Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ РОССИИ'

ВОЗДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сехлеян Сильвия Арменовна

В данной статье рассматривается влияние культурной глобализации на социальные институты в России. Социальные институты, такие как образование, здравоохранение и правовая система, имеют решающее значение для управления социальным поведением и предоставления услуг населению. В России эти учреждения в значительной степени контролируются государством, но частные организации также играют роль в предоставлении социальных услуг. Культурная глобализация относится к распространению культурных ценностей, практик и продуктов через национальные границы. В статье исследуется, как культурная глобализация повлияла на социальные институты в России, особенно в сфере образования, где методы обучения в западном стиле получили более широкое распространение. В статье также рассматривается роль социальных институтов в формировании культурной идентичности в России, а также вызовы и возможности, которые культурная глобализация представляет для этих институтов. В целом статья предлагает комплексный анализ сложных взаимоотношений социальных институтов в контексте культурной глобализации в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CULTURAL GLOBALIZATION ON RUSSIA’S SOCIAL INSTITUTIONS

This article examines the impact of cultural globalization on social institutions in Russia. Social institutions, such as education, healthcare, and the legal system, are crucial for governing social behavior and providing services to the public. In Russia, these institutions are largely controlled by the state, but private organizations also play a role in providing social services. Cultural globalization refers to the spread of cultural values, practices, and products across national borders. The article explores how cultural globalization has influenced social institutions in Russia, particularly in education, where Western-style education methods have become more widely accepted. The article also discusses the role of social institutions in shaping cultural identity in Russia and the challenges and opportunities presented by cultural globalization for these institutions. Overall, the article offers a comprehensive analysis of the complex relationship between social institutions and cultural globalization in Russia.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ РОССИИ»

Воздействие культурной глобализации на социальные институты России

Сехлеян Сильвия Арменовна,

аспирант, Государственный академический университет гуманитарных наук E-mail: sil.sehlejan2010@yandex.ru

В данной статье рассматривается влияние культурной глобализации на социальные институты в России. Социальные институты, такие как образование, здравоохранение и правовая система, имеют решающее значение для управления социальным поведением и предоставления услуг населению. В России эти учреждения в значительной степени контролируются государством, но частные организации также играют роль в предоставлении социальных услуг. Культурная глобализация относится к распространению культурных ценностей, практик и продуктов через национальные границы. В статье исследуется, как культурная глобализация повлияла на социальные институты в России, особенно в сфере образования, где методы обучения в западном стиле получили более широкое распространение. В статье также рассматривается роль социальных институтов в формировании культурной идентичности в России, а также вызовы и возможности, которые культурная глобализация представляет для этих институтов. В целом статья предлагает комплексный анализ сложных взаимоотношений социальных институтов в контексте культурной глобализации в России.

Ключевые слова: Социальные институты, культурная глобализация, образование, культурные особенности, государственный контроль

Социальные институты играют решающую роль в формировании жизни ее граждан. Эти учреждения обширны и разнообразны: от образования, здравоохранения и правовой системы до религиозных учреждений и организаций, предоставляющих социальные услуги.

В России социальные институты в значительной степени контролируются государством. Это означает, что правительство несет ответственность за предоставление и регулирование таких услуг, как здравоохранение, образование и социальное обеспечение. Эта централизация социальных услуг имела как положительные, так и отрицательные последствия для населения. С одной стороны, это обеспечило доступность основных услуг для всех граждан, независимо от их дохода или социального статуса. С другой стороны, это привело к отсутствию разнообразия и конкуренции в предоставлении этих услуг.

Культурная глобализация, определяемая как распространение культурных ценностей, практик и продуктов через национальные границы, оказала значительное влияние на социальные институты в России. Влияние западных культурных ценностей, особенно в области образования, средств массовой информации и технологий, бросило вызов традиционным социальным институтам и практикам, а также предоставило возможности для инноваций и роста.

Одно из наиболее значительных воздействий культурной глобализации на социальные институты в России было в сфере образования. Образовательные методы и учебные программы западного образца получили более широкое распространение, особенно в сфере высшего образования. Российские университеты стали более интернациональными, с англоязычными программами и партнерскими отношениями с зарубежными университетами. Это позволило российским студентам познакомиться с раз-

65

личными образовательными подходами и идеями, а также способствовало более тесному сотрудничеству между российскими и западными учеными.

В советское время произошел сдвиг в сторону более централизованной системы образования с упором на марксистскую идеологию и техническое образование. Однако после распада Советского Союза образовательная система была реструктурирована, чтобы включить подходы к образованию в более западном стиле, включая больший упор на критическое мышление, творчество и независимые исследования.

Россия сосредоточилась на экспорте образования, в результате чего были приняты меры для привлечения иностранных студентов. Одна из таких мер - проект «5-100», который начался в 2013 году и закончился в 2020 году. 21 ведущий российский университет был выбран для участия в проекте, и каждый университет разработал дорожную карту мероприятий для повышения своей конкурентоспособности на мировой арене. В результате университеты продвинулись в международных рейтингах, и доля иностранных студентов в университетах-участниках увеличилась на 2,6 раза с 2013 года (рис. 1).

