Тарасова Е. А. «Война законов» РСФСР—СССР в 1990—1991 гг / Е. А. Тарасова // Научный диалог. — 2016. — № 9 (57). — С. 230—246.
ешн^МР
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' Б Р1ВКИЖЛ1Ч (ЛКСТОКУ-
УДК 94(470)
«Война законов» РСФСР—СССР в 1990—1991 гг.1
© Тарасова Екатерина Александровна (2016), кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры Новейшей истории России, Институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Россия), [email protected].
Рассматриваются основные вехи «войны законов» — политического противостояния российских и союзных органов власти в 1990—1991 годах, проявляющегося в издании РСФСР законодательных актов, противоречащих союзному законодательству, и ответных актах союзных властей. Изучаются постановления высших органов власти России, указы президента РСФСР, принятые в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Анализируются причины принятия этой Декларации. Рассматривается обсуждение Декларации на I Съезде народных депутатов, изучаются ее оценки. Выявляются законодательные акты российских органов власти, изданные в ходе «войны законов». К исследованию привлекается значительное число постановлений, указов, распоряжений, раскрывающих данное явление. Рассматриваются особенности «войны законов» на разных этапах ее развития. Анализируются законодательные акты РСФСР в области экономики, по вопросам собственности и разграничения функций управления организациями на территории РСФСР Особое внимание уделяется поправкам в Конституцию РСФСР 1990—1991 годов, существенно меняющим систему государственного управления республики. Изучаются законодательные акты РСФСР, изданные на последнем этапе развития «войны законов» — осенью 1991 года. Дается общий анализ явления «войны законов» в политическом процессе РСФСР начала 1990-х гг.
Ключевые слова: Съезд народных депутатов; Верховный Совет РСФСР; Верховный Совет СССР; война законов; Декларация о государственном суверенитете; народный депутат; президент РСФСР; президент СССР; суверенитет; союзный договор.
1. Принятие Декларации о государственном суверенитете в РСФСР
В начале 1990-х гг. государственность Советского Союза переживала глубокий кризис. Причинами его стали экономические проблемы, рост сепаратизма республик, ошибки и просчеты политики перестройки и целый
1 Статья подготовлена при поддержке проекта СПбГУ «Кризис идентичности на постсоветском пространстве в зеркале конфликта», шифр ИАС НИД СПбГУ 5.38.279.2014.
ряд других факторов. Среди них особое место занимает так называемая «война законов», развернувшаяся между СССР и рядом союзных республик, когда после принятия деклараций о независимости республиканские органы власти провозгласили верховенство принимаемых ими постановлений над союзным законодательством.
В РСФСР точкой отсчета развития «войны законов» можно считать принятие Декларации о независимости 12 июня 1990 года. Это было первое крупное решение нового органа государственной власти России — Съезда народных депутатов, начавшего свою работу 16 мая 1990 года. Обсуждение вопроса о принятии декларации о независимости России на I Съезде народных депутатов РСФСР открыл В. И. Воротников, председатель Президиума Верховного Совета РСФСР, отметив, что «расширение прав России не предполагает ослабления связей с Союзом и другими республиками» [Суханов, 2011, с. 561].
Незадолго до принятия декларации на Съезде прошли выборы Председателя Верховного Совета РСФСР, обеспечившие победу лидеру демократического движения в России Б. Н. Ельцину. Хотя избрание Б.Н. Ельцина произошло отнюдь не единогласно, влияние этого политического деятеля на работу Съезда сложно переоценить.
Вопрос о суверенитете России был одним из главных в предвыборной программе демократов. В одном из своих первых выступлений на Съезде Б. Н. Ельцин так обосновал необходимость данной меры: «Единодушное голосование народных депутатов по включению обсуждаемого вопроса в повестку дня говорит о том, что всем нам до предела ясно, что один из важнейших тактических путей выхода из кризиса — обеспечение реального народовластия в России. Средством достижения этой цели является обеспечение реального суверенитета России, равной среди равных союзных республик» [Ельцин, 1990, с. 2]. Б. Н. Ельцин также заявлял: «Но все это не значит, что речь идет о конфронтации с Центром. Самое главное направление одно — укрепление Союза» [Там же]. Не воспринимали Декларацию как шаг к развалу союзной государственности большинство депутатов. Например, М. Челноков писал: «Принятие Декларации было встречено бурными аплодисментами. Никто тогда даже подумать не мог, что это — бомба замедленного действия, прелюдия к развалу Союза в Беловежской Пуще, хотя эти два события и не связаны напрямую, и из Декларации не следовала с неизбежностью необходимость развала Союза» [Челноков, 1994, с. 40].
Тем не менее уже на I Съезде депутаты высказывали мнения, что объявление суверенитета в РСФСР усилит центробежные тенденции в других республиках СССР [Первый Съезд, 1990, с. 486]. Против Декларации
выступал депутат Ю. М. Слободкин [Первый Съезд..., 1990, с. 484—485]. Народный депутат РСФСР Ф. Д. Бобков, первый заместитель председателя КГБ СССР, был возмущен стремлением РСФСР к суверенитету: «Верховенство законов России над общесоюзными. Что это значило? Ни в одной стране мира не было такого. Как могут, например, законы Саксонии, Тюрингии, или Баварии верховенствовать над федеральными законами Германии?» [Бобков, 2003, с. 390].
