Научная статья на тему 'Востребованность раневых покрытий региональной хирургической службой'

Востребованность раневых покрытий региональной хирургической службой Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
88
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИРУРГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕРЕВЯЗОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ПОТРЕБЛЕНИЕ / SURGICAL HELP / TRADITIONAL AND INNOVATIVE DRESSING MEANS / CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Кайшева Нелли Шаликовна, Лазарян Ануш Джоновна, Кимадзе Марина Ивановна

Проанализирована деятельность федеральных и региональных дистрибьюторов, осуществляющих поставки перевязочных средств медицинским организациям края путем конкурсных торгов. Объем приобретаемых традиционных повязок в 12 раз превышает аналогичный объем инновационных изделий. Активными покупателями новых изделий являются медицинские организации, имеющие отделения хирургического профиля. Определена годовая потребность стационарных и амбулаторно-поликлинических медицинских организаций в традиционных и инновационных перевязочных средствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Кайшева Нелли Шаликовна, Лазарян Ануш Джоновна, Кимадзе Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Demand for Surgical Wound Covering Regional Service

Activity of the federal and regional distributors who are carrying out deliveries of dressing means to the medical organizations of edge by the competitive tenders is analysed. The volume of got traditional bandages in 12 times exceeds similar volume of innovative products. Active buyers of new products are the medical organizations having branches of a surgical structure. The annual need of the stationary and out-patient-polyclinic medical organizations for traditional and innovative dressing means is certain.

Текст научной работы на тему «Востребованность раневых покрытий региональной хирургической службой»

УДК 615.45.07 (075.9)

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ РАНЕВЫХ ПОКРЫТИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ

© 2013 г. Н.Ш. Кайшева, А.Д. Лазарян, М.И. Кимадзе

Кайшева Нелли Шаликовна - доктор фармацевтических наук, профессор, кафедра управления и экономики фармации, факультет последипломного образования, Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал Волгоградского государственного медицинского университета, ул. Калинина, 11, г. Пятигорск, Ставропольский край, 357532, e-mail: caisheva2010@yandex.ru.

Kaisheva Nelli Shalikovna - Doctor of Pharmaceutical Science, Professor, Department of Management and Economics of Pharmacy, Faculty of Postgraduate Education, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute - Branch of Volgograd State Medical University, Kalinin St., 11, Pyatigorsk, Stavropol Region, Russia, 357532, e-mail: caisheva2010@yandex.ru.

Лазарян Ануш Джоновна - аспирант, кафедра управления и экономики фармации, факультет последипломного образования, Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал Волгоградского государственного медицинского университета, ул. Калинина, 11, г. Пятигорск, Ставропольский край, 357532.

Lazarjan Anush Jonovna - Post-Graduate Student, Department of Management and Economics of Pharmacy, Faculty of Postgraduate Education, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute - Branch of Volgograd State Medical University, Kalinin St., 11, Pyatigorsk, Stavropol Region, Russia, 357532.

Кимадзе Марина Ивановна - кандидат фармацевтических наук, старший преподаватель, кафедра управления и экономики фармации, факультет последипломного образования, Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал Волгоградского государственного медицинского университета, ул. Калинина, 11, г. Пятигорск, Ставропольский край, 357532.

Kimadze Marina Ivanovna - Candidate of Pharmaceutical Science, Senior Lecturer, Department of Management and Economics of Pharmacy, Faculty of Postgraduate Education, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute - Branch of Volgograd State Medical University, Kalinin St., 11, Pyatigorsk, Stavropol Region, Russia, 357532

Проанализирована деятельность федеральных и региональных дистрибьюторов, осуществляющих поставки перевязочных средств медицинским организациям края путем конкурсных торгов. Объем приобретаемых традиционных повязок в 12 раз превышает аналогичный объем инновационных изделий. Активными покупателями новых изделий являются медицинские организации, имеющие отделения хирургического профиля. Определена годовая потребность стационарных и амбулаторно-поликлинических медицинских организаций в традиционных и инновационных перевязочных средствах.

