Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ОРИЕНТИРУЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ'

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ОРИЕНТИРУЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / SWOT-АНАЛИЗ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КАМПАНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМУЛА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гридчин Александр Анатольевич, Зырянова Марина Олеговна

Статья посвящена проблеме воздействия социальных стереотипов, ориентирующих на патриотизм как социальный феномен в молодежной среде на основе применения метода SWOT-анализа. В рамках данной статьи дано обоснование возможности и целесообразности использования метода SWOT-анализа не только в рамках классического маркетинга, но и в сфере public relations при позиционировании таких социальных явлений как патриотизм для последующего выстраивания информационных кампаний. На основе анализа научной литературы и публицистики определены основные критерии, характеризующие смысловые компоненты понятия «патриотизм». Данные критерии были распределены по параметрам «сила» - «слабости» - «возможности» - «угрозы», которые применяются в классическом маркетинге. Путем анализа полученных эмпирических данных выявлено как позитивное, так и негативное влияние факторов, ориентирующих молодежь на модель патриотического поведения. В заключение данной статьи даны практические рекомендации по закреплению чувства патриотизма в молодежной аудитории с учетом критериальной оценки эффективности информационной кампании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PROMOTING THE CONCEPT OF PATRIOTISM AMONG THE YOUTH AUDIENCE WITH THE HELP OF SOCIAL STEREOTYPES THAT ORIENT IT

The article is devoted to the problem of the impact of social stereotypes that focus on patriotism as a social phenomenon in the youth environment based on the application of the SWOT analysis method. Within the framework of this article, a justification is given for the possibility and expediency of using the SWOT analysis method not only in the framework of classical marketing, but also in the field of public relations when positioning such social phenomena as patriotism for the subsequent building of information campaigns. Based on the analysis of scientific literature and journalism, the main criteria characterizing the semantic components of the concept of “patriotism” are determined. These criteria were distributed according to the parameters “strength” - “weaknesses” - “opportunities” - “threats”, which are used in classical marketing. By analyzing the empirical data obtained, both positive and negative influences of factors that orient young people to the model of patriotic behavior have been revealed. In conclusion, this article provides practical recommendations for strengthening the sense of patriotism in the youth audience, based on the criteria of evaluating the effectiveness of the information campaign.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ОРИЕНТИРУЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ»

Воздействие на патриотические чувства молодежи посредством ориентирующих социальных стереотипов

Гридчин Александр Анатольевич,

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова E-mail: synergy7@mail.ru

Зырянова Марина Олеговна,

аспирант кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова E-mail: synergy7@mail.ru

Статья посвящена проблеме воздействия социальных стереотипов, ориентирующих на патриотизм как социальный феномен в молодежной среде на основе применения метода SWOT-анализа. В рамках данной статьи дано обоснование возможности и целесообразности использования метода SWOT-анализа не только в рамках классического маркетинга, но и в сфере public relations при позиционировании таких социальных явлений как патриотизм для последующего выстраивания информационных кампаний. На основе анализа научной литературы и публицистики определены основные критерии, характеризующие смысловые компоненты понятия «патриотизм». Данные критерии были распределены по параметрам «сила» - «слабости» - «возможности» - «угрозы», которые применяются в классическом маркетинге. Путем анализа полученных эмпирических данных выявлено как позитивное, так и негативное влияние факторов, ориентирующих молодежь на модель патриотического поведения. В заключение данной статьи даны практические рекомендации по закреплению чувства патриотизма в молодежной аудитории с учетом критериальной оценки эффективности информационной кампании.

Ключевые слова: патриотизм, модель патриотического поведения, SWOT-анализ, позиционирование, информационная кампания, универсальная формула, социальные представления, критерии оценки.

Чувство патриотизма как социальный феномен в разные периоды истории привлекал внимание философов, педагогов, психологов, социологов, политиков и других ученых-исследователей. Это обусловлено тем, что данный феномен находится в ракурсе многих социальных явлений, отражающих развитие общественной системы [1,2]. Патриотизм (греч. патр1ытпс - соотечественник, патр^ -отечество) - одна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, ее истории, культуре, традициям и быту. Патриотизм связан с чувством нравственного долга по защите своей Родины и не исключает признания самобытности и самоценности других человеческих сообществ и их права на собственную культуру и язык, что является залогом сосуществования разных по своему социальному и экономическому устройству сообществ без конфронтации друг с другом. Патриотизм - это, с одной стороны, личностная ценностная категория, выражающая потребность человека быть включенным в определенный социум. С другой стороны, - это социальная ценность, представляющая собой способ самосохранения социума и его самобытности.

