Научная статья УДК 37.026.6 ББК 74.02
DOI 10.25588/CSPU.2023.174.2.002
Н. С. Бодруг
ORCID № 0000-0003-3453-8370 Старший преподаватель кафедры автоматизации производственных процессов и электротехники, Амурский государственный университет, г. Благовещенск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВУЗА
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность проблемы вовлечения студентов в процесс обучения в цифровой образовательной среде вуза. Вопрос вовлечения не является новым, но педагогические механизмы вовлечения в цифровой образовательной среде вуза отличаются от традиционных. Между тем в вузах им уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимание. Поэтому цель статьи — представить практическое применение педагогических механизмов вовлечения обучающихся в цифровую образовательную среду вуза.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научно-методической литературы по проблемам, методикам, методическим подходам, условиям вовлечения обучающихся в образовательный процесс. Рассматриваются и анализируются понятия «вовлечение», «вовлеченность». Автор излагает собственный педагогический опыт работы по данной проблеме в высшей школе.
© Бодруг Н. С., 2023
Результаты. На основе анализа источников научно-методической литературы, исследовательских педагогических работ даны определения «вовлечение», «вовлеченность», выявлен недостаток практического опыта вовлечения студентов в процесс обучения в цифровой образовательной среде вуза. Использование теоретических основ и собственного опыта педагогической деятельности позволило представить педагогические механизмы вовлечения обучающихся в цифровой образовательной среде вуза на примере дисциплины «Введение в специальность». Определено содержание педагогических механизмов, включающих методы, приемы, средства обучения, инструменты вовлечения. Проведен педагогический эксперимент, позволивший оценить профессиональную готовность обучающихся по результатам применения педагогических механизмов вовлечения в цифровую об- ^
И
разовательную среду вуза. ч
е ж
е
Обсуждение. Подчеркивается, что значения когнитивного,
о
операционально-деятельностного и мотивационного показателей в Ч
а
экспериментальной группе достоверно возросли, что свидетель- J
ствует о правильности подбора педагогических механизмоа вовлечения обучающихся в процесс обучения в цифровой образователь- и ной среде вуза. Вовлеченность оценена уровнем профессиональной готовности обучающихся, который достиг высокого значения.
Заключение. Сделан вывод, что правильно выбранные педагогические механизмы усилят вовлеченность обучающихся в цифровую образовательную среду вуза, и тем самым будет до- у стигнут высокий уровень профессиональной готовности.
3 о
-I
о
з
о
№ а
у
3
д
Ключевые слова: вовлечение; вовлеченность; цифровая № образовательная среда; педагогические механизмы вовлечения; об- а
разовательные технологии, методы обучения; средства обучения.
Основные положения:
- определены понятия «вовлечение», «вовлеченность» обучающихся в процесс обучения;
- выявлены проблемы вовлечения обучающихся в цифровую образовательную среду вуза;
- представлена практика по использованию педагогических механизмов вовлечения обучающихся в цифровую образовательную среду вуза;
- выявлены методы, приемы, средства обучения в Амурском государственном университете, позволившие реализовать вовлеченность обучающихся в процессе изучения дисциплины «Введение в специальность» в цифровой образовательной среде вуза.
1 Введение (Introduction)
Современное образовательное пространство невозможно представить без цифровой образовательной среды. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии — неотъемлемая часть образовательного процесса. Положительным аспектом в обучении выступает вовлеченность в обучение, стимулируемая преподавателем посредствам педагогических механизмов [1]. Анализ теории, педагогической практики и собственного опыта дает основание считать, что вовлечение обучающихся в электронное обучение носит иной характер по сравнению с традиционным обучением. Именно поэтому, на наш взгляд, вопрос вовлечения
угр обучающихся в цифровую образовательную среду вуза является
др
о
tq актуальным.
U
^ Вовлеченность в процесс обучения рассматривается в рабо-
тах отечественных и зарубежных ученых. Понятие «вовлеченность» в образовательный процесс появилось в 1970-1980-х годах. Исследователи определяют вовлеченность «как физиологическое и психологическое усилия, затрачиваемые студентами для приобретение академического опыта» [2], количество времени, которое студенты выделили на участие в образовательных активностях [3], отношения «преподаватель - обучающийся» [4], участие обучающихся в эффективных образовательных практиках [5] и др. В российской практике вопросам вовлеченности посвящены труды А. Г. Эфендиева, О. М. Дудиной, М. Ю. Шушлиной, С. В. Ткаленко, Д. В. Мирошниченко. В них рассматриваются: понятие «вовлеченность», основные факторы, на него влияющие, выделяются подходы к измерению в условиях традиционного обучения [6-8].
