Научная статья на тему 'Востребованность методического потенциала для реализации новых задач обучения словообразованию'

Востребованность методического потенциала для реализации новых задач обучения словообразованию Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
119
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ АФФИКСЫ / СЛОВООБРАЗУЮЩАЯ (МОТИВИРУЮЩАЯ) ОСНОВА И СТРУКТУРА ПРОИЗВОДНОГО СЛОВА / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА / ЯРКАЯ ВНУТРЕННЯЯ СЕМАНТИКА / МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тихоновская Л.Е.

Статья содержит востребованность методического потенциала для реализации новых задач обучения словообразованию. Представлены словообразовательные средства современного русского языка. Намечены методические условия овладения лексическим богатством русского языка как средства речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Востребованность методического потенциала для реализации новых задач обучения словообразованию»

Пусть 7 = х 1 + У1 ], 7 = х21 + у2] два произвольных вектора, заданных своими координатами в ДПСК, тогда, используя доказанные выше свойства, найдём формулу для вычисления их полярного произведения

{ 1, 72 }= X I + -■-■---■■-■ ^

! + У1], х21 + Уг]^= х1х21 + XlУ2j + УlX2j — У1У2г = = (Х1Х2 - У1У г)1 + (Х1Уг + У 1х22) 3 Таким образом мы получаем

{7:

1,72 }= (Х,Х2 - У1У2)1 + (Х1У2 + УХ)]', С1)

Это, наряду с изложенным выше, делает обоснованным введение системы комплексных чисел в виде множества упорядоченных пар вещественных чисел (х, у) с соответствующими операциями.

Наконец от векторного представления комплексного числа можно перейти к формально символьному. Так как вектор г = 1, а ] = ] ]|= —1, мы вместо векторного представления комплексного числа 7 = Хг + У] можем написать его формальное представление z = х + у j, заменив вектор ] формальным символом j, и определив операции, в соответствии с изложенным выше, по правилам работы с алгебраическими многочленами, заменяя j2 на -1.

Список литературы:

1. Письменный Д. Конспект лекций по высшей математике. Полный курс. - Изд-во: АЙРИС ПРЕСС, 2006. - 602 с.

2. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2-х ч. - Ч. 1. Учебник (профильный уровень). - 6-е изд., стер. - М., 2009. - 424 с.

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ

© Тихоновская Л.Е.1

г. Москва

Статья содержит востребованность методического потенциала для реализации новых задач обучения словообразованию. Представлены

1 Аспирант, учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 1434.

словообразовательные средства современного русского языка. Намечены методические условия овладения лексическим богатством русского языка как средства речевой деятельности.

Ключевые слова словообразовательная система русского языка, словообразовательные средства; формообразующие аффиксы; словообразующая (мотивирующая) основа и структура производного слова; словообразовательная модель; морфемный и словообразовательный анализ слова; яркая внутренняя семантика; методические закономерности изучения словообразовательной модели.

Изучение и описание словообразования играет немаловажную роль в методическом описании русского языка в учебных целях. Исследуемая нами проблема связана с изучением системы словообразования в русском языке и с пониманием значения каждого словообразовательного форманта производного слова. Методика словообразования всегда опиралась на принцип «соблюдения системных связей в языке», требующий осознания закономерностей и связей между всеми элементами языка, что определяет сознательное усвоение единиц языка на всех этапах обучения. Определение окончания, корня, приставки, суффикса как значимых частей слова обусловлено необходимостью соблюдения в процессе обучения русскому языку структурно-семантического и функционального принципов, направленных на развитие лингвистического мышления, языкового чутья и совершенствования речевой деятельности.

В средней школе при изучении аффиксальных морфем - приставки и суффикса - нужно не только сформировать такое понятие, как значение морфемы как минимально значимой единицы языка (ее положение в морфемной структуре слова), но и ввести такие понятия, как словообразовательная модель и ее функционирование в словообразовательной структуре слова (то есть структурно-семантическая схема ряда производных слов и образец их построения), словообразовательный тип (то есть группа производных слов, образованных по одной словообразовательной модели), деривационное (словообразующее) значение модели (как результат семантического взаимодействия производящей основы и аффикса).

Для определения специфики работы над основой важно показать отличие морфологической основы от производящей. Мы последовательно вводим понятия производящая основа (это та основа, от которой образована производная основа), и добиваемся осознанного овладения словообразовательным анализом слова уже в 5 классе, то есть на ранних этапах систематического курса русского языка.

При этом включаем в анализ трудные случаи, например, когда корень и основа слова совпадают. В этом случае обращается внимание на то, что это совпадение только звуковое, а различие между ними - семантическое и функциональное: непроизводная основа указывает на лексико-грамматичес-

кую отнесенность, а корень слова не обладает таким свойством, поэтому принципы их выделения различны.

