Научная статья на тему 'Война из-за «Уха Дженкинса»'

Война из-за «Уха Дженкинса» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
714
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Война из-за «Уха Дженкинса»»

М.Н. Алексеева

Война из-за «уха Дженкинса»

Мировая история войн знает множество различных поводов для начала открытого вооруженного противостояния. Одним из наиболее необычных, но нередко характерных для колониальных войн было отрезанное ухо, ставшее casus bellum для начала войны из-за «уха Дженкинса». Инцидент, давший название войне, произошел 9 апреля 1731 г. Испанская береговая охрана перехватила около Гаваны торговое судно Роберта Дженкинса «Ребекка», направлявшееся с Ямайки в Лондон. По мнению испанцев, Дженкинс был контрабандистом, перевозимый им груз не соответствовал заявленному в декларации, что нарушало Утрехтское соглашение 1713 г. Кроме того, англичанин оскорбил испанского офицера, за что и был лишен одного из своих ушей. Но сторонники Дженкинса утверждали, что он был честным капитаном, а испанские таможенники злоупотребили должностным положением и отрезали ухо, чтобы оскорбить британцев. Семь лет спустя Дженкинс был приглашен сторонниками войны продемонстрировать свое засоленное ухо в парламенте, чтобы таким образом настроить британское и американское общественное мнение против Испании. Требования британских политических деятелей наказать испанцев, представленные в разнообразной прессе, - один из самых ранних примеров вступления Великобритании в войну в результате кампании, проведённой в средствах массовой информации.

В историографии войны из-за «уха Дженкинса» можно выделить два основных направления. Английские историки, изучая данный конфликт, делают упор на событиях, происходивших в Вест-Индии1. В то время как американские исследователи ставят на первое место военные действия на границе

1 Browning R. The duke of Newcastle Tomas Pelham-Helles. L., 1975; Jones J. R. Britain and the world, 1699 - 1815. Brighton, 1980; ParesR. War and trade in the West Indies, 1739 - 1763. L., 1963 h gp.

Джорджии и Флориды2. Вообще, эта война не получила в научной литературе столь широкого освещения, как в художественной. События этих лет легли в основу многих произведений писателей историко-приключенческого жанра3.

В рассматриваемый период испанская империя находилась в состоянии упадка, Британия же начинала процесс территориального расширения в колониях. Вест-Индия, находившаяся под контролем Мадрида, была ключевой частью мирового баланса, являясь входом на ценный торговый рынок. Испанцы хотели поддержать свою торговую монополию в этом регионе, в то время как англичане требовали доступа к нему. В соответствии с Утрехтским миром Великобритания получила исключительное право торговли рабами с испанской Америкой, а также право ежегодно посылать нагруженный товарами корабль, так называемое асьенто. Но поскольку колонии страдали от недостатка индустриальных товаров и отсутствия возможности избавиться от избытка местных изделий, британские торговцы пытались обойти соглашение 1713 г., занимаясь контрабандой. Мадрид и колониальные губернаторы пытались подавить незаконную торговлю, но недостаток судов и обширность морских просторов затрудняли эту задачу. После короткой войны 1727 -1729 гг. Севильское соглашение предоставило Испании право поиска судов контрабандистов в своих прибрежных водах, для этого была создана береговая охрана, так называемая гварда-коста4. Зачастую она действовала пиратскими методами, охотясь не только на контрабандистов, но и на британские законно торгующие суда. Торговцы Лондона, Бристоля, Ливерпуля,

2 Swanson C. E. Predators and prizes: American privateering and imperial warfare, 1739 - 1748. Columbia, 1991; Woodfine P. Britannia's glories: the Walpole ministry and the 1739 war with Spain. NY., 1998; Ivers L. E. British drums on the southern frontier; the military colonization of Georgia, 1733 -1749. Chapel Hill, 1974; Stachiw M. O. Massachusetts officers and soldiers, 1723 - 1743 : Dummer's War to the War of Jenkins' Ear. Boston, 1979 и др.

3 Купер Д.Ф. Два адмирала (1842); Смоллетт Т. Приключения Родерика Рандома (1748); Шепард У. Ухо Дженкинса (1951); О’Брайан П. Золотой океан (1957); Неизвестный берег (1959); Сатрен В. В рискованных морях (1983); Золотой галеон (1989); Капитан Монсон (1993) и др.

4 McKay D., Scott H. M. The rise of the great powers, 1684 - 1815. L., N.-Y., 1983. P. 160.

Глазго и Ямайки начали кампанию за правительственное вмешательство.

