Pedagogika Fanlari /Pedagogical Sciences /Педагогические Науки
International journal of theoretical and practical research
Scientific Journal
Year: 2023 Issue: 3 Volume: 3 Published: 31.03.2023
http://alferganus.uz
Citation:
Usmanova, Z.M. (2023). Impact of art literature on personality education. SJ International journal of theoretical and practical research, 3 (03), 84-90.
Усманова, З.М. (2023). Воздействие художественной литературы на воспитание личности. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 3 (03), 84-90.
Doi:
https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.7835665
QR-Article
нййн
Usmanova, Zulfiya Musaevna
Senior Lecturer of the Department of
Economics, Fergana Polytechnic Institute Email: z. usmanova@ferpi. uz
UDC 37.018
IMPACT OF ART LITERATURE ON PERSONALITY EDUCATION
Abstract. This article discusses the issues of popularization and reading offiction and its educational impact. The author in the framework of the study draws attention to the need to study and promote the works of authors who have left an indelible mark on the history of mankind. The article tells the purpose of reading and popularizing fiction and its influence on people's consciousness. The study draws attention to the role of fiction in the educational process. The author gives conclusions and recommendations in the research area
Keywords: Fiction, works of writers, Theodore Dreiser, Colleen McCullough, Honore de Balzac, Vasily Yan, Grigol Abashidze, Raffaello Giovagnoli
Усманова, Зулфия Мусаевна
Ферганский политехнический институт Старший преподаватель кафедры "Экономика"
E-mail: z. usmanova@ferpi. uz
ВОЗДЕЙСТВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы популяризации и чтения художественной литературы и её воспитательного воздействия. Автор в рамках
сс
®
84
исследования обращает внимание на необходимость изучения и пропагандирования произведений авторов, оставивших неизгладимый след в истории человечества. В статье повествуется цель чтения и популяризации художественной литературы и её влияния на сознание людей. В ходе исследования обращается внимание на роль художественной литературы в образовательном процессе. Автор приводит выводы и рекомендации по исследуемому направлению Ключевые слова. Художественная литература, произведения писателей, Теодор Драйзер, Коллин Маккалоу, Оноре де Бальзак, Василий Ян, Григол Абашидзе, Рафаэлло Джованьоли
Annotatsiya. Ushbu maqolada badiiy adabiyotni ommalashtirish va o'qish, uning tarbiyaviy ta'siri masalalari muhokama qilinadi. Muallif tadqiqot doirasida insoniyat tarixida o'chmas iz qoldirgan mualliflar ijodini o'rganish va targ'ib qilish zarurligiga e'tibor qaratadi. Maqolada badiiy adabiyotni o'qish va ommalashtirishdan ko'zlangan maqsad, uning odamlar ongiga ta'siri haqida so'z boradi. Tadqiqotda badiiy adabiyotning ta'lim jarayonida tutgan o'rniga e'tibor qaratiladi. Muallif tadqiqot sohasida xulosa va tavsiyalar beradi
Kalit so'zlar. Badiiy adabiyot, yozuvchilar asarlari, Teodor Drayzer, Kollin Makkalloy, Onore de Balzak, Vasiliy Yan, Grigol Abashidze, Raffaello Giovagnoli
В настоящее время достаточно актуальными являются вопросы воздействия художественной литературы на общество.
В этой связи хотелось бы отметить, что одной из главных и первых инициатив, объявленных Президентом Узбекистана Ш. Миризиёевым стала инициатива, связанная с усилением интереса молодежи к музыке, художествам, литературе, театру и другим видам искусства.
Литературоведение и в частности художественная, научная литература непосредственно оказывают влияние на общество и её ячейку, то есть индивидов. В своём исследовании мы бы хотели обратить внимание на значимость художественной и научной литературы в жизни общества.
Анализ использованной литературы
С теоретической точки зрения базой исследования явились работы выдающихся писателей таких как Теодор Драйзер, Григол Абашидзе, Василий Ян, Рафаэлло Джованьоли, Коллин Маккалоу и других.
