Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОЗНАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ПОМОЩИ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА'

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОЗНАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ПОМОЩИ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВАЙС / ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА / МАРКЕТИНГ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН / РЫНОК ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / СМАРТФОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваль С.В.

Когда речь идет о товаре, часто его успешное продвижение зависит от визуальных и технических характеристик. Эти характеристика по совокупности и формируют такое понятие как промышленный дизайн. На современном рынке промышленный дизайн стал мощнейший инструментом маркетинга, являясь малозатратным, но при этом высокоэффективным средством продвижения продукции. В работе автором рассмотрен этот феномен на примере популярного продукта - девайса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT ON CONSUMER CONSCIOUSNESS THROUGH INDUSTRIAL DESIGN

When it comes to a product, often its successful promotion depends on the visual and technical characteristics. These characteristics together form such a concept as industrial design. In today's market, industrial design has become a powerful marketing tool, being a low-cost, but highly effective means of promoting products. The author considers this phenomenon on the example of a popular product - a device.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОЗНАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ПОМОЩИ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА»

УДК 366.1

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОЗНАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ПОМОЩИ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА

С. В. Коваль Научный руководитель - А. А. Емельянович

Новосибирский государственный технический университет Российская Федерация, 630073, г. Новосибирск, просп. Карла Маркса, 20

E-mail: svkkoval@yandex.ru

Когда речь идет о товаре, часто его успешное продвижение зависит от визуальных и технических характеристик. Эти характеристика по совокупности и формируют такое понятие как промышленный дизайн. На современном рынке промышленный дизайн стал мощнейший инструментом маркетинга, являясь малозатратным, но при этом высокоэффективным средством продвижения продукции. В работе автором рассмотрен этот феномен на примере популярного продукта - девайса.

Ключевые слова: девайс, инструменты маркетинга, маркетинг, промышленный дизайн, рынок высокотехнологичной продукции, смартфон.

IMPACT ON CONSUMER CONSCIOUSNESS THROUGH INDUSTRIAL DESIGN

S.V. Koval Supervisor - A.A. Yemelyanovich

Novosibirsk State Technical University 20, Karl Marx Av., Novosibirsk, 630073, Russian Federation E-mail: svkkoval@yandex.ru

When it comes to a product, often its successful promotion depends on the visual and technical characteristics. These characteristics together form such a concept as industrial design. In today's market, industrial design has become a powerful marketing tool, being a low-cost, but highly effective means of promoting products. The author considers this phenomenon on the example of a popular product - a device.

Keywords: device, marketing tools, marketing, industrial design, high-tech market, smartphone.

Промышленный дизайн является именно той составляющей, которая обеспечивает востребованность любого продукта в целом, и, в частности, продукции рынка девайсов. Девайсы, используемые в повседневной жизни, относятся к высокотехнологичной, т.е. технически сложной продукции, для производства которой необходимы прогрессивные технологии.

Автором выдвигается гипотеза: промышленный дизайн, являясь показателем технологичности продукции, стал важным элементом ее продвижения и инструментом для манипуляции сознанием потребителей.

Быстрое развитие рынка цифровой электроники активно поддерживается самими производителями для постоянного обеспечения спроса на выпускаемый товар, его конкурентоспособности, а в конечном итоге - для наращивания оборотов производителей и обеспечения им сверхприбылей. Современные технологии и особенности развития рынка высокотехнологичных товаров, для которых характерна глобализация и взаимодействие компаний в рамках экономических союзов, привело к изменению роли промышленного дизайна в продвижении продукции компаний.

Секция «Маркетинг и коммерциализация космоса »

Изначально первоочередную задачу одного из направлений дизайна - промышленного дизайна - сформулировал в 1969 году Томас Мальдонадо, член Коллегии Индустриального дизайна США: улучшить внешние достоинства объектов, производимых в промышленности [1].

Роль промышленного дизайна, несмотря на значительный срок (в 2017 году - 110 лет) существования самого явления, до недавнего времени рассматривалась только в качестве компонента совокупных затрат компании, как элемент маркетинга, но не как один из существенных элементов стратегии компании, определяющий во многом ее поведение на рынке, конкурентное положение и дальнейшие перспективы.