В практике обучения мы обращаем внимание учащихся на сравнение корня слова с аффиксальными морфемами, показываем, что корень является главной значимой частью слова, определяем его функцию в слове. Функциональная нагрузка корня слова заключается в том, что он выступает в морфемной структуре слова в качестве оформляемого элемента. В производной основе значение корня уточняется значением приставок и аффиксов, а в непроизводной основе - окончанием.

Мы заметили, что у школьников 5-6 классов словообразовательные способности чаще проявляются именно в нестандартной речевой ситуации, когда требуется понять незнакомое слово, опираясь только на его внутреннюю форму, т.е. первоначальную, словообразовательную семантику. Не учитывая словообразовательных связей и семантики слова, невозможно дать смысловую и словообразовательную характеристику производному слову, так как оно, являясь самостоятельной лексической единицей, остается связанной с производящей основой слова, в которой заключено его основное лексическое значение.

Нами установлено, что формирование лингвистического понятия о словообразовательной модели как трехкомпонентной структуре образования слов, содержащих образные средства (образного сравнения) вызывает интерес учащихся к овладению средствами словообразования.

Разработанная оригинальная методика предполагает использование новых в обучении родному языку технологий ситуативного характера, которые помогают закрепить полученные знания, учат ориентироваться в ситуациях, повышают мотивацию учения. См., игра-соревнование: «Будь начеку!», игра на правила: «Подумай и ответь!», диалог с текстом: «Я так понимаю слово-образ в этом тексте», ситуативно-тематическое обучение («Мои друзья», «Рассказ о своих успехах», «Кино», «Прочитанная книга»). См., также задания типа: «В каких словах текста (четверостишия и др.) вы заметили скрытое сравнение. Объясните их значение и докажите, что это производное слово. По какой модели оно образованно?» или «Напишите свое мнение о прочитанном тексте, употребляя производные слова, содержащие образные словообразовательные средства». По данным словообразовательным моделям образуйте и запишите слова: «основа сущ.+ суф. -ск- » (значение: похожий на...), «основа сущ. + суф. -е / -ене- (ть)» (значение: становиться подобным). Включите их в ситуации общения с друзьями.

Игра-соревнование: «Будь начеку!» Понимаем ли мы значение морфем? Двое учеников из двух разных команд выходят к доске и пишут под диктовку учителя слова, распределяя их по значению суффикса. Класс пишет в тетрадях. Различайте значения суффиксов -ство(о)- / -еств(о)-.

1) -ств (о)- / -еств (о) - «свойство характера»;

2) -ств (о)- / -еств (о) - «склонность к чему-либо»;

3) -ств (о)- / -еств (о) - «отрасль хозяйства»;

4) -ств (о)- / -еств (о) - «собирательность».

Список слов: творчество, любопытство, человечество, волшебство, коварство, мужество, творчество, пчеловодство, рыболовство, учительство, садоводство, домоводство, крестьянство, славянство, шефство, благородство.

Пояснение:

1) -ств (о)- / -еств (о) - «свойство характера»: коварство, мужество, любопытство, благородство;

2) -ств (о)- / -еств (о) - «склонность к чему-либо»: творчество, волшебство, шефство;

3) -ств (о)- / -еств (о) - «отрасль хозяйства»: домоводство, рыболовство, пчеловодство, садоводство;

4) -ств (о)- / -еств (о) - «собирательность чего-либо»: славянство, крестьянство, учительство, садоводство, человечество.

Диалог с текстом «Я так понимаю слово-образ в этом тексте»: определить значение приставок в подчеркнутых словах в тексте. Какое дополнительное значение придают словам суффиксы -очк, -онок в подчеркнутых словах в тексте. В последнем предложении найти сравнение как художественный прием авторской речи. Привести примеры, в которых используется прием художественного сравнения.

В полях тает, и на лугу подтаяло, а в лесу еще снег лежит нетронутый и сбился плотными подушками на земле и на ветках деревьев. Тонкие стволики с осени пригнулись к земле, примерзли и теперь ждут с часу на час освобождения. В лесной тишине сама собой шевельнулась еловая веточка. А как раз под елкой чутко спит зайчонок, страшно ему становится (не чаял он опасности), и вскакивает он в смятении и прислушивается. И тут на его глазах и другая, и третья ветка шевельнулись, и заяц почувствовал недоброе, пугливо метнулся в сторону и побежал, а потом сел столбиком и слушает (по М. Пришвину).

