2012, Т. 2, № 1-2
Современное лабораторное обеспечение.
МОНИТОРИНГАНТИБИОТИКОРЕЗИСТЕНТНЫХ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ОКИ
Н.Н. Климина, Л.Ю. Сихандо, Л.Ю. Жирнова
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах и городе Ломоносове, Санкт-Петербург
В течение 2011 года проводилась работа по определению чувствительности культур возбудителей ОКИ к предложенному набору антибиотиков:
— фторхинолоны (ципрофлоксацин, офлокса-
цин);
— цефалоспорины 3 поколения (цефотаксим,
цефтриаксон, цефиксим);
— тетрациклины ( тетрациклин, доксициклин);
— ампициллин;
— хлорамфеникол;
— котримоксазол.
Определена чувствительность у 175 культур, в т.ч. у 6 шигелл и 169 сальмонелл.
Из них: к фторхинолонам чувствительны 163, с промежуточной устойчивостью 12, устойчивых культур нет; к цефалоспоринам чувствительны 159, с промежуточной чувствительностью 10, устойчивы 6 культур; к тетрациклинам чувствительны 53, с промежуточной чувствительностью 87, устойчивы 35 культур; к ампициллину чувствительны 153, с промежуточной чувствительностью 5, устойчивы 17 культур; к хлорамфениколу чувствительны 157, с промежуточной чувствительностью 4, устойчивы 14 культур; к котримоксазолу чувствительны 158 культур, с промежуточной чувствительностью нет, устойчивы 17 культур.
Вывод: на нашей территории возбудители ОКИ наиболее чувствительны к фторхинолонам, цефа-лоспоринам 3 поколения, котримоксазолу, хлорам-финиколу. Наименее чувствительны к тетраци-клинам.
ВОЗБУДИТЕЛЬ ИНФЕКЦИИ КОЖНЫХ И МЯГКИХ ТКАНЕЙ - МЕТИЦИЛЛИН-РЕЗИСТЕНТНЫЙ STAPHYLOCOCCUS AUREUS «MRSA-USA 400»
В.П. Клиндухов1, П.Н. Николаевич1, Т.В. Шевырева1, Л.И. Щербина2, Г.А. Лещева3
1Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю г. Краснодар; 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» г. Краснодар; 3ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации г. Краснодар
Staphylococcus аигеш — золотистый стафилококк, особенно его метициллин-резистентные штаммы «MRSA-USA 400» остается самым частым возбудителем инфекции мягких тканей, дыхательных путей, пищевой интоксикации.
По классификации определителя бактерий Берджи род Staphylococcus, включает виды: St. aureus, St. epidermidis, St. haemolyticus, St. saprophiticus и др. Типовым видом является St. аш^^. Стафилококки широко распространены в природе. Их главным резервуаром являются кожные покровы человека и животных и их слизистые оболочки, сообщающиеся с внешней средой. Наибольшую опасность в распространении стафилококков представляют здоровые носители и больные люди с различными стафилококковыми поражениями.
Стафилококки факультативные анаэробы, но лучше развиваются в аэробных условиях, каталазо-позитивны, являются хемоорганотрофами, с окислительным и бродильным типами метаболизма.
Каждый вид стафилококка подразделяется на экологические варианты (эковары). Staphylococcus ат^^ включает более 6 эковаров. Основными хозяевами этих эковаров являются: человек, свинья, домашняя птица, крупный рогатый скот, овцы, собаки, голуби и др. животные. Стафилококк уникальный микроорганизм, может вызывать более 100 различных заболеваний, это свойство обусловлено тем, что он располагает большим комплексом факторов патогенности:
— факторы адгезии — прикрепление стафилококков к клеткам тканей;
— разнообразные ферменты, играющие роль, факторов «агрессии и защиты»;
— комплекс секретируемых экзотоксинов:
— мембраноповреждающие токсины (гемолизины);
— лейкоцидин — избирательно действует на лейкоциты, разрушая их; эксфолиативные токсины А и Б — способны вызывать пузырчатку у новорожденных;
— экзотоксин, вызывающий синдром токсического шока (СТШ);
— энтеротоксины (A, B, С, D, E, F) вызывающие пищевую интоксикацию.
Пищевые отравления типа интоксикаций возникают после употребления в пищу продуктов, содержащих стафилококковый энтеротоксин, который определяется в продовольственном сырье и пищевых продуктах животного происхождения.
Поскольку стафилококки являются постоянными обитателями кожи и слизистых оболочек, заболевания, вызываемые ими могут носить характер либо аутоинфекций, либо экзогенной инфекции или алиментарный способ заражения. Они хорошо переносят высыхание, устойчивы к высокой температуре — 80°С выдерживают около 30 минут, чувствительность к химическим дезинфектантам варьирует: 3% раствор фенола убивает их в течение 30 минут, 1% водный раствор хлорамина за 2—5 минут.
Установлено быстрое образование резистентности стафилококков к химиопрепаратам и антибиотикам, обусловленное R-плазмидами, обладающих трансмиссивностью.
С 2001—2002 гг. в США регистрировались случаи заболевания людей с поражением кожных покровов и дыхательных путей, связанных с употреблением мясопродуктов (свинина), загрязненных антибиотико-резистентным стафилококком — Staphylococcus aureus «MRSA-USA 400» (метициллин-резистентный Staph. aureus генотип 400). В августе-ноябре 2003 г. ученые из г. Атланта США идентифицировали штаммы стафилококка, при помощи электрофореза в геле в пульсирующем поле ЭГПП и полимеразно-цепной реакции (ПЦР), микробы классифицировали на 3 группы:
— 1-й тип USA300/USA400 — устойчивый только к беталактамам и эритромицину;
— 2-й тип прочие MRSA, метициллин-резистен-тный Staphylococcus aureus;
— 3-й тип MSSA, или метициллин-чувстви-тельный Staphylococcus aureus.