Патриотизм есть социальное качество, который можно рассматривать, с различных точек зрения: социально-психологической, историко-культурной, социально-философской, духовно-нравственной, каждая из которых придает новое звучание в понимании данного феномена.

Если же акцентировать внимание на социальных функциях патриотизма, то можно выделить его консолидирующую, мобилизующую, интегра-тивную, воспитательную функции [3, с. 51-52; 4, с. 38], что говорит о содержательной многоаспект-ности данного феномена.

Для того чтобы определить возможности социальной стереотипизации на примере патриотизма как определенного социального представления [5], нами был выбран метод SWOT-анализа. С помощью него мы попытались произвести позиционирование данного социального стереотипа [6,7] и тем самым обеспечить его информационное продвижение в целевой аудитории.

SWOT-анализ (или SWOT-матрица) - метод стратегического планирования и стратегического управления, используемый для того, чтобы помочь человеку или организации определить сильные и слабые стороны социального явления, возможности и угрозы, связанные с деловой конкуренцией или планированием проектов. Данный

сз о

о Л о

о сз о в

метод активно используется в маркетинге, так как позволяет при разработке бизнес-плана оценить как сильные, так и его слабые стороны, а также определить пути его развития на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу [8]. На наш взгляд, данный метод можно использовать и при рациональном выстраивании информационных кампаний, и при позиционировании сложных информационных пакетов, понятий, информационных тем, которые оказывают влияние на формирование общественного мнения и управления целевыми аудиториями.

SWOT-анализ дает возможность распределить критерии по понятийной матрице «сила-слабости-возможности-угрозы» и определить ориентирующие на них стереотипы так, чтобы в соответствии с ними выстроить тематику информационных сообщений.

Мы предполагаем, что при выстраивании информационных кампаний, ориентированных на молодежную среду, было бы целесообразным раскрыть содержание понятия «патриотизм» с опорой на его источники происхождения.

Разработку информационной кампании целесообразно предварять социологическими исследованиями, используя при этом методы, позволяющих выявлять отношение разных слоев молодежи к феномену патриотизма и целевым информационным программам, реализуемым через средства массовой информации. Полученные эмпирические данные целесообразно распределить по матрице SWOT-анализа.

Под патриотизмом мы понимаем; чувство любви и преданности к Родине, Отечеству, основанное на вере в его духовные возможности и готовности служить интересам своего народа. С этим чувством также связаны: привязанность к месту рождения и месту жительства; убеждение, что своя страна лучше других; личная безопасность; индивидуально-личностная ориентация, возможность реализации своих возможностей; уважение к другим народам и культурам.

Эти компоненты были распределены по SWOT-матрице «сила»-«слабости»-«возможности»-«у-грозы», что нашло отражение в таблице 1.

Показатели, которые представлены в матрице SWOT-анализа, были выбраны на основе изучения справочной литературы, в частности, следующих изданий: Толковый словарь Ушакова (Д.Н. Ушаков. 1935-1940); Исторический словарь галлицизмов русского языка; Сводная энциклопедия афоризмов; Словарь иностранных слов русского языка; Философская энциклопедия; Словарь синонимов; Политология. Словарь; Философский словарь Спонвиля; Энциклопедия культурологии; Словарь-тезаурус синонимов русской речи; в Современная энциклопедия. Показатели «Сила», Ц «Слабости», «Возможности», «Угрозы» в рамках й данной статьи используются на основании SWOT-матрицы, используемой в классическом маркетинга ге [9].

Таблица 1. SWOT-анализ возможностей продвижения феномена «патриотизм».

