Научная статья на тему 'Воздействие стресса на соревновательную деятельность спортсмена и способы саморегуляции'

Воздействие стресса на соревновательную деятельность спортсмена и способы саморегуляции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1234
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СПОРТСМЕН / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТРЕСС-ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Растокин Н.А., Загретдинова О.О., Ореховская Е.В.

В статье рассматривается воздействие стресса на соревновательную деятельность спортсмена, влияние стресса на организм человека в целом, включая его психологическое состояние. Говорится о методах преодоления стресса в спортивной практике и об особенностях, которые при этом надо учитывать. Эффективное преодоление стресса обеспечивается за счет разумного использования имеющихся ресурсов личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воздействие стресса на соревновательную деятельность спортсмена и способы саморегуляции»

8. Трофимова С.Ю. Логика построения курса общей физики в педагогическом вузе /С.Ю. Трофимова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2015. - № 3. - С. 147-153.

9. Чугунов Е.А., Ермолаева В.В. Сравнение методик преподавания общего курса физики на примере проведения лабораторных работ в технических вузах Швейцарии и России /Е.А. Чугунов, В.В. Ермолаева // Молодой ученый. - 2018. - № 5. - С. 569-571.

10.Степанова Т. И., Горбатюк С. Ю., Ноговицына Я. И. Опережающее обучение и пути его реализации в школе. -Якутск: Изд-во ИРО и ПК, 2017. - 116 с.

11.Морен Э. Метод. Природа природы / Пер. с франц. Е. Н. Князевой. - М.: Прогресс-Традиция, 2017. - 230 с.

12.Белоусова О. В. Развивающее образование акмео-логического типа // Педагогика. - М. - 2018. - № 3. - С. 12-17.

© Моргуненко Ю.В., 2019

УДК 1174

Н.А. Растокин

Студент 1 курса КемГУ г. Кемерово, РФ E-mail: rastokinita@mail.ru О.О. Загретдинова Студентка 1 курса, КемГУ г. Кемерово, РФ E-mail: apelsonya@gmail.com Научный руководитель: Е.В. Ореховская Преподаватель КемГУ г. Кемерово, РФ E-mail: yamantaka.j@yandex.ru

ВОЗДЕЙСТВИЕ СТРЕССА НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНА

И СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается воздействие стресса на соревновательную деятельность спортсмена, влияние стресса на организм человека в целом, включая его психологическое состояние. Говорится о методах преодоления стресса в спортивной практике и об особенностях, которые при этом надо учитывать. Эффективное преодоление стресса обеспечивается за счет разумного использования имеющихся ресурсов личности.

Ключевые слова:

спорт, спортсмен, соревновательная деятельность, стресс, психологическое сопровождение, стресс-факторы

Стресс представляет собой комплексный процесс, включающий в себя физиологические и психологические составляющие. Посредством стресса в организме происходят важные изменения: он как бы настраивает себя на самозащиту, на приспособление к новым условиям, тем самым активируя защитные механизмы, которые оказывают сопротивление стрессу и помогают адаптироваться к нему.

Однако мнение, что стресс оказывает только отрицательное воздействие на организм человека ошибочно. Положительное воздействие проявляется в том, что у человека происходит улучшение внимания, повышение заинтересованности в достижении намеченных целей, процесс работы приобретает

положительный эмоциональный окрас, а также ряд других изменений организма [3].

Канадский ученый Ганс Гуго Бруно Селье, являясь основоположником учения о стрессе, потратил больше половины жизни на его изучение. Он давал следующее определение понятию стресса: «это совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, то есть к сопротивлению, борьбе или бегству».

Также важным фактором воздействия стресса является то, что оно не должно быть выше, чем возможности приспосабливаться у конкретного человека. В противном случае возникнут ухудшения в самочувствии, и даже некоторые заболевания, имеющие соматический и невротический характер [1].

В настоящее время развитию спортивной деятельности характерно максимальное напряжение участвующих в этой деятельности систем и процессов организма спортсменов.

Смыслом ответственного соревнования и всей подготовки к нему спортсмена является достижение максимального предела индивидуальной нормы напряжения [7].

В свою очередь организм спортсмена старается поддерживать постоянство внутренней среды, так называемый гомеостазис, а также сохранять постоянный уровень функционирования систем. В то время, когда происходят изменения в окружающих условиях, организм проходит ряд разных изменений, все силы которых направлены на то, чтобы восстановить утраченное равновесие.

Изменения в организме спортсмена определяются не только различными физическими раздражителями, но и психологическими причинами, главной из которых является особенность мотивации. Во время соревнований спортсмен эмоционально создает мысленные ситуации, путем представления своих успехов или неуспехов, что приводит к созданию напряженности, влияющей на его последующее поведение.