Народные депутаты СССР также нередко дают отрицательную оценку действиям российских властей в 1990—1991 гг.: «.сепаратизм России, организованный ельцинской кликой, — это убойный выстрел на полное поражение системы Советского союзного государства» [Бойко, 2014, с. 86].
Р. И. Хасбулатов еще в сентябре 1990 года заявлял: «Специфика РСФСР, в отличие от других 14 союзных государств, заключается в том, что в России невозможно даже теоретически ставить вопрос "о выходе из СССР" <.> Реальный выход из СССР для многих союзных государств на деле означает постепенное ослабление экономических и политических связей с РСФСР, хотя внешне это выступает как ослабление связей с так называемым Центром» [Ельцин — Хасбулатов, 1994, с. 43].
Особое значение для развития «войны законов» имел пятый пункт Декларации, согласно которому для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливалась полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение СССР. Предусматривалось также верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР и исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России [Декларация от 12.06.1990].
Принятие декларации 12 июня 1990 г. на Съезде произошло практически единодушно: «за» проголосовало 907 депутатов, «против» — 13, «воздержалось» — 9 [Рыжков, 2010, с. 156].
2. Развитие «войны законов» РСФСР—СССР в 1990 г.
Первые акты, появившиеся после принятия декларации о независимости в РСФСР, которые открыли «войну законов» были связаны с попыткой республики утвердить свою позицию в разграничении полномочий с союзными органами власти в преддверии подписания нового союзного договора.
22 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (Основа нового Союзного договора)» [Постановление
от 22.06.1990], поручив Верховному Совету РСФСР и Конституционной комиссии ВС РСФСР разработать основные начала нового Союзного договора в соответствии с принципами, изложенными в данном постановлении. Предполагалось вывести из-под контроля СССР Совет министров РСФСР, МВД РСФСР, а также организовать два банка, напрямую подчиненных Верховному Совету РСФСР — Государственный банк РСФСР и Внешнеэкономический банк РСФСР. Совету Министров РСФСР было поручено в месячный срок разработать и представить Верховному Совету РСФСР предложения по структуре управления отраслями союзного подчинения, сроках передачи их в систему народного хозяйства РСФСР. В. Б. Исаков вспоминает, что автором этого постановления был председатель ВС РСФСР Б. Н. Ельцин: «Съезд шел к концу. В один из последних дней меня вновь вызвал Ельцин и вручил несколько густо исписанных листков: "Вот написал ночью. Надо успеть принять". Это был написанный лично им проект постановления "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР". С трудом разбирая ломаный ельцинский почерк, я переписал проект на машинке, исправив в нем неточности и явные погрешности стиля» [Исаков, 1996, с. 128].
Важно отметить, что в первое время требования РСФСР выступали своего рода декларацией намерений, которые должны были быть воплощены в новом союзном договоре. Говоря о разграничении функций РСФСР и Центра, первый заместитель председателя Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатов отмечал: «За Центром РСФСР оставляет функции обеспечения обороны (с контролем деятельности предприятий военно-промышленного комплекса на территории РСФСР), государственной безопасности (с соответствующим контролем на территории РСФСР), энергетики, морского и воздушного транспорта, область международных отношений (частично). То есть речь идет о тех полномочиях, которые союзные органы власти и управления должны выполнять в целях обеспечения гарантированной целостности СССР. Все остальные функции, включая всю внутреннюю — экономическую, социальную, культурную политику, финансово-кредитную деятельность, внешнеэкономические связи, РСФСР намерена осуществлять самостоятельно» [Ельцин-Хасбулатов, 1994, с. 38].
20.06.1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление «О механизме народовластия в РСФСР» [Постановление от 20.06.1990]. Данное постановление на год опередило широко известный «Указ о департизации» президента РСФСР Б. Н. Ельцина. Первый пункт постановления констатировал, что государственная власть в РСФСР осуществляется народом непосредственно или через представительные орга-
ны власти в центре и на местах. Второй пункт не допускал совмещение должности руководителя государственного органа власти или управления с любой другой должностью, в том числе в политических или общественно политических организациях. Однако это постановление не имело ни такого резонанса, ни таких последствий, как «Указ о департизации».
Целый ряд решений вновь избранных российских депутатов, принятых в рамках «войны законов», касался экономических вопросов. Это было обусловлено несколькими причинами. Экономическое положение СССР ко второй половине 1990 года было тяжелым. Действия союзных органов власти, объявивших политику перестройки, не только не улучшали ситуацию, а еще более усугубляли кризис [Полынов, 2009, с. 41—48]. Идя на выборы, многие будущие российские депутаты ставили своей целью скорейшее реформирование экономики страны, если не на союзном, то на республиканском уровне [Тарасова, 2014, с. 54—59]. Многие депутаты, в том числе Б. Н. Ельцин, считали несправедливой политику Центра по перераспределению ресурсов между союзными республиками и стремились исправить эту ситуацию. Наконец, распоряжение собственностью, находящейся на территории республики, открывало новым органам власти России широкие возможности для обогащения отдельных лиц и структур, что более отчетливо проявилось несколько позже, в 1992 году.
Первые законы, касающиеся экономических вопросов, вступившие в противоречие с союзным законодательством, появились уже летом 1990 года и были изданы Верховным Советом республики. Закон РСФСР «О собственности на территории РСФСР» от 14 июля 1990 года [Закон от 14.07.1990] утверждал право собственности РСФСР на землю, недра, воды, леса и основные производственные фонды. Согласно закону, союзные органы допускались к управлению данными объектами собственности на условиях, установленных законами РСФСР и Союзным договором.
