Научная статья на тему 'Воздействие выхлопных газов на уровень артериального давления у водителей личного автотранспорта в г. Екатеринбурге'

Воздействие выхлопных газов на уровень артериального давления у водителей личного автотранспорта в г. Екатеринбурге Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
529
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ / АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / ARTERIAL HYPERTENSION / EXHAUST GASES

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Цыпушкина Екатерина Евгеньевна, Шмаков Евгений Павлович

За последние десятилетия отмечается устойчивая тенденция увеличения количества автомобилей в уральской столице: в 1994 году в Екатеринбурге было зарегистрировано 155 тысяч автомобилей, в 2010 году 400 тысяч, в 2014 году приближается к 1 миллиону. Актуальность данной проблемы связана с тем, что каждый житель города ощущает негативное воздействие, оказываемое автотранспортом. Источник загрязнения находится практически в зоне дыхания и поступает в организм человека без очистки. Важной составляющей выбросов в атмосферу отработавших газов двигателей внутреннего сгорания являются: угарный газ, оксид азота, формальдегид, акролеин, их воздействие может причинить непоправимый вред здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Цыпушкина Екатерина Евгеньевна, Шмаков Евгений Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of emissions on blood pressure from drivers of private vehicles in Ekaterinburg

Over the past decades there have been a steady increase in the number of vehicles in the capital of the Urals: in 1994 in Yekaterinburg 155,000 vehicles were registered, in 2010-400 thousand, and in 2014 close to 1 million. This problem is actual because every resident of the city feels the negative impact of air pollution. The concentration of harmful substances in exhaust gases of vehicles (formaldehyde, carbon monoxide and nitrogen, acrolein), exceeds the MACs from 1.5 to 6.5 times. The impact of the exhaust gases as a result can lead to high blood pressure and it can be traced in all subjects, so it permits to assume that driving is a risk factor of arterial hypertension. More than a half of the respondents noted headache, smarting in eyes after long-term driving, as a consequence of exposure to elevated MACs of harmful substances in the air.

Текст научной работы на тему «Воздействие выхлопных газов на уровень артериального давления у водителей личного автотранспорта в г. Екатеринбурге»

УДК 6 61 616 616.1

ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ НА УРОВЕНЬ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У ВОДИТЕЛЕЙ ЛИЧНОГО АВТОТРАНСПОРТА В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ

Е.Е. Цыпушкина, Е.П. Шмаков

ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет Минздрава России», кафедра факультетской терапии, гигиены и профессиональных болезней,

Екатеринбург, Россия

Аннотация. За последние десятилетия отмечается устойчивая тенденция увеличения количества автомобилей в уральской столице: в 1994 году в Екатеринбурге было зарегистрировано 155 тысяч автомобилей, в 2010 году — 400 тысяч, в 2014 году приближается к 1 миллиону. Актуальность данной проблемы связана с тем, что каждый житель города ощущает негативное воздействие, оказываемое автотранспортом. Источник загрязнения находится практически в зоне дыхания и поступает в организм человека без очистки. Важной составляющей выбросов в атмосферу отработавших газов двигателей внутреннего сгорания являются: угарный газ, оксид азота, формальдегид, акролеин, их воздействие может причинить непоправимый вред здоровью.

Ключевые слова: выхлопные газы, артериальная гипертензия.

К сожалению, эту проблему можно решить лишь полностью отказавшись от автотранспорта, что в современных условиях абсолютно невозможно. В Европе уже существуют безвредные водородные двигатели, выхлопы которых представляют собой пары воды. Но они пока не используются в широкой практике, а в Россию, тем более, придут нескоро.

Цель работы: провести анализ изменения артериального давления у водителей автотранспорта до и после поездки, с учетом

выбросов в атмосферный воздух отработавших газов двигателей внутреннего сгорания.

Материалы и методы. Исследования проводились среди автовладельцев в г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 15 человек мужского пола в возрасте от 20 до 30 лет, которые измеряли артериальное давление до и после поездки. В среднем на дорогу уходило от 40 минут до 1 часа. Для отбора проб воздуха и анализа использовался меховой аспиратор ГХ-4 с набором индикаторных трубок на акролеин, оксид азота, ок-

~ 395 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 4

—-------------------------—

сид углерода, формальдегид. На каждое вещество отбирали по 3 пробы, по методике представленной в «Руководство к лабораторным занятием по коммунальной гигиене», что позволило определить максимальные разовые концентрации указанных веществ и сравнить их с ПДК максимально разовой. Пробы отбирались в 3 точках: 1) в автомобиле участника движения; 2) непосредственно на проезжей части; 3) контрольная точка, расположенная на удалении 100 м в лесополосе. Статистическая обработка материалов исследований проводилась стандартными методами. Так, для средних величин (М) вычислялись доверительные интервалы (M ± m). Различия считались достоверными при р < 0,05.

С целью объективных данных был составлен мини-опросник, включавший следующие вопросы:

1. Бывают ли у вас головные боли после вождения автомобиля?

2. Бывает ли у вас ощущение рези в глазах после вождения автомобиля?

3. Бывает ли у вас чувство усталости после вождения автомобиля?

4. Бывает ли у вас головокружение после вождения автомобиля?

5. Бывает ли у вас чувство «мелькания мушек» перед глазами после вождения автомобиля?

Результаты и обсуждение. В ходе проведенных исследований были получены количественные характеристики веществ, являющихся составными выхлопных газов.