Также немаловажным является то, что у каждого спортсмена индивидуальный опыт является неповторимым, каждый из них проходит разные этапы подготовки, как физической, так и психологической. Во время занятия спортивной деятельностью, в силу своих индивидуальных особенностей, по-разному показывает свою реакцию на комплекс стрессоров, который может быть как большим, так и маленьким [8].

Структура стрессовой приспособительной реакции весьма сложна и затрагивает многие механизмы жизнеобеспечении. Состояние психического стресса часто сопровождается изменениями мышечного тонуса, тремора, нарушениями координации.

Именно соревнования являются наиболее сильным стрессором для спортсмена, где основное влияние оказывает так называемая «ситуация достижения», которой характерно наличие заданий, от выполнения которых будет зависеть, что получит в конечном итоге спортсмен - вознаграждение или «наказание» [2].

Главным отличием соревнований от тренировок является цель спортсмена, где ему важно показать максимум своих способностей, которые он оттачивал и развивал на своих тренировках, а также уровень подготовленности своих психических свойств.

Однако не только от уровня подготовки спортсмена будет зависеть его выступление на соревнованиях, немаловажным фактором будет еще и то, в каком состоянии он будет находиться. Известно множество случаев, когда несмотря на отличную подготовку и высокие результаты на тренировках, спортсмен показывает значительно хуже результаты на самих соревнованиях из-за воздействия стресса, перевозбуждения и так называемого «мандража».

Для того чтобы спортсмен мог максимально выложиться на соревнованиях, показав уровень своих физических и технико-тактических способностей, ему нужно подготовиться и психологически к различным стрессовым факторам спортивной деятельности [4].

На практике для того, чтобы преодолеть стресс, применяются следующие варианты помощи спортсменам.

Во-первых, оказывается психологическое сопровождение спортсмену (или спортивной команде в целом). Для этого приглашается психолог, деятельность которого будет нацелена на то, чтобы улучшить или возобновить психические свойства, процессы и состояния, которые повысят эффективность тренировочных процессов, подготовки к соревнованиям и выступлениям на них.

Во-вторых, оказывается психологическая помощь спортсмену, направленная на решение конкретных

~ 173 ~

проблем и трудностей, которые характерны для разных этапов спортивной карьеры. Например, на начальном этапе спортивной специализации - это несоответствие реального тренировочного процесса с представлениями юных спортсменов о нем и о выбранном виде спорта. На этапе углубленной тренировки - это работа «на результат», связанная с выраженным ростом тренировочных нагрузок. На этапе высших достижений - переход из юношеского спорта во взрослый, спорт становится главным делом жизни. В свою очередь на этапе перехода в профессионалы - это самостоятельная забота о поддержании своей спортивной формы, а на этапе завершения спортивной карьеры (самый психологически сложный этап) - это снижение и отсутствие роста в спортивных результатах.

В-третьих, происходит консультирование спортсмена, а также его тренера. Для этого организовывается доверительный диалог с ними, направление анализа стрессовой ситуации, предложение вариантов, показ последствий того или иного выбора, а также помощь спортсмену в поиске «внутренней опоры» для самостоятельного преодоления трудностей, также консультация тренеров по волнующим их проблемам в психологической подготовке спортсменов.

И, в-четвертых, проводятся лекции и занятия, которые направлены на то, чтобы повысить психологическую грамотность и компетентность спортсменов и тренеров [5].

При проведении таких психопрофилактик и психорегуляций нужно учитывать индивидуальные личностные особенности спортсменов, которые включают в себя черты характера, навыки, способности, их опыт преодоления стресса в предыдущих соревнованиях, цели и задачи, решаемые в конкретных соревнованиях, а также дозирование силы мотива (регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели) [6]. Список использованной литературы:

1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

2. Прохоров А.О. Методики диагностик и измерения психических состояний личности. М.: ПЕР-СЭ, 2004. 64 с.

3. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2006. 607 с.

4. Журавлев А.Л. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. М.: «Институт психологии РАН», 2011. 512 с.

5. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2011. 457 с.

7. Ильин Е.П. Психология спорта: учеб.пособие. СПб.: Питер, 2012. 352 с.

8. Курашвили В.А. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии. М.: «МедиаЛабПроект», 2008. 114 с.

© Растокин Н.А., Загретдинова О.О., 2019

УДК 1174

Н.А. Растокин

Студент 1 курса КемГУ г. Кемерово, РФ E-mail: rastokinita@mail.ru Научный руководитель: Е.В. Ореховская

Преподаватель КемГУ г. Кемерово, РФ E-mail: yamantaka.j@yandex.ru ЗНАЧИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается влияние физической культуры и спорта на становления здоровой и развитой

~ 174 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.