Вопросы вовлеченности в процесс обучения в цифровой о образовательной среде вуза нашли отражение в работах Л. Н. Баби-
о
л е
ч ен
ной, Н. Г. Малошонок, И. Ю. Елькиной, Э. В. Степановой, К. В. Ки- е
уру и др., где раскрываются вопросы измерения учебной вовлечен- уч ности в России и за рубежом, повышения степени вовлеченности в J процесс электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий; показаны также барьеры на пути и вовлечения в образовательный процесс; выделены основные подходы к проблеме вовлечения в электронных учебных курсах; приведены методики вовлекающего обучения [9-13].
Анализируя работы, мы выявили, что основное внимание в них уделяется преимущественно понятиям, формам, методикам у вовлеченности обучающихся. Но практические вопросы вовлече-
3
о
-I
о
аз о
№ а
у
3 ед
ния обучающихся в процесс обучения в цифровой образователь- № ной среде вуза оказались слабо затронуты. Цель нашей статьи — а
показать практическое применение педагогических механик вовлечения обучающихся в процесс обучения в цифровой образовательной среде вуза и результаты их использования.
Уточним понятия «вовлеченность» и «вовлечение». «Вовлеченность в обучение — это уровень активного участия обучающихся во всем, что связано с освоением образовательной программы» [1]. Результатом должного уровня вовлеченности является эффект обучения, который заключается в способности применять полученные знания, умения, навыки в реальной жизни (должный уровень соответствует высокому, повышенному, базовому значениям когнитивного, операционально-деятельностного, мотивационного показателей). Поддержание должного уровня вовлеченности помогает достигнуть вовлечение студентов в процесс обучения. «Вовлечение — это конкретные действия, которые предпринимают преподаватели для того, чтобы повысить уровень вовлеченности обучающихся» [1]. Конкретные действия подразумевают педагогические механики преподавателя, с помощью которых возможны мотивация, создание среды, вовлечение, позволяющие студентам не терять интерес к обучению. Ориентация на результат дает возможность правильно подобрать и оценить педагогические механизмы вовлечения.
2 Материалы и методы (Materials and Methods)
В последнее время повсеместное использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий заставило менять традиционные педагогические механизмы вовлечения на современные и актуальные в цифровой образовательной среде вуза. Методологической основой нашего исследования в области практического применения педагогических механизмов
вовлечения обучающихся в цифровую образовательную среду вуза являются положения деятельностного подхода (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.), дающего основание организовать процесс вовлечения таким образом, чтобы формирование готовности осуществлялось в процессе собственной деятельности обучающихся (обмен информацией, опытом и т. д.) в цифровой образовательной среде вуза; практико-ориентированного подхода (В. В. Сериков, А. В. Савицкая и др.), способствующего построению подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде вуза на основе педагогических механизмов вовлечения практического опыта в рамках профессиональной деятельности; личностно ориентированного подхода (В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), позволяющего рассматривать обучающегося в качестве субъекта образовательной деятельности и исполь- о зовать педагогические механизмы вовлечения в процессе обучения с учетом особенностей личности (интереса, опыта, знаний и т. д.).
Достижение поставленной цели потребовало соответству- 3
а
ющих методик исследования: теоретических (анализ литературы J по теме), эмпирических (анкетирование, тестирование); статистических (методы математической статистики). -§
Экспериментальная база и организация исследования осуществлялись в образовательном процессе ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» (г. Благовещенск). Результаты исследования были апробированы и внедрены в практику.
