Научная статья на тему '«ВОЙНА БРЕНДОВ» ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РОБОТИЗИРОВАННЫХ АВТОНОМНЫХ (БЕСПИЛОТНЫХ), ОСНАЩЕННЫХ И НЕОСНАЩЕННЫХ ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ, СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЙ (ДРОНОВ) И ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПАТЕНТОВ И НОУ-ХАУ'

«ВОЙНА БРЕНДОВ» ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РОБОТИЗИРОВАННЫХ АВТОНОМНЫХ (БЕСПИЛОТНЫХ), ОСНАЩЕННЫХ И НЕОСНАЩЕННЫХ ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ, СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЙ (ДРОНОВ) И ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПАТЕНТОВ И НОУ-ХАУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБОТИЗИРОВАННЫЕ АВТОНОМНЫЕ (БЕСПИЛОТНЫЕ) СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЙ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / БРЕНДЫ ВЕДУЩИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (НЕ)ВОЕННЫХ БПЛА / ВОЙНА БРЕНДОВ / КОНКУРЕНЦИЯ / ПАТЕНТНАЯ ЗАЩИТА / НОУ-ХАУ / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / ТОРГОВЫЕ СЕКРЕТЫ / РОССИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / ВЫСТАВКИ / РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беликова Ксения Михайловна

Предметом исследования в настоящей статье выступает конкуренция, соперничество, «война» брендов» производителей роботизированных автономных (беспилотных) оснащенных и неоснащенных искусственным интеллектом систем вооружений (дронов) в контексте границ применения для их защиты патентов и ноу-хау. Актуальность исследования обусловлена тем, что многие государства стремятся воплощать в жизнь принятые ими стратегии развития искусственного интеллекта, в том числе в военной сфере, что требует осмысления подходов России и зарубежных стран, в том числе передовых в вопросе разработки и внедрения такого рода технологий с позиции права. Научная новизна исследования определяется самой ставящейся целью и результатами работы. Так, на основании изучения продукции и экономических показателей лидеров на рынке искусственного интеллекта и беспилотных аппаратов гражданского и военного назначения обозначены основные мотивы расширения рынка беспилотных систем вооружения, способы продвижения соответствующей продукции на рынке (не)военных технологий. С точки зрения защиты брендами своих разработок в сравнении рассмотрены патентная защита и механизм ноу-хау, приведены практические примеры воплощения таких подходов в жизнь. Выявлено, что количество стран, использующих (и желающих использовать) БПЛА в военной области, превышает количество стран, производящих их, вследствие чего конкуренция между производителями проявляется в виде «войны» брендов этой продукции. «Войны» брендов невоенной и военной индустрии имеют сходства и отличия. Отсутствие разграничения производителей БПЛА по объемам производства и сферам гражданского или военного назначения приводит к условности определения лидеров в производстве этой продукции. При этом современная индустрия на практике реализует смешанный тип правовой охраны, когда основную разработку защищает патент, а ее отдельные детали (технические решения и способы их реализации) содержатся в режиме ноу-хау согласно законам о коммерческой тайне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE “WAR OF BRANDS” OF MANUFACTURERS OF ROBOTIC AUTONOMOUS (UNMANNED) WEAPONS SYSTEMS, EQUIPPED AND NOT EQUIPPED WITH ARTIFICIAL INTELLIGENCE (DRONES), AND THE BOUNDARIES OF THE APPLICATION OF PATENTS AND KNOW-HOW

The article touches upon the competition, rivalry, “war” of brands of manufacturers of robotic autonomous (unmanned) equipped and non-equipped with artificial intelligence weapons systems (drones) in the context of the boundaries of application for their protection by patents and know-how. The relevance of the research is due to the fact that many states seek to implement the strategies they have adopted for the development of artificial intelligence, including that in the military sphere, which requires understanding of the approaches of Russia and foreign countries, including those in the development and implementation of such technologies from the perspective of law. The scientific novelty of the research is determined by the goal itself and the results of the work. Thus, based on the study of the products and economic indicators of the leaders in the market of artificial intelligence and unmanned vehicles for civil and military purposes, the main motives for expanding the market of unmanned weapons systems, ways to promote the corresponding products in the market of (non -) military technologies are identified. From the point of view of protection by brands under examination of their developments, patent protection and the know-how mechanism are considered in comparison, practical examples of the implementation of such approaches are given. It is revealed that the number of countries using (and wishing to use) UAVs in the military sphere exceeds the number of countries producing them, as a result competition between manufacturers manifests itself in the form of a “war” of brands of these products. The “wars” of non-military and military industry brands have similarities and differences. The lack of differentiation of UAV manufacturers by production volumes and areas of civil or military use leads to the conditionality of determining the leaders in the production of these products. At the same time, the modern industry in practice implements a mixed type of legal protection, when the main development is protected by a patent, and its individual details (technical solutions and methods of their implementation) are contained in the know-how mode according to the laws on trade secrets.

Текст научной работы на тему ««ВОЙНА БРЕНДОВ» ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РОБОТИЗИРОВАННЫХ АВТОНОМНЫХ (БЕСПИЛОТНЫХ), ОСНАЩЕННЫХ И НЕОСНАЩЕННЫХ ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ, СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЙ (ДРОНОВ) И ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПАТЕНТОВ И НОУ-ХАУ»

12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Civil Law; Business Law; Family Law; Private International Law

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-4-92-106

«Война брендов» производителей роботизированных автономных (беспилотных), оснащенных и неоснащенных искусственным интеллектом, систем вооружений (дронов) и границы применения патентов и ноу-хау

К.М. Беликова ©

Юридический институт Российского университета дружбы народов (РУДН), г. Москва, Российская Федерация

Е-таП; BelikovaKsenia@yandex.ru

Аннотация. Предметом исследования в настоящей статье выступает конкуренция, соперничество, «война» брендов» производителей роботизированных автономных (беспилотных) оснащенных и неоснащенных искусственным интеллектом систем вооружений (дронов) в контексте границ применения для их защиты патентов и ноу-хау. Актуальность исследования обусловлена тем, что многие государства стремятся воплощать в жизнь принятые ими стратегии развития искусственного интеллекта, в том числе в военной сфере, что требует осмысления подходов России и зарубежных стран, в том числе передовых в вопросе разработки и внедрения такого рода технологий с позиции права. Научная новизна исследования определяется самой ставящейся целью и результатами работы. Так, на основании изучения продукции и экономических показателей лидеров на рынке искусственного интеллекта и беспилотных аппаратов гражданского и военного назначения обозначены основные мотивы расширения рынка беспилотных систем вооружения, способы продвижения соответствующей продукции на рынке (не)военных технологий. С точки зрения защиты брендами своих разработок в сравнении рассмотрены патентная защита и механизм ноу-хау, приведены практические примеры воплощения таких подходов в жизнь. Выявлено, что количество стран, использующих (и желающих использовать) БПЛА в военной области, превышает количество стран, производящих их, вследствие чего конкуренция между производителями проявляется в виде «войны» брендов этой продукции. «Войны» брендов невоенной и военной индустрии имеют сходства и отличия. Отсутствие разграничения производителей БПЛА по объемам производства и сферам гражданского или военного назначения приводит к условности определения лидеров в производстве этой продукции. При этом современная индустрия на практике реализует смешанный тип правовой охраны, когда основную разработку защищает патент, а ее отдельные детали (технические решения и способы их реализации) содержатся в режиме ноу-хау согласно законам о коммерческой тайне.

Ключевые слова: роботизированные автономные (беспилотные) системы вооружений, искусственный интеллект, бренды ведущих производителей (не)военных БПЛА, война брендов, конкуренция, патентная защита, ноу-хау, коммерческая тайна, торговые секреты, Россия и зарубежные страны, выставки, реклама

Благодарности. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-15030 мк.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ; Беликова К.М. «Война брендов» производителей роботизированных автономных (беспилотных) оснащенных и неоснащенных искусственным интеллектом систем вооружений (дронов) и границы применения патентов и ноу-хау // Социально-политические науки. 2021. Т. 11. № 4. С. 92-10. 001; 10.33693/2223-0092-202111-4-92-106

«ВОЙНА БРЕНДОВ» ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РОБОТИЗИРОВАННЫХ АВТОНОМНЫХ (БЕСПИЛОТНЫХ), ОСНАЩЕННЫХ И НЕОСНАЩЕННЫХ ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ, СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЙ (ДРОНОВ)

Беликова К.М.

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-4-92-106

The "War of Brands" of Manufacturers of Robotic Autonomous (Unmanned) Weapons Systems, Equipped and not Equipped with Artificial Intelligence (Drones), and the Boundaries of the Application of Patents and Know-how

K.M. Belikova ©

Law Institute of the Peoples Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russian Federation,

E-mail: BelikovaKsenia@yandex.ru

Abstract. The article touches upon the competition, rivalry, "war" of brands of manufacturers of robotic autonomous (unmanned) equipped and non-equipped with artificial intelligence weapons systems (drones) in the context of the boundaries of application for their protection by patents and know-how. The relevance of the research is due to the fact that many states seek to implement the strategies they have adopted for the development of artificial intelligence, including that in the military sphere, which requires understanding of the approaches of Russia and foreign countries, including those in the development and implementation of such technologies from the perspective of law. The scientific novelty of the research is determined by the goal itself and the results of the work. Thus, based on the study of the products and economic indicators of the leaders in the market of artificial intelligence and unmanned vehicles for civil and military purposes, the main motives for expanding the market of unmanned weapons systems, ways to promote the corresponding products in the market of (non -) military technologies are identified. From the point of view of protection by brands under examination of their developments, patent protection and the know-how mechanism are considered in comparison, practical examples of the implementation of such approaches are given. It is revealed that the number of countries using (and wishing to use) UAVs in the military sphere exceeds the number of countries producing them, as a result competition between manufacturers manifests itself in the form of a "war" of brands of these products. The "wars" of non-military and military industry brands have similarities and differences. The lack of differentiation of UAV manufacturers by production volumes and areas of civil or military use leads to the conditionality of determining the leaders in the production of these products. At the same time, the modern industry in practice implements a mixed type of legal protection, when the main development is protected by a patent, and its individual details (technical solutions and methods of their implementation) are contained in the know-how mode according to the laws on trade secrets.

