Научная статья на тему 'ВОЙНЫ РОЗ В «КОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ АНГЛИИ» ГИЛБЕРТА ЭББОТА (1847–1848)'

ВОЙНЫ РОЗ В «КОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ АНГЛИИ» ГИЛБЕРТА ЭББОТА (1847–1848) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гилберт Эббот А’Беккетт / Войны Роз / Генрих VI / Маргарита Анжуйская / Эдуард IV / Ричард III / тюдоровский миф / историописание в Англии / Gilbert Abbott A’Beckett / the Wars of the Roses / Henry VI / Margaret of Anjou / Edward IV / Richard III / Tudor myth / historical writing in England

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елена Давыдовна Браун

«Комическая история» Г. Эббота, иллюстрированная карикатурами Д. Лича, вне всяких сомнений оригинальный, достойный уважения и по-своему очень серьезный текст, предоставляющий читателям возможность взглянуть на историю Англии под новым углом. Одной из причин необычайной популярности «Истории» стало то, что она заполнила историографическую лакуну, дала читателям возможность посмеяться над тем, что к середине XIX в. выглядело слишком серьезно, даже пафосно. При этом Г. Эбботу действительно удалось «сочетать развлечение с поучением», книга в полной мере соответствует строгой викторианской морали – все скользкие темы (например, разгульный образ жизни Эдуарда IV Йорка) разумно смягчены или обойдены молчанием. Нарисованная Г. Эбботом и Д. Личем картина Войн Роз весьма интересна. Данный текст балансирует между двумя вариантами интерпретации конфликта. Это характерное для историографии XIX в. неприятие «эпохи гражданских войн» и осуждение признанных виновников распрей (Маргариты Анжуйской, Уорика, Ричарда III). Другая тенденция представлена в популярной и художественной культуре, она связана с постепенным превращением Войн Роз в своего рода квинтэссенцию Средневековья, время последних рыцарей, приключений и интриг; также начался процесс оправдания отрицательных персонажей. Книгу Г. Эббота можно считать «золотой серединой». «Комическая история» содержит смягченные по сравнению с историографией оценки, но описывает эпоху Войн Роз и её героев существенно менее благосклонно, чем это делали художники, литераторы и авторы популярных работ1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WARS OF THE ROSES IN GILBERT ABBOTT’S “COMIC HISTORY OF ENGLAND” (1847–1848)

Gilbert Abbott’s “Comic History of England” illustrated by D. Leach is undoubtedly an original, and (in its own way) very serious text, providing readers with the fresh look at English history. One of the reasons for the extraordinary popularity of “History” was that it filled a historiographical gap, gave readers the opportunity to laugh at what by the middle of the XIX century they looked too serious, even pretentious. G. Abbott managed to “blend amusement with instruction”, the book fully complies with strict Victorian morality – all slippery topics (for example, the rampant lifestyle of Edward IV York) are reasonably mitigated or ignored. The picture of the Wars of the Roses drawn by G. Abbott and D. Leach is very interesting. This text balances between two different interpretations of the conflict. XIX century’s historiography rejected the “century of civil wars” and condemned recognized perpetrators of strife (Margaret of Anjou, Warwick, Richard III). Another trend is represented in popular and artistic culture, it associates with the gradual transformation of the Wars of the Roses into a kind of quintessence of the Middle Ages, the time of the last knights, adventures and intrigues; the process of justifying negative characters has also begun. G. Abbott’s book can be considered as the “golden mean”. “Comic History” contains softened assessments compared to historiography but describes the era of the Wars of the Roses and its heroes significantly less favorably than artists, novel writers and authors of popular works did.

Текст научной работы на тему «ВОЙНЫ РОЗ В «КОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ АНГЛИИ» ГИЛБЕРТА ЭББОТА (1847–1848)»

ОБРАЗЫ ИСТОРИИ В АНГЛИИ

Елена Давыдовна Браун

ВОЙНЫ РОЗ В «КОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ АНГЛИИ» ГИЛБЕРТА ЭББОТА (1847-1848)

Аннотация. «Комическая история» Г. Эббота, иллюстрированная карикатурами Д. Лича, вне всяких сомнений оригинальный, достойный уважения и по-своему очень серьезный текст, предоставляющий читателям возможность взглянуть на историю Англии под новым углом. Одной из причин необычайной популярности «Истории» стало то, что она заполнила историографическую лакуну, дала читателям возможность посмеяться над тем, что к середине XIX в. выглядело слишком серьезно, даже пафосно. При этом Г. Эбботу действительно удалось «сочетать развлечение с поучением», книга в полной мере соответствует строгой викторианской морали - все скользкие темы (например, разгульный образ жизни Эдуарда IV Йорка) разумно смягчены или обойдены молчанием. Нарисованная Г. Эбботом и Д. Личем картина Войн Роз весьма интересна. Данный текст балансирует между двумя вариантами интерпретации конфликта. Это характерное для историографии XIX в. неприятие «эпохи гражданских войн» и осуждение признанных виновников распрей (Маргариты Анжуйской, Уорика, Ричарда III). Другая тенденция представлена в популярной и художественной культуре, она связана с постепенным превращением Войн Роз в своего рода квинтэссенцию Средневековья, время последних рыцарей, приключений и интриг; также начался процесс оправдания отрицательных персонажей. Книгу Г. Эббота можно считать «золотой серединой». «Комическая история» содержит смягченные по сравнению с историографией оценки, но описывает эпоху Войн Роз и её героев существенно менее благосклонно, чем это делали художники, литераторы и авторы популярных работ1. Ключевые слова: Гилберт Эббот А'Беккетт, Войны Роз, Генрих VI, Маргарита Анжуйская, Эдуард IV, Ричард III, тюдоровский миф, историописание в Англии.

1 Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Об авторе: Браун Елена Давыдовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Школы актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Россия, 119571, Москва, пр-т Вернадского, 82; braun-helen@yandex.ru

«Комическая история Англии» - интереснейший и крайне увлекательный текст. Книга Гилберта Эббота положила начало целому направлению популярной исторической литературы; под её влиянием был написан длинный ряд сочинений, авторы которых пытались изложить события прошлого в сатирическом духе. В качестве наиболее ярких, запоминающихся примеров можно привести «Юмористические зарисовки из английской истории для детей» [44], две «Комические истории Англии» Билла Ная [43] и С.А. Харрисона [42], и, наконец, стабильно переиздающийся до сих пор образец британского юмора «1066 год и все такое: Незабываемая история Англии, включающая всё, что вы сможете вспомнить, включая 103 хороших события, пять плохих королей и две подлинные даты» [45].

Безусловно, проследить за тем, как «застегнутые на все пуговицы», чопорные англичане XIX в. смеялись над собственным прошлым по меньшей мере любопытно. Однако, в рамках данного небольшого исследования решается гораздо более узкая задача: проанализировать специфическое видение одного из знаковых событий английской истории - конфликта Йорков и Ланкастеров. В отношении интерпретаций Войн Роз XIX столетие особенно интересно. Именно в этот период произошла значимая переоценка политической истории XV в. В XIX столетии Войны Роз не просто получили свое название,2 этот конфликт наконец начали изучать по современным событиям документам. Кроме того, викторианская эпоха - время принятия,

2 Это произошло с легкой руки культового для викторианской эпохи романиста Вальтера Скотта, популяризовавшего термин «Война Алой и Белой розы» в повести «Анна Герштейнская дева мрака» [33].

популяризации и героизации национального прошлого. В течение XIX в. начинается и набирает обороты процесс постепенного оправдания всех британских монархов. К концу данного столетия мы уже отчетливо видим, как даже те короли, которых историки ранее описывали крайне неприязненно (например, Иоанн Безземельный или Ричард III), обрели своих ревностных защитников.

Очевидно, что «Комическая история» ни в коей мере не является научным сочинением, а её автор - ученым-историком. Гилберт Эббот происходил из семьи потомственных юристов, он получил юридическое образование и успешно делал профессиональную карьеру, в том числе являлся членом коллегии Грейс-Инн. Более всего он известен как журналист и драматург, из-под пера которого вышло более 50 пьес. Не меньшей популярностью пользовались сатирические тексты Эббота. Он редактировал юмористическую газету «Фигаро», был одним из первых сотрудников «Панча», для которого писал до самой смерти, его статьи также публиковались в «Таймз» и «Монинг Херальд». Интересно, что «Комической историей Англии» Гилберт Эббот не ограничился, спустя несколько лет в 1852 г. он написал также «Комическую историю Рима», имевшую не меньший успех [39].

Популярности «Комической истории» в немалой степени способствовали искрометные иллюстрации, созданные известнейшим карикатуристом, также сотрудником «Панча» Джоном Личем (1817-1864 гг.). Любопытно, что в данном случае визуальный и текстовый ряд дополняли друг друга. Карикатуры Лича являются органической частью «Истории», они полностью соответствовали письменному материалу, углубляли и раскрывали его содержание. Стоит отметить, что количество иллюстраций (20 полностраничных цветных оттисков и 200 внутритекстовых гравюр) во всех изданиях указывалось прямо на титульном листе. Кроме того, перечень гравюр был вынесен в отдельное оглавление. Очевидно, это был рекламный ход; авторы и

издатели считали визуальный ряд крайне важным, использовали его для привлечения внимания читателей.

Успех действительно был грандиозный. Подобно многим другим известным текстам XIX в. «Комическая история» в первый раз была опубликована в виде 20 отдельных ежемесячных выпусков в издательстве «Панч», выходивших с июля 1846 по февраль 1848 гг. [1]. Впоследствии любители истории переплетали эти выпуски в один или два отдельных тома; в большинстве букинистических магазинов первое издание «Комической истории» продается именно в такой форме [2, 3, 4]3. Важно подчеркнуть, специально история данного текста никем не исследовалась. В результате поиска на сайтах ведущих библиотек, интернет-архивов и букинистических магазинов удалось выявить следующие издания: 1850 [5], 1853 [6], 1855 [7], 1857 [8], 1860 [9], 1863 [10], 1864 [11], 1865 [12], 1870 [13], 1880 [14], 1890 [15], 1894 [16], 1897 [17], 1899 [18] гг. и далее (издания XX в. сознательно не прослеживались). Стоит отметить, что все издания практически идентичны. Единственное небольшое отличие можно найти в предисловии. Начиная со второй публикации, оно немного удлиняется. Это было вызвано попыткой авторов объяснить, почему они решили остановить свой рассказ о прошлом Британии на правлении Георга II. Видимо, читатели жаждали более современного материала. Однако Г. Эббот посчитал необходимым заявить, что такое ограничение было сознательным, и явилось следствием нежелания рассказывать о современных королях в столь же легкомысленной форме [19:Уо1. 1. У-У1].

К сожалению, установить тиражи публикаций XIX столетия не удалось. В Российской государственной пу-

3 На букинистическом сайте AbeBooks есть несколько таких экземпляров. На сегодняшний день их можно купить за 440-480 долларов. Переплетенное первое издание также можно купить на сайте Rooke Books за 365 фунтов и на сайте букинистического магазина Midway Used & Rare Books - за 300 долларов.

бличной библиотеке исторической литературы доступно издание 1894 г., на котором тираж не указан. Кроме того, в Интернете можно найти полные (включая фото обложки) pdf-версии экземпляра 1864 г. [19] и недатированного двухтомного издания [20]. В обоих случаях информации о тираже отсутствует. Фотографии, опубликованные на сайтах букинистических магазинов, не содержат необходимых данных. Несмотря на то, что мы не располагаем информацией о количестве проданных экземпляров, частота изданий говорит сама за себя - «Комическую историю» приняли очень тепло. Только в XIX в. она переиздавалась минимум четырнадцать раз и стала значимой частью информационного поля британской историографии.

В этой связи важно подчеркнуть - уже упоминавшийся процесс героизации истории Великобритании был несравненно более заметен в художественной литературе, изобразительной культуре и ненаучных работах. Пожалуй, самым ярким примером такого рода можно считать книги Вальтера Скотта. Известнейший романист превратил конфликт Йорков и Ланкастеров в череду захватывающих приключений. Кроме того, Скотт был большим поклонником супруги Генриха VI Ланкастера Маргариты Анжуйской. В повести «Анна Герштейнская дева мрака» [33] он создал возвышенный, романтический образ обаятельной женщины и истиной государыни, яркой английской патриотки, преданной жены и любящей матери. Это тем более любопытно, что в солидных исторических трудах Маргариту Анжуйскую продолжали описывать в шекспировском духе, её считали вдохновительницей Войн Роз, недалекой, амбициозной женщиной и неверной супругой [37:^>1. 3, 2-7].

Комплиментарная модель трактовки прошлого также нашла отражение в сборнике биографий английских королев [21]. В нём все без исключения государыни описаны в верноподданическом духе - это благородные, добродетельные и в высшей степени достойные леди. Не менее

показателен представленный в сборнике визуальный ряд. Если верить гравюрам А.Д. Бове, владычицы Туманного Альбиона отличались удивительной женственностью и красотой. Впрочем, картину немного портило очевидное сходство государынь - они блистали изысканными, непохожими нарядами, но были в буквальном смысле на одно лицо.

Череду аналогичных примеров можно продолжить, но, думается, основная тенденция ясна. Приглаженной, облагороженной викторианской легенде явно недоставало жизни. На этом однообразном фоне «Комическая история» производила максимально выгодное впечатление. Разительное несходство комической и традиционной версий, возможность посмеяться над привычными объектами поклонения стала, пожалуй, главной причиной успеха книги Гилберта Эббота.

Попытаемся чуть более подробно проанализировать особенности трактовки истории Англии в интересующем нас тексте. Для начала необходимо подчеркнуть - Г. Эб-бот не счел необходимым перечислить свои источники информации или указать хотя бы некоторые из них, поэтому предположения о круге его чтения остаются именно предположениями. Что касается самого текста «Истории», прежде всего в глаза бросается остроумная, сатирическая подача материала. «Комическая история» написана легким, изящным языком фельетона, способным вызвать улыбку даже у самого флегматичного читателя. Одним из блестящих образцов такого рода можно считать рассказ о смерти герцога Глостера. В 1447 г. этот аристократ был арестован по обвинению в государственной измене, помещен в Тауэр, где через несколько дней скончался при загадочных обстоятельствах. Гилберт Эббот писал: «О причинах смерти герцога Хамфри ходили самые разные слухи: говорили, что она могла произойти от отчаяния, расстройства желудка, апоплексического удара, несчастного случая или разбитого сердца» [19:УЫ. 1, 267]. Сплетен о кончине «доброго гер-

цога Хамфри» и в самом деле было немало. Современники писали об отравлении, удушении и даже об утоплении в вине. В «Комической истории» эмоциональный эффект достигался за счет разбавления «солидных», правдоподобных версий откровенно юмористическими - «расстройством желудка» и «разбитым сердцем». Последнее звучит особенно анекдотично, ведь на момент смерти Хемфри Глостеру был уже очень немолод, ему исполнилось 57 лет.

Также стоит обратить внимание на сознательное осовременивание материала. Чтобы сделать рассказ максимально понятным, созвучным реальности середины XIX в., Гилберт Эббот постоянно использовал такие слова как: «правительство», «вотум доверия», «министр», «импичмент», «консерваторы» и т.п. То же самое можно сказать об иллюстрациях - на рисунках Д. Лича мы видим шляпы-цилиндры, солнечные очки, зонтики, саквояжи, упитанных комнатных собачек и другие атрибуты XIX в.

По-видимому, с той же целью - сблизить прошлое и настоящее - Г. Эббот модернизировал мотивы исторических персонажей и антураж. Например, по версии Гилберта Эббота, Генрих VI Ланкастер отправил своего фаворита герцога Саффолка «в отставку» т.к. парламент отказывался выделять королю деньги до тех пор, пока не уберут неугодного «министра». У Генриха VI якобы была специальная папка для счетов, в которую он помещал неоплаченные бумаги. Терпение сюзерена истощилось, когда гора счетов достигла поистине устрашающих размеров [19:УЫ. 1, 267]. Всё это очевидно не относится к истории XV в., зато каждый читатель мысленно видел собственную аналогичную папку. Казалось бы, далекий от викторианской эпохи материал вызывал сочувствие и сопереживание.

Также стоит отметить удачный отбор материала. В «Комической истории» речь шла почти исключительно о политической истории (экономика и повседневная жизнь были вынесены в несколько отдельных глав). Т.е. излагался самый занимательный, наполненный событиями пласт

прошлого. Необходимо подчеркнуть, Г. Эббот предпочитал выпускать все спокойные промежутки; в его книге события сменяли друг друга с феерической быстротой, повествование становилось на удивление динамичным. В этом отношении «Комическая история» очень напоминает «Хроники» Шекспира, скорее всего, именно эта дра-матизованная версия прошлого послужила для Г. Эббота источником вдохновения.

Наконец, имело значение качество иллюстраций. Это настоящие шедевры британского юмора. Например, в сцене подписания Великой хартии вольностей [19:Уо1. 1, 110-111] внимание привлекает в первую очередь необычайная длина свитка Хартии (на вскидку около двух метров). Сразу чувствуется и масштаб преобразований, и глубина недовольства короля Иоанна. Не менее примечательна цветная гравюра, иллюстрирующая коронацию Генриха IV Ланкастера (Илл. 1) - монарх сидит на троне в исключительно вольной позе (нога на ногу), и к тому же в солнечных очках [19:Уо1. 1, 208-209].

Таким образом, сатирический талант Гилберта Эббота и Джона Лича снял с прошлого большую часть обременительной, тяжеловесной позолоты, разрушив привычную величественную картину. Конфликт Йорков и Ланкастеров также должен был предстать в новом свете. Проверим эту гипотезу.

Необходимо ещё раз отметить - к моменту написания «Комической истории» британские историки поставили тюдоровский миф о Войнах Роз под сомнение. Это было связано, в первую очередь с пересмотром комплекса источников. До начала XIX столетия противостояние Йорков и Ланкастеров изучали почти исключительно по сочинениям тюдоровской эпохи - они читались гораздо легче, чем средневековые хроники и в плане языка, и в смысле стилистики, и в силу формы. Печатные тексты XVI в. воспринимать куда проще, чем рукописные документы XV столетия. В XIX в. исследователи обратились к современным собы-

тиям текстам, осуществили их публикацию, что привело к корректировке восприятия конфликта. В результате Войны Роз всё ещё считали трагической эпохой, однако перестали воспринимать как самый кровавый страшный промежуток истории Британии, сомнительное первенство перешло к эпохе Английской революции [30:Vol. 2, 274-275].

В «Комической истории» мы находим примерно ту же картину. «Войны Алой и Белой розы, которые посеяли так много шипов в сердце прекрасной Англии. Странно, что прекрасный цвет розы переродился в один из самых мрачных и меланхоличных оттенков, когда-либо омрачавшей страницы нашей истории» [19:Vol. 1, 270]. С одной стороны, Гилберт Эббот практически повторил слова Шекспира: «Британия безумствовала долго, самой себе удары нанося» [34: Part III. Act V. Sc. V.] С другой - речь всё же идёт об «одном из» трагических моментов. Зато исторические источники Гилберт Эббот воспринимал предельно консервативно - с его точки зрения тексты XV в. не заслуживали доверия. В частности, описывая сражение при Барнете 1471 г., Эббот писал: «Подробности этой битвы никогда не были точно известны, поскольку погода и старые летописи почти одинаково туманны» [19:Vol. 1, 283]. Действительно, 14 апреля 1471 г. сторонники Йорков и Ланкастеров сражались в густом тумане, но аналогичный взгляд на хроники XV в. в викторианскую эпоху уже казался анахронизмом.

Обращает на себя внимание расширенная датировка конфликта. Начало эпохе неурядиц положило восстание Джека Кэда 1450 г., использованное Ричардом Йорком, чтобы заявить свои права на трон. Концом Эббот называет битву при Босворте в 1485 г., но отмечает, что «неспокойные времена» захватывали и правление Генриха VII. Гораздо более типичным было ограничение Войн Роз первым и последним сражениями - битвой при Сент-Олбансе 1455 г. и битвой при Босворте 1485 г. По-видимому, в данном случае Эббот следовал за самыми популярными и читаемыми обобщающими работами - «Историей Англии» Дэвида

Юма 1762 г. и «Историей Англии в Средние века» Шерона Тёрнера (первое издание в 1825 г.). Юм и Тёрнер давали именно такую датировку и отмечали, что главной причиной противостояния Йорков и Ланкастеров стал дисбаланс полномочий внутри аристократии - Генрих VI отстранил от участия в делах государства могущественного Ричарда Йорка, и тот в ответ инспирировал беспорядки, первой волной которых стало восстание 1450 г. [30:Vol 2, 274-275; 37: Vol. 3, 272-276]. Примерно то же самое, только в сатирическом пересказе, писал и Гилберт Эббот.

Главными причинами Войн Роз в «Комической истории» назывались политические амбиции Ричарда Йорка, непопулярность Генриха VI и конфликт аристократов. Всё это вполне стандартно для историографии XIX в. Единственная разница состоит в подаче материала. Приведу конкретный пример. Конфликт фаворита Генриха VI герцога Сомерсета и лидера мятежников Ричарда Йорка изложен в виде словесной перепалки: «Вы преступник и предатель, сэр!» воскликнул Сомерсет, когда вошел Йорк, что вызвало в ответ: «Вы старый мошенник, - и другие насмешки, среди которых громче всех звучало, - Кто присвоил налоги?» [19:Vol. 1, 273-274]. Очевидно, что самая острая реплика о налогах не имела отношения к Войнам Роз, зато была очень близка читателям «Истории».

Для того, чтобы в полной мере почувствовать необычность такого рода освещения истории, имеет смысл обратиться к визуальному ряду. Вышеуказанную ссору в «Комической истории» иллюстрирует карикатура, на которой Йорк и Сомерсет очень похожи на готовых вступить в драку мальчишек (Илл. 2). Это ярко контрастировало с привычными англичанам картинами и гравюрами. Чаще всего художники иллюстрировали конфликт Сомерсета и Йорка, ориентируясь на придуманную Шекспиром сцену выбора лидерами «партий» алой и белой роз:

Сомерсет Пусть тот, кто трусости и лести чужд, Но искренно стоять за правду хочет, Со мною розу алую сорвет.

Ричард Йорк Клянусь душою, бледный, гневный розан В знак ненависти, сердца кровь сосущей, Носить я стану и мои друзья, Пока со мной в могиле не увянет Иль не достигнет пышного расцвета»

[35: Part I, Act II, Sc. 4]

Живопись и гравюры вполне соответствовали возвышенной подаче материала. В частности, на картине Джона Петти «Сцена в саду Темпля» [32] (Илл. 3) мы видим изысканных, благородных аристократов в величественных, полных трагизма позах. Не менее внушительно Сомерсет и Йорк смотрятся на гравюре Джона Гилберта [27]. Также стоит помнить, что середина XIX столетия - это эпоха романтизма, время восторженного почитания Средневековья. «Комическая история» не просто выделялась. Она, что называется, шла против течения, высмеивая то, чем было принято молчаливо восхищаться. В то же время, утверждать, что Гилберт Эббот и Джон Лич просто шутили на тему британской истории, было бы в корне неверно. На первой же странице своей книги они подчеркивали, что пытались «сочетать развлечение с поучением», т.е. преподать привычные моральные сентенции в новой, популярной форме.

Одним из примеров такого морализаторства стало отчетливое преувеличение роли парламента и народа в политической истории второй половины XV в. Г. Эббот полагал, что самый непопулярный король Британии Ричард III Йорк был убит собственными подданными, уставшими от его бесчисленных преступлений, а Эдуарда IV Йорка англичане «законно избрали» на царство [19:Vol. 1,

278]. Указанное избрание стало логическим следствием неспособности его предшественника Генриха VI Ланкастера исполнять свои обязанности. В «Комической истории» недовольные правлением слабого разумом Генриха VI англичане начинают поддерживать оппозицию и в итоге меняют монарха на более способного - сначала право управление было передано Ричарду Йорку, а потом и его сыну Эдуарду IV, т.е. народ показан как активный субъект истории.

Стоит обратить внимание, что в книге Эббота англичане отворачиваются от Генриха VI после якобы имевшего место официального медицинского освидетельствования: «Депутация пэров... сочла Генри совершенным слабоумным, неспособным понять ни слова или произнести хотя бы слог. Депутаты предположили, что его величество, возможно, просто сбит с толку, и удалились, чтобы дать ему время прийти в себя, но по возвращении они застали его в том же состоянии, что и раньше, и то же самое повторилось при третьем посещении». Пэры подумали, что «такого рода вещи просто недопустимы», сообщили об открывшихся фактах парламенту, и Ричард герцог Йоркский, был избран «Протектором и защитником королевства Англия» [19^01. 1, 274]. Сам факт помутнения рассудка Генриха VI в 1453 г. не подлежит сомнению, однако решение о назначение герцога Йорка протектором принималось внутри политической элиты, палата Общин не имела к нему никакого отношения. В «Комической» версии истории всё совершенно иначе. Парламентская монархия XIX в. волшебным образом перенесена в далекую эпоху Средневековья.

История Войн Роз в книге Гилберта Эббота излагалась вполне традиционно - по царствованиям, основное место занимали рассказы о действиях того или иного короля. В этой связи любопытно взглянуть на гравюры, открывающие рассказы о правлении английских монархов второй половины XV в. - Генриха VI, Эдуарда IV, Эдуарда V и Ричарда III (Илл. 4). Эти изображения имеет смысл воспринимать как своего рода эпиграфы. Мы видим, что Ген-

риха VI Джон Лич предпочел не рисовать, вместо короля он изобразил манекен и горностаевой мантии и короне [19:Vol. 1, 244]. По-видимому, это был намек на недееспособность данного монарха. Эдуард IV показан из последних сил цепляющимся за открывающую главу букву «Е», что более чем созвучно с первыми словами посвященного ему отрезка повествования: «Эдуард, как любой, кому удалось заполучить настолько ценную вещь, как корона, твердо намеревался сохранить ее; не теряя времени, он отправился в провинцию, чтобы подкрепить свои притязания» [19:Vol. 1, 280]. В изображении некоронованного Эдуарда V, считавшегося правителем Англии всего три месяца -с 9 апреля по 25 июня 1483 г., упор сделан на его нежный возраст 13 лет и неспособность управлять страной. Юный государь шатается под грузом огромной короны, которая полностью закрывает его голову и плечи [19:Vol. 1, 289]. Наконец, Ричард III запечатлен размахивающим мечом, с растрепанными длинными волосами и выпученными глазами [19:Vol. 1, 297]. Вероятно, это был намек на знаменитый шекспировский рассказ о битве при Босворте. В одноименной трагедии разъяренный король буквально носился по полю битвы, пытаясь отыскать и умертвить своего главного врага - Генриха VII Тюдора.

Давайте углубимся в детали. Образ Генриха VI получился довольно противоречивым. С одной стороны, Гилберт Эббот устойчиво именовал этого государя «бедный Генрих» или «несчастный Генрих» (poor, unhappy), а также подчеркивал его абсолютную неспособность управлять государством: «Физически он был взрослым, но умственно -карликом... монарх действительно был настолько глуп, что не ведал, что говорит, и ничего не понимал из того, что ему говорили» [19:Vol. 1, 275]. Эта концепция вполне вписывалась в историографическую норму XIX в. [30:Vol 2, 268; 37: Vol. 3, 88-89].

С другой стороны, монархические штампы зачастую оказывались сильнее. В исторической культуре виктори-

анской, да и не только викторианской, эпохи настолько прочно укоренилось представление о короле как об активно и самостоятельно действующем политическом субъекте, что словесные конструкции вроде: «король выиграл битву» проскальзывали в текст, что называется, автоматически. Вероятно, именно в силу инерции восприятия в «Комической истории» Генрих иногда оказывался вполне внятным государственным деятелем. Например, король самостоятельно принял решение об удалении в изгнание своего фаворита герцога Саффолка [19^01. 1, 268]. Даже рассуждения о крайней непопулярности этого государя создают впечатление обычной политической борьбы, ведущейся равными участниками. Следующая цитата описывает попытку герцогини Глостер в 1442 г. умертвить Генриха VI при помощи колдовства: «Если бы герцогине удалось расплавить самого короля, а не его восковую фигуру, её бы несомненно, простили», но так как покушение не удалось, несчастную приговорили к вечному тюремному заключению [19^01. 1, 267]. Столь же нелогично смотрятся отдельные остроумные фразы, которые Гилберт Эббот вложил в уста Генриха Ланкастера. В 1450 г. Ричард герцог Йорк самовольно вернулся из Ирландии. В оправдание он якобы сказал, что «желал бы получить нечто из уст монарха», скорее всего имея в виду королевское прощение и назначение на крупную должность. В ответ Генрих с сарказмом осведомился: «Возможно, зуб?» [19^01. 1, 273]. Вероятно, спонтанно проявляющее остроумие Генриха VI обусловлено спецификой подачи материала. Возможность удачно пошутить оказывалась более значимой, чем связность и непротиворечивость повествования.

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание в рамках анализа образа Генриха VI - это видимый возраст короля; он всегда показан старше своих лет. Например, на гравюре, иллюстрирующей «отставку» герцога Саффолка, Генриху не меньше сорока пяти, хотя в 1450-м ему исполнилось только двадцать девять. Вообще все карикатуры

«Комической истории» изображают людей средних лет, возможно потому, что над ними психологически удобнее смеяться.

Супруга Генриха VI Маргарита Анжуйская также пала жертвой остроумия Гилберта Эббота и Джона Лича. Неожиданно для всех она стала женщиной-гигантом. Подчеркну, никакой информацией о росте королевы историки не обладают [40], и, если современники хранили на этот счет молчание, значит предмет не заслуживал обсуждения, то есть Маргарита была обычной - не слишком высокой и не слишком маленькой. Визуальных источников, показывающих эту государыню излишне рослой, мне также найти не удалось. Рискну предположить, что таким образом Г. Эб-бот и Д. Лич пытались высмеять политическую деятельность Маргариты, слишком активную по меркам и XV, и XIX столетия. Любопытно, что придуманный авторами «Комической истории» физический недостаток виден не только в самом тексте: «Большинству англичан она показалась слишком высокой, и действительно, её рост был недостатком, который сложно было не заметить» [19:Vol. 1, 267], но и на гравюре, изображающей свадьбу Маргариты и Генриха [19:Vol. 1, 264-265] (Илл. 5). Жених и невеста комически контрастируют в росте. Генриха изобразили чуть не карликом, а Маргарита же возвышается над толпой, супруг едва достает своей нареченной до плеча. Возраст пары столь же разительно не соответствует историческому материалу - им за сорок. На деле Маргарите едва исполнилось пятнадцать, её мужу было двадцать четыре.

В то же время, образ Маргариты никак нельзя назвать полностью негативным, он существенно отличается от классического тюдоровского мифа. Напомню, что в текстах середины-второй половины XVI в. Маргариту Анжуйскую называли главной виновницей гражданской войны, неверной супругой и даже «тигрицей» [35:Part III, Act I, scene 4]. Гилберт Эббот писал иначе: «Прекрасная женщина, но уж слишком решительная, а значит, она была решительно

неприятной» [19^01. 1, 267] ... «Импульсивная женщина», помыкавшая мужем, и буквально «выпрашивавшая» у всех европейских государей деньги на свои амбициозные проекты [19^01. 1, 280]. Данная характеристика подразумевает чрезмерную активность, политическую бездарность и не слишком острый ум, но всё же это на порядок мягче традиционных суждений. Стоит отметить, что для популярных исторических сочинений середины XIX в. характерна именно такая сильно смягченная оценка Маргариты. Практически то же самое, только не в сатирическом, а в нравоучительном духе, мы можем найти на страницах знаменитой «Истории Англии для юных» Чарльза Диккенса. Диккенс описал супругу Генриха VI как «целеустремленную и амбициозную женщину, управлявшую королем по своему желанию» [25:175-176].

Г. Эббот вовсе не пытался представить Маргариту чудовищем, напротив, он наделил королеву несколькими значимыми для викторианской эпохи добродетелями. В «Комической истории» эта государыня стала образцовой женой и матерью. Кроме того, под пером Эббота королева превратилась в рачительную хозяйку, «деловую женщину», отлично контролировавшую доходы, расходы и «распределение средств» [19^01. 1, 279]. Такое преображение отчасти можно объяснить внутренней цензурой - писать о супружеской неверности в викторианскую эпоху считалось не слишком приличным, к тому же комическая история предназначалась для семейного чтения [19^01. 1, V-VI]. Сыграл свою роль и авторитет защитников Маргариты (Вальтера Скотта и Д. Юма). Наконец, нельзя сбрасывать со счетов общую тенденцию прославления британских королей и королев, а также, что немаловажно, настоящий культ Шекспира. В викторианскую эпоху преклонение перед творчеством великого драматурга достигло такого накала, что всех его героинь начали считать умницами и красавицами. Самым ярким примером указанного отношения можно счесть сборник гравюр Дж. В. Райта «Героини

Шекспира», в котором каждая иллюстрация сопровождалась коротким фрагментом шекспировского текста. Все без исключения дамы в обозначенном издании дивно хороши, и Маргарита Анжуйская не исключение. Дж. Райт нарисовал её изысканно-прекрасной, с огромными глазами, аристократичным лицом и изящной фигурой [31].

При всех своих достоинствах персонаж «Комической истории» изысканностью и аристократичностью не обладал. Чтобы в полной мере почувствовать разницу, стоит сравнить прорисовку одного из хрестоматийных сюжетов -встречи Маргариты и ее сына с разбойником. По легенде это случилось в июне 1460 г., во время бегства королевы в Уэльс после поражения сторонников Ланкастеров в битве при Нортгемптоне. Королева якобы обратилась к напавшему на неё грабителю с просьбой защитить законного короля и тот, преисполнившись верноподданнических чувств, проводил государыню и принца в безопасное место. Этот эпизод рисовали очень часто, только в фондах Британского музея4 9 подобных гравюр, созданных с 1759 по 1872 г. [ВМ № 1891,0511.148; № У4.149; № 1868,0808.2833; № 1858,1009.161; № 1872,0113.56; №1978,и.2032]. На них мы видим испуганную, но решительную красавицу, одетую по моде периода создания гравюры, жмущегося к ней ребенка и вполне лояльно настроенного джентльмена удачи с обозначающей его статус обнаженной шпагой (Илл. 6). Лич нарисовал примерно то же самое, но в своей манере (Илл. 7). Красотой Маргарита Лича не обладает -это весьма корпулентная дама средних лет. Героичности в поступке королевы тоже поубавилось - в классическом варианте мать обнимает сына, на карикатуре Лича выставляет ребенка перед собой, мальчик в ужасе выпучил глаза и неестественно выпрямился [19:Уо1. 1, 277]. Разбойник также выглядит несколько более потасканным, чем обычно, и

4 При ссылке на фонды Британского музея указываются музейные номера экспонатов

вооружен не шпагой, а огромной алебардой. Зато джентльмен удачи широко улыбается и явно не собирается причинять вред членам королевской семьи. Видимо, при работе над «портретом» Маргариты Анжуйской авторы «Комической истории» ориентировались в первую очередь на популярные произведения и художественную культуру, работы признанных историков были для них менее значимыми.

Перейдем к интерпретации личности и правления Эдуарда IV. Образ также получился неоднозначным. Прежде всего, стоит отметить, что для историографии XIX в. Эдуард Йорк был отрицательной фигурой - исследователи осуждали его за безудержное стремление к власти, легкомысленный образ жизни и крайнее женолюбие [37:103-108]. Последнее качество, в силу уже упоминавшейся внутренней цензуры, в «Комической истории» деликатно обойдено молчанием. Единственная деталь личной жизни Эдуарда IV всё же присутствующая в книге Г. Эббота. Это рассказ о его женитьбе, правда значительно измененный. Исторический Эдуард познакомился с Елизаветой Вудвилл, когда молодая вдова пришла просить возвратить её детям имения, конфискованные у семьи за поддержку Ланкастеров. В «Комической истории» сыновья от первого брака деликатно не упоминаются, а обстоятельства встречи переработаны в духе XIX в. Эдуард якобы отделился от свиты во время охоты и случайно встретил прекрасную девушку, сразу же пленившую его сердце [19^01. 1, 281]. Правда, молодая женщина виртуозно воспользовалась ситуацией, поскольку «была лучшей выпускницей школы флирта». Более того, по мнению Г. Эббота, это «случайное» знакомство было организовано леди Вудвилл и её матушкой [19^01. 1, 281]. Конечно, нарисованной Г. Эбботом картине недоставало привычного величия. В его интерпретации Эдуард - всего лишь жертва ловкой и расчетливой особы. Признанные историки писали если не о любви, то хотя бы о страсти [37:16-17]. И здесь стоит сопоставить визуальный ряд - на карикатуре Д. Лича (Илл. 8) мы видим по меньшей

мере сорокалетнего донжуана и кокетливую юную леди с зонтиком и комнатной собачкой [19:Уо1. 1, 282]. На гравюре 1830 г. из фондов Британского музея (Илл. 9) показана изящная дама в трауре с приличествующим случаю трагическим выражением лица. Вместе с детьми она преклонила колени перед королем [ВМ № 1978,и.2027]. То есть в стремление Г. Эббота и Д. Лича сделать историю Войн Роз более благопристойной, нередко отступало перед желанием рассмешить читателей, выписав типичные для XIX в. ситуации и характеры.

Легкомысленный образ жизни Эдуарда IV в «Комической истории» также описан весьма деликатно, в частности, ничего не сказано о его приверженности к перееданию и алкоголю. Зато критикуется отношение короля к деньгам: «В этой стране существует старый проверенный коммерческий принцип, согласно которому долг является признаком процветания, и своим успехом Эдуард был обязан тому, что он задолжал огромные суммы лондонским купцам» [19:УЫ. 1, 283]. Ясно, что и в этом случае Гилберт Эббот отсылал читателей к современным проблемам. Непогашенные счета, роскошный образ жизни промотавших своё состояние аристократов - всё это было очень знакомо и понятно.

В «Комической истории» Эдуард IV показан жестким, даже жестоким политиком. Авторы осуждают его в первую очередь, за репрессии сторонников Ланкастеров и во-вторую - за казнь собственного брата Джорджа Кларенса. В классических исторических работах картина очень похожая, но с одним существенным различием. Историки викторианской эпохи критиковали Эдуарда IV за пренебрежение столь значимыми для того времени семейными ценностями, но отмечали, что герцога Кларенса казнили за государственную измену. Он был вечно мятежным братом короля и действительно представлял опасность для трона [37:УЫ 3. 94]. Гилберт Эббот убрал из происходящего государственную составляющую, в его интерпретации распра-

ва с Джорджем была не только жестокой, но и абсурдной, основанной на откровенно вымышленных обвинениях в колдовстве [19^01. 1, 286-287]. По-видимому, в данном случае авторами «Комической истории» двигало стремление преподать читателям как можно более наглядный и доходчивый моральный урок.

Не вполне типичным является тезис о неутешительных итогах правления Эдуарда IV. По мнению Г. Эббота, этот король «потерял по прошествии времени, или, скорее, с течением времени, все, чем он, возможно, когда-то обладал. обманутый своими союзниками во Франции. он принял этот обман так близко к сердцу, что впал в неистовую ярость и умер от нее с поразительной быстротой» [19^01. 1, 288]. Разумеется, смерть от «ярости» была выдумана Г. Эбботом чтобы сделать рассказ максимально выразительным. Тем не менее, необходимо отметить, что сама постановка вопроса была непривычной. В трудах признанных историков середины - второй половины XIX в. Эдуард IV характеризуется как неоднозначная, но бесспорно выдающаяся фигура, одаренный воин и политик. Авторы осуждали Эдуарда за жестокость и распутство [37:103-104], но абсолютное неприятие можно найти только в «Конституционной истории Англии» У. Стаббса, где этот государь описан как кровожадный и беспринципный тиран [46:226].

Не менее интересен созданный авторами «Комической истории» образ знаменитого Создателя королей - Ричарда Невилла, 16-го графа Уорика. Эта историческая фигура буквально гипнотизировала англичан, во все века восхищавшихся удивительной легкостью, даже изяществом, с которыми Ричард Невилл распоряжался английским троном. В книге Г. Эббота это качество доведено до абсурда. Уорик «получил прозвище делателя королей из-за своего умения изготавливать королевские изделия с поистине поразительной быстротой. Он способен отчеканить суверена на заказ со скоростью, которой мог бы позавидовать сам монетный двор. Он обеспечивал нового короля в кратчай-

шие сроки, подобно тем поставщикам продовольствия, которые заявляют, что "их обеды всегда готовы"» [19:УЫ. 1, 283].

Ещё раз отмечу, такая характеристика полностью совпадала со взглядами большинства англичан, зафиксированными в популярной и художественной культуре. В указанный период Уорика рисовали более чем комплиментарно [36] (Илл. 10), столь же хорош Ричард Невилл в опубликованном в 1843 г., всего за несколько лет до «Комической истории», романе Бульвер-Литтона «Последний барон» [23]. Однако, такая оценка отчётливо расходилась с наметившимися в историографии тенденциями. После публикаций хроник 1470-х гг. [24; 29], в которых Ричард Уорик объявлялся главным виновником терзавших Англию беспорядков, светлый образ Создателя Королей изрядно потускнел. Кроме того, сами времена изменились. Чопорная и упорядоченная викторианская эпоха с трудом находила для мятежного лорда добрые слова. Например, Шерон Тернер описывал Уорика как «плохого генерала, вспыльчивого и несдержанного, честолюбивого и неугомонного..., слишком могущественного, чтобы быть лояльным вассалом... короля», но принужденного всегда оставаться за троном, а потому вечно сеявшего смуты и мятежи [37:УЫ. 3, 290]. Во второй половине XIX столетия градус негатива только нарастал. У. Стаббс считал Создателя Королей аномалией, маргинальным персонажем, который «выпадает из конституционного развития Англии» [46:226]. Джон Гарднер пошел еще дальше. По мнению этого исследователя, Уорик был эгоистом и предателем, «чья смерть стала истинным благом для государства» [41:186].

Столь явное противоречие отчасти объяснимо, если вспомнить - широкая публика продолжала воспринимать историю как драму героев, а для британской культуры Уорик, разумеется, не кто иной как герой - выдающаяся, почти эпическая фигура. Однако, применительно к тексту «Комической истории» стоит сделать ещё одно уточнение.

В интерпретации Г. Эббота Уорик не создавал королей по своему усмотрению, он был всего лишь «поставщиком», т.е. «изготавливал» государей на заказ. Заказчиками же выступали сами англичане - нация и парламент. В частности, про политическую ситуацию 1469-1470 гг. Г. Эб-бот писал следующее: Эдуард в тот момент «оценивался очень скромно», поэтому Генрих VI оказался «на высоте. как последняя новинка кухни изобретательного Уорика» [19:Vol. 1, 283]. Иными словами, англичане были недовольны Эдуардом IV, поэтому Ричард Уорик воспользовался ситуацией и оперативно смастерил нового правителя, который на тот момент всех устроил. Таким образом, на страницах «Комической истории» из деструктивной фигуры Уорик преобразился в конструктивную, в человека, выполнявшего волю нации.

В заключение стоит перейти к образу самого знаменитого злодея эпохи Войн Роз - Ричарда III. В «Комической истории» этот государь описан не столь негативно, как этого можно ожидать. Напомню, что в британской историографии Ричард III оставался одиозным персонажем вплоть до середины ХХ в. Отдельные попытки оправдать этого короля предпринимались, но не исследователями, а энтузиастами, и категорически не воспринимались профессиональным сообществом. Книги Д. Бака [22], Г. Уолпола [38] и К. Халстед [28] как правило просто игнорировались. В «Комической истории» ситуация несколько иная. Г. Эб-бот вступает в заочную полемику с ричардианцами, что уже можно считать большим шагом вперед. Эббот писал: «Герцог Глостер, у которого, судя по своеобразному строению спины, были достаточно широкие плечи, чтобы вынести все преступления, за которые, возможно, не взялся бы ни один другой владелец. Соответственно, каждое беззаконие, которое невозможно было приписано кому-то другому, обычно добавляется к огромному списку его правонарушений» [19:Vol. 1, 284]. Действительно, на страницах «Комической истории» список противоправных деяний

Ричарда заметно сократился - он не убивал Генриха VI Ланкастера, не принимал участие в убийстве принца Эдуарда Ланкастера, да и вообще не был серийным убийцей. Г. Эббот подчеркивал, что герцог Глостер являлся отличным воином, в частности, успешно сражался за своего брата Эдуарда IV не только в битвах Войн Роз, но и в Шотландии. Однако на этом положительные для Ричарда III суждения заканчиваются. Эббот подчеркивал: «Те писатели, которые защищали герцога Глостера, настаивают, что преступления, которые он совершил, были необходимы, чтобы обезопасить корону; но это не лучшее оправдание, чем у разбойника с большой дороги, который бьет путника по голове, потому что удар необходим для удобного очищения карманов жертвы» [19:Vol. 1, 313].

Интересно мнение Г. Эббота о внешности Ричарда III. «По словам Роуза,5 который ненавидел его, правое плечо короля было выше левого. Но это очевидное уродство, возможно, возникло из-за того, что на него смотрели несколько односторонне. Его рост был невелик. Но в случае с человеком, который никогда не занимал высокого положения в глазах общества, физически невозможно, чтобы это воспринималось иначе... Уолпол в своих весьма остроумных «Исторических сомнениях» попытался избавиться Ричарда от горба, но, по мнению любого беспристрастного судьи, операция не увенчалась успехом... Черты его лица были определенно привлекательными» [19:Vol. 1, 311]. С одной стороны, такой портрет кажется относительно благосклонным - Г. Эббот отметил привлекательное лицо короля, поставил под сомнение его низкий рост и кривизну плеч. С другой - указанное суждение резко расходилось с изобразительной культурой викторианской эпохи. С гравюр и книжных иллюстраций горб Ричарда исчез ещё во второй половине XVIII в., мне не удалось найти ни одного

5 Имеется в виду современник Ричарда III, историк-антиквар Джон Роуз (1411-1491 гг.), автор весьма тенденциозной «Истории английских королей».

изображения XIX столетия, на котором этот государь показан горбатым [47:445-467]. Карикатуры Лича - не исключение, в данном конкретном случае визуальный и текстовый ряды расходятся. Любопытно, что других разногласий между Г. Эбботом и Д. Личем не выявлено. Лич рисовал Ричарда III без всякого пиетета, на одной их карикатур он даже изображен с головой и хвостом крокодила [19:Vol. 1, 299], но и в этом случае спина короля не имела видимых дефектов (Илл. 11). Рискну предположить, что указанные разногласия обусловлены инерцией материала. Г. Эббот следовал за письменной традицией, в работах историков и популяризаторов истории XIX в. горб Ричарда III неизменно присутствует [37:283-288; 30: vol. 2, 287-293], а Д. Лич ориентировался на визуальный ряд.

Вполне естественно, что Г. Эббот считал Ричарда III виновным в главном из приписанных ему преступлений -убийстве сыновей Эдуарда IV, печально знаменитых тау-эрских принцев. Стоит отметить, что для XIX в. эта тема была весьма болезненной, именно в викторианскую эпоху такое преступление казалось вдвойне омерзительным. Во-первых, оно было направлено против родных племянников, то есть наносило удар по культовым для эпохи семейным ценностям. Во-вторых, это был период крайне сентиментального отношения к детству. Выше уже не раз упоминался морализаторский характер «Комической истории». Он проявился и в анализируемом эпизоде. Чтобы показать всю гнусность произошедшего, Г. Эббот и Д. Лич значительно уменьшили возраст мальчиков. Историческим принцам было двенадцать и девять лет. В «Истории» они показаны едва ли не младенцами. Старший принц якобы почти не покидал детской, а младший был настолько мал, что Ричарду Глостеру удалось заманить его в Тауэр «конфетами и игрушками», но даже это средство работало не слишком хорошо: устав от долгой ходьбы, ребенок «начинал плакать и звать маму» [19:Vol. 1, 293]. Очевидно, что это описание никак не подходит к девятилетнему ребен-

ку. Стоит отметить, что занижение возраста принцев для XIX в. было вполне типичным явлением. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть, например, на скульптуру Августы Фримен «Спящие принцы» [26] (Илл. 12). Таким образом, в этом отношении «Комическая история» полностью вписывалась и в историографическую, и в художественную традицию.

Важно отметить, что Генрих VII Тюдор также показан без особой симпатии. Ярче всего его образ характеризуют карикатуры Д. Лича. На странице 301 Генрих —нищий эмигрант: худой, оборванный, с небольшим саквояжем, по-видимому, вмещавшим все его пожитки. На первой странице второго тома мы видим карикатуру-эпиграф к рассказу о правлении этого монарха (Илл. 13). На ней Генрих уже заметно поправился, даже обзавелся небольшим брюшком, но положение короля всё ещё кажется незавидным - он показан в напряженной позе, пытающимся удержать корону, балансирующую на острие шпаги - явный намек на политические неурядицы рубежа XV-XVI вв.

Крайне интересна полностраничная цветная карикатура, изображающая битву при Босворте (Илл. 14). На ней изображено даже не само сражение, а театральная постановка (видимо из «Исторических хроник»), точнее описанный Шекспиром поединок Ричарда III и Генриха Тюдора [19:Vol. 1, 302-303]. Оба оппонента выглядят одинаково анекдотично - растрепанные, насупленные, раскрасневшиеся, неуклюже размахивающие деревянными рапирами, в окружении перекусывающей, скрытой кулисами массовки. Текст в полной мере соответствовал комизму изображения. Г. Эббот применил простой, но безотказный риторический приём - пересказал соответствующий эпизод шекспировской трагедии простым, даже незамысловатым языком. Позволю себе длинную цитату: «Затем поле, по-видимому, полностью очистилось, и Ричард побежал по нему, страшно запыхавшись, фехтуя рапирой в пустоту и громко требуя коня в обмен на свое королевство, хотя

четвероногого нельзя было получить ни за любовь, ни за деньги. Затем, кажется, он громко звал Ричмонда и утверждал, что уже убил его пять раз, из чего следует вывод, что у хитрого Генри было не менее полудюжины доспехов, сделанных одинаково, чтобы ввести в заблуждение своего противника. Потом Ричард бросился прочь, подпрыгивая и гонясь за каким-то воображаемым врагом, и Ричмонд занял поле; когда Ричард, случайно вернулся они несколько секунд стояли, глядя друг на друга. Затем два претендента на трон насторожились, и последовал прекрасный поединок по фехтованию, свидетелей которому не было. Нападавшие обменялись несколькими комплиментарными речами; время от времени бойцы останавливались, чтобы в полной мере оценить галантную выправку друг друга. Однако бизнес есть бизнес, и в данном случае дело кончилось тем, что победоносный Ричмонд одолел Ричарда» [19:Уо1. 1, 302]. Не ограничиваясь этой сатирой, Гилберт Эббот добавил к ней не менее едкое стихотворение, также описывающее битву при Босворте. Словом, знаменитый сатирик прошелся по культовому эпизоду английской

историей со всем доступным ему сарказмом.

***

Подведем итоги. Историческая память может быть зафиксирована в очень разных формах. «Комическая история» Г. Эббота, иллюстрированная карикатурами Д. Лича, вне всяких сомнений оригинальный, достойный уважения и по-своему очень серьезный текст, предоставляющий читателям возможность взглянуть на историю Англии под новым углом. Одной из причин необычайной популярности «Истории» стало то, что она заполнила историографическую лакуну, дала читателям возможность посмеяться над тем, что к середине XIX в. выглядело уж слишком серьезно, даже пафосно. При этом Г. Эбботу действительно удалось «сочетать развлечение с поучением», книга в полной мере соответствует строгой викторианской морали -

все скользкие темы (например, разгульный образ жизни Эдуарда IV Йорка) разумно смягчены или обойдены молчанием.

Нарисованная Г. Эбботом и Д. Личем картина Войн Роз весьма интересна. Данный текст балансирует между двумя вариантами интерпретации конфликта. Это характерное для историографии XIX в. неприятие «эпохи гражданских войн» и осуждение признанных виновников распрей (Маргариты Анжуйской, Уорика, Ричарда III). Другая тенденция представлена в популярной и художественной культуре, она связана с постепенным превращением Войн Роз в своего рода квинтэссенцию Средневековья, время последних рыцарей, приключений и интриг; также начался процесс оправдания отрицательных персонажей. Книгу Г. Эббота можно считать «золотой серединой». «Комическая история» содержит смягченные по сравнению с историографией оценки, но описывает эпоху Войн Роз и её героев существенно менее благосклонно, чем это делали художники, литераторы и авторы популярных работ.

Сокращения

BM - British Museum. Official website. URL: https://www.brit-ishmuseum.org/

Приложение к статье. Иллюстрации

Илл. 1. Коронация Генриха V. Карикатура Дж. Лича //А'Беккет Г.Э. Комическая история Англии. В 2 т. Л., 1864. Т. 1. С. 208-209.

Илл. 2. Ссора Сомерсета и Йорка. Карикатура Дж. Лича // А'Беккет Г.Э. Комическая история Англии. В 2 т. Л., 1864. Т. 1. С. 274.

и

Илл. 3. Джон Петти. Сцена в саду Темпля. Галерея искусств Уолкера,

Ливерпуль.

Илл. 4. Карикатуры Дж. Лича, открывающие рассказы о царствованиях Генриха VI, Эдуарда IV, Эдуарда Vи Ричарда III. //А'Беккет Г.Э. Комическая история Англии. В 2 т. Л., 1864. Т. 1. С. 244, 280, 289, 297.

Илл. 5. Свадьба Генриха VI и Маргариты Анжуйской. Карикатура Дж. Лича //А'Беккет Г.Э. Комическая история Англии. В 2 т. Л., 1864.

Т. 1. С. 264-265

Илл. 6. Маргарита Анжуйская и разбойник. Гравюра А. Смита. 1810. Британский музей, Лондон. Номер экспоната 1872,0113.56.

Илл. 7. Маргарита Анжуйская, её ребенок и великодушный разбойник. Карикатура Дж. Лича // А'Беккет Г.Э. Комическая история Англии. В 2 т. Л., 1864. Т. 2. С. 277.

Илл. 8. Эдуард IVзнакомится с Елизаветой Вудвилл. Карикатура Дж. Лича //А'Беккет Г.Э. Комическая история Англии. В 2 т. Л., 1864.

Т. 1. С. 282.

Илл. 9. Леди Элизабет Грей умоляет Эдуарда IVзащитить ее детей. Гравюра Дж. Роджерса. 1830. Британский музей, Лондон. Номер экспоната 1978,и.2027

Я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\ ч\«г

Илл. 10. Трешам Г. Клятва графа Уорика перед битвой при Таутоне. 1797. Манчестераская художественная галерея.

Илл. 11. Герцог Глостер утром отправляется к своим маленьким племянникам. Карикатура Дж. Лича //А'Беккет Г.Э. Комическая история Англии. В 2 т. Л., 1864. Т. 1. С. 299.

Илл. 12. Фримен А. Принцы, спящие в Тауэре. 1862. Художественная галерея и музей Рассела-Котса, Борнмут, Великобритания.

Илл. 13. Карикатура Дж. Лича, открывающая рассказ о царствовании Генриха VII // А'Беккет Г.Э. Комическая история Англии. В 2 т. Л., 1864. Т. 2. С. 1.

Илл. 14. Битва при Босворте. Карикатура Дж. Лича // А'Беккет Г.Э. Комическая история Англии. В 2 т. Л., 1864. Т. 1. С. 302-303.

Литература

Источники

1. A'Beckett G.A. The comic history of England. L: L: Punch Office, 1846-1848. Электронный ресурс. Режим доступа https://www.baumanrarebooks.com/rare-books/leech-john-abeckett-gilbert-a/comic-history-of-england-the-comic-history-of-rome/113302.aspx свободный (дата посещения 08.05.2024).

2. A 'Beckett G.A. The comic history of England. L: Bradbury & Agnew, 1847. Электронный ресурс. Режим доступа https:// www.abebooks.com/book-search/title/comic-history-england-abbott/author/abeckett-gilbert-john-leech/ свободный (дата посещения 08.05.2024).

3. A 'Beckett G.A. The comic history of England. L: Bradbury & Agnew, 1847. Электронный ресурс. Режим доступа https:// www.rookebooks.com/1847-48-the-comic-history-of-england свободный (дата посещения 08.05.2024).

4. A 'Beckett G.A. The comic history of England. L: Bradbury & Agnew, 1847. Электронный ресурс. Режим доступа https:// www.midwaybook.com/pages/books/70348/gilbert-abbott-abeckett-john-leech/the-comic-history-of-england-in-two-volumes свободный (дата посещения 08.05.2024).

5. A'Beckett G.A. The comic history of England. L: Bradbury Evans & Co., 1850. Электронный ресурс. Режим доступа https://www.abebooks.com/book-search/title/comic-history-england-abbott/author/abeckett-gilbert-john-leech/ свободный (дата посещения 08.05.2024).

6. A 'Beckett G.A. The comic history of England. L: Punch Office, 1853. Электронный ресурс. Режим доступа https://www. abebooks.com/servlet/BookDetailsPL?bi=31373483894&sear churl=spo%3D30%26sortby%3D17%26tn%3Dcomic%2Bhis tory%2Bengland%26p%3D2%26an%3Dgilbert%2Babbott%2 Babeckett%26sp%3D1&cm_sp=snippet-_-srp2-_-title22 свободный (дата посещения 10.05.2024).