3 Результаты (Results) J
Рассмотрим, как реализовано преподавателем вовлечение
о
-I
о
8 о № а
J
л
обучающихся в цифровую образовательную среду вуза на примере №
а
уг удр
и
инженерного направления подготовки бакалавров 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника». На первом курсе предусмотрено изучение дисциплины «Введение в специальность». Занятия по теме «Возобновляемые источники энергии» (ВИЭ) осуществляются в цифровой образовательной среде вуза в системе дистанционного обучения Moodle. Технология, принятая для проведения занятия, — это технология развивающего обучения, которая направлена на потенциальные возможности студента, формирование механизмов его мышления в области возобновляемых источников энергии. Мы подобрали методы, приемы, средства обучения, позволившие вовлечь обучающихся в цифровую образовательную среду вуза. При этом выделены основные мотиваторы поведения обучающегося на основании октализа Ю-Кай Чоу [14]. В качестве ключевых поведенческих факторов при обучении по дисциплине «Введение в специальность» были выделены: миссия — узнать о возобновляемых источниках энергии, уметь использовать эти знания; социальность — общение с преподавателем, групповое задание (обучающийся — обучающийся), конкуренция; достижение — выполнение заданий, опросов, викторины; творчество — работа в Jamboard, Kahoot, Yandex форме и т. д.; владение — знания, умения, опыт, полученные оценки.
Занятие разбивается на несколько этапов, в каждом из которых используются разные механизмы вовлечения. Занятие начинается с приветствия, формулировки и обсуждения темы (возобновляемые источники энергии (ВИЭ), постановки цели (расширить представление о возобновляемых источниках энергии, совершенствовать умения и навыки, использовать при решении нестандартных задач имеющиеся знания, личный опыт, информацию из
различных источников). Механизмы вовлечения: групповая онлайн-конференция через BigBlueButton. В начале занятия делается акцент на оценке знаний, умений студентов (оценивается активность на занятии и правильность выполнения заданий). (Таблица 1).
Таблица 1 — Педагогические механики вовлечения в цифровую образовательную среду вуза
Table 1 — Pedagogical completion mechanics in the digital educational environment of the university
Дисциплина «Введение в специальность»
Метод Приём Средство Инструмент
обучения обучения обучения вовлечения
es словесный опрос Kahoot, Slido, Google форма, Yandex форма опрос, анкетирование
и разные типы
п а & и № es S ■а практический (онлайн-кон- ференция) групповая деятельность BigBlueButton восприятия информации (обсуждение,
Ч и н es « общение)
и о Й Kahoot,
es & ю В словесный викторина Google викто- викторина
№ es а Ü S рина
и о л Jamboard,
-е-s а практический групповая деятельность Google таблица, Yandex таблица групповая работа
разные типы
наглядный видео Rutube Youtube восприятия информации (просмотр)
to
о
g
№ Л № ж к № о
Л
Л
а S
-S
№ -к
к ^
0
1
о
8 о
№ Ö
№ У
а
Проверка знаний, полученных на прошлом занятии. Преподаватель проводит опрос студентов о невозобновляемых источниках энергии (НИЭ). Механизмы вовлечения: практическая, групповая работа на доске Jamboard и представление обобщенной информации в Yandex- или Google-таблице, которые позволяют организовать совместную познавательную деятельность обучающихся, в сотрудничестве друг с другом.
Мотивационная беседа. Преподаватель проводит беседу с целью выявления возможных знаний обучающихся по ВИЭ. Дополняя ответы более подробными и новыми фактами, мотивирует обучающихся к формированию устойчивого познавательного интереса к ВИЭ. Механизмы вовлечения: опрос в Kahoot или Slido, что позволяет учитывать личные потребности и возможности обучающихся. Затем преподаватель предлагает к просмотру видеолекцию и видеоматериал о ВИЭ, проводит викторину. Используемые механизмы вовлечения: видео с Rutube или Youtube, Google-викторина, позволяющие укрепить интерес к изучаемой теме.
Для закрепления нового материала обучающимся предлагается проработать предложенный материал по ВИЭ, описать положительные и отрицательные стороны использования ВИЭ для окружающей среды. Механизмы вовлечения: практическая, групповая работа на доске Jamboard, результаты работы сведены в Yandex- или Google-таблицу.
В качестве рефлексии используется прием незаконченного предложения. Обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с рефлексивного экрана. В качестве механизмов вовлечения применяются: опрос в Kahoot или Slido, групповая онлайн-конференция через BigBlueButton, с обсуждением
возможности практического применения полученных знании.