Ключевые слова: хирургическая помощь, традиционные и инновационные перевязочные средства, потребление.

Activity of the federal and regional distributors who are carrying out deliveries of dressing means to the medical organizations of edge by the competitive tenders is analysed. The volume of got traditional bandages in 12 times exceeds similar volume of innovative products. Active buyers of new products are the medical organizations having branches of a surgical structure. The annual need of the stationary and out-patient-polyclinic medical organizations for traditional and innovative dressing means is certain.

Keywords: surgical help, traditional and innovative dressing means, consumption.

Ежегодно не менее 3 % общих закупок, осуществляемых медицинскими организациями (МО) Ставропольского края, составляют медицинские изделия, в структуре которых на долю раневых покрытий (РП) приходится около 20 % [1], что объясняется их постоянной востребованностью и разнообразными функциональными преимуществами: лечебным эффектом, атравматичностью, удобством применения и контроля состояния раневой поверхности и др. [2].

Преобладающее потребление медицинских изделий характерно для госпитального сектора преимущественно хирургического профиля. Согласно ФЗ № 79

от 21.04.2011 [3], краевые МО закупают РП в основном посредством аукционов и договоров.

Целью исследования явился ассортиментный анализ потребления и прогнозирование потребности некоторых МО Ставропольского края в РП, закупаемых через конкурсные торги.

Результаты работы и их обсуждение

В 2012 г. в открытых торгах с предложениями как традиционных, так и инновационных РП приняли участие 23 дистрибьютора федерального и регионального уровней; из них лишь две общероссийские

(«Медком-МП», «Дельрус-Дон») и одна региональная («ИМН») компании специализируются на поставках исключительно медицинских изделий, являясь дилерами отдельных торговых марок. В 2012 г. в крае через аукционы 23 дистрибьюторскими компаниями посредством 128 контрактов было продано 3746837 штук РП (табл. 1).

Таблица 1

Результаты продаж дистрибьюторскими компаниями РП через аукционы (данные 2012 г.)

Компания- Число Доля Продано

поставщик победитель контрактов в контрактах, % РП, шт.

аукциона

ГУП «Ставрополь-фармация» 21 16,4 614856

ООО «Мега-Мед» 17 13,3 497580

ОАО

«Ставрополь- 13 10,2 380679

медтехника»

ООО «ИМН» 12 9,4 351453

ООО «ДезМед-Ком» 7 5,5 204952

ООО «Флорес» 7 5,5 204952

ООО «Медицина Ставрополья» 7 5,5 204952

ООО «Вианта-Юг» 6 4,7 175727

ООО «Лека» 5 3,9 146501

ООО «Диализ-Фарма» 4 3,1 117276

ООО

«Ставропольская медицинская 4 3,1 117276

компания»

ООО «Доктор Максимус» 3 2,3 87676

ООО «Медком-МП» 3 2,3 87676

ИП Сигида О.В. 3 2,3 87676

ИП Ткачева И.С. 3 2,3 87676

ИП Штыкнова Л.К. 3 2,3 87676

ООО «Дельрус-Дон» 2 1,6 58451

ООО «Никомед» 2 1,6 58451

ООО «Ресурс» 2 1,6 58451

ООО «МедиаМед» 1 0,8 29225

ООО «Меж-фармторг» 1 0,8 29225

ООО «НПО 1 0,8 29225

«СтавТехМед»

ИП Василенко Е.Н. 1 0,8 29225

Итого 128 100,0 3746837

Около 40 % контрактов заключено тремя поставщиками: «Ставропольфармация», «Мега-Мед» и «Ставропольмедтехника». Из общего количества проданных РП краевыми МО закуплено только 3,0 %, причем доля закупок традиционных повязок составила 92,2 %, инновационных РП - 7,8. Интересно, что 95 % РП продано дистрибьюторами в МО

через прямые поставки, а 5 - через другие компании. Наиболее популярными традиционными РП оказались повязки серии Silkofix, инновационными - повязки серии URGO, относящиеся к товарам класса Premium. Несмотря на преобладание традиционных повязок над инновационными средствами (в 12 раз), факт включения последних в перечень государственных закупок уже через год после их вывода на рынок свидетельствует о взаимной заинтересованности поставщиков и МО.

