Научная статья на тему 'ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ДЕЛОВЫЕ ЧАТЫ И ОНЛАЙНСООБЩЕСТВА'

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ДЕЛОВЫЕ ЧАТЫ И ОНЛАЙНСООБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловые чаты / мессенджеры / деловое онлайн-общение студентов / сетевой этикет / business chats / instant messengers / online business communication among students / netiquette

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е.С. Кононенко, В.М. Потулова, Т.В. Филатова, М.В. Петухова

В статье приводится обзор возможностей и особенностей деловой онлайн-коммуникации вообще, и в частности для студентов. Приводится обобщенный обзор направлений публикаций по данному вопросу. Описаны итоги первичного анализа результатов опроса студентов первого курса РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева по использованию интернет-ресурсов для делового общения, предпринята попытка проанализировать степень загруженности студентов деловым онлайн-общением, способов адаптации к этому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT ENGAGEMENT IN BUSINESS CHATS AND ONLINE COMMUNITIES

The article provides an overview of the possibilities and features of online business communication in general, and in particular for students. A generalized overview of the directions of publications on this issue is provided. The results of the primary analysis of the results of a survey of first-year students of the Russian State Agrarian University-Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev on the use of Internet resources for business communication are described, an attempt is made to analyze the degree of students’ workload with online business communication, and ways to adapt to this.

Текст научной работы на тему «ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ДЕЛОВЫЕ ЧАТЫ И ОНЛАЙНСООБЩЕСТВА»

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ДЕЛОВЫЕ ЧАТЫ И ОНЛАЙН-

СООБЩЕСТВА

Е.С. Кононенко, студент

В.М. Потулова, студент

Т.В. Филатова, студент

М.В. Петухова, канд. пед. наук, доцент

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-3- 76-80

Аннотация. В статье приводится обзор возможностей и особенностей деловой он-лайн-коммуникации вообще, и в частности для студентов. Приводится обобщенный обзор направлений публикаций по данному вопросу. Описаны итоги первичного анализа результатов опроса студентов первого курса РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева по использованию интернет-ресурсов для делового общения, предпринята попытка проанализировать степень загруженности студентов деловым онлайн-общением, способов адаптации к этому.

Ключевые слова: деловые чаты, мессенджеры, деловое онлайн-общение студентов, сетевой этикет.

Мессенджеры - незаменимая часть нашей жизни, они присутствуют во всех сферах нашей жизни, начиная с учебной и профессиональной и заканчивая семейно-бытовой. Еще 20 лет назад мессенджеры были представлены только СМС и ICQ, в настоящее время их список неуклонно растет, наиболее популярные варианты -WhatsApp, Telegram, Viber, Discord и ВКонтакте, что мы провели и подтвердили в ходе нашего исследования [1]. Изначально мессенджеры использовались для неформального общения, например, разговора с друзьями, но по мере внедрения в наши жизни технологий мессенджеры приобретали новые функции. Одной из таких функций стала деловая коммуникация. Во многих статьях рассматриваются преимущества использования мессендже-ров для деловой коммуникации. Если обобщить их достоинства, то они быстрее альтернативных способов коммуникации и дешевле. Также стоит отметить, что мес-сенджеры охватывают более широкий спектр возможностей обмена информацией, начиная с отправления фотографий и видео, заканчивая отправкой геолокаций и голосовых сообщений.

Немало говорится о преимуществах использования мессенджеров для деловых коммуникаций, но вместе с их внедрением пришли и определенные трудности с регламентом делового общения и возникновением соответствующего этикета. Что вообще представляет собой деловое общение?

Нередко [2, 3] приводится пример берестяных грамот как одних из самых древних образцов деловой переписки, в них можно найти информацию о приказах, долговых расписках. То есть наглядно видно, что эти первые экземпляры письменности регулировали экономические, юридические и прочие взаимоотношения между людьми того времени, а значит выполняли функции деловой коммуникации. В наше время надписи на бересте превратились в набор символов на экране девай-са, диалог двух людей превратился в чат, если же коммуникация между людьми имеет деловой характер, то и чат обладает соответствующей характеристикой, а значит мы имеем полное право утверждать, что это деловой чат.