Результатом является вовлеченность, которую можно оценить уровнем профессиональной готовности обучающихся. Для оценки результативности применения педагогических механизмов вовлечения в цифровую образовательную среду вуза нами проведен педагогический эксперимент с обучающимися первого курса энергетического факультета. Были сформированы две группы по 20 человек. Контрольная группа (КГ) обучалась в цифровой образовательной среде без использования педагогических механизмов вовлечения, а экспериментальная группа (ЭГ) — в цифровой образовательной среде с применением педагогических механизмов вовлечения. Оценка профессиональной готовности обучающихся по результатам применения педагогических механизмов вовлечения в цифровую образовательную среду вуза осу- о
1
ществлялась через когнитивный, операционально-деятельност- ч
ж
ный и мотивационный компоненты. Представлены результаты к
о
оценки компонентов до педагогического эксперимента, промежу- Ч
а
точного контроля (с целью корректировки действий преподава- J теля по применению педагогических механизмов вовлечения),
8 №
после педагогического эксперимента. Ц
3
о
-I
о
8 о № а
Когнитивная составляющая характеризует теоретические знания студентов по возобновляемым источникам энергии, полученные в процессе обучения. Оценка операционально-деятель-ностного компонента профессиональной готовности основывается на учете взаимодействия умений и трудовых действий обучаю- у щихся в процессе обучения. Оценка мотивационного компонента
V
3
л
профессиональной готовности обучающихся определялась по об- № щепринятой методике оценки мотивации достижения (Таблица 2). а
Таблица 2 — Изменение уровня компонентов и интегрального показателя профессиональной готовности обучающихся Table 2 — Change in the level of components and the integral indicator of professional readiness of students
Компонент профессиональной готовности Группа До педагогического эксперимента Промежуточный контроль После педагогического эксперимента
Когнитивный КГ 3,4±0,3 3,6±0,3 3,8±0,3
ЭГ 3,5±0,4 3,8±0,3 4,6±0,3
Операционально- КГ 3,4±0,3 3,6±0,2 3,9±0,2
деятельностный ЭГ 3,5±0,4 3,7±0,4 4,7±0,4
Мотивационный КГ 3,5±0,2 3,7±0,3 4,2±0,3
ЭГ 3,8±0,3 4,1±0,4 4,7±0,3
Интегральный КГ 3,4±0,3 3,6±0,3 4,0±0,3
показатель ЭГ 3,6±0,4 3,9±0,4 4,6±0,3
4 Обсуждение (Discussion)
Нами были сформированы задания, позволяющие оценить знания, умения, навыки профессиональной готовности в области ВИЭ на протяжении изучения всей дисциплины (входной контроль, текущая аттестация, промежуточный контроль).
За время педагогического эксперимента когнитивный, опе-рационально-деятельностный, мотивационный компоненты в контрольной и экспериментальной группах изменялись. До эксперимента интегральный показатель в КГ и ЭГ достоверно не различался. Промежуточный контроль показал, что в целом в обеих
группах уровень специальных знаний, умений, навыков возрос. После эксперимента среднее значение когнитивного компонента для КГ составило 3,8 балла (прирост 12 %), достигло повышенного уровня профессиональной готовности, для ЭГ — 4,6 балла (прирост 31 %), достигло высокого уровня профессиональной готовности. Операционально-деятельностный компонент вырос, и значение для КГ составило 3,9 балла (прирост 15 %), достигло повышенного уровня профессиональной готовности, для ЭГ — 4,7 балла (прирост 34 %), достигло высокого уровня профессиональной готовности. Значение мотивационного компонента для КГ — 4,2 балла (прирост 20 %), для ЭГ — 4,7 балла (прирост 24 %), достигло высокого уровня профессиональной готовности. В результате изменения каждого компонента профессиональной готовности интегральный показатель увеличился на 17 % (4 о балла) для контрольной группы и на 28 % (4,6 балла) для экспериментальной группы.
тальной группе можно объяснить правильно подобранными педа-
«Введение в специальность» в цифровой образовательной среде университета и большую вовлеченность студентов в процесс обучения. Учитывая работы исследователей и собственный опыт, мы считаем, что вовлеченность в процесс обучения в цифровой обра-
0
1 е
ч е н и е ь
На наш взгляд, большую положительную динамику по ЧЧ
а
каждому компоненту и интегральному показателю в эксперимен- J
с №
гогическими механизмами вовлечения при реализации дисциплины -§
3
ь
I
ь
8 ь
№ а
зовательной среде вуза зависит от педагогических механизмо во- ну
влечения, которые преподаватель использует при реализации дис- 3
ед
циплины. И, как следствие, результатом правильно подобранных №
8
педагогических механизмов является достижение высокого а
уровня профессиональной готовности обучающихся.