9 августа 1990 года Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «О защите экономической основы суверенитета РСФСР» [Постановление от 09.08.1990]. Все внешнеэкономические и союзно-республиканские соглашения по продаже алмазов, золота, платины, драгоценных камней, серебра, нефти, угля, газа, урана, редкоземельных, цветных и черных металлов, лесоматериалов, пушнины, зерна, заключенные после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР, признавались недействительными.
Ответом на данное постановление стал Указ Президента СССР от 23.08.1990 г. «О постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР от 9.08.1990» [Указ от 23.08.1990], которым на основании п. 1 ст. 127.3 Кон-
ституции СССР оно объявлялось не имеющим юридической силы. В Указе констатировалось, что разграничение полномочий и собственности Союза и республик может быть осуществлено лишь на основе нового Союзного Договора.
Тем не менее 31.10.1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» [Закон от 31.10. 1990], в соответствии с которым порядок и условия владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и культурными ценностями, находящимися на территории РСФСР, регулируются законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР [Там же].
Таким образом, уже осенью 1990 года российские власти перешли от деклараций и определения принципов для содержания нового союзного договора к изданию законодательных актов, в которых уже предусматривается передача в распоряжение РСФСР расположенных на ее территории объектов и ценностей. Г. Бурбулис писал: «Советско-партийную государственность мы застали существенным образом развалившуюся и, конечно же, проблема формирования новой российской государственности была ключевой. Выборы в 1990 году народных депутатов Российской Федерации были для нас стратегическими. Мы убедились, что потребность в обновлении столь глубока и столь массово существует, что изнурительная лицемерная борьба с союзным центром, как чудовищным монстром, который внешне подтверждает свое стремление к перестройке, а внутренне ей все время сопротивляется, потеряла какой-либо смысл» [Бурбулис, 1999, с. 196].
Аналогично развивалась ситуация и в отношении политических вопросов, в частности, по разграничению властных полномочий с союзными органами. Уже в октябре 1990 года российские власти перестали откладывать решения до подписания нового союзного договора. 24 октября 1990 года был принят закон РСФСР «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» [Закон от 24.10.1990]. В соответствии с ним Верховный Совет РСФСР или Совет Министров РСФСР были вправе приостановить действие актов союзных органов власти, если они нарушали суверенитет Российской Федерации.
В конце 1990 года Верховные Советы СССР и РСФСР, параллельно разрабатывающие законы о референдуме, завершили свою работу. Как указывают исследователи А. В. Иванченко и А. Е. Любарев, «российские депутаты смогли немного опередить союзных: Закон РСФСР «О референдуме РСФСР» был принят 16 октября 1990 года, а Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» — только 27 декабря 1990 года,
на Четвертом Съезде народных депутатов СССР. При этом российский закон был самодостаточным и процедурно проработанным, в то время как союзный закон по вопросам организации порядка голосования и ряду других вопросов ссылался на Закон СССР «О выборах народных депутатов СССР) [Иванченко, 2006, с. 40-41].
Следующим шагом в развитии «войны законов» РСФСР и СССР стало внесение существенных изменений в конституцию республики.
15 декабря 1990 года в конституцию РСФСР были внесены изменения, отразившие положения Декларации о независимости и других законодательных актов, меняющих взаимоотношения республики с союзным Центром [Закон от 15.12.1990]. Ст. 76 конституции теперь была изложена в следующей редакции: «Законы и иные акты Союза ССР, указы и другие акты Президента СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Союзу ССР, РСФСР, действуют на территории РСФСР непосредственно. Действие актов Союза ССР на территории РСФСР, ущемляющих суверенные права РСФСР, приостанавливается РСФСР» [Там же]. Таким образом, «война законов» впервые нашла отражение в Основном Законе РСФСР. Впоследствии такая практика стала обычной, и в 1991 году противоречия российской конституции и Конституции СССР продолжали углубляться.
3. «Война законов» в РСФСР—СССР в 1991 году
В конце 1990 года на Втором Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение о кардинальной реформе политической системы РСФСР — введении поста президента. В марте 1991 года этот вопрос был вынесен на референдум [Авакьян, 2000, с. 107], а в мае соответствующие изменения были внесены в конституцию РСФСР. 24 апреля 1991 года ВС РСФСР был принят закон «О Президенте РСФСР» [Закон от 24.04.1991]. Спустя месяц, 24 мая 1991 года, III Съезд народных депутатов РСФСР принял Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» [Закон от 24.05.1991]. Одновременно была проведена реформа местного самоуправления [Закон от 24.05.1991 № 1329-1]. Эти решения не были согласованы с органами власти СССР и входили в противоречие с союзным законодательством.
Первым президентом РСФСР был избран Б. Н. Ельцин, в это время уже открыто выступающий не только против союзных органов власти и президента СССР М. С. Горбачева, но и против дальнейшего пребывания РСФСР в составе Союза. Активно шла разработка нового союзного договора, но ждать его подписания для решения ключевых вопросов ни президент, ни Съезд и ВС РСФСР не считали нужным. Через 10 дней после инаугура-
ции, 20 июля 1991 года, президент издал так называемый «Указ о департи-зации» — «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» [Указ от 20.07.1991]. Как указывает В. Согрин, «это был мощнейший удар по компартии, лишавший ее по сути станового хребта» [Согрин, 1994, с. 91]. Но это был в то же время колоссальный удар и по союзной государственности в целом, который стал важной вехой в «войне законов» республики и центра.
