WAR ON THE FORMATION OF A NEW INDUSTRY IN THE REGION (BASED ON THE MATERIALS OF THE ULYANOVSK REGION)

The author attempts to show the formation of new industrial enterprises on the basis of factories and factories evacuated from the frontline and frontline zones, in the most difficult socio-economic conditions. After 1-2 years, the Ulyanovsk Region turned into a large industrial center during the war years.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

HISTORICAL SCIENCES

THE IMPACT OF THE GREAT PATRIOTIC WAR ON THE FORMATION OF A NEW INDUSTRY IN THE REGION (BASED ON THE MATERIALS OF THE ULYANOVSK REGION)

Frolov A.Y.

рostgraduate student of the Department of History, Ulyanovsk State Pedagogical University

УДК 93/94 (470)

ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Фролов А.Ю.

аспирант кафедры истории, Ульяновский государственный педагогический университет

Abstract

The author attempts to show the formation of new industrial enterprises on the basis of factories and factories evacuated from the frontline and frontline zones, in the most difficult socio-economic conditions. After 1 -2 years, the Ulyanovsk Region turned into a large industrial center during the war years.

Аннотация

Автором предпринята попытка показать, становление и новых промышленных предприятий на базе эвакуированных из фронтовой и прифронтовой зоны заводов и фабрик, в тяжелейших социально -экономических условиях. Уже через 1-2 года Ульяновский край превратился за годы войны в крупный промышленный центр.

Keywords: War, industry, factory, factory, working class, bread, the city of Ulyanovsk.

Ключевые слова: Война, промышленность, завод, фабрика, рабочий класс, хлеб, город Ульяновск.

С началом Великой Отечественной войны в Ульяновском округе, как и по всей стране, началась перестройка всей экономики на военный лад в соответствии с военно-экономической политикой руководства страны. Для этого руководством СССР было принято целый ряд партийно-государственных документов, в которых были поставлены конкретные задачи по перестройке экономики страны на военный лад. Так, 29 июня 1941 года была прията Директива СНК СССР и ЦК ВКП (б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, на основе которой был создан Государственный Комитет Обороны. Именно этот чрезвычайный орган возглавил всю оборону страны, включая перестройку всей промышленности страны на военный лад.

В целом по стране на основе принятых решений на военные предприятия были переведены с других учреждений 120850 человек. Прошла мобилизация 500 000 тысяч т.н. «домашних хозяек» и 360 тысяч учащихся 8-20 классов. Все праздношатающиеся, временно безработные немедленно мо-билизовывались и включались в состав рабочих колонн строительных батальонов. В случае отказов против отказников немедленно возбуждалось уголовное дело. Численность таких формирований достигла 608 тысяч человек [1].

Предстояло перебазировать на восток тысячи предприятий. Важнейшая задача передислокации огромного количества фабрик и заводов была выполнена за первое полугодие 1941 года. Ни одной

стране мира не пришлось выполнять подобные гигантские задачи. В СССР с июня по декабрь 1941 г. удалось перевезти 12 миллионов человек - инженерно-технических работников, рабочих предприятий, а также членов их семей. Пришлось перебазировать в общей сложности 2 593 предприятия, (из них 1523 крупных). Если говорить другим языком, то фактически за тысячи километров была перебазирована экономика крупной европейской страны, которая через полгода заработала на полную мощность [2].

Промышленность Ульяновского округа (области с 1943 г.) в сложное военное время постоянно увеличивала темпы выпуска продукции, требуемой на фронте. Например, в августе 1941 года по сравнению с июнем того же года прирост выпуска военной продукции составил 147%, а в сентябре - уже 178 % [3]. Ведь это было то время, когда враг рвался к Москве и Ленинграду, а многие предприятия с западной части страну лихорадочно переводились на восток, что вместе с прекращением выпуска военной продукции в захваченных врагом районах СССР привело к резкому снижению количества выпускаемой военной продукции.

О масштабах проводимой работы говорит тот факт, что только в город Ульяновск прибыло из западных районов СССР оборудование 15 крупных фабрик и заводов:

1. Государственная Всесоюзная автономная чулочно - трикотажная фабрика им. КИМ из города Витебска;

2. Швейная фабрика им. Горького из города Киева

3. Электромеханический завод «Электропускатель» им. Сталина из города Харькова (Завод «Контактор»);

4. Завод контрольно - измерительных приборов № 10

Наркомата пищевой промышленности, создан на базе завода контрольно - измерительных приборов № 10 (завод «КИП») из города Киева;

5. Приборостроительный завод № 280 Наркомата авиационной промышленности, создан на базе Московского НИИ № 12;

6. Автомобильный завод им. Сталина (ЗИС) из года Москвы и цеха выпуску запасных частей (завод «Автозапчасть») цеха по выпуску малолитражных двигателей;

7. Литейно - механический завод № 11;

8. Вагоноремотный завод им. 1905 года;

9. Завод приборостроения Наркомата авиационной промышленности № 25 из города Москвы;

10. Государственный завод пищевых концентратов из города Москвы;

11. Мастерские индивидуального пошива трикотажного платья «Ателье» из города Витебска;

12. Швейная фабрика № 4 им. Тиняково из года Киева;

13. Машиностроительный завод из года Гомеля;

14. Чулочно - трикотажная фабрика им. Цеткин из города Витебска;

15. Швейная фабрика им. Профинтерна из года Минска.