В работе [4] описаны характерные для делового чата черты, такие как использование заимствований из другого языка,

употребление профессионализмов, активное употребление метафор и метонимий, характерных для профессии, а также парцелляция (последнее в целом свойственно общению в мессенджерах). Помимо характерных черт в деловых чатах существуют определенные нормы поведения. Хоть четко установленных норм не существует, но есть рекомендации, расписанные в работах многих современных ученых. Например, Т.А. Литвякова [5], проведя опрос среди коллег и знакомых, выявила, что самыми важными аспектами делового общения в мессенджерах можно назвать: следование орфографическим нормам и использование рабочих чатов только в рамках рабочего времени, а также недопустимость отправления голосовых сообщений. Можно дополнить этот список примерами из работы Дмитренко М.М. [3], автор акцентирует внимание на краткости и лаконичности в деловой переписке, а также недопустимости эмоционально-экспрессивной и проявления неуважения, в том числе отсутствия уважительного обращения к адресату.

В последнее десятилетие публикуется достаточно большое количество статей, обзоров, заметок как в научных и публицистических изданиях, так и в других интернет-ресурсах про деловое общение онлайн, что, очевидно, объясняется, во-первых, переходом существенной доли делового общения в сетевые сервисы, причем, если первоначально это была электронная почта, то уже несколько лет назад предпочтение отдается общим и корпоративным мессенджерам, а также социальным сетям; во-вторых, стремлением обобщить опыт делового онлайн-общения общения, выявить его особенности с целью сформулировать рекомендации различного плана.

Можно выделить следующую тематику подобных публикаций.

1. Выявление и обобщение стилистических, лингвистических и других особенностей делового онлайн-общения. Эти особенности нами обобщены и изложены в статье выше.

2. Рекомендации по этикету делового онлайн-общения, для обозначения этого

имеются даже специальные термины «се-тикет» (сетевой этикет) и «нетикет» (от англ. Net - сеть). Отметим, что с точки зрения нашей темы важен тот факт, что почти во всех подобных рекомендациях авторы пишут о правиле соблюдения личного пространства и времени. Речь идет о нежелательности делового общения в нерабочие часы, о том, что не все могут и хотят работать в любое время суток, даже онлайн. Например, в статье [6] приводятся результаты исследование особенностей деловой коммуникации студентов в цифровой среде, согласно которым больше всего при этом их раздражают сообщения в позднее время, нарушение личных границ, большинство же самих студентов стараются соблюдать деловой этикет в этом вопросе.

3. Обзор, сравнение функционала и возможностей различных сервисов, общих и корпоративных мессенджеров. Например, в статье [7] представлена сравнительная характеристика функциональных возможностей мессенджеров, много подобных публикаций имеется в интернет-ресурсах.

4. Плюсы и минусы делового общения в мессенджерах. В качестве позитивных моментов многие авторы указывают экономию времени, эффективность решения текущих проблем, упрощение получения информации. Отмечается и негативный эффект, связанный с вовлеченностью современного человека в большое количество интернет-сообществ, когда ему приходится постоянно реагировать на поступающие сообщения.

Большинство авторов статей и обзоров исследуют деловые чаты таких предметных областей: продавцов и покупателей, учителей и родителей, жильцов одного дома или района, профессиональных или творческих объединений. Встречаются публикации про деловые чаты для студентов, например: про деловое онлайн-взаимодействие преподавателей со студентами в статье [8], про студенческие деловые чаты.

Нами был проведен опрос студентов, в котором приняли участие

177 первокурсников РГАУ-МСХА имени

К. А. Тимирязева. Вопросы касались использования Интернет-ресурсов для различных типов общения, в том числе различные стороны делового общения между студентами, преподавателями, администрацией. Анализ результатов опроса показал следующее.