Наиболее активными покупателями инновационных повязок оказались 11 МО, имеющих в своей структуре отделения общей и гнойной хирургии, травматологии, диабетической стопы (табл. 2).

Таблица 2

Объем инновационных РП, закупленных краевыми МО в 2012 г.

По итогам года преимущественно потребителями инновационных РП явились отделения гнойной (53,9 %) и общей хирургии (38,4 %); одно отделение гнойной хирургии в среднем потребляет 950 штук РП в год, отделение общей хирургии - 676 штук, отделение диабетической стопы - 680 штук. Закупки инновационных РП отделениями других профилей составляют 40 % объема потребления хирургическими отделениями (в среднем 270 штук одним отделением).

Объем потребления традиционных РП в 11,8 раза превышал объем потребления инновационных изделий и для одного стационарного отделения в год составил в среднем (штук): отделение гнойной хирургии - 11210, отделение общей хирургии - 7977, отделение диабетической стопы - 8024, отделение других профилей - 3186.

Экстраполируя полученные данные на все списочные краевые стационарные отделения хирургического профиля, можно в первом приближении прогнозировать годовую потребность этих отделений в инновационных и традиционных РП (табл. 3). Подобные прогнозы условны, поскольку не учитывают виды нозологий, число хирургических пациентов, объем финансирования МО и другое, тем не менее они позволяют соизмерить объем закупаемых МО РП и потенциал дистрибьюторских компаний, предлагающих данные товары.

Наименование отделений МО Число, штук %

Госпитальный сектор (центральные районные и городские больницы) 7398 84

Отделения гнойной хирургии (г. Светлоград, Курсавка, Ставрополь, Невинномысск, с. Донское) 3920 44,5

Отделения гнойной хирургии, травматологии (г. Железноводск, Пятигорск) 2168 24,6

Хирургическое отделение (ст. Курская) 630 7,2

Отделение диабетической стопы (г. Ставрополь) 680 7,7

Амбулаторно-поликлинические отделения 1410 16

Хирургическое отделение (г. Кисловодск, Лермонтов) 1410 16

Итого 8808 100,0

Таблица 3

Потребление и потребность краевых стационарных хирургических отделений (для взрослых и детей) в РП на год

Объем потребления РП Прогноз потребления РП

Профиль Число одним отделением отделениями

отделений отделений инновационные ПС традиционные ПС инновационные ПС традиционные ПС

Хирургическое 50 1352 15954 33800 398850

Хирургическое гнойное 23 1900 22420 21850 257830

Нейрохирургическое 10 1352 15954 6760 79770

Торакальное хирургическое 3 1352 15954 2028 23931

Кардиохирургическое 3 1352 15954 2028 23931

Сосудистохирургическое 3 676 7977 2028 23931

Травматологическое 28 1352 15954 18928 223356

Ортопедическое 5 1352 15954 3380 39885

Туберкулезное костно-суставное 1 270 3186 270 3186

Ожоговое 2 676 7977 1352 15954

Урологическое 17 540 6372 4590 54162

Онкологическое 4 540 6372 1080 12744

Туберкулезное 12 270 3186 3240 38232

Гинекологическое 71 540 6372 19170 226206

Проктологическое 3 270 3186 810 9558

Офтальмологическое 12 540 6372 3240 38232

Отоларингологическое 19 540 6372 5130 60534

Итого 266 14874 175516 129686 1530292

Всего РП 190390 1659978

Учитывая долю проводимых в стационарных и ам-булаторно-поликлинических МО хирургических операций (по данным табл. 2, соответственно 65,8 и 34,2 %), можно прогнозировать годовую потребность амбулаторно-поликлинических учреждений в РП: 866 378 штук, из них 67 686 инновационных средств, 798 692 традиционных средств. От объема продаж РП дистрибьюторскими компаниями доля требуемых инновационных и традиционных РП для стационарных и амбулаторно-поликлинических МО составила 67,4 %.

