Научная статья на тему 'Воздействие августовских событий 1991 года на расстановку политических сил в Сибирском регионе'

Воздействие августовских событий 1991 года на расстановку политических сил в Сибирском регионе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобровская О. С.

Рассматриваются августовские события 1991 г. на территории Сибири в тесной связи с социально-политическим положением в регионе. Сделан вывод о роли политизированных структур в борьбе с ГКЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF AUGUST 1991 EVENTS ON THE POLITICAL FORCES ARRANGEMENT IN SIBERIAN REGION

The August 1991 events in Siberia are considered as closely connected with the social and political situation in the region. The role of politicized structures in struggle with the State committee of emergency is shown.

Текст научной работы на тему «Воздействие августовских событий 1991 года на расстановку политических сил в Сибирском регионе»

УДК 94

О.С. Бобровская САУМК, Новосибирск

ВОЗДЕЙСТВИЕ АВГУСТОВСКИХ СОБЫТИЙ 1991 ГОДА НА РАССТАНОВКУ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ

Рассматриваются августовские события 1991 г. на территории Сибири в тесной связи с социально-политическим положением в регионе. Сделан вывод о роли политизированных структур в борьбе с ГКЧП.

O.S. Bobrovskaya

Siberian academy of management and mass communication Novosibirsk

THE EFFECT OF AUGUST 1991 EVENTS ON THE POLITICAL FORCES ARRANGEMENT IN SIBERIAN REGION

The August 1991 events in Siberia are considered as closely connected with the social and political situation in the region. The role of politicized structures in struggle with the State committee of emergency is shown.

События августа 1991г. предоставили оппозиции уникальную возможность сделать то, что их организации умели лучше всего, - провести политическую мобилизацию. «ДемРоссия» в ряде городов Сибири организовала митинги в защиту демократии, а также распространяла материалы о ситуации в стране, отсутствовавшие в официальных СМИ. Были напечатаны и распространены листовки с декретами Ельцина, специальные выпуски местных газет дезориентации, как, например, “Молодость Сибири” в Новосибирске, «Наша газета» - Кемерово.

Однако не во всех крупных сибирских городах протест против ГКЧП носил широкий и открытый характер. В Кузбассе - эпицентре борьбы с «партократическим режимом» 1989-90 гг., было относительно спокойно. Массовых акций протеста не наблюдалось. Пытались выразить свою позицию шахтеры. Но их забастовка была чисто условной: из 34 шахт и разрезов, протестовавших против путчистов, только 5 стояли полностью. Остальные работали без отгрузки угля или с его отгрузкой на городские нужды, или для какого-либо конкретного потребителя . Тем не менее, и такую забастовку заметили в Москве, как в демократическом, так и в путчистском лагере. Причем обе стороны значительно преувеличили размах шахтерского протеста и его организованность. Трудящиеся других отраслей народного хозяйства Кузбасса, интеллигенция (кроме журналистов) практически ничем себя не проявили. Политизированные структуры демократической направленности оказались бессильными организовать сколько-нибудь ощутимый протест. На кемеровские общегородские митинги протеста приходили в лучшем случае 200-300, а в основном по 30-50

1 Рабочее движение Кузбасса. Сб. документов и материалов. Апрель 1989 г. - март 1992 г. Кемерово,1993. - С. 498.

человек. В частности, на общегородской митинг в г. Кемерово 20 августа 1991 г. собрались не более 500 протестующих. Эти акции носили символический характер и не оказывали серьезного воздействия на политическую обстановку2.

В то же время в некоторых городах Сибири в момент августовского кризиса общественные движения продемонстрировали силу своего влияния на общественные процессы, возможно и несколько неожиданно для организаторов переворота. Действия общественных сил выполнили еще раз роль социального катализатора, теперь уже в разрешении кризиса. Анализ показывает, что геополитическое и историко-культурное положение Сибири обусловило большую ее самостоятельность от центра, нежели в центральных областях России. На общей политической карте августовских событий 1991 г. Сибирь и Дальний Восток выглядели радикальнее других регионов, потому что здесь в ряде территорий общественные движения и их лидеры действовали быстрее и решительнее. Должностные лица в регионе также вели себя более самостоятельно и, как это не парадоксально, лучше чувствовали политическую конъюнктуру, нежели их коллеги из средней полосы.