Прочие MRSA имели резистентность и к другим антибиотикам.
Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.
Инфекция и иммунитет
Антибиотики для лечения стафилококковых инфекций (вызванных, как St.aureus, так и коагу-лазонегативными стафилококками) являются бета-лактамы — антибактериальные препараты (АБП).
Устойчивость стафилококков к бета-лактамным АПБ связана либо с продукцией бета-лактамаз, либо с наличием дополнительного пенициллино-связывающего белка — ПСБ2а.
Штаммы Staph. aureus, лишенные механизма резистентности, чувствительны ко всем видам бета-лактамным АБП.
Маркером наличия белка — ПСБ2а является устойчивость к оксациллину и метицилли-ну. Такие штаммы исторически получили название метициллин-резистентных стафилококков. Метициллин в настоящее время в клинической практике и в лабораторной диагностике не применяется, его полностью вытеснил оксациллин, соответственно появился термин «оксациллинорезистент-ность», являющийся полным синонимом термина «метициллинрезистентность».
Таким образом, определение чувствительности Staphylococcus spp. к бета-лактамам АБП должно включать выполнение двух тестов определения чувствительности:
— к бензилпенициллину или выделения продукции бета-лактамаз (пенициллиназ);
— к оксациллину или выявления ПСБ2а или кодирующего его гена тесА.
Критерием излечения больных Staphylococcus spp. является важность посевов на чувствительность и назначения антибиотико-терапии с учетом устойчивости возбудителя. Определение чувствительности микроорганизмов — возбудителей инфекционных заболеваний человека к антибактериальным препаратам (АБП) — приобретает все более важное значение, в связи с проявлением и широким распространением антибиотико-резистентности у бактерий.
Обязательному исследованию на чувствительность к АБП подлежат все микроорганизмы, выделенные из первично стерильных жидкостей, органов и тканей человека.
Бактериологические лаборатории Краснодарского края владеют стандартными методами определения чувствительности микроорганизмов к АБП, согласно МУК 4.2.1890-04 «Определение чувствительности микроорганизмов к антибактериальным препаратам».
ПРИМЕНЕНИЕ МОЛЕКУЛЯРНО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ В 2011 г.
В.П. Клиндухов1, Т.В. Шевырева1, Г.К. Рафеенко2, Л.И. Щербина2, И.В. Абрамова2
1Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю г. Краснодар; 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» г. Краснодар
Возбудители инфекционных заболеваний настолько быстро эволюционируют и легко приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, что диагностировать их становится все сложнее. Поэтому наряду с традиционными бактериологическими, вирусологическими, серологическими методами в настоящее время в практике работы для диагностики применяются новые технологии.
Одним из самых современных методов молекулярной биологии является ПЦР диагностики — по-лимеразная цепная реакция. ПЦР применяют для диагностики инфекционных заболеваний бактериальной и вирусной этиологии, а также заболеваний вызываемых простейшими и грибами.
Полимеразная цепная реакция (ПЦР) представляет собой процесс многократного увеличения числа копий (амплификация) фрагмента ДНК-мишени и позволяет обнаружить специфический участок генома биологического агента.
Исследование методом ПЦР имеет ряд преимуществ перед стандартными методами:
— отсутствие предела чувствительности;
— абсолютная специфичность — способность применяемого метода распознавать исключительно целевую последовательность и отличать ее от исходных последовательностей и загрязняющих примесей (не дает ложноположительных результатов);
— специфичное увеличение (амплификация) в сотни раз участка ДНК возбудителя заболевания в исследуемом образце;
— позволяет обнаружить даже единственную копию чужеродной ДНК в образце (качественное определение);
— количественное определение ДНК в исследуемом образце;
— применение тест-систем серии «Мульти-Прайм» позволяет за одно исследование одновременно диагностировать инфекции бактериальной и вирусной этиологии.
Микробиологическая лаборатория ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», успешно освоила и использует в практике работы молекулярно-биологические методы.
Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) — инновационный метод с применением современных технологий: амплификатор Rotor Gene 6000, роботизированная станция для выделения НК esyMAG.
Методом полимеразной цепной реакцией (ПЦР) проводятся следующие исследования:
— выявление ГМО в пищевых продуктах и продовольственном сырье (качественный и количественный метод);
— выявление видовой принадлежности тканей животных в пищевых продуктах и продовольственном сырье;
— выявления РНК/ДНК возбудителей бактериальных инфекций в материале от людей и объектов окружающей среды микроорганизмов III—IV групп патогенности: шигелла, сальмонелла, диа-рогенные эшерихии, кампилобактер, легионел-ла, клостридии, дифтерия, менингококк;
— выявления РНК/ДНК возбудителей бактериальных инфекций в материале от людей и объектов окружающей среды особо опасных и природно-очаговых инфекций: холера, псевдотуберкулез и иерсиниоз, листериоз, сибирская язва, клещевой боррелиоз, бруцеллез, лептоспироз;
— выявления РНК/ДНК возбудителей вирусных инфекций в материале от людей и объектов окружающей среды: вирус гриппа А; с последующим определение субтипа; вирус гриппа В; вирус парагриппа (1, 2, 3 тип); короновирус, вызывающий тяжелый респираторный синдром (SARS);