Научная статья на тему 'ВОЙСКОВЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1917-1920 ГГ.)'

ВОЙСКОВЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1917-1920 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / OCTOBER REVOLUTION / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / INTERNAL FORCES / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ КОМИССИИ / КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ / COUNTERREVOLUTION / РАБОЧИЕ / WORKERS / КРЕСТЬЯНЕ / PEASANTS / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / SOVIET GOVERNMENT / НАРКОМАТЫ / COMMISSARIATS / СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ / COUNCIL OF PEOPLE'S COMMISSARS / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / CIVIL WAR / ИНТЕРВЕНЦИЯ / INTERVENTION / СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ / COUNCIL OF LABOR AND DEFENSE / EMERGENCY COMMITTEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Епифанов А.Е., Джамбалаев Я.Р.

В статье представлен комплексный историко-правовой анализ вопросов, касающихся организации и деятельности советских вооруженных сил по борьбе с контрреволюционными выступлениями в 1917-1920 гг. Работа представляет собой попытку с позиции отечественной истории и права дать развернутую характеристику войсковых формирований специального назначения, поставленных на страже внутренних интересов советского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Епифанов А.Е., Джамбалаев Я.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of armed forces employment in order to ensure internal security in the period of Soviet regime formation (1917-1920)

The paper presents a comprehensive historical and legal review on arrangement and actions of Soviet armed forces against counter-revolutionary protests in the years between 1917 and 1920. The paper is the detailed description of special armed forces guarding the Soviet State's internal interests.

Текст научной работы на тему «ВОЙСКОВЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1917-1920 ГГ.)»

УДК 340

А.Е. Епифанов1, Я.Р. Джамбалаев2

Войсковые формирования как средство обеспечения внутренней безопасности на этапе становления советского государства (1917-1920 гг.)

1 Волгоградский государственный университет

2 Дагестанский государственный университет; amuslim@mail.ru

В статье представлен комплексный историко-правовой анализ вопросов, касающихся организации и деятельности советских вооруженных сил по борьбе с контрреволюционными выступлениями в 1917-1920 гг. Работа представляет собой попытку с позиции отечественной истории и права дать развернутую характеристику войсковых формирований специального назначения, поставленных на страже внутренних интересов советского государства.

Ключевые слова: Октябрьская революция, внутренние войска, чрезвычайные комиссии, контрреволюция, рабочие, крестьяне, Советская власть, наркоматы, Совет народных комиссаров, Гражданская война, интервенция, Совет труда и обороны.

На защиту завоеваний Октябрьской революции 1917 г. от внутренней контрреволюции и иностранной интервенции было направлено формирование регулярных вооруженных сил, образованных на основании декретов СНК об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота, принятых в январе-феврале 1918 г. Между тем свергнутые эксплуататорские классы пытались восстановить свое положение как путем развязывания гражданской войны, так и разложением Советской власти изнутри. Большая ставка при этом делалась на развал Российской Федерации всеми возможными способами, преимущественно насильственным путем, что однозначно квалифицировалось Советской властью как контрреволюционные мятежи и восстания.

На этапе становления советского государства с особой остротой стоял вопрос об организационных формах подавления контрреволюционных выступлений подобного рода, о революционных силах, которые наряду с Красной Армией и Флотом следовало использовать с этой целью. Дальнейшее развитие событий показало, что решение подобных задач было невозможно без специальных органов по обеспечению государственной безопасности и наделения их специальными вооруженными формированиями. В этой связи в 1917-1919 гг. руководством советского государства были предприняты меры по формированию так называемых внутренних войск [1]. Их основу составили войска ВЧК, формирование которых началось с конца 1917 г. В марте 1918 г. постановлением ВЧК все отдельные отряды были объединены в боевой отряд ВЧК. Одновременно по предложению Всероссийской чрезвычайной комиссии местными Советами стали создаваться вооруженные отряды при местных ЧК.