Причем, вместе с оборудованием прибывали рабочие, инженерно-технический персонал и члены их семей, которых где-то надо было разместить, обеспечить карточками на продовольствие. Несмотря на все имеющиеся трудности, к лету 1942 года все эти предприятия были не только запущены, и вышли на проектную мощность, но и значительно нарастили объем выпускаемой продукции.

Одно из самых знаменательных событий военного времени - создание автомобиля УльЗИС - 253, в разработке которого принимали участие конструкторы С.Д. Чуразов, И.А. Давыдов, Кузнецов, Гришин и другие. Новый автомобиль создавался по указанию Наркома среднего машиностроения СССР С.А. Акопова. Под руководством главного конструктора Б. Л. Шапошникова к маю 1944 года был собран первый опытный образец дизельного грузовика. Этот 3,5-тонный дизельный грузовик, по экономичности двигателя, динамическим качествам ничем не уступал американскому «Студебеккер» и получил высокую оценку специалистов, но по ряду причин в серию не пошел [4].

В итоге к 1943 году промышленность Ульяновской области государственный план в целом выполнила на 98,7 %, но по сравнению с 1942 годом выпуск продукции увеличился на 33,6 % или на 259 миллионов рублей. Полностью выполнили и перевыполнили планы оборонная промышленность, местная и общая, а также лесная и топливная.

Удельный вес предприятий оборонной промышленности в 1943 году составил 70 %. На предприятиях оборонной промышленности в 1943 году удалось развернуть социалистическое соревнование, которое сыграло немалую роль в повышении производительности и снижения брака. Из постановления секретаря Ульяновского горкома ВКП (б) Ку-рышкина от 15 октября 1942 года: «... в результате развернувшегося соревнования объем промышленной продукции города в третьем квартале увеличился на 38 764 тысячи в сравнении со вторым кварталом. В сентябре. предприятия города дали прирост продукции, в сравнении с августом, на 2,8 миллионов рублей. В течение сентября завод имени Володарского выполнил программу на 107,1% и получил вторично переходящее Красное Знамя ЦК ВКП (б). Спиртзавод № 2 выполнил программу на 130 % и во Всесоюзном соревновании занял третье место по НКПП (Народный комиссариат пищевой промышленности). Ряд других предприятий города выполнили и перевыполнили свои обязательства...» [5].

Однако, в условиях военного времени не всегда удавалось обеспечить четкую работу всех городских служб, связанных с размещением эвакуированных предприятий. Так, с декабря 1941 года в город из Ворошиловграда стало поступать оборудование завода № 60, но для его размещения не были подобраны помещения, и прибывшее оборудование так и пролежало под открытым небом до августа 1943 года в районе ст. Киндяковка [6].

Также были большие проблемы по обеспечению новых предприятии электроэнергией. Основными потребителями электроэнергии стали оборонные предприятия, а из-за поломки дизелей и генераторов, нехватки дизельного топлива электростанция работала с перебоями. По этим причинам выработка электроэнергии в этот период не превышала 75 - 80% от плановой мощности. Именно из - за нехватки электроэнергии в декабре 1941 года швейный завод №8 выполнил план лишь на 24% процента, завод контрольно-измерительных приборов на - 50[7]. В январе 1942 года в цеха ЗИСа электричество подавалось с завода им. Володарского. Чтобы не останавливать производство, электроэнергию подавали по графику. Проблема электроснабжения частично решалась созданием электростанций на предприятиях [8].

