стоянка, и прилегающих к не территориях во времена малохетского оптимума широкое распространение имели открытые степные, горно-степные ландшафты.
Литера г>'Ра
1. Аптощенко-Оленев И В. История природных обстановок и тектонических движений в позднем кайнозое Западного Забайкалья. — Новосибирск: Наука,1982. -158 с,
2. Канмыкон П.П. Млекопитающие бассейна озера Байкал (плиоцен-голоцен). -Улан-Удэ: Ии-во БНЦ СО РАН, 2001 г. - 112 с.
3. Кобылкин Д.В., Ташак В.И., Лисица, шерстистый носорог и кяхтинская вин-торогаи антилопа из стоянки Подзвонкой // Вестник БГУ. Биология. 2002 г.
4. Короткевич Е.А. поздненеогеновые газели Северного Причерноморья. - Киев: Наукова Думка, 1976. - 252 с.
5. Оводов Н.Д, Фауна палеолитических поселений Толбага и Варварина гора в Западном Забайкалье // Природная среда и древний человек в позднем антропогене Сб. ст. - Улан-Удэ БФ СО АН СССР, 1987. - 181 с.
6. Ташак В.И„ Калмыков Н.П. Среда обитания населения юга Бурятии в начале верхнего палеолита // Каменный век Южной Сибири и Монголии: теоретические проблемы и новые открытия, - Улан _Удэ: Изд-во ВИЦ СО РАН, 2000. П 4 с.
Воздействия оползневых процессов на железную дорогу (юг Байкала)
А. Б. Иметхеиов, В. Д. Xаидуева Бурятский государственный университет
На юге Байкала, на участке ст. Ганхой - ст. Мантуриха, где проходит трасса Восточно-Сибирской железной дороги, периодически проявляются оползневые процессы, влияющие fia безопасную эксплуатацию железнодорожной магистрали. Борьба с оползневыми явлениями здесь проводится в течение всего периода существования дороги (1902 г.). Но, к сожалению, все противооползневые мероприятия не привели к достаточной стабилизации оползневых (нагорных) откосов, поскольку транспортная магистраль создавалась в условиях развития весьма опасных природных процессов, в том числе и оползней.
Оползни в рассматриваемом районе развиваются преимущественно в неогеновых отложениях, слагающих цоколи озерных террас (Пальшин, 1955). Слабая литификация этих пород при неоднократ-
ном переслаивании водоносных глин, водонасыщснньтх песков и бурых углей, а также высокая неотектопическая и сейсмическая активность Байкальской рифовой зоны предопределили ведущую роль оползневого процесса в формировании озерных склонов на этом участке побережья оз. Байкал (Имстхенов, 1997). Здесь следы древних оползней фиксируются как надводной, гак и в подводной частях байкальских склонов. При этом некоторые оползни существовали здесь до сооружения Кругобайкальского участка железной дороги и, следовательно, земляное полотно было построено на заведомо оползневых склонах с выполнением защитных и дренажных сооружений.
История развшия оползневых процессов на юге Байкала делится на диа этана.
Первый этап активизации оползневой деятельности связан под-резком нагорных склонов выемками железной дороги. С этою периода начался новый этап перерастания обычной природной опасности в экологический риск. Обычно в транспортном строительстве мерой экологического риска является надежность транспортного обслуживания.
Спровоцированные в результате строительства железной дороги оползни неоднократно вызывали остановку поездов на период очистки от завалов (иногда до 3 месяцев), перенос дороги на новую грассу (до 15 км полотна), восстановление путей и снижение скорости движения поездов.