5 Заключение (Conclusion)
Цифровая образовательная среда стала неотъемлемой частью образовательного пространства вуза. Педагогам высшей школы приходится соответствовать новым вызовам времени, чтобы получать на выходе высококвалифицированных студентов, с высоким уровнем профессиональной готовности. Одним из важных образовательных аспектов является умение преподавателей применять педагогические механизмы вовлечения студентов в процесс обучения в цифровой образовательной среде вуза.
Анализ теоретических основ, а также собственный опыт педагогической деятельности позволили представить практическое применение педагогических механизмов вовлечения обучающихся в процесс обучения в цифровой образовательной среде вуза на примере дисциплины «Введение в специальность». На их основе (методы, приемы, средства обучения, инструменты вовлечения) проведен педагогический эксперимент, который позволил оценить профессиональную готовность обучающихся. Уровень профессиональной готовности обучающихся достиг высокого значения, что свидетельствует об их вовлеченности в процесс обучения.
Таким образом, использование цифровой образовательной среды университета при реализации дисциплин обязывает преподавателей искать педагогические механизмы вовлечения, которые позволят обеспечить вовлеченность обучающихся. Понимание конечной цели, достижение высокого уровня профессиональной готовности обучающихся дают возможность правильно оценить результат их использования. Если обучающийся с готовностью использует ваше образовательное решение (педагогические меха-
низмы вовлечения) — значит, вовлеченность обеспечена на достаточном уровне и влияет на профессиональную готовность обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования обучения в цифровой образовательной среде вуза.
Библиографический список
1. Вовлеченность в обучение: разумные подходы к мотивации (Ано-сино, 16 сентября 2020 г.) : материалы семинара "EduTech" / Корпоративный университет Сбербанка. Аносино, 2020. № 6 (37). URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/journals/3663/ (дата обращения: 24.03.2023).
2. Astin A.W. (1984), "Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education", Journal of College Student Personnel, vol. 25, № 4, pp. 297-308.
3. McIntyre D.J., Copenhaver R.W. & Byrd D.M. (1983), "A study of engaged student behavior within classroom activities during mathematics class", The Journal of Educational Research, 77 (1), pp. 55-59.
4. Newman F.M. (1992), "Student Engagement and Achievement in American Secondary Schools", Madison: Teachers College Press, pp. 11 -39.
5. Kuh G.D. (2003), "What we're learning about student engagement from NSSE: Benchmarks for effective educational practices", Change: The Magazine of Higher Learning, vol. 35, № 2, pp. 24-32.
6. Эфендиев А. Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социологические исследования. 1997. № 9. С. 41-56.
7. Шушлина М. Ю. Влияние новых форм организации учебного процесса на уровень вовлеченности студентов // Форум. 2019. № 2 (17). С. 126133. (Гуманитарные и экономические науки).
8. Ткаленко С. В., Мирошниченко Д. В. Значение вовлеченности студентов и учащихся в образовательный процесс // Педагогика и психология: теория и практика. 2022. № 1 (25). С. 97-102.
9. Бабина Л. Н. Мотивация и вовлеченность студентов в процесс обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Образование. Наука. Культура: традиции и современность : сборник трудов V всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 17-18 марта 2022 года, г. Анапа. Краснодар : Издательство «Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом — Юг», 2022. С. 8-11.
10. Елькина И. Ю. Факторы вовлеченности студентов в учебный процесс в условиях дистанционного обучения // Образовательные ресурсы и технологии. 2022. № 1 (38). С. 7-13. DOI 10.21777/2500-2112-2022-1-7-13.
11. Степанова Э. В. Вовлеченность студентов в образовательный процесс [Электронный ресурс] // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», 19-21 апреля 2022 г. : в 2-х частях. Часть 1 : Образование: опыт, проблемы, перспективы развития / Красноярский государственный аграрный университет. Красноярск : КГАУ, 2022. С. 177-181.
12. Малошонок Н. Г., Вилкова К. А. Измерение учебной вовлеченности студентов как инструмент оценки качества российского высшего образования : информационный бюллетень. Москва : Издательство «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2022. Том. 7 (24). - 44 с. (Мониторинг экономики образования). ISBN 978-5-7598-2644-6.