Рис. 1. Общая численность иностранных студентов в среднем на один вуз, чел.

Реализация проекта 5-100 в России привела к увеличению числа иностранных студентов в российских университетах, что является положительной тенденцией. В 2020/2021 учебном году количество иностранных студентов составило 315 тыс. человек из 170 стран мира, что составляет около 8% от общего числа студентов в России. Однако, по сравнению с развитыми странами, Россия отстает в этой сфере (табл. 1).

Эта ситуация приводит к нескольким последствиям. Во-первых, Россия упускает возможность зарабатывать на обучении иностранных студентов, что делает ее менее конкурентоспособной в мировом экономическом пространстве. Например, Австралия зарабатывает на обучении иностранных студентов 18 млрд долларов в год, принимая столько же студентов, сколько и Россия. Второе по-

следствие заключается в том, что недостаточная конкурентоспособность российских вузов может отразиться на качестве образования, которое они предоставляют, и ухудшить их репутацию как в России, так и за ее пределами.

В этом отрывке обсуждается важная инициатива в России, направленная на повышение привлекательности и конкурентоспособности образовательных программ российских университетов для иностранных студентов. Инициатива называется проектом «Экспорт образования», который является частью национального проекта «Образование». Проект направлен на увеличение числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, как с помощью традиционного очного обучения, так и онлайн-курсов. Цель состоит в том, чтобы увеличить число иностранных сту-

66

дентов, обучающихся в России, с 220 000 в 2017 году до 710 000 в 2025 году. Кроме того, проект направлен на увеличение доходов от экспорта российского образования более чем в пять раз, превысив 373 миллиарда рублей к 2025 году.

Таблица 1. Доля иностранных студентов, обучавшихся в России в 2020

Название вуза Доля иностранных студентов,%

Российский университет дружбы народов 29

Томский Политехнический университет 28

НИЯУМИФИ 28

Томский государственный университет 24

Сеченовский университет 23

НИУИТМО 22

СПБГЭТУ «ЛЭТИ» 20

Российское правительство предприняло несколько шагов для достижения этих целей. Он установил квоту на количество иностранных студентов, которые могут финансироваться из российского бюджета, при этом их число увеличится с 18 000 в 2021 году до 30 000 в 2023 году. Правительство также упростило иностранным студентам работу в России во время учебы, разрешив им работать за пределами своих университетов в свободное время, имея только письмо-подтверждение от своих университетов. Ожидается, что эта мера предоставит финансовые преимущества иностранным студентам, особенно из стран СНГ, Африки и Юго-Восточной Азии, и поможет им развить необходимые навыки для работы в международной среде.

На средства массовой информации также повлияли глобализационные процессы. Развитие Интернета и социальных сетей бросило вызов традиционным институтам СМИ, особенно СМИ, контролируемым государством. Доступность информации и возможность делиться идеями и обмениваться ими в глобальном масштабе создали новые возмож-

ности для гражданской журналистики и альтернативных форм СМИ. Это также привело к более тщательному изучению отечественных средств массовой информации, особенно в отношении вопросов цензуры и предвзятости. СМИ также играют роль в формировании культурной идентичности в России. Подконтрольные государству СМИ продвигают определенный нарратив о российской идентичности, подчеркивая национальную гордость, традиционные ценности и противодействие западному влиянию. Однако, рост числа независимых СМИ и социальных сетей поставил под сомнение этот нарратив, предлагая альтернативные точки зрения на российскую идентичность и культуру.

В последние годы возобновился акцент на традиционных культурных ценностях, в том числе на важности семьи, общины и духовности. Отчасти это было вызвано желанием противостоять влиянию западных культурных ценностей, которые часто рассматриваются как угроза российской идентичности. Социальные институты, в том числе Русская православная церковь и правительство, сыграли важную роль в продвижении этой традиционалистской программы.

В России происходят изменения в семейных отношениях и сексуальной морали. Индивидуализация общества и идеология либерализма, а также увеличение независимости женщин, способствуют росту неофициальных союзов и сожительства. Новая форма семейных взаимоотношений - «эгалитарная» семья, в которой равенство в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей между супругами является наиболее желательным для большинства россиян.

Общероссийские опросы показывают, что в вопросе распределения семейных ролей 91% россиян выступает за равенство в ведении домашнего хозяйства между супругами и 90% - за равное участие в воспитании детей отца и матери (в семьях знакомых 52% опрошенных семейное равенство достигнуто).

Причины изменений включают индивидуализацию общества, идеологию либерализма и увеличение независимо-

67

сти женщин. Однако, незарегистрированный брак может быть неустойчивым и не рассматриваться как полноценная форма семейных отношений. Россияне становятся все более заинтересованы в эгалитарной семье, что связано с активным участием женщин в профессиональной деятельности и их успехами, а также равенством в пополнении семейного бюджета.

