Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2012
И. ПЕТРОСЯН
старший преподаватель Российско-Армянского (Славянского) Университета
ВОЗДЕЙСТВИЕ МИГРАЦИИ И ИНОСТРАННЫХ ЧАСТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ТРАНСФЕРТОВ НА ЭКОНОМИКУ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
В статье исследуются проблемы воздействия миграции и частных иностранных денежных трансфертов на экономику стран-реципиентов. Представлен ряд макроэкономических показателей, характеризующих миграционную ситуацию в развитых и развивающихся государствах. Частные трансферты рассматриваются как экономический феномен, формирующий противоречивый набор последствий для экономики стран-реципиентов.
Ключевые слова; трудовая миграция, государственная миграционная политика, частные денежные трансферты, инвестиции.
Международная экономическая интеграция традиционно ассоциируется с возрастающей открытостью торговли товарами и услугами, так же как и с усилением потоков международной миграции. Наглядная иллюстрация данного факта - это резкий рост потоков частных иностранных денежных трансфертов (далее частных трансфертов) в большинство развивающихся стран, откуда и идут основные потоки мигрантов. Сегодня частные трансферты стали важным механизмом перемещения ресурсов из развитых стран в развивающиеся1 и вторым по значимости, после прямых иностранных инвестиций, источником внешнего финансирования. Следует также отметить, что частные трансферты, присылаемые из-за границы, являются не только одним из важнейших источников формирования доходов населения, но и зачастую формируют более мощный канал притока иностранной валюты, чем участие в международной торговле, иностранная помощь или иностранные инвестиции.
Потоки миграции рабочей силы направлены, по большей части, в страны с мощным экономическим потенциалом, и именно данные страны являются самыми крупными «донорами» частных трансфертов. Для подтверждения данной мысли обратимся к статистике миграционных потоков. Основными реципиентами мигрантов являются либо страны с высоким уровнем ВВП на душу населения (США, Саудовская
1 Russell, Sharon S. and M.S. Teitelbaum. International Migration and International Trade // World Bank Discussion Paper. Washington. 1992. №160.
Аравия, Великобритания и т.д.), либо же страны с мощным экономическим потенциалом (Россия и Индия). Интересно также и то, что по доле иммигрантов в общей численности населения ведущие места в мире малочисленные страны (в том числе три из десяти - нефтедобывающие), значительные потоки миграции в которых обусловлены недостатком в них высококвалифицированной рабочей силы, а также достаточно высоким уровнем оплаты труда (см. рис. 1)
США Россия * 12.3 —— 10 8 Монако ОАЭ
Саудовская Ар авия к=а 7,3 Кувейт
Канада S=a 7,2 Андорра
Великобритания в 7.0 Каймановы острова
Испания в 6,9 Северные,
Франция я 6,7 Виргинские острова
Австралия =а 5,5 Макао, Китай
Индия В 5,4 Острова Мэн
млн чел.
а 71,6 а 70,0 а 68,8 64,4
в
63,0 =i 62,0 в 56,5
54,7
54,6
в % от численности населения
Источник: Migration and Remittances Factbook. 2011. The World Bank. Second Edition.
Рис. 1. Крупнейшие страны-реципиенты мигранов в 2010 г.
Если же проанализировать потоки частных трансфертов в мире, то можно обнаружить, что крупные реципиенты мигрантов являются также и самыми крупными донорами частных трансфертов (рис. 2). Пять из десяти крупнейших стран-реципиентов мигрантов входят в состав крупнейших доноров трансфертов. Причем наиболее информативным является показатель абсолютного объема присылаемых трансфертов, поскольку страны, занимающие первые места в рейтинге по доле присылаемых трансфертов к ВВП, не так уж значимы по абсолютному их объему.