Положительное чувство - получение удовольствия/радости Отрицательное чувство - страх неопределенности/опасности

Сила Удовольствие / радость Слабости Абстрактность / неопределенность понятийного аппарата

Горячая любовь к чему-либо Привязанность к месту рождения, месту жительства Активная жизненная позиция Убеждение, что своя страна лучше других Личная безопасность Индивидуально-личностная ориентация, возможность реализации своих возможностей Много отвлеченных абстрактных компонентов в понятии патриотизм, которые сложно воспринимаются молодежью (нравственные принципы, нормы; любовь/привязанность к Отечеству, долг, честь, основа жизнеспособности и безопасности государства)

Возможности Удовольствие / радость Угрозы Страх опасности

Готовность к подвигу во имя Родины Борьба за лучшее будущее для своего народа Гордость за достижения своего народа Уважение к другим народам и культурам Безопасность: личная и на уровне государства Защита от внешних врагов Преданность/ любовь/ привязанность к Родине Убеждение, что своя страна лучше других Привязанность к месту рождения, месту жительства Активная жизненная позиция Индивидуально-личностная ориентация, возможность реализации своих возможностей Предательство, измена Война Враждебное чувство к Родине Убеждение, что родная страна хуже, чем другие Нежелание лучшего будущего своему народу Неготовность к подвигу во имя Родины Отсутствие привязанности к месту рождения Опасность

Далее, показатели были распределены по матрице SWOT-анализа по принципу наличия определенной индивидуальной ценности (сила); возможности ее целенаправленного формирования (возможности); слабой стороны данного явления в части возможности продвижения (слабости); наличия инструмента манипуляции понятийным аппаратом и возможности корректировать процесс стереотипизации при пиар-продвижении (угрозы).

В тех случаях, когда один и тот же показатель можно отнести к двум различным группам, в рамках данной статьи к группам «Сила» и «Возможности» - он присутствует в этих двух категориях. Например, «убеждение, что своя страна лучше других» может быть как уже сформированной индивидуальной ценностью человека (в этом случае ее не нужно формировать «с нуля» с помощью использования стереотипизации, необходимо только поддерживать и при необходимости корректировать), так и отсутствующей ценностью, которую необходимо искусственно формировать с использованием эффекта стереотипизации. По тако-

му же принципу по графам «Сила» и «Возможности» распределялись такие компоненты понятия патриотизм, как «индивидуально-личностная ориентация, возможность реализации своих возможностей», «активная жизненная позиция», «привязанность к месту рождения, месту жительства».

В графу «сила» включены такие компоненты значения понятия «патриотизм», как «горячая любовь к чему-либо», «сильное увлечение чем-либо»; «привязанность к месту рождения, месту жительства»; «активная жизненная позиция»; «убеждение, что живешь в лучшей стране»; «личная безопасность»; «возможность наиболее полной самореализации».

В графу «возможности» отнесены такие компоненты понятия «патриотизм», как «готовность к подвигу во имя Родины»; «борьба за лучшее будущее для своего народа»; «гордость за достижения своего народа»; «уважение к другим народам и культурам»; «безопасность: личная и на уровне государства»; «защита от внешних врагов»; «преданность / любовь / привязанность к Родине»; «убеждение, что живешь в лучшей стране»; «привязанность к месту рождения, месту жительства»; «активная позиция»; «индивидуально-личностная ориентация».

К графе «слабости» включены такие компоненты значения понятия «патриотизм», как «абстрактность» и «отвлеченность», которые сложно воспринимаются молодежной аудиторией и требуют конкретизации.

В графу «угрозы» отнесены такие антонимы значения понятия «патриотизм» со знаком минус, как «предательство, измена»; «война»; «враждебное чувство к своей стране», «убеждение, что родная страна хуже, чем другие», «нежелание лучшего будущего своему народу»; «неготовность к подвигу во имя Родины»; «отсутствие привязанности к месту рождения»; «ощущение угрозы личной безопасности».

Проведенный SWOT-анализ компонентов значения понятия «патриотизм», а также данные, полученные от локального социологического опроса, позволили определить положительные и отрицательные чувства, связанные с феноменом патриотизма. Данный социологический опрос проводился летом 2021 года в Санкт-Петербурге в среде школьников старших классов и студентов первого курса вузов Санкт-Петербурга. Всего в данном исследовании приняли участие 100 человек. Рецепи-ентам было предложено определить пять главных положительных и отрицательных ассоциаций, которые вызывает у них понятие патриотизм. Данный опрос проводился на основании исследования «Структура социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме», выполненного Муращенковой Н.В., в рамках которого исследовались представления молодежи о патриотизме и экстремизме [10].