Коммуникативный принцип обучения предполагает презентацию учебного материала в соответствии с функционированием в разных жизненных ситуациях. Приведем несколько типовых, используемых нами в целях быстрого распознавания и использования семантических и образных словообразовательных средств в речи. Эти ситуации надо «разыграть» с учащимися: «Разреши посмотреть!»; «Как пройти к остановке автобуса?»; «Представьте себе, что вы на уроке литературного чтения»; «Вы возвращаетесь домой из школы».

Ситуативно-тематическая организация учебного материала («Школа», «Кино», «Прочитанная книга», «Друзья», «Рассказ о своих успехах» и тому подобное) - одно из существенных проявлений функционирования языковых словообразовательных средств в коммуникативных целях. Учащиеся

активно обмениваются мыслями, оценивают собственный вклад в обмене мнениями, при этом постигают систему и законы языка.

Конечно, учащихся нужно вовлечь в такую деятельность, поскольку си-туативность для них внутренне интересна, естественна, отвечает личностным устремлениям и помогает живому общению.

В учебных ситуациях необходимый для изучения и запоминания языковой материал записывается на доске.

Примерные реплики участников ситуации: «В выходной день мы отправляемся путешествовать по незнакомым местам, уезжаем на дачу, в деревню». «Мы в воскресенье с мамой и братом идем в лес. Мама знает ягодные места, где растет черника и малина. Иногда встречаем настоящий малинник со спелыми ягодами». «Когда мы отдыхали на море, по вечерам слушали морской прибой». «Мне запомнился выходной день, когда мы собирали грибы». Если встанешь рано, то по росе идешь в глубь леса, тогда соберешь корзину грибов: и подберезовики, и подосиновики; в сухом еловом лесу попадаются лисички.

Например, ситуация: «Как я провел выходной день». Записывается и путь образования производного слова: путь - путешествие - путешествовать - значение производного слова «странствовать по знакомых местам». См., также возможные производные слова: велосипед + -ист- получается слово велосипедист. К основе ягод + суффикс -н- Ягода - ягодный (ягодные места). Черный - черника - черничник. Малина - малинник. Море - морской (морской прибой). Река - речной (речная пристань, гавань, канал). Береза -подберезовик. Осина - подосиновик. Лиса - лисички (грибы рыжего света, похожие на рыжую лису). Ель - еловый.

Устная учебная ситуация может сочетаться с письменными заданиями творческого характера, см., сочинения: «Как я провел выходной день», «Незабываемая поездка к морю», «Мой отдых летом», «Как я провел лето», «Летом в лесу», «Летом на даче» и т.п.

Ситуативное обучение требует от учителя создания на уроке атмосферы непринужденности, доброжелательности, внимания к каждому мнению.

Эффективным является на таких уроках привлечение средств наглядности (детских зарисовок, схем, маршрутов, фотографий и др., а также аудиозаписей и фрагментов кинофильмов и т.п.) По ходу ситуации каждый из учащихся может задавать вопросы говорящему об участниках путешествия, схеме маршрута и тому подобное, таким образом стимулируя активный обмен мнениями в процессе живого общения. В таких ситуациях легко и непринужденно осуществляется коммуникативное общение с привлечением и пониманием изучаемого языкового материала по функционально-речевым характеристикам.

Использование типовых учебных ситуаций для развития коммуникативной компетенции продиктовано тесной связью языка с действительно-

стью. Это помогает учащимся видеть словообразовательные средства, передающие семантику образного сравнения.

Задание: что обозначает слово «стекленеет» (душа) в данном контексте? Поясните, используя ассоциативный ряд: похожий на..., подобный чему-то... Придумайте 3-5 слов, образованных по той же модели.

Тихо плачет живая душа В жестяной колыбели вагона, Половодье обид вороша, Стекленеет от горя душа.

(Артеева И.)

Объясните, как вы понимаете две последние строчки четверостишия. В каких словах вы заметили скрытое сравнение. Объясните его значение и докажите, что это производное слово. По какой модели оно образовано?

Впрочем, в этой утрате суда есть свобода и есть безмятежность: перед кем пламенеть от стыда, оскорбляя страниц белоснежность?

(Ахмадулина Б.).

Программа опытного обучения, предлагаемая нами, предусматривает изучение раздела «Словообразование» в 5 (а не в 6-м классе), то есть на более раннем этапе обучения; сведения о составе слова даются в режиме повторения, таким образом восстанавливаются преемственные связи между начальным и средним звеном обучения; 2) при изучении процессов словообразования дается опора на такие обобщающие понятия, как «словообразовательная модель», «производящая основа», «словообразовательный ряд», «словообразовательное гнездо слов» и другие; 3) внимание к семантическим признакам словообразовательных средств, в том числе к образным значениям производных слов, имеющих яркую эмоциональную окрашенность; 4) целенаправленный отбор нового дидактического материала, включающий связные тексты, а также упражнения и задания для творческой продуктивной деятельности; 5) использование ситуативного метода обучения, а также новых технологий игрового и соревновательного характера.