Так, проведя анализ полученных данных (табл. 1), можно заключить, что максимальные разовые ПДК по формальдегиду превышены в 6 раз в машине и в 5 раз на дороге, известно, что при воздействии формальдегида у человека возникает воспаление слизистых оболочек глаз и дыхательных органов, возможна кожная аллергия. Оксид углерода увеличен в 6 раз в машине, в 5 раз на проезжей части, что при длительном воздействии является следствием образования карбокси-гемоглобина, это порождает кислородное голодание организма. К числу приоритетных загрязнителей также относится акролеин его концентрация в 1,75 и 1,45 раз больше соответственно, что может привести раздражению слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, акролеин обладает общетоксическим действием.

После вождения автомобиля вследствие воздействия выхлопных газов на организм человека у всех 15 здоровых респондентов наблюдалось достоверное повышение АД (табл. 2), хотя его показатели и оставались в пределах нормы.

Таблица 1

Концентрации вредных веществ в пробах воздуха, воздухе салона, мг/м3

Наименование вещества Точки отбора ПДК максимальная разовая

салон автомобиля атмосферный воздух, проезжая часть автотрассы атмосферный воздух, вне автотрассы

Формальдегид 0,21 ± 0,01 0,18 ± 0,01 0,05 ± 0,01 0,035

Оксид углерода 32,50 ± 0,71 25,30 ± 0,32 9,0 ± 0,16 5,0

Азота диоксид 0,17 ± 0,01 0,14 ± 0,01 0,09 ± 0,01 0,085

Акролеин 0,35 ± 0,10 0,29 ± 0,01 0,22 ± 0,01 0,2

~ 396 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Цыпушкина Е.Е., Шмаков Е.П. Воздействие выхлопных газов на уровень артериального давления...

—------------------------—

Уровень артериального давления у водителей (M ± т)

Таблица 2

АД до поездки в мм рт.ст. АД после поездки в мм рт. ст Достоверность различий, p

Систолическое Диастолическое Систолическое Диастолическое САД ДАД

114,2 ± 2,7 72,9 ± 3,0 123,9 ± 1,9 82,7 ± 1,9 Р1 < 0,05 Р2 < 0,05

Примечание: р\ — достоверность различий показателей по систолическому давлению; р2 — достоверность различий показателей по диастолическому давлению.

Следует отметить, что головные боли после вождения автомобиля отметили \3 человек (87%), ощущение рези в глазах \0 человек (67%), которую они связывают с яркостью фар встречного автотранспорта, чувство усталости 4 человека (27%). На вопрос бывает ли у вас головокружение, чувство «мелькания мушек» перед глазами после вождения автомобиля все ответили отрицательно.

Таким образом комплексное воздействие при вождении автомобиля, включая влияние отработанных газов может привести к повышению артериального давления, и это прослеживается у всех исследуемых. Допускается предположить, что вождение автомобиля является фактором риска возникновения гипертонической болезни. Однако, для получения более убедительных результатов в последующем нужно расширить респондент-скую базу.

Головная боль, ощущение рези в глазах после вождения автомобиля отметили более половины опрошенных, как следствие воздей-

ствия превышенных ПДК выхлопных газов и длительного напряжения зрения при пребывании за рулем автомобиля.

В целях снижения выбросов автотранспорта необходимо внедрение мероприятий по снижению концентраций вредных веществ, направленные на совершенствование транспортной схемы города, провести расширение улиц, улучшить качество дорожного покрытия, увеличить озеленение жилых районов города.

ЛИТЕРАТУРА

\. Зайцева О.Ю. Вред выхлопных газов автомобилей // Успехи современного естествознания. 20\0. № 8. С. 45.

2. Беляев Е.Н. Здоровье населения и среда обитания // Система профилактических мероприятий по управлению риском для здоровья населения, подвергающегося влиянию химически загрязненной среды обитания (на примере Свердловской области). 20\3. № 9. С. 7.

~ 397 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999

p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 4

—-----------------------—

IMPACT OF EMISSIONS ON BLOOD PRESSURE FROM DRIVERS OF PRIVATE VEHICLES IN EKATERINBURG

E.E. Tsypushkina, E.P. Shmakov

Ural State Medical University,

Yekaterinburg, Russia

Annotation. Over the past decades there have been a steady increase in the number of vehicles in the capital of the Urals: in 1994 in Yekaterinburg 155,000 vehicles were registered, in 2010—400 thousand, and in 2014 — close to 1 million. This problem is actual because every resident of the city feels the negative impact of air pollution.

The concentration of harmful substances in exhaust gases of vehicles (formaldehyde, carbon monoxide and nitrogen, acrolein), exceeds the MACs from 1.5 to 6.5 times. The impact of the exhaust gases as a result can lead to high blood pressure and it can be traced in all subjects, so it permits to assume that driving is a risk factor of arterial hypertension.

More than a half of the respondents noted headache, smarting in eyes after long-term driving, as a consequence of exposure to elevated MACs of harmful substances in the air.

Key words: arterial hypertension, exhaust gases.

REFERENCES

1. Zaitseva O.Yu. Vred vykhlopnykh gazov av-tomobilei. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya, 2010, no. 8, p. 45.

2. Belyaev E.N. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. Sistema profilakticheskikh meropriyatii

po upravleniyu riskom dlya zdorov'ya naseleniya, podvergayushchegosya vliyaniyu khimicheski za-gryaznennoi sredy obitaniya (na primere Sver-dlovskoi oblasti), 2013, no. 9, p. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.