По итогам анализа полученных материалов были сделаны следующие выводы. Положительные чувства: удовольствие, радость гордость. Отрица-

тельные чувства: страх опасности, страх неопределенности. Мы считаем, что данные чувства, влияющие на психоэмоциональные состояния субъектов целесообразно использовать в молодежной среде для закрепления устойчивого положительного представления о патриотизме как социальному явлению и личной ценностной ориентации [11].

Именно с использованием этих чувств можно выстраивать пары компонентов понятия «патриотизм» из граф «сила-возможности»; «слабости-возможности»; «сила-угрозы»; «слабости-угрозы» для дальнейшего использования при формировании пиар-компаний. При этом пары, сформированные при использовании граф «слабости-угрозы», мы предлагаем использовать ограниченно и с осторожностью в хорошо диагностированной аудитории из-за наличия негативного психоэмоционального фона.

На основе проведенного анализа и составленной SWOT-матрицы нами были выведены универсальные «формулы», которые, по нашему мнению, можно эффективно использовать в социальном маркетинге при продвижении феномена «патриотизм» в среде молодежи (табл. 2).

Таблица 2. Универсальные формулы для формирования положительного представления о патриотизме в среде молодежи

СИЛА+ВОЗМОЖНОСТИ Патриотизм сейчас ведет к получению удовольствия/радости в настоящем и в будущем СИЛА+УГРОЗЫ Отказ от патриотизма ведет к потере радости/ удовольствия и появлению страхов неопределенности и опасности в будущем

СЛАБОСТИ+ВОЗМОЖНОСТИ Патриотизм сейчас позволит защититься от страхов неопределенности и опасности сейчас и в будущем СЛАБОСТИ+УГРОЗЫ Отказ от патриотизма является причиной появления страхов неопределенности и опасности

Для работы в ракурсе «сила-возможности» мы полагаем более рациональным использовать универсальную формулу, ориентирующую на «воспитание патриотизма, вызывающего чувство удовольствия, радости и гордости в настоящем и будущем». Данную формулу можно распространять парными компонентами понятия «патриотизм», которые находятся в графах «сила» и «возможности».

Для работы в ракурсе «слабости-возможности» мы предлагаем использовать универсальную формулу, ориентирующую на «воспитание чувства патриотизма, позволяющее защититься от страхов неопределенности и опасности сейчас и в будущем». Данную формулу можно распространять парными компонентами понятия «патриотизм», которые находятся в графах «слабости» и «возможности».

Для работы в ракурсе «сила-угрозы» мы предлагаем использовать универсальную формулу, ориентирующую на убеждение в том, что «отсутствие воспитания чувства патриотизма ведет к потере радости, удовольствия, гордости и появле-

сэ о

о Л о

о сз о в

нию страхов неопределенности и опасности в будущем. Эту формулу также можно распространять парными компонентами понятия «патриотизм», которые находятся в графах «сила» и «угрозы».

Как мы уже отмечали, работа по продвижению понятия «патриотизм» в ракурсе «слабости-угрозы», является нецелесообразной из-за возникновения негативного психоэмоционального фона в качестве побочного эффекта.

Таким образом, напрашивается вывод, что использование принципов построения матрицы SWOT-анализа может являться основанием для формирования PR-кампаний на конкретных примерах, что выражает ее универсальность. Пары компонентов значений из различных граф формируются по принципу их смысловой совместимости и возможности формирования на их основе кампаний по продвижению феномена «патриотизм» в молодежной среде.

Так, если взять в качестве примера пару из граф «сила-возможности» «горячая любовь к чему-либо» - «гордость за достижения своего народа», то в данном случае продвижение понятия «патриотизм» можно вести через направляющие явления «радость» / «удовольствие» / «гордость» посредством работы с хобби и увлечениями молодежной аудитории. В качестве увлечений могут рассматриваться совершенно любые виды активности молодых людей: спорт, музыка, 1Т-технологии, домоводство, туризм и пр.

