Научная статья на тему 'Воздействие предприятия машиностроительного профиля на почвы города Красноярска'

Воздействие предприятия машиностроительного профиля на почвы города Красноярска Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
299
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЧВА / ЗАГРЯЗНЕНИЯ / ИОНЫ СА2+ / MG2+ / CL- / ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ / SOIL / POLLUTION / IONS CA2+ / CL - / HEAVY METALS

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Герасимова Л.А., Трухницкая С.М.

Почва является индикатором загрязнения окружающей среды. Объектом исследования стали почвы прилегающего к заводу «Красмаш» жилого массива. Были проведены исследования состояния почв в весенний и осенний периоды. Оценивали такие параметры, как содержание ионов Са2+, Mg2+, Clи тяжелых металлов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF ENTERPRISE OF MACHINE-BUILDING PROFILE ON THE KRASNOYARSK SOILS

The soil is an indicator of environmental pollution. The subject of research is soil of adjacent to the plant Krasmash residential area. Studies of soil condition in the spring and autumn periods are conducted. The research evaluates parameters such as the content of ions Ca2+, Mg2+, Cl and heavy metals.

Текст научной работы на тему «Воздействие предприятия машиностроительного профиля на почвы города Красноярска»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

УДК 631.4

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ НА ПОЧВЫ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА1

Л. А. Герасимова, С. М. Трухницкая

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: lyu-gerasimova@yandex.ru

Почва является индикатором загрязнения окружающей среды. Объектом исследования стали почвы прилегающего к заводу «Красмаш» жилого массива. Были проведены исследования состояния почв в весенний и осенний периоды. Оценивали такие параметры, как содержание ионов Са2+, Mg2+, Cl- и тяжелых металлов.

Ключевые слова: почва, загрязнения, ионы Са2+, Mg2+, Cl-, тяжелые металлы.

THE IMPACT OF ENTERPRISE OF MACHINE-BUILDING PROFILE

ON THE KRASNOYARSK SOILS

L. A. Gerasimova, S. M. Trukhnitskaya

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: lyu-gerasimova@yandex.ru

The soil is an indicator of environmental pollution. The subject of research is soil of adjacent to the plant Krasmash residential area. Studies of soil condition in the spring and autumn periods are conducted. The research evaluates parameters such as the content of ions Ca2+, Mg2+, Cl- and heavy metals.

Keywords: soil, pollution, ions Ca2 , Mg2+, Cl , heavy metals.

Одним из многих загрязнителей окружающей среды в нашем городе является АО «Красноярский машиностроительный завод» [1-3]. Выбросы завода в результате миграции различных токсинов приводят к загрязнению почвы [4] Объектом нашего исследования стали почвы прилегающего к заводу «Красмаш» жилого массива по двум улицам: Инструментальная и Центральный проезд, а также почвы с территории завода.

Почва имеет свойство накапливать вредные вещества, которыми щедро одаряет нас промышленное производство и транспорт и поэтому ее можно назвать индикатором загрязнения окружающей среды.

Содержания ионов кальция и магния являются структурными элементами почвы и определяют ее нормальное состояние. Ионы кальция и магния входят в состав почвенного поглощающего комплекса, который и является основным реагирующим компонентом. Эти элементы обладают свойством осаждать на себя вредные вещества, поступающие в почву из атмосферы, и если степень насыщенности почвы ионами кальция и магния мала, то возникают точки вторичного загрязнения, которые очень неблагоприятно влияют на окружающую среду. Таким образом, пониженное содержание ионов кальция и магния будет являться показателем антропогенного давления на почву.

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного

РФФИ научного проекта № 16-47-240545.

Целями нашего исследования являлись:

- определение кислотности и щелочности почвы, а также содержания в ней ионов Са2+, Mg2+, СГ, а также тяжелых металлов;

- установление степени влияния завода на прилегающие к нему территории;

- выявление изменения природного состава почвы в результате деятельности человека.

Исследование проводилось в два этапа: были сделаны осенний и весенний съем проб.

Результаты работы показали следующее.

По ул. Инструментальная на всем исследуемом участке кислотность менялась от слабокислой до нейтральной.

Обнаружены достоверные различия в содержании ионов хлора. В первом горизонте С1- на 10 % ниже, чем во втором, и на 20 % ниже, чем в третьем. Также обнаружено, что ионов хлора на самом удаленном участке от завода меньше на 10-15 %, чем на самом ближнем.

