Научная статья на тему 'ВОЗ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. ИЮНЬ 2021'

ВОЗ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. ИЮНЬ 2021 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. ИЮНЬ 2021»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Социальные аспекты здоровья населения / Social aspects of Population Health

2021;67(3)

07.07.2020 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ rDCVfliPCT^ EHHOf GfCft^F^HOE УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НИИ ОРГАНИЗАЦИИ II ИНФОРМАТИ3AI1ИИ V(РАВООХРАНЕШ1Я

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОС СПИСКОМ ФЕДЕРАЦИИ

ДОКУМЕНТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЗ. Информационный бюллетень. Июнь 2021

Основная цель действующего под эгидой ВОЗ глобального движения «Здоровые города» - всемерно содействовать тому, чтобы вопросы здоровья заняли приоритетное положение в социально-экономической и политической повестке дня органов городского самоуправления.

В течение 30 лет своего развития Европейская сеть ВОЗ «Здоровые города» объединила свыше 100 флагманских городов и около 30 национальных се-

Флагманские города взаимодействуют непосредственно с ЕРБ ВОЗ, а национальные сети объединяют города в пределах конкретного государства-члена В обоих случаях ВОЗ предоставляет политическую, стратегическую и техническую поддержку, а также помогает в укреплении потенциала.

Флагманские города и национальные сети в совокупности охватывают около 1400 муниципалитетов.

Их общая цель - вовлечь местные органы власти в процессы укрепления политической приверженности, институциональных преобразований, наращивания потенциала, планирования на базе партнерств и внедрения инноваций.

Тема номера - Европейская сеть ВОЗ «Здоровые города»

1

Что такое «здоровый город»?

Здоровый город определяется не результатом, а процессом.

• Здоровый город - необязательно тот, где достигнуты определенные показатели здоровья населения.

• Это город, осознающий важность здоровья и стремящийся его улучшить. Таким образом, любой город может быть здоровым, вне зависимости от текущих показателей здоровья жителей.

• Основное условие: приверженность делу улучшения здоровья, а также наличие процесса и структуры для достижения этой цели.

• Здоровый город непрерывно создает и совершенствует физическую и социальную среду и мобилизует местные ресурсы, давая людям возможность поддерживать друг друга в осуществлении всех жизненных функций и способствуя их гармоничному развитию с достижением максимального потенциала.

• Рекомендуется использовать разработанную в ЕРБ ВОЗ базовую модель здорового города.

Подход «Здоровые города»

В соответствии с этим подходом необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы здоровья заняли приоритетное положение в политической и социальной повестке дня городов. Также необходимо, чтобы развивалось активное движение на местном уровне в поддержку охраны общественного здоровья. В подходе особо подчеркивается важность таких факторов, как социальная справедливость, коллективное управление и солидарность, а также межсекторальное сотрудничество и действия, направленные на детерминанты здоровья.

Успешное осуществление данного подхода требует принятия инновационных мер по всем аспектам здоровья и условий жизни граждан, а также широких сетевых взаимодействий между городами в Европе и за ее пределами. Это включает:

• прочную политическую приверженность;

• лидерство;

• институциональные преобразования;

• межсекторальные партнерства.

Подход «Здоровые города» учитывает детерминанты здоровья и необходимость совместных действий государственных, частных, добровольных и местных организаций. Такой стиль работы и мышления предусматривает вовлечение местного населения в процессы принятия решений, требует политической воли, а также развития организаций и местных сообществ; при этом процессу придается не меньшая важность, чем результатам. Концепция «Здоровых городов» в своем создании опиралась на Европейскую стратегию «Здоровье для всех» и задачи стратегии «Здоровье-21». Она полностью согласуется с Основами Европейской политики «Здоровье-2020» и Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Городское планирование с учетом здоровья

Городское планирование с учетом здоровья - это планирование для людей. Это означает, что в основу процесса городского планирования положен учет потребностей людей и сообществ и непременно рассматриваются последствия принимаемых решений для здоровья и благополучия населения. Это также означает поиск оптимального соотношения социального, экологического и экономического давления и потому имеет много общего с планированием в це-

»-» т-» и

лях устойчивого развития. В основе этой концепции лежат основные принципы деятельности сети «Здоровые города» - справедливость, межсекторальное взаимодействие, активное участие сообщества и устойчивость.