Key words: robotic autonomous (unmanned) weapons systems, artificial intelligence, brands of leading (non-)military UAV manufacturers, brands wars, competition, patent protection, know-how, trade secrets, Russia and foreign countries, exhibitions, advertising

Acknowledgements. The reported study was funded by RFBR according to the research project No 18-29-15030 mk.

FOR CITATION: Belikova K.M.The "War of Brands" of Manufacturers of Robotic Autonomous (Unmanned) Weapons Systems, Equipped and not Equipped with Artificial Intelligence (Drones), and the Boundaries of the Application of Patents and Know-how. Sociopolitical Sciences. 2021. Vol. 11. No. 4. Pp. 92-106. (In Russ.) DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-4-92-106

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренция - одна из основ рыночной экономики. Важность соперничества подчеркнул в своем труде «Богатство народов» А. Смит, с тех пор конкуренция прошла большой путь. И, хотя оружие конкуренции изменилось - появились ценовые алгоритмы, сетевая реклама, посты в Twitter от гендиректоров компаний, репосты и т.п., императив конкуренции остался прежним, а в случае некоторых компаний и принял форму интенсивного соперничества (напр., на рынке соков один агрессивный, атакующий бренд - «Любимый сад» компании ВБД - пытался противопоставить себя сра-

зу нескольким брендам, обвиняя всех в неэкологич-ности сырья. Итог - конкуренты в сегменте (на 2013 г. «Добрый» и «Фруктовый сад») значительно опередили бренд «Любимый сад» [1] и т.д.).

В связи с ростом значимости роботизированных автономных (беспилотных) оснащенных и неоснащенных искусственным интеллектом систем вооружений (дро-нов) обратимся к вопросу «войны» брендов производителей таких систем в разных ее проявлениях и осмыслению границ применения патентов и ноу-хау для их защиты.

С точки зрения подходов к достижению поставленной цели мы исходим из взгляда на предмет исследования с позиции значимости, необходимости,

нуждаемости в получении ответов на поставленные в статье вопросы для развития общества в контексте уяснения и изучения границ применения патентов и ноу-хау с позиции конкуренции производителей роботизированных автономных (беспилотных) оснащенных и неоснащенных искусственным интеллектом систем вооружений.

Новизна настоящего исследования в этом формате определяется самой ставящейся целью.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов состоит в том, что российским читателям будет предоставлена современная научная информация о возможных подходах к обозначенной сфере регулирования.

ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании, посвященном искусственному интеллекту (далее - ИИ) и разработкам в этой области "2019 AI Development White Paper" [2] (включая машинное зрение, обработку языка и др.) Китайская академия наук в числе компаний, которые внесли наибольший вклад в развитие и применение ИИ в мире (от 10 до 1), назвала: IBM (решение задач, сформулированных на естественном языке посредством ИИ, амер.), Automation Anywhere (автоматизация бизнес-процессов, амер.), iFlytek (перевод с одного языка на другой, кит.), Megvii (разработка систем распознавания лиц, кит.), Sensetime (разработка систем распознавания лиц, кит.), DJI-Innovations (производство беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА), дронов и оборудования для стабилизации видеосъемки, кит.), Baidu (будучи «поисковиком», внедряет ИИ в свои продукты (напр., рис. 1), кит.), Facebook (будучи социальной сетью, внедряет ИИ в свои продукты (пример: распознавание текста, объектов и людей на фотографиях и др. [3], амер.), Google (будучи «поисковиком», внедряет ИИ в свои продукты (напр., машинное обучение в мобильных приложениях для решения проблем из реальной жизни как-то: идентификация языка, распознавание текста, лиц, OR-кодов и других объектов) и т.д. [4], амер.), Microsoft (разработка программного обеспечения для вычислительной техники, амер.).

Рядом стран (Балтийского региона, Бразилией, Великобританией, Данией, ЕС (на уровне Комиссии), Индией, Италией, Канадой, Китаем, Мексикой, ОАЭ, Сингапуром, Тайванем, Финляндией, Францией, Швецией, Южной Кореей, Японией) разработана и выпущена стратегия по содействию использованию и развитию искусственного интеллекта и начаты работы по созданию самого ИИ с приложениями, в том числе, к военной области. Нами изучены подходы Китая, Индии, ЮАР и Бразилии из числа стран БРИКС в этой сфере [6: 1-21; 7: 671-690; 8; 9: 223-234].

В числе коммерческих программных продуктов с технологиями ИИ по различным развиваемым в настоящее время позициям можно назвать, например, следующие (табл. 1).

Кто лидирует в мире в области военных беспилотных аппаратов (дронов)?

По данным на 2015-2016 гг. с уточнениями от 2019 и 2020 гг. [11-13] - это США - в эксплуатации находится 11 тысяч беспилотников в основном разведыватель-

ного типа, есть также и многоцелевые (ударные) машины; основная доля расходов по-прежнему связана с эксплуатацией таких машин как MQ-9 Reaper и RQ-4 Global Hawk, однако в последние годы акцент делается и на небольшие дешевые беспилотники, которые как экспортеры потеснили Израиль.

Ü с

Ss 8 S 5>Œ

m g

s 2 £ il vo a>

1° о oj i- »

a- 5

о ¡3

Q-fc

Люди [Peoples]

Microsoft Facebook Chinese Google University of Hong Kong

Рис. 1. Достижения компаний, внедряющих ИИ в свои продукты (на примере распознавания лиц на 2016 г.).

Источник: [5] Fig. 1. Achievements of companies implementing AI in their products (on the example of face recognition, 2016).

Source: [5]

Израиль - один из активных разработчиков разнообразных военных беспилотников на экспорт (до 2015 г. - был первым в мире по числу экспортируемых аппаратов). Ранее мы рассматривали [6: 1-21], например, сотрудничество по экспорту БПЛА Elbit Hermes 900, Elbit Hermes 450 и IAI Heron Израиля в одну из стран БРИКС - Бразилию.

Китай - располагает, например, ударно-разведывательными дронами и поставляет, например, ASN-229A, СН-3А в Нигерию, Замбию, Пакистан и Мьянму. Китайские аналоги американских БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper - БПЛА семейства СН-4 (например, СН-4В) экспортируются с 2014 г. в Алжир, Иорданию, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянму, ОАЭ и Саудовскую Аравию [14] и др.

Турция - наибольшую известность в последнее время получил средний разведывательно-ударный БПЛА Bayraktar TB2, тяжелые БПЛА семейства Anka и др. [15], барражирующие боеприпасы, например, копте-ры Kargu-2. Однако Турция отказывается от экспорта своих беспилотников Bayraktar, но экспортирует БПЛА Anka (например, Азербайджану) [16].

Россия располагает тяжелым БПЛА «Охотник» [17]; «Сириус», «Гром» [18; 19] и др. [20]; сейчас дискутируется вопрос, сможет ли ударный «Орион» завоевать мировой рынок [18].

В числе других стран, делающих беспилотники, можно назвать Индию (напр., средневысотный многоцелевой БПЛА "Rustom-2"); ЮАР (напр., линейка перспективных БПЛА компании Milkor - MA 380, MA 80 и др.) и т.д.

В последних исследованиях отмечается [11], что драйвером динамики рынка БПЛА будет возросший спрос на беспилотные летательные аппараты в военных целях.

Беликова К.М. -

Таблица 1

Некоторые примеры коммерческих программных продуктов с технологиями ИИ [Some examples of commercial software products with AI technologies]

Наименование продукта и/или область применения [Product name and/or scope of application] Страна, компания потребитель и/или компания разработчик продукта [Country, company consumer and/or company product developer] Технология ИИ [AI Technology]

Распознавание формирующихся дефектов тканей сетчатки глаза [Recognition of emerging retinal tissue defects] Россия и Великобритания: МФТИ, Институт системного программирования (Вел), Институт глазных исследований им. Шепенса Гарвардской школы медицины (Вел) [Russia and Great Britain: MIPT, Institute of System Programming (GB), Institute of Eye Research named after Schepens of the Harvard School of Medicine (GB)] Нейронная сеть [Neural network]

Анализ разговора «оператор-клиент». Оценка качества обслуживания. Единый диспетчерский центр (ЕДЦ) ЖКХ [Analysis of the "operator - client" conversation, assessment of the quality of service. Unified dispatching center (EDC) of housing and communal services] Россия: НИУ ВШЭ [Russia: HSE] Эмоциональный искусственный интеллект [Emotional artificial intelligence]

Нейросеть MTCNN: распознавание экстремистов в толпе [MTCNN neural network: recognizing extremists in a crowd] Россия: НИУ ВШЭ [Russia: HSE] Комплекс нейронных сетей [Complex of neural networks]

PROMT: многоязычный переводчик текста и речи [PROMT: multilingual text and speech translator] Россия: компания Promt [Russia: company Promt] Нейронная сеть [Neural network]

Яндекс-переводчик: многоязычный переводчик текста и речи [Yandex-translator: multilingual text and speech translator] Россия: компания Яндекс [Russia: Yandex company] Нейронная сеть [Neural network]

Антивирусное ПО: распознавание вредоносных программ [Antivirus software: malware recognition] Россия: Лаборатория Касперского [Russia: Kaspersky Lab] Эвристические алгоритмы [Heuristic algorithms]

OPAL: диагностика онкологических заболеваний [OPAL: diagnosis of oncological diseases] США: Стэндфордскнй университет [USA: Stanford University] Эвристические алгоритмы [Heuristic algorithms]

KR1PTON: анализ текста и структурированное извлечение информации [KR1PTON: text analysis and structured information extraction] США [USA] Эвристические алгоритмы [Heuristic algorithms]

CAТО, SCALIR: анализ судебных решений, подбор судебных прецедентов [CATO, SCALIR: analysis of court decisions, selection of court precedents] США [USA] Эвристические алгоритмы [Heuristic algorithms]

DEMDAL: генерация гипотез на основании базы фактов [DEMDAL: generating hypotheses based on the fact base] США [USA] Эвристические алгоритмы [Heuristic algorithms]

MYCIN: подбор фармакологического лечения [MYCIN: selection of pharmacological treatment] США [USA] Эвристические алгоритмы [Heuristic algorithms]

Watson: диагностика онкологических заболеваний [Watson: diagnosis of oncological diseases] Япония: Токийский университет [Japan: University of Tokyo] Нейронная сеть [Neural network]

Verily: диагностика заболеваний сетчатки глаза [Verily: diagnosis of retinal diseases] США: Компания Google [USA: Google company[ Нейронная сеть [Neural network]

Lawgeex. Contract Intelligence: юридический анализ текста контрактов [Lawgeex. Contract Intelligence: legal analysis of the contract text] США: Компания Lawgeex [США: Lawgeex company] Нейронная сеть [Neural network]

Источник: [10]. [Source: [10].]