Что касается реципиентов частных трансфертов, то, в абсолютных показателях, крупные развивающиеся страны, такие, как Индия, Китай, Мексика и Филиппины, получают большую долю мировых трансфертов. В относительных же показателях, малые и средние страны обычно более зависят от трансфертов. Отношение объема трансфертов к ВВП в размере от 15% до 20% - не редкость для стран с большой диаспорой. В некоторых случаях это отношение может быть еще выше - от 27 до 39%, поскольку трансферты в наличных часто привозятся мигрантами или отправляются через третьи лица и не декларируются при входе в страну.
2 Петросян И. Б. Частные иностранные трансферты как причина «голландской болезни» экономики // Сборник научных статей Годичной научной конференции ГОУ ВПО РАУ. Издательство РАУ. Ереван. 2007. С. 445-450
США
Саудовская Ар авия Швейцария Россия Г ермания Италия Испания Люксембург Кувейт Нидерланды
48,3
= 26,0 —| 19,6 ^ 18,6 = 15,9 а 13,0 а 12,6 | 10,6 9,9 8Д
Люксембург Ливан Оман Мальдивы Кувейт Бахрейн Саудовская Ар авпя Г винеа-Биссау Гайана Тонго
20
17
млрд ДОЛЛ.
в % от ВВП
Источник: Петросян И.Б. Частные иностранные трансферты как причина «голландской болезни» экономики // Сборник научных статей Годичной научной конференции ГОУ ВПО РАУ. Издательство РАУ. Ереван. 2007. С. 445-450.
Рис.2. Крупнейшие страны-доноры трансфертов в 2009 г.
Потоки частных трансфертов в развивающиеся страны неуклонно росли на протяжении последних тридцати лет, и на сегодняшний день их объем превышает 325 млрд долл. Для сравнения отметим, что в 1975 г. их объем составлял 2,9 млрд, а в 2003 г. - порядка 100 млрд долл. Объем официально зарегистрированных трансфертов, поступающих в развивающиеся страны, превысил объем официальной помощи развитию и в текущем периоде составляет примерно две трети валового объема прямых иностранных инвестиций. Более того, по данным на 2009 г. частные трансферты составляют примерно 2% ВВП всего развивающегося мира. Проанализировав динамику потоков частных трансфертов в мире с 1970 по 2010 г., мы выяснили, что с начала 1970-х гг. потоки трансфертов в мире неуклонно росли, однако наиболее сильный рост наблюдался именно в последнее десятилетие. Также постоянно растет показатель объема трансфертов в среднем на одну страну.
Для того чтобы более четко представить, как изменялась доля частных трансфертов в общем объеме ВВП развивающихся стран мы рассчитали среднее и максимальное значение отношения трансфертов к ВВП за период с 1970 по 2010 г.
Из табл. 1 следует вывод о том, что и в процентном отношении к ВВП наиболее активный рост объема частных трансфертов приходится на первую декаду двадцать первого века. Среднее значение данного показателя для всех развивающихся стран за последнее десятилетие (2001-2010 гг.) опережает его значение за сорокалетний период (1970-2010 гг.).
Важно также сравнить потоки иностранной помощи и прямых иностранных инвестиций с потоками частных трансфертов для иллюстрации возрастающей роли последних в общем потоке международного капитала.
В табл. 2 мы сравнили размеры трансфертов с размерами других потоков иностранной валюты в развивающиеся страны. Как показано в таблице, частные трансферты превышают по объему официальные
Объем общемировых трансфертов (ежегодно, в млрд. долл.) (левая ось)
Объем трансфертов в среднем на одну страну (ежегодго, в млн. долл.) (правая ось)
Источник: World Development Indicators: 1990-2009. International Finance Statistics 2010 (International Monetary Fund) и собственные расчеты автора.
Рис. 3. Динамика общего и среднего объема трансфертов в мире в 1970 - 2010 гг.
трансферты, официальные потоки капитала и потоки частного капитала, не относящиеся к прямым иностранным инвестициям. Их важность как источника иностранной валюты также подтверждается тем фактом, что в целом они составляют примерно 30% валового объема экспорта развивающихся стран.