Городское планирование с учетом здоровья было одной из трех основных тем этапа IV развития Европейской сети ВОЗ «Здоровые города». Основной целью был учет вопросов здоровья при разработке и осуществлении всех процессов, программ и проектов в области городского планирования, наращивание

необходимого институционально-кадрового потенциала и формирование политической и институциональной приверженности достижению этой цели.

Специалисты в области городского планирования и других связанных с ним областей могут изменять условия, в которых живут и работают люди, их доступ к тем или иным учреждениям и услугам, их стиль жизни и способность формировать устойчивые социальные связи. Все это - ключевые детерминанты здоровья, благополучия и качества жизни людей в городах. Деятельность ВОЗ в этой области посвящена изучению связей между здоровьем и городским планированием. Основное внимание уделяется вопросу о том, каким образом городское планирование может оказывать положительное воздействие на здоровье населения.

Тридцатилетие сети «Здоровые города»

В 2018 г. Сеть «Здоровые города» в масштабе всего Европейского региона отметила свое тридцатилетие: Саммит мэров ознаменовал старт юбилейных мероприятий, их кульминацией стала Международная конференция «Здоровые города», которая состоялась в октябре в Белфасте.

В течение трех десятилетий движение «Здоровые города» служило инновационным стимулом преобразований в целях создания более здоровой городской среды, способствующей повышению уровня здоровья и благополучия жителей. Оно также стало вдохновляющим примером для сетей «Здоровые города» во всех остальных регионах ВОЗ, дав импульс для развития этого движения в глобальном масштабе.

В этом сложном мире, где существуют многочисленные уровни государственной власти, различные секторы, стремящиеся к достижению одних и тех же целей, а также множество сторон, заинтересованных в повышении показателей здоровья и благополучия, города располагают уникальными возможностями для выполнения функций лидерства.

Глобальные проблемы решаются на местном уровне. Это один из принципов концептуального видения «Здоровых городов».

Мероприятия

У ЕРБ ВОЗ имеются договоренности с рядом государств-членов по работе в области охраны здоровья населения городов в контексте системы здравоохранения.

Основная работа ЕРБ ВОЗ по охране здоровья в городах, тем не менее, сосредоточена на взаимодействии с местными органами власти в странах Европейского региона посредством Европейской сети ВОЗ «Здоровые города».

Важным аспектом деятельности Европейской сети ВОЗ «Здоровые города» является то, что проводимая работа затрагивает жизнь сообщества в целом, со всеми присущими ему сильными сторонами и проблемами, а не решение отдельных вопросов или борьбу с отдельными заболеваниями, такими как борьба против табака или рак. Люди, работающие или живущие в городах, хорошо понимают, что определенные темы вызывают особую озабоченность населения городов, а значит - и лиц, формирующих соответствующую политику. Программы и публикации ЕРБ ВОЗ охватывают многие из этих тем.

Подробнее на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/ru/health-topics/environment-and-health/urban-health/activities

Публикации Всемирной организации здравоохранения:

• Рамочная программа реализации этапа VII (2019-2024 гг.) Европейской сети ВОЗ «Здоровые города»: цели, требования к участникам

и стратегии. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. -

2019 г. - 84 стр.

В Рамочной программе излагаются стратегические цели и основные направления деятельности Европейской сети ВОЗ «Здоровые города» на Этапе

VII (2019-2024 гг.) и разъясняется процесс подачи и рассмотрения заявок городов и национальных сетей, желающих присоединиться к Европейской сети ВОЗ.

Следует иметь в виду, что приложенный шаблон заявки является образцом и не предназначен для использования при подаче заявления.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0003/400287/04-FINAL-Phase-VH-implementation-framework Ru-.pdf

• Белфастская Хартия по Здоровым городам. - Европейское

региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. - 2019 г. - 20 стр.

Настоящая Хартия выражает твердую приверженность политических лидеров городов в Европейском регионе делу укрепления здоровья и повышения благополучия, обеспечению безопасности в мире и защите уязвимых людей, в соответствии с положениями Тринадцатой общей программы работы ВОЗ, принятой Всемирной ассамблеей здравоохранения в мае 2018 г.