Ожидается, что военные расходы на технологии БПЛА вырастут в общей сумме военных бюджетов, что откроет возможности для роста специализированным производителям БПЛА и разработчикам программного обеспечения.

Первичный анализ запроса Министерства обороны США на бюджет на 2019 г. привел, например, к выявлению 9,39 млрд долл. США на закупки, связанные с беспилотниками, научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты и производства. Эта сумма на 26% превышает сумму, потраченную в 2018 г.

По факту в 2019 г. Министерство обороны США заказало по меньшей мере 3447 новых беспилотных воздушных, наземных и морских систем, что в три раза больше заказов за 2018 г.

Компактные БПЛА в настоящее время используются сухопутными войсками многих стран на регулярной основе. Примерно в 95 странах мира те или иные виды военных беспилотных летательных аппаратов уже применяются для операций наблюдения; некоторые БПЛА были разработаны для критически важных операций, таких как перевозка боеприпасов (напр., Китай, Индия, Германия и Азербайджан используют для перевозки боеприпасов для вооруженных сил БПЛА с дистанционным управлением).

БПЛА используются для сбора данных о текущих и опасных для жизни военных конфликтах в режиме реального времени и в качестве «бездельничающих боеприпасов» (loitering munitions) - оружия (напр., летающих бомб), которое имеет камеры высокого разрешения и инфракрасные системы для ведения наблю-

дения; оно наводит курсор на цели, ищет местоположение целей и атакуют их, когда цели видны.

Описание можно продолжать. Суть в том, что рынок беспилотных систем вооружения будет расширяться; основные мотивы показаны на рис. 2.

Если в этих условиях вести речь о «войне» брендов, то нужно сказать о том, что сейчас страны делятся на те, которые разрабатывают беспилотные вооружения, и те, кто этого не делает. Соответственно вторая группа стран и «охотится», в первую очередь, за теми вооружениями, которые наилучшим образом могут отвечать военным задачам, которые необходимо решать таким странам. Как они могут это делать? Двумя путями: импортировать отсутствующие у них системы вооружения (здесь немаловажным фактором выступает подчас цена), либо заключать на основе двусторонних соглашений о сотрудничестве в военно-технической сфере соглашения между компаниями (частными или государственными) о совместной разработке БПЛА и др., которые затем станут национальными (как, например, в случае совместной разработки на период 2011 г. израильской компанией Elbit Systems и бразильской Embraer на основе их совместного предприятия Harpia способного представлять интерес для военных и правоохранительных служб перспективного одноименного средневысот-ного БПЛА [21] (здесь значение приобретает привычка или стереотип действия (поведения) в форме непротивления обращению к совместной с зарубежными партнерами в военной сфере работе и готовности к правовому разграничению прав собственности на достигнутые результаты).

Рис. 2. Основные мотивы расширения рынка беспилотных систем вооружения. Источник: [11] Fig. 2. The main motives for expanding the market of unmanned weapons systems. Source: [11]

Беликова К.М. -

В первом случае это конкуренция и «война» брендов в чистом виде, во втором - в принципе также, но одновременно и открытая инновация внутри данного совместного предприятия (сети) или иного сходного способа взаимодействия (как, например, в случае с практикой, реализуемой одним из крупнейших машиностроительных холдингов Италии - Leonardo S.p.A. (ранее Finmeccanica Group S.p.A. [22]), заявляющий о себе как о лидере в области аэрокосмической промышленности, обороны и безопасности (Aerospace, Defense and Security, AD&S) [23].

Вместе с тем согласно последнему отчету от DroneII. com [24], наблюдавшему за производством БПЛА, тремя крупнейшими производителями беспилотных летательных аппаратов в мире являются китайская SZ DJI Technology Co. (№ 1) [53: 64-72], французская Parrot1 (№ 2 - первый в Европе производитель профессиональных дронов) и китайская Xiaomi (№ 3), тогда как «американцы» - Hover Inc., AeroVironment Inc., 3D Robotics и Insitu Inc. (дочернее предприятие Boeing Defense, Space & Security) появляются лишь на 4-7 местах.

Почему так? Потому что, ранжируя производителей, DroneII использует некоторые довольно нечеткие критерии, такие как, например: частота, с которой название компании встречается в запросах поисковика Google вместе с такими словами, как «дрон» и «беспилотный летательный аппарат»; как часто наименование компании появляется в публикации в СМИ и блогах; какое количество сотрудников компании-производителя включает такие слова, как «дрон» или «UAS» (unmanned aerial systems - авт.) в названия своих должностей в LinkedIn и пр. Но если убрать из этого перечня компании, занимающиеся главным образом или по преимуществу производством «развлекающих» (квадрокоптер с камерой) дронов (DJI, Xiaomi, Hover и 3D Robotics), на первое место выйдут AeroVironment и Insitu Inc., которые сосредоточены на создании беспилотников для военных (напр., AeroVironment за последние несколько десятилетий продал десятки тысяч беспилотников для Пентагона, а Insitu Inc. с 2005 г., когда БПЛА Boeing Insitu ScanEagle был принят на вооружение ВС США, начал поставлять их за рубеж, и сейчас БПЛА ScanEagle используются в армиях Австралии, Великобритании, Канады, Колумбии, Нидерландов и других стран [25]).

Применительно к невоенной индустрии (Coca-Cola/ Pepsi, McDonald's/Burger King, Dunkin' Donuts/Starbucks, Apple/Samsung, BMW/Audi, Microsoft/Apple, Билайн/ МТС, Альфабанк/Тинькофф [26; 27] и др.) цели «войны» брендов в бизнесе в ходе противостояния корпораций (нередко крупных) многочисленны и могут состоять в сохранении (борьба за то, что есть) или перераспределении (борьба за новые горизонты) достигнутой доли рынка; повышении интереса к товару и бренду компании; формировании имиджа компании; влиянии на умы потребителей и пользователей, их восприятие, формирование ценностей, где побеждает не тот, кто продает дешевле или качественнее, а тот, кто умеет предложить потребителю те ценности, что ему нравятся, или дать новые [28: 38-48; 29: 1-19; 30; 31: 1-15]; ведение за собой в плане поддержки (высказывания) тех или иных политических предпочтений (убеж-

1 См. URL: https://www.parrot.com/en (дата обращения: 13.07.2021).

дений) [32]. В ход идут нейромаркетинг, имиджевая реклама и т.п., при этом эти и иные инструменты конкурентной борьбы, способы работы с имиджем и лояльностью влияют на продажи опосредовано, укрепляя позиции компании на рынке и формируя будущий спрос. Здесь можно вспомнить рассказ 1943 г. Г. Катне-ра и К. Мур «Робот-зазнайка»2 о борьбе владельца фирмы «Вокс-вью пикчерс» с его конкурентном фирмой «Сонатон» и контрабандными кинотеатрами.

Для военной индустрии реклама в тех же целях -это, с одной стороны, различные салоны и выставки, например, XII-й Международный авиационно-космический салон 25-30 августа 2015 г. (МАКС-2015, Жуковский, Россия) или Международная выставка вооружений и военной техники Africa Aerospace & Defence 19-23 сентября 2018 г. (AAD-2018, Претория, ЮАР), на которых компанией Denel Dynamics представлялись разработанные ею БПЛА семейства Seeker [33], а компанией Milkor линейка ее перспективных БПЛА MA 380, MA 80 и др. [34; 35], с другой, участие техники той или иной страны в реальных военных конфликтах, например, так были показаны возможности БПЛА Bayraktar турецкого производства в ходе конфликта из-за Нагорного Карабаха [36].

Вместе с тем, выявляемые таким образом характеристики желаемых для обладания объектов проходят проверку у потенциальных покупателей (клиентов и пр.) и иным образом.

Например, ответ на вопрос о том, продукты какой компании из названных выше - AeroVironment или Insitu Inc. - лучше, будет зависеть от нужд и стремлений того, кто отвечает на этот вопрос. Так, если мы посмотрим на эти компании со стороны доходности от инвестиций в БПЛА, то лучшей будет AeroVironment, так как почти 89% ее годовой выручки поступает от продажи дронов, тогда как у Insitu Inc. - всего 1% [24]. Но если мы посмотрим на эти же компании с позиции прибыльности (дивидендов на акции, например) [37: 75-80], то выбор качнется в пользу Insitu Inc., как части компании Boeing с ее прибылью в 5,1 млрд долл. и положительным свободным денежным потоком в 9 млрд долл. [24]

Хотя относительно Boeing можно сказать, с одной стороны [38], что в июле 2020 г. компания сообщила о значительном операционном убытке в размере 3,3 млрд долл. за второй квартал 2020 г. из-за пандемии COVID-19, которая нарушила работу и коммерческие полеты самолетов Boeing по целому ряду бизнес-направлений, при этом траты (свободный денежный поток) Boeing наличными, который дает более наглядное представление о состоянии его дел, составили во втором квартале 2020 г. 5,1 млрд долл., что равноценно тратам за всю первую половину 2020 г., тогда как в 2019 г. компания «сожгла» 15,5 млрд долл. С другой стороны [39], по состоянию на июнь 2021 г. по результатам оценки БПЛА в отрасли от оборонной промышленности до коммерческих рынков по рыночной капитализации компаний и данным IBD Composite Ratings, которые включает в себя оценку по: размеру прибыли (earnings), относительной силе (relative strength) и 52-недельной производительности акций (52-week stock performance)

2 См. URL: http://lib.ru/KUTTNER/robotzaz.txt (дата обращения: 14.07.2021).