Частные трансферты - явление многогранное и обширное по спектру своего воздействия на целый ряд макроэкономических показателей, и они оказывают на экономику страны-реципиента как положительное, так и отрицательное воздействие.
Первым и самым весомым аргументом в пользу миграции и частных трансфертов является то, что миграция, часто являясь последствием
Таблица 1
Объемы частных трансфертов, направляемых в развивающиеся страны
в 1970-2010 гг. (% к ВВП)
1970-2010 2001-2010 2010
Среднее значение показателя трансферты / ВВП 4,5 5,3 4,5
Максимальное значение показателя трансферты / ВВП 108,7 49,5 37,0
Количество стран 134 129 156
Количество наблюдений 3471 1262 156
Стандартное отклонение по странам 7 6,6 6,8
Источник: World Development Indicators: 1990-2009. International Finance Statistics 2010 (International Monetary Fund) и собственные расчеты автора.
Объем трансфертов (в млрд долл.)
■---- Объем ПИИ (в млрд долл.)
Объем официцальной помощи развитию (в млрд долл.)
Источник: World Development Indicators: 1990-2009. International Finance Statistics 2010 (International Monetary Fund) и собственные расчеты автора.
Рис. 4. Динамика объемов трансфертов, ПИИ и официальной помощи развитию в развивающихся странах в 1970-2010 гг.
Таблица 2
Отношение объема частных трансфертов к объему потоков платежного баланса в развивающихся странах
Отношение объема трансф ертов к объему:
Официальных трансфертов Официальных потоков капитала Потоков частного капитала Экспорта
2001-2010 гг.
Среднее значение во времени и по странам 20.3 18.5 2.7 0.4
Максимальное значение по странам 245.8 798.1 24.7 8.0
Стандартное отклонение по странам 43.4 87.7 4.6 1.1
2010 г.
Среднее значение во времени и по странам 16.1 4.7 2.8 0.5
Максимальное значение по странам 237.1 83.3 195.3 17.3
Стандартное отклонение по странам 37.7 10.8 17.6 1.8
Источник: World Development Indicators: 1990-2009. International Finance Statistics 2010 (International Monetary Fund) и собственные расчеты автора.
высокого уровня безработицы в стране, позволяет привести рынок труда к новому состоянию равновесия и снизить уровень структурной безработицы - одну из основных причин так называемой постоянной бедности. Межстрановой анализ подтверждает положительное воздействие трансфертов на снижение уровня бедности. Дж. Адамс и Р. Пейдж3 обнаружили, что 10%-ный рост доли населения, находящейся в эмиграции приводит к 1,9% снижению доли населения, живущей менее чем на 1 долл. в день. Также они обнаружили, что 10%-ный рост трансфертов на душу населения приводит к снижению уровня бедности на 3,5%, благодаря действию мультипликационного эффекта на рост ВВП.4
Взаимосвязь же между миграцией, трансфертами и неравенством в распределении доходов в стране еще более сложна. Миграция ассоциируется с высокими издержками, что, при наличии ограничений по ликвидности, могут позволить себе наиболее богатые домашние хозяйства. В результате это приводит к росту неравенства. С другой стороны, бедные домашние хозяйства имеют наибольшие стимулы к отправке мигрантов за границу, что будет способствовать снижению неравенства. Социологические исследования подтверждают, что эти две силы взаимодействуют друг с другом.
Частные трансферты характеризуются также контрцикличностью, или же, по крайней мере, меньшей процикличностью, нежели другие финансовые потоки, что подтверждают многие исследования. Так например, Д. Рата5 обнаружил, что трансферты, направляемые в развивающиеся страны, менее волатильны, нежели частный капитал и даже более стабильны, чем прямые иностранные инвестиции - наиболее стабильный компонент потоков частного капитала. Более того, трансферты остаются относительно стабильным компонентом даже во время крупных шоков в экономике, как это было на Филиппинах во время азиатского кризиса 1997 г., и в Турции, примерно в период финансового кризиса 2001 г.6
В период мирового финансово-экономического кризиса шли горячие споры о воздействии его на объем трансфертов, направляемых в развивающиеся страны. В частности, эксперты Всемирного банка прогнозировали сокращение потоков трансфертов в развивающиеся страны.