Вместе с тем следует заметить, что одновременно с формированием компетенций молодых людей в соответствующей сфере деятельности желательно, чтобы они имели представление об истории возникновения и развития этого вида деятельности, того или иного хобби, а также вкладе в его развитие соотечественников. Так, развивая идею патриотизма на примере авиамоделирования, невозможно обойти вниманием заслуги отечественны авиаконструкторов и авиаторов. Работать с данной темой удобно по универсальной формуле «воспитание чувства патриотизма сейчас ведет к получению удовольствия / радости / гордости в настоящем и будущем».

В первую очередь, мы рассмотрим пары из граф «сила» - «возможности». Работая с парой «привязанность к месту рождения, месту жительства-готовность к подвигу во имя Родины», то продвижение понятие «патриотизм» также целесообразно вести через направляющие явления радость / удовольствие / гордость посредством работы с семейными корнями и родовым древом каждого молодого человека. Особое внимание, на наш взгляд, можно было бы уделить вкладу конкретного предка молодого человека в развитие родной страны, чтобы понятие «подвиг во имя Родины» из абстрактной категории переходил в категорию е конкретных поступков близких людей. Примером е тому стало массовое социально-патриотическое й движение «Бессмертный полк». Это дает воз° можность воспитывать чувство гордости каждого 1 молодого человека за свою семью, готовить его

к совершению подвига: интеллектуального, спортивного, экономического, военного и пр. Работать с данной темой удобно по универсальной формуле «воспитание чувства патриотизма сейчас ведет к получению удовольствия / радости / гордости в настоящем и будущем».

При работе с парой «привязанность к месту рождения - уважение к другим народам и культурам» целесообразно использовать ориентирующие явления радость / удовольствие / гордость через изучение родового дерева молодых людей, воспитание уважения к своим предкам, изучения вклада своих предков в развитие своей страны, через воспитание уважения к другим народам и культурам. Работать с данной темой также удобно по универсальной формуле «воспитание чувства патриотизма сейчас ведет к получению удовольствия / радости / гордости в настоящем и будущем».

Рассматривая пару «убеждение, что живешь в лучшей стране - преданность Родине» целесообразно изучать как прошлые, так и нынешние достижения своих предков, родственников, друзей, коллег, соотечественников. Продвижение понятия «патриотизм» также целесообразно вести через ориентирующие явления радость / удовольствие / гордость, за счет чего будет формироваться чувство уважения к своей Родине, без наличия которого говорить о преданности не приходится. Работать с данной темой целесообразно по универсальной формуле «воспитание чувства патриотизма сейчас ведет к получению удовольствия / радости / гордости в настоящем и будущем».

В паре «реализация своих возможностей -борьба за будущее для своего народа» рационально также использовать ориентирующие явления радость / удовольствие / гордость при подаче информации об образовательных возможностях, которые дает государство, о возможностях заниматься различными хобби, о достижениях соотечественников (как в прошлом, так и в настоящем). Работать с данной темой также удобно по универсальной формуле «воспитание чувства патриотизма сейчас ведет к получению удовольствия / радости / гордости в настоящем и будущем».

При работе с парами компонентов значения понятия «патриотизм» из граф «слабости» - «возможности» целесообразно использовать ориентирующие чувства радость / удовольствие / гордость для построения PR-кампаний. В данном случае мы сталкиваемся с абстрактностью и неопределенностью понятия «патриотизм». Поэтому для работы с целевой аудиторией, на наш взгляд, лучше всего использовать такие позиции как «убеждение, что живешь в лучшей стране», «привязанность к месту рождения, месту жительства», «индивидуально-личностная ориентация, реализация собственных возможностей». Это позволит решить задачу продвижения патриотизма через актуализацию семейных корней, и конкретных возможностей профессионального и личностного развития, с одновременным акцентом на вкладе

предков в развитие национальном истории, на достижениях представителей своего народа в прошлом и настоящем.