Помимо оползневых процессов со времени функционирования железной дороги на всем ее протяжении на участке ст. Танхой - ст. Мантуриха одновременно стала проявляться деформация грунтов, нарушая безопасность движения поездов. И поэтому основной комплекс противооползневых мероприятий выполнен в первые 50 лет эксплуатации Транссибирской магистрали. За этот период и был обобщен основной опыт эксплуатации дороги и даны практические рекомендации по дальнейшему усовершенствованию ее деятельности (Верещагин, 1937; Пальшин, 1955; Лопатин, 1957; Гречищев, 1959 и др.). Оценка противооползневой защиты, данная в работах этих авторов, сводилась к следующим мероприятиям:
- производить постоянное регулирование поверхностного стока склоновых вод посредством сооружения нагорных канав, кюветных лотков и проведением планировочных работ;
- практиковать открытые и закрытые дренажи со сплошным заполнителем, дренажи оползневых склонов, обустройство штолен,
подкювстных логкоп и дренажных прорезей для осушения оползневых массивов;
- производить мероприятия по облегчению оползневых склонов и механическому удержанию земляных масс путем срезки с уполажи-ванием откосов и укрепление их, прошивки оползня сваями впереди ряжа, подпорных стенок в сочетании с контрбанкетами и смыва сползающих масс;
- соорудить деревянные ряжевые стенки, каменные отмостки, призмы сухой кладки на растворе, габионы и упорные деревянные ряжи, чтобы предохранять береговые откосы от волноприбойной деятельности оз. Байкал.
Следовательно, к моменту обобщения опыта пятидесятилетней эксплуатации железной дороги накопился не только положительный, но и отрицательный опыт работы противооползневых сооружений. Основными причинами недостаточной эффективности проведенных мероприятий было несколько, а именно:
- наблюдались попадание сбрасываемой воды в оползневые массивы и частая деформация и заиление канав, а также плохая изоляция днищ водоотводов;
- не учитывались сложные условия залегания неогеновых пород, характер движения подземных вод и расположения дрен в пределах оползневых массивов;
- проводились некомплексные укрепительные мероприятия, которые оказались совершенно недостаточными для борьбы с оползневыми процессами;
- применялись конструкции (плетневые клетки) непригодные в условиях глубокого сезонного промерзания грунтов;
- отсыпались контрбанкегы в активной части оползней, что еще больше спровоцировали проявление оползней выдавливания и пластического течения;
- осуществлялся слабый эксплуатационный контроль за состоянием защитных сооружений со стороны службы надзора железной дороги.
Положительный эффект в работе противооползневых конструкций дали ряжевые берегоукрепления, которые, даже деформируясь в пределах оползней, выполняли свое назначение. Отметим также удачное использование откосных дренажей на невысоких уположен-ных откосах, которые обеспечивали длительное нахождение их в устойчивом состоянии на наиболее опасных участках железнодорожного полотна (5423-5424, 5441 и 5447 км пути). По, к сожалению,
подъем уровня воды на Байкале в пределах 1,0-1,2 м в связи со строительством Иркутской ГЭС вызвал на этих участках активизацию оползней. Особенно сильно он отмечался в 1967 году в результате размыва береговых откосов, усиленный продуктами выверивания по мере таяния глубокопромерзающих фунтов. Все это явилось основной причиной дополнительного разрушения береговых откосов и постоянного задерживания талых и дождевых вод на самом теле оползневого массива.
Изменившаяся ситуация на Байкале из-за подъема уровня воды показала несостоятельность использования дренажных устройств различного типа на участках железнодорожного полотна (5434, 54455447, 5470, 5464, 5487 км пути), хотя и была до этого достигнута временная стабилизация оползней. Но в последующем, начиная с 1962 г., удачное использование дренажей не стало давать необходимого эффекта. Об этом свидетельствуют испытавшие деформации железнодорожные полотна на вышеуказанных участках в 1962 и 1964, 1971, 1975, 1982, 1993 гг.
Одновременно не оправдался и вывод о том, что при заложении поперечных штолен за пределами оползней они как бы выполняют дренажную н водоотводную роль. Так, например, на участке 5487 км деформации отмечались в 1962 и 1971 гг., на 5472 км - с 1971 по 1993 г. периодически, на 5470 км - 197}, с 1971 по 1993 г., на 5446 км - 1967, 1971 и 1973 гт. Увеличение количества деформаций в 1971 г. показало в целом о слабом функционировании дренирующих сооружений (Иметхенов, 1979, 1984, 1997). Кроме того, совершенно не оправдали свою функцию поперечные штольни, расположенные за пределами подземного потока вод и расчитанные на «лечение» оползней на 5472 км железнодорожного пути. Так, вскрытый скважинами ГП «Сосновгеолсервис» в январе 1991 г., водоприемный подземный штрек сместился в сторону озера на 13-15 м. Следовательно, среднегодовая скорость смещения за 1902-1991 гг. составила 14,7-17 см без учета отдельных всплесков оживления деформаций в отдельные годы.