Теодор Драйзер, перу которого принадлежат такие бестселлеры как трилогия «Финансист», «Титан», «Стоик», «Гений», «Сестра Керри», «Дженни Герхадт»,
Usmanova, Zulfiya Musaevna
Iqtisodiyot kafedrasi katta o 'qituvchisi Farg'onapolitexnika instituti Email: z. usmanova@ferpi. uz
BADDIY ADABIYOTNING SHAXS TARBIYASIGA TA'SIRI
Введение
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC1
RESEARCH
«Американская трагедия» до сих пор служат средством воспитательного воздействия на личность человека.
Анализ и результаты
В своём исследовании мы бы хотели описать веяния литературы и её воздействия на общество и на личность. Всем хорошо известен великий, выдающийся писатель своего времени, произведения которого имеют читателей и в современное время Теодор Драйзер, автор произведений «Финансист», «Титан», «Стоик», «Гений», «Сестра Керри», «Дженни Герхадт», «Американская трагедия» и других, в них он описывает события, свидетелем, которых он был. Предположим, в романе «Американская трагедия» Драйзер описывает предпочтения общества, значение общественного мнения и как результат жертвы этих общественных предпочтений парень и девушка. Воспитательный аспект этого произведения в том, что человек должен быть ответственным за свои поступки. Но произведение не даром носит название «Американская трагедия».
В нём описывается трагедия общества, которое было косвенно виновато в том, что случилось. Общество и его мнение подтолкнули героя романа на совершение преступления. Читатель, который прочитал этот роман до конца надеется на положительный исход событий, болеет за парня, ставшего жертвой общественного мнения, но в романе описывается реальность того времени, которая приводит к гибели двух людей.
В трилогии «Финансист», «Титан», «Стоик» описывается жизнь Френка Алджернона Каупервуда в качестве прототипа успешного предпринимателя. Но здесь тоже описывается ситуация, связанная с общественным мнением, когда его супругу «Высший свет» не принимает, так как она не отвечает требованиям и нормам поведения в обществе, хотя читатель прекрасно понимает, что она ни в чём не виновата, просто общество в лице высшего света её не приняло [2].
В романах грузинского автора Григола Абашидзе «Лашарелла» и «Долгая ночь» повествуются исторические события, происходящие в Грузии в 13 веке.
Произведения популярного писателя Грузии Григола Абашидзе составили исторические романы "Лашарелла", "Долгая ночь", объединенные в своеобразную грузинскую хронику XIII века. В своих романах Григол Абашидзе возрождает яркую и трагическую историю своей Отчизны, повествует о борьбе грузинского народа за обретение независимости, создает неизгладимые, запоминающиеся и грандиозные образы.
Роман Василия Ян «Чингисхан» даёт с художественной точки зрения незабываемую и вместе с тем исторически подлинную картину суровых времен, происходивших в Средней Азии в начале тринадцатого века. Это произведение о борьбе «империи» Чингисхана с хорезмийским шахом Мухаммед Аллаэтдином. И в этой борьбе победу одерживает хан.
В романе он предстаёт перед читателем в качестве умелого полководца, тонкого дипломата, ловкого внутриполитического деятеля и дальновидного политика. В книге повествуются великие завоевания Чингизхана, которые впоследствии его последователями привели к овладению Восточной Европой. Исторические события того времени очень талантливо написаны писателем.
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC1
RESEARCH
Возникает вопрос, как Чингизхан одержал победу над великим Хорезмшахом, что поспособствовало поражению в этой борьбе династии Хорезмшаха.
И уместен ответ - это были предпосылки междоусобных войн, не сплочённость в самом государстве Хорезмшаха, внутриполитические распри, борьба за престол, устои общества, жизненный уклад, определённые традиции, способствовавшие возникновению разрозненности и многое другое.
Обратим свои взоры в историю с помощью данного романа, и мы получим ответы на многие интересующие нас вопросы.