Одной из первых боевых операций, наглядно продемонстрировавшей актуальность формирования частей внутренних войск, а также их эффективность на практике, явилось разоружение анархистских банд в Москве, Петрограде, Воронеже, Саратове, Нижнем Новгороде, Самаре и других городах весной 1918 г. Так, в ночь на 12 апреля этого года отряды ВЧК совместно с частями Московского гарнизона при личном участии Дзержинского окружили занятые анархистами особняки и арестовали около 600 из них [2]. Ликвидация анархистских банд способствовала укреплению Советской власти, обеспечила спокойствие и безопасность граждан.

Организационные и правовые основы строительства войск ВЧК были заложены I Всероссийской конференцией чрезвычайных комиссий, состоявшейся 11-14 июня 1918 г. Прежде всего на ней была признана необходимость создания особого корпуса войск, способного защищать Советскую власть от посягательств внутренних врагов. Личный состав его предполагалось укомплектовать преданными делу революции, дисциплинированными и хорошо обученными военному делу людьми.

За основу на конференции был принят принцип территориального размещения войск ВЧК. При этом было предписано в стратегическом отношении части корпуса распределять по политическим центрам страны таким образом, чтобы в распоряжении местных ЧК находились силы, прямо пропорциональные размаху контрреволюционных выступлений. Руководство корпусом было поручено председателю ВЧК и специально созданному оперативному штабу. Командирами местных подразделений войск ВЧК назначались члены территориальных ЧК. Резолюция конференции особо подчеркивала, что названный войсковой корпус находится в исключительном распоряжении ВЧК и строится на принципах железной дисциплины и строжайшей централизации.

13 июня 1918 г. во исполнение решений названной конференции разрозненные отряды ВЧК как в центре, так и на местах были объединены коллегией ВЧК в корпус ее войск. Формирование корпуса войск ВЧК регламентировалось специальным положением от 15 июля 1918 г. и осуществлялось по принципу классового отбора. Его численность и состав определялись самой ВЧК. На службу в корпус принимались исключительно рабочие и беднейшие крестьяне по рекомендации партийных большевистских организаций, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, комитетов крестьянской бедноты, а также не менее двух коммунистов. Каждый боец корпуса давал подписку беспрекословно выполнять все приказы Советской власти, строго соблюдать революционную дисциплину, решительно подавлять всякое посягательство на Советскую власть.

Особое значение, придававшееся качеству кадрового отбора в войска ВЧК, было продиктовано прежде всего их ролью, которая отводилась им в борьбе за власть не только большевиками, но и их политическими противниками. Характерно, что в качестве основной вооруженной силы отряд ВЧК под командованием своего сподвижника Попова использовали левые эсеры в ходе июльского мятежа 1918 г. в Москве. Вместо отправленных на фронт преданных Советской власти бойцов Поповым были набраны антисоветски настроенные черноморские матросы и анархисты. 6 июля 1918 г. левым эсерам при поддержке названного отряда удалось не только убить германского посла Мирбаха, захватить стратегические пункты столицы, но и арестовать самого Дзержинского [2, с. 155-156].

Корпус войск ВЧК делился на отдельные батальоны численностью по 750 человек в составе трех пехотных рот, кавалерийской и пулеметной команд, подразделения связи и взвода артиллерии. Кроме того, корпус был усилен за счет отделений бронеавтомобилей.

Необходимо отметить, что активным противником образования специальных войск ВЧК являлся нарком по военным и морским делам Троцкий. Выполнение их функций в каждом конкретном случае он предлагал возлагать по просьбе ЧК на части Красной Армии по принципу территориальности. В конечном счете, в вопросе организации специальных внутренних войск возобладала позиция Дзержинского, сумевшего отстоять названную структуру и состав войск ВЧК. Справедливость его мнения была подтверждена последующими событиями, связанными с ликвидацией разного рода контрреволюционных мятежей в советском тылу, некоторые из которых зрели в недрах самой

Красной Армии. Так, наиболее крупной заслугой ВЧК и ее войск в 1919 г. явилась ликвидация контрреволюционной организации «Национальный центр», имевшей свои отделения в Петрограде, Сибири, на Урале и Кубани. Названная организация взаимодействовала с подпольным штабом «Добровольческой армии Московского района», имевшим в своем распоряжении значительные вооруженные силы из состава РККА, в том числе преподавателей и слушателей трех военных школ, броневики и артиллерию [2, с. 175-176].

28 октября 1918 г. создание войск ВЧК было закреплено утвержденным ВЦИК Положением о чрезвычайных комиссиях. Согласно ему ВЧК и местные ЧК наделялись правом организации при себе особых вооруженных отрядов. На местах их численность регулировалась местными исполкомами по соглашению с ВЧК. Ее войска оставались при этом под контролем и на учете Реввоенсовета республики.

Особое внимание ВЧК уделялось комплектованию своих войск из наиболее сознательных, стойких и дисциплинированных бойцов. С тем, чтобы нейтрализовать попытки контрреволюционных сил разложить и дезорганизовать осуществлявшие «красный террор» войска, внедрить в их ряды белогвардейцев, ВЧК предписывала своим подразделениям на местах тщательно следить за ходом формирования частей, усилить в них партийную работу.

В результате рассмотренных мероприятий к маю 1919 г. численность войска ВЧК достигла 17 904 чел. При их комплектовании неуклонно проводился принцип качества, а не численности. Части войск ВЧК были призваны стать элитными вооруженными силами советского государства, во всех отношениях превосходившими обычные войска, и прежде всего в воспитании прежде всего [3, док. № 92].

Прообразом, а затем еще одной составной частью советских внутренних войск явились части созданной по инициативе Ленина продовольственной армии, призванные осуществлять принудительное изъятие продовольствия и его охрану. Их формирование из матросов и рабочих началось в ноябре 1917 г. по решению Петроградского военно-революционного комитета и Центрального комитета Балтийского флота. Тогда же руководство этими отрядами было передано СНК Наркомату продовольствия. 14 января 1918 г. Ленин выступил с предложением активизировать направление в деревни многочисленных вооруженных отрядов для принятия «самых революционных мер» по сбору и транспортировке хлеба, а также беспощадной борьбы со спекулянтами и саботажниками, вплоть до их расстрела на месте [4, с. 314]. Развернувшееся весной и летом 1918 г. массовое направление в деревню вооруженных продовольственных отрядов было вызвано непосредственной угрозой Советской власти, которая исходила от антисоветских восстаний на почве голода и обострения классовой борьбы. 9 мая 1918 г. ВЦИК и СНК РСФСР был принят совместный декрет, который предписывал продотрядам применять вооруженную силу при противодействии изъятию излишков хлеба и иных продовольственных продуктов.

Декретом ВЦИК и СНК от 30 мая 1918 г. закреплялась организация при местных продовольственных органах особых вооруженных отрядов из лояльных советской власти рабочих. Главной их задачей была «организация трудового крестьянства против кулаков» [5, с. 310]. Программа создания массовой продовольственной армии была разработана лично Лениным в июне 1918 г. Согласно программе, каждая фабрика обязана была направить в продармию по одному человеку от каждых 25 рабочих. Регистрацию ее бойцов осуществляли фабрично-заводские комитеты с предоставлением в отношении их особых поручительств о личной добросовестности и революционной дисциплинированности. Организацию подразделений продармии призваны были осущест-

влять выборные представители от мобилизованных в нее рабочих. Каждый мобилизованный давал обязательство беспрекословно выполнять возложенные на продотряды функции и подчиняться их комиссарам [4, с. 431]. Для руководства создаваемыми по всей стране продотрядами, их обучения и вооружения в мае 1918 г. при Наркомпроде было создано специальное управление во главе с главным комиссаром и военным руководителем. Все продотряды были объединены в единую продовольственно-реквизиционную армию. Каждый продотряд насчитывал не менее 75 человек и имел по 2-3 пулемета. Во главе названных отрядов ставились назначаемый главным комиссаром по формированию продотрядов начальник и утверждаемый Наркомпродом комиссар. Особое внимание уделялось укреплению дисциплины и революционной законности. Инструкция Наркомпрода продовольственным отрядам от 20 августа 1918 г. требовала расстрела застигнутых на месте преступления бойцов продотрядов, допустивших кражи, вымогательство, мародерство, взяточничество и т. п.

Размещенные на территории уезда продотряды дислоцировались таким образом, чтобы при необходимости объединиться с 2-3 отрядами для совместных военных действий. С этой целью между ними устанавливалась непрерывная кавалерийская связь. Тем самым наряду с массовым формированием продовольственных отрядов большое внимание уделялось централизации управления их деятельностью, насаждению в них воинской организации. В результате предпринятых мер в августе 1918 г. численность продармии достигла 6218 человек. Несмотря на это, продовольственное положение в стране резко ухудшилось, что потребовало организации новых продотрядов и совершенствования методов их работы. В августе 1918 г. при ВЦСПС было создано Центральное военно-продовольственное бюро, в уездах и губерниях - продовольственные бюро. Им было поручено сформировать и отправить в деревню продовольственные отряды нового типа. В отличие от прежних, передававших весь изъятый хлеб в распоряжение государства, отряды Военпродбюро половину такового оставляли в распоряжении предприятий, направивших их в деревню. К концу 1918 г. в продармию и отряды Военпродбюро было направлено 72 тыс. рабочих. Если в течение первой половины 1918 г. продотряды заготовили 28 млн пудов хлеба, то за вторую половину того же года - 67 млн пудов [4, с. 312].

27 февраля 1919 г. в связи с введением продразверстки Ленин подписал декрет СНК «О рабочих продовольственных отрядах» [7, док. № 22]. Согласно ему, по всей стране была развернута мобилизация трудящихся в продотряды, которая позволяла восполнить убыль их бойцов, направленных в действующую Красную Армию. 28 декабря 1918 г. специальным приказом РВС республики был определен новый порядок организации и комплектования продармии. С этого времени в нее зачислялись в основном добровольцы, не подлежащие призыву в Красную Армию, а также слабосильные и выздоравливающие красноармейцы.

Основным подразделением продармии был полк в составе трех батальонов из трех рот каждый. Такая штатная организация в целом соответствовала штатам строевых частей и подразделений Красной Армии. В свою очередь полки продармии сводились в бригады. В марте 1919 г. совместным приказом РВС республики и Наркомпрода был учрежден Военный совет продармии, включавший военного руководителя и двух военных комиссаров [3, док. № 86]. Он явился высшим военным органом продовольственной армии и подчинялся Реввоенсовету республики.

15 мая 1919 г. приказом РВС республики общее число полков продармии достигло 20. Каждые 3-4 полка образовывали бригаду. Подобно строевым частям Красной Армии, подразделения продармии приобрели в организационном отношении войсковые

черты и вооружение.

В изучаемый период части продармии не только сыграли огромную роль в улучшении продовольственного положения страны, но и вынесли основную тяжесть борьбы с кулацкими восстаниями.

В годы Гражданской войны во внутренние войска входили и другие части вспомогательного назначения, при необходимости активно применявшиеся в случаях, требующих федерального вмешательства. К их числу следует отнести войска охраны железных дорог, водных путей сообщения, сахарного производства и некоторых других жизненно важных для РСФСР объектов.

Так, в экстремальных условиях Гражданской войны первостепенное общегосударственное значение приобрела охрана железных дорог. Летучие отряды из рабочих и солдат по борьбе с контрреволюцией на железных дорогах были созданы уже вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Согласно требованию особого совещания при НКВД от 28 декабря 1917 г., вооруженные силы для охраны железнодорожных станций первоначально выделялись военными комиссариатами [3, док. № 8].