3 Page, John and Adams, Richard H. International Migration, Remittances, and Poverty in Developing Countries// World Bank Policy Research Working Paper. 2003. №.3179
4 Там же.
5 Ratha, Dilip. Worker's Remittances: An Important and Stable Source of External Development Finance //In Global Development Finance: Striving for Stability in Development Finance. 5. 2003. Washington, DC: World Bank. PP. 157-75
6 A. Culiuc. Integrating migration and remittances into a development strategy. The case of Moldova. 2006. pp. 8.
Как можно заметить из табл. 3, в 2009 г. повсеместно ожидалось снижение темпов роста трансфертов, а в некоторых регионах и их значительное сокращение.
Таблица 3
Прогноз сокращения абсолютных объемов и темпов роста частных иностранных денежных трансфертов в мире в 2009-2010 гг.
Регион Оптимистичный прогноз Пессимистичный прогноз Фактическое значение
2009п 2010п 2009п 2010п 2009 2010
Абсолютный показатель (млрд долл.)
Развивающиеся страны 290 299 280 280 307 325
Восточная Азия и Тихоокеанский регион 67 68 64 64 85,7 91,2
Европа и Центральная Азия 48 50 46 47 35,4 36,7
Латинская Америка и страны Карибского бассейна 60 62 58 58 56,5 58,1
Средний Восток и Северная Африка 33 34 32 32 33,4 35,4
Южная Азия 63 65 61 62 75 82,6
Субсахарная Африка 19 20 18 18 20 21,5
Темп роста (в %)
Развивающиеся страны -4,9 3,1 -8,2 0 -5,2 5,8
Восточная Азия и Тихоокеанский регион -4,3 1,5 -8,6 0 0,2 6,4
Европа и Центральная Азия -9,4 4,1 -13,2 2,2 -22,7 3,7
Латинская Америка и страны Карибского бассейна -4,8 3,3 -7,9 0 -12,5 2,8
Средний Восток и Северная Африка -2,9 3,0 -5,9 0 -7 6
Южная Азия -4,5 3,2 -7,6 1,6 4,7 10,1
Субсахарная Африка -5 5,3 -10 0 -6,5 7,5
Источник: Calin M., Dell'Erba S. The global financial crisis and remittances. 2009. р. 22.; Migration and Remittances Factbook 2011. The World Bank. Second Edition и собственные расчеты автора.
Прогнозы на 2010 г. предполагали, что объем трансфертов в развивающиеся страны вновь начнет расти, хотя темпы роста будут намного ниже, чем в период, предшествующий кризису. Фактические данные показывают, что в 2009 г. по сравнению 2008 г. действительно произошло
значительное сокращение объемов частных трансфертов, направляемых в развивающиеся страны. Однако это сокращение не было столько велико, как предсказывал Всемирный банк. Фактический темп роста в 2010 г. для всех развивающихся стран в целом превысил значение даже оптимистичного прогноза. Если же обратиться к показателям по отдельным регионам, то можно отметить, что наибольший спад произошел в развивающихся странах Европы и Центральной Азии, наименьший -в странах Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Это еще раз наводит на мысль о том, что, несмотря на значимый спад вследствие кризиса, потоки трансфертов более устойчивы по сравнению с иными потоками капитала.