Мадрид, в свою очередь, требовал удовлетворения своих претензий, которые касались не только прекращения контрабандной торговли, но и незаконной заготовки леса на Гондурасском побережье, а также британского вторжения на границе Джорджии - Флориды. Колония Джорджия была образована в 1733 г. как военный буфер между испанской Флоридой и британской Южной Каролиной. Значительная часть новой колонии находилась на спорных территориях. В 1735 г. испанцы неожиданно напали на британское поселение Саванна, после чего губернатор Джорджии Джеймс Оглторп предусмотрительно построил ряд защитных фортов и создал из колонистов полк. Заключив дружеские соглашения с французами и индейскими племенами, Джорджия получила возможность угрожать испанской Флориде. Таким образом, эпизод с ухом не был реальной причиной для начала войны.

Но военных действий еще можно было избежать. Некоторые политические деятели, а также состоятельные люди, имевшие финансовые интересы в Америке и Вест-Индии, считали, что Великобритания выиграет больше от мира, чем от войны. Ситуация накалилась в марте 1738 г., после того как Роберт Дженкинс продемонстрировал в парламенте свое ухо. Премьер-министр Роберт Уолпол знал, что война может подорвать его положение в парламенте, поэтому в 1738 г. и в начале 1739 г. пытался достигнуть соглашения с Испанией по торговому вопросу и вспомогательным проблемам границы между британской колонией Джорджией и испанский Флоридой. Мадрид хотел пойти на компромисс, но не за счет принесения в жертву своей торговой монополии. Соглашение, достигнутое в Пардо между Испанией и Великобританией в январе 1739 г., не было принято. Общественное мнение вынудило Роберта Уолпола, премьер-министра Великобритании, 19 октября 1739 г. объявить войну.

В Лондоне полагали, что испанские колонии падут после первой атаки. В основе плана была комбинация действий против испанцев с востока и запада. В Карибском море британскими

силами командовал адмирал Эдвард Вернон. Эскадра Джорджа Ансона должна была обогнуть мыс Горн и напасть на испанские колонии на тихоокеанском побережье5. 21 ноября 1739 г. плохо защищенный город Портобелло, экспортирующий серебро, был взят эскадрой Вернона из шести линейных кораблей - «люди в Англии сходили с ума от волнения и радости»6. Получив сообщение о победе, английский министр Томас Пелхам Холл, герцог Ньюкасл писал: «Эта великая победа остановит или сильно усложнит дальнейшую испанскую торговлю. Да благословит Бог адмирала Вернона»7. Однако взятие Портобелло не стало концом войны.

Рано или поздно Франция неизбежно была бы вовлечена в этот конфликт8. Родственные отношения и экономические причины (в случае британской победы жесткие мирные условия повредили бы французской торговле с Кадисом и, вероятно, угрожали бы её «сахарным» островам - Мартинике, Гваделупе и Гаити) подталкивали французского кардинала Андре Эркюля де Флери к войне. Он был уверен, что объединенная военноморская сила Франции и Испании может противостоять британской, поэтому в 1740 г. послал французский флот в Карибское море. Флери дал инструкции своему адмиралу д’Антену: найти главные экспедиционные силы Вернона и, несмотря на то что война ещё не была объявлена, сотрудничать с испанцами против британцев и напасть на Ямайку9. Но планам Франции относительно сотрудничества с Испанией вне Европы не суждено было осуществиться. Смерть от болезней сильно уменьшила команду д’Антена, а связь с испанцами так и не удалось установить. В конечном счёте адмирал вернулся во Францию, потеряв более

5 The correspondence of the Dukes of Richmond and Newcastle, 1724 -1750 by Charles Lennox Richmond. Trowbridge, 1984. P.42 - 43.

6 Viets H. R. Smollett, the “ war of the Jenkins’s eaf’ and account of the bepedition to Carthagena, 1743. <http://www.pubmedcentral. nih.gov/ pagerender.fcgi?artid=233518&pageindex=1>

7 The correspondence of the Dukes of Richmond and Newcastle... P.32 -

33.

8 McKay D, Scott H. M. Op. cit. P. 161.

9 The correspondence of the Dukes of Richmond and Newcastle... P. 67.

половины людей, ничего не достигнув, даже не совершив провокационной акции.

