Научная статья на тему 'ВОЙНА ИДЕЙ: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ВОЙНА ИДЕЙ: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
189
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ВОЙНА / ПАТРИОТИЗМ / РУССКАЯ ИДЕЯ / ЗАПАД / ВОСТОК / САМОПОЗНАНИЕ / МЕНТАЛЬНАЯ ВОЙНА / РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гулевский Алексей Николаевич

В статье осуществлен анализ современного состояния идеологического противостояния субъектов геополитических отношений сквозь призму «запад-восток». Используя гипотетико-дедуктивный, описательный методы, автор делает вывод о культурно-исторических основаниях в интерпретации основ миропорядка у стран коллективного Запада и современной России. Используя термин «ментальная война», автор фиксирует экстремум напряженности и противоречивости в отношениях субъектов мировой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAR OF IDEAS: PAST AND PRESENT

The article analyzes the current state of ideological confrontation between the subjects of geopolitical relations through the prism of "West-East". The author draws a conclusion on the cultural and historical foundations in the interpretation of the world order in the countries of the collective West and modern Russiausing hypothetical-deductive and descriptive methods. The author captures the extreme tension and inconsistency in the relations of subjects of world politicsusing the term "mentalwar".

Текст научной работы на тему «ВОЙНА ИДЕЙ: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

УДК 87.6 ББК 128

DOI: 10.53315/1995-0713-2021-52-4-108-113

А.Н. Гулевский

Волгоградская академия МВД России

ВОЙНА ИДЕЙ: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье осуществлен анализ современного состояния идеологического противостояния субъектов геополитических отношений сквозь призму «запад-восток». Используя гипотетико-дедуктивный, описательный методы, автор делает вывод о культурно-исторических основаниях в интерпретации основ миропорядка у стран коллективного Запада и современной России. Используя термин «ментальная война», автор фиксирует экстремум напряженности и противоречивости в отношениях субъектов мировой политики.

Ключевые слова: идеология, война, патриотизм, русская идея, Запад, Восток, самопознание, ментальная война, русская цивилизация, идентичность.

A.N. Gulevsky

Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

THE WAR OF IDEAS: PAST AND PRESENT

The article analyzes the current state of ideological confrontation between the subjects of geopolitical relations through the prism of "West-East". The author draws a conclusion on the cultural and historical foundations in the interpretation of the world order in the countries of the collective West and modern Russiausing hypothetical-deductive and descriptive methods. The author captures the extreme tension and inconsistency in the relations of subjects of world politicsusing the term "mentalwar".

Key words: ideology, war, patriotism, Russian idea, West, East, self-knowledge, mental war, Russian civilization, identity.

Россия - поставщик мира.

С. Караганов

События последних нескольких лет особенно остро обнажили проблемность и многозначность интерпретаций основ миропорядка, установившегося после окончания Второй мировой войны. Войны за историческую память сотрясают информационное пространство, разрушая устоявшиеся ценности, взгляды, идентичность. Ставится под сомнение не сам факт того, была война или нет. Переосмысливаются роли стран-участниц. Кроме России, больше никто не хочет обсуждать подробности, детали боев, сражений. Кроме России, никто не хочет хранить память о героях Второй мировой и ВОВ. Это больше никому не интересно (потому что это обращает всех к истинному победителю). Между тем, разговор о войне - это, прежде всего, разговор о ценности человеческой жизни в принципе. Западные партнеры России предпочитают акцентировать внимание на том, что именно они привнесли в жизнь освобожденных от фашизма стран - свободу, демократию. 19 сентября 2019 года Европейский парламент принял резолюцию «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы» [1].

В этом документе СССР ставится в один ряд с Германией, как государства, ответственные за развязывание Второй мировой войны. Американские власти откровенно заявляют о решающей роли США в освобождении Восточной и Центральной Европы

от фашизма. СССР отводится роль коммунистического поработителя. Западные государства (члены Совета Безопасности ООН) не признают итогов послевоенного мирного устройства, пытаясь, причем неудачно, сконструировать что-то новое, но при этом обесценивая, выдавливая Россию на задворки геополитики. Уже заметны результаты, побочные эффекты подобной политики коллективного Запада: возрождается расизм, ксенофобия, фашизм.

В некоторых государствах (Украина, Турция) установились тоталитарные режимы по своей сути, но по форме называющие себя демократией. Все это происходит не просто с молчаливого одобрения коллективного Запада, а при активнейшей поддержке как экономической, так и идеологической последнего.

Россия не стоит в стороне от той идеологической борьбы, которая развернулась и продолжается на наших глазах, участниками которой мы стали поневоле. Огромную работу по развенчанию конструкции новых мифов о Второй мировой войне, по противодействию откровенной лжи и фальсификациям проводит МИД РФ, научное сообщество, Президент РФ [2].