Пришли в негодность удачно применяемые на практике противооползневых мероприятий срезки и укрепления откосов на некоторых участках железнодорожного полотна (5423-5424, 5434, 5464. 5486 км пути). Здесь после поднятия уровня воды на Байкале проявились деформации в 1964, 1967, 1971 и 1973 гг. К тому же этот метод оказался вообще неприемлемым на высоких откосах террас и шлейфов. Не
была достигнута стабилизация склонов при укреплении их каменным мощением и дерновкой с бесплетневыми и плетневыми клетками.
Второй этап активизации оползневой деятельности связан с подъемом уровня оз. Байкал после строительства Иркутской ГЭС. Активность оползней возросла на всех неукрепленных или недостаточно укрепленных участках берега. Появились смещения на пологих шлейфах и высоких террасах, несмотря на большой комплекс берегоукрепительных работ в пятидесятые годы прошлого века. И надо заметить, что в этот период все мероприятия по укреплению берегов выполнялись в аварийном порядке. И только острая проблема защиты железной дороги от опасных склоновых процессов (и в том числе оползней) возникла после летних катастрофических ливней 1971 г., когда во многих местах Кругобайкальского участка ВСЖД были разрушены и смешены полотна железной дороги. Возникшие серьезные аварийные ситуации привели к тому, что Министерство пугей сообщения в 1974 г. поручило проектному институту Ленгипротранс» разработать генеральную схему комплексной защиты железной, автомобильной дорог и магистральной связи на
угобайкальском участке ВСЖД. Во исполнение этой схемы на уязвимых участках железной дороги составлены проекты укрепления юлотен дороги, которые частично были реализованы. Но, однако, Оползни продолжают создавать новую угрозу нормальной эксплуатации Транссибирской магистрали. И это периодическая активизация Оползней свидетельствует о невысокой эффективности противооползневой защиты вследствие несистематического обслуживания Дороги, недостаточности выбранного комплекса мероприятий или несоответствия последних природе оползневых деформаций. В периОд эксплуатации дороги более углубленных изучений оползней, особенно на аварийных участках, не проводилось, поскольку склоны изучались поверхностно без глубоких выработок. Следовательно, безопасность функционирования железной дороги требовала усовершенствования мер противооползневой защиты на основе более углубленного изучения оползней.
В последние годы нами совместно с геологами Института земной коры РАН и ГП «Сосновгеолсервис» проведен ряд практических мероприятий по глубокому бурению оползневых участков. Были уточнены условия развития и механизм склоновых деформаций. Наиболее подробно исследования проведены на Клюевском участке (5472 км).
Со времени Г.Б. Палыиина (1955) Клюеиский оползень генетиче-еки определялся как консистентно-суффозионно-структурный с базисом смещения на современном уровне оз. Байкал. Изучение неогеновых отложений как среды зарождения оползней позволило нам:
- выявить четыре генетических типа смещений, отличающихся по морфологии и механизму, скорости и положению относительно защищаемого объекта полотна железной дороги: абразионные, оползни всплывания, оползни выдавливания и пластического течения;
- установить мно] оярусность характера смещений рыхлых отложений и отказаться от прежнего представления об одноярусное ш смещения под современным уровнем озера;
- установить связь между блоковыми (древнеоползневыми, тектоническими) перемещениями и распределением гидродинамических напоров воды как движущей силы на рассматриваемом склоне;
- предопределить влияние напорных вод кристаллических пород на воды неогеновых отложений из-за тектонической раздробленности днища бассейна осадконакоплсния. С этим связана недостаточная эффективность поверхностных дренажей, снимающих лить влияние инфильтрационного питания.
Нормальное обеспечение движения поездов и сохранение безопасности жизни пассажиров, а также защита экосистемы береговой полосы при перевозке опасных грузов требуют доказа гельства обоснованности и повышения качества защитных мероприятий. Как показано выше, на Клюевском участке, кроме дренирования верхних водоносных горизонтов, требуется снятие напоров и н первую очередь с вод кристаллического фундамента. Комплексное воздействие на обводненность оползневых склонов может оказан ь метод вертикального дренажа, который сейчас успешно применяется в ГП «Со-сновгеолсервис».