После успеха в Портобелло английское командование приняло решение о нападении на Картахену: «хозяин Картахены - хозяин Америки»10. Захватив её, британцы положили бы конец испанской торговле в этой области и получили бы возможность сделать все Карибское море опасным для испанских судов. Для успеха операции требовались и сухопутные, и морские действия, поэтому её планирование и проведение было подчинено объединённому руководству: адмиралу Вернону - на море, бригадному генералу Томасу Уинтворту - на суше. Город находился в заливе и с обеих сторон был защищен крепостями, включая форт Бока Чика (Boca Chica). В середине марта 1741 г. британцы подошли к Картахене с армией численностью около 30000 человек, им противостоял испанский гарнизон из 3000 человек под командованием Дона Бласа де Лезо. Вернон постоянно ссорился с Уинтвортом, который не мог приспособиться к тропическим условиям. Он отказался от общей атаки из-за боязни больших потерь и вместо этого начал медленную осаду, в то время как его солдаты умирали сотнями от лихорадки. В итоге на общем совете командиров было принято решение о снятии осады11. Так наступление на Картахену, начатое при численном превосходстве, закончилась разгромом. Британцы потеряли 20 000 человек12, а 17 из 30 судов были повреждены. Попытка взятия Сантьяго-де-Куба закончилась подобной неудачей. Позже, в апреле 1742 г., генералы просто отказались высаживать войска для сухопутного нападения на Панаму13.

В 1740 г. адмирал Ансон с эскадрой из шести кораблей обогнул мыс Горн с целью напасть на испанские колонии на берегах Тихого океана. Бури разметали его корабли, но отдельные его действия имели успех. Между Акапулько и Манилой

10 Wright J.L. Anglo-Spanish Rivalry in North Amerika. Athens, 1971. P.

94.

11 The correspondence of the Dukes of Richmond and Newcastle... P. 64 -

65.

12 Coxe W. Memoirs of the Kings of Spain of the House of Bourbon. L. 1815 P. 124.

1 Jones J. R. Britain and the world... P.202.

ему удалось захватить испанский галеон с большим грузом се-ребра14. Ансон вернулся в Англию только 15 июня 1744 г., а от его эскадры осталось лишь флагманское судно «Центурион».

Война из-за «уха Дженкинса» была также отмечена вторжением британских колонистов в испанскую Флориду. Губернатор новой колонии Джорджии Джеймс Эдвард Оглторп намеревался напасть на испанские поселения. Декларация войны только узаконила его желание вторгнуться во Флориду. Оглторп завербовал отряд колонистов из Джорджии и Южной Каролины, а также индейцев и начал успешную экспедицию. В январе 1740 г. он захватил два испанских форта: Сан-Франциско де Пу-по и Пиколата. В мае британские колонисты начали кампанию против форта Сан-Огастино, но она закончилась неудачей. Ог-лторп намеревался захватить форт до получения испанцами подкреплений. К сожалению, он не смог скоординировать сухопутные и морские силы и потерял эффект неожиданности; осада пошла традиционным путем. Тогда испанские подкрепления из Гаваны попытались обойти с фланга британцев, вынудив Ог-лторпа в июле снять осаду и отступить к форту Фредерика. Летом 1742 г. более 2000 испанских солдат высадились на острове Сент-Саймон, для того чтобы напасть на форт Фредерика. В сражении у Кровавого болота (Battle of Bloody Marsh), произошедшего 7 июля 1742 г. на узкой дороге ведущей от форта Сент-Саймон, британские колонисты наголову разбили испанский отряд. Потерпев поражение, испанцы 13 июля покинули остров. На этом закончилась последняя попытка их крупного вторжения в Джорджию. Оглторп в марте 1743 г. подготовил новую экспедицию против форта Сан-Огастино, но она не принесла значительных результатов и явилась заключительным эпизодом войны из-за «уха Дженкинса». Так комбинация поражений и побед этого локального конфликта между испанскими и английскими колонистами сохранила status quo.

Начавшаяся на континенте война за австрийское наследство изменила ситуацию для Великобритании. В августе 1741 г. Филипп Йорк, лорд Хардвик, объявил: «Я боюсь, что теперь за

14 Штенцель А. История войн на море. М., 2002. Т. 2. С. 333.

Америку нужно бороться в Европе»15. Центр войны, таким образом, переместился от Нового света к Старому и с моря на сушу. Англичане так и не смогли уничтожить испанскую торговлю или захватить колонии. Ясное намерение Франции вмешаться в конфликт добавляло действиям британцев нерешительности, и за время войны в Вест-Индии они смогли достигнуть успеха лишь в Портобелло. Аахенский мир 1748 г. отменил все завоевания и неофициально установил англо-испанскую границу между Джорджией и Флоридой по Сент-Джон Ривер.

Алексеева М.Н. - аспирантка Смоленского государственного педагогического университета.

15 Yorke, Philip C. The Life and Correspondence of Philip Yorke Earl of Hardwicke Lord High Cancellor of Great Britain. N.Y. 1977. Vol. I. P. 297.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.