ББК 65.04 Я 73
А.Н. Проклин
ВОЗДЕЙСТВИЕ СЭЗ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В сегодняшней России приоритеты промышленной и региональной политики еще не сформировались, линия правительства на быстрое проведение реформ и жесткий контроль над бюджетными расходами находится под постоянным огнем критики. В такой ситуации организация национальной системы свободных экономических зон не включена в список приоритетных задач. Между тем, назревшая потребность во всесторонней либерализации экономики, а также ряд особенностей российского постсо-циалистического развития, включая этносоциальные, дают основания полагать, что данный вопрос при любом подходе к осуществлению реформ заслуживает большего к себе внимания. Свободные экономические зоны создаются по единой логической схеме: поощрение определенных видов и направлений хозяйственной деятельности путем либерализации инвестиционного климата. Создание зон может стать эффективным стимулом для прямых иностранных инвесторов, которые в дальнейшим имеют возможность распространить свою деятельность за пределы свободных экономических зон. Их основная задача — расширить выбор направлений деятельности для российских и иностранных предприятий и содействовать развитию ныне проводимой страной политики в области совместного предпринимательства. Однако, учитывая экономическую природу зон, они могут привести и к некоторым изменениям ныне преобладающих форм совместных предприятий. Чтобы уменьшить это воздействие, зоны, на наш взгляд, должны быть ориентированы на привлечение качественного разнородного капитала путем специального режима и материальных льгот, которые не могут быть обеспечены существующими формами совместного предпринимательства.
Исследование вопроса о свободных зонах в интересах их возможных участников, то есть зарубежных инвесторов и местных предприятий, является очень важным, поскольку в конечном счете именно состав участников определит успех или неудачу организации и развитие свободных экономических зон. Надо рассмотреть те аргументы, стимулы и перспективы, которые могут побудить иностранные предприятия вложить свои капиталы в создаваемую свободную зону. Маркетинг имеет огромное значение в любом инновационном процессе. Что касается свободных экономических зон, то здесь маркетинг будет иметь несколько иные аспекты, поскольку он будет одновременно адресован и к иностранным, и к местным предприятиям.
Вполне очевидно, что то, что может быть основным стимулом для иностранного инвестора (например, доступ на российский внутренний рынок) может иметь лишь второстепенное для российского.
Поэтому трудности, с которыми сталкиваются организаторы российских свободных экономических зон, будут связаны не только с различием стимулирующих факторов для иностранных и российских предприятий, осуществляющих капиталовложения, но и с противоположным характером таких стимулов. Так, например, для российских предприятий наличие в зонах хорошо развитой инфраструктуры может иметь большое стимулирующее значение для осуществления инвестиций, а для ино-
Раздел III. Проблемы макро- и микроэкономики
странной фирмы такой стимул является не более чем обязательным предварительным условием рассмотрения возможности инвестиций в зону. При этом точкой отсчета для иностранной фирмы станет не уровень инфраструктуры, существующий в России, а качество инфраструктуры в своей собственной стране или в других зарубежных зонах. Это различие в оценках представляется нам весьма важным, поскольку может стать неустранимым, и его необходимо принимать во внимание при разработке проектов зон в России.
Расхождение в оценках свободных экономических зон не исключает возможности консенсуса с иностранными инвесторами в том, что касается маркетинга зон.
Как уже отмечалось, побуждать иностранные фирмы к внесению капиталовложений в зоны будет не качество инфраструктуры (это лишь предварительное условие), не фискальные стимулы, которые могут быть лишь относительно более привлекательными, чем предлагаемые экспортными зонами других стран, не другие виды льгот, а возможность получения прямого выхода на российский рынок. Именно эта мотивация является наиболее значимой и на практике представляет собой наиболее весомое преимущество российских свободных экономических зон по отношению к существующим в мире экспортно-ориентированным зонам. Из этого следует, что переход от возможности к реальным сделкам ограничивается не только вопросами планирования и управления зонами. Действительный выход на внутренний рынок обуславливается не только практикой работы самой зоны, но и общей правительственной программой в вопросах макроэкономического регулирования, в первую очередь, внешнеэкономического и валютного регулирования.
Перспективность выхода на российский рынок, на наш взгляд, очевидна: огромная армия его потребителей — это последний резерв развития международного бизнеса. За небольшим исключением (экспорт зерновых, или создание совместных предприятий в таких отраслях промышленности, как автомобильная или производство безалкогольных напитков) наш рынок остается в значительной степени недоступным для иностранных инвесторов и экспортеров, и любой способ выхода на него вызывает огромную заинтересованность.
Потенциальная значимость российского рынка еще более увеличивается благодаря значительному технологическому и структурному отрыву западного промышленного производства от российского, что увеличивает емкость рынка. Кроме того, производство товаров не сопровождается соответствующим повышением качества и технического уровня в той мере, как это имеет место в системе мирового хозяйства. Доступ к рынку и потенциальный спрос не являются единственными мотивами для иностранных фирм для инвестирования.
Не менее важно — это объем и возможность использования фирмами средств, получаемых от торговли товарами и услуг. Проблема здесь заключается, в первую очередь, в необходимости перевода прибыли за рубеж, включая перевод дивидендов по находящимся в обороте акциям. Без решения этого вопроса многие фирмы будут воздерживаться от значительных капиталовложений в свободные экономические зоны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Капустин А. Смородинская Н. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. // Вопросы экономики № 12. 1997.
2. Монкевич Я. Свободные экономические зоны в странах Восточной Европы. Доклад на международный семинар "Зона совместного предпринимательства в странах с централизованно планируемой экономией". // Внешняя торговля, № 11, 1989.
3. Степанов Ю.С. Свободные экономические зоны в СССР. // Знание. М.: 1990.
ББК 65.9(2)
И.В. Тимошенко
ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИХ КОМПЕТЕНЦИИ
Компетенция органа государственного управления, являясь элементом его правового статуса, определяющим место и назначение органа в общей системе государственных органов, — это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых на орган, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет органу управления определенные полномочия для выполнения функций, возложенных на орган для решения поставленных перед ним задач.
Функции органа управления — это комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа управления и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом [1].
Функции органа государственного управления производны от функций государства. Критерием взаимосвязи функций государства, органа государственного управления, его структурных подразделений, низовых звеньев, должностных лиц и служащих является их взаимная ориентация на объект управления. Ниже на примере анализа функции Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК РФ), Регионального таможенного управления (РТУ), таможни и таможенного поста Российской Федерации будет показано, что по мере движения сверху вниз по системе управления объект управления масштабно изменяется, изменяется и субъект управления, а управленческие функции конкретизируются с учетом изменения объекта и субъекта управления. При этом следует отметить, что не всякое действие органа управления является его управленческой функцией, а лишь то, которое вызвано объектом, направлено на объект либо совершается в интересах объекта.
Объектом управления применительно к деятельности таможенных органов Российской Федерации являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Понятие таможенного дела достаточно подробно изложено в главе I Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ).