Научная статья на тему 'Войсковой город Екатеринодар: сословный состав и численность населения'

Войсковой город Екатеринодар: сословный состав и численность населения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
670
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕКАТЕРИНОДАР / ГОРОДСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЗЕМЛИ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК / НЕКАЗАЧЬИ СОСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бондарь Виталий Вячеславович

Земля Войска Черноморского, или Черномория, была в Российской империи конца 18 первой половины 19 века особой административно-территориальной единицей, приравненной по статусу к губернии. Екатеринодар, будучи центром Черномории, имел целый набор черт, заметно выделявших его в общем ряду российских городов. В частности специфика войскового города состояла в "моносословности" его населения, отразившейся на динамике роста численности жителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Войсковой город Екатеринодар: сословный состав и численность населения»

№ 5 (34), 2009

"Культурная жизнь Юга России" ^

Проблемы мировой и региональной истории

В. В. БОНДАРЬ

войсковой ГОРОД ЕКАТЕРИНОДАР: СОСЛОВНЫЙ СОСТАВ И ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Земля Войска Черноморского, или Черномория, была в Российской империи конца XVIII - первой половины XIX века особой административно-территориальной единицей, приравненной по статусу к губернии. Екатеринодар, будучи центром Черномории, имел целый набор черт, заметно выделявших его в общем ряду российских городов. В частности, специфика войскового города состояла в «моносословности» его населения, отразившейся на динамике роста численности жителей.

Ключевые слова: Екатеринодар, городское общество, земли казачьих войск, неказачьи сословия.

Екатеринодар был основан в то время, когда устройство и управление городов в России основывалось на одном из наиболее значительных документов законодательства Екатерины Великой - «Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи», изданной 21 апреля 1785 года [1]. Утверждая характерные для эпохи Просвещения представления о регулярном государстве с сословной структурой [2], «Грамота...» определяла всесословный порядок городского управления (просуществовавший до 1870 года), при котором все «градское общество» разделялось на шесть разрядов, имевших характер сословных групп: «настоящих городовых обывателей» (имеющих в городе недвижимость), «гильдейских граждан», «цеховых граждан», «именитых граждан» (к которым относились выборные чиновники, дипломированные ученые и художники, банкиры, оптовые торговцы, «кораблехозя-ева» и «лица, объявившие капитал свыше 50 тыс. руб.»), «иногородних и иностранных гостей» и «посадских» (т. е. всех остальных). Фактически «Грамота...» зафиксировала два сословия - купечество и мещанство. Кроме того, устанавливались выборные органы городского самоуправления - Общая городская дума и Шестигласная дума (депутаты в которую избирались по шести разрядам), города получали право собирать определенные налоги и на их основе, наряду с установленными государственными отчислениями, формировать городскую казну [3].

При таких законодательных обстоятельствах города, расположенные на землях казачьих войск, оказывались вне общероссийского городского устройства. Как замкнутое полупривилегированное военно-служилое сословие, казачество обладало исключительным феодальным правом собственности на территории, отведенные для поселения казачьим войскам (включая расположенные на этих территориях города). При этом каждое войско номинально выступало монолитной общиной - собственником войсковых земель, делившихся на «войсковые» и «станичные» (т. е. принадлежавшие станичным или куренным общинам). Разумеется, представители других сословий империи никаких прав собственности в

пределах территории войска не имели и могли здесь проживать лишь временно [4].

Город Екатеринодар как столица Черноморского казачьего войска, имевший, по выражению управляющего Министерством юстиции в документе 1898 года, «значение самостоятельного субъекта прав поземельной собственности, явствующее из Жалованной грамоты Екатерины II» [5] от 30 июня 1792 года, был основан и заселен исключительно черноморскими казаками. Очевидно, что всесословного «градского общества» (и, соответственно, избранных из него представителей Общей и Шестигласной дум) в городе быть не могло ввиду отсутствия на территории войска сословий, считавшихся городскими. В официальных документах отмечалось, что «купцов и мещан ни в Екатеринодаре, ни в округах Земли Войска Черноморского на постоянном жительстве нет <...> В Войске Черноморском других жителей, кроме войсковых обывателей, нет» [6].

Несмотря на то что в среде казачества выделялась старшина, причисленная со временем к российскому дворянству, а также ремесленники, торговцы и т. д., в масштабе государства войсковое сословие считалось однородным и единым [7]. Названные обстоятельства определили изначально особый характер внутреннего и внешнего управления Екатеринодаром, а также состав и официальный статус его жителей.

Согласно ревизским сказкам переписи прибывших на Кубань для поселения черноморцев, жителями Екатеринодара, по состоянию на 21 марта 1794 года, считались только находящиеся «при войсковой Свято-Троицкой церкви» иерей и диакон, каждый со своей женой [8]. Никто из первостроителей города официально его жителем не считался ввиду того, что каждый числился в своем курене. Это подтверждается уже упоминавшейся «Ведомостью о живущих в городе Екатеринодаре...» от 11 ноября 1794 года, где при фамилиях казаков обозначены курени, в которых они числились. Кроме того, в описании Черномории, составленном в 1821-1822 годах, сказано о жителях Екатеринодара, что «все они разных куреней, а потому числятся каждый в своем куренном селении, а здесь только

"Культурная жизнь Юга России"

№ 5 (34), 2009

Таблица 1

Численность населения города Екатеринодара и Земли Войска Черноморского [13]

Годы Население Земли Войска Черноморского, чел. Население города Екатеринодара, чел. Доля населения Екатеринодара в населении Земли Войска Черноморского, %

1794 12 645 580 4,6

1807 30 511 1 437 4,7

1811 58 191 2 345 4,0

1821 72 361 2 312 3,2

1842 120 585 7 715 6,4

1851 155 282 10 554 6,8

1864 558 000 (в Кубанской области) 13 554 2,4

1867 600 000 (в Кубанской области) 14 167 2,4

жительствуют и занимаются сверх отправления службы частию торговою промышленностью, а больше хлебопашеством и скотоводством» [9]. Надо полагать, что с введением в 1828 году в Екатеринодаре собственного куренного управления жители города были причислены к образованным куреням, а с 1842 года - к станице Екатеринодарской [10].

Сословная «замкнутость» населения Черно-мории, необходимость несения казаками кордонной службы, высокая смертность, вызванная неблагоприятным климатом и частыми эпидемиями, при низкой рождаемости, обусловленной численной незначительностью доли женского населения [11], и слабый приток населения (зачисляемого в казачье сословие) извне [12] сдерживали рост численности жителей Екатеринодара. К тому же в отличие от большинства поселений Черномории, расположенных в глубине войсковой земли, Екатеринодар находился на самой границе и подвергался частым набегам закубанцев. Это вынуждало многих екатеринодарцев, не занятых службой на кордонах (или в ожидании служебной очереди), покидать город и заводить хутора в более спокойных местах. В результате население города, несмотря на его столичное положение в войске, имело в Черномории малый удельный вес. Рост численности населения Екатеринодара в сопоставлении с данными по Черномории отражает следующая таблица.

Не выделялся Екатеринодар числом жителей и в ряду городов Северного Кавказа, имея средние в крае показатели. В 1825 году Екатеринодар, население которого насчитывало 4312 жителей, превосходил уездный город Кавказской области Георгиевск (2347 человек) и новый центр этой области Ставрополь (3603 чел.), уступая старым городам Кизляру и Моздоку (9106 и 6424 чел., соответственно) [14]. В 1856 году менее населенными, чем Екатеринодар (численность населения которого, увеличившись в 2,1 раза, составила 8919 чел.), были еще не имевший статуса города Владикавказ (3655 чел. в 1852 г. [15]) и ставший заштатным городом Георгиевск (5595 чел.), а превосходили его числом жителей быстро росший губернский город Ставрополь, находившийся в центре Главного Кавказского торгового тракта, насчитывавший 17 309 жителей (в 4,8 раза больше, чем в 1825-м),

а также Кизляр и Моздок, в которых проживало, соответственно, 10 075 и 9953 чел. (коэффициенты прироста - 1,1 и 1,6) [16]. Примечательно, что находившийся на территории Черноморского казачьего войска, но населявшийся лицами невойсковых (податных) сословий город Ейск (основанный в 1848 г.) уже на 13-м году своего существования, т. е. в 1861-м, имел 22 447 жителей [17], тогда как в ограниченном «моносословностью» населения главном городе Черномории проживало (в том же, 1861 г.) 10 397 человек [18]. С этим числом жителей Екатеринодар был третьим в ряду городов, имевших исключительно казачье население, вслед за столицей Земли Войска Донского Новочеркасском, насчитывавшим 18 586 обитателей [19], и Уральском - главным городом Уральского казачьего войска, в котором числилось 10 820 чел. [20].

Литература, источники и примечания

1. Полный свод законов. Собр. 1. Т. 22. СПб., 1829. Ст. 16188.

2. См: Catherine 11s Charters of 1785 to the Nobility and Towns. Charles Schlacks. Jr. Bakersfild (Cal.). 1991. C. XXV.

3. См: Плошинский Л. О. Городское или среднее состояние русского народа, в его историческом развитии, от начала Руси до новейших времен. СПб., 1852. С. 253-256; Кизеветтер А. А. Городовое положение Екатерины II 1785 г. М., 1909; Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1987. Т. 5. С. 244.

4. См: Землеустройство казачьих войск: Исторический очерк // Столетие военного министерства. СПб., 1911. Т. 11; Казаки России (прошлое, настоящее, будущее). М., 1992. С. 15; Кабузан В. М. Население Северного Кавказа в Х1Х-ХХ вв.: этностатис-тическое исследование. СПб., 1996. С. 95.

5. Российский государственный исторический архив. Ф. 1287. Оп. 40. Д. 2257. Л. 66-66 об.

6. См., напр.: Статистические сведения о Кавказской области и Земле Войска Черноморского // Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1830. Ч. 2. Кн. 3. С. 197, 203.

7. См: Шевченко Г. Н. Черноморское казачество в конце XVIII - первой половине XIX в. Краснодар, 1993. С. 49.

8. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 396. Оп. 1. Д. 11328. Л. 6, 12-13.

№ 5 (34), 2009 "Культурная жизнь Юга России"

9. Там же. Ф. 250. Оп. 2. Д. 412; Ф. 318. Оп. 2. Д. 1. Л. 194.

10. См: Бондарь В. В. Екатеринодар - войсковой город (1793-1867) // Вопросы отечественной истории: сб. науч. тр. Краснодар, 1995. С. 39-40.

11. В первое десятилетие XIX в. женщины составляли лишь треть населения Екатеринодара: в 1805 г. - 35,2%, в 1811 - 35,7% (подсчитано по данным: ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 498. Л. 1; Ф. 250. Оп. 2. Д. 203. Л. 213), и лишь в начале 1820-х гг. их доля приблизилась к половине: 1821-1822 гг. - 44,2%, 1845 - 45%, 1851 - 46,6% (Там же. Ф. 318. Оп. 2. Д. 1. Л. 194; Ф. 249. Оп. 1. Д. 1764. Л. 27, 203-206; Д. 1897. Л. 304). Примечательно, что войсковая администрация запрещала казачкам выходить замуж за «лиц, не принадлежащих к сему войску» (см.: ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 1537. Л. 1-2).

12. См: Кабузан В. М. Население Северного Кавказа ... С. 41, 52-54, 68, 69, 76-78.