Так, исследования аналитической группы Контрольного управления администрации президента РСФСР, проведенные по горячим следам начиная с 20 августа 1991 г. позволили оценить поведение должностных лиц в различных областях РСФСР в дни путча. По данным этой группы именно в эти дни Сибирь и Дальний Восток оказали Ельцину активную поддержку. Поведение органов представительной и исполнительной власти с 19 по 21 августа 1991 г. в областях Сибири и на севере средней полосы России было различным. В Сибири ГКЧП поддержали 14 % вышеупомянутых

государственных органов, в средней полосе - 29 %. Выжидательную позицию заняли 42 % сибирских властных структур, в северной части средней полосы - 41 %. Ельцина в Сибири поддержали 44 % органов представительной и исполнительной властей, в сравниваемой части европейской России - 30 %.

Так, руководство Томской области сразу, 19 августа 1991 г. приняло решение поддержать Президента России. Это в значительной мере обуславливалось активной ролью представителей демократических общественных движений и партий. Не обладая правом голоса, они оказали сильнейшее давление на работников администрации города, которые в начале заседания, где обсуждался вопрос о ГКЧП, повели себя весьма настороженно и сильно колебались. Информация о поведении того или иного представителя власти на этом заседании была персонифицированной, и поэтому каждому приходилось взвешивать свою позицию. В тот момент, когда встал вопрос о личном самоопределении, некоторые из руководящих работников, привыкших много лет принимать решения коллективно, фактически отдали инициативу общественникам.

2

Лопатин Л.Н. История рабочего движения Кузбасса (1989-1991 гг.). Кемерово, 1995. - С. 286.

Августовские события 1991 г. привели не только к смене общественного строя, но и полностью перекроили политическое поле. Был дан мощный импульс структуризации политических партий и движений, перегруппировке политических сил. Среди всех партий и общественно-политических движений той поры доминировала «ДемРоссия». Именно она считалась основной силой, обеспечившей победу Ельцина на президентских выборах и организовавшей сопротивление путчистам. «ДемРоссия» безоговорочно поддержала указ Ельцина о запрете КПСС и КП РСФСР и конфискации их имущества. ДР одобрила также решение Президента о назначении своих личных представителей в регионы России, призванных осуществлять общее политическое руководство на местах и надзор за исполнением указов и распоряжений президента России. На первых порах ДР даже привлекалась к их подбору. Более того, ряд известных деятелей «ДемРоссии» получили важные государственные посты. Так, сопредседатель этого движения А.Н. Мурашов возглавил московскую милицию, а член КС Е.В. Савостьянов -столичное управление КГБ. Активисты и сторонники «ДемРоссии» были назначены представителями президента в целом ряде регионов Сибири. В Красноярске (Ю.Н. Москвич), Омске (А.В. Минжуренко), Томске (С.С. Сулакшин), Новосибирске (А.Н. Манохин).

Поскольку целью «ДемРоссии» с момента ее создания являлся демонтаж власти КПСС, основная задача движения после ликвидации путча, казалось, была выполнена. Но ДР не сочла нужным ни заново определить свои цели, ни объявить свою миссию законченной. Ее лидеры и многие рядовые участники надеялись, что в новых условиях ДР станет своего рода правящей партией или, по крайней мере, мощной организацией, к мнению которой будут прислушиваться президент и правительство. Но реальность опрокинула эти расчеты, она оказалась совершенно иной. Все те трудности, которые блок испытал непосредственно перед путчем, еще сильнее проявились осенью 1991 г. Отношения между Ельциным и ДР стали существенно охлаждаться уже вскоре после путча, Президент не собирался делить свою власть с кем бы то ни было.

Вопреки этой позиции Ельцина многие местные организации «ДемРоссии» стали вмешиваться в назначение Президентом глав местных администраций. Так, председатель КС Красноярского краевого отделения ДР И.В. Лавриков направил Ельцину письмо, где категорически возражал против назначения главой администрации края В.И. Сергиенко. Он утверждал, что решение сессии крайсовета о рекомендации Сергиенко главой администрации неправомочно из-за отсутствия кворума, поскольку депутаты из числа сторонников ДР покинули зал заседания. Лавриков доказывал, что легитимность этой сессии вообще под вопросом, так как в повестке дня ее стоял вопрос о самороспуске3. Лавриков сообщил, что председатель крайисполкома Сергиенко и его подчиненные допустили крупные организационно-финансовые нарушения в использовании целевых бюджетных средств, направленных на погашение долгов сельского хозяйства.