Появление ГКЧП существенно ускорило процессы распада Советского Союза и стало точкой отсчета последнего этапа в развитии «войны законов» РСФСР—СССР. Можно согласиться с суждением М. Ф. Полынова, что «политический кризис 19—21 августа 1991 года российскими властями был использован как повод для оформления полной и окончательной суверенизации РСФСР и отказа от СССР как целостного федеративного государства» [Полынов, 2013, с. 171]. Уже в конце августа Б. Н. Ельцин принял решения о приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР [История..., 2011, с. 554—555.], а также об имуществе КПСС и КП РСФСР [Там же, с. 562—563]. Последним указом все принадлежащее КПСС и КП РСФСР недвижимое и движимое имущество КПСС и КП РСФСР объявлялось государственной собственностью РСФСР [Там же]. На фоне разложения союзной политической системы (5 сентября 1991 года был распущен Съезд народных депутатов СССР) высшие органы государственной власти РСФСР переподчинили себе основные союзные ведомства.
16 сентября 1991 года на территории РСФСР были ликвидированы учреждения союзного Агропромышленного банка, его счета, служебные помещения и специалисты переданы Россельхозбанку [Постановление от 16.09.1991] С 1 октября 1991 года драгоценные металлы, алмазы и золото, добытые на территории РСФСР, перестали поступать в Гохран СССР [Распоряжение от 16.09.1991]. 18 ноября 1991 года постановлением Президиума ВС РСФСР был создан Гохран РСФСР [Постановление от 18.11.1991 № 1894-1].
8 октября 1991 года Президиум ВС РСФСР поручил Президенту РСФСР определить порядок и срок прекращения деятельности союзных внешнеэкономических органов на территории РСФСР, их функции передавались соответствующим республиканским министерствам и ведомствам [Постановление от 08.10.1991]. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 ноября 1991 года внутренние войска СССР были переданы по юрисдикцию РСФСР [Постановление от 09.11.1991]. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 ноября 1991 года Го-
сударственному комитету РСФСР по статистике предписывалось принять в ведение всю материально-техническую базу Государственного комитета СССР по статистике [Постановление от 18.11.1991 № 1887-1].
Важной вехой в развитии «войны законов» РСФСР—СССР стали решения V Съезда народных депутатов РСФСР осенью 1991 года. Учитывая ранее отмеченные тенденции о внесении существенных изменений в Конституцию РСФСР в рамках «войны законов», в качестве завершающей точки противостояния можно было ожидать от Съезда принятия новой российской Конституции, проект которой уже был разработан Конституционной комиссией ВС РСФСР. Однако на V Съезде новая конституция принята не была. Причину этого очень хорошо объясняет ответственный секретарь Конституционной комиссии ВС РСФСР О. Г. Румянцев: «В начале ноября 1991 г. пятый Съезд лишь принял к сведению представленный Б. Н. Ельциным проект Конституции РФ; осторожность решения объяснялась отрезвлением после странной "победы" в августе 1991 г. (когда побежденными оказались не ГКЧП, КПСС или Горбачев, а страна, гражданами которой все являлись) и обострившейся угрозой распада СССР, инициатором которого большинство Съезда не желало быть» [Румянцев, 1994, с. 196]. Вместо принятия новой Конституции Съезд принял постановление, в соответствии с которым «законы РСФСР, указы Президента РСФСР и иные акты, принятые в обеспечение экономической реформы в РСФСР, подлежат приоритетному исполнению. Законодательные акты Союза ССР и РСФСР в период проведения радикальной экономической реформы применяются в части, не противоречащей актам, принятым в соответствии с настоящим постановлением. Законодательные акты Союза ССР, препятствующие проведению экономической реформы, могут быть приостановлены Верховным Советом РСФСР или Президентом РСФСР» [Постановление от 01.11.1991].
6 ноября 1991 года Б. Н. Ельцин подписал Указ, постановляющий «прекратить на территории РСФСР деятельность КПСС, КП РСФСР, а их организационные структуры распустить» [Указ от 06.11.1991]. 12 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР денонсировал Договор об образовании СССР и ратифицировал Соглашение о создании Содружества Независимых Государств [История, 2011, с. 592—593]. Эти постановления поставили точку в развитии «войны законов» РСФСР—СССР.
4. От Декларации о независимости к распаду государственности
Рассмотрев основные вехи развития «войны законов» РСФСР—СССР, можно заключить, что данное явление оказало существенное влияние на развитие как российского, так и союзного политического процесса и ста-
ло одним из весомых факторов в распаде союзной государственности. В то же время нельзя сказать, что этот фактор был решающим. К 1990 году СССР находился в состоянии глубокого экономического и политического кризиса, он был ослаблен неудачным течением экономических реформ и явными просчетами союзного руководства в политической сфере, в том числе во взаимоотношениях с республиками. К моменту объявления Декларации о независимости РСФСР союзные власти уже не могли оказать достойного отпора республиканским претензиям в политической и экономической сфере.
