Научная статья на тему 'ВОЗ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. ОКТЯБРЬ 2022'

ВОЗ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. ОКТЯБРЬ 2022 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. ОКТЯБРЬ 2022»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Социальные аспекты здоровья населения / Social aspects of Population Health

2022;68(5)

09.11.2022 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НИИ ОРГАНИЗАЦИИ II ИНФОРМ АТИ 1АЦИИ ЩРА UOOX PA 11 KM IШ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ PCHZCWHCKDH ФЕДЕРАЦИИ

ДОКУМЕНТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЗ. Информационный бюллетень. Октябрь 2022 Тема номера - Здоровые города. Сотрудничество для безопасной и

«Здоровые города» — это глобальное движение, направленное на то, чтобы сделать вопросы здравоохранения приоритетными в социальной, экономической и политической повестке дня городских властей.

Европейская сеть «Здоровые города» была создана в Европейском регионе ВОЗ более 30 лет назад. В течение 3 десятилетий движение Европейской сети «Здоровые города» было инициатором перемен, создавая более здоровые городские среды, которые поддерживают здоровье и благополучие людей, живущих в них.

Основной подход Европейской сети «Здоровые города» направлен на то, чтобы поставить здоровье на первое место в политической и социальной повестке дня городов и создать активное движение за общественное здоровье на местном уровне. Особое внимание в нем уделяется справедливости, совместному управлению и солидарности, межсекторальному сотрудничеству и действиям, направленным на улучшение детерминантов здоровья.

В сложном мире с несколькими уровнями государственного управления, многочисленными секторами, работающими над достижением схожих целей, и множеством заинтересованных сторон, участвующих в стремлении к здоровью и благополучию, города обладают уникальными возможностями для обеспече-

здоровой жизни1

ния лидерства. Здоровые города — это участие местного населения. Они постоянно и активно изучают способы внесения вклада в реализацию стратегий ВОЗ на городском и местном уровнях. У них есть потенциал для обеспечения необходимого лидерства в области общественного здравоохранения, создания предпосылок для более здорового образа жизни и совместного управления, а также для содействия межсекторальным действиям. Кроме того, во времена экономического спада городские власти могут играть ключевую роль в качестве защитников потребностей людей, которые являются наиболее уязвимыми и социально незащищенными, в медицинской помощи.

Содержание, организационные особенности и методы работы каждой пятилетней фазы Европейской сети ВОЗ «Здоровые города» определялись новыми стратегиями по приоритетным вопросам здравоохранения на городском и местном уровнях, извлеченными уроками и достижениями в предыдущие этапы, новыми научными данными о детерминантах здоровья и эффективности вмешательств в области общественного здравоохранения и изменениях в социальной и политической среде.

6 стратегических целей Европейской сети «Здоровые города»

1. Продвигать политику и действия в интересах здоровья и устойчивого развития на местном уровне и во всем Европейском регионе ВОЗ, уделяя особое внимание детерминантам здоровья, людям, живущим в бедности, и потребностям уязвимых групп.

2. Укрепить национальный статус «Здоровых городов» в контексте политики развития здравоохранения и возрождения городов с упором на национальное и местное сотрудничество.

3. Накопить политический и практический опыт, достоверные фактические данные, знания и методы, которые можно использовать для укрепления здоровья во всех городах Региона.

4. Способствовать солидарности, сотрудничеству и рабочим связям между европейскими городами и сетями, участвующими в движении «Здоровые города».

5. Играть активную роль в защите здоровья на европейском и глобальном уровнях посредством партнерства с другими агентствами, занимающимися проблемами городов, и сетями местных органов власти;

6. Повысить доступность Европейской сети «Здоровые города» для всех государств-членов в Европейском регионе ВОЗ.

Государства-члены Европейского региона ВОЗ взяли на себя различные обязательства по целому ряду вопросов, включая укрепление систем здравоохранения, борьбу с эпидемией ожирения, борьбу с эпидемией неинфекционных заболеваний и подготовку к преодолению последствий изменения климата.

Одним из основных направлений деятельности «Здоровых городов» -это работа по улучшению окружающей среды.