Для выполнения этого обязательства необходимо всячески поддерживать и наращивать действия в интересах здоровья и благополучия, справедливости в отношении здоровья, устойчивого развития и прав человека. Хартия приурочена к тридцатой годовщине основания движения "Здоровые города" в Европейском регионе ВОЗ и основывается на полученных за эти 30 лет знаниях и опыте, а также на достижениях в области общественного здравоохранения. В Хартии, источниками вдохновения для которой служат Повестка дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г. и Копенгагенский консенсус мэров, принятый Европейской сетью ВОЗ Здоровые города в феврале 2018 г., вновь подтверждается приверженность ценностям и принципам здоровых городов.

В ней названы сформулированные с учетом новых возможностей и фактических данных приоритеты для действий, которые будут определять эффективные и рациональные подходы к преодолению основных глобальных взаимозависимых вызовов для здоровья и благополучия населения. Хартия призывает мэров, политических деятелей и представителей местных органов власти активнее выступать в качестве лидеров в реализации общегосударственного и общесоциального подходов к укреплению здоровья и повышению благополучия населения и устранению неравенств и социальной несправедливости в отношении здоровья. В ней рассматриваются планы и приоритеты для фазы VII (2019-2024 гг.) деятельности Европейской сети ВОЗ "Здоровые города" и рассказывается, каким образом государственные органы на региональном и национальном уровне и ВОЗ могут поддерживать эти подходы и извлекать из них существенную пользу.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0009/385722/belfast-charter-healthy-cities-rus.pdf

• Алматинское заявление мэров: Города на переднем крае охраны здоровья и благополучия для всех. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. - 2019 г. - 6 стр.

Алматинское заявление мэров было принято на Саммите Европейской сети ВОЗ «Здоровые города» в г. Алматы, Казахстан, 24 октября 2018 г. Саммит проводился в преддверии Глобальной конференции по первичной медико-санитарной помощи, которая проходила в г. Астана, Казахстан, с 25 по 26 октября 2018 г. Алматинское заявление мэров подтверждает приверженность Европейской сети ВОЗ «Здоровые города» содержащемуся в Уставе ВОЗ определению здоровья, а также ценностям и принципам первичной медико-санитарной помощи, закрепленных в Алма-Атинской декларации (1978 г.). В заявлении призна-

ется, что города, городские районы и местные органы власти играют важнейшую роль в обеспечении здоровья и благосостояния для всех за счет организации всеобщего охвата услугами здравоохранения.

Города вносят свой вклад в обеспечение здоровья и благополучия для всех и достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения путем создания условий, способствующих улучшению состояния здоровья и повышению благополучия, путем оказания первичной медико-санитарной помощи и услуг, а также создания устойчивых сообществ, которые расширяют права и возможности всех людей, включая вовлеченность в процесс принятия решений, затрагивающих их здоровье и благополучие. Первичная медико-санитарная помощь требует взаимодействия с людьми и сообществами, а города занимают уникальное положение на местном уровне, дающее им тесную связь с людьми и позволяющее предоставлять доступные платформы для взаимодействия.

В Алматинском заявлении мэров утверждается, что первичная медико-санитарная помощь является основой всеобщего охвата медико-санитарными услугами и достижения Целей устойчивого развития и что города играют важнейшую роль в этой области. В Заявлении содержится призыв к городам, городским районам и органам местного самоуправления принять участие в деятельности, связанной с Астанинской декларацией, координируя свои усилия с ВОЗ и Европейской сетью «Здоровые города», привлекая к своей работе лидеров и представителей всех соответствующих секторов и уровней власти, работая совместно с другими городами и внутри городов, для того, чтобы обеспечить здоровье и благосостояние для всех без исключения.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf Ше/0008/417491/25Ш-аппиа1-meeting-RHN-Aarchen.pdf

• Здоровые города в поддержку восстановления и улучшения. Политическое заявление Европейской сети ВОЗ «Здоровые города». -Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. - 2019 г. - 16 стр.

Мы, мэры и высокопоставленные политические представители городов, собравшиеся на совещание 8-10 декабря 2020 г., подтверждаем свою приверженность ценностям и принципам движения "Здоровые города".

Учитывая, что наши города стали национальными и международными эпицентрами пандемии COVID-19, мы обязуемся - как по отдельности, так и сообща - играть более активную лидерскую роль в том, чтобы сделать наши города здоровыми, безопасными, справедливыми, инклюзивными, жизнестойкими и ресурсоустойчивыми.

Мы призываем ВОЗ и мировое сообщество поддерживать научно-обоснованные ответные меры - не только с целью защиты наших сообществ от пандемии COVID-19 и ее социальных и экономических последствий, но и в интересах справедливого, здорового и устойчивого послекризисного восстановления.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/340320/WH0-EUR0-2021-2092-41847-57403-rus.pdf

• Поддержка усилий по развитию благоприятных для здоровья видов городского транспорта и средств передвижения в контексте C0VID-19. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. - 2020 г. - 7 стр.

Эффективное выполнение рекомендуемых мер в транспортной системе может защитить людей от риска инфицирования COVID-19 и одновременно содействовать восстановлению экономики, о чем говорится в программном заявлении ВОЗ о принципах здорового восстановления после пандемии COVID-19.

Представленные в настоящем руководстве рекомендации отражают предписания пятого пункта этого заявления о создании здоровой и благоприятной для жизни городской среды. В частности, они могут содействовать достижению многочисленных социальных целей, в том числе обеспечению безопасности и эффективности транспорта; повышению качества городской жизни; сокращению выбросов загрязнителей воздуха и парниковых газов, а также сокращению шума; расширению возможностей для ведения физически активного образа жизни.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/336264/9789240013377-rus.pdf

• Потенциал городов в области борьбы с неинфекционными заболеваниями и дорожно-транспортным травматизмом. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2019 г. - 86 стр.

В докладе Всемирной организации здравоохранения вниманию городских властей предлагаются рекомендации и стратегии, направленные на борьбу с некоторыми из основных причин смертности в городах.

Неинфекционные заболевания (НИЗ), такие как болезни сердца, инсульт, рак и диабет, во всем мире ежегодно уносят 41 миллион жизней, а в дорожно-транспортных происшествиях гибнет 1,35 миллиона человек.

Доклад адресован градоначальникам, должностным лицам местных органов власти и специалистам в области городского планирования. В этом документе, подготовленном при финансовой поддержке благотворительного фонда Блумберга, названы ключевые области, в которых городские власти могут принять меры в целях борьбы с факторами, способствующими НИЗ, в том числе такими, как употребление табака, загрязнение воздуха, неправильное питание и

низкий уровень физической активности, а также повышения безопасности дорожного движения.

Цель доклада — ознакомить специалистов в области городского планирования с успешным опытом реализации широкого спектра мероприятий от антитабачной политики в Пекине и Богоре до инициатив по повышению безопасности дорожного движения в Аккре и Бангкоке, совместного использования велосипедов в Форталезе и обустройства пешеходных улиц для пожилых людей в Нью-Йорке, позволившего сократить смертность в ДТП среди пожилых пешеходов на 16%.

В докладе подробно анализируется 19 примеров таких инициатив, причем 15 из них осуществляются в развивающихся странах, на долю которых приходится 85% всех случаев преждевременной смерти среди взрослого населения в результате НИЗ и более 90% ДТП со смертельным исходом.

Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/329429/9789240008083-rus.pdf

• Policies, regulations & legislation promoting healthy housing: a review (Политика, нормативы и законодательства, направленные на создание здоровых жилищных условий. Обзор). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2021 г. - 110 стр.

Учет вопросов здоровья в жилищной политике имеет большое значение для улучшения здоровья населения и предотвращения непредвиденных последствий. Данный обзор политических мер, нормативов и законодательств в области создания здоровых жилищных условий призван поддержать страны в реализации Руководства ВОЗ по жилью и здоровью.

В обзоре представлены примеры жилищной политики, которая учитывает здоровье жителей. Политические мероприятия разработаны на основе научных данных и экспертной базы. В обзоре рассмотрены методы реализации политики создания здорового жилья, также определены препятствия, преимущества и средства поддержки. Обзор предназначен для лиц, определяющих политику и реализующих стратегии здорового и безопасного жилья для всех.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://apps.who.int/iris/rest/bitstreams/1328725/retrieve

• Подход к профилактике НИЗ и борьбе с ними на основе многоуровневого управления: роль городов и городских районов. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2019 г. - 13 стр.

Более половины населения мира проживает в городской местности. Это означает, что городские и муниципальные органы власти располагают хорошими возможностями для того, чтобы активизировать борьбу с неинфекционными заболеваниями (НИЗ).

