Научная статья на тему 'Воздействие скандинавской ходьбы на состояние здоровья детей с нарушением обмена веществ'

Воздействие скандинавской ходьбы на состояние здоровья детей с нарушением обмена веществ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
372
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / НАРУШЕНИЕ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарова Л.В., Белокрылов Н.М.

Предложенная методика скандинавской ходьбы для детей с нарушением обмена веществ основывается преимущественно на проприоцептивной, кинестетической и сенсомоторной чувствительности, так как двигательные ощущения и восприятия у детей имеют наибольшее значение для управления движением в ходьбе: движения рук, ног, связующих движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воздействие скандинавской ходьбы на состояние здоровья детей с нарушением обмена веществ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 796.077.5.012.1

Л.В. Шарова,

д-р биол. н, профессор зав. кафедрой адаптивной и лечебной физической культуры

Н.М.Белокрылов д-р мед. н, профессор Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Пермь, Российская Федерация

ВОЗДЕЙСТВИЕ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С

НАРУШЕНИЕМ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

Аннотация

Предложенная методика скандинавской ходьбы для детей с нарушением обмена веществ основывается преимущественно на проприоцептивной, кинестетической и сенсомоторной чувствительности, так как двигательные ощущения и восприятия у детей имеют наибольшее значение для управления движением в ходьбе: движения рук, ног, связующих движений.

Ключевые слова Скандинавская ходьба, здоровье детей, нарушение обмена веществ.

В последние десятилетия двигательная активность человека резко сократилась. Стремительно набирает актуальность такие проблемы, как гиподинамия, нарушения обмена веществ, дисфункции систем кровообращения, дыхания. Одним из наиболее эффективных видов физических нагрузок является скандинавская ходьба (СХ) или норвежская ходьба (Nordic Walking), рассматриваемая, как наиболее динамичное средство физической активности. При занятии СХ у детей тренируются выносливость, сила, улучшение координации движений. Улучшается работа сердечнососудистой и дыхательной систем. Применение палок во время ходьбы в быстром темпе позволяет задействовать до 90% мышц тела. Таким образом, тренируются мышцы спины и верхней части туловища, снимаются мышечные спазмы в области шеи, затылка и плечевого пояса. За счёт использования палок на 10-30 % снижается нагрузка на суставы [ 2,3,5,7] .

Известно, что при развитии ожирения в детском возрасте, у ребенка не только увеличиваются размеры жировых клеток, но и растет их количество, что может привести к развитию неизлечимого ожирения, так как количество жировых клеток не может уменьшиться, изменяется только их размер. Одним из методов лечения ожирения является физическая нагрузка, которая позволяет увеличить расход энергии. Мышечная работа утилизирует лишние калории, и тем самым поддерживает приобретенные формы тела. Ожирение у детей является фактором риска таких заболеваний, как: сахарный диабет 2 типа, или инсулиннезависимый, сердечнососудистые заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта, дисфункция половых желез, проблемы со стороны центральной нервной системы, проблемы опорно-двигательного аппарата и т.д.[1,4,6].

Цель нашей работы - изучить влияние СХ на здоровье детей младшего школьного возраста (7-10 лет) с ожирением I степени. Место проведения - Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровья населения (ФНЦ МПТ УРЗН), г. Пермь. Занятия проводились на территории стационара 5 раз в неделю по 40-60 минут.

В исследовательской работе были использованы следующие методы:

Анализ научно-исследовательской литературы; антропометрия физических характеристик (рост, вес, окружность грудной клетки); измерение артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС ); проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге); проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генча); оценка психического состояния по бланковой методике «Самочувствие», «Активность», «Настроение» В.А. Доскина; оценка антропометрических показателей по таблицам центильного типа: колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

данного возраста и пола. При этом за средние (нормальные величины), принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу от 25 до 75 % центиля - зона 4, т.е. «средний» уровень. Материалы исследования подвергнуты математической обработке с помощью пакетов статистических программ Ехсе1 5.0, Statistica for Windows.

