Научная статья на тему 'Вовлечение в деятельность радикальной организации: когнитивно-дискурсивная модель для целей критического исследования'

Вовлечение в деятельность радикальной организации: когнитивно-дискурсивная модель для целей критического исследования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вовлечение в деятельность радикальной организации: когнитивно-дискурсивная модель для целей критического исследования»

большую социальную важность: посредством письменного общения в Интернете происходит стремительная интеграция слабослышащих людей в общее коммуникативное пространство. В связи с этим письменная речевая практика данной категории людей все более развивается, приобретает устойчивые черты. Даже при наличии специфических элементов интернет-общения их письмо позволяет выделять диагностические признаки. При освоении слабослышащими системы языка существенным фактором выступает грамматика жестового языка, который осваивается и используется ими с раннего детства. Интерференция двух знаковых систем ведет к таким особенностям, которые обусловливают появление признаков аналитизма в письменной речи на русском языке. См.: 1) неоправданная номинативность, редкое и непоследовательное использование форм косвенных падежей имен, 2) специфические ошибки в согласовании слов в словосочетании; 3) гипертрофированное использование предлогов; 4) пропуски или неправильное использование местоимений и др.

Как видно в приведенных выше примерах, при диагностировании речь идет не об индивидуальных проявлениях письменной речи автора, а об устойчивых, регулярных, сверхличностных признаках, позволяющих выявлять черты неопределенной личности, относящейся к определенному типу ЯЛ. Вне проведения подобной диагностики выявление единичных черт речи конкретного автора (его идентификация) не представляется возможной.

П. А Катышев

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАДИКАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ КРИТИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

I. Данная работа продолжает линию критического осмысления проблем, связанных с рассмотрением дискурса как средства навязывания притязаний на власть, внедрения в общество радикальных идей. Именно в этом плане показательна деятельность организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», которая, по мнению политолога З. Баран, «играет решающую роль в формировании мусульман, исповедующих радикальную идеологию».

II. Данные для исследования взяты из корпуса устных бесед членов «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Корпус формировался из дискурсов, собранных в 20122014 гг. на территории Республики Башкортостан на этапе досудебного расследования случаев вовлечения в деятельность названной террористической организации. Корпус разбивается на 3 подкорпуса, что отражает различные интерактивные формы вовлечения: подкорпус халакатов (халакат = 'кружок, обучающее мероприятие'), подкорпус амали (амали = 'братская беседа между участниками кружка'), а также подкорпус разное. В данной работе анализируется подкорпус халакатов.

III. Методологическими принципами исследования являются принципы фокусировки на социальных проблемах, объяснения языковых и дискурсивных форм с позиции социальной и когнитивной детерминант, аналитической оценки вовлечения с точки зрения критериев легальности вовлечения, его соотнесенности с определенным институциональным контекстом.

IV. Принимается, что вовлечение в деятельность радикальной организации осуществляется в дискурсивных формах членами ин-групп как по отношению к самим себе, так и по отношению к членам аут-групп. В таком процессе сторона-инициатор формирует и приводит в действие готовность участников интеракции к совершению согласованных поступков, актуализуя у них состояние сопричастности, сопереживания, симпатии, необходимого соблюдения принимаемых социальных обязательств и интеракциональных конвенций, разделения ответственности с группой и т.д.

V. Когнитивно-дискурсивная модель вовлечения предполагает выделение трех уровней (слотов).

Уровень 1: особенности социокоммуникативного контекста. Организация «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» как агент вовлечения пропагандирует радикальную идеологию через обращение к идеям ислама. Основная цель партии — возвращение былого господства ислама через возрождение халифата, а долг каждого мусульманина — работа по возрождению этого государства. В соответствии с ее доктриной эту задачу следует начинать с проведения исламского призыва. Планы организации имеют больший масштаб, поскольку халифат представляется скорее в виде транснационального государства, границы которого выходят за пределы стран с традиционно исламским вероисповеданием. Это заставляет приспосабливать ее функционирование к региональным условиям.

Уровень 2: стадии реализации инклюзивного воздействия. Вовлечение в деятельность радикальной организации требует контроля активности аудитории и характеризуется постепенностью своего воплощения, переходом от стадии включения в сообщество к стадиям, предполагающим личную инициативу его членов (например, к совместному совершению деятельности).

Уровень 3: дискурсивный строй. Описание дискурсивного строя вовлечения в деятельность «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» может быть детализировано следующим образом: <далее для устной интеракции> 1) форма интеракции (она может быть представлена такими интерактивными типами, как халакат и амали); <далее для халаката> 2) общие стратегии интеракции (со стороны субъекта вовлечения — мушрифа 'руководителя ячейки'): дидактическая стратегия, предполагающая ввод источников и тем осваиваемой доктрины и стимулирующая их обсуждение, освоение и усвоение; 3) общие стратегии интеракции (со стороны объекта вовлечения — дариса 'обучающегося, члена ячейки'): зависимая дидактическая стратегия, предполагающая реакцию на источники и темы осваиваемой доктрины, а также на организационные действия мушрифа; 4) семантические текстовые макростратегии (со стороны субъекта вовлечения): выбор источников

доктрины и тем обсуждения; акцентирование внимания на ключевых идеях доктрины и т.д.; 5) локальные речевые акты (со стороны объекта вовлечения): уточняющие вопросы; подхватывающие реплики; акты, дополняющие инициальные высказывания, поддерживающие контакт т.д.; 6) лексика: использование модальных предикатов, слов с семантическим компонентом побудительности типа фард или вадж(л)иб 'обязанность' и т.д.; 7) внутри- и межсловная деривация: реконтекстуализация религиозных терминов (изменение их системных свойств при переходе из одной дискурсивной практики в другую) и т.д. (всего 13 ячеек слота).

VI. Когнитивно-дискурсивное моделирование вовлечения в деятельность радикальной организации позволяет сделать несколько важных выводов. Находясь в России под запретом, организация «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» вынуждена сосредоточивать усилия на первоначальном этапе построения халифата — т.е. на этапе дагвата (вовлечения), что делает ее сообществом инклюзивного (открытого) типа. На стадии совместного совершения деятельности (в частности, на халакате) носители доктрины стремятся сформировать идеологически окрашенное представление об исламе. В этом представлении бытие индивида мыслится в связи с задачей претворения призыва, а культивируемое отношение к социальному универсуму характеризуется определенной утилитарностью, связанной с поиском и формированием человеческих ресурсов, способных включиться в кампанию по возрождению халифата.

Келимбердин Р.Б.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПТА «СВОБОЛА» В РУССКОМ И ВЬЕТНАМСКОМ ЯЗЫКАХ

Общеизвестно, что овладение иностранным языком предполагает углубление в этнокультурный и социальный контекст лингвокультуры. Этот контекст наиболее ярко выявляется при исследовании национально специфичных концептов, особенно в сравнительном аспекте. Содержание концептов, названых соотносимыми словами, в разных языках и культурах обычно не совпадает. Оно определяется структурными отношениями элементов языка, представляющих специфическую ментальность народа, особенностями исторического развития общества, его традициями, и другими разноаспектными факторами. Наша работа посвящена сравнению содержания концептов, обозначенных русским словом свобода и вьетнамским Ш do. Мы намеренно обращаемся к исследованию интернационального морально-этического понятия, полагая, что, помимо универсальных, в нем могут быть обнаружены национально специфичные компоненты. Проверке этой гипотезы и посвящено наше исследование. Материалом для исследования послужили результаты свободного ассоциативного эксперимента и эксперимента на шкалирование. Свободный ассоциативный эксперимент позволяет сравнить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.