При этом промышленный (или, в ряде источников - индустриальный) дизайн, по мнению ряда экспертов, «составляет до 50% ценности для потребителя, включая цену, добавляемую промышленным брендом, а корпоративные инвестиции в промышленный дизайн в среднем составляют всего 0,5% от всего объема затрат на выпуск нового продукта, и даже в передовых компаниях максимальные затраты на дизайн не превышают 5%» [2]. Таким образом, промышленный дизайн является эффективным инструментом продвижения продукции на рынке, требующим минимальных затрат. Здесь необходимо отметить, что инвестиции в это направление деятельности одинаковы у предприятий различных масштабов: малых, средних и крупных.

На рынке высокотехнологичных товаров промышленный дизайн, как область дизайна, является «направлением художественно-технической деятельности, целью которой является определение формальных качеств производимых изделий, их структурных и функциональных особенностей и внешнего вида. Таким образом, промышленный дизайн в наши дни включает в себя не только дизайн упаковку, форму и внешний вид изделий, но и их эргономические свойства, эко-дизайн, структурные и функциональные особенности» [3, с.164]. Набор наиболее важных с этой точки зрения характеристик продукта зависит от его назначения и связанных с этим предпочтений потенциальных или действующих потребителей. Кроме того, на него может оказывать влияние национальный менталитет, культурные ценности.

«Экспертами Института промышленности Кембриджского университета выделяют четыре направления промышленного дизайна:

1. Технический дизайн, использующийся для решения технических вопросов, например, в проектировании сложных технических изделий (ПО, цифровые модели и т. д.).

2. Пользовательский дизайн, направленный на придание эстетической целостности и функционального удобства для пользователей.

3. Рекламный дизайн (оформление рекламы, придание общего стиля).

4. Идентификационный дизайн, способствующий приданию продукции фирменного стиля и отличию ее продукции от конкурентов [3, с. 164]».

В настоящее время, промышленный дизайн решает пять задач [1]:

1. Удобство эксплуатации продукта.

2. Удобство обслуживания.

3. Внешние качества продукта.

4. Работа с брендом.

5. Снижение затрат на оборудование и производство.

Автор настоящей работы считает целесообразным добавить шестую задачу промышленного дизайнера при разработке нового продукта: он должен быть «в тренде», то есть соответствовать моде, лучше - предвосхищать ее благодаря тщательному анализу тенденций, сложившихся на рынке.

Что касается пятой задачи, то она связана с внутренними издержками и предполагает необходимость ориентации при разработке продукта на такие конструкции, материалы, процессы сборки и прочие факторы, которые избавят компанию-производителя от существенных затрат, позволят оптимизировать их. Здесь прямое указание на конечную цель любого производителя - максимизация прибыли через удовлетворение ожиданий и нужд потребителя.

Первые четыре и сформулированная автором настоящей работы шестая задачи представляют собой в чистом виде продвижение, то есть маркетинг, который, как известно, выполняет порой и

негативные функции: формирование излишних потребностей, алчности, игра на других, не самых привлекательных человеческих качествах.

Высокая эффективность индустриального дизайна как инструмента продвижения объясняется с точки зрения нейромаркетинга - концепцией маркетингового воздействия в розничной торговле, которая опирается на исследования психологии потребителей и позволяет управлять процессом покупки через чувства и эмоции клиентов [3, с. 110]. Применяя системный подход к оценке промышленного дизайна, как направления деятельности, его необходимо рассматривать не просто как безобидное и эффективное средство для повышения удобства использования и положительного эстетического восприятия того или иного товара потенциальными потребителями, но как метод достижения поставленной производителями цели по увеличению количества продаж. Метод этот базируется на междисциплинарных принципах, включающих теорию дизайна, психологии, инженерии.

Промышленный дизайн играет важную роль в определении ключевых факторов успеха нового продукта, ведь среднестатистический покупатель приобретет тот товар, который привлекателен внешне, удобен в использовании и обладает относительно высоким качеством и об этом широко заявляется в различных коммуникационных источниках.

Библиографические ссылки

1. Роль промышленного дизайна в создании продукта для рынка электроники. Электронный журнал Habr. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habr.com/company/ promwad/blog/244067/.

2. Революционный Samsung Galaxy S10: дата выхода, цена и слухи. Сайт Rutab.net [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rutab.net/b/smartphones-reviews/2018/10/25/revolyucionnyy-samsung-galaxy-s10-data-vyhoda-cena-i-sluhi.html/.

3. Розанова Н.М., Мигалев Я.А. Анализ эффективности стратегий конкурентной борьбы с использованием промышленного дизайна. // JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики). - Том 5. - № 4. - 2014. - С. 75-91.

© Коваль С.В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.