Участие студентов в деловых чатах: меньше половины студентов состоят от 10 до 20 чатах (37%), чуть больше - от 5 до 10 чатов (42%).

Обязательные групповые чаты: большинство студентов отметили, что обязательными для них являются более половины групповых чатов (32,0%), всего 10% опрошенных состоят только в 1 -2 обязательных групповых чатах, и только 1% из всех опрошенных указал, что не состоит ни в одном обязательном групповом чате.

На вопрос о том, изменилось ли количество используемых мессенджеров и социальных сетей после поступления в вуз, многие первокурсники отметили, что количество используемых сервисов не изменилось (40%), для 35% опрошенных количество используемых мессенджеров увеличилось. Среди опрошенных были также и те, кто утверждал, что количество используемых мессенджеров уменьшилось (25%).

На вопросы о частоте проверки уведомлений и использовании беззвучного режима, 37% опрошенных ответили, что не отключает уведомления, однако на их телефоне включен беззвучный режим, 27% утверждают, что у них постоянно отключены уведомления во всех сервисах, и только 10% не отключают уведомления.

На вопрос о том, испытывают ли они досаду от частых сообщений в деловых чатах, 32% опрошенных ответили отрицательно, 24% опрошенных студентов отметили, что каждый день испытывает неудобства из-за сообщений в деловых чатах, 23% примерно раз в неделю, 21% примерно раз в месяц.

Повторение информации в деловых чатах: большинство студентов отметили, что информация в деловых чатах довольно часто повторяется (60%), что может вызывать неудобства и путаницу, были также и те, кто отметил, что информация в дело-

вых чатах дублируется довольно редко (39%), и 1% опрошенных никогда не сталкивался с данным явлением в деловых чатах.

Скорость ответа на сообщения в деловых чатах: большинство студентов стараются отвечать на сообщения в деловых чатах как можно скорее (67%), многие стараются отвечать в тот же день (24%), и только малая часть либо откладывает ответ (6%), либо предпочитает игнорировать сообщения в деловых чатах (3%).

Способы связи с преподавателями: если студенту необходимо связаться с преподавателем, в большинстве случаев он предпочитает дождаться ближайшего занятия. Если же говорить о способах связи онлайн, то чтобы узнать контакт преподавателя в мессенджерах, студенты обычно обращаются к старосте группы, либо пользуются сайтом вуза, а также ищут необходимые контакты в групповых чатах.

Таким образом, результаты опроса показывают, что первокурсники активно используют различные социальные сети и мессенджеры для делового общения. Студенты предпочитают оперативно отвечать на сообщения и используют различные стратегии для эффективного управления уведомлениями. Такой рациональный способ использования социальных сетей и мессенджеров позволяет большинству опрошенных студентов не испытывать дискомфорт в процессе делового общения онлайн.

Перед началом исследования у нашей группы была гипотеза, что современный человек может быть перегружен деловыми чатами и, как следствие, испытывать раздражение и недовольство ими. Однако, по результатам опроса среди первокурсников можно сказать, что им не слишком досаждают деловые чаты. Попробуем предположить причины полученных результатов.

Во-первых, стоит вспомнить, что нынешнее поколение первокурсников - это люди, с детства привыкшие к онлайн-среде и социальным взаимодействиям в различных мессенджерах. В статье Давлетшиной М.И. [9] упоминается гипотеза М. Пренски, согласно которой именно такие люди могут считаться «цифровыми