Позиция России в вопросе причин Второй мировой войны такова: итоги Версальского мирного договора, не снявшие с геополитической повестки спорные вопросы, подстегнули укрепление германского милитаризма, а страны Запада молчаливо одобрили этот процесс. Безусловно, это важная, а для нас и жизненно необходимая работа по сохранению подлинной исторической памяти о войне. Это связано с отстаиванием современной Россией своих геополитических интересов, легитимацией своих прав на жизненное пространство [14]. Однако нам пора четко осознать, что это уже не просто идеологическая пикировка, идеологическая борьба. Мы оказались вынужденно втянуты в войну идей. 30 марта 2021 года в журнале «Арсенал Отечества» опубликована статья, в которой Андрей Ильницкий, действительный государственный советник 3-го класса, советник Министра обороны Российской Федерации, член Совета по внешней и оборонной политике, дает точное определение этой войне - ментальная война [3]. Основная цель подобного вида войны - «уничтожение самосознания, изменение ментальной цивилизационной основы общества противника». «Против нас системно работает противник, имеющий свою пятую колонну и агентов влияния в российском истеблишменте. Его агрессивные информационно-агрессивные действия направлены на самосознание и ценности россиян, на образ мышления, подсознательные реакции, а также на базовые институты нашего общества и государства» [3]. Сам термин «ментальная война» может и является современным изобретением, но вот содержание нам давно знакомо. В исторической ретроспективе можно выделить даже «ментальные волны», накатывавшие на Россию. Справедливости ради отметим, что некоторые, но довольно крупные из них, были инициированы нашей, отечественной политической элитой. Принятие христианства в 988 году Владимиром Красное Солнышко, безусловно, перепрошило всю нашу культуру, саму ментальность русского человека изменило кардинально. Из языческой культуры варваров (по оценке Византии) мы превратились в цивилизованное православное государство [4]. Именно в этой ключевой точке своей истории мы сами позволили западной культуре создать брешь в нашем ментальном здоровье, через которую много раз после Запад нас будет ментально атаковать. В 1054 году этот процесс несколько затормозился, но не был пресечен совсем. Князья Киевской Руси, как и правители более поздних периодов нашей истории, посредством династических браков будут укреплять культурные связи с западной элитой. Здесь следует отметить еще одну специфическую тенденцию нашего развития. Все культурные новации, прежде всего, не только инициировались, но и усваивались именно нашей элитой. Авторитарно-монархические способы существования политической власти

защитили наш народ от ментальных атак и потрясений. Можно сказать, что элита взяла удар на себя, но при этом сильно дистанцировалась от народа. В период феодальной раздробленности на Руси западная культура крайне агрессивно навязывалась на захваченных у нас территориях. Смутное время - еще одна ментальная западная атака на нашу культуру. Исключительно благодаря духовному (православному) единству народа Московской Руси нашему государству удалость отстоять свой суверенитет, как политический, так и духовный. Эпоха Дворцовых переворотов в очередной раз в нашей истории трансформировала мировоззрение, язык, образ жизни нашей элиты, но не народа [5].

В определенном смысле дистанция (крепостное право), образовавшаяся между правящим сословием и остальными слоями общества, сыграла роль буфера, защитившего основную часть населения Российской империи от вредоносных идей и разрушительных метаморфоз национального самосознания. 19 век принес нам одну из самых разрушительных ментальных атак - последствия заграничных походов нашей армии 1813-1814 гг. Восстание декабристов, формирование тайных обществ, формирование либеральных общественно-политических течений первой половины 19 века - это плоды деятельности передовой части русской интеллигенции. Одно из направлений в либерализме - западничество - открыто предлагало модернизацию национальной идентичности по западному образцу. По мнению представителей этого течения, чтобы жить по-европейски, нужно стать европейцем, мыслить, поступать и чувствовать, как европеец. Прежде всего, речь у западников шла об изменениях в духовной, религиозной сфере жизнедеятельности русского человека. Ни католицизм, ни индивидуализм не прижились в общественном сознании русского общества. Во второй половине 19 века, однако, стали активно распространяться в России социалистические идеи, которым суждено было кардинально изменить миропонимание, мироощущение, мировосприятие русской цивилизации. 20 век принес нам торжество идей марксизма-ленинизма, отрицание и даже забвение православной веры, республику и авторитарно-тоталитарную политическую систему. В 1990-е годы уже коллективным Западом была инициирована беспрецедентная компания, единственная цель которой - уничтожить само понятие «русская цивилизация», вытравить из нас самих то, из чего соткана наша национальная идентичность. Мы просто обязаны не допустить их победы в этой войне идей. Что же мы в состоянии противопоставить идеологическому врагу? Каковы наши силы, средства? Есть ли у нас план действий?