13. Киуру К. В., Попова Е. Е. Проблема студенческой вовлеченности в процесс обучения в условиях онлайн образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 380-384.
14. Yu-kai Chou (2013), The Octalysis Framework for Gamifica-tion & Behavioral Design, [Online]. URL: https://yukaichou.com/gamifi-cation-examples/octalysis-complete-gamification-framework/ (дата обращения: 24.03.2023).
N. S. Bodrug
ORCID No. 0000-0003-3453-8370 Senior Lecturer at the Department of Automation of Production Processes and Electrical Engineering, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia.
E-mail: [email protected]
INVOLVING STUDENTS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
Abstract
Introduction. The article substantiates the relevance of the problem of involving students in the learning process in the digital educational environment of the university. The issue of engagement is not new, but the pedagogical mechanics of engagement in the digital educational environment of the university are different from the traditional ones. Meanwhile, in our opinion, not enough attention is paid to them in universities. Therefore, the purpose of the article is to present the practical
application of the pedagogical mechanics of involving students in the learning process in the digital educational environment of the university.
Materials and Methods. The main research methods are the analysis of scientific and methodological literature on problems, methods, methodological approaches, conditions for involving students in the educational process. The concepts of «involvement», "engagement" are considered and analyzed. The author presents his own pedagogical experience of working on this problem in higher education.
Results. Based on the analysis of the sources of scientific and methodological literature, research pedagogical works, the definitions of "involvement", "engagement" are given, the lack of practical experience in involving students in the learning process in the digital educational environment of the university is revealed. The use of theoretical foundations and our own experience of pedagogical activity made it possible to present the pedagogical mechanics of involving students in the digital educa- J tional environment of the university on the example of the discipline "Introduction to the specialty". The content of pedagogical mechanics is determined, including methods, techniques, teaching aids, tools of involvement. A pedagogical experiment e was conducted, which made it possible to assess the professional readiness of students based on the results of the application of pedagogical mechanics of involvement in the learning process C in the digital educational environment of the university.
s <
o J
g s
u
e J
i g'
C6
o
Discussion. It is emphasized that the values of cognitive, ^ operational-activity and motivational indicators in the experi- | mental group have significantly increased, which indicates the 3
correct selection of pedagogical mechanics for involving students in the learning process in the digital educational environment of the university. Engagement is assessed by the level of profes- ^ sional readiness of students, which has reached a high value. 3
Conclusion. It is concluded that correctly chosen pedagogical mechanics will increase the involvement of students in
J
the learning process in the digital educational environment of the university, and thus a high level of professional readiness will be achieved.
Keywords: involvement; engagement; digital educational environment; pedagogical mechanics of involvement; educational technologies; teaching methods; learning tools, engagement tools.
Highlights:
The concepts of "involvement", "engagement" of students in the learning process are defined;
The problems of involving students in the learning process in the digital educational environment of the university were identified;
The practice of using pedagogical mechanics of involving students in the learning process in the digital educational environment of the university is presented;
The most successful methods, techniques, teaching aids, tools of involvement at the Amur State University are highlighted, which made it possible to realize the involvement of students in the process of studying the discipline "Introduction to the specialty" in the digital educational environment of the university.
References
1. Sberbank Corporate University (2020), Vovlechennost' v obuchenie: razumnye podhody k motivacii [Involvement in learning: reasonable approaches to motivation], Materialy seminara "EduTech", 16 sentyabrya 2020 g. [Seminar materials "EduTech"], [Online], Anosino, September 16 for 2020, 6 (37). Retrieved from: https://sberuniver-sity.ru/edutech-club/journals/3663/ (Accessed: 24.03.2023). (In Russian).
2. Astin A.W. (1984), "Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education", Journal of College Student Personnel, vol. 25, no. 4, pp. 297-308.
^ 3. McIntyre D.J., Copenhaver R.W. & Byrd D. M. (1983), "A study
of engaged student behavior within classroom activities during mathemat-c§ ics class", The Journal of Educational Research, vol. 77 (1), pp. 55-59. ^ 4. Newman F.M. (1992), "Student Engagement and Achievement in
^ American Secondary Schools", Teachers College Press, Madison, pp. 11-39.
5. Kuh G.D. (2003), "What we're learning about student engagement from NSSE: Benchmarks for effective educational practices", The Magazine of Higher Learning, vol. 35, no. 2, pp. 24-32.