Общественное здравоохранение и его связи с городским планированием, управлением рисками, природным капиталом и городской застройкой в последние годы стали более актуальными, чем когда-либо. Изменение климата, стремительная и/или неадекватно спланированная урбанизация и ухудшение состояния окружающей среды сделали многие города уязвимыми перед стихийными бедствиями. Кроме того, города все чаще сталкиваются с локальными чрезвычайными ситуациями из-за промышленных аварий и системных сбоев, что указывает на высокую степень взаимозависимости, особенно в крупных городах. Городам необходимо понимать, какие особенности и процессы делают их уязвимыми перед кризисами и чрезвычайными экологическими ситуациями, а также какие могут быть последствия для здоровья. Они также должны распознавать наиболее эффективные меры противодействия, чтобы снизить риск, подготовиться и стать более устойчивыми.

В связи с этим, растет интерес к планированию, адаптации и интеграции сценариев изменения климата в более широкую программу обеспечения устойчивости городской среды. Среди наиболее выделенных действий местных органов власти по более эффективной и успешной работе для адаптации к изменению климата были институциональные инновации, преодоление разрозненности, установление общих взглядов и приоритетов, а также рассмотрение потенциальных результатов проектов по обеспечению устойчивости городской среды в отношении здоровья и справедливости. Городское планирование, управление рисками и устойчивость становятся все более важными способами укрепления и защиты общественного здоровья на местном уровне.

Еще одним важнейшим направлением работы является популяризация активного образа жизни

Городская среда оказывает влияние на физическое, психическое и социальное благополучие сообществ по всему миру. Жизнь городского населения часто связана с более высоким воздействием загрязнения воздуха, отсутствием физической активности и, как следствие, ростом неинфекционных заболеваний. Однако инновации в городском дизайне могут переломить эту тенденцию и показать, как города могут улучшить здоровье людей.

Для обеспечения здоровья городского населения необходимо активизировать поощрение физической активности и здорового питания в городских условиях, чтобы программы городского благоустройства были ориентированы, главным образом, на содействие здоровью и благополучию жителей.

Отсутствие физической активности является причиной растущей доли случаев смерти и инвалидности в Регионе. Это также связано с высокими расходами на здравоохранение и потерей производительности труда. Регулярная физическая активность защищает людей от ряда хронических заболеваний, таких как диабет 2 типа, сердечно-сосудистые заболевания и некоторые виды рака. Улучшается психическое здоровье (снижаются симптомы тревоги и депрессии),

улучшаются когнитивное состояние и сон. Это также ключевой фактор, определяющий контроль веса.

Борьба за развитие физической активности населения связана как с созданием благоприятной среды, так и с поощрением активного образа жизни. Городской дизайн играет здесь ключевую роль.

Как же создать в городах здоровую среду для жизни взрослых и детей? Одним из ключевых аспектов является городская планировка, которая может способствовать здоровому образу жизни в городских условиях, равно как и активное проведение политики в этом направлении в разных сферах жизни.

Администрация города Корк в Ирландии вводит в уличную архитектуру досуговые элементы: десять новых мини-парков, игровые площадки и пешеходные дорожки. В российском городе Череповце прокладываются специальные дорожки, по которым можно подойти к реке и летом, и зимой. Планирование уличного пространства путем борьбы с тремя основными проблемами, связанными со здоровьем, — загрязнением атмосферы, недостатком физической активности и ее воздействием на психику — способствует укреплению психического здоровья горожан всех возрастов из всех социальных групп.

Инициативы в других городах включают пропаганду передвижения пешком в жилых районах, где имеются большие проблемы с движением транспорта из-за заторов. Освобождение таких районов от излишнего количества автомобилей путем использования общественного транспорта не только решило транспортную проблему, но и сделало такие районы лучше и чище для жизни и повысило возможности велосипедистов и пешеходов.

Отмечено, что люди, которые ведут активный образ жизни на протяжении всей своей жизни, часто становятся активными по убеждению, потому что это встроено в их повседневную жизнь.