в числе основных факторов и анализу графиков (chart analysis), который показывает: находится ли акция в зоне покупки (if a stock is in a buy zone); где она торгуется по сравнению с ее скользящими средними (where the stock is trading vs. its moving averages), и находится ли она на ранней или поздней стадии (whether it's in an early- or late-stage base) в качестве дополнительного фактора, компания Boeing показана первой среди остальных производителей БПЛА по числу машин, имеющихся в ее арсенале (with a number of vehicles in its arsenal).

Так, аэрокосмический гигант строит БПЛА MQ-25 Stingray с возможностью дозаправки в воздухе для военно-морского флота США, который будет первым БПЛА на базе авианосца. В числе других названы Northrop Grumman Corporation с ее БПЛА RQ-4A Global Hawk, занимавший центральное место в 2019 г., затем компания Lockheed Martin с ее линейкой небольших БПЛА - Stalker XE для подразделений специального назначения, Desert Hawk III для вооруженных сил Великобритании и авионика для небольших БПЛА, используемых полицией, затем - Kratos Defense & Security Solutions, заключивший в 2019 г. контракт с ВВС США с ее демонстрационным БПЛА XQ-58A Valkyrie, лишь затем - крупнейших поставщик Пентагона AeroVironment, а после него компания Amazon, которой в августе прошлого года Федеральное управление гражданской авиации (Federal Aviation Administration, FAA) предоставило разрешение на доставку посылок с помощью полностью электрических БПЛА MK27, и компания Wing (Alphabet's Google), также получившая сертификат FAA после успешной сертификации от правительства Австралии.

Разницу между инвестиционной доходностью и прибыльностью компании можно увидеть и на примере деятельности бразильской компании по производству бронетанковой техники Engesa, проблемы которой были во многом связаны с провалом продаж ее танка EE-T1 Osorio, в который она вложила весь свой бюджет: несмотря на интенсивную рекламу, никто из покупателей не заинтересовался им, и даже бразильская армия не купила этот танк. Это оказалось огромным провалом, в октябре 1993 г. Engesa была признана банкротом [40]. Другой пример - деятельность бразильской авиастроительной компании Embraer, которая в апреле 2020 г. заявила, что начала арбитражный процесс про-

тив американской Boeing Co после того, как в середине апреля 2020 г. этот американский производитель самолетов внезапно отменил сделку по покупке 80% активов бразильской компании на сумму 4,2 млрд долл., которая готовилась годы до этого, и переориентировалась в этом вопросе на Китай [41]. Конечно, такие вещи вносят немалый вклад в «войну» брендов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В онлайн-опросе, проведенном в рамках исследования на тему "IP and the automotive sector" для Совместного отчета Managing IP и Gowling WLG3, например, 95% респондентов предсказали, что права интеллектуальной собственности будут играть более важную роль в автомобильном секторе. При этом основное внимание будет уделяться технологиям, связанным с автономными транспортными средствами и связью, такими как четыре основных направления развития: (1) контроль положения/курса транспортного средства; (2) источники питания; системы (3) управления и (4) анализа изображений. В ходе опроса патенты рассматривались как наиболее значимая область интеллектуальной собственности, причем более 80% респондентов заявили, что они будут важны для всех будущих автономных транспортных средств. Примечательно то, что многие респонденты также указали на важность защиты других прав интеллектуальной собственности таких, как авторские права, промышленные образцы, торговые секреты (секреты производства, ноу-хау, коммерческая тайна) и др. (рис. 3).

С точки зрения защиты брендами своих разработок, компании всегда оказываются перед выбором способов защиты своих прав на разработанные инновационные технические решения: или получением патента, или установлением режима ноу-хау. Для получения патента, дающего максимальную (хотя и временную) защиту, требуется полностью раскрыть информацию об изобретении на стадии подачи патентной заявки, то есть опубликовать ее (включая конкурентов). Режим ноу-хау, хотя и сохраняет изобретение конфиденциальным, но не исключает возможности патентования аналогичного изобретения другими лицами [43]. Переход с одного способа защиты на другой и его мотивы мы рассматривали в нашей предыдущей статье

3 См. URL: http://unbouncepages.com/ipautoreport/ (дата обращения: 15.07.2021).

Patents Data protection Designs Trade secrets Open source Copyright Other

Рис. 3. Что из нижеперечисленного будет важно для автономных транспортных средств? Источник: [42] Fig. 3. Which of the following will be important for autonomous vehicles? Source: [42]

Беликова К.М.

«Открытые инновации в военной сфере: практическое измерение и защита интеллектуальной собственности» [23] на примере итальянской военной компании Leonardo.

В связи с этим на практике широко распространен смешанный тип правовой охраны, когда патентом защищают основную идею, а отдельные детали (техническое решение, механизм его реализации) патентная заявка не содержит и на них компания распространяет режим ноу-хау, сохраняя в тайне. В подобном варианте защиты изобретатель (создатель) при получении всех преимуществ патентной охраны ограничивает возможности конкурентов воспользоваться его разработкой, направляя их на поиск других технических решений с соответствующими затратами времени и денежных средств [44].

Анализ патентных данных пяти ведущих патентных ведомств - Китая (Государственное ведомство интеллектуальной собственности / State Intellectual Property Office, SIPO), США (Ведомство по патентам и товарным знакам / United States Patent and Trademark Office, USPTO), стран Европы (Европейское патентное ведомство / European Patent Office, EPO), Южной Кореи (Корейское ведомство интеллектуальной собственности / Korean Intellectual Property Office, KIPO) и Японии (Японское патентное ведомство / Japan Patent Office, JPO) по получению патентов, связанных с БПЛА, за 20 лет (с 1997 по 2016 г.) показал количество патентов и находившихся на рассмотрении в названных ведомствах заявок (рис. 4) и процентное соотношение заявок по юрисдикциям (рис. 5).

На рис. 4 и 5 показано, что в настоящее время Китай значительно опережает другие рассматриваемые юрисдикции в качестве предпочтительного места для получения патентов на БПЛА. Но причина этого в том, что, как уже отмечалось выше, цифра эта получается за счет большого количества патентов на БПЛА для

%

Рис. 5. Процентное соотношение заявок по юрисдикциям (SIPO, USPTO, EPO, KIPO и JPO заявки на БПЛА, 1997-2016). Источник: [45] Fig. 5. Percentage of applications by jurisdiction (SIPO, USPTO, EPO, KIPO and JPO applications for UAVs, 1997-2016). Source: [45]

ISSN 2223-0092 (print) Т. 11. № 4. 2021 Социально-политические науки 99 ISSN 2310-7065 (online)

отдыха (напр., игрушечные), поданных в SIPO китайскими компаниями, такими как упоминавшаяся выше SZDJI Technology Co. (табл. 2).

Тогда как при подаче заявок в USPTO (США) первые десять заявителей включают в себя как предприятия -оборонных подрядчиков и специалистов в сфере авиации в США, так и опять-таки китайскую компанию SZ DJI Technology Co. и нового игрока - также упоминавшуюся выше компанию Amazon (табл. 3).

Щ 6583 Щ

Patents

Pending Applications

SIPO

USPTO

EPO

KIPO

JPO

Рис. 4. Патенты и находившиеся на рассмотрении в SIPO, USPTO, EPO, KIPO и JPO заявки на БПЛА (1997-2016). Источник: [45]

Fig. 4. Patents and applications for UAVs under consideration in SIPO, USPTO, EPO, KIPO and JPO (1997-2016). Source: [45]

Таблица 2

Количество заявок первых десяти заявителей на БПЛА, поданных в 1997-2016 гг. в SIPO по субъектам (компаниям, университетам) [The number of applications of the first ten applicants for UAVs submitted in 1997-2016 to SIPO by subjects (companies, universities)]

Компания [Company] Количество заявок [Number of filings]

SZ Dji Technology Co., Ltd. 245

Beihang University 190

State Grid Corporation of China 177

Shenzhen Aee Technology Co., Ltd. 92

Hubei Ewatt Technology Co., Ltd. 92

Nanjing University of Aeronautics and Astronautics 85

China Ewatt Technology Co., Ltd. 83

Northwestern Polvtechnical University 79

Gansu Huanchen Ecological Management Co., Ltd. 71

Wuxi Tongchun New Energy Technology Co Ltd 65

Источник: [45]. [Source: [45].]

Таблица 3

Количество заявок первых десяти заявителей на БПЛА, поданных в 1997-2016 гг. в USPO по субъектам (компаниям, университетам) [The number of applications of the first ten applicants for UAVs submitted in 1997-2016 to the USPO by subjects (companies, universities)]

При этом в табл. 4 и 5 показано смещение первых десяти субъектов - заявителей на БПЛА в USPTO (США) до и после 2008 г. с традиционных аэрокосмических и оборонных компаний, таких как уж упоминавшиеся Boeing, Lockheed Martin, Honeywell и Airbus, к новым компаниям, таким как DJI и Parrot, которые стремятся получить патентную защиту для потребительских БПЛА.

Таблица 4

Количество заявок первых десяти заявителей на БПЛА, поданных в USPTO до 2008 г. (по субъектам) [The number of applications of the first ten applicants for UAVs submitted to the USPTO before 2008 (by subject)]

Компания Количество заявок

[Company] [Number of Filings]

The Boeing Company 209

Lockheed Martin Corporation 56

Honeywell International Inc. 50

Airbus Group N.V. 47

United Technologies Corporation 39

Idc LLC 38

Textron Inc. 37

Raytheon Company 28

Aerovironment, Inc. 2'

Northrop Grumman Corporation 25

Источник: [45]. [Source: [45].]

Таблица 5

Количество заявок первых десяти заявителей на БПЛА, поданных в USPTO после 2008 г. (по субъектам) [The number of applications of the first ten applicants for UAVs submitted to the USPTO after 2008 (by subject)]

Компания [Company] Количество заявок [Number of Filings]

SZ Dji Technology Со., Ltd. 245

Beihang University 190

State Grid Corporation of China 177

Shenzhen Aee Technology Со., Ltd. 92

Hubei Ewatt Technology Со., Ltd. 92

Nanjing University of Aeronautics and Astronautics 85

China Ewatt Technology Со., Ltd. 83

Northwestern Polytechnical University 79

Gansu Huanchen Ecological Management Со., Ltd. 71

Wuxi Tongchun New Energy Technology Со Ltd 65

Компания Количество заявок

[Company] [Number of Filings]

The Boeing Company 657

Sz Dji Technology Со., Ltd. 621

Airbus Group N.V. 351

Parrot SA 207

Beihang University 187

Aerovironment, Inc. 185

Honeywell International Inc. 182

State Grid Corporation of China 178

BAE Systems PLC 174

Lockheed Martin Corporation 137

Источник: [45]. [Source: [45].]