В насюящее время, предотвращение опасностей, связанных с развитием оползней на юге Байкала, становится одной из целевых программ устойчивого развития Байкальского региона. Ведь общеизвестно, что транспоршые магистрали, как особый вид природио-техногенных систем, несут особую ответственность за жизнеобеспечение обширных территорий. Так, для обеспечения безопасности в районах широкого развития опасных процессов и, в частности, южного побережья Байкала рекомендуются новые вероятностные методы нормирования надежности инженерных сооружений с использованием показателей риска. Использование оценки риска в качестве
стратегической меры по снижению ущерба получило широкое признание, но, к сожалению, общепринятых методик расчета и опыта их использования и внедрения пока нет. По мнению Рагозина (1995), вероятность безотказной работы сооружения в течение заданного срока службы является универсальным показателем надежности.
Под отказом мы понимаем любые негативные последствия, связанные с нарушением нормального функционирования сооружений. Применительно к железной дороге я качестве отказа можно рассматривать вынужденные остановки поездов, ограничение их движения, перенос дороги на новую трассу и т.д. Вероятность негативною события выступает в качестве показателя риска.
Для оценки материального ущерба применяют следующую формулу:
КШ)= Я,
/ ' ,где
- протяженность побережья, сложенного неогеновыми отложениями, составляет 70 км;
- суммарная протяженность побережья, подвергнутого оползневым явлениям равняется 6 км;
Яи - отрезок железной дороги, периодически подвергаемые оползневым смещениям пород и деформациям. Постоянно точных данных получить очень сложно из-за отсутствия систематических наблюдений за аварийной ситуацией.Так, например, за 1960 г. деформировано 520 м полотна железной дороги; за 1962 г. - 16 км, за 1972 г. - 45 км.
8Н / -вероятность поражения любой точки;
5Н/ 80= 0,52 / 6,0 = 0,083;
80/ 5,-вероятность опасности или уязвимости; в,,/ 8,= 6 /70 = 0,085;
Б п / Я , -общая уязвимость железной дороги.
0,5 / 70 = 0,0074 (1960 г.)
16,0/70 = 0,21 (1962 г.)
45,0/70 = 0,64(1971 г.)
Характерно, что диапазон уязвимости колеблется в широких пределах - от 0,0074 до 0.64 и свидетельствует о различной реакции гклона па опасность во временном аспекте.
Таким образом, располагая точными данными, можно оценить материальный ущерб Уи (Н) в виде отрезка дороги, пораженного при единичном проявлении опасности:
= 0,044 70 (1960 г.)
^(/4=^ = 1,37
70 (1962 г.)
70 (1971 г.)
О необходимости систематизации аварийных ситуаций свидетельствуют данные по Клюевскому участку (5472 км), где по степени оползневой опасности нами выделено 4 отрезка дороги, различающиеся по характеру влияния оползней на железнодорожное полотно. Например, имеются материалы о деформации железнодорожных путей за 1985 г. - 150 м, 1990 г. - 25 м и 1993 г. -150 м. Пространственно эти деформации вписываются в границы оползня пластического течения в пределах 170 м. Если эти данные соотносить с протяженностью анализируемого отрезка 1 км, то вероятность опасности (So/St) составит 0,15, 0,025 и 0,15 соответственно. Но в целом Клюев-ский участок подвержен генетически разнотипным оползням с различной динамикой. Если приведенные по годам деформации отнести только к оползню пластического течения, то вероятность его поражения (S„/S0) составит 0,88, 0,13 и 0,88. Следовательно, вероятность негативного события выступает в качестве показателя риска и правомерно отнесение Клюевского участка железной дороги к особо опасным.
Следует указать, что применяемая нами формула не совсем достаточна для конкретной оценки риска на других частях рассматриваемого перегона (в данном случае, для Клюевского участка), поскольку они периодически осложняются, например, оползнями всплывания. Этот тип оползня подвешен по отношению к полотну железной дороги поверхностью смещения, представляя собой обычно одноактное смещение. Но последствия этого оползня сильно осложнены и с трудом поддаются ликвидации, тогда как при оползне пластического течения все деформации устраняются рихтовкой. Следующие деформации могут возникнуть только после ликвидации оползневого блока денудационными процессами. Следовательно, для оценки опасности, создаваемой оползнями всплывания, необходим учет временной координаты. Поскольку величина вероятности (S,/S0) яв-
ляется критерием безопасности, для целенаправленной противооползневой зашиты требуется определенная постановка работ. Для этого необходимо проводить анализ, систематизацию аварийных ситуаций и оценку риска с уметом генетической разнотипности оползней.