Культурная глобализация представляет как вызовы, так и возможности для социальных институтов в России. С одной стороны, глобализация привела к усилению взаимосвязи и открытости для новых идей и культурных практик со всего мира. С другой стороны, это также бросило вызов традиционным социальным институтам и культурным нормам в России.

Одним из главных вызовов, которые культурная глобализация ставит перед социальными институтами в России, является эрозия традиционных культурных ценностей и практик. По мере того, как западная культура становится все более распространенной во всем мире, традиционные российские культурные ценности и обычаи подвергаются сомнению и даже заменяются западными идеалами. Это оказывает давление на социальные институты, такие как Русская православная церковь и традиционные семейные структуры, которые считаются важными столпами русской культуры.

Еще одной проблемой является усиление конкуренции, с которой сталкиваются социальные институты в глобальном мире. С ростом социальных сетей и Интернета учреждения должны конкурировать за внимание и влияние в многолюдном и постоянно меняющемся пространстве. Это заставляет институты адаптироваться и развиваться, чтобы оставаться актуальными и эффективными.

Несмотря на эти вызовы, культурная глобализация также открывает возможности для социальных институтов в России. Одной из основных возможностей является потенциал для расширения сотрудничества и обмена между различными культурами и обществами. По мере

того, как российские учреждения взаимодействуют со своими коллегами в других странах, они могут заимствовать новые идеи и взгляды, внедрять их в свою собственную практику. Это может привести к большим инновациям и прогрессу.

Еще одна возможность - это потенциал усиления глобального влияния и престижа российских социальных институтов. По мере того, как Россия все больше интегрируется в мировое сообщество, ее институты получают возможность играть более важную роль на мировой арене.

Кроме того, культурная глобализация также может предоставить социальным институтам возможность лучше удовлетворять потребности своих сообществ. Например, рост мировых рынков и возросшая мобильность людей привели к большей потребности в межкультурном общении и понимании. Социальные институты, способные предоставлять услуги и поддержку, отвечающие потребностям различных сообществ, будут иметь больше возможностей для достижения успеха в глобализированном мире.

Таким образом, социальные институты России сталкиваются с беспрецедентными вызовами и возможностями в условиях культурной глобализации. Хотя западные идеалы бросают вызов традиционным культурным ценностям и обычаям, существует также потенциал для более тесного сотрудничества, инноваций и глобального влияния. Социальные институты должны адаптироваться, чтобы конкурировать в многолюдном и постоянно меняющемся мировом ландшафте.

Важно признать, что социальные институты - это не статичные образования, а скорее динамичные и развивающиеся организации, которые должны реагировать на меняющиеся обстоятельства. Таким образом, они должны найти баланс между сохранением традиционных культурных ценностей и адаптацией к новым глобальным реалиям. Используя возможности, которые предоставляет культурная глобализация, сохраняя при этом традиционные культурные ценности,

68

социальные институты в России могут процветать в меняющемся мире и способствовать развитию более инклюзивного и разнообразного глобального сообщества. В конечном итоге успех социальных институтов в России и во всем мире будет зависеть от их способности справляться с вызовами и возможностями культурной глобализации, оставаясь при этом верными своим основным ценностям и миссии.

Литература

1. Аслунд, А. (2018). Вызовы России в мировой экономике. Институт международной экономики Петерсона.

2. Дима, В. (2016). Социальные институты и демократия в России. Европейский журнал политических исследований, 55(3), 534-553.

3. Хархордин О. (2017). Коллективное и индивидуальное в России: исследование практик. Калифорнийский университет Press.

4. Шлапентох, В. (2018). Судьба нового человека в глобализированном мире: пример России. Спрингер.

THE IMPACT OF CULTURAL GLOBALIZATION ON RUSSIA'S SOCIAL INSTITUTIONS

Sekhleian S.A.

State Academic University for Humanities

This article examines the impact of cultural globalization on social institutions in Russia. So-

cial institutions, such as education, healthcare, and the legal system, are crucial for governing social behavior and providing services to the public. In Russia, these institutions are largely controlled by the state, but private organizations also play a role in providing social services. Cultural globalization refers to the spread of cultural values, practices, and products across national borders. The article explores how cultural globalization has influenced social institutions in Russia, particularly in education, where Western-style education methods have become more widely accepted. The article also discusses the role of social institutions in shaping cultural identity in Russia and the challenges and opportunities presented by cultural globalization for these institutions. Overall, the article offers a comprehensive analysis of the complex relationship between social institutions and cultural globalization in Russia.

Keywords: social institutions, cultural globalization, education, cultural identity, state control.

References

1. Aslund, A. (2018). Russia's Challenges in the Global Economy. Peterson Institute for International Economics.

2. Dima, V. (2016). Social Institutions and Democracy in Russia. European Journal of Political Research, 55(3), 534-553.

3. Kharkhordin, O. (2017). The Collective and the Individual in Russia: A Study of Practices. University of California Press.

4. Shlapentokh, V. (2018). The Fate of the New Man in the Globalized World: The Case of Russia. Springer.

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.