Источник: [45]. [Source: [45].]

Беликова К.М. -

120

100

80

60

40

£! 20

о

Agency Korea Korea Hanwha

for Defense Aerospace Aerospace Systems

Development Research Industries, Co., LTD

Institute LTD

LIG NEX1 Korea Co., LTD Aerospace University

Korea Advanced Institute of Science and Technology

ALL IT TOP

Co., LTD

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Korea Institute of Ocean Science &Technology

Korean Airlines Co., LTD

Рис. 6. Патенты на БПЛА, принадлежащие южнокорейским аэрокосмическим компаниям (2000-2018). Источник: [46]] Fig. 6. Patents for UAVs owned by South Korean aerospace companies (2000-2018). Источник: [46]. [Source: [46].]

Патенты на БПЛА 2000-2018 гг., принадлежащие корейским аэрокосмическим компаниям, показаны на рис. 6.

Несмотря на то, что вопросы этичности патентования новых продуктов и процессов, в основе которых лежит искусственный интеллект, беспилотных аппаратов (дронов) и систем вооружения, в том числе летальных, систематически становятся предметом обсуждения [47], пока действуют национальные и региональные (напр., на уровне Европейского Союза и т.п.), в том числе о секретных изобретениях, предписания, позволяющие получать множество патентов на такие продукты и процессы, в том числе для правительства [48: 309-326].

Вместе с тем, и ноу-хау, как секрет производства, играет роль в защите одного из крупнейших приложений ИИ - в области автономных транспортных средств [49], поскольку законы о коммерческой тайне защищают экономически ценные секреты. Защищаемая таким образом информация включает формулы, компиляции, программы, методы, технологии, процессы, конструкции и коды. Защита коммерческой тайны возникает автоматически при условии, что владелец коммерческой тайны может продемонстрировать, что информация создает конкурентное преимущество в силу ее секретности и что были приняты разумные меры для сохранения секретности информации. Многие элементы системы искусственного интеллекта, такие как: нейронные сети, включая модульную сетевую структуру и отдельные модули; обучающие наборы (training sets), выводимые данные (данные, получаемые на выходе -data output) и другие данные (other data); программное обеспечение, включая базовый код ИИ (underlying AI code) и код, созданный ИИ (AI-generated code); обучающие и другие алгоритмы хорошо подходят для установления режима коммерческой тайны, поскольку часто они не подлежат патентованию. При этом меры, признаваемые «разумными» (reasonable measures) по сохранению такой тайны, могут варьироваться в зависимости от размера и ресурсов компании, и могут включать в себя физические и технические решения для ограничения и мониторинга, и доступа к информации, составляющей коммерческую тайну.

Письменная политика компании должна диктовать механизмы управления коммерческой тайной, а от со-

трудников на основе заключаемых с ними договоров должна требоваться защита конфиденциальной информации компании и коммерческой тайны от ненадлежащего раскрытия. При обмене коммерческой тайной с деловыми партнерами следует соблюдать соглашения о таком неразглашении. Объектный код, предоставляемый клиентам, должен включать управление цифровыми правами и надежные условия лицензирования. Кроме того, компаниям следует разрабатывать и программы по сохранению коммерческой тайны, которые выходят за рамки названных выше «разумными» мер защиты. Такие, более эффективные, меры (напр., разные уровни секретности, уровень неподкупности, контроль за расходами и отслеживание превышения (в том числе резкого) трат (расходов) над доходами и т.п.) понизят вероятность незаконного присвоения такой информации и позволят быстро выявлять незаконное присвоение, когда оно происходит. Если конкретные данные, например, большой набор данных для обучения ИИ, жизненно важны для компании, на защиту таких данных должны быть направлены значительные ресурсы и внимание, и этот вопрос не стоит игнорировать и полагаться «на авось» [50].

Примером реализации такого подхода может послужить спор о коммерческой тайне4 между конкурентами - производителями самоуправляемых автомобилей компаниями WeRide Corp. и AllRide.AI Inc., завершившийся с введением районным судом Северного района Калифорнии (США) (United States District Court, Northern District of California, далее - Суд) санкций в отношении ответчика - компании AllRide - за "ошеломляющее" уничтожение доказательств ("staggering" spoliation of evidence), когда она намеренно очистила электронную почту и удалила учетные записи электронной почты, «почистила» ноутбуки и серверы и повредила исходный код ключа (corrupted key source code).

Суть дела такова. Иск был подан в конце 2018 г. компанией WeRide против ее бывшего генерального директора Цзин Ванга (Jing Wang, its former CEO), ее бывшего руководителя Отдела аппаратных технологий Кун

4 WeRide Corp. et al. v. Kun Huan, et al. Case No. 5:18-cv-07233-EJD. URL: https://www.crowelltradesecretstrends.com/wp-content/up-loads/sites/19/2020/05/WeRide-0rder-2020-04-23.pdf (дата обращения: 15.07.2021).

Хуанга (Kun Huang, its former Head of Hardware Technology) и основанной Вангом и Хуаном конкурирующей компании AllRide.

Претензии включали утверждения о разглашении коммерческой тайны в соответствии с Законом США о защите коммерческой тайны (Defend Trade Secrets Act) и Единообразным законом штата Калифорния о коммерческой тайне (California Uniform Trade Secrets Act), а также заявления о клевете и преднамеренном вмешательстве в предполагаемую экономическую выгоду. Компания WeRide обвинила Ванга, который уволился из WeRide, чтобы запустить свою компанию AllRide, в том, что он попросил Хуанга присоединиться к нему в его новой компании, а также обвинил их обоих в краже торговых секретов WeRide и немедленном использовании последних в работе AllRide.

В апреле 2019 г. Суд вынес в отношении WeRide предварительный судебный запрет (preliminary injunction), который запрещал Вангу, Хуангу и AllRide уничтожать соответствующие документы, и постановление, обязывающее Хуанга предоставить несколько электронных устройств для проверки специалистами компании WeRide.

В октябре 2019 г. WeRide обратилась в Суд, сообщив, что AllRide уничтожила электронные письма и исходный код ключа.

Центральным в этом ходатайстве WeRide было обвинение в том, что AllRide позволила своей системе электронной почты продолжать применять 90-дневную политику автоматического удаления, что привело к уничтожению тысяч потенциально значимых для дела электронных писем. WeRide также обвинил AllRide в удалении шести учетных записей электронной почты и исходного кода ключа, который она якобы разработала, чтобы конкурировать с WeRide.

Ссылаясь на решения суда Седьмого округа (Seventh Circuit cases), Суд на основе применения стандарта "преобладания доказательств" ("preponderance of the evidence" standard), согласно которому доказывание реализуется в достаточной степени, когда сторона, несущая бремя доказывания, убеждает искателя фактов в том, что вероятность того, что утверждение истинно, превышает 50% [51], установил, что AllRide действовала умышленно и недобросовестно и что кража ею электронных доказательств была преднамеренной. Вместе с тем Суд прекратил санкций в отношении компании AllRide, граждан Ванга и Хуанга, вынес в отношении них заочное решение, постановив в отношении компании WeRide, что ей належит, в соответствии с Федеральными правилами гражданского судопроизводства 37(b) и (e) (Federal Rules of Civil Procedure), представить в Суд декларацию, подтверждающую ее расходы и сборы (costs and fees) по этому делу, что последняя и сделала, представив декларацию на более, чем 2 млн долл. США, главным образом, за кражу торговых секретов компании и невыполнение судебного приказа, который, будь он выполнен, мог бы подтвердить кражу. Однако до окончательного решения вопроса о расходах и сборах стороны достигли соглашения, в котором WeRide согласилась отозвать все свои претензии и не обнародовать в дальнейшем какие-либо иные условия урегулирования. Таким образом, настоящее дело свидетельствует о многих вещах и, в частности, о том, что недобросовестное поведение свидетельствует, пре-

жде всего, против того, кто ведет себя недобросовестно, и удаление доказательств и документов не является решением ни в каком случае [52].

В целом, можно сказать, что положение любой такой компании, кажущееся нерушимым, на самом деле уязвимо и зависимо от многих факторов, которые могут стремительно меняться. Поэтому то, что было вчера, может не быть таковым сегодня, но это верно не только для военной индустрии, а для жизни вообще.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. На практике количество стран, использующих (и желающих использовать) БПЛА в военной области, превышает количество стран, производящих их, вследствие чего конкуренция между производителями проявляется в виде «войны» брендов этой продукции, рынок которой поделен на два сегмента:

• экспорт-импорт, объем которых определяется таким немаловажным фактором как цена;

• поставка продукции с одновременным заключением двусторонних соглашений о сотрудничестве в военно-технической сфере.

Второй сегмент отличается от первого тем, что представляет собой сетевую открытую инновацию внутри любого из выбранных в соглашении способов взаимодействия, что требует от сторон правового разграничения прав собственности на достигнутые результаты.

2. «Войны» брендов невоенной и военной индустрии имеют сходства и отличия. Сходства продиктованы не только такими конкурентными факторами, как сохранение или увеличение достигнутой доли рынка, но и борьбой за потребителей предлагаемой продукции. При этом конкурентные факторы всегда подлежат правовому регулированию, а борьба за потребителей (в виде рекламы различного вида) не всегда, и именно ее форма различается для невоенных и военных областей.

Для невоенного бизнеса она базируется на бренде компании и повышении интереса к товару на основе не старых (соотношение цены и качества), а новых (или нравящихся потребителю) ценностей, сформированных проведением имиджевой рекламы и нейро-маркетинга при одновременной демонстрации лояльности и политических предпочтений компании; а для военных областей продукция рекламируется на двух уровнях - мирном и военном - путем демонстрации ее возможностей и технических характеристик во время участия в выставках или салонах, либо в военных учениях или реальных конфликтах.