Таким образом, в структуре дистрибьюторских продаж, как и в структуре закупок РП МО, несомненными «лидерами» являются традиционные изделия на текстильной основе. Хотя относительная доля инновационных изделий невысока, положительным моментом является возрастающий к ним интерес врачей и, как следствие, поставщиков. Об этом свидетельствует тот факт, что на фоне превышения в 2 раза темпов развития российского рынка РП (30-50 % в год) относительно развития фармацевтического рынка в целом (18-20 % в год) наблюдается увеличение доли инновационных РП. Востребованность в них, обусловленная многофункциональными преимуществами, а также высокая операционная активность стационарных краевых медицинских отделений хирургического профиля являются благоприятными предпосылками для расширения использования инновационного перевязочного материала.

Поскольку инновационные повязки относятся к товарам класса Premium, их продвижение требует значительной активности и использования разнообразных каналов выхода на целевую аудиторию - врачей хирургических специальностей. Стратегия продвижения РП нового поколения должна включать их апробирование в отделениях хирургического профиля, проведение презентаций на врачебных совещаниях, соответствующие научные публикации и др.

Учитывая, что многие виды инновационных РП присутствуют на розничном рынке и потребители имеют возможность самостоятельного выбора, необходимо более активно использовать различные схемы продвижения этих товаров: предоставление информационных материалов, привлечение профильных организаций, использование различных интернет-технологий, создание региональных интернет-магазинов. Формирование стабильной потребности в инновационных РП со стороны профессиональных и потребительских сообществ способно повысить степень мотивации МО к централизованным закупкам указанных товаров. Качество продвигаемых РП нового поколения требует их достойной оценки на потребительском рынке, в том числе ее госпитальном секторе, и существенного увеличения объемов продаж. Этому способствует и наличие дистрибьюторских компаний, имеющих развитую филиальную сеть, собственную систему продвижения товаров, региональные склады, активно участвующих в торгах. Другим фактором, благоприятствующим стратегии продвижения инновационных РП является привлечение менеджеров, имеющих профильную квалификацию.

Выводы

Наиболее активными компаниями, поставляющими РП на краевые конкурсные торги, являются «Став-ропольфармация», «Мега-Мед» и «Ставропольмед-техника», заключившие 40 % контрактов. Доля закупленных традиционных РП краевыми МО в 12 раз преобладает над инновационными РП. Закупки осуществляются путем прямых поставок РП от дистрибьюторов к МО. Среди традиционных ПС лидерами являются повязки серии Silkofix, инновационных - серии URGO (класс Premium). Наиболее активными покупателями инновационных РП являются МО, имеющие отделения общей и гнойной хирургии, травматологии,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

диабетической стопы. Количество потребляемых инновационных РП одним отделением в год зависит от его специализации и составляет 270 - 950 штук, традиционных - 3186 - 11 210.

Прогнозируемая потребность стационарных МО хирургического профиля в инновационных и традиционных РП составила 129 686 и 1 530 292 штук в год соответственно (всего 1 659 978), амбулаторно-поли-клинических учреждений - 67 686 и 798 692 штук (всего 866 378).

Таким образом, востребованность краевых МО и высокая операционная активность стационарных отделений хирургического профиля являются благоприятными предпосылками для расширения использования

Поступила в редакцию_

инновационного перевязочного материала. Продвижение инновационных повязок требует более активного использования различных схем их продвижения.

Литература

1. Романова С. Медицинские изделия: состояние производства, прогнозы, перспективы // Ремедиум. 2009. № 5. С. 50 - 56.

2. Адамян А.А. Современные перевязочные средства для местного лечения ран // Эконом. вестн. фармации. 2007. № 4. С. 61 - 79.

3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.04.2011 № 79.

17 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.