Была выявлена аномальная точка на удалении 300 метров от завода, где содержание ионов хлора, кальция и магния резко возрастает (в 2 и 4 раза соответственно) по сравнению с остальными исследуемыми точками, а кислотность падает на 20 %.

Содержание ионов кальция и магния по мере удаления от завода сначала резко повышается, а затем резко снижается. Замечено, что ионов Са+2 вблизи границы завода больше на 5 %, чем на самых дальних точках исследования. Содержание ионов магния вблизи завода выше на 10 %, чем на самых дальних

Шехносферная безопасность

точках исследования. По содержанию ионов кальция и магния нет каких-либо определенных закономерностей, но в общем концентрация этих элементов мала. В целом концентрация хлора по этой улице не превышает фоновую, кроме выявленной аномальной точки, где есть превышение в 2 раза.

Концентрация ионов хлора в первом горизонте почвы на всем участке исследования возросло примерно на 5-10 %, причем тенденция изменения такова: чем ближе к заводу, тем заметнее увеличение концентрации хлора.

Щелочность в верхнем слое почвы повысилась на 10-15 % по сравнению с осенними данными, вероятно, из-за влияния внешних факторов окружающей среды.

Содержание ионов кальция и магния незначительно снизилось, главным образом, в верхнем слое.

На территории завода «Красмаш» пробы были взяты в районах ремонтного, компрессорного, инструментального, сборочного цехов и в районе центральной проходной.

На всем исследуемом участке уровень кислотности почвы - слабокислый.

Существенных различий в содержании ионов хлора на всем участке не обнаружено. Обнаружены различия содержания ионов кальция по трем горизонтам: в первом горизонте содержание кальция на 10 % меньше, чем во втором, а во втором на 13 % меньше, чем в третьем. Это может быть объяснено вымыванием ионов кальция из почвы вследствие деятельности человека и факторов окружающей среды.

Тенденции в содержании магния аналогичны.

По ул. Центральный проезд на всем исследованном участке уровень кислотности рН был равен 7.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что содержание С1-ионов в почве увеличивается на 10-20 % по всем горизонтам по мере удаления от завода «Красмаш», причем содержание в первом горизонте на 10 % выше, чем во втором, и на 20 % выше, чем в третьем.

Что касается содержания ионов Са, то по мере удаления от завода их содержание увеличивается, а затем резко снижается. Содержание Mg увеличивается по мере удаления от завода примерно на 20 %.

В целом концентрация хлор-иона в почве превышает фоновую в 2 раза.

Весной ситуация несколько изменилась. При анализе весенних проб нами были обнаружены следующие тенденции:

- щелочность в верхнем слое почвы повысилась на 10-15 % по сравнению с осенними данными, вероятно, из-за влияния внешних факторов окружающей среды.

- содержание ионов кальция и магния незначительно снизилось, главным образом, в верхнем слое.

- содержание ионов С1 в первом горизонте почвы на всем участке исследования возросло примерно на 6-12 %, причем в тех точках, которые расположены дальше от завода наблюдается увеличенная концентрация ионов хлора (скорее всего это связано с таянием снега).

Таким образом, можно сделать вывод о сезонном изменении концентрации хлор-ионов в почве, что можно объяснить различными факторами - таянием снега, промышленным воздействием или бытовыми стоками жилых массивов.

Более наглядно влияние промышленности на экологическую обстановку можно отследить не по содержанию хлор-ионов, а по наличию тяжелых металлов в почве.

По пробам, взятым весной, можно сказать, что содержание меди и кобальта по мере приближения к заводу возрастает на 10-15 %, а в динамике за 1 год содержание этих элементов немного, но увеличилось.

При сравнении полученных результатов с фоновыми данными содержания тяжелых металлов в почве, заметно превышение по цинку на 15-20 %, по меди в 1,5-2 раза, по кадмию превышения нет, что весьма благоприятно, но по свинцу разница просто ужасающая: концентрация превышает фоновую в 26-50 раз! Причем очень заметна тенденция к увеличению концентрации при приближении к границе завода «Красмаш». Это можно объяснить лишь только выбросами близлежащих заводов и автотранспорта.

Также были проведены опыты, которые оценивают степень загрязнения по альгомикробиологическим показателям. Отмечено следующее: практически полное отсутствие всех отделов, кроме зеленых водорослей; большое количество грибов и актиномицетов и наличие индикаторных видов, которые показывают на точке 1 по ул. Центральный проезд (самая удаленная точка от границы завода) наименьшее загрязнение.