3. Отсутствие разграничения производителей БПЛА по объемам производства и сферам гражданского или военного назначения приводит к условности определения лидеров в производстве этой продукции.

4. Современная индустрия на практике реализует смешанный тип правовой охраны, когда основную разработку защищает патент, а ее отдельные детали (технические решения и способы их реализации) содержатся в режиме ноу-хау согласно законам о коммерческой тайне. Однако такой режим более выгоден для военной области, поскольку - с позиции права - его правомерность и меры по его реализации чаще признаются государством «разумными» для сохранения тайны; с позиции экономики - государство вследствие заинтересованности в военной продукции финансово участвует в поддержании такого режима.

Беликова К.М. -

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

1. Тамберг В., Бадьин А. Войны брендов. 24.06.2013. URL: https:||blog.iteam.ru|vojny-brendov| (дата обращения: 15.07.2021).

2. 10 компаний-лидеров в области искусственного интеллекта. 12.03.2020. URL: https:||www.vesti.ru|finance| article|1866347 (дата обращения: 13.07.2021).

3. Сычев И. Зачем Facebook искусственный интеллект. 03.11.2015. URL: https:||habr.com|ru|post|296018| (дата обращения: 13.07.2021).

4. DaryaDu. 10 инструментов искусственного интеллекта Google, доступных каждому. 03.03.2020. URL: https:||pro-glib.io|p|10-instrumentov-iskusstvennogo-intellekta-google-dostupnyh-kazhdomu-2020-03-03 (дата обращения: 13.07.2021).

5. Китайская компания Baidu внедряет ИИ в свои продукты, опережая западных конкурентов. 30.03.2016. URL: https:|| habr.com|ru|post|392345| (дата обращения: 13.07.2021).

6. Беликова K.M. Развитие искусственного интеллекта в Бразилии: акцент на военную сферу и вопросы интеллектуальной собственности. || Право и политика. 2021. № 10. С. 1-21. DOI: 10.7256I2454-0706.2021.10.36096. URL: https:|| nbpublish.com|library_read_article.php?id=36096 (дата обращения: 16.07.2021).

7. Belikova K.M. Marco legal para o uso da inteligência artificial na esfera militar da Índia no contexto da proteçao dos direitos de patente || Laplage Em Revista. 2021. No. 7 (2). Pp. 671-690. DOI:10.24115|S2446-62202021721051p.671-690.URL:https:|| laplageemrevista.editorialaar.com|index.php|lpg1|article| view|1051 (дата обращения: 06.07.2021).

8. Беликова K.M. Направления и перспективы развития и применения искусственного интеллекта в военной сфере в ЮАР II Право и политика. 2021. № 9. DOI: 10.7256|2454-0706.2021.9.36076. URL: https:||nbpublish.com|library_read_ article.php?id=36076 (дата обращения: 10.07.2021).

9. Беликова K.M. Основа правового регулирования развития и применения искусственного интеллекта в военной сфере Китая в контексте государственной стратегии и охраны авторских и патентных прав. || Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. № 5. С. 223-234.

10. УлановА.С. О возможных направлениях применения искусственного интеллекта в КСА войск. 23.05.2021. URL: https:|| universe-tss.su|main|politika|world|95984-o-vozmozhnyh-napravlenijah-primenenija-iskusstvennogo-intellekta-v-ksa-vojsk.html (дата обращения: 08.07.2021).

11. Unmanned Aerial Vehicle (UAV). Market by point of sale, systems, platform (civil & commercial, and defense & governe-ment), function, end use, application, type, mode of operation, MTOW, range, and region - global forecast to 2026. June 2021. 418 p. URL: https:|/Www.marketsandmarkets.com|Market-ReportsIunmanned-aerial-vehicles-uav-market-662.html (дата обращения: 13.07.2021).

12. Бойко А. Кто лидирует в мире в области военных дро-нов? 2016 г., с уточнениями от 2019 и 2020 гг. URL: http:|| robotrends.ru|robopedia|kto-lidiruet-v-mire-v-oblasti-voennyh-dronov (дата обращения: 13.07.2021).

13. Витвицкий А. Основные страны-производители комплексов беспилотных летательных аппаратов. 08.12.2019. URL: https:||sputnik-abkhazia.ru|reference|20191208|1028970391| Osnovnye-strany-proizvoditeli-kompleksov-bespilotnykh-letatelnykh-apparatov.html (дата обращения: 13.07.2021).

14. Китайские ударно-разведывательные БПЛА и их боевое применение. 08.10.2019. URL: https:||topwar.ru| 163250-kitajskie-udarno-razvedyvatelnye-bpla-i-ih-boevoe-primenenie.html (дата обращения: 13.07.2021).

15. Рябов K. Современные БПЛА турецкой разработки. 08.12.2020. URL: https:||topwar.ru|177877-sovremennye-bpla-tureckoj-razrabotki.html (дата обращения: 13.07.2021).

16. Итоги потерь? Турция отказывается продавать беспилот-ники Bayraktar. 02.07.2020. URL: https:||topwar.ru|172688-itogi-poter-turcija-otkazyvaetsja-prodavat-bespilotniki-bayraktar.html (дата обращения: 13.07.2021).

1. Tamberg V., Badin A. Brands wars. 24.06.2013. URL: https:// blog.iteam.ru/vojny-brendov/ (data of accesses: 15.07.2021).

2. 10 leading companies in the field of artificial intelligence.

12.03.2020. URL: https://www.vesti.ru/finance/article/ 1866347 (data of accesses: 13.07.2021).

3. Sychev I. Why Facebook needs artificial intelligence. 03.11.2015. URL: https://habr.com/ru/post/296018/ (data of accesses: 13.07.2021).

4. DaryaDu. 10 Google artificial intelligence tools available to everyone. 03.03.2020. URL: https://proglib.io/p/10-instrumentov-iskusstvennogo-intellekta-google-dostupnyh-kazhdomu-2020-03-03 (data of accesses: 13.07.2021).

5. The Chinese company Baidu is implementing AI in its products, ahead of Western competitors. 30.03.2016. URL: https:// habr.com/ru/post/392345/ (data of accesses: 13.07.2021).

6. Belikova K.M. Development of artificial intelligence in Brazil: emphasis on the military sphere and intellectual property issues. Law and Politics. 2021. No. 10. Pp. 1-21. (In Russ.) DOI: 10.7256/2454-0706.2021.10.36096. URL: https:// nbpublish. com/library_read_article.php?id=36096 (data of accesses: 16.07.2021).

7. Belikova K.M. Legal framework for the use of artificial intelligence in India's military sphere in the context of patent rights protection. Laplage Em Revista. 2021. No. 7 (2). Pp. 671-690. (In Span.) DOI: 10.24115/S2446-62202021721051p.671-690. URL: https://laplageemrevista.editorialaar.com/index.php/ lpg1/article/view/1051 (data of accesses: 06.07.2021).

8. Belikova K.M. Directions and prospects of development and application of artificial intelligence in the military sphere in South Africa. Law and Politics. 2021. No. 9. (In Russ.) DOI: 10.7256/2454-0706.2021.9.36076. URL: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=36076 (data of accesses: 10.07.2021).

9. Belikova K.M. The basis of legal regulation of the development and application of artificial intelligence in the military sphere of China in the context of state strategy and protection of copyright and patent rights. Gaps in Russian Legislation. 2020. Vol. XIII. No. 5. Pp. 223-234. (In Russ.)

10. Ulanov A.S. On the possible areas of application of artificial intelligence in the Complex of automation tools of troops.

23.05.2021. URL: https://universe-tss.su/main/politika/ world/95984-o-vozmozhnyh-napravlenijah-primenenija-iskusstvennogo-intellekta-v-ksa-vojsk.html (data of accesses: 08.07.2021).

11. Unmanned Aerial Vehicle (UAV). Market by point of sale, systems, platform (civil & commercial, and defense & governe-ment), function, end use, application, type, mode of operation, MTOW, range, and region - global forecast to 2026. June 2021. 418 p. URL: https://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/unmanned-aerial-vehicles-uav-market-662.html (data of accesses: 13.07.2021).

12. Boyko A. Who is the world leader in the field of military drones? 2016, with updates from 2019 and 2020. URL: http:// robotrends.ru/robopedia/kto-lidiruet-v-mire-v-oblasti-voennyh-dronov (data of accesses: 13.07.2021).

13. Vitvitsky A. The main countries-producers of complexes of unmanned aerial vehicles. 08.12.2019. URL: https:// sputnik-abkhazia.ru/reference/20191208/1028970391/ Osnovnye-strany-proizvoditeli-kompleksov-bespilotnykh-letatelnykh-apparatov.html (data of accesses: 13.07.2021).

14. Chinese attack and reconnaissance UAVs and their combat use.

08.10.2019. URL: https://topwar.ru/163250-kitajskie-udarno-razvedyvatelnye-bpla-i-ih-boevoe-primenenie.html (data of accesses: 13.07.2021).

15. Ryabov K. Modern UAVs of Turkish development. 08.12.2020. URL: https://topwar.ru/177877-sovremennye-bpla-tureckoj-razrabotki.html (data of accesses: 13.07.2021).

16. Results of losses? Turkey refuses to sell Bayraktar drones.

02.07.2020. URL: https://topwar.ru/172688-itogi-poter-turcija-otkazyvaetsja-prodavat-bespilotniki-bayraktar.html (data of accesses: 13.07.2021).

17. Заквасин А. Сможет вести разведку автономно»: какими возможностями будет обладать ударный беспилотник ВКС «Охотник». 04.08.2019. URL: https://russian.rt.com/russia/ article/655955-ohotnik-bespilotnik-ispytaniya (дата обращения: 13.07.2021).

18. Литовкин Д. Дрон перелетный. Сможет ли ударный «Орион» завоевать мировой рынок? О конкуренции на рынке дронов и российских перспективах. 08.07.2021. URL: https://tass-ru.turbopages.Org/tass.ru/s/opinions/11844257 (дата обращения: 13.07.2021).