Новизна программы экспериментального обучения словообразованию выражается в пристальном внимании к смысловой стороне анализируемых фактов языка, формировании способности видеть языковую единицу во всем многообразии ее проявлений в языке и речевой деятельности, в том числе, в умении находить образную семантику словообразовательной модели.

Приводим фрагмент программы изучения словообразования в 5 классе.

Таблица 1

Фрагмент программы опытного обучения словообразованию в 5 классе

Тема Основные понятия Словообразовательные умения и навыки Типы словообразовательных упражнений и заданий

1. Словообразование как активный процесс образования слов в русском языке. Производное слово. Словообразовательные признаки производного слова. Производящая основа слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательный ряд. Умение выделить из ряда слов производное слово. Умение определить производящую основу. Умение образовать от данной производящей основы новое производное слово. Умение составить словообразовательный ряд. Практическая отработка основных словообразовательных понятий. Нахождение и определение производного слова, производящей основы слова. Составление и образование новых слов с данной производящей основой. Толкование производного слова на основе значения словообразовательных аффиксов.

2. Семантика словообразующих морфем производного слова. Значение словообразующей приставки, словообразующего суффикса в данном производном слове, мотивация образования нового производного слова. Умение определить (и сформулировать) значение словообразующей морфемы. Умение образовать производное слово с приставкой (суффиксом) данного словообразовательного значения. Умение подобрать нужное производное слово в учебной ситуации. Нахождение производного слова в тексте и определение его «текстового» лексического значения. Классификация производных слов по значениям словообразующего аффикса. Включение производного слова в контекст: см., игровое задание «Выбираем зерновой хлеб (подовый, крупяной, столовый и т.п.) в магазине». Работа со школьным словарем «Строение слов русского языка» и «Как сделаны слова в русском языке» (З.А. Потиха)

3. Образная семантика словообразовательной модели. Понятие об образности речи. Средства образности в словообразовании, словообразовательные модели с образной семантикой. Понимание образности речи. Умение отмечать образные средства в словообразовании. Образование производных слов по словообразовательным моделям образной семантики. Задания найти, оценить образность и дать толкование производным словам с образной семантикой. Включение нужного (образного) слова в контекст.

4. Словообразовательная модель с семантикой образного сравнения. Общее понятие о семантике сравнения. Средства сравнения в русском языке. Словообразовательная модель образного сравнения. Знание и понимание системы образных средств в русском языке. Умение находить и отмечать образные средства сравнения в тексте. Умение использовать словообразовательные средства для достижения более яркого, образного выражения содержания своего высказывания. Упражнения в понимании и передаче образного содержания текста, в создании собственного текста на основе образцового. Упражнение на использование образных средств в учебных ситуациях.

Внимание школьников в разработанной нами методике обращается на структурные и семантические особенности производных слов, на понима-

ние связей между производными и производящими словами. Мы отмечаем, что дети особенно быстро улавливают словообразовательную связь слов с «прозрачной» мотивацией и что словообразовательный анализ производного слова оказывается наиболее уместен, если он тесно связан с лексическим анализом, то есть с анализом семантических признаков слова.

Список литературы:

1. Земская Е.Е. Словообразование. Современный русский язык. - М., 2007.

2. Львова С.И. Занимательное словообразование. - М., 2010.

3. Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке. Справочник служебных морфем. - Л., 1974.

4. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., 1996.

5. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М., 1973.

6. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. - М., 1968.

КЕЙС-МЕТОД КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

© Чулова Ю.С.1

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Существующие правила для подготовки обучающихся подводят образование к состоянию, когда параметры традиционного образования не способны решить поставленные задачи. Для реализации образовательных программ в настоящее время выдвигается требование активного использования интерактивных форм обучения, с учетом системности и комплексности учебного процесса.

Преподаватели различный учебных заведений активно работают над использованием в процессе обучения неигровых имитационных технологий, имеющих одновременно личностную и профессионально-практическую направленность. К ним относится использование и кейс-метода. Проблема внедрения его в практику образовательного процесса вытекает из развития требований к качествам личности специалиста, способного ориентироваться в различных ситуациях и в наличии общей направленности в развитии образования, специфической ориентации -формирование мыслительной деятельности, развитие способностей.

Ключевые слова: кейс-метод, кейс, этапы создания кейса, типология кейсов, технологические особенности кейс-метода.

1 Магистрант кафедры «Гражданского и международного частного права (базовая кафедра Южного научного центра Российской академии наук)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.