В войске Чингизхана была суровая дисциплина, малейшая провинность каралась единственным наказанием, то есть смертной казнью. Да татаро-монгольские завоеватели не отличались культурой, уровнем знаний, но они были дисциплинированны и сплочёнными, чего не скажешь о государстве Хорезм шаха. Представьте себе ситуацию, когда над страной висит угроза завоевания, а хокимы отдельных территорий вместо того, чтобы сплотиться против врага каждый действовали по правилу «моя хата с краю», это и привело к гибели и поражению государства Хорезмшаха. Хотя в этом историческом романе описываются действия борцов за свободу и независимость, таких как Джелальэтдин, Темур Малик и других. Но что они могли сделать в одиночку?
В романе описывается сюжет, в котором Джелальэтдин уходит от врага бросившись в реку, а его семья тоже бросилась в реку, чтобы не стать добычей для врагов. Вслед ему Чингизхан смотрит и восторженно и произнёс слова, в которых суть в том, что он хотел бы чтобы у него был такой сын.
Но в государстве Хорезм шаха Джелальэтдина не допускали к власти, так как мать Хорезм шаха Туркан Хатун недолюбливала мать Джелальэтдина, то есть свою сноху, и делала всё, чтобы он находился подальше от государственных дел. Мы могли бы представить, а что было бы если воинами государства хорезмшахов руководил бы именно Джелальэтдин, тогда исход борьбы скорее всего был бы другим. Читатель в ходе чтения данного романа глубоко переживает за судьбу народа и его героев. Но в истории имя Джелальэтдина сохранилось как символ мужества, бесстрашия и самоотверженности.
А какой след в истории оставил сам Хорезм шах, у которого не хватило ни умения, ни мужества, ни дальновидности для борьбы с врагом.
Так же в романе описывается герой своего времени хаким города Ходжента Темур Малик, он был близким и верным другом Джелальэтдина и не уступал ему в мужестве, стойкости и выносливости в борьбе с врагом. До своего последнего вздоха Темур Малик вёл борьбу с вражескими захватчиками.
Возникает вопрос какое воспитательное воздействие на сознание человека может оказать чтение этого романа. И напрашивается ответ самое что ни есть прямое. Мы гордимся нашими предками, которые оставили неизгладимый след в истории. А какой след оставим мы? Что мы делаем для процветания нашей Родины? Без изучения истории нет будущего - это слова нашего первого Президента. А как можно изучить историю? Конечно и с помощью чтения художественной литературы в данном случае исторической направленности.
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC1
RESEARCH
Воспитательное влияние чтения художественной литературы проявляется в том, что человек прочитавший много художественных произведений имеет соответствующий словарный запас, у него расширяется кругозор, пополняется багаж знаний. Иногда мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда предположим студент высшего учебного заведения не может грамотно изложить свою точку зрения, в данном случае ему не хватает словарного запаса.
Для саморазвития каждый человек должен периодически читать художественную или научную литературу.
Литературоведение — отрасль филологии и искусствознания, предметом изучения которой является художественная литература во всем многообразии составляющих её элементов [1].
Представим себе влияние художественной литературы на становление нравственных, этических, культурных убеждений личности. На воспитание ребёнка, например, большое влияние оказывает чтение ему художественной литературы, соответствующей её возрасту.
По мере того, как происходит становление личности большая роль в этом процессе принадлежит конечно же художественной литературе. Неизгладимое влияние на авторов оказало чтение романа Екатерины Шереметьевой «Вступление в жизнь». Этот роман имеет огромное воспитательное значение, может служить руководством для большинства педагогов в воспитательном процессе. Екатерина Шереметьева в своём произведении описывает события конца 19 начала 20 века на примере одной семьи. Наибольший акцент в романе автор делает на проблемы воспитания. С нашей точки зрения данное произведение может стать инструкцией для правильного воспитания для каждого человека и таким образом оказывать положительное влияние на ситуацию с воспитанием в рамках общества.