Если первые акты органов власти РСФСР, вступающие в противоречие с союзным законодательством, скорее провозглашали желаемые изменения со ссылкой на будущее принятие нового Союзного договора, то уже через полгода можно говорить об открытой конфронтации с союзными властями. Съезд народных депутатов начал вводить поправки в Конституцию РСФСР, затрагивающие основы государственности, что не могло не сказываться на положении дел в самом Союзе. С введением в РСФСР поста президента избранный на эту должность Б. Н. Ельцин стал активно использовать свои полномочия в борьбе с союзным Центром.
События августа 1991 года открыли последнюю страницу в ходе «войны законов» СССР и РСФСР. Этот этап характеризуется стремительным разрушением союзной государственности, чему немало способствовала политика российских властей, переподчинявших себе союзные ведомства и ликвидирующих союзные структуры. При этом уже в конце 1990 года обнаруживаются истоки будущего противостояния российских органов власти, Президента и Съезда. Обращение к мемуаристике и стенографическим отчетам работы российских Съездов показывает, что многие депутаты, принимая Декларацию о государственном суверенитете и голосуя за последующие акты в рамках «войны законов», не стремились к распаду союзной государственности и сожалели о принятых решениях.
Вслед за Союзом на грани распада оказалась и Российская Федерация. Разрушались прежние хозяйственные связи с бывшими республиками СССР, что углубляло экономический кризис в России. Существенно ухудшилось геополитическое положение Российской Федерации. Эти процессы стали следствием разрушения СССР и заставили депутатов переоценить многие аспекты политики РСФСР в отношении союзного Центра 1990—1991 гг., в том числе и явление «войны законов». Следует также коснуться еще одной проблемы, порожденной «войной законов» РСФСР и СССР — это ее разрастание внутри Российской Федерации, которое дало о себе знать уже в 1990 г. и отчетливо проявляло себя в течение последнего десятилетия ХХ в.
Источники и принятые сокращения
1. Декларация от 12.06.1990 — О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики : декларация от 12 июня 1990 г., № 22-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1990. — № 2. — Ст. 22.
2. Закон от 14.07.1990 — О собственности на территории РСФСР : закон РСФСР от 14 июля 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1990. — № 7. — Ст. 101.
3. Закон от 15.12.1990 — Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР : закон РСФСР от 15 декабря 1990 г, № 423-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1990. — № 29. — Ст. 395.
4. Закон от 24.04.1991 — О Президенте РСФСР : закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 17. — Ст. 512.
5. Закон от 24.05.1991 — Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР : закон РСФСР от 24 мая 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 22. — Ст. 776.
6. Закон от 24.05.1991 — Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР в связи с реформой местного самоуправления : закон РСФСР от 24 мая 1991 г., № 13294 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 22. — Ст. 778.
7. Закон от 24.10.1990 — О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР : закон РСФСР от 24 октября 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1990. — № 21. — Ст. 237.
8. Закон от 31.10. 1990 — Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР : закон РСФСР от 31 октября 1990 г., № 293-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1990. — № 22. — Ст. 260.
9. История современной России : документы и материалы (1985—1999). Ч. 1. — Москва : МГУ, 2011. — 624 с.
10. Первый Съезд — Первый Съезд народных депутатов РСФСР, 16 мая — 22 июня 1990 г. : стенографический отчет. — Москва, 1992. — Т. 3. — 575 с.
11. Постановление от 01.11.1991 — О правовом обеспечении экономической реформы : постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г., № 183Ы // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 44. — Ст. 1456.
12. Постановление от 08.10.1991 — О мерах по реорганизации управления внешнеэкономической деятельностью в РСФСР : постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 октября 1991 г., № 1725-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 39. — Ст. 1348.
13. Постановление от 08.11.1991 — О мерах по реорганизации управления внешнеэкономической деятельностью в РСФСР : постановление Президиума Вер-
ховного Совета РСФСР от 8 ноября 1991 г., № 1725-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 42. — Ст. 1350.
14. Постановление от 09.08.1990 — О защите экономической основы суверенитета РСФСР : постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 августа 1990 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1990. — № 10. —Ст. 133.
15. Постановление от 09.11.1991 — О внутренних войсках МВД РСФСР : постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 ноября 1991 г. № 1852-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 46. — Ст. 1564.
16. Постановление от 16.09.1991 — О ликвидации учреждений союзного Агропромышленного банка на территории РСФСР : постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1991 г., № 1653-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 39. — Ст. 1238.
17. Постановление от 18.11.1991 — О совершенствовании деятельности органов государственной статистики на территории РСФСР : постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 ноября 1991 г., № 1887-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 48. — Ст. 1673.
18. Постановление от 18.11.1991. № 1894-1 — О создании Российского государственного хранилища ценностей (Гохрана РСФСР) и организации государственного контроля за использованием драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РСФСР : постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 ноября 1991 г., № 1894-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 47. — Ст. 1626.
19. Постановление от 20.06.1990 — О механизме народовластия в РСФСР : постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 20 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. — 1990.— № 4.— Ст. 52.
20. Постановление от 22.06.1990 — О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора) : постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 22 июня 1990 г. // Сборник законодательных актов РСФСР о государственном суверенитете, союзном договоре и референдуме. — Москва : Советская Россия, 1991. — С. 6-9.
21. Распоряжение от 08.10.1991 — Об обеспечении деятельности предприятий и организаций промышленности драгоценных металлов и алмазов РСФСР : распоряжение Первого заместителя Председателя Верховного Совета РСФСР от 8 октября 1991 г., № 1726-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 42. — Ст. 1348.
22. Указ от 06.11.1991 — О деятельности КПСС и КП РСФСР : указ Президента РСФСР от 06 ноября 1991 г., № 169 // История современной России : документы и материалы (1985—1999). Ч. 1. — Москва : МГУ, 2011. — С. 565—566.
23. Указ от 20.07.1991 — О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государ-
ственных органах, учреждениях и организациях РСФСР : указ Президента РСФСР от 20 июля 1991 г, № 14 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 31. — Ст. 1035.
24. Указ от 23.08.1990 — О постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 августа 1990 : указ Президента СССР от 23 августа 1990 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. — 1990. — № 35. — Ст. 682.
Литература
1. Авакьян С. А. Конституция России : природа, эволюция, современность / С. А. Авакьян. — Москва : Сашко, 2000. — 528 с.
2. Бобков Ф. Д. КГБ и власть / Ф. Д. Бобков. — Москва : Эксмо, 2003. — 410 с.
3. Бойко А. Н. Великий Советский Союз : системный анализ крушения /
A. Н. Бойко // Народные депутаты СССР о прошлом, настоящем и будущем. — Москва : Профиздат, 2014.
4. Бурбулис Г. Профессия политик / Г. Бурбулис. — Москва : Стратегия, 1999. — 318 с.
5. Ельцин Б. Н. Из выступления на I Съезде народных депутатов РСФСР, 21 мая 1990 г. / Б. Н. Ельцин // Советская Россия. — 1990. — 25 мая. — С. 2.
6. Ельцин — Хасбулатов : единство, компромисс, борьба / сост. Л. Н. Доброхотов, В. Н. Колодежный, А. И. Кожокина, Г. В. Лобанцова. — Москва : Терра, 1994. — 616 с.
7. Иванченко А. В. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии / А. В. Иванченко, А. Е. Любарев. — Москва : Аспект Пресс, 2006. — 221 с.
8. Исаков В. Б. Председатель Совета Республики: Парламентские дневники 1990—1991 / В. Б. Исаков. — Москва : Палея, 1996. — 493 с.
9. Полынов М. Ф. Взаимоотношения союзного центра и российского руководства на завершающем этапе перестройки. 1990—1991 гг. / М. Ф. Полынов // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. — 2013. — № 15. — С. 164—174.
10. Полынов М. Ф. М. С. Горбачев : начало реформаторской деятельности / М. Ф. Полынов // Общество. Среда. Развитие. — 2009. — № 3. — С. 41—48.
11. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: Понятие, содержание, вопросы становления / О. Г. Румянцев. — Москва : Юрист, 1994. — 288 с.
12. Рыжков Н. И. Иуда. Анатомия предательства Горбачева / Н. И. Рыжков,
B. Павлов, Б. Олейник. — Москва : Алгоритм ЭКСМО, 2010. — 237 с.
13. СогринВ. Политическая история современной России. 1985—1994 : от Горбачева до Ельцина / В. Согрин. — Москва : Прогресс-академия, 1994. — 192 с.
14. Суханов Л. Е. Как Ельцин стал президентом : записки первого помощника / Л. Е. Суханов. — Москва : Эксмо Алгоритм, 2011. — 222 с.
17. Тарасова Е. А. «Вся власть Советам?» : выборы Съезда народных депутатов РСФСР весной 1990 г. / Е. А. Тарасова // Таврические чтения 2013. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность : междунар. науч. конф. — Санкт-Петербург, 2014. — С. 54—59.
18. ЧелноковМ. Россия без Союза, Россия без России... / М. Челноков — Москва : Новая слобода, 1994. — 406 с.
"War of Laws" of RSFSR — USSR in 1990—1991
© Tarasova Yekaterina Aleksandrovna (2016), PhD in History, associate professor, Department of Newest History of Russia, Institute of History, Saint Petersburg State University
(Saint Petersburg, Russia), [email protected].
The major milestones of "the war of laws" are considered—the political confrontation between the Russian and the Union governments in 1990—1991, manifested in the publication of RSFSR legislative acts contradicting to the Federal legislation, and retaliatory acts of the Federal authorities. The decisions of the Supreme authorities of Russia, decrees of the President of RSFSR adopted in accordance with the Declaration of state sovereignty of the RSFSR of 12 June 1990 are studied. The reasons for the adoption of the Declaration are analyzed. The discussion on the Declaration at the First Congress of people's deputies, its evaluation are examined. The legislative acts of the Russian authorities issued during "the war of laws" are identified. The study involved a significant number of regulations, decrees, orders revealing this phenomenon. The features of "the war of laws" at different stages of its development are discussed. The legislative acts of RSFSR in the field of economics, on issues of ownership and demarcation of functions of management of organizations on the territory of RSFSR are analyzed. Special attention is paid to the amendments to the Constitution of RSFSR in 1990—1991, significantly changing the system of government of the Republic. The legislative acts of RSFSR are studied, published in the latest stage of development of "the war of laws" — in the autumn of 1991. General analysis of the phenomenon of "the war of laws" is given in the political process of RSFSR at the beginning of the 1990-ies.
Key words: Congress of people's deputies; Supreme Soviet of the RSFSR; Supreme Soviet of the USSR; war of laws; Declaration on state sovereignty; people's deputy; President of RSFSR; President of the Soviet Union; sovereignty; Treaty of alliance.