В контексте сложившейся ситуации необходимо социально-философское осмысление перспектив дальнейшего внутри- и внешнеполитического развития России, ее роли в мировом политическом процессе. Условия, в которых нам приходится отстаивать свою самобытность, крайне противоречивы. Вся мировая система находится в кризисе, точнее, модель ее развития устарела, не отвечает условиям современности, требует корректировки. А ведь эту модель сконструировал, а затем заставил весь мир в нее уверовать Запад. Со времен Великих географических открытий Запад активно осваивал новое жизненное пространство для себя, экспортируя в подчиненные экономически, политически страны свою культуру, навязывая свой тип мышления, образ жизни. Причем позиция Запада в вопросе стратегии их развития - это наступательная доктрина. Перефразируя известное выражение Протагора, мы получим: западная культура есть эталон, мерка для всех остальных типов культур [15]. Эта беспощадная и бескомпромиссная борьба Запада по ассимиляции мирового пространства породила такие социальные явления, как: тоталитаризм, колониализм, империализм, фашизм, антисемитизм, терроризм и т.д. В экономическом мировом пространстве долгое время доминировала привитая нам Западом капиталистическая система как единственно

верная. Капитализм 16 века, опиравшийся на этические основы протестантизма, давно сменился на крайне несправедливую систему бесконечного потребления. Как следствие этого, даже в современных системообразующих странах Европы и США мы фиксируем обострение проблем социального неравенства (поляризация общества, исчезновение среднего класса, снижение доходов населения, миграция), экологических проблем. Основным аргументом и средством в продвижении Запада всегда являлась его военная мощь. С 15-го по 20-й век, используя военную силу, Запад использовал валовой мировой продукт исключительно в своих целях. Но в 20-м веке ситуация стала меняться. Появилось ядерное оружие. США почувствовали себя хозяевами мира. Как иначе следует интерпретировать то, что произошло в Хиросиме и Нагасаки. И тут последовал наш ответ. СССР лишил Запад его глобального военного превосходства. Советский Союз, по сути, встал у США на пути к глобальной империи. В ответ Запад стал развязывать по всему миру локальные войны, поощрять вооруженные конфликты, создавая систему управляемого (конечно, американцами) хаоса. США посредством вовлечения в либеральные экономические мегапроекты политической и экономической элиты различных государств создали новый экономический порядок. На самом деле, фактически лишая суверенности в принятии решений эти государства, вовлекая их в орбиту своих интересов и целей. Как инструмент влияния на неугодные страны коллективный Запад стал активно использовать санкции, вводить ограничения [6]. Это на некоторое время отложило, но не предотвратило наступление мирового экономического кризиса. Еще несколько лет назад глобализация, унификация, денационализация были основными трендами развития. Теперь экономическая дегло-бализация, укрепление государственного суверенитета, рост национального самосознания - вот основной вектор развития. Однако вернуться к этим ценностям, которые помогут им просто выжить, европейцы не хотят. Чайлдфри, ЛГБТ, климатизм, феминизм, мультикультурализм, трансгуманизм - вот их новая религия. Современные европейцы - люди с травмированной психикой. Причем эти ментальные увечья они получили от своих же правительств. Россия испытала на себе так же все прелести глобализации как борьбы за мировое господство США. Особенно уязвимы мы были в 1990-е годы. Часто нас обвиняют в отсутствии т.н. «русской идеи». СССР рассыпался, идеология под запретом, а нового ничего не придумали... Некоторые политические деятели, представители научного сообщества призывают к наступательным действиям на идеологическом фронте, настаивают на необходимости силой продвигать, а по сути, навязывать наши ценности, идеи другим народам. Вся история нашего государства свидетельствует об отсутствии в арсенале нашей политической элиты подобного типа поведения. Россия - поставщик мира [14]. Кредо нашего государства - уравновешивать стороны конфликта, понуждая их к миру. В этом наша основная сила и залог суверенного долголетия. Попытки советского государства построить социалистический рай на планете не увенчались успехом. Но мы хорошие ученики и делаем исторические выводы, не желая больше совершать ошибок.

Новая философская энциклопедия дает нам следующее определение идеологии: «(от греч. 'Ч5еа - идея, представление и Хоуо^ - слово, учение) - система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики - классов, наций, общества, политических партий, общественных движений - и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии), или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений). Идеология и форма общественного сознания - составная часть культуры, духовного производства» [7].