Пещеры Витимского плоскогорья (Мало-Амалатскаи впадина)
О.Н.Морозов, * А. Б. Кметхенов**
*Дом детского творчества (с. Багдарин) * * Бурятский государственный университет
Витимское плоскогорье - одна из самых больших орографических структур на северо-востоке Бурятии. Рельеф здесь носит унаследованный характер с конца мезозоя с пологими вершинами. Абсолютная высота - 800-1600 м. В центральной части плоскогорья находится Мало-Амалатская впадина, которая представляет собой грабен, вытянутый в восток-северо-восточном направлении, северные борта которого круто наклонные (до 30-40°), южные - пологие. Впадина вытянута вдоль р.Мал. Амалат, которая в южной части грабена протекает по его границе (рис. 1).
Рыхлые отложения Мало-Амалатской впадины представлены мезозойским алевролитами, песчаниками, углистыми сланцами слабо-литифицированными, выходящими на дневную поверхность в виде небольших эрозионных окон. Сверху они перекрываются плащом кайнозойских отложений - песками, илами, галечниками, глинами. Максимальная мощность отложений, заполняющих впадину, - 250 м. Впадина по длинной оси простирается на расстоянии 50 км, максимальная ширина - 15 км. Наиболее крупными водотоками, спустившими воды впадины в русло р. Мал. Амалат и пересекающими грабен поперек, являются Иннокан, Точер, Гулинга, Багдарин, Долган, Има.
В карбонатных породах северо-западного борта грабена независимо от площади распространения наблюдаются поверхностные и подземные формы карста. Поверхностные представлены воронками, каррами, подземные - пещерами (рис. 1). Из пещер на данный момент известны Долганская Яма, Дельфин, Пломбир и Имская в Дол-гано-Имском карстующемся массиве, Амандак-1 и Амандак-2 соответственно на левом и правом берегу ручья Амандак в его среднем течении и Первая в Березовском карстуюшемся массиве (рис. 1, табл. 1).
Рис. 1.
Долганская яма (рис. 1). Находится в 15 км восток-северо-восточнее с.Багдарин на южном склоне горы, разделяющей ключи Долган и Долган 2-й (рис. 1). Представляет собой объемный лабиринт вертикальных, наклонных и реже горизонтальных ходов протяженностью 5120 м, глубиной 130 м [4]. Полость заложена в серых, темно-серых полосчатых известняках верхнею рифея - нижнего кембрия по двум основным направлениям (северо-восток и северо-запад), связанными с тектоническими нарушениями. Преобладающим является северо-восточное, совпадающее с простиранием Мало-Амалатской впадины.
Таблица 1
Основные характеристики пещер обрамления Мало-Амалатской впадины
№ Название пещеры 5 о * * к * а ё % 1 в, 2 С 1 § 1' * К Е Л 1С —: х с з " I Р 5 * с з и е §■5 С в 4 § Г* С* С "к к и (в ю О Генетический класс полости 1 0 О 3 о- 1 § и 1> 2 к яз 3
1. Долганская Яма 5120 -130 - 13300 43400 кэ И
2. Пломбир 14<) -70 100 46 10000 кэ И
3. Дельфин 96 -38 46 76 220 кэ И
4. Аман-дак-1 30 •4,8 27 28 24 кэ и
5 Лмап-дак-2 16 +2,5 15 15 16 1 К и
6. Первая 10 -2,0 9 14 17 кэ 1 и
7. Имсхая 6 - 6 8 5 КЭ г и
к) (оррозионно-эрозионнам. гк- гравитационно-коррозионная,
и- известняки
В пещере в верхней части (до глубины 90 м) широко развиты различные вторичные образования; воднохемогенные - сталактиты, сталагмиты, кораллиты, натечные коры, «люстры», гелектиты; гравитационные - глыбы, щебень, дресва; органогенные - кости животных, ветки, гуано летучих мышей и других животных; ледяные - атмоген-ные, гидрогенные и смешанные; остаточные - глины рыхлые и сла-болитифицированные: гидротермальные - кораллиты и кристаллы кальцита в системе Надежда.
