Научная статья на тему 'Воздействие автотранспортного предприятия на окружающую среду'

Воздействие автотранспортного предприятия на окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1469
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOTOR COMPANY / NOISE / WASTE WATER / SOIL POLLUTION / ENVIRONMENTAL POLLUTION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Тихонов П. А.

В статье описано негативное влияние от АТП на окружающую среду, категории негативного влияния, рассмотрена проблема загрязнения сточных вод, почвы от АТП, приведены методы для минимизации вредного воздействия АТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Тихонов П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF TRANSPORT ENTERPRISES FOR ENVIRONMENT

The article describes the negative impact of ATP on the environment, the category of negative impact, the problem of pollution of waste water, soil from ATP, methods to minimize the harmful effects of ATP.

Текст научной работы на тему «Воздействие автотранспортного предприятия на окружающую среду»

альных пик из твердого металла, которая предназначена для увеличения КИШ и откола скальной породы.

Расстояние между торпедами регулируется в целях оптимизации энергии взрыва опытным путем. Практическое применение новой взрывной технологии начинается с использованием одной торпеды в под бурке с увеличением глубины проходческого цикла и при повышении крепости горных пород предусматривается увеличение количества торпед под бурке.

В начале взрываются врубовые подбурки, где глубина под бурка равна 2,0 м., а отбойных и окон-туривающих под бурков пробуриваются глубиной порядка 1,5 метра. Общее количество врубовых, отбойных и оконтуривающих под бурков меньше чем в принятом по стандарту шпуров в паспорте БВР.

В начале взрываются торпедные заряды, расположенные во врубовых подбурках, а затем взрываются заряды в отбойных и в последнюю очередь в оконтуривающих подбурках. Для предложенного в данной работе паспорта рекомендуется располагать по 2 торпедных заряда в каждом подбурке. Очередность взрывания в подбурке начинается от забоя, а затем взрывается второй заряд вдогонку первому через интервал времени.

Расчет предложенного паспорта буровзрывных работ (БВР) предусматривает отбойку породы в проходческом цикле глубиной до 3 -5 метров при КИШ равным 1,0 и более. В результате внедрения нового паспорта буровзрывных работ с ускорителем много кратного фокусирования продуктов взрыва предусматривает экономию по бурению на

50-60 % за счет уменьшения длины и количества шпуров в забое и сокращения удельного расхода взрывных материалов на 20-30%, а производительность при проходке выработок может повысится в 2-3 раза. Испытание кумулятивного заряда с однократным фокусированием продуктов взрыва в ускорителе на проходке штрека шахты «Кварцитка» АО «Казах Алтын» в 1990 году показала результат КИШ равным 1,0.

Торпедный заряд разработан для Министерства Оборонной промышленности Республики Казахстан. Применение торпедного заряда с ускорителем многократного фокусирования продуктов взрыва для проходки горных выработок и тоннелей предлагается впервые для использования инновационной взрывной технологии в Евразийском регионе и в других странах, где в этом возникнет необходимость его применения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Игбаев Т.М., Сукуров Б.М. О перспективе применения методов управляемого взрыва. Сборник КазНТУ им. К.И. Сатпаева, №6, 2010 г.

2. Игбаев Т.М. Устройство боевого зарядного отделения торпеды двойного действия. Патент № 24457 РК, 2011 г.

3. Игбаев Т.М. Кумулятивный заряд. Патент № 28482 РК, 2014 г.

4. Игбаев Т.М. Применение инновационной взрывной технологии для создания боеприпасов нового поколения. Журнал АО «ЦВСИ» «Оборонный вестник». №15, 2014 г.

THE IMPACT OF TRANSPORT ENTERPRISES FOR ENVIRONMENT

Tikhonov P.

masters degree 2 years, Russian state University named after A. N. Kosygin ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Тихонов П.А.

магистр 2 года, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство)

Abstract

The article describes the negative impact of ATP on the environment, the category of negative impact, the problem of pollution of waste water, soil from ATP, methods to minimize the harmful effects of ATP.

Аннотация

В статье описано негативное влияние от АТП на окружающую среду, категории негативного влияния, рассмотрена проблема загрязнения сточных вод, почвы от АТП, приведены методы для минимизации вредного воздействия АТП.

Keywords: motor company, noise, waste water, soil pollution, environmental pollution.

Ключевые слова: автотранспортное предприятие, шум, сточные воды, загрязнение почв, загрязнение окружающей среды.