В последующем обстановка Гражданской войны и катастрофическое состояние дел на транспорте потребовали перехода от временных мер к постоянным мерам охраны путей сообщения. 30 января 1918 г., согласно декрету об охране дорог, СНК была образована Всероссийская междуведомственная чрезвычайная комиссия по охране железных дорог. Благодаря этому вся железнодорожная сеть страны, все шоссейные дороги и водные пути были поделены на участки. Каждый из них находился под охраной необходимого количества вооруженных отрядов во главе с начальником охраны участка.

23 марта 1918 г., согласно новому декрету СНК, неограниченные полномочия по охране дорог были предоставлены Наркомату путей сообщения, которому подчинялась военная охрана, в основном состоящая из отрядов железнодорожников [5, с. 18-20]. При этом было положено начало охране не только железнодорожных, но и водных путей, пристаней Рыбинска, Ярославля, Нижнего Новгорода, Уфы, Саратова и др. На 1 июня 1918 г. в этих отрядах проходили службу свыше 28 тыс. чел. В последующем, учитывая большое значение путей сообщения, руководство Советского государства пошло на увеличение их численности до 70 тыс. чел. [1, с. 33].

17 июля 1918 г. Ленин подписал Декрет СНК, согласно которому охрана путей сообщения в прифронтовой полосе переходила в ведение Наркомата по военным делам, а в тылу по-прежнему осуществлялась НКПС [5, с. 43-44]. Вместо существовавших прежде двух видов охраны - военных отрядов железнодорожников и отрядов добровольцев - вводился единый вид охраны из бойцов, набранных по рекомендации рабочих, профсоюзных и крестьянских организаций.

В конце 1918 г., учитывая активизацию внутренней и внешней контрреволюции на транспорте, выразившуюся в подготовке разного рода диверсий на его объектах, советское правительство приняло решение о полной передаче охраны железных дорог Наркомату по военным делам, что было закреплено Положением о железнодорожной охране от 18 февраля 1919 г. [5, с. 409-410]. С этих пор на военное ведомство была возложена внешняя охрана всей железнодорожной сети, водных путей, телеграфных линий, воинских складов на железнодорожных станциях, а также воинских эшелонов. С этой целью использовались как прежняя железнодорожная охрана, так и части Красной Армии. Так, в декабре 1918 г. для охраны железных дорог центра России были сформированы 14 пехотных полков и 9 отдельных пехотных батальонов железнодорожной охраны [3, док. № 58]. Руководство войсками железнодорожной охраны возлагалось на начальника обороны и охраны железных дорог Советской республики, общий надзор - на

начальника Центрального управления военных сообщений при Реввоенсовете республики. В результате названных мероприятий к июню 1919 г. численность внутренних войск данной категории достигла 102 тыс. чел. [3, док. № 114].

Учитывая катастрофическое положение дел, собственные вооруженные отряды по охране водных путей сообщения были сформированы также Главным управлением водного транспорта (Главводом) ВСНХ, созданным 18 мая 1918 г. 12 июля того же года председателю ВСНХ Советом Народных Комиссаров было вменено в обязанность взять под контроль весь речной транспорт и пристани, чтобы лишить контрреволюционные отряды всякой возможности беспрепятственно передвигаться водными путями в целях совершения заговоров и мятежей.

Учитывая крайне неблагополучное положение с состоянием дисциплины и соблюдением революционной законности среди личного состава названных отрядов, 25 июля 1918 г. вся речная охрана Главвода была передана в ведение Наркомата по военным делам [5, с. 14]. К июню 1919 г. ее численность достигла 4 237 чел. [20]. Впоследствии она была подчинена корпусу войск ВЧК. На практике функции по охране объектов водного транспорта в сложных условиях Гражданской войны продолжительное время дублировались войсками Главвода, Красной Армии и милицией, что крайне неблагоприятно сказывалось на ее результатах.