Material resources
Deklaratsiya ot 12.06.1990 — O gosudarstvennom suverenitete Rossiyskoy Sovetskoy Federativnoy Sotsialisticheskoy Respubliki : deklaratsiya ot 12 iyunya 1990 g., № 22-1. 1990. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 2: 22. (In Russ.).
Zakon ot 14.07.1990 — O sobstvennosti na territorii RSFSR: zakon RSFSR ot 14 iyu-lya 1990 g. 1990. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 7: 101. (In Russ.).
Zakon ot 15.12.1990 — Ob izmeneniyakh i dopolneniyakh Konstitutsii (Osnovnogo Za-kona) RSFSR: zakon RSFSR ot 15 dekabrya 1990 g., № 423-1. 1990. Ve-domosti Syezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 29: 395. (In Russ.).
Zakon ot 24.04.1991 — O Prezidente RSFSR: zakon RSFSR ot 24 aprelya 1991 g. 1991.
Vedomosti Syezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 17: 512. (In Russ.).
Zakon ot 24.05.1991 — Ob izmeneniyakh i dopolneniyakh Konstitutsii (Osnovnogo Zako-na) RSFSR: zakon RSFSR ot 24 maya 1991 g. 1991. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 22: 776. (In Russ.).
Zakon ot 24.05.1991 — Ob izmeneniyakh i dopolneniyakh Konstitutsii (Osnovnogo Zakona) RSFSR v svyazi s reformoy mestnogo samoupravleniya: zakon RSFSR ot 24 maya 1991 g., № 1329-I. 1991. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 22: 778. (In Russ.).
Zakon ot 24.10.1990 — O deystvii aktov organov Soyuza SSR na territorii RSFSR: zakon RSFSR ot 24 oktyabrya 1990 g. 1990. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 21: 237. (In Russ.).
Zakon ot 31.10. 1990 — Ob obespechenii ekonomicheskoy osnovy suvereniteta RSFSR : zakon RSFSR ot 31 oktyabrya 1990 g., № 293-1. 1990. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 22: 260. (In Russ.).
Istoriya sovremennoy Rossii: dokumenty i materialy (1985—1999), 1. 2011. Moskva: MGU. (In Russ.).
Pervyy Syezd — Pervyy Syezd narodnykh deputatov RSFSR, 16 maya — 22 iyun-ya 1990 g.: stenograficheskiy otchet. 1992. Moskva. (In Russ.).
Postanovleniye ot 01.11.1991 — O pravovom obespechenii ekonomicheskoy reformy: postanovleniye Syezda narodnykh deputatov RSFSR ot 1 noyabrya 1991 g., № 1831-I. 1991. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 44: 1456. (In Russ.).
Postanovleniye ot 08.10.1991 — O merakh po reorganizatsii upravleniya vneshneeko-nomicheskoy deyatelnost'yu v RSFSR: postanovleniye Prezidiuma Verkhovnogo Soveta RSFSR ot 8 oktyabrya 1991 g., № 1725-1. 1991. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 39: 1348. (In Russ.).
Postanovleniye ot 08.11.1991 — O merakh po reorganizatsii upravleniya vneshneeko-nomicheskoy deyatelnost'yu v RSFSR: postanovlenye Prezidiuma Verk-hovnogo Soveta RSFSR ot 8 noyabrya 1991 g., № 1725-1. 1991. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 42: 1350. (In Russ.).
Postanovleniye ot 09.08.1990 — O zashchite ekonomicheskoy osnovy suvereniteta RSFSR: postanovlene Prezidiuma Verkhovnogo Soveta RSFSR ot 9 av-gusta 1990. 1990. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 10: 133. (In Russ.).
Postanovleniye ot 09.11.1991 — O vnutrennikh voyskakh MVD RSFSR: postanovlene Prezidiuma Verkhovnogo Soveta RSFSR ot 9 noyabrya 1991 g. № 1852-1. 1991. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 46: 1564. (In Russ.).
Postanovleniye ot 16.09.1991 — O likvidatsii uchrezhdeniy soyuznogo Agropro-myshlennogo banka na territorii RSFSR: postanovleniye Prezidiuma Verk-hovnogo Soveta RSFSR ot 16 sentyabrya 1991 g., № 1653-1. 1991. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 39: 1238. (In Russ.).
Postanovleniye ot 18.11.1991 — O sovershenstvovanii deyatelnosti organov gosudarst-vennoy statistiki na territorii RSFSR: postanovleniye Prezidiuma Verk-hovnogo Soveta RSFSR ot 18 noyabrya 1991 g., № 1887-1. 1991. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 48: 1673. (In Russ.).
Postanovleniye ot 18.11.1991. № 1894-1 — O sozdanii Rossiyskogo gosudarstvenno-go khranilishcha tsennostey (Gokhrana RSFSR) i organizatsii gosudarst-vennogo kontrolya za ispolzovaniem dragotsennykh metallov i dragotsen-nykh kamney na territorii RSFSR: postanovleniye Prezidiuma Verkhovnogo Soveta RSFSR ot 18 noyabrya 1991 g., № 1894-1. 1991. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 47: 1626. (In Russ.).
Postanovleniye ot 20.06.1990 — O mekhanizme narodovlastiya v RSFSR: postanovleniye Syezda narodnykh deputatov RSFSR ot 20 iyunya 1990 g. 1990. Ve -domosti Syezda narodnykh deputatov i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 4: 52. (In Russ.).