Таким образом, на лицо явное влияние предприятия на почвы прилегающих территорий.

Библиографические ссылки

1. Герасимова Л. А., Сугак Е. В. Социально-экологические проблемы Красноярского края : монография. Saarbruchen : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 188 c.

2. Герасимова Л. А., Сугак Е. В. Оценка биотоксичности осадков в промышленном регионе // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (30 апр. 2014 г.). В 11 ч. Ч. 8. Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 29-31.

3. Герасимова Л. А., Сугак Е. В., Бразговка О. В. Анализ состояния отдельных водоисточников в районе г. Красноярска [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/123-17750 (дата обращения: 11.03.2015).

4. Капелькина Л. П. О нормировании загрязняющих веществ в почвах мегаполисов // Роль почвы в биосфере и жизни человека : сб. Международ. науч. конф. М., 2015. С. 60-62.

References

1. Gerasimova L. A., Sugak E. V. Social'no-ekologicheskie problemy Krasnoyarskogo kraya (Socio-

Решетневс^ие чтения. 2016

ecological problems of the Krasnoyarsk region.) LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbruchen, 2015. P. 188.

2. Gerasimova L. A., Sugak E. V., Ocenka biotok-sichnosti osadkov v promyshlennom regione. (Assessment of precipitation biotoxicity in the industrial region), Tambov : Consulting company Jukom, 2014. P. 29-31.

3. Gerasimova L. A., Sugak E. V., Brazgovka O. V. Analiz sostoyaniya otdel'nyh vodoistochnikov v rayone g. Krasnoyarska (Analysis of the state of water resources in

the Krasnoyarsk area) // Modern problems of science and education. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/123-17750 (11.03.2015).

4. Kapelkina L. P. O normirovanii zagryaznyauchih vechestv v pochvah megapolisov/ (On standartization of the pollutants in the megapolis soils) // Intern. Scienc. Conf. Role of soils in the biosphaere and human life. М., 2015. Р. 60-62.

© Герасимова Л. А., Трухницкая С. М., 2016

УДК 504.056:656

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ЗАТО Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК1

Е. Н. Князев, Л. А. Герасимова, А. Г. Кучкин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: lyu-gerasimova@yandex.ru

Особенности месторасположения Железногорска сформировали специфичную экологическую обстановку в городе. Проанализировано влияние развития городской автотранспортной структуры на состояние атмосферы и здоровья населения.

Ключевые слова: численность автотранспорта, заболеваемость.

FORMING ZHELEZNOGORSK ENVIRONMENTAL SITUATION

E. N. Knjazev, L. A. Gerasimova, A. G. Kuchkin

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: lyu-gerasimova@yandex.ru

Features of Zheleznogorsk location form a specific environmental situation in the town. The impact of the development of the urban road patterns on the atmosphere and human health is analyzed in the article.

Keywords: the number of vehicles, the morbidity.

Большинство городов России представляют собой территорию, не ограниченную природными либо социальными условиями, имеют возможность практически до бесконечности расширять свои границы, но «закрытые» или моногорода имеют свои особенности. Типовым примером стал г. Железногорск Красноярского края, основанный в 1950-х годах и обеспечивающий производство объектов ракетно-космической отрасли. Комбинат было решено построить глубоко в толще имеющегося здесь горного массива, в монолитной скальной породе, что создает экологическую специфику данной местности с ограниченными атмосферными флуктуациями.

Улично-дорожная инфраструктура большей части города формировалась в период 50-80-х годов ХХ века, в свою очередь, для того времени было харак-

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-47-240545.

терно небольшое количество транспорта. С распадом Советского Союза в 1990-х на российский рынок продажи транспортных средств вышли устаревшие автомобили импортного производства, по стоимости ненамного выше автомобилей российского производства, но по качеству и комфорту ощутимо превосходящие последних, что стало приводить к увеличению численности транспортных средств на территории городов. Динамика изменения численности автотранспорта на территории города по данным статистики ГИБДД ОВД по г. Железногорску представлена на рис. 1.

Постоянный рост парка транспорта на территории города не мог не отразиться на природных, социальных и других условиях, обеспечивающих безопасность жизни и деятельности проживающего на территории города населения. Ведь транспорт при своей работе выделяет множество химических веществ, среди которых СО, КОх, SO, формальдегид и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.