В ходе нашего исследования мы бы хотели обратить внимание на воспитательное значение произведения писателя Оноре де Бальзак "Отец Горио"
В нём отражаются события конца 19 века. В семье в которой из жизни уходит жена Горио, он остаётся один с двумя дочерьми. Всю свою любовь герой романа отдаёт своим любимым дочерям, выбивается из сил, работает непокладая рук, чтобы обеспечить их всем необходимым. Всю жизнь посвящает им, даже не женившись повторно, чтобы их не притясняла мачеха. Он удовлетворяет все их капризы, собирает для них приданое и выдаёт дочерей замуж, но на старости лет остаётся в одиночестве, а дочери его забывают о его существовании.
В конце своей жизни он остаётся только с месячной рентой, которой ему хватает на самое необходимое, но в один из дней к нему заявляется одно из дочерей и в слезах сетует на своего супруга, который не может купить ей платье на балл. И отец Горио отдаёт ей все свои последние сбережения для покупки дорого платья и остаётся ни с чем.
Каково же воспитательное значение данного произведения? Нельзя удовлетворять все потребности своих детей, как бы их не любили родители. В этом случае ребёнок превращается в плохом смысле этого слова в "потребителя",
т.
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC1
RESEARCH
который привык, что все его прихоти удовлетворяются, а сам ни для себя, ни для окружающих ничего не делает, и в обществе от него пользы не будет.
То есть у личности появляются лишь иждивенческие мотивы.
Так же хотелось бы отметить огромное воспитательное значение повести авторов Григория Белых и Леонида Пантелеева «Республика ШКИД», в которой авторы описывают время свидетелями и участниками которого они являлись, то есть начало 20 века, переходный период, послереволюционное время, когда улицы городов были полны беспризорными детьми. В этой повести описываются события повествующие о том, как в столь смутное время организовав школу имени Достоевского, там воспитывали и содержали этих детей, прививая им лучшие ценности, растя в стенах этой школы будущих полноценных граждан для общества. Авторы сами были воспитанниками этой школы и достоверно описывают события, происходящие в стенах школы, профессионализм педагогов и воспитателей, которые могли найти ключ к душе каждого воспитанника.
Хотелось бы так же осветить значение художественной литературы, носящей исторический характер, например роман Пиримкула Кодирова «Авлодлар довони», в котором он описывает потомков нашего великого предка Захириддина Мухаммад Бабура и его сына Хумоюна. Этот роман имеет большое воспитательное значение для сегодняшней молодёжи [6].
Так же большой интерес представляет литература джадитского направления и его выдающихся представителей [2].
Заключения и предложения
В контексте вышесказанного следует отметить, что на общество и его членов большое воздействие оказывает художественная литература. На человека прочитавшего произведение Уткира Хошимова "Войти и выйти" неизгладимое влияние оказывают события, описываемые в этом романе, охватывающие время довоенного, военного и послевоенного периодов.
В заключении необходимо привести выводы в пользу положительного воздействия литературы на общество:
Во первых - чтение художественной литературы обогащает духовный мир читателя, увеличивает словарный запас каждого человека;
Во вторых - художественная литература оказывает воспитательное воздействие на личность
В третьих - художественная литература положительно влияет на становление нравственных, этических, эстетических ценностей человека;
В четвёртых - художественная литература соответствующего направления напутствует на бережное отношение к национальным традициям определённого общества.
Список использованной литературы:
1. Бальзак, О. Д. (2021). Отец Горио. Lindhardt og Ringhof.
2. Драйзер, Т. (2022). Стоик. Книга для чтения на английском языке. Litres.
3. Драйзер, Т. (2016). Американская трагедия. FTM.
© ®
4. Ян, В. (2021). Чингисхан (Vol. 1). Litres.
5. Белых, Г. Г. (2016). Республика Шкид. FTM.
6. Усманова, З. М. (2022, January). К вопросам влияния литературы на общество. In Integration Conference on Integration of Pragmalinguistics, Functional Translation Studies and Language Teaching Processes (pp. 169-171).
cc
®
90