Научная статья на тему 'Востребованность выпускников кафедры журналистики: грани проблемы'

Востребованность выпускников кафедры журналистики: грани проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БАКАЛАВРОВ / РЫНОК ТРУДА / РЕЙТИНГ ВУЗА / DEMAND FOR GRADUATES / EVALUATION OF THE QUALITY OF HIGHER EDUCATION / COMPETITIVENESS OF THE BACHELORS / JOB MARKET / UNIVERSITY RATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белковский С. В.

В статье излагаются результаты изучения проблемы оценки востребованности выпускников университета по направлениям подготовки «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью». Приводится интерпретация данных обследования трудоустройства выпускников, закончивших университет в 2011-2013 годах, а также востребованности выпускниками рабочих мест в СМИ и рекламном бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белковский С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEMAND FOR GRADUATES OF JOURNALISM DEPARTMENT: FACES PROBLEMS

The article describes results of a research on the issue of evaluation of demand for graduates of the University with major in Journalism, Advertising and Public Relations. The article provides interpretation of the research data on job finding by the University graduates in 2011-2013, as well as of the interest of the graduates in jobs with in the mass media and advertising business.

Текст научной работы на тему «Востребованность выпускников кафедры журналистики: грани проблемы»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 422-425

УДК 37.012.85

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ КАФЕДРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ:

ГРАНИ ПРОБЛЕМЫ

© 2014 г. С.В. Белковский

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

belckovscky@yandex.ru

Поступила в редакцию 19.04.2014

В статье излагаются результаты изучения проблемы оценки востребованности выпускников университета по направлениям подготовки «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью». Приводится интерпретация данных обследования трудоустройства выпускников, закончивших университет в 2011-2013 годах, а также востребованности выпускниками рабочих мест в СМИ и рекламном бизнесе.

Ключевые слова: востребованность выпускника, оценка качества высшего образования, конкурентоспособность бакалавров, рынок труда, рейтинг вуза.

Система общего и профессионального образования уже длительное время находится в центре общественного внимания. В отношении высшего профессионального образования наиболее дискуссионным вопросом является оценка деятельности вузов. От этой оценки зависит уровень финансирования и даже само существование конкретного вуза.

Оценить деятельность такой сложной системы, какой является вуз, это значит создать схему, интерпретирующую деятельность вуза, затем ввести в эту схему специфические конструкты, опосредующие связь между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми характеристиками вуза, т. е. критерии, из которых, в свою очередь, выводят индикаторы, доступные наблюдению и измерению.

Одним из таких критериев принято считать качество подготовки выпускников. Поскольку качество подготовки недоступно непосредственному измерению, то необходимо ввести ряд индикаторов. Таковыми могут быть следующие:

1. доля выпускников, получивших хорошие и отличные оценки при защите дипломных работ;

2. доля выпускников, получивших хорошие и отличные оценки при сдаче госэкзамена;

3. доля выпускников, трудоустроившихся по заявкам организаций и предприятий;

4. доля выпускников, самостоятельно устроившихся по специальности;

5. доля выпускников, зарегистрированных на бирже труда в первые три года после выпуска.

Первые два индикатора носят в определенной степени субъективный характер. Стоит

только ввести средний балл для академической группы по результатам госэкзаменов и защит выпускных работ (даже в неофициальном порядке), и это окажет существенное влияние на измеряемый индикатор. Доля выпускников, трудоустроившихся по заявкам редакций, рекламных агентств и пресс-служб в настоящее время весьма незначительна. Четвертый индикатор весьма значимый, но сложный в администрировании. Поэтому в настоящее время официально используется индикатор под номером пять. Его легко обсчитать на основе информации, полученной из государственных служб занятости. Однако этот показатель не работает по ряду причин, главная из которых состоит в том, что он фиксирует трудоустройство выпускников вообще, игнорируя соответствие трудоустройства профилю подготовки.

Представляется вполне обоснованной позиция участников заседания Ассоциации ведущих университетов России, в которой признается, что трудоустройство выпускников должно стать объектом пристального внимания, но существующий индикатор, определяемый долей выпускников, обратившихся на биржу труда, безусловно, подлежит замене [1]. Вопрос о методике измерения показателя востребованности выпускников остаётся открытым.