Общегосударственное значение в годы Гражданской войны приобрели мероприятия, связанные с производством и распределением сахара, что, в свою очередь, потребовало действенных мер со стороны центрального руководства страны по их вооруженной охране. Первый вооруженный отряд по охране сахарного производства численностью 100 чел. был организован в июне 1918 г. Московским окружным военкоматом по просьбе Главного сахарного комитета Великорусского района (Главсахара). Сформированному таким образом «Московскому летучему отряду» была поставлена задача вывезти сахарные запасы из прифронтовой полосы, а также обеспечить их вооруженную охрану от расхищения. Впоследствии Главсахаром неоднократно увеличивалась численность вооруженных формирований по охране сахарного производства. При этом в сахаропроизводящих районах (Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерниях) были созданы резервные отряды по 117 чел. во главе с губернскими штабами, на сахарных заводах - команды по 25 охранников. Часть сахарной охраны при этом была конной. Декретом СНК от 19 августа 1918 г. отряды по охране сахарного производства были отнесены к войскам специального назначения [3, док. № 37]. В декабре 1918 г. для управления ими была сформирована междуведомственная коллегия во главе с представителем Наркомата по военным делам. К середине 1919 г. войска Главсахара насчитывали 4015 чел., в т. ч. 116 кавалеристов. На их вооружении находились даже пулеметы.

Наряду с перечисленными категориями внутренних войск свои вооруженные формирования в изучаемый период имели такие центральные советские ведомства, как Центротекстиль, Главнефть и некоторые другие. Общая их численность к июню 1919 г. достигла 260 тыс. чел. [3, док. № 114]. В годы Гражданской войны внутренние войска выполняли важные задачи по охране тыла РСФСР, они являлись надежным средством вооруженного вмешательства центрального руководства. При этом существенным препятствием к выполнению внутренними войсками возложенных на них задач, были их ведомственная разобщенность, несогласованность в действиях и разнотипность организационной структуры. Наряду с большим некомплектом сказывалось наличие партизанщины в организации войск, слабая политическая работа и недостатки в материальном обеспечении.

19 августа 1918 г. Лениным был подписан декрет СНК «Об объявлении всех Вооруженных сил республики в ведении Народного комиссариата по военным делам» [5, с. 224-226]. 15 ноября 1918 г. названный декрет приказом РВС республики был распространен на войска ВЧК. Согласно этому, документу все без исключения Вооруженные силы республики переходили в ведение Наркомата по военным делам. В основном это касалось вопросов комплектования, размещения, обучения, вооружения, снабжения, боевой подготовки и использования. По-прежнему сохранялось ведомственное управление войсками специального назначения (в т. ч. внутренними) при выполнении возложенных на них задач. Комплектование войск изучаемой категории с этих пор осуществлялось на общих с Красной Армией основаниях.

Положительным моментом для войск изучаемой категории явилось то, что с этих пор была унифицирована и усовершенствована их организация по образу и подобию Красной Армии, а также улучшено комплектование за счет мобилизованных. Большое значение для укрепления Вооруженных сил РСФСР, внутренних войск в том числе, имели решения VIII съезда РКП (б), резолюции которого были направлены на соблюдение принципа классовой мобилизации в армию только трудящихся, повышение роли в укреплении Вооруженных сил военных комиссаров.

30 марта 1919 г. ВЧК выступила с инициативой объединения всех войск вспомогательного назначения в единые войска внутренней охраны и подчинения их Наркомату внутренних дел - на предмет более эффективного их использования. 28 мая 1919 г. на заседании Совета обороны Ленин подписал постановление об объединении войск вспомогательного назначения [5, с. 508-510]. Учитывая наибольший уровень организованности и дисциплины, а также накопленный опыт борьбы с контрреволюцией, названное объединение было осуществлено на базе войск ВЧК. При этом все внутренние войска перешли в ведение Наркомата внутренних дел и получили наименование войск внутренней охраны республики (ВОХР). Их начальник назначался совместно РВС республики и ВЧК, утверждался непосредственно СНК. Численность ВОХР устанавливалась в 120 000 человек. Их основными подразделениями были роты и команды различного назначения, сведенные в батальоны, а также эскадроны и батареи. Все вместе они образовывали бригады. В границах военных округов из нескольких бригад создавались сектора ВОХР (Московский, Петроградский, Курский, Приволжский, Ярославский, Нижегородский и др.), подчинявшиеся его штабу. Их начальники пользовались правами командиров дивизии. Кроме того, в пределах каждой губернии подразделения ВОХР распределялись по районам и участкам, что было призвано обеспечить согласованность их действий с командованием военных округов и губернскими органами. Боеспособность ВОХР была существенно повышена за счет перехода к формированию по типовым штатам Красной Армии. По причине своей малочисленности (в августе 1920 г. - около 213 тыс. бойцов) войска ВОХР в основном выполняли задачи ВЧК, Наркомпрода и Наркомпути.