Муниципалитеты в первую очередь подвергаются глобальным угрозам, в том числе инфекционным заболеваниям, таким как ВИЧ/СПИД и туберкулез, и НИЗ, таким как астма, сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания и диабет. Муниципалитеты также сталкиваются с высокими показателями насилия и травматизма, включая дорожно-транспортный травматизм.

Сотрудничество между различными уровнями управления имеет исключительное значение, так как хотя города занимают лишь 2% общей площади суши, в них сосредоточено 80% мировой экономической деятельности (валового внутреннего продукта). На города также приходится более 60% общемирового потребления энергии и до 70% общемировых выбросов парниковых газов.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0009/398619/Cities-Paper-RUS.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Urban redevelopment of contaminated sites: a review of scientific evidence and practical knowledge on environmental and health issues (Реконструкция загрязненных участков в городах: обзор научных данных и практических знаний по вопросам окружающей среды и здоровья). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2021 г. - 158 стр.

Во всем Европейском регионе ВОЗ городское население неуклонно растет, что ведет к росту спроса на землю. Восстановление промышленных территорий и загрязненных земель дает возможность для устойчивого городского развития и снижения нагрузки на земельные ресурсы.

Однако повторная застройка загрязненных земельных участков влечет за собой различные проблемы и может привести к продолжительным негативным последствиям для окружающей среды и здоровья, если риски загрязнения не будут должным образом устранены. В этом обзоре представлены результаты консультации экспертов по перепланировке загрязненных участков под новые городские функции, целью которых является анализ воздействия переоборудования и перепланировки на окружающую среду и здоровье жителей, а также определение рациональных методов поддержки эффективной перепланировки с учетом здоровья и благополучия.

Консультации были структурированы как обсуждение данных о воздействии рекультивации городских территорий на окружающую среду и здоровье человека, обзор тематических исследований по Европейскому опыту в этом направлении и размышление о применимости инструментов оценки воздействия во время процессов рекультивации и перепланировки. Обобщая выводы,

этот обзор определяет передовой опыт и важные элементы, которые следует учитывать при реализации проектов реконструкции городских территорий.

Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/340944/WH0-EUR0-2021-2187-41942-57585-eng.pdf

• Природа, биологическое разнообразие и здоровье: обзор взаимосвязей. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2021 г. -

32 стр.

Урбанизация, землепользование, глобальная торговля и индустриализация привели к глубоким негативным последствиям для природы, биологического разнообразия и экосистем во всем мире. Постоянное истощение природных ресурсов не только пагубно сказывается на экологических условиях, но и наносит огромный вред благополучию и безопасности сообществ.

В этом докладе представлена обзорная информация о воздействии природной среды на здоровье человека. В нем рассказывается о том, каким образом природа и экосистемы могут поддерживать и защищать здоровье и благополучие людей, а также описываются угрозы здоровью человека, возникающие вследствие ухудшения состояния природной среды и утраты биологического разнообразия. Публикация предназначена для читателей, не обладающих обширным опытом в области изучения связей между природой и здоровьем. Хотя этот обзорный доклад, прежде всего, направлен на информирование специалистов и лиц, ответственных за принятие решений в секторах здравоохранения и окружающей среды, он также будет актуален для работников других секторов, занимающихся вопросами охраны, управления и использования природных ресурсов и биологического разнообразия.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/341460/9789289055659-rus.pdf

Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения:

https://www.who.int/health-topics/urban-health

и на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

https://www.euro.who.int/en/health-topics/environment-and-health/urban-health

Контактная информация

Документационный центр ВОЗ

127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209

ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ).

E-mail: doccenter@mednet.ru Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ E-mail: kaidoc@mednet.ru WWW: http://whodc.mednet.ru/ Подписка на Бюллетень

Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу:

doccenter@mednet.ru

Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке:

http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html

1 См. также Информационный бюллетень - февраль 2017 г. «Европейская сеть Всемирной организации здравоохранения «Здоровые города»:

https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/144.html

2 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы Европейского сайта ВОЗ:

https://www.euro.who.int/ru/health-topics/environment-and-health/urban-health/who-european-healthy-cities-network

и:

https://www.euro.who.int/ru/health-topics/environment-and-health/urban-health/who-european-healthy-cities-network/what-is-a-healthy-city

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.