Иные определения этого термина в целом содержательно совпадают с приведенным выше. По мнению Л.Н. Мартюшова, «государственная идеология - это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности». Отсутствие в государстве единой идеологии или общей идеологической основы опасно для выживаемости общества. Общество, в котором каждый его член преследует свои личные цели, не соотнося их с общественными ценностями (их просто нет), стремится к децентрализации. Это очевидный факт. Мы не отрицаем возможности, более того реального наличия в современном российском обществе идеологического многообразия. Лишь утверждаем, что для консолидации социального организма просто необходима общая, единая идеология. Народ, осознавая себя как целое, нуждается в опорных реперах своего бытия, в ценностных ориентирах, разделяемых и властью, и населением. Идеология должна играть положительную роль в жизни людей, они должны это осознавать [8, С. 177]. Нужна сегодняшней России государственная идеология? Ответ на этот вопрос весьма важен в контексте «ментальной войны», развязанной против нас коллективным Западом. С одной стороны, единая государственная идеология объединяет, мобилизует, организует общество. С другой стороны, нам необходимо учитывать, что любая идеология - это продукт конкретной исторической эпохи. Формирование российского цивилизационного кода происходило в несколько исторических этапов. Если она перестает соответствовать чаяниям людей, не ориентирована на удовлетворение их потребностей во всех сферах общественной жизни, идеология престает быть жизнеспособной и легитимной. Политическая элита обязана своевременно и актуально реагировать на трансформации в обществе. Идеологическим основанием бытия коллективного Запада стал либерализм со времен Адама Смита. При этом официально статус государственной идеологии либерализм не получил ни в одной стране Западной Европы, ни в США. Практически каждый индивид в этих государствах разделяет либеральные ценности, признает их органичными своему мировоззрению. Автору представляется, что именно отсутствие официального статуса у либерализма государственной идеологии сделало его таким жизнеспособным в странах с западной культурой. Идеология - это система идей, взглядов. У открытой системы есть преимущества перед закрытой, поскольку открытость позволяет обновляться. Исходя из этого, следует признать, что если мы возводим идеологию в статус государственной, то мы ее консервируем искусственно. Общеобязательность наказания за отступление от идеологических постулатов дистанцируют политическую элиту от народа, ведут к идеологическому краху. Это не соответствует современным канонам модернизации. Государственную идеологию успешно и эффективно может заменить доминирующая идеология, общая, объединяющая все общество идея [9]. Президент Российской Федерации, выступая на Валдайском форуме, справедливо указал на то, что наше государство формировалось как государство-цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком, русской культурой, русской православной церковью и другими традиционными религиями России. Безусловно, для сохранения единства страны нужно формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности судьбе Родины [10]. «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим объединяющим началом» [11]. По данным ВЦИОМ, россияне демонстрируют единство

в этом вопросе. По мнению большинства россиян, непатриотичных людей не следует допускать к госслужбе. 85 % опрошенных граждан России именно с патриотизмом отождествляют любовь к Родине [12].

Наш идеологический ответ на все западные выпады в ментальной войне дан в Конституции РФ [13]. Там четко обозначена (народом России на всенародном референдуме) политика приверженности традиционным ценностям: страна, общество, семья, Бог, свобода, суверенитет, демократия.

Список литературы

1. Кто и зачем «передергивает» историю Европы https://rg.ru/2019/12/20/kto-i-zachem-peredergivaet-istoriiu-evropy.html. 20.12.2019.

2. Москва раскритиковала Европарламент из-за принятия «антисоветской» резолюции https://www.interfax.ru/world/677307. 20.09.2019

3. Ильницкий А. Безопасность страны как фундамент развития. // «Арсенал Отечества» № 1 (51). - 2021. // https://arsenal-otechestva.ru/article/1414-bezopasnost-strany-kak-fundament-razvitiya

4. Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. М.: Изд-во иностранной литературы, 1947. 33 с.

5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2016. 640 с

6. Перкинс Д. Исповедь экономического убийцы. / пер. с англ. - М.: Претекст, 2012. - 350 с.

7. Новая философская энциклопедия. https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/ Идеология

8. Зиновьев А.А. Планируемая история: Запад. Посткоммунистическая Россия. Гибель русского коммунизма. [Сб.] М.: АСТ, 2009. - 524 с.

9. Мартюшов Л.Н. Государственная идеология Российской Федерации: какой ей быть? // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - N4. - 2017. -С. 4-18.

10. 2013: Красные линии Владимира Путина Российская газета - Неделя №2 216(6192). 26.09.2013.

11. https://www.kommersant.ru/doc/2907316

12. Большинство россиян считают, что чиновники обязаны быть патриотами https://www.gazeta.ru/social/news/2020/02/20/n_14061763.shtml. 20.02. 2020

13. Конституция Российской Федерации // http://constitutionrf.ru

14. Караганов С. Наступление в войне идей. Российская газета - Федеральный выпуск № 268(8322). 26.11.2020.

15. Кожинов В.В. Коренные различия России и Запада. Идея против Закона. - М.: Алгоритм, 2014. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.