Социально-экономическое положение рабочих сильно ухудшилось, как в бытовых условиях так и на предприятиях. Обеспечение рабочих продуктами питания и одеждой крайне недостаточно. Из воспоминаний Клавдии Николаевны Бурановой и Анны Павловны Байковой, призванных из дере-вени Большая Кондарать Инзенского района для обучения профессии сварщика в Ульяновск совсем еще юными: во время учебы будущих сварщиков кормили три раза в день бесплатно, давали по 700 грамм хлеба, но этого растущему организму было мало, и девчонки меняли на рынке хлеб на колоб -жмых вроде халвы, но очень жесткий. Хлеб сразу съешь - и нет его, а колоба на целый вечер хватало,

жевать долго приходилось/ Зарплату молодые сварщицы сначала получали сколько дадут. Рабочие-москвичи объясняли, что разные детали платят по-разному. Рабочий день начинался строго в одно время, а работать приходилось и полторы, и две смены. Домом было «рабочее общежитие» - барак. Здесь жили и холостые и семейные. В огромной комнате длинные нары человек на семьдесят. Свет - две автомобильные фары. Тощие голые, соломенные матрацы. Удобств никаких, даже воды не было, умываться ходили в кювет. Отопления почти не было, спасала одна печка - голландка. В дальнейшем стало еще хуже. «Кормили теперь на заводе один раз в день крапивными щами да ложкой каши. Давали хлеб по карточкам: кому - 400, кому - 700 граммов, а сварщицам - килограмм «за вредность». Кусочек маленький, мокрый, хоть отжимай. Изредка давали талоны на крупу, тогда варили в кубовой кашу. Без масла, конечно. Привезла как-то Клава Осипова из деревни кусок мяса с костью. Бульон сварили, мясо съели, а на завтра что? Завернула Клава кость в тряпочку, а на другой день опять из кости бульон сварили. Так целую неделю «бульоном баловались». Вот придут девочки с работы -на улицы темно, холодно, а в бараке чуть светлей, чуть теплей чем на улице. С дисциплиной очень строго было: челка из-под косынки выбилась -штраф, грязь на рабочем месте - штраф. Судьбы опоздавших и прогульщиков решал суд [9].

Огромное значение в росте промышленного производства имела кооперация между предприятиями. Возьмем Ульяновский округ. Примеров подобной кооперации было очень много. Возьмем производство боеприпасов и одно из головных предприятий этой отрасли - Ульяновский Патронный завод имени М.М. Володарского. К производству оборудования, корпусов патронов, пороха, капсюлей были привлечены десятки предприятий по всей стране. Если в 1941 году боеприпасы производили 382 предприятия 34 народных комиссариатов, то в 1942 году - уже 1108 предприятий 58 наркоматов и ведомств [10].

Таким образом, приведенные факты говорят о том, что становление промышленных предприятий в 1942 году сумел преодолеть все те организационные трудности, которые были свойственны его работе в 1941 году и не только вышел на выполнение производственных заданий, но и демонстрировал постоянное перевыполнение производственных показателей, что во многом обеспечило устойчивую работу промышленных предприятий и служило залогом выполнение ими производственных заданий

и государственных заказов в интересах обороны. Несмотря на все имеющиеся трудности, все эвакуированные предприятия были не только запущены в эксплуатацию, но и вышли на проектную мощность, а в последующем, значительно нарастили выпуск военной продукции.

References

1. Railway workers in the Great Patriotic War of 1941-1945....p. 118

2. Chadaev, V. J. the economy of the USSR during the great Patriotic war. M.: Mysl', 1965. P. 234.

3. State archive of contemporary history of the Ulyanovsk region

(hereinafter, GHANI UO). F. 13.Op.1. D. 2167. L.

27.

4. The history of the Moscow automobile them. Likhachev. Ed. Mysl', 1966, p. 54.

5. GHANI UO. F. 13. Op.1. D. 1945. L. 17-19.

6. Efimov, Y. D. Ulyanovsk and Ulyanovsk oblast during the great Patriotic war. Ulyanovsk.: "Simbirsk book", 1995. p. 10.

7. GANI UO. F. 13. Op. 1. D. 1945. Ll. 10-13.

8. Khrenov N. I., Belov I. Ulyanovsk region during the Great Patriotic War. p. 8.

9. Ulyanovsk Pravda, 1990. No. 142. August 24

10. Russian State Archive of Economics (hereinafter RGAE), F. 7516, Op. 1, d. 1808, l. 66

Список источников

1. Железнодорожники в великой Отечественной войне 1941-1945 г. С. 118

2. Чадаев, В.Я. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Мысль,1965. С. 234.

3. Государственный архив Новейшей истории Ульяновской области

(далее, ГАНИ УО). Ф.13.Оп.1. Д. 2167. Л. 27.

4. История Московского автозавода им. Лихачева. Изд. «Мысль», 1966 г. С. 54.

5. ГАНИ УО. Ф.13. Оп.1. Д. 1945. Л. 17-19.

6. Ефимов, Ю.Д. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. Ульяновск.: «Симбирская книга», 1995. С. 10.

7. ГАНИ УО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1945. Лл. 10-13.

8. Хренов Н. И., Белов И. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. С. 8.

9. Ульяновская правда, 1990. № 142. 24 августа

10. Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ), Ф. 7516, Оп. 1, Д. 1808, Л. 66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.