Далее рассмотрим пары из граф «сила» -«угрозы». В паре «привязанность к месту рождения, месту жительства - предательство, измена» целесообразнее работать по универсальной формуле «отсутствие воспитания чувства патриотизма ведет к потере радости / удовольствия / гордости и появлению страхов неопределенности и опасности в будущем». В качестве направляющего на феномен «патриотизма» чувства будет в данном случае выступать страх опасности/неопределенности. Для возвращения в ракурс радости / удовольствия / гордости необходимо, как и в разобранных выше примерах, работать с историей родовых корней, вкладом представителей народа в развитие государства и пр.

В паре «отсутствие убеждения в том, что живешь в лучшей стране - отсутствие привязанности к месту рождения» также необходимо работать по универсальной формуле «отсутствие воспитания чувства патриотизма ведет к потере радости / удовольствия / гордости и появлению страхов неопределенности и опасности в будущем». В качестве направляющего на феномен «патриотизма» явления будет в данном случае выступать страх опасности / неопределенности. Для возвращения в парадигму радости / удовольствия / гордости необходимо, как и в разобранных выше примерах, работать с историей родовых корней, вкладом представителей народа в развитие государства и пр.

В паре «отсутствие личной опасности - чувство опасности» целесообразно работать по универсальной формуле «отсутствие воспитания чувства патриотизма ведет к потере радости / удовольствия / гордости и появлению страхов неопределенности и опасности в будущем». В данном случае направляющим явлением будет выступать страх опасности / неопределенности, который должен возвращать сознание молодых людей в ракурс радости / удовольствия / гордости. Для продвижения феномена «патриотизм» в среде молодежи необходимо работать с формированием ощущения безопасности на уровне работы правоохранительных органов, на уровне работы военных и уровне возможностей реализации заложенных в каждом человеке потенций.

В паре «невозможность самореализации -враждебное чувство к Родине, предательство» целесообразно работать по формуле «отсутствие воспитания чувства патриотизма ведет к потере радости / удовольствия / гордости и появлению страхов неопределенности и опасности в будущем». В данном случае направляющим явлением будет выступать страх опасности / неопределенности, который должен возвращать сознание молодых людей в парадигму радости / удовольствия / гордости. Выстраивая кампанию по продвижению понятия «патриотизм» в среде молодежи в данном случае необходимо активно просвещать аудито-

рии относительно возможности реализации своих талантов, которые дает государство, перспективы профессионального и карьерного роста, различные способы самореализации.

В графе «слабости» - «угрозы» ключевым аспектом, который необходимо учитывать при продвижении понятия «патриотизм», является абстрактность понятия «патриотизм». В данном случае необходимо конкретизировать каждое положение и компонент, которые входят в состав понятия «патриотизм», снимать страхи неопределенности у молодежной аудитории путем продвижения конкретных составляющих, входящих в состав понятия «патриотизм». Однако, как уже было указано выше, продвижение понятия «патриотизм» посредством работы с графами «слабости» - «угрозы» является малоэффективным.

Примеры возможного продвижения феномена «патриотизма», разобранные в рамках данной статьи, придают уверенность для утверждения, что матрица SWOT-анализа является эффективным инструментом выявления релевантных явлений, на основе которых можно рационально строить PR-кампании. Также такой метод является способом выстраивания смысловых цепочек, которые помогают максимально эффективно продвигать соответствующее понятие. Мы считаем, что матрицу SWOT-анализа можно использовать не только при разработке концепции продвижения феномена «патриотизма», но и для продвижения любого сложного понятия в сознание той или иной целевой аудитории.

Литература

1. Макаров И.Л. Патриотизм в системе ценностей современной российской молодежи // Культура. Духовность. Общество. - № 2. - 2012. -С.124-127.

2. Клесов А.А. Патриотизм и научный патриотизм // Эко-потенциал. - 2018. - № 4 (24). -С.225-228.

3. Патриотизм как фактор развития российской государственности / Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Ассамблея народов России, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, Московский дом национальностей. - М.: Московский дом национальностей. - 2015. - 368 с.

4. Найда О.А. Российский патриотизм в эволюционном и политическом измерении. - Волгоград. - 248 с.

5. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. - Т. 16. - 1995. - № 1. С. 3-18.

6. Батыгин Г.С. Стереотипы поведения: распознавание и интерпретация // Социологические исследования. - 1980. - № 4. - С. 96-102.