3

Центр хранения и использования документов новейшей истории Красноярского края (далее - ЦХИДНИКК). Ф. 972. Оп. 1. Д. 9. Л. 24.

Команда Сергиенко, писал Лавриков, не способна в принципе проводить рыночные реформы. Он предупреждал, что КС краевого отделения «ДемРоссии» в случае назначения Сергиенко главой администрации выступит как оппозиционная сила и примет соответствующие меры, вплоть до организации акций массового протеста. При этом Лавриков настаивал на рассмотрении кандидатур В.Д. Кузьмина и Ю.Н. Москвича на пост главы администрации Красноярского края4. Но на Ельцина и его окружение давление и угрозы со стороны «ДемРоссии» не действовали, поскольку они были хорошо осведомлены об ограниченности политико-организационных ресурсов движения.

Многие сибирские организации ДР сразу после путча оказались в кризисе. Участники движения рассчитывали, что их станут активно вовлекать в деятельность властных структур, а блок станет руководящей силой реформации. Но этого не произошло. Хотя, кое-где наметилась тенденция к коллективному вступлению в «ДемРоссию». Так, в начале сентября 1991 г. Красноярская краевая аварийно-спасательная служба провела общее собрание, на котором было принято решение вступить в ДР и направить 5 делегатов на конференцию по выборам мэра города5.

Часть лидеров местных организаций «ДемРоссии» сразу пошла на активное сближение с действовавшими властными структурами, получила государственные и муниципальные посты и сочла, что не имеет никаких моральных обязательств перед движением, но, тем не менее, рассчитывала на политическую поддержку блока.

Усилиями активистов и сторонников ДР во властных структурах в ряде мест в рамках движения создавались межпартийные коалиции для обеспечения политической базы нового режима. В Омске, например, шло создание на базе городской структуры «ДемРоссии» широкой коалиции реформаторских сил с тем, чтобы обеспечить влияние ДР на всю область. Поскольку часть омских демороссов (О. Богдановский, В. Корб, В. Кунгурцев, А. Цалко, В. Яковлев), ориентировавшихся на либерализм, по тем или иным причинам оказалась вне властных структур, а другая, бывшая ближе к социал-демократии (А. Минжуренко, Б. Сушников, В. Комогорцев) получила административные посты, в ДР возникло противостояние. Многие демороссы сочли себя обделенными, роль участников массовок во властных играх их не устраивала, они рассчитывали на большее, и все чаще звучало «За что боролись?». Коалицию реформаторских сил под эгидой «ДемРоссии» создать не удалось. Такие внутренние конфликты нарастали и в других организациях ДР региона.

В то же время на участие в новой власти стали претендовать и другие организации реформаторского толка. В ряде городов Сибири резко активизировались сторонники центризма в лице ДДР В Новосибирске 23 августа в городских газетах было опубликовано «Обращение к жителям Новосибирска: беспартийным членам демократических партий,

коммунистам», где сообщалось о создании ДДР как организации

4 ЦХИДНИКК. Ф. 972. Оп. 1. Д. 9. Л. 24.

5 ЦХИДНИКК. Ф. 972. Оп. 1. Д. 21. Л. 29.

левоцентристского толка. Причиной возникновения ДДР, указывалось в обращении, послужило то, что курс на радикальные реформы столкнулся с оппозицией двух сил: ортодоксально-догматическими взглядами руководства Компартии РСФСР и экстремизмом, нетерпимостью части демократического движения. В Обращении ДДР подчеркивалось, что его целью является политическое и экономическое обновление общества, создание достойной и обеспеченной жизни народу. Было заявлено, что новосибирские сторонники ДДР решили объединиться и действовать парламентскими методами, проводя через местные органы власти свои программы в интересах граждан. В обращении просматривалась претензия на консолидирующую роль ДДР для всех конструктивных политических сил. Учредительное собрание местного отделения ДДР состоялось 24 августа 1991 г. В нем приняло участие несколько десятков его сторонников. Были избраны 3 сопредседателя Новосибирского отделения ДДР: председатель Новосибирского горсовета И.И. Индинок, докторант Института экономики А.Г. Плотников, депутат горсовета Д.Т. Пучкин. Кроме вышеперечисленных в состав Политсовета Новосибирского отделения ДДР вошло около десятка представителей городской общественности: депутаты различных уровней (М.С. Санников, В.И. Козодой), ученые, (доктора наук А.Г. Осипов, Н.Л. Тов), руководящие административные работники (В.А. Толоконский, С.К. Борисов), предприниматель (И.В. Ким) и др.