В Долганской Яме зимует одна из самых крупных колоний летучих мышей в Сибири - около тысячи штук. Наиболее распространены ночницы (водяная, Иконникова и Брандта), меньше бурые ушаны, редки трубконосы [4]. Иногда посещает дальнюю часть полости колонок, который питается летучими мышами.
Имеется два постоянных (гроты Сифонный, Водопой) и один временный (лаз Отпущение грехов) водоемы. В гроге Водопой, в погружающемся под воду ходе, в 1996 г. П. Миненковым пройдено 25
метров на глубину 5 м до непроходимой узости. Водоем в лазе Отпущение грехов периодически (летом и осенью) затапливается, образуя сифон или полусифон. Температура воздуха в полости колеблется от 0° до +3ÜC в верхней части пещеры и до +5°С [4] в нижней. Температура воды в озерах близка к 0(1С. Во многих ходах ощущается тяга воздуха.
Полное прохождение пещеры о цени даете я как 4А класса сложности. В связи с опасностью уменьшения колонии летучих мышей рекомендуется посещать полость в мае, июне и сентябре.
Пещера впервые описана П.В. Осокиным [5]. В 1976 г. старшеклассники Багдаринской школы проникли в основную систему ходов и дошли до грога им. Войналовича. С 1980 г. изучением пещеры занимались спелеологи Иркутского политехнического института (ИЛИ), затем их преемники из спелеоклуба «Арабика» под руководством A.B. Осинцева. С 1996 г. пещера регулярно посещается учащимися геолого-спелеологического кружка «Долган», которые проводят определенные наблюдения.
Долганская Яма является самой крупной из пещер когда-то единой Долганской карстовой системы. В эту систему также входят пещеры Пломбир и Дельфин.
Пломбир находится в 360 м от входа в пещеру Долганская Яма на продолжении основного входа последней. До соединения пещер по горизонтали предстоит пройти 70 м, по вертикали требуется уточнения.
Пещера Пломбир представляет собой входной провал, затем наклонный ход в теле ледника - 40 м и грот Колокол (3). Вмещающими являются полосчатые от светло до темно-серого известняки с полосами железистого карбоната.
В полости имеются различные вторичные образования: водные хемогенные - натечные коры и мелкие кораллиты в восточной части грота Колокол; гравитационные - глыбы, щебень, дресва; органогенные — кости животных, летучих мышей, ветки, корни деревьев, ил; ледяные - атмогенные, гидрогенные и смешанные; в небольшом количестве - остаточные - глины. По полосчатости происходит откол глыб известняка. Временные водотоки из-под ледника просачиваются в грот Колокол и затем, скорее всего, пополняют водоем в гроте Водопой пещеры Долганская Яма.
Входной провал найден впервые в 1982 г. поисковой группой спелеологов ИЛИ, заново открыт в 1984 г., ему было дано название Пломбир [6]. С 1996 г. входной провал почти полностью затопляется
водой. В 1999 г., отчерпав воду и побив во льду ход, спелеологи иркутского клуба «Альто» вышли на 2 м ниже ранее известного уровня в протай во льду. Дальнейшие работы проводил геолого-спелеологический кружок «Долган». В результате, пробив 20 м в теле ледника, 8 апреля 2000 г. вышли в купол грота Колокол. Пещера имеет перспективу на продолжение в юго-западном и северовосточном направлениях.
Дельфин находится в 170 м от входа в пещеру Долганская Яма на юго- западном продолжении последней (рис. 1). Расстояние до близлежащих ходов пещер по горизонтали - 90 м, по вертикали - 35 м. Дельфин является одной из верхних частей Долганской карстовой системы. Подобными трубами и каминами выклиниваются вверх многие ходы пещер Долганской Ямы.
Полость представляет собой каминообразную щель, заканчивающуюся в верхних частях трубами. На глубине 18 м под входным отверстием находится ледник, который за последние 10 лет в результате интенсивного таяния «потерял» свою южную часть и уменьшился в высоту на 1,5-2 м, В нижней части камин расширяется, образуя небольшие гротики, камеры.