13. Данные приводятся по: Кабузан В. М. Население Северного Кавказа ... С. 41, 142, 170 (о

населении Черномории); С. 171 (о населении Екатеринодара), а также по: ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 283. Л. 9, 10-16 (1794); Д. 539. Л. 5-6 об. (1807); Ф. 250. Оп. 2. Д. 203. Л. 213 (1811); Ф. 318. Оп. 2. Д. 1. Л. 194 (1821); Ф. 249. Оп. 1. Д. 1897. Л. 304 (1851); Д. 2364. Л. 433-434 (1864); Ф. 252. Оп. 2. Д. 1760 (1867). Применительно к 1864 и 1867 гг. данные приводятся по Кубанской области, т. е. с учетом населения территорий, присоединенных к Черномории в 1860 г.

14. Куприянова Л. В. Города Северного Кавказа во второй половине XIX в. М., 1981. С. 39.

15. Кавказский календарь на 1852 г. Тифлис, 1851. С. 314.

16. Куприянова Л. В. Города Северного Кавказа ... С. 39.

17. Тюников К. В. Ейск. СПб., 1992. С. 5.

18. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 162. Л. 145-146.

19. Данные за 1858 г. см: Городские поселения в Российской империи. СПб., 1861. Т. 2. С. 125.

20. Там же. СПб., 1863. Т. 3. С. 513.

V. V. BONDAR. THE MILITARY TOWN EKATERINODAR: CLASS STRUCTURE AND THE POPULATION

The land of the Black Sea Troops or so called «Chernomoriya» was a special administrative and territorial unit of the Russian Empire of the late 18th - early 19th century, equal in status to guberniya. Ekaterinodar, being the centre of Chernomoriya, had a number of specific features that made it outstanding among other Russian cities. For instance, the specific character of the military town was in «monoclass structure» of the population, which affected the dynamics of the population growth.

Key words: Ekaterinodar, urban society, the lands of Cossack troops, «nekazachii» classes.

Х. А. КАСУМ0В

К ВОПРОСУ о «новой СИСТЕМЕ» ОТНОШЕНИЙ РОССИИ С АДЫГАМИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В 1816-1827 ГОДАХ

В статье анализируется политика России на Северо-Западном Кавказе в первой трети XIX века, направленная на установление торговых отношений с адыгами. Выделяются два подхода: силовой, сторонниками которого выступали военные власти, и мирный, основанный на «просвещении» и торговле, который проводило Министерство иностранных дел.

Ключевые слова: Северо-Западный Кавказ, адыги, военные экспедиции 1810-1820-х годов.

Кавказский вопрос был одним из важнейших в русско-турецких отношениях в период Отечественной войны 1812 года и до окончания наполеоновских войн в Европе. Турция рассчитывала на полную ревизию Бухарестского договора (1812), надеясь на уступки со стороны России в данном вопросе [1]. В свою очередь, Россия, находясь в сложной военно-политической ситуации после заключения Бухарестского мира, не спешила выполнять все условия договора, что во многом объяснялось сомнениями относительно позиции Порты в связи с войной между Россией и Францией [2].

В 1815 году международная обстановка складывалась уже не в пользу Турции. На международной арене значительно усилилась позиция России, сыгравшей ведущую роль в разгроме на-

полеоновской Франции, что определенным образом подействовало и на охлаждение устремлений Порты в отношении Кавказа [3].

Долгая и безуспешная борьба вокруг условий Бухарестского договора постепенно проясняла остроту и непримиримость русско-турецких противоречий на Кавказе. В то же время успешная политика в регионе во многом зависела от того, чье влияние - Турции или России - окажется сильнее среди народов Северо-Западного Кавказа. Именно поэтому на протяжении 1816-1827 годов Россия и Турция соперничали за экономическое и политическое доминирование в Черкесии.

Уже в ходе русско-турецкой войны 18061812 годов российское правительство стремилось укрепить свое влияние среди закубанских адыгов и других горских народов Северного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.