Автотранспортное предприятие (АТП) - это организация, которая выполняет услуги перевозки посредством автомобильного транспорта, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава. [1]

Негативное влияние от АТП на окружающую среду можно разделить на несколько категорий:

1) вред химического загрязнения почв отработанными моторными маслами в результате нарушения герметизации брошенных и

разукомплектованных транспортных средств;

2) вред от несанкционированного размещения отходов на почве;

3) вред при порче почв в результате незаконного перекрытия поверхности земли кузовами брошенных и разукомплектованных транспортных средств [1.1].

Значительное увеличение количества АТП за последние годы привело к тому, что проблема оценки вредного воздействия, оказываемого автотранспортом на окружающую среду, не теряет своей актуальности. Второй значительной проблемой, связанной с АТП и АТС, является обеспечение правильного обращения с отходами эксплуатации и обслуживания АТС, и обеспечения безопасного их обезвреживания и утилизации.

Согласно общепринятому определению, загрязнением считается привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых (обычно не характерных для нее) вредных химических, физических, биологических, информационных агентов [2].

Одной из наиболее популярных классификаций загрязнений, берущих за основу системный подход, является классификация Г.В. Стадницкого и А.И. Родионова [3]. Загрязнением считается нежелательные для экосистем изменения, вызванные влиянием антропогенного фактора.

Данная классификация разделяет загрязнение окружающей среды на 4 типа:

• ингредиентное загрязнение;

• параметрическое загрязнение;

• биоценотическое загрязнение;

• стациально-деструкционное загрязнение.

Ингредиентное загрязнение представляет собой совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам. К этому виду загрязнений относятся различные бытовые стоки, вызванные непосредственной близостью человеческого жилья, ядохимикаты и удобрения, используемые в сельском хозяйстве, продукты сгорания при утилизации различных отходов жизнедеятельности человека и т.д.).

АТП помимо технологических процессов, протекающих при изготовлении автотранспортного средства, имеет ряд специфических (разборка, мойка, восстановление изношенных деталей). Все перечисленные операции сопровождаются расходом различных материалов и загрязнением окружающей среды.

Для проведения промывки, очистки, обезжиривающей обработки поверхностей различных деталей и узлов АТС используются растворы, состав которых включает щелочи, кислоты, поверхностно-активные вещества (ПАВ) различной природы, синтетические моющие средства (СМС), скипидар, жиры, формальдегид и пр., в результате чего происходит интенсивное загрязнение водных ресурсов (сточных вод) взвешенными веществами и нефтепродуктами, которые слабо эмульгируются.

Наибольшее количество загрязнений оказывается в сточных водах в результате деятельности участка мойки АТС, т.к. этот участок используется наиболее часто, а именно ежедневно в рамках обязательного технического обслуживания.

Согласно литературным данным, отработанные растворы моющих средств содержат нефтепродуктов и взвесей до 5 г/л, поверхностно-активных веществ (ПАВ) — до 14 г/л и щелочных электролитов до 20 г/л, т.е. концентрация вредных примесей в этих растворах в 40 - 90 тыс. раз превышает санитарные нормы.

К параметрическим загрязнениям относится всё то, что непосредственно влияет на качественные параметры окружающей среды. К таким параметрам относятся шум, тепло, свет, радиационное или электромагнитное излучение.

Повышение экологической напряженности во многих городах и регионах России связано с шумовым воздействием автомобильного транспорта. Шум особенно беспокоит жителей крупных городов, особенно тех, кто живет вдоль автомагистралей. Шумные неудобства также создаются открытыми автостоянками, расположенными в жилых районах.

В дополнение к шуму серьезной экологической проблемой является вибрация, вызванная движением тяжелых грузовиков. Колебательный эффект транспорта до сих пор недостаточно изучен, но известно, что он отрицательно влияет на целостность инженерных сооружений (мосты, туннели, плотины), может провоцировать такие явления природы, как оползни, лавины, стремления к быстрому ухудшению здания и сооружения, памятники истории.

Разнообразие источников искусственного света, свет которого рассеивается в нижних слоях атмосферы и которые изобилуют большими и не очень крупными городами, освещает ночное небо, что, по сути, является загрязнением окружающей среды.

Биоценотическое загрязнение подразумевает какие-либо воздействия, оказывающие влияние на состав и структуру популяций животных (перепромысел, направленная интродукция и акклиматизация видов и т.д.).

Загрязнение почвы в городе привело к гибели природных комплексов и привело к экологическим проблемам города. Например, в Москве, из-за загрязнения, только в 2016 году было уничтожено около 350 тысяч деревьев, из которых 6,5 тысячи выросли вдоль основных улиц и автомагистралей. Отмечаются признаки сушки 78% деревьев, растущих в скважинах на больших автомагистралях и 25% на газонах.