7. A'Beckett G.A. The comic history of England. L: Bradbury Evans & Co., 1855. Электронный ресурс. Режим доступа

https://www.abebooks.com/servlet/BookDetailsPL?bi=3016 3901599&searchurl=spo0/o3D60%26sortby%3D17%26tn%3 Dcomic%2Bhistory%2Bengland%26p%3D3%26an%3Dgilb ert%2Babbott%2Babeckett%26sp%3D1&cm_sp=snippet-_-srp3-_-title23 свободный (дата посещения 10.05.2024).

8. A 'Beckett G.A. The comic history of England. L: Bradbury Evans & Co., 1857. Электронный ресурс. Режим доступа https://www.abebooks.com/servlet/BookDetailsPL?bi=1198 565507&searchurl=spo%3D90%26sortby%3D17%26tn%3 Dcomic%2Bhistory%2Bengland%26p%3D4%26an%3Dgilb ert%2Babbott%2Babeckett%26sp%3D1&cm_sp=snippet-_-srp4-_-title24 свободный (дата посещения 10.05.2024).

9. A 'Beckett G.A. The comic history of England. London. The Punch Office and Bradbury & Evans. 1860. Электронный ресурс. Режим доступа https://www.russenrarebooks.com/ item/6583/beckett-gilbert-abbott-a-1811-1856/the-comic-history-of-england-2-volumes-and-the-comic свободный (дата посещения 10.05.2024).

10. A 'Beckett G.A. The comic history of England. L: Bradbury Evans & Co., 1863. Электронный ресурс. Режим доступа https://www.abebooks.com/book-search/title/comic-history-england-abbott/author/abeckett-gilbert-john-leech/ свободный (дата посещения 10.05.2024).

11. A 'Beckett G.A. The comic history of England. L: Punch Office, 1864. Электронный ресурс. Режим доступа https://www. abebooks.com/servlet/BookDetailsPL?bi=31475989460&sea rchurl=spo%3D30%26sortby%3D17%26tn%3Dcomic%2Bhi story%2Bengland%26p%3D2%26an%3Dgilbert%2Babbott% 2Babeckett%26sp%3D1&cm_sp=snippet-_-srp2-_-title1 свободный (дата посещения 10.05.2024).

12. A 'Beckett G.A. The comic history of England. L: Bradbury & Evans, 1865. Электронный ресурс. Режим доступа https:// www.abebooks.com/servlet/BookDetailsPL?bi=22773920528 &searchurl=spo%3D60%26sortby%3D17%26tn%3Dcomic% 2Bhistory%2Bengland%26p%3D3%26an%3Dgilbert%2Babb ott%2Babeckett%26sp%3D1&cm_sp=snippet-_-srp3-_-title4 свободный (дата посещения 10.05.2024).

13. A'Beckett G.A. The comic history of England. L: Bradbury, Agnew, & Co, 1870. Электронный ресурс. Режим доступа https://www.abebooks.com/servlet/BookDetailsPL?bi=308 31907057&searchurl=spo%3D60%26sortby%3D 17%26tn% 3Dcomic%2Bhistory%2Bengland%26p%3D3%26an%3Dgil bert%2Babbott%2Babeckett%26sp%3D1&cm_sp=snippet-_-srp3-_-title18 свободный (дата посещения 10.05.2024).

14. A'Beckett G.A. The comic history of England. L: Bradbury Evans & Co., 1880. Электронный ресурс. Режим доступа https://www.abebooks.com/book-search/title/comic-history-england-abbott/author/abeckett-gilbert-john-leech/ свободный (ддата посещения 10.05.2024).

15. A'Beckett G.A. The comic history of England. L: Bradbury Evans & Co., 1890. Электронный ресурс. Режим доступа https://www.abebooks.com/book-search/title/comic-history-england-abbott/author/abeckett-gilbert-john-leech/ свободный (дата посещения 10.05.2024).

16. A 'Beckett G.A. The comic history of England. London-New York: Routledge,Dutton, 1894.

17. A 'Beckett G.A. The comic history of England. London: John Dicks Press. 1897. Электронный ресурс. Режим доступа https://www.abebooks.com/book-search/title/comic-history-england/author/gilbert-abbott-abeckett/ свободный (дата посещения 10.05.2024).

18. A'Beckett G.A. The comic history of England. London: John Dicks Press, 1899. Электронный ресурс. Режим доступа https://www.abebooks.com/servlet/BookDetailsPL?bi=3178 9934334&searchurl=spo%3D30%26sortby%3D17%26tn%3 Dcomic%2Bhistory%2Bengland%26p%3D2%26an%3Dgilb ert%2Babbott%2Babeckett%26sp%3D1&cm_sp=snippet-_-srp2-_-title12 свободный (дата посещения 10.05.2024).

19. A 'Beckett G.A. The comic history of England. In 2 vol. London: Bradbury Evans & Co., 1864. Электронный ресурс. Режим доступа https://www.loc.gov/item/15014139/ свободный (дата посещения 10.05.2024).

20. A'Beckett G.A. The comic history of England. London: Bradbury, Agnew, N.D. Электронный ресурс. Режим до-

ступа https://archive.org/details/dli.ministry.11308/E16834_ The_Comic_history_of_England_Vol_1/page/429/mode/2up сввободный (дата посещения 10.05.2024).

21. Biographical Sketches of the Queens of Great Britain from the Norman Conquest to the Reign of Victoria: or, Royal book of beauty, by Mary Howitt.1851.

22. Buck G. The History of the Life and Reigne of Richard the Third. L., 1647.

23. Bulwer-Lytton E. The last of the barons. Philadelphia, J. B. Lippincott & co., 1867. Электронный ресурс. Режим доступа https://www.loc.gov/resource/gdcmassbookdig. lastofbarons00lytt/?sp=8&st=pdf свободный (дата посещения 10.05.2024).

24. Chronicle of the rebellion in Lincolnshire, 1470 // Camden Society, Miscellany. Vol. 1. L., 1847.

25. Dickens C. J. A child's history of England, V. II. - 1-e изд. -London: Bradbury & Evans, 1853.

26. Freeman A. The Princes Sleeping in the Tower. Russell-Cotes Art Gallery & Museum. 1862.

27. Gilbert J. Scene in the Temple Garden // The Works of Shakespeare / Ed. by Howard Staunton with the Illustrations by John Gilbert. In 3 vol. L., 1865-67. Vol. 2. P. 300

28. Halsted C.A. Richard III as Duke of Gloucester and King of England. L., 1844.

29. Historie of the Arrivall of Edward IV. in England and the Finall Recouerye of His Kingdomes from Henry VI. A.D. M.CCCC. LXXI // Camden Society, Miscellany. Vol. 1. L., 1838.

30. Hume D. The History of England from the Invasion of Julius Caesar to the Revolution in 1688. In 6 vols. Indianapolis: Liberty Fund, 1983.

31. Marguerite of Anjou. An engraving from a drawing by J. W. Wright // The Heroines of Shakespeare: comprising the principal female characters in the plays of the great poet, by Charles Heath, 1848

32. Pettie J. Scene in the Temple Garden. Walker Art Gallery, Liverpool

33. Scott W. Anne of Geierstein, or The Maiden of the Mist. Edinburgh, 1829.

34. Shakespeare W. The Tragedy of Richard the Third. From Mr. William Shakespeares comedies, histories, & tragedies: published according to the true originall copies. L., 1623.

35. Shakespeare W. Henry VI. / Ed. M. Hattevey. Cambridge, 1993.

36. Tresham H. The Earl of Warwick's Vow before the Battle of Towton. 1797; Manchester Art Gallery.

37. Turner S. The history of England during the Middle Ages. Vol. 3. L, 1853.

38. Walpole H. Historic Doubts on the Life and Reign of King Richard the Third. L., 1768

Исследования

1. A Beckett, Gilbert Abbott // Dictionary of National Biography. Vol. 1. London: Smith, Elder & Co.6 1885. p. 30-33.

2. Arman J. Margaret of Anjou. Stroud, 2023.

3. Gairdner J. The Houses of Lancaster and York. L., 1874.

4. Harrison C.A. Humorous History of England. L., 1920

5. Nye B. Comic History of England. Chicago, 1896.

6. Seccombe T.S. Comic sketches from English history for children of various ages. L., 1884

7. Sellar W.C., Yeatman R. J. 1066 and All That: A Memorable History of England, Comprising All the Parts You Can Remember, Including 103 Good Things, 5 Bad Kings and 2 Genuine Dates. L., 1930.

8. Stubbs W. The constitutional history of England, in its Origin and Development, Cambridge, 2011.

9. Браун Е.Д. Ричард III. М., 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.