Если же обратиться к негативным характеристикам частных трансфертов, прежде всего нужно отметить, что рост совокупного спроса из-за притока трансфертов частично приходится на потребление товаров и услуг, создавая таким образом, инфляционное давление на экономику. А возросшее предложение иностранной валюты вследствие притока трансфертов приводит к укреплению номинального валютного курса. В результате трансферты приводят к укреплению реального валютного курса, сопровождаемого ухудшением состояния платежного баланса. Это, в свою очередь, негативно воздействует на конкурентоспособность экспорта и в конечном итоге приводит к «голландской болезни» экономики. «Голландская болезнь» затрагивает все сферы экономики, приводит к искажениям, как в реальном, так и в денежном секторах, негативно влияет на внешнюю конкурентоспособность страны вследствие укрепления реального курса национальной валюты, как было отмечено выше, и в конечном итоге приводит к снижению темпов экономического роста. Помимо всего прочего, с точки зрения многих исследователей, «голландская болезнь», вызываемая частными трансфертами, является наиболее сложно преодолимой и трудно управляемой, т.к. изначально сложно управлять самой ее причиной - частными трансфертами.
Частные трансферты воздействую также и на общественный сектор:
во-первых, частные трансферты приводят к росту объемов импорта (финансируемого трансфертами), что приводит к росту доходов государства от импортных пошлин и НДС на импортные товары;
во-вторых, укрепление реального валютного курса облегчает обслуживание государственного долга;
в-третьих, приток иностранной валюты облегчает аккумуляцию иностранных резервов со стороны Центрального банка.
Анализ долгосрочной перспективы показывает, что миграция и трансферты могут оказывать крайне неоднозначное воздействие на экономику стран, откуда эмигрирует рабочая сила. Эмиграция экономически активного населения наращивает степень зависимости экономики. Об этом свидетельствует уменьшение показателя, отражаю-
щего отношение количества работающих к количеству безработных. Возросший показатель зависимости экономики приводит снижению стабильности распределительной системы пенсионного обеспечения, преобладающей в странах с переходной экономикой. В экономике просто-напросто нет людей, которые бы работали для выплаты пенсий взрослому поколению.
Несомненно, трансферты положительно воздействуют на доходы населения в краткосрочном периоде посредством роста располагаемого дохода домашних хозяйств-реципиентов. Данные выгоды распространяются на всю экономику посредством эффекта мультипликатора, поскольку по крайней мере часть трансфертов тратится на товары и услуги, произведенные внутри страны7. Согласно оценкам, полученным при исследовании ряда стран, получающих большие объемы частных иностранных трансфертов, значение мультипликатора в этих странах колеблется в пределах от 1,24 (исследование экономики Бангладеша Ч. Стаала и А. Хабиба8) до 3,2 (исследование экономики Мексики И. Адельман и Э. Тэйлора9).
Существует огромное количество подтверждений гипотезе о том, что население, вовлеченное в процесс временной миграции, делает это отчасти для преодоления ограниченной доступности заемных средств в своей стране, что препятствует использованию производственных возможностей страны. Например, К. Вудроф и Р. Зентено10 оценили, что одна пятая часть капитала, инвестируемого в новый бизнес в Мексике - это трансферты из США. К. Дастманн и О. Кирхкамп11 обнаружили, что половина выборки турецких эмигрантов, возвращающихся из Германии, начали свой собственный бизнес в течение четырех лет после своего поселения в Германии, благодаря своим сбережениям, сделанным за границей.
Однако нельзя оставлять без внимания и негативное воздействие трансфертов на сбережения и инвестиции. Существует очень большое количество причин, по которым большая часть трансфертов используется на потребительские нужды, снижая тем самым мотивы к отправке
7 Chami, Ralph, Connel Fullenkamp, Samir Jahjah. Are Immigrant Remittance Flows a Source of Capital for Development? IMF. 2003 // Working Paper WP/03/189. р. 13
8 Stahl, Charles W., Ahsanul Habib. The Impact of Overseas Workers' Remittances on Indigenous Industries: Evidence from Bangladesh. 1989 // The Developing Economies. Vol. 27. р. 269-85.
9 Adelman, Irma, J. Edward Taylor. Is structural adjustment with a human face possible? The case of Mexico. 1992 // Journal of Development Studies. 26. р. 387-407.