Вмещающие породы, обнаженные в верхней части - темно-серые известняки, массивные и мелкокристаллические. В нижней части пещеры стены сплошь покрыты натечной корой, кораллитами с единичными сталактитами-брекчиями. Дельфин - пещера-ловушка. Довольно часто туда попадают животные - зайцы, мыши, один раз была найдена белка-летяга. Как правило, они некоторое время живут, потом погибают от голода.
Гидрогенный лед ледника на глубине 18 м содержит обломки известняков, ветки, кости животных. В зимнее время стенки в верхней части пещеры «обрастают» мелкими кристаллами льда. На дне пещеры в средней части - щебень, дресва известняков, в нижней - бурные глины с обломками, галькой известняков, натечными корами, кораллитами.
По данным наблюдений, за последние 5 лет, температура постоянная (+1°С). Это привлекает на зимовку летучих мышей в количестве от 5 до 17 штук. Основная масса из них - бурые ушаны, единичные - ночницы.
Пещера была открыта спелеологами ИЛИ в 1982 г. Им указал ее местонахождение житель с. Маловский C.B. Зеленов. Тогда же была сделана топографическая съемка и дано название - Дельфин, так как
в разрезе пещера напоминала силуэт дельфина. Глубина пещеры на момент открытия была 18 м, на дне лед. Ежегодно летом дно пещеры заполнялось водой на 3-5 м по высоте, за зиму вода уходила в отверстие диаметром до 10 см в южной части пещеры. После ухода воды дыра во льду довольно быстро затягивалась. Неоднократные робкие попы пси расширить это отверстие результатов не дали. В ноябре 1992 г. группа спелеологов под руководством О.II. Морозова расширила дыру до 20 см в диаметре. Это совпало с последующей пробивкой ледника спелеологами клуба «Арабика» (Иркутск) в начале 1993 г.; несколько метров в леднике - и выход в нижнюю заледниковую часть Дельфина. В последние годы основные работы ведутся в шурфе и в самой дальней части пещеры. Имеется перспектива развития пещеры на северо-запад и есть возможность продолжения полости на юго-восток.
Амаидак-1. Находится на левом гребневидном борту ручья Аман-дак в 7 км северо-западнее с. Багдарин в 150 м по азимуту 252й от вершины Багдарин о (высотная отметка 1434,0),
Пещера заложена и небольшом блоке массивных мелкокристаллических серых известняков. Вход представляет собой провальную воронку, выходящую на склон и вытянутую в северо-западном направлении. Размеры воронки по длинной оси - 10 м, по короткой - 6 м, глубина - до 5 м (рис. I). Вход в пещеру находится в юго-восточной части воронки. Полость - типичный «холодный мешок». Немногочисленные ходы протяженностью 30 м погружаются на глубину до 4,8 м. Высота ходов - 0,4-1,5 м. Дно пещеры завалено глыбами, щебнем, дресвой известняков, ветками, мелкой органикой. В трещине, находящейся в восточной части пещеры, имеют место маломощные белые и светло-коричневые натечные коры.
Пещера открыта геологом Н.А Кибаловым во время проведения геолого-съемочных работ в 1986 г. Топографическая съемка пещеры была произведена в июле 1996 г. спелеологами под руководством О.Н. Морозова.
Амандак-2. Находится на правом борту ручья Амандак в 6 км за-пад-северо-западнее с. Багдарин в известняковых породах. Она открыта в 1991 г. О.Н. Морозовым. Это типичный «теплый мешок» -пологонаклонная восходящая полость с небольшой протяженностью (16 м), поднимающаяся в конце на высоту 2,5 м относительно входа (рис.6).
Пещера заложена по вертикальной трещине, что, безусловно, определило гравитационный вынос материала. Несмотря на это стенки полости округлые, что говорит о большой величине коррозионной составляющей в формировании пещеры. В наиболее удаленной части полости наблюдаются в небольшом количестве мелковетвистые ко-раллиты. Длина веток 1-2 см. Дно пещеры покрыто глинисто-песчаным бурым материалом. Вмещающие известняки массивные серые мелкокристаллические.
Полость является учебным полигоном при прохождении темы «Топографическая съемка пещер» геолого-спелеологического кружка «Долган».