В этой связи представляется актуальной попытка на примере одной выпускающей кафедры оценить проблемы, которые возникают при организации мониторинга востребованности выпускников. Востребованность подразумевает наличие необходимости, потребности. Применительно к востребованности на рынке труда можно отметить следующие моменты. Во-пер-

вых, востребованность в тех или иных людях на рынке труда не всегда прямо пропорциональна уровню и качеству полученного ими образования. В современной России структура экономики такова, что наибольший спрос предъявляется на людей, не знающих математики, литературы, истории, слабо владеющих русским языком. Спрос на них так велик, что приходится вводить квоты на въезд рабочей силы с такими характеристиками из-за рубежа. Во-вторых, по конкретным специальностям востребованность зависит от перемен, происходящих в соответствующих отраслях. Для медиаиндустрии это процессы концентрации СМИ, создания конвергентных редакций, бирж контента, распространение «народной журналистики» и т.д. В-третьих, сложное сочетание экономических и социально-политических факторов формирует рейтинг востребованности образовательных услуг и профессий. В качестве примера действия экономического фактора можно указать на соотношение спроса и предложения на рынке труда в нашем регионе. Уровень официально зарегистрированной безработицы в Нижнем Новгороде на ноябрь 2013 года составлял 0.38 процента [2]. В этой ситуации молодым людям, желающим найти работу вообще, нет никакой необходимости вставать на учет в государственную службу занятости или работать по профильной специальности, если есть возможность получать более высокую зарплату на ином рабочем месте.

Таким образом, востребованность выпускников кафедры журналистики зависит от многих факторов, причем, некоторые из них зачастую не связаны с качеством текущей деятельности административно-педагогических работников высшей школы.

Поэтому для сбора первичной информации мы решили применить метод опроса выпускников кафедры журналистики, завершивших обучение в период с 2011 по 2013 год, т.е. за три года. Анкета выпускника распространялась по электронной почте. Обработаны заполненные анкеты от 106 выпускников, что составляет 39.9 процента от суммарного выпуска за три года.

Для интерпретации полученных данных необходимо учитывать ряд особенностей.

1. Опрос проводился среди выпускников только дневной формы обучения.

2. Не участвовали в опросе выпускники факультета иностранных студентов.

3. Выборка случайная.

4. Распределение полученных нами анкет по годам выпуска составило: 2011 год - 29.0 про-

цента; 2012 - 31.3 процента; 2013 - 39.7 процента.

5. Размер выборки обеспечивает 5-процентную ошибку измерения.

Исследование показало, что трудоустройство выпускника кафедры журналистики не укладывается в идеализированную модель: выпускник школы поступил в университет, затем получил диплом о высшем образовании и начал решать вопрос с поиском работы. Точнее, в рамки такой модели укладывается 10 респондентов (9.4 процента). Большинство студентов получает трудовой опыт параллельно с дневной формой обучения - 5.5 процента респондентов работали уже на четвертом-пятом курсе.

Треть выпускников (33.0 процента) вообще не решали задачу найти работу по специальности, поскольку к моменту выпуска уже были трудоустроены по профилю вузовской подготовки. Еще треть (33.0 процента) нашли работу по специальности в период от одного до трех месяцев. Не смогли в приемлемые сроки (1-3 месяца) найти подходящую работу по специальности 17 человек (16.0 процента). Это, как правило, выпускники, живущие за пределами областного центра. Следует отметить, что из тех 78 человек, которые после получения диплома имели желание работать по специальности, работали по профилю на момент заполнения анкеты 57 человек, т.е. 73.1 процента.

Но и эту цифру нельзя без оговорок принять за показатель востребованности выпускников (ПВВ). Дело в том, что часть респондентов на основе личного опыта работы по профилю подготовки, даже будучи востребованными на рынке труда, не захотели продолжать работу в данной профессии.

Здесь мы переходим на другую грань понятия востребованности, а именно, востребованность конкретных рабочих мест выпускниками. Рассмотрим группу тех выпускников, которые на момент опроса не работали непосредственно по полученному на факультете направлению подготовки.

Из данных таблицы следует, что факторы, влияющие на жизненные траектории выпускников, весьма разнообразны. Это связано с широким спектром возможностей в современном мире, а также с тем, что юноши и девушки стремятся к самореализации не только на рынке труда, но и в брачно-семейных отношениях.

Опрос позволяет выяснить, почему часть выпускников не работают по полученному в университете профилю подготовки. Тем, кто в настоящее время работает, но не по специальности, был задан вопрос: «Был ли в вашей

424

С.В. Белковский

Распределение по роду занятий выпускников, не работающих в СМИ, рекламе, связях с общественностью, издательском бизнесе

№№ Род занятий Абс. %

1 Создали семью, занимаются домашним хозяйством 2 4,1

2 Живут в другой стране с мужем, пока не работают 2 4,1

3 Государственная и муниципальная служба 2 4,1

4 Ищут работу по душе, начинают свой бизнес, фриланс 3 6,1

5 Изначально не искали работу по специальности, т.к. продолжили учебу 6 12,2

6 В отпуске по уходу за ребенком 8 16,3

7 Изначально не искали работу по специальности 9 18,4

8 Не смогли найти подходящую работу по профилю и устроились (перешли) на другую работу 17 34,7