10 Woodruff, Christopher, Rene Zenteno. Remittances and Microenterprises in Mexico. 2001 // Unpublished paper, University of California, San Diego.
11 Dustmann, C., O. Kirchamp. The Optimal Migration Duration and Activity Choice after ReMigration. 2001 // IZA Discussion Paper 266. (Bonn: Institute for the Study of Labor).
трансфертов с целью инвестирования. Реципиенты трансфертов, так же как и сами мигранты, могут не обладать достаточными предпринимательскими навыками и способностями, что может потенциально привести к ситуации, когда вложенные ими средства будут иметь низкие ставки доходности. Низкий уровень доходности может быть вызван отсутствием (недостатком) дополняющих факторов, таких, как, например, общественная инфраструктура. Плохое состояние и неразвитость институтов финансового посредничества (из-за провалов рынка или неэффективного регулирования) могут привести к высокому спрэду процентных ставок, что снижает привлекательность формальных сбережений.
Примечательно то, что вопросам морального риска, как потенциального объяснения низкого уровня сбережений и инвестиций, уделялось меньше внимания. Так, Р. Чами, К. Фулленкамп и С. Джахджах12 утверждают, что моральный риск снижает предложение труда со стороны реципиентов трансфертов. Тем не менее существуют другие примеры того, как моральный риск и асимметричность информации между мигрантами и реципиентами трансфертов приводит к квазиоптималь-ным решениям со стороны последних.
Что же касается долгосрочного воздействия трансфертов на экономику принимающей страны в целом, то этот вопрос до сих пор остается открытым. Долгосрочное воздействие частных трансфертов состоит из смешанного набора негативных (потеря конкурентоспособности из-за укрепления реального валютного курса и возросшей стоимости рабочей силы, снижение запаса человеческого капитала вследствие «утечки мозгов», отложенные структурные реформы, возросшая степень внешней зависимости) и позитивных (возросшие сбережения и инвестиции в физический и человеческий капитал) эффектов. И поэтому неудивительно, что межстрановые исследования практически всегда дают двоякие результаты.
Так, например, используя панельные данные по 126 странам, Р. Чами и др. в 2003 г. обнаружили, что воздействие носит негативный характер, и, по их мнению, это объясняется проблемами морального риска13. Н. Катринеску14 в 2005 г. усовершенствовала регрессионный анализ посредством введения переменных, определяющих институциональное развитие страны (в частности, коррупцию). И это привело к тому, что
12 Chami, Ralph, Connel Fullenkamp, Samir Jahjah. Are Immigrant Remittance Flows a Source of Capital for Development? 2003 // IMF Working Paper WP/03/189. р. 18.
13 Там же.
14 Catrinescu, Natalia. 2005. Remittances and economic development: understanding the role of Institutions in determining the effect of remittances on growth. Harvard University. Kennedy School of Government. Policy Analysis Exercise. Unpublished.
поначалу отрицательное воздействие трансфертов на экономику сменилось положительным. Используя обновленную версию той же самой базы данных и введя переменную, отвечающую за финансовое развитие страны, П. Гиулиано и М. Руиц-Аранц15 обнаружили положительное воздействие трансфертов в странах с низким уровнем развития финансового сектора. И это означает, что по вопросу трансфертов нельзя давать никаких шаблонных рекомендаций. Баланс позитивных и негативных долгосрочных эффектов для каждой страны должен быть определен посредством анализа каждой страны в отдельности.
Учитывая количество и сложность всех последствий, к которым приводят миграция, а в частности, трансферты, неудивительно то, что и виды применяемой политики тоже будут разными (ряд мер, начиная с тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли и налогообложения трансфертов и завершая поддержкой мигрантов за границей и созданием стимулов к прямому инвестированию трансфертов). И в то время как некоторые меры, предпринимаемые государством, нацелены на достижение диаметрально противоположных результатов, некоторые из них все же усиливают друг друга. Эта сложность говорит нам о том, что оптимальный набор мер по преодолению проблем с миграцией и трансфертами будет сформирован только тогда, когда у экономических властей страны есть ясное представление схемы действий.