6. Efendiev A. G., Dudina O. M. (1997), Moskovskoe studenchestvo v period reformirovaniya rossijskogo obshchestva [Moscow students in the period of reforming Russian society], Sociologicheskie issledovaniya, 9, 41-56. (In Russian).
7. Shushlina M.Y. (2019), Vliyanie novyh form organizacii uchebnogoprocessa na uroven'vovlechennosti studentov [The influence of new forms of organization of the educational process on the level of student involvement], Forum, "Seriya. Gumanitarnye i ekonomicheskie nauki ", 2 (17), 126-133. (In Russian).
8. Tkalenko S.V. & Miroshnichenko D.V. (2022), Znachenie vovlechennosti studentov i uchashchihsya v obrazovatel'nyj process [The importance of the involvement of students and students in the educational process], Pedagogika i psihologiya: teoriya i praktika, 1 (25), 97-102. (In Russian).
9. Babina L.N. (2022), Motivatsiya i vovlechennost' studentov v protsess obucheniya s ispol'zovaniyem distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy [Motivation and involvement of students in the learning pro- vo cess using distance learning technologies], Sbornik trudov Vvserossiyskoy i s mezhdunarodnym uchastiyem nauchno-prakticheskoy konferentsii s "Obrazovaniye. Nauka. Kul'tura: traditsii i sovremennost'", 17-18 marta d 2022 goda, g. Anapa [Proceedings of the V All-Russian Scientific and § Practical Conference with International Participation "Education. The sci ence. Culture: Traditions and Modernity" ], Izdatel'stvo "Obshchestvo s h ogranichennoy otvetstvennost'yu "Izdatel'skiy Dom — Yug", Krasnodar, i March 17-18 for 2022, Anapa, 8-11. (In Russian). 05
10. El'kina I.Y. (2022), Faktory vovlechennosti studentov
v e
uchebnyj process v usloviyah distancionnogo obucheniya [Factors of stu- c
a
s
o n
dent involvement in the educational process in the context of distance learning], Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii, 1(38), 7-13. DOI l 10.21777/2500-2112-2022-1-7-13. (In Russian). §
11. Stepanova E. V. (2022), Vovlechennost' studentov v obra- iro zovatel'nyj process [Involvement of students in the educational process], -Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyash- n chennoy 70-letiyu Krasnoyarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universi- ff teta "Nauka i obrazovaniye: opyt, problemy, perspekti-vy razvitiya", 1921 aprelya 2022 g., v 2-kh chastyakh, "Chast' 1. Obrazovaniye: opyt, prob- q lemy, perspektivy razvitiya" [Materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 70th anniversary of the Krasnoyarsk State Agrarian University "Science and education: experience, problems,
s v'
e S
and development prospects", in 2 parts, "Part 1. Education: experience, problems, development prospects"], [Electronic], Krasnoyarskiy gosudar-stvennyy agrarnyy universitet, Krasnoyarsk, April 19-21 for 2022, 177181. (In Russian).
12. Maloshonok N.G. & Vilkova K.A. (2022), Izmerenie uchebnoj vovlechennosti studentov kak instrument ocenki kachestva rossijskogo vysshego obrazovaniya [Measuring student learning engagement as a tool for assessing the quality of Russian higher education], Informatsionnyy byulleten', "Seriya. Monitoring ekonomiki obrazovaniya", Izdatel'stvo "Natsional'nyy is sledovatel'skiy universitet "Vysshaya shkola ekonomiki", Moscow, 7 (24), 44. ISBN 978-5-7598-2644-6. (In Russian).
13. Kiuru K.V. & Popova E.E. (2018), Problema studencheskoj vovlechennosti v process obucheniya v usloviyah onlajn obrazovaniya [The problem of student involvement in the learning process in the context of online education], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 59-3, 380-384. (In Russian).
14. Yu-kai Chou (2013), The Octalysis Framework for Gamifica-tion & Behavioral Design, [Online]. Available at: https://yukaichou.com/gamification-examples/octalysis-complete-gamifi-cation-framework/ (Accessed: 24.03.2023). (In Russian).
Статья поступила в редакцию 27.03.2023; одобрена после рецензирования 04.04.2023; принята к публикации 07.04.2023.
The article was submitted 27.03.2023; approved after reviewing 04.04.2023; accepted for publication 07.04.2023.
о сц
£