7. Ванина О.Н. Стереотипы экономического сознания россиян // Социологические исследования. - 1998. - № 5. - С. 112-166.

сз о

о Л о

о сз о в

8. Клеева Л.П. SWOT-анализ развития фундаментальной науки в России // Компетентность. - № 2. - 2012. - С. 12-19.

9. Изосимов С.В., Шевченко А.Л. Метод SWOT-анализа: его место в методах исследования, преимущества и недостатки // Экономикс. -№ 2. - 2013. - С. 29-34.

10. Муращенкова Н.В. Структура социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), No12(20), 2012. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/struktura-sotsialnyh-predstavleniy-molodezhi-ob-ekstremizme-i-patriotizme/viewer

11. Чебурков А.С. Социокультурные проблемы патриотизма. Формирование патриотизма у современной молодежи // Актуальные проблемы социальной коммуникации. Нижний Новгород. - 2010. - С. 175-178.

METHODS OF PROMOTING THE CONCEPT OF PATRIOTISM AMONG THE YOUTH AUDIENCE WITH THE HELP OF SOCIAL STEREOTYPES THAT ORIENT IT

Gridchin A.A., Zyryanova M.O.

Belgorod State Technological University named after V.G. Shuhov

The article is devoted to the problem of the impact of social stereotypes that focus on patriotism as a social phenomenon in the youth environment based on the application of the SWOT analysis method. Within the framework of this article, a justification is given for the possibility and expediency of using the SWOT analysis method not only in the framework of classical marketing, but also in the field of public relations when positioning such social phenomena as patriotism for the subsequent building of information campaigns. Based on the analysis of scientific literature and journalism, the main criteria characterizing the semantic components of the concept of "patriotism" are determined. These criteria were distributed according to the parameters "strength" - "weaknesses" - "opportunities" - "threats", which are used in classical marketing. By analyzing the empirical

data obtained, both positive and negative influences of factors that orient young people to the model of patriotic behavior have been revealed. In conclusion, this article provides practical recommendations for strengthening the sense of patriotism in the youth audience, based on the criteria of evaluating the effectiveness of the information campaign.

Keywords: patriotism, model of patriotic behavior, SWOT analysis, positioning, information campaign, universal formula, social representations, evaluation criteria.

References

1. Makarov I.L. Patriotism in the system of values of modern Russian youth // Culture. Spirituality. Society. - No. 2. - 2012. -pp. 124-127.

2. Klesov A.A. Patriotism and scientific patriotism // Eco-poten-tial. - 2018. - No. 4 (24). - pp. 225-228.

3. Patriotism as a factor in the development of Russian statehood / Plekhanov Russian University of Economics, Assembly of Peoples of Russia, Research Center for National Security Problems, Moscow House of Nationalities. - Moscow: Moscow House of Nationalities. - 2015. - 368 p.

4. Naida O.A. Russian patriotism in the evolutionary and political dimension. - Volgograd. - 248 p.

5. Moskovichi S. Social representations: a historical view // Psychological Journal. - Vol.16. - 1995. - No. 1. - pp.3-18.

6. Batygin G.S. Behavior stereotypes: recognition and interpretation // Sociological research. - 1980. - No. 4. - pp. 96-102.

7. Vanina O.N. Stereotypes of economic consciousness of Russians // Sociological research. - 1998. - No. 5. - pp. 112-166.

8. Kleeva L.P. SWOT-analysis of the development of fundamental science in Russia // Competence. - No. 2. - 2012. - pp. 12-19.

9. Izosimov S.V., Shevchenko A.L. The SWOT analysis method: its place in research methods, advantages and disadvantages // Economics. - No. 2. - 2013. - pp. 29-34.

10. Murashenkova N.V. The structure of social representations of youth about extremism and patriotism // Modern studies of social problems (electronic scientific journal), No12(20), 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-sotsialnyh-predstavleniy-molodezhi-ob-ekstremizme-i-patriotizme/viewer

11. Cheburkov A.S. Socio-cultural problems of patriotism. Formation of patriotism among modern youth // Actual problems of social communication. - Nizhniy Novgorod. - 2010. - pp. 175178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.