Одной из таких схем может быть разработанное нами «дерево решений», согласно которому возможны три направления действий государства в отношении проблемы миграции (см. рис. 5). Изначально во главу всех мер ставится миграционная политика. Первое решение, которое должно быть принято со стороны государства - это его позиция по отношению к миграции. Сразу становится ясным, что две позиции - стимулирование миграции и ее ограничение - несовместимы друг с другом, в то время как третья позиция - управление миграционными потоками -может спокойно быть совмещена с одной из двух предыдущих.
Предпочтение в пользу ограничения миграции или же ее стимулирования может быть однозначно отдано только в том случае, если есть точный ответ на следующий вопрос: оказывают ли миграция и трансферты строго положительное или отрицательное воздействие на резидентов страны-реципиента трансфертов?
Даже при том, что миграция способствует увеличению благосостояния страны-реципиента трансфертов, активное стимулирование миграции не является ни устойчивой, ни политически подходящей стратегией развития. Активное ограничение миграции посредством внедрения барьеров не ликвидирует ее. К тому же после этого посреднические услуги
15 Giuliano, Paola, Marta Ruiz-Arranz. 2005. Remittances, Financial Development and Growth // International Monetary Fund. р. 22.
Рис. 5. Дерево возможных решений в проблеме миграции и трансфертов
в области миграции будут носить все более криминогенный характер, в то время как трансферты постепенно превратятся в составную часть теневой экономики.
По мнению некоторых зарубежных исследователей, снижение стимулов к миграции может быть потенциально достигнуто налогообложением трансфертов. Тем не менее, поскольку это очень легко может привести к возникновению неформальных каналов перемещения трансфертов, эффективность такой политики будет сведена к нулю, в то время как положительный эффект от самих трансфертов снизится.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что наиболее эффективным способом, в случае выбора политики ограничения миграции является снижение стимулов к ней путем:
- устранения недостатков финансового рынка. Это снизит стимулы к миграции, которые вызваны желанием накопления капитала, необходимого для инвестирования в физический и человеческий капитал;
- повышения эффективности страхового рынка и системы социального обеспечения, что снизит использование миграции как способа диверсификации риска;
- увеличения темпов экономического роста и снижения уровня бедности, что снизит основной стимул к миграции - дифференциацию ставок заработной платы.
В целом же мы пришли к заключению, что политика, нацеленная на максимизацию эффектов благосостояния в краткосрочном периоде и сохранение их положительного эффекта во времени, является единственно оптимальным вариантом проведения миграционной политики государства. Этого можно достичь посредством усиления положительных эффектов, нивелируя отрицательные эффекты или же комбинируя оба этих метода.
Существует три основных канала, посредством которых можно усилить положительные эффекты миграционной политики:
- мобилизация трансфертов;
- устранение искажений в области государственной политики;
- устранение провалов рынка.
Наиболее эффективным способом преодоления негативных эффектов трансфертов является стимулирование инвестиций со стороны мигрантов. Это означает проведение экономической политики, создающей стимулы к частным инвестициям и сбережениям, способствующей повышению эффективности использования трансфертов. И если мы говорим о том, что плохой инвестиционный климат является «корнем зла» во многих крупнейших странах-реципиентах трансфертов, то (поскольку инвестиционный климат включает в себя налогообложение, регулирование рынка труда, прав собственности, контрактное принуждение и пр.) мы полагаем, что решение проблем миграции требует комплексного подхода, затрагивающего все вышеперечисленные составляющие. Помимо этого, странам-реципиентам необходимо проводить адекватную денежно-кредитную политику, а также политику в области промышленного производства, целью которой будет являться компенсация потери конкурентоспособности экспортеров вследствие роста заработных плат и укрепления реального валютного курса.