Подробнее на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.who.int/europe/news-room/events/item/2022/11/22/default-calendar/healthy-cities-annual-business-meeting-and-technical-conference

Публикации Всемирной организации здравоохранения:

• Здоровые города в поддержку восстановления и улучшения. Политическое заявление Европейской сети ВОЗ «Здоровые города». -Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2021 г. - 16 стр.

Мы, мэры и высокопоставленные политические представители городов, собравшиеся на совещание 8-10 декабря 2020 г., подтверждаем свою приверженность ценностям и принципам движения "Здоровые города".

Учитывая, что наши города стали национальными и международными эпицентрами пандемии COVID-19, мы обязуемся - как по отдельности, так и сообща - играть более активную лидерскую роль в том, чтобы сделать наши города здоровыми, безопасными, справедливыми, инклюзивными, жизнестойкими и ресурсоустойчивыми.

Мы призываем ВОЗ и мировое сообщество поддерживать научно-обоснованные ответные меры - не только с целью защиты наших сообществ от пандемии COVID-19 и ее социальных и экономических последствий, но и в интересах справедливого, здорового и устойчивого послекризисного восстановления.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/340320/WHO-EURO-2021-2092-41847-57403-rus.pdf

• Integrating health in urban and territorial planning: a sourcebook (Интегрирование вопросов здоровья в городское и территориальное планирование. Справочник). - Всемирная организация здравоохранения, UN-HABITAT. 2020 г. - 89 стр.

Новый справочник ВОЗ и Агентства ООН по окружающей среде содержит рекомендации для практикующих специалистов, как поставить вопросы здоровья в центр городского и территориального планирования. Справочник «Интегрирование вопросов здоровья в городское и территориальное планирование» может помочь лицам, принимающим решения в области общественного здравоохранения, городского и территориального планирования, в разработке и создании городской среды с акцентом на здоровье граждан.

Во многих городах при решении вопросов городского и территориального планирования возникают проблемы, связанные со здоровьем населения. В перенаселенных городах и там, где отсутствует необходимый доступ к чистой воде и нарушены условия гигиены и санитарии, возникают вспышки инфекционных болезней. Нездоровые условия проживания были причиной смерти 12,6 млн. человек в 2012 г. В 2016 г. 7 млн. человек погибли по причине загрязнения воздуха.

В связи с этим мир все более приходит к осознанию связи между здоровьем населения и организацией городского пространства. Важным фактором является обеспечение принципа справедливости, поскольку имеются различия в здоровых условиях жизни в разных районах города. Данный справочник представляет материалы по учету вопросов здоровья при городском планировании для достижения равных и справедливых результатов и доступности необходимых услуг.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/331678/9789240003170-eng.pdf

• Городское планирование для повышения жизнестойкости городов и укрепления здоровья их жителей: основные идеи. Обобщающий доклад по вопросам защиты окружающей среды и здоровья человека

посредством повышения жизнестойкости городов. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2022 г. - 28 стр.

Проект Защита окружающей среды и здоровья человека путем повышения жизнестойкости городов» направлен на то, чтобы помочь местным органам власти и лицам, принимающим решения, учитывать вопросы окружающей среды и здоровья человека при обеспечении готовности и повышении жизнестойкости городов на местном уровне, а также активно использовать городское планирование для создания безопасных и благоприятных для здоровья городов. В настоящем докладе обобщаются три отчета, написанных в рамках проекта, и представляются основные идеи о путях строительства по принципу <^лучше, чем было» и использования планирования окружающей среды и инфраструктуры в качестве важного инструмента повышения жизнестойкости городов.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/360449/WHQ-EURQ-2022-5650-45415-65355-rus.pdf

• Механизм повышения готовности к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения в городах и других городских поселениях. -Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2022 г. - 59 стр.

Города и городские поселения занимают важнейшее место в предотвращении чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, подготовке к ним, принятии ответных мер и восстановлении после них, поэтому странам, стремящимся повысить общий уровень санитарно-эпидемиологической безопасности, необходимо уделять больше внимания городской среде.