Первая. Находится в 22 км западнее с.Багдарин в среднем течении ручья Березовый на водоразделе одноименного ручья и его правого притока в основании скального выхода. Полость представляет собой грот (с горизонтальным щелевидным выходом на дневную поверхность) протяженностью 10 м и глубиной 2 м. Вход оборудован (скорее всего, охотниками) деревянной стеной и дверцей.
Вмещающие породы серые массивные мелкокристаллические известняки. На дне грота глыбы, щебень и дресва известняков, пространство между которыми заполнено частично сгнившими листьями, хвоей, травой, веточками.
В летнее время в пещере наблюдается движение воздуха в пещеру. Зимой явного движения нет, но даже в самые холодные зимы (до -58°С) в нижней части глыбы, щебень и дресва талые, что говорит о подтоке теплого воздуха снизу, свидетельствующего в условиях многолетней мерзлоты о наличии больших объемов нижерасположенных пустот.
Превышение входа пещеры над ручьем Березовый - 300 м. В летнее время после интенсивного однодневного дождя русло правого притока ручья Березовый остается сухим, что также говорит о наличии пустот, принимающих воду.
О пещере рассказал геолог A.A. Шульженко. В 1998 г. она была найдена и отснята учащимися геолого-спелеологического кружка «Долган». В то время, когда ее обнаружил Шульженко (1986 г.). вход в полость не был оборудован.
Имская. Находится в 20 км северо-восточнее с.Багдарин на правом борту р.Има в ее береговом обнажении. Представляет собой пещерный вход, вскрытый современными поверхностными и инфильт-рационпыми водами. Имеет вид прямого невысокого узкого хода
длиной 6 м с небольшим расширением в конце. В верхней части ход сужается, имеется небольшая выклинивающаяся труба, покрытая натечной корой. Ниже уровня дна пещеры стенки полости расширяются, Дно находится на уровне высокой поймы р.Има, что препятствует выносу щебня, дресвы известняков и рыхлых отложений из пещеры.
Исходя из всего вышеупомянутого можно предположить, что полость развивалась до вреза современного водотока (р.Има) в долину, значит, образование карстовых пустот происходило до заполнения Мало-Амалатской впадины рыхлыми отложениями. Имеющиеся несколько террас свидетельствуют о более высоком первоначальном уровне водотоков. Пещера заложена в серых массивных мелкокристаллических известняках. Известняки на р. Има и на ручья Долган (Долганская карстовая система) являются единой структурой, имеющей северо-восточное простирание. Пещера Имская извесгна давно местным жителям. Рассказал о ней геолог С.Зиновьев в 1984 г. В 1998 г. была сделана топографическая схема хода учащимися геолого-спелеологического кружка «Долган».
Таким образом, большая часть известняков, обрамляющих Мало-Амалатскую впадину, подвергнута карстификации. Есть сведения о наличии воронок в доломитах. Возможны обнаружения новых пещер, которые, несомненно, дадут новую информацию о карсте описываемого района.
Литература
1. Морозов О.Н. Карст Ципикан-Амалатско! о междуречья (Бурятия) // Геология и прогнозирование месторождений полезных ископаемых Восточной Сибири: Тез. докл. к региональной конф. - Иркугск, 1989. ■ С. 85-86.
2. Филиппов А.Г. Пещеры Бурятии Н Пешеры: межвузовский сборник. - Пермь. 1993. - Вып. 23-24. - С.83-93.
3. Осиниев А. Долганская Яма - крупнейшая пещера Забайкалья // Лрабиканские хроники: Вестник клуба спелеологов «Арабика». - 1996. - №2-3. - С. 14-15.
4. Ьотвинкин А.Д., Осикцен Л.В., Морозов О.П.. Тиунов М.П. Зимовка рукокрылых в пещерной системе «Долганскаи Яма» (Западное Забайкалье) // Тр. зоологического института РАН. - СПб, 2001. - Т. 288. - С. 154-162.
5. Осокин П.В. Карстовые явления на Витимском плоскогорье // Краеведческий сборник Бурятского филиала Геогр об-ва СССР Улан-Удэ, 1960. Вып. 5. С.91 -97.
6. Пещерный дневник: Пешера Долганская Яма (10 лет исследований) // Издание клуба спелеологов «Арабика». 1997. - 9 с.