В деятельности Новосибирского отделения ДДР значительное место заняли консультации с представителями партий и движений, участие в совещательных органах при городской и областной администрациях, разъяснение в СМИ позиции, целей и задач движения, привлечение новых сторонников. Отметим, что на тот момент ДДР была одной из самых организованных и перспективных политических организаций реформаторского направления.

В весьма сложном положении после путча оказались структуры КПСС (КП РСФСР). Участие в путче ряда ее руководителей привело организации Компартии к морально-политической изоляции. В обществе раздавались требования о поголовных репрессиях в отношении ее функционеров. Рядовые коммунисты также оказались под сильным прессом общественного негодования. Ельцин 23 августа 1991 г. прямо на сессии ВС РСФСР подписал указ о роспуске КП РСФСР. Тогда же было опубликовано постановление Секретариата ЦК КПСС о действиях ряда членов КПСС, связанных с попыткой государственного переворота. Подчеркивалось, что они были совершены в тайне от руководства партии, поставили под угрозу развитие демократических процессов, и нанесли огромный ущерб стране и КПСС. Решительно осуждая гэкачепистов, Секретариат постановил: 1. Обратиться в ЦКК КПСС с предложением незамедлительно рассмотреть вопрос об ответственности перед партией членов КПСС, участвовавших в антиконституционных действиях, предпринять соответствующие меры. 2. Считать целесообразным на ближайшем пленуме ЦК КПСС рассмотреть вопрос о входящих в ЦК лицах, виновных в этих действиях. Разработать и принять на пленуме ЦК меры по усилению ответственности и роли партии в осуществлении демократических преобразований в стране.

Но все было тщетно, КПСС оказалась парализованной, так как в тот же день были приняты указы Президента Ельцина о приостановлении деятельности Компартии РСФСР, а Президента СССР «Об имуществе КПСС». Вышло заявление Горбачева, в котором говорилось, что Секретариат, Политбюро ЦК КПСС не выступили против государственного переворота, ЦК не сумел занять решительную позицию осуждения и противодействия, не поднял коммунистов на борьбу против попрания конституционной законности. В такой обстановке ЦК КПСС должен принять трудное решение о самороспуске. Горбачев заявил, что не считает для себя возможным, после случившегося дальнейшее выполнение обязанностей Генерального секретаря ЦК КПСС и сложил с себя полномочия. Компартия потеряла, таким образом, законные основания для своей деятельности и оказалась обезглавленной.

Специальное заседание ЦКС «ДемРоссии» 24 августа 1991 г. приняло обращение к своим сторонникам, где им предлагалось принять активное участие в реализации указа Президента России о приостановлении на территории РСФСР деятельности Компартии. ЦКС предложил ВС РСФСР создать парламентскую следственную комиссию, образовать общественный комитет по расследованию августовских событий, чтобы разоблачить противозаконные действия ГКЧП и их пособников. ДПКР также поддержала меры Президента России против КП РСФСР. Это происходило на фоне грандиозных похорон Д. Комаря, В. Усова, И. Кричевского, погибших в тоннеле на пересечении улицы Чайковского и Нового Арбата в Москве. Антикоммунистическая истерия в тот момент охватила широкие массы населения страны, включая Сибирь.