Postanovleniye ot 22.06.1990 — O razgranichenii funktsiy upravleniya organizatsiyami na territorii RSFSR (osnovy novogo Soyuznogo dogovora): postanovleniye Syezda narodnykh deputatov RSFSR ot 22 iyunya 1990 g. 1991. In: Sbornik zakonodatelnykh aktov RSFSR o gosudarstvennom suverenitete, soyuznom dogovore i referendume. Moskva: Sovetskaya Rossiya. 6-9. (In Russ.).
Rasporyazheniye ot 08.10.1991 — Ob obespechenii deyatelnosti predpriyatiy i organi-zatsiy promyshlennosti dragotsennykh metallov i almazov RSFSR: rasporyazheniye Pervogo zamestitelya Predsedatelya Verkhovnogo Soveta RSFSR ot 08 oktyabrya 1991 g., № 1726-1. 1991. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 42: 1348. (In Russ.).
Ukaz ot 06.11.1991 — O deyatelnosti KPSS i KP RSFSR: ukaz Prezidenta RSFSR ot 06 noyabrya 1991 g., № 169. 2011. In: Istoriya sovremennoy Rossii: do-kumenty imaterialy (1985—1999), 1. Moskva: MGU. 565—566. (In Russ.).
Ukaz ot 20.07.1991 — O prekrashchenii deyatelnosti organizatsionnykh struktur politicheskikh partiy i massovykh obshchestvennykh dvizheniy v gosu-darstvennykh organakh, uchrezhdeniyakh i organizatsiyakh RSFSR: ukaz Prezidenta RSFSR ot 20 iyulya 1991 g., № 14. 1991. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov i Verkhovnogo Soveta RSFSR, 31: 1035. (In Russ.).
Ukaz ot 23.08.1990 — O postanovlenii Prezidiuma Verkhovnogo Soveta RSFSR ot 9 av-gusta 1990: ukaz Prezidenta SSSR ot 23 avgusta 1990. 1990. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov SSSR i Verkhovnogo Soveta SSSR, 35: 682. (In Russ.).
References
Avakyan, S. A. 2000. KonstitutsiyaRossii:priroda, evolyutsiya, sovremennost'. Moskva: Sashko. (In Russ.).
Bobkov, F. D. 2003. KGB i vlast'. Moskva: Eksmo. (In Russ.).
Boyko, A. N. 2014. Velikiy Sovetskiy Soyuz: sistemnyy analiz krusheniya. In: Narod-nyye deputaty SSSR o proshlom, nastoyashchem i budushchem. Moskva: Profizdat. (In Russ.).
Burbulis, G. 1999. Professiyapolitik. Moskva: Strategiya. (In Russ.)
Chelnokov, M. 1994. Rossiya bez Soyuza, Rossiya bez Rossii... Moskva: Novaya slo-boda. (In Russ.).
Dobrokhotov, L. N., Kolodezhnyy, V. N., Kozhokina, A. I., Lobantsova, G. V. (eds.).
1994. Eltsin-Khasbulatov: edinstvo, kompromiss, borba. Moskva: Terra. (In Russ.).
Eltsin, B. N. 1990. Iz vystupleniya na I Syezde narodnykh deputatov RSFSR, 21 maya 1990 g. SovetskayaRossiya,25: 2. (In Russ.).
Ivanchenko, A. V., Lyubarev, A. E. 2006. Rossiyskiye vybory otperestroyki do suveren-noy demokratii. Moskva: Aspekt Press. (In Russ.).
Isakov, V. B. 1996. Predsedatel'SovetaRespubliki: Parlamentskie dnevniki 1990—1991. Moskva: Paleya. (In Russ.).
Polynov, M. F. 2009. M. S. Gorbachev: nachalo reformatorskoy deyatelnosti. Obshchest-vo. Sreda. Razvitie, 3: 41—48. (In Russ.).
Polynov, M. F. 2013.Vzaimootnosheniya soyuznogo tsentra i rossiyskogo rukovodstva na zavershayushchem etape perestroyki. 1990—1991 gg. Trudy istorichesk-ogo fakulteta Sankt-Peterburgskogo universiteta, 15: 164—174. (In Russ.).
Rumyantsev, O. G. 1994. Osnovy konstitutsionnogo stroya Rossii: Ponyatie, soder-zhanie, voprosy stanovleniya. Moskva: Yurist. (In Russ.).
Ryzhkov, N. I., Pavlov, V., Oleynik, B. 2010. Iuda. Anatomiyapredatelstva Gorbacheva. Moskva: Algoritm EKSMO. (In Russ.).
Sogrin, V. 1994. Politicheskaya istoriya sovremennoy Rossii. 1985—1994: ot Gorbacheva do Eltsina. Moskva: Progress-akademiya. (In Russ.).
Sukhanov, L. E. 2011. Kak Eltsin stal prezidentom: zapiski pervogo pomoshchnika. Moskva: Eksmo Algoritm. (In Russ.).
Tarasova, E. A. 2014. «Vsya vlast' Sovetam?»: vybory Syezda narodnykh deputatov RSFSR vesnoy 1990 g. In: Tavricheskiye chteniya 2013. Aktualnyye problemy parlamentarizma: istoriya i sovremennost': Mezhdunar. nauch. konf. Sankt-Peterburg. 54—59. (In Russ.).