Наиболее ответственные задачи по борьбе с контрреволюционными выступлениями возлагались на части ВОХР, приданные чрезвычайным комиссиям. К весне 1920 г. они составляли 1/4 всех войск ВОХР. При этом каждой губернской ЧК придавалось по признаку одному батальону. В оперативном отношении они подчинялись руководству ЧК по территориальности, в строевых, хозяйственных и политических вопросах - своим старшим войсковым начальникам. Руководство названных бригад и секторов ВОХР было не вправе использовать приданные Губчека батальоны без их согласия. На случай обострения обстановки в подверженных контрреволюционным проявлениям регионах создавались войсковые резервы ВОХР [1, с. 46].

1 сентября 1920 г. постановлением Совета труда и обороны войска ВОХР были преобразованы в войска внутренней службы Республики (ВНУС). При этом они были значительно усилены за счет передачи им караульных войск, частей железнодорожной обороны, а также железнодорожной и водной милиции. Из войск ВНУС были сформированы дивизии, отдельные бригады и полки. Исключение составляли части, обслуживавшие чрезвычайные комиссии, штаты которых формировались по согласованию с ВЧК. В части выполнения возложенных на них специальных задач войска ВНУС подчинялись НКВД, по остальным вопросам - Главкому Наркомата по военным делам. В аналогичном двойном подчинении находился и командующий войсками ВНУС.

В результате названных преобразований руководству советского государства удалось сосредоточить охрану важнейших объектов страны от контрреволюционных выступлений в ведении единых войск. Однако существенным недостатком продолжала оставаться ведомственная разобщенность в руководстве ими. На предмет его преодоления вместо существовавших ранее секторов были организованы штабы командующих войсками ВНУС соответствующих округов и фронтов. В ноябре 1920 г. их обязанности были возложены на командующих войсками военного округа.

Литература

1. Некрасов В.Ф. На страже интересов Советского государства. История строительства войск ВЧК-ОГПУ-НКВД-МВД. - М., 1983.

2. Феликс Эдмундович Дзержинский. Биография. - 2-е изд., доп. - М., 1983.

3. Внутренние войска Советской республики (1917-1922 гг.). Док. № 92 // Документы и материалы. - М., 1972.

4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 35, т. 36 - С. 314, с. 431.

5. Декреты Советской власти. - М., 1959, т. 2., т. 3. - С. 43-44.

6. Из истории войск ВЧК и пограничной охраны 1917-1921 гг. // Док. № 22 Документы и материалы. - М., 1928.

Поступила в редакцию 7 октября 2013 г.

UDK 340

Experience of armed forces employment in order to ensure internal security in the period of Soviet regime formation (1917-1920)

A.E. Epifanov1, Ya.R. Djambalaev2

1 Volgograd state university

2 Dagestan State University; amuslim@mail.ru

The paper presents a comprehensive historical and legal review on arrangement and actions of Soviet armed forces against counter-revolutionary protests in the years between 1917 and 1920. The paper is the detailed description of special armed forces guarding the Soviet State's internal interests.

Keywords: the October Revolution, the internal forces, the emergency committee, the counterrevolution, the workers, the peasants, the Soviet government, commissariats, the Council of People's Commissars, the Civil War, the intervention, the Council of Labor and Defense.

Received October 7, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.