Такая политическая обстановка позволяла осуществлять в отношении КПСС полномасштабные репрессивные акции. В них активно участвовали местные руководители «ДемРоссии». Утром 24 августа 1991 г. по всей территории страны милиция взяли под охрану все помещения районных, городских и областных комитетов и других учреждений КПСС, был наложен запрет на использование их транспорта и средств связи. Так, Новосибирский горисполком принял решение, обязывающее аппарат незамедлительно, совместно с райисполкомами и УВД, опечатать помещения парткомов и взять под контроль охрану имущества КПСС. В решении было записано: Обязать председателей райисполкомов в соответствии с требованиями законодательства обеспечить сохранность имущества и денежных средств парткомов всех уровней. Дежурному горисполкома совместно с УВД поручалось опечатать помещения обкома и горкома КПСС. Новосибирскому управлению Госбанка РСФСР предлагалось приостановить до особого распоряжения операции по расходованию средств со счетов организаций Компартии. Прокурору города предлагалось обеспечить контроль над исполнением Указа Президента России. Все эти акции повсеместно происходили без малейшего сопротивления со стороны рядовых коммунистов и актива партии. Не наблюдалось практически никаких видимых проявлений протеста с их стороны и проявлений недовольства со стороны общественности. Только «Демсоюз» - давний враг коммунистической системы, 26 августа 1991 г. выступил с заявлением, в котором выразил

беспокойство в связи с нагнетанием в стране антикоммунистического психоза.

Таким образом, за 5 дней, с 19 по 23 августа 1991 г., защита демократии трансформировалась в антикоммунистический переворот. В Москве 23 августа огромная толпа, не встретив малейшего сопротивления, овладела центром политического управления, расположенным в комплексе зданий на Старой площади. Горбачев ушел в сторону. Старый режим пал, наступали новые времена.

Встает вопрос: можно ли было тогда не допустить обвала союзного центра, сохранить политическую структуру и не допустить потерю управляемости страной? На наш взгляд, это было весьма проблематичным. Как известно, на президентских выборах 12 июня 1991 г. Ельцин набрал в 1-м туре почти 60 % голосов. В три августовских дня его популярность взлетела очень высоко, число сторонников увеличилось до 70-75 % населения страны. Контролировавшийся Компартией госаппарат был деморализован и не мог оказать серьезного сопротивления претензиям российского руководства на власть над союзным правительственным аппаратом. Можно было бы попытаться спасти определенную часть парторганизаций, срочно созвав чрезвычайный съезд. Но это было сложное дело с минимальными шансами на успех. Против обновления КПСС и сохранения ее как организованной силы выступили бы руководство России и других республик, а также партийные фундаменталисты. Низовые звенья партии в перестроечные годы проявили минимальную способность к самоорганизации, партаппарат контролировали умеренные консерваторы, не владевшие искусством быстрого политического маневра. Поэтому такой вариант сохранения преемственности организаций Компартии в условиях политического краха представить довольно трудно. Более реальным было бы собрать чрезвычайный пленум ЦК КПСС, но и этого не случилось.

Горбачев избрал иную стратегию: поиски взаимоприемлемого

компромисса с республиканскими верхами в попытке сохранить Союз и свою власть. После путча он оказался по сути дела низведенным до положения заложника республиканских «баронов». Это означало попытку выдвижения на 1 -й план межреспубликанских, а фактически межгосударственных структур. Горбачев терял не только власть, но и легитимность. Ведь он был избран не всенародным голосованием, а на Съезде народных депутатов. В 1991 г. последствия этого стратегического просчета проявились в полной мере. Не случайно в последнем проекте Союзного договора (осень 1991 г.) Горбачев упорно отстаивал необходимость сохранения поста союзного президента, избираемого всенародным голосованием. Ему было не до устраненной с политической арены Компартии. Вполне понятно, что он не мог, да и не старался, защитить партструктуры от ликвидации. На местах, в том числе и в Сибири, деятельность партии с конца августа 1991 г. прекратилась. Эпоха КПСС закончилась.

Таким образом, события 19-21 августа 1991 г. спутали все карты и полностью изменили расстановку политических сил в стране. Политический ландшафт подвергся глубокой трансформации. В те дни на короткий срок в единый поток слились все оппозиционные силы: внутрипартийные и

внесистемные, системные и антисистемные. Во многом благодаря этому попытка путча потерпела крах. Политическая ситуация в корне поменялась: коммунистические силы стали непримиримой оппозицией правящему режиму, антисистемные и внесистемные в прошлом структуры оказались у власти, единство августовских победителей распалось. Перегруппировки политических сил, в том числе и в правящем лагере, стали перманентными.

© О.С. Бобровская, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.