ВСЕГО 49 100

Распределение по сферам занятости выпускников, работающих по профилю

№№ Сфера занятости Абс. %

1 связи с общественностью 14 24,6

2 газета, журнал (традиционные) 13 22,8

3 телевидение 10 17,5

4 интернет 7 12,3

5 реклама 5 8,8

6 издательский бизнес 3 5,3

7 конвергентная редакция 2 3,5

8 информагентство 2 3,5

9 радио 1 1,8

ВСЕГО 57 100

биографии период, когда вы работали в СМИ, связях с общественностью, рекламе, издательском бизнесе?». Положительный ответ на этот вопрос дали 28 из 49 опрошенных (57.1 процента). Интересно выяснить причины, по которым они не закрепились в профессии. С этой целью был задан вопрос «Укажите причины (не более двух), по кото-рой(ым) вы ушли из этой сферы деятельности». Наибольшее число ответов представлено вариантами, отражающими невысокий уровень доходов, который обеспечивает профессия, по крайней мере на старте карьеры - 75.0 процентов опрошенных («мало платили» - 53.6 процента, «удалось устроиться на более высокооплачиваемую работу в другой сфере» - 21.4 процента). Вариант «стало неинтересно, профессия выглядит иначе, чем предполагалось» выбрали 21.4 процента.

Чем же занимаются выпускники, работающие не по профилю? Как и следовало ожидать, большинство из этой категории выпускников (66.1 процента) нашли работу в сфере продаж -такова конъюнктура рынка рабочей силы. На наш взгляд, было бы неверно считать, что день-

ги на их образование (бюджетные и родительские) были потрачены зря. Во-первых, надо учитывать высокую социальную мобильность в современном обществе, может быть, часть выпускников еще найдет себя в работе по профильному образованию. Во-вторых, хорошее гуманитарное образование дает социальный эффект, который трудно учесть количественно. Для иллюстрации приведем одно из высказываний выпускника: «Я многому научился за время, проведенное в стенах филфака, и хоть эти знания я использую не совсем там, где должен по специальности, именно фундаментальная база и основы основ общего мировосприятия позволяют мне трезво смотреть на современный мир и зарабатывать».

Обратимся к тем выпускникам, которые работают по профилю подготовки, полученному в университете. (Табл. 2)

Малая представленность издательского бизнеса обусловлена тем, что первый выпуск состоялся в 2013 году, и он был небольшим по численности и составляет всего 5 процентов от общей численности выпускников за три года.

Таким образом, на вопрос «Востребованы ли наши выпускники на рынке труда?» можно дать

положительный ответ. Уровень спроса на выпускников по направлениям подготовки журналистика, издательское дело, связи с общественностью и реклама позволяет найти работу всем желающим в областном центре, при условии согласия на предложенную зарплату и характер труда.

Существует возможность осуществления научных процедур операционализации понятия «востребованность выпускника вуза», что позволяет объединить в единое целое проблемы формирования понятий, поиска индикаторов и техники их измерения.

Список литературы

1. Трудоустройство выпускников - главный приоритет // Официальный сайт Уральского федерального университета [Электронный ресурс] Режим доступа: http://urfu.ru/home/press/news/article/ trudoustroistvo-vypusknikov-glavnyi-prioritet/ (дата обращения: 14.02.2014).

2. Нижегородцам достойную работу! // «Нижний Новгород». Официальный городской портал. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// нижнийновгород.рф/news/aktualnoe-intervyu/39265/ (дата обращения: 16.02.2014).

THE DEMAND FOR GRADUATES OF JOURNALISM DEPARTMENT: FACES PROBLEMS

S.V. Belkovskii

The article describes results of a research on the issue of evaluation of demand for graduates of the University with major in Journalism, Advertising and Public Relations. The article provides interpretation of the research data on job finding by the University graduates in 2011-2013, as well as of the interest of the graduates in jobs with in the mass media and advertising business.

Keywords: demand for graduates, evaluation of the quality of higher education, competitiveness of the bachelors, job market, university rating.

References

1. Trudoustrojstvo vypusknikov - glavnyj prioritet // Oficial'nyj sajt Ural'skogo federal'nogo universiteta [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa:

http://urfu.ru/home/press/news/article/trudoustroistvo-vypusknikov-glavnyi-prioritet/ (data obrashhenija: 14.02.2014).

2. Nizhegorodcam dostojnuju rabotu! // «Nizhnij Novgorod». Oficial'nyj gorodskoj portal. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://nizhnijnovgorod. rf/news/aktualnoe-intervyu/39265/ (data obrashhenija: 16.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.