Городские районы, и особенно крупные города, обладают особой уязвимостью, и это необходимо учитывать при обеспечении готовности к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения. При отсутствии должной готовно-

сти городская среда более уязвима к катастрофическим последствиям чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, что может привести к ускорению распространения заболеваний, и в то же время именно городские районы часто оказываются на переднем крае ответных мер. Это подтверждается опытом прошлых вспышек и пандемии COVID-19. В связи с этим крайне важно, чтобы готовность к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения в городской среде обеспечивалась в рамках разработки политики, наращивания потенциала и конкретных мероприятий, осуществляемых на национальном, субнациональном и городском уровнях.

Настоящий документ адресован разработчикам политики во всех секторах, занимающихся обеспечением готовности к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения в городах и городских поселениях на национальном и субнациональном уровнях, а также соответствующим заинтересованным сторонам международного сообщества.

Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/361953/9789240050341-rus.pdf

• Urban planning, design and management approaches to building resilience - an evidence review. First report on protecting environments and health by building urban resilience (Подходы к городскому планированию, проектированию и управлению для повышения жизнестойкости городов - обзор фактических данных. Первый отчет о защите окружающей среды и здоровья путем повышения устойчивого развития городов). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2022 г. - 53 стр.

В этом докладе определяются концептуальные подходы, рамки и стратегии, используемые в литературе, чтобы помочь городам решить проблемы под-

готовки и предотвращения вероятности и серьезности последствий местных экстремальных явлений. В нем исследуется, как (и в какой степени) городское планирование, управление и проектирование могут быть механизмом повышения готовности и стабильности. В отчете обсуждается ряд стратегий, которые особенно актуальны для определенных типов опасностей, с разграничением тех, которые влекут за собой модификацию или проектирование городской инфраструктуры, и тех, которые касаются управления, коммуникации и взаимодействия с общественностью. В докладе рассматриваются вопросы, как обеспечить безопасность городской структуры при наводнениях, землетрясениях, ураганах и других чрезвычайных ситуациях.

Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.who.int/europe/publications/i/item/WHQ-10665-355761

• Создание благоприятных условий для людей старшего возраста в Европе. Индикаторы, мониторинг и оценка. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2021 г. - 55 стр.

Процесс развития мер политики, нацеленных на создание более благоприятных условий для жизни людей старшего возраста, приобретает все больший масштаб в Европе и по всему миру. Участие в нем принимают все больше городов и сообществ, местных и региональных органов власти. В настоящей публикации рассматривается роль информационных систем, индикаторов, мониторинга и оценки в обеспечении эффективности и устойчивости инициатив по формированию политики в сфере создания благоприятной среды для людей старшего возраста. В ней приводятся источники, воспользовавшись которыми можно получить всеобъемлющую картину положения пожилых людей и качества их жизни, а также узнать способы эффективного информирования об этих факторах.

Настоящая публикация подготовлена с учетом опыта существующих инициатив по созданию благоприятных условий для жизни людей старшего возраста в Европе и механизмов их поддержки - в частности, инструментов мониторинга, оценки и целенаправленной коммуникации, таких как профили здорового старения и местные информационные системы. В число этих механизмов входят подходы к проведению оценки ситуации с участием пожилых людей и инициируемые на местном уровне проекты, предусматривающие сбор и распространение информации, помогающей пожилым людям оставаться активными, участвовать в жизни сообщества и продолжать заниматься тем, что они считают для себя важным.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/350561/9789289056151-rus.pdf

• Urban design for health: inspiration for the use of urban design to promote physical activity and healthy diets in the WHO European Region (Городской дизайн для здоровья: вдохновение для использования городского дизайна с целью пропаганды физической активности и здорового питания в Европейском регионе ВОЗ). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2022 г. - 30 стр.

Неинфекционные заболевания являются основной причиной смертности и инвалидности во всем мире. Дизайн городской среды часто ограничивает способность людей быть активными в повседневной жизни. Исследования показали, что городская планировка может повлиять на самые серьезные современные проблемы, связанные с физическим, психическим и социальным благополучием местных сообществ во всем мире.

Как лучше всего перейти от идей к действиям? И как можно лучше всего интегрировать меры, которые ставят здоровье и благополучие людей в центр

планировки и проектирования городов? Это были основные вопросы, рассмотренные на виртуальном симпозиуме, проведенном Европейским региональным бюро ВОЗ в апреле 2021 г.

Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.whoлnt/europe/puЫications/i/item/WHQ-EURQ-2022-5961-45726-65769

• Доклад о положении дел в области физической активности в мире 2022: резюме. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2022 г. - 7 стр.

Регулярная физическая активность способствует укреплению как психического, так и физического здоровья. Поскольку она полезна для людей любых возрастов и возможностей, никогда не поздно начать больше двигаться и бороться с сидячим образом жизни, чтобы улучшить свое здоровье. Тем не менее, образ жизни 81% подростков и 27,5% взрослых в настоящее время не соответствует рекомендуемым ВОЗ уровням физической активности, и это влияет не только на отдельных лиц на протяжении их жизненного пути и на их семьи, но и на службы здравоохранения и общество в целом.

Для содействия странам в расширении масштабов охвата своего населения в Глобальном плане действий ВОЗ по повышению уровня физической активности на 2018-2030 гг. (ГПДФА) представлен ряд научно обоснованных рекомендаций в области политики, направленных на обеспечение роста участия в четырех стратегических областях: активное общество, активная окружающая среда, активные люди и активные системы. Эффективное выполнение ГПДФА всеми странами ускорит действия по достижению глобальной цели, предусматривающей относительное сокращение масштабов недостаточной физической активности среди населения на 15% к 2030 г.

Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://www.who.int/ru/publications/i/item/9789240060449

• Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2021 г. - 93 стр.

Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни содержит научно-обоснованные рекомендации в области общественного здравоохранения для детей, подростков, взрослых и пожилых людей в отношении объема физической активности (регулярности, интенсивности и продолжительности), необходимого для того, чтобы обеспечить значительное улучшение состояния здоровья и снизить соответствующие риски. В нем впервые даются рекомендации по вопросам, касающимся взаимосвязи между малоподвижным образом жизни и показателями здоровья, а также рекомендации для отдельных подгрупп населения, таких как беременные женщины, женщины в послеродовом периоде и лица с хроническими патологиями или ограниченными возможностями.

Рекомендации предназначены для директивных органов в странах с высоким, средним и низким уровнем дохода, входящих в структуру министерств здравоохранения, образования, по делам молодежи, спорта и/или социального обеспечения и защиты семьи; для государственных должностных лиц, отвечающих за разработку национальных, субрегиональных или муниципальных планов по повышению физической активности и сокращению масштабов малоподвижного образа жизни в отдельных группах населения и за подготовку соответствующей методической документации; для сотрудников неправительственных организаций, работников сектора образования, частного сектора и сектора научных исследований, а также для работников здравоохранения.

Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/336656/9789240032170-rus.pdf

• Ходьба пешком и езда на велосипеде: последние данные в поддержку формирования политики и практики. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. - 2022 г. - 117 стр.

Активные способы передвижения, в частности ходьба пешком и езда на велосипеде, сегодня широко признаются как полноценные альтернативы другим видам городского транспорта. Они включаются в программы планирования и учитываются наравне с остальными видами мобильности не только в наиболее развитых странах, но и по всему миру. Постоянно растущий объем научных данных подтверждает преимущества активных способов передвижения для общества с точки зрения транспортной системы, окружающей среды и здоровья населения. В рамках практики планирования накоплен богатый арсенал мер, которые могут быть взяты за основу, адаптированы либо непосредственно использованы в любом городе. В настоящей публикации приводится всесторонняя аргументация в поддержку стимулирования ходьбы пешком и езды на велосипеде, а также дается описание методов реализации подобных инициатив, основываясь на последних данных научных исследований и передовой практике планирования.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/363555/9789289058308-rus.pdf

Подробнее на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.who.int/europe/groups/who-european-healthy-cities-network

Контактная информация Документационный центр ВОЗ

127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209

ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ).

E-mail: doccenter@mednet.ru Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ E-mail: kaidoc@mednet.ru WWW: http://whodc.mednet.ru/ Подписка на Бюллетень

Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу:

doccenter@mednet.ru

Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке:

http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 См. также Информационный бюллетень за июнь 2021 г. «Европейская сеть «Здоровые города»:

https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/195.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.