Выявлено, что 38% обследуемых нами детей имели избыток массы тела. Определены 2 группы детей. В первую группу (экспериментальную) вошли 15 детей, занимающиеся скандинавской ходьбой. Мальчиков - 7; девочек - 8. Средний возраст детей - 8, 42 ±0, 23 года. Во вторую группу (сравнения) вошли дети, с которыми не проводились занятия СХ, (n=15). Они посещали занятия в зале лечебной физической культуры (ЛФК). Мальчиков - 8; девочек - 7. Средний возраст детей - 9,05 ± 0,23 года. Всего - 30 детей. Для занятий использовались лыжные палки, подобранные по формуле: рост ребенка х на 0,66. Результаты исследования.

В результате внедрения СХ вес детей первой группы снизился в среднем на 8 кг, (р<0,05). В контрольной группе вес снизился в среднем на 1,5 килограмма.

В первой группе до эксперимента показатель экскурсии грудной клетки (ЭГК) составил 5,4±0,48см, после эксперимента достоверно (p<0,05) увеличился - 12,6±0,39см. Показатель во второй группе ЭГК до эксперимента составлял 5,8± 1,1 см, после эксперимента 6,3±0,84см, статистически не значимо.

Показатель пробы Штанге в первой группе до эксперимента составил 40,26 ± 1,98 сек и 52,4±1,86 сек, после эксперимента, (р<0,05). Во второй группе показатель до 40,57 ± 1,92, после эксперимента 44,01 ± 1,91.

Показатель пробы Генча в первой группе, до эксперимента составил 56,02± 1,2 и 73,8±1,34 сек после эксперимента, (р<0,05). Во второй группе показатели составили 56,7± 1,2, после эксперимента 61,89± 1,3.

Показатели САН в первой группе, до эксперимента, составил 35,2± 1,2 и после 65,4± 0,93, что статистически значимо. В группе контроля результат составил 38,2± 0,53, после эксперимента 48,7± 1,38.

Выводы: 1. Ребенок должен заниматься данным видом физкультуры регулярно, а выработать привычку ему поможет личный пример взрослых - родителей, воспитателей, медиков.

2. Занятия скандинавской ходьбой способствует снижению веса. Дети первой группы снизили свой вес в среднем на 8 кг, (p<0,05).

3. Тест САН показал, что занятия скандинавской ходьбой приносит детям удовольствие, повышает уровень физической активности, интерес к физическим нагрузкам. По показателю «Самочувствие» прирост составил 19 баллов, «Активность» на 16,9, «Настроение» на 15,3 баллов.

4. Во вводной части занятий рекомендуются упражнения разминочного характера, направленные преимущественно на подготовку опорно-двигательного аппарата с обучением основных элементов техники ходьбы. В заключительной части занятия, следует рекомендовать упражнения на дыхание и внимание.

Список использованной литературы:

1.Белокрылов Н.М., Шарова Л.В. Лечебная физическая культура в ортопедии и травматологии. / Белокрылов Н.М., Шарова Л.В. Учебное пособие для студентов. / Перм. гос. пед. ун-т, Пермь, 2015 - 124 с. Изд-во ООО «Астер Диджитал» - С. 62-92.

2.Кантанева М. Финская ходьба по-настоящему: учебник по скандинавской ходьбе. М., 2010.

3.Полетаева А. Скандинавская ходьба: здоровье легким шагом. СПб., 2012.

4. Семенов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого -педагогические аспекты. М.: Советский спорт, 2009.

5. Шарова Л.В., Белокрылов Н.М., Katarzyna Prusik. Эффективность использования физических упражнений циклического характера у людей старшего возраста на примере скандинавской ходьбы. Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире. Международная научно - практическая конференция 8-11 сентября 2014 года, Сочи - С. 36 - 38.

6. Шарова Л.В., Prusik K, Базуев Ю.А. Повышение адаптационных возможностей у лиц пожилого возраста средствами скандинавской ходьбы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Физическая культура спорт туризм: научно- методическое сопровождение» //Пермь - ПГГПУ15-16 мая 2014 г. - С.275-279.

7. Шарова Л.В. «Оздоровительные технологии» /Учебник для студентов/ Перм. гос. пед. ун-т, Пермь, 2015 -130 с. Изд-во ООО «Астер Диджитал». - С. 106-113.

© Л.В.Шарова, Н.М. Белокрылов, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.