Наибольшее загрязнение почв в России наблюдается в городах и вдоль автомагистралей, а также на территориях промышленных предприятий.

Стациально-деструкционное загрязнение (от слов statoi - место обитания популяции, destruction - разрушение) - некоторое воздействие, которое приводит к изменению привычных и естественных ландшафтов и экосистем в процессе использования природы человеком, например, вырубка лесов, эрозия почв, искусственное заболачивание или осушение территорий, урбанизация и пр.

Стациально-деструктивное загрязнение наиболее часто наблюдается при строительстве из-за изменения ландшафтов на территории в процессе нерационального природопользования. Строительная

деятельность сопровождается влиянием техногенных факторов на окружающую среду, провоцирующие нарушения структуры взаимодействий внутри самой системы и между различными системами. Особенно опасен этот вид загрязнения в городах, т.к. при их строительстве нарушается требование экологической емкости территории, а оставшиеся на территории города природные комплексы не могут обеспечить эффективное очищение воздуха, воды, противостоять «закислению» почвы и превращению ее в пыль.

Важнейшими факторами, влияющими на выбор метода изучения, предотвращения, минимизации или ликвидации последствий любого вида загрязнений являются вид, источник и последствия загрязнения.

При ремонте и техническом обслуживании автотранспортных средств проводятся различные виды мероприятий: уборка салона, мойка кузова, проверка, регулировка и контроль технического состояния АТС, малярные, кузнечные, смазочно-за-правочные, слесарно-механические и пр.

В результате проведения данных работ возникают выбросы вредных веществ в атмосферу, загрязнение сточных вод и прилегающих территорий почвы. Однако, проведение качественного и регулярного технического обслуживания необходимо для обеспечения безопасной эксплуатации автотранспортного средства, для уменьшения вероятности несвоевременного выхода АТС из строя и минимизации воздействия АТП на окружающую среду.

В целях достижения оптимального результата необходимые мероприятия должны осуществляться комплексно по нескольким направлениям:

1. Снижение выбросов загрязняющих веществ автотранспортом как в процессе эксплуатации, так и в процессе обслуживания и ремонта; 2. Совершенствование дорожной сети и инфраструктуры;

3. Совершенствование законодательной базы.

4. Локальные очистные сооружения с нефте-улавливающими устройствами для автотранспортных предприятий и АЗС.

С увеличением числа автомобилей в РФ количество объектов, их обслуживающих, также растет. Эта инфраструктура обслуживания, как правило, находится в пределах города. Сюда входят, наряду с предприятиями грузоперевозок, различные заправочные станции, автомойки, станции технического обслуживания и т. д. [4].

Все эти объекты связаны с использованием воды из городских сетей водоснабжения или природных источников и сбросом сточных вод. Объемы абсорбции воды различны, но сточные воды в любом случае сильно загрязняются нефтепродуктами и взвешенными твердыми частицами. Использование простых отстойников неэффективно. На таких объектах необходимо использовать местные очистные сооружения с низкой пропускной способностью и системы рециркуляции воды, которые не только уменьшат выбросы, но также приведут к экономическим выгодам.

При использовании систем рециркуляции водоснабжения нет необходимости использовать воду из городских систем водоснабжения, поэтому эту воду не нужно платить. Усиление требований органов государственного контроля к содержанию вредных веществ усилило поиск решений для разработки эффективных, надежных и относительно недорогих методов очистки. Существующие высокоэффективные методы и технологии очистки промышленных дождевых сточных вод от нефтепродуктов, являющихся основными загрязнителями водного бассейна, позволяют очищать отходы до стандартных параметров [5].

Таким образом, процессы воздействия АТП на окружающую среду определяются периодичностью проведения регламентных работ, уровнем надежности конструкции транспортного средства, номенклатурой использованного оборудования, расходов материала и инструмента на ремонтно-эксплуатационные нужды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Официальный сайт Законодательной базы РФ http://zakonbase.ru/content/base/130509

2. Экологическая энциклопедия: В 6 т. / Глав. ред. В.И. Данилов-Данильян. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия"», 2010. — Т. 2. Г-И. — 448 с.

3. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология / М.: Химия, 1997. 240 с.

4. Набе Фоде Баба. Исследование загрязнения воздушной среды города Конакри выбросами автотранспортного комплекса. автореф. дис. на со-иск. степ. канд. техн. наук, Москва, Рос. хим.-техн. ун-т им. Д.И. Менделеева, 2005, 42 с.

5. Научно-экологический портал «Экология производства» http://www.ecoindustry.ru/ 25.04.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.