19. Волкова М. Эффективные и смертоносные: NI подготовил обзор ударных дронов России. 13.07.2021. URL: https:// rg.ru/2021/07/13/effektivnye-i-smertonosnye-ni-podgotovil-obzor-udarnyh-dronov-rossii.html (дата обращения: 13.07.2021).

20. Рябов К. Российские БПЛА с разведывательной аппаратурой и боевой частью «барражирующие боеприпасы»: настоящее и будущее. 01.03.2019. URL: https://integral-russia.ru/2019/03/01/rossijskie-bpla-s-razvedyvatelnoj-apparaturoj-i-boevoj-chastyu-nastoyashhee-i-budushhee/ (дата обращения: 13.07.2021).

21. Новый беспилотник для Бразилии. 13.11.2011. URL: https://stmegi.com/posts/11157/novyy_bespilotnik_dlya_ brazilii_1681/ (дата обращения: 10.07.2021).

22. Marsella F., Agresti G., Visentin A. Interview with Alessandro Profumo, CEO, Leonardo S.P.A.: Using innovation to create sustainable growth // Prism. 2019. No. 1. 13 p. URL: https:// www.adlittle.com/sites/default/files/prism/ceo_interview-min.pdf (дата обращения: 20.06.2021).

23. Беликова К.М. Открытые инновации в военной сфере: практическое измерение и защита интеллектуальной собственности // Вопросы российского и международного права. 2021. № 6 (в печати).

24. Какие крупнейшие производители дронов сегодня? URL: https://rus.paceinvestmentclub.com/what-are-biggest-drone-manufacturers-today-823690 (дата обращения: 13.07.2021),

25. Рябов К. Разведывательный БПЛА Boeing Insitu ScanEagle. 26.09.2013. URL: https://topwar.ru/33814-razvedyvatelnyy-bpla-boeing-insitu-scaneagle.html (дата обращения: 13.07.2021).

26. Coca-cola vs. Pepsi, BMW vs. Audi: войны брендов, или «мое кунг-фу круче, чем твое». 07.03.2019. URL: https://1ps-ru. turbopages.org/1ps.ru/s/blog/dirs/2019/coca-cola-vs-pepsi-bmw-vs-audi-vojnyi-brendov/ (дата обращения: 14.07.2021).

27. Десять самых громких конкурентных войн брендов в XX веке. // Adindex. 09.01.2020. URL: https://adindex.ru/ news/adyummy/2020/01/9/278682.phtml (дата обращения: 14.07.2021).

28. Беликова К.М. Исследование теоретических вопросов внедрения социальной коммерции: правовой взгляд на риски потребителя // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 6. С. 38-48. DOI: 10.33693/2072-3164-202013-6-038-048.

29. Беликова К.М. Исследование влияния созданных в условиях сетевой экономики цифровых платформ (маркетплей-сов) на потребительские рынки и положения конкурентного права // Юридические исследования. 2021. № 6. С. 1-19. DOI: 10.25136/2409-7136.2021.6.35784 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=35784 (дата обращения: 27.05.2021).

30. Беликова К.М. Конкуренция в условиях сетевых эффектов: когда меньше значит лучше (подходы права и экономики) // Вопросы российского и международного права. 2021. № 5 (в печати).

31. Беликова К.М. Теоретические, правовые и экономические аспекты развития совместного использования собственности в условиях сетевизации // Право и политика. 2021. № 7. С. 1-15. DOI: 10.7256/2454-0706.2021.7.35881. URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=35881 (дата обращения: 20.06.2021).

32. Пятых Т. Как модные бренды высказывают свою политическую позицию. 02.09.2020. URL: https://www.gq.ru/style/ kak-modnye-brendy-vyskazyvayut-svoyu-politicheskuyu-poziciyu (дата обращения: 14.07.2021).

17. Zakvasin A. "Will be able to conduct reconnaissance autonomously": What capabilities will the attack drone "Hunter" of the aerospace forces have. 04.08.2019. URL: https://russian. rt.com/russia/article/655955-ohotnik-bespilotnik-ispytaniya (data of accesses: 13.07.2021).

18. Litovkin D. A flying drone. Will the "Orion" attack drone be able to conquer the world market? About the competition in the drone market and Russian prospects. 08.07.2021. URL: https://tass-ru.turbopages.org/tass.ru/s/opinions/11844257 (data of accesses: 13.07.2021).

19. Volkova M. Effective and deadly: NI has prepared a review of Russian attack drones. 13.07.2021. URL: https:// rg.ru/2021/07/13/effektivnye-i-smertonosnye-ni-podgotovil-obzor-udarnyh-dronov-rossii.html (data of accesses: 13.07.2021).

20. Ryabov K. Russian UAVs with reconnaissance equipment and a warhead "barrage combat supplies": The present and the future. 01.03.2019. URL: https://integral-russia.ru/2019/03/01/ rossijskie-bpla-s-razvedyvatelnoj-apparaturoj-i-boevoj-chastyu-nastoyashhee-i-budushhee/ (data of accesses: 13.07.2021).

21. A new drone for Brazil. 13.11.2011. URL: https://stmegi.com/ posts/11157/novyy_bespilotnik_dlya_brazilii__1681/ (data of accesses: 10.07.2021).

22. Marsella F., Agresti G., Visentin A. Interview with Alessandro Profumo, CEO, Leonardo S.P.A.: Using innovation to create sustainable growth. Prism. 2019. No. 1. 13 p. URL: https://www. adlittle.com/sites/default/files/prism/ceo_interview-min.pdf (data of accesses: 20.06.2021).

23. Belikova K.M. Open innovations in the military sphere: practical dimension and protection of intellectual property. Questions of Russian and International Law. 2021. No. 6 (in print). (In Russ.)

24. What are the largest drone manufacturers today? URL: https://rus.paceinvestmentclub.com/what-are-biggest-drone-manufacturers-today-823690 (data of accesses: 13.07.2021).

25. Ryabov K. The Boeing Insitu ScanEagle reconnaissance UAV. 26.09.2013. URL: https://topwar.ru/33814-razvedyvatelnyy-bpla-boeing-insitu-scaneagle.html (data of accesses: 13.07.2021).

26. Coca-cola vs. Pepsi, BMW vs. Audi: войны брендов, или «мое кунг-фу круче, чем твое». 07.03.2019. URL: https://1ps-ru.turbopages.org/1ps.ru/s/blog/dirs/2019/coca-cola-vs-pepsi-bmw-vs-audi-vojnyi-brendov/ (data of accesses: 14.07.2021).

27. The ten most high-profile competitive wars of brands in the XX century. Adindex. 09.01.2020. (In Russ.) URL: https:// adindex.ru/news/adyummy/2020/01/9/278682.phtml (data of accesses: 14.07.2021).

28. Belikova K.M. Research of theoretical issues of the introduction of social commerce: a legal view of consumer risks. Gaps in Russian Legislation. 2020. Vol. 13. No. 6. P. 38-48. (In Russ.) DOI: 10.33693/2072-3164-2020-13-6-038-048

29. Belikova K.M. investigation of the effect of digital platforms (marketplaces) created in a network economy to consumer markets and the provisions of the competition law. Legal Researches. 2021. No. 6. Pp. 1-19. (In Russ.) DOI: 10.25136/24097136.2021.6.35784. URL: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=35784 (data of accesses: 27.05.2021).

30. Belikova K.M. Competition in the conditions of network effects: when less is better (approaches of law and economics). Questions of Russian and International Law. 2021. No. 5 (in print). (In Russ.)

31. Belikova K.M. Theoretical, legal and economic aspects of the development of the joint use of property in the conditions of networking. Pravo i Politika. 2021. No. 7. Pp. 1-15. (In Russ.) DOI: 10.7256/2454-0706.2021.7.35881 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=35881 (data of accesses: 20.06.2021).

32. Piatikh T. How fashion brands express their political position. 02.09.2020. URL: https://www.gq.ru/style/kak-mod-nye-brendy-vyskazyvayut-svoyu-politicheskuyu-poziciyu (data of accesses: 14.07.2021).

Беликова К.М. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Карпенко А.В. Беспилотный летательный аппарат Seeker 400 (ЮАР) // Невский бастион. История оружия и военной техники. 17.09.2015. URL: http://nevskii-bastion.ru/seeker-400-uar/ (дата обращения: 02.07.2021).

34. Федутинов Д. Беспилотные системы на выставке AAD-2018 в ЮАР. 01.10.2018. URL: https://bmpd.livejournal. com/3360760.html (дата обращения: 03.07.2021).

35. MILKOR/South Africa - an emerging player in the global unmanned military vehicle market. URL: https://milkor.com/ south-africa-an-emerging-player-in-the-global-unmanned-military-vehicle-market/ (дата обращения: 03.07.2021).

36. Романов Л. Танковый погром: БПЛА «Байрактар ТБ2» уничтожили 56 карабахских Т-72 // Вестник Мордовии.

22.10.2020. URL: https://vpk.name/news/456790_tankovyi_ pogrom_bpla_bairaktar_tb2_unichtozhili_56_karabahskih_ t-72.html (дата обращения: 14.07.2021).

37. Беликова К.М. Защита прав работников предприятий, входящих в группу, в странах Латинской Америки // Законодательство. 2011. № 9. С. 75-80.

38. Levine-Weinberg A. Boeing's Awful Earnings Streak Continues. The troubled aircraft manufacturer has now burned more than $15 billion of cash this year. 29.10.2020. URL: https:// www.fool.com/investing/2020/10/29/boeings-awful-earnings-streak-continues/ (дата обращения: 14.07.2021).

39. Rich G. The best drone stocks for today - and the future.

06.08.2021. URL: https://www.investors.com/research/drone-stocks-to-buy/ (дата обращения: 14.07.2021).

40. The rise and fall of Engesa. August 2015. URL: https://aw.my. games/en/news/general/rise-and-fall-engesa (дата обращения: 14.07.2021).

41. Rochabrun M., Boadle A. Embraer takes Boeing to arbitration over failed deal as Brazil eyes China tie-up. 27.04.2020. URL: https://www.reuters.com/article/us-embraer-m-a-boeing-idUSKCN2291OP (дата обращения: 11.07.2021).