аборигенами», то есть носителями цифро- Поскольку они только начинают свою вого языка, активными потребителями Ин- учебную деятельность и пока привыкают к тернета и видеоигр. Представители «циф- новым правилам взрослой жизни, то во-ровых аборигенов» кардинально отлича- влеченность в студенческую онлайн-среду ются от других поколений тем, что их мозг еще не успела стать раздражающим аспек-и образ мышления сформировались уже том жизни. Пока первокурсники адапти-под влиянием цифровых технологий. Тем руются к новой среде, с большей вероят-самым уже с детства у таких людей фор- ностью положительно отнесутся к каким-мируется не только естественное приятие либо рабочим моментам, так как это по-онлайн-общения как неотъемлемого удоб- может им быстрее освоиться. Также мож-ного способа коммуникации, но и «интуи- но предположить, что поскольку большин-тивная защита» от перегрузки деловыми ство первокурсников - это люди в возрасте чатами. Это может проявляться как в виде 18-21 года, то у них пока меньше социаль-отключения звука входящих уведомлений, ных ролей, то есть меньше поводов для так и в виде умения мгновенно отсечь создания новых «рабочих чатов». важное от «мусора». Именно поэтому мо- В целом можно сделать вывод, что при

лодые люди, в отличии от взрослых, могут достаточно большой вовлеченности сту-меньше уставать от рабочих чатов, по- дентов в деловое онлайн-общение, боль-скольку интуитивно умеют «фильтровать» шинство из них не испытывают раздраже-действительно важную или повторяющу- ния и дискомфорта от этого, находя для юся информацию. себя приемлемый баланс участия в дело-

Также, важно учитывать тот факт, что в вых чатах. опросе участвовали только первокурсники.

Библиографический список

1. Верецун, В.О. Приоритеты выбора студентами Интернет-ресурсов для различных типов онлайн-общения / В.О. Верецун, В.М. Казакова, М.В. Петухова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 11-3(86). - С. 274-277.

2. Снигирев, А.В. Виртуальная деловая переписка: тенденции и возможности обучения / А.В. Снигирев, Ю.Б. Феденева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2022. - № 9(467). - С. 206-212.

3. Дмитренко, М.М. Деловая переписка в мессенджерах, электронных ресурсах и социальных сетях / М.М. Дмитренко // Образование в России и актуальные вопросы современной науки: Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 16-17 мая 2022 года / Под научной редакцией П.А. Гагаева, Е.П. Белозерцева. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. - С. 128-131.

4. Лаптева, М.Л. Специфика русскоязычной деловой мессенджер-коммуникации / М.Л. Лаптева, Т.В. Гребельник // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). -С. 395-398.

5. Литвякова, Т.А. Сетикет, или культура делового общения в цифровой среде / Т.А. Литвякова // Наука и культура России. - 2022. - Т. 1. - С. 141-144.

6. Галимуллина, Н.М. Цифровой этикет в деловых коммуникациях студенческой молодежи / Н.М. Галимуллина, О.Н. Коршунова, И.Р. Феоктистова // ЦИТИСЭ. - 2023. -№ 4(38). - С. 569-581.

7. Стефанова, Н.А. Мессенджеры как цифровой бизнес-инструмент / Н.А. Стефанова, К О. Шматок // Карельский научный журнал. - 2018. - Т. 7, № 2(23). - С. 127-129.

8. Маркова, В.К. Приёмы киберкоммуникации преподавателя со студентами в специальных пабликах и чатах «Контакте» / В.К. Маркова, В.А. Плешаков // Цифровые технологии на службе педагогики и психологии: Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Коломна, 01 января - 31 2021 года. - Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2021. -С. 134-138.

9. Давлетшина М.И. Медиапрактики современных детей младшего школьного возраста // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2021. - № 5. - С. 3-26.

STUDENT ENGAGEMENT IN BUSINESS CHATS AND ONLINE COMMUNITIES

E.S. Kononenko, Student V.M. Potulova, Student T.V. Filatova, Student

M.V. Petukhova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy (Russia, Moscow)

Abstract. The article provides an overview of the possibilities and features of online business communication in general, and in particular for students. A generalized overview of the directions of publications on this issue is provided. The results of the primary analysis of the results of a survey of first-year students of the Russian State Agrarian University-Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev on the use of Internet resources for business communication are described, an attempt is made to analyze the degree of students' workload with online business communication, and ways to adapt to this.

Keywords: business chats, instant messengers, online business communication among students, netiquette.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.