42. Nurton J. How autonomous vehicles will change IP strategies. 10.07.2018. URL: https://www.managingip.com/article/ b1kbpr8qzn073x/how-autonomous-vehicles-will-change-ip-strategies (дата обращения: 14.07.2021).

43. Михайлов А. Выбор между патентом и режимом ноу-хау. Можно ли совместить преимущества обоих способов // Юрист компании. URL: https://e.law.ru/329428 (дата обращения: 15.07.2021).

44. Ворожевич А.С. Патент или ноу-хау: какой правовой режим выбрать? // ЭЖ-Юрист. 2018. № 21 (1022); ЭЖ Вопрос-ответ. 2018. № 07; Экономика и жизнь. 31.05.2018. URL: https://www.eg-online.ru/consultation/373799/ (дата обращения: 15.07.2021).

45. Glaser P. Unmanned aerial vehicle patents: A survey.

26.07.2017. URL: https://www.ipwatchdog.com/2017/07/26/ unmanned-aerial-vehicle-patents-survey/id=86056/ (дата обращения: 14.07.2021).

46. Ganchimeg Battsengel, Selvaraj Geetha, Jeonghwan Jeon. Analysis of technological trends and technological portfolio of unmanned aerial vehicle // J. Open Innov. Technol. Mark. Complex. 2020. No. 6. P. 48. DOI: 10.3390/joitmc6030048. URL: https:// www.researchgate.net/publication/342970745_Analysis_ of_Technological_Trends_and_Technological_Portfolio_of_ Unmanned_Aerial_Vehicle (дата обращения: 14.07.2021).

47. Gushue Th.P. The ethical considerations of patenting autonomous weapons. 02.06.2019. URL: https://www.vklaw. com/ImagineThatIPLawBlog/the-ethical-considerations-of-patenting-autonomous-weapons (дата обращения: 14.07.2021).

48. Rogéria Prado Dall'Agnol, Gláucio José Couri Machado, Leid-iane Bispo Brito, Igor Dall'Agnol. A propriedade intelectual nas Forças Armadas Brasileiras: um paralelo entre Marinha, Exército e Aeronáutica quanto aos depósitos de patentes e as políticas de criaçao dos NITs // R. Esc Guerra Naval. 2016. Vol. 22. No. 2. Pp. 309-326. mai./ago. D0I:10.21544/1809-3191/regn.v22n2p309-326.

49. Caulder I.E., Blizzard P. AI in focus - autonomous vehicles.

05.06.2018. URL: https://www.mondaq.com/canada/pat-ent/707380/ai-in-focus-autonomous-vehicles (дата обращения: 14.07.2021).

33. Karpenko A.V. Seeker 400 unmanned aerial vehicle (South Africa). Nevsky Bastion. The History of Weapons and Military Equipment. 17.09.2015. (In Russ.) URL: http://nevskii-bastion. ru/seeker-400-uar/ (data of accesses: 02.07.2021).

34. Fedutinov D. Unmanned systems at the AAD-2018 exhibition in South Africa. 01.10.2018. URL: https://bmpd.livejournal. com/3360760.html (data of accesses: 03.07.2021).

35. MILKOR/South Africa - an emerging player in the global unmanned military vehicle market. URL: https://milkor.com/ south-africa-an-emerging-player-in-the-global-unmanned-military-vehicle-market/ (data of accesses: 03.07.2021).

36. Romanov L. Tank carnage: The Bayraktar TB2 UAV destroyed 56 Karabakh T-72s. Bulletin of Mordovia. 22.10.2020. (In Russ.) URL: https://vpk.name/news/456790_tankovyi_pogrom_bpla_ bairaktar_tb2_unichtozhili_56_karabahskih_t-72.html (data of accesses: 14.07.2021).

37. Belikova K.M. Protection of the rights of employees of enterprises belonging to the group in Latin American countries. Legislation. 2011. No. 9 Pp. 75-80. (In Russ.)

38. Levine-Weinberg A. Boeing's Awful Earnings Streak Continues. The troubled aircraft manufacturer has now burned more than $15 billion of cash this year. 29.10.2020. URL: https:// www.fool.com/investing/2020/10/29/boeings-awful-earnings-streak-continues/ (data of accesses: 14.07.2021).

39. Rich G. The best drone stocks for today - and the future. 06.08.2021. URL: https://www.investors.com/research/drone-stocks-to-buy/ (data of accesses: 14.07.2021).

40. The rise and fall of Engesa. August 2015. URL: https://aw.my. games/en/news/general/rise-and-fall-engesa (data of accesses: 14.07.2021).

41. Rochabrun M., Boadle A. Embraer takes Boeing to arbitration over failed deal as Brazil eyes China tie-up. 27.04.2020. URL: https://www.reuters.com/article/us-embraer-m-a-boeing-idUSKCN2291OP (data of accesses: 11.07.2021).

42. Nurton J. How autonomous vehicles will change IP strategies. 10.07.2018. URL: https://www.managingip.com/article/ b1kbpr8qzn073x/how-autonomous-vehicles-will-change-ip-strategies (data of accesses: 14.07.2021).

43. Mikhailov A. The choice between a patent and a know-how regime. Is it possible to combine the advantages of both methods? Lawyer of the Company. (In Russ.) URL: https://e.law. ru/329428 (data of accesses: 15.07.2021).

44. Vorozhevich A.S. Patent or know-how: which legal regime to choose? EZH-Lawyer. 2018. No. 21 (1022); EZH Question-answer. 2018. No. 07; Economics and Life. 31.05.2018. (In Russ.) URL: https://www.eg-online.ru/consultation/373799/ (data of accesses: 15.07.2021).

45. Glaser P. Unmanned aerial vehicle patents: A survey.

26.07.2017. URL: https://www.ipwatchdog.com/2017/07/26/ unmanned-aerial-vehicle-patents-survey/id=86056/ (data of accesses: 14.07.2021).

46. Ganchimeg Battsengel, Selvaraj Geetha, Jeonghwan Jeon. Analysis of technological trends and technological portfolio of unmanned aerial vehicle. J. Open Innov. Technol. Mark. Complex. 2020. No. 6. P. 48. DOI: 10.3390/joitmc6030048. URL: https:// www.researchgate.net/publication/342970745_Analysis_ of_Technological_Trends_and_Technological_Portfolio_of_ Unmanned_Aerial_Vehicle (data of accesses: 14.07.2021).

47. Gushue Th.P. The ethical considerations of patenting autonomous weapons. 02.06.2019. URL: https://www.vklaw. com/ImagineThatIPLawBlog/the-ethical-considerations-of-patenting-autonomous-weapons (data of accesses: 14.07.2021).

48. Rogéria Prado Dall'Agnol, Gláucio José Couri Machado, Leid-iane Bispo Brito, Igor Dall'Agnol. A propriedade intelectual nas Forças Armadas Brasileiras: um paralelo entre Marinha, Exército e Aeronáutica quanto aos depósitos de patentes e as políticas de criaçao dos NITs // R. Esc Guerra Naval. 2016. Vol. 22. No. 2. Pp. 309-326. mai./ago. D0I:10.21544/1809-3191/regn.v22n2p309-326.

49. Caulder I.E., Blizzard P. AI in focus - autonomous vehicles.

05.06.2018. URL: https://www.mondaq.com/canada/pat-ent/707380/ai-in-focus-autonomous-vehicles (data of accesses: 14.07.2021).

50. Jeffries A.W., Tait E.J., Garr J.M. Protecting artificial intelligence IP: Patents, trade secrets, or copyrights? January 2018. URL: https://www.jonesday.com/en/insights/2018/01/ protecting-artificial-intelligence-ip-patents-trad (дата обращения: 15.07.2021).

51. Evidentiary standards and burdens of proof. May 2019. URL: https://www.justia.com/trials-litigation/lawsuits-and-the-court-process/evidentiary-standards-and-burdens-of-proof/ (дата обращения: 15.07.2021).

52. Ambrose J., Hawes Ch.B. Autonomous vehicle competitors resolve trade secrets case colored by "Staggering" spoliation. 21.05.2020. URL: https://www.crowelltradesecretstrends.com/ 2020/05/autonomous-vehicle-competitors-resolve-trade-secrets-case-colored-by-staggering-spoliation/#more-2660 (дата обращения: 15.07.2021).

53. Беликова К.М., Ахмадова М.А. Развитие инноваций в странах БРИКС: опыт Китая // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2012. № 10. С. 64-72.

50. Jeffries A.W., Tait E.J., Garr J.M. Protecting artificial intelligence IP: Patents, trade secrets, or copyrights? January 2018. URL: https://www.jonesday.com/en/insights/2018/01/protect-ing-artificial-intelligence-ip-patents-trad (data of accesses: 15.07.2021).

51. Evidentiary standards and burdens of proof. May 2019. URL: https://www.justia.com/trials-litigation/lawsuits-and-the-court-process/evidentiary-standards-and-burdens-of-proof/ (data of accesses: 15.07.2021).

52. Ambrose J., Hawes Ch.B. Autonomous vehicle competitors resolve trade secrets case colored by "Staggering" spoliation. 21.05.2020. URL: https://www.crowelltradesecretstrends.com/ 2020/05/autonomous-vehicle-competitors-resolve-trade-secrets-case-colored-by-staggering-spoliation/#more-2660 (data of accesses: 15.07.2021).

53. Belikova K.M., Akhmadova M.A. Development of innovations in the BRICS countries: the experience of China. Intellectual Property. Industrial Property. 2012. No. 10. Pp. 64-72. (In Russ.)

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 96,68%

Статья поступила в редакцию 24.07.2021, принята к публикации 25.08.2021 The article was received on 24.07.2021, accepted for publication 25.08.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Беликова Ксения Михайловна, доктор юридических наук, профессор; профессор кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН). Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-8068-1616; Author ID (eLIBRARY): 497601; Е-mail: BelikovaKsenia@yandex.ru

ABOUT THE AUTHOR

Ksenia M. Belikova, Dr. Sci. (Law), Professor; Professor at the Department of Civil Law and Procedure and International Private Law of the Law Institute of the Peoples Friendship University of Russia (RUDN University). Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-8068-1616; Author ID (eLIBRARY): 497601; E-mail: BelikovaKsenia@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.