Научная статья на тему 'Востребованность дополнительного Профессионального образования - веление времени'

Востребованность дополнительного Профессионального образования - веление времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Востребованность дополнительного Профессионального образования - веление времени»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев В. П.. Бурмистреико В. А., Фролов С. Г. Система «колледж - вуз» в свете формирования личности специалиста // Проблемы воспитания студентов в современном вузе: Тез. докл. II межвуз. конф. Екатеринбург: Изд-во УГГГА. 1997. Ч. I. С. 42-43.

2. Алексеев В. П., Фролов С. Г. Подготовка специалистов в системе «колледж - вуз» // Новые идеи в науке о Земле: Тез. докл. III Междунар. конф. М., 1997. Т. I. С. 194.

3. Алексеев В .П.. Фролов С. Г. Уральский горно-геологический образовательный комплекс // Уральское горное обозрение: Спец. вып. 1997. С. 34-40.

4. Концепция геологического образования в России. М.: Изд-во геол. ф-га МГУ, 1997. 74 с.

5. О подготовке специалистов по сокращенным программам // Инструктивное письмо Минобразования России от 30.03.1999 г. № 14-55-156 ин/15.

6. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориснтированного обучения // Вопросы психологии. 1995. №2. С. 31-41.

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

БАБЕНКО В. В.. КОРН ИЛ КО В М. В.

Основной целью создания Института дополнительного профессионального образования УГГУ (ИДПО), образованного в соответствии с приказом ректора в 2003 г., является консолидация усилий руководства вуза и сотрудников по развитию системы дополнительного профессионального образования (ДПО) в Университете.

Система ДПО в соответствии с основными нормативными документами Российской Федерации ориентирована на кадровое сопровождение программ социально-экономического развития государства, науки, техники, производства, своевременно обеспечивая повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководителей и специалистов разных направлений профессиональной деятельности. Основными видами ДПО в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» являются повышение квалификации (с выдачей удостоверения или свидетельства), стажировка (с выдачей удостоверения или свидетельства), профессиональная переподготовка (с выдачей диплома о профессиональной переподготовке) и дополнительное образование.

В состав ИДПО в настоящее время входят два основных подразделения:

факультет дополнитсльюго

профессионального

образования (ФДПО),

декан - профессор Корнилков М. В.;

Бизнес-Школа - Бизнес-Центр (БШ), руководитель - профессор Бабснко В. В.

Кроме того, в составе института - Центр компьютерной подготовки (ЦКП), рукоЕ-одитель -доцент Ильиных С. А.; отдел дополнительного образования студентов, методист Качур Е. С.; отдел повышения квалификации научно-педагогических работников, мстодист Качур Е. С.; заочное отделение - помощник директора Штро Л. Ф.

Одним из основных направлений действий руководства института, кроме собственно дополнительного образования, является создание единого информационного поля образовательных услуг и ценовой политики, координирующей уровень стоимости одних и тех же видов услуг в различных подразделениях университета.

Дополнительное профессиональное образование в форме повышения квалификации в разных объемах ведется по большинству лицензированных специальностей высшего профессионального образования университета.

Обучение по образовательным программам дополнительного образования осуществляется квалифицированным профессорско-преподавательским составом. В большинстве случаев преподаватели являются сотрудниками университета. В необходимых случаях преподаватели аттестуются в соответствующих надзорных органах,

Основными кафедрами, принимающими активное участие в образовательном процессе по повышению квалификации, являются:

• на ФДПО - шахтного строительства, разработки месторождений открытым способом, маркшейдерского дела, разработки рудных месторождений, безопасности горного производства, обогащения полезных ископаемых, горной механики, электрификации горных предприятий, эксплуатации горного оборудования, экономики и менеджмента и др.;

• в Бизнес-Школе - геоинформатики, геофизики, геофизики нефти и газа, недропользования. иностранных языков и деловой коммуникации.

Учебный процесс обеспечен аудиторным фондом - у института имеются две выведенные из общего учебного процесса аудитории. В необходимых случаях лабораторией планирования учебного процесса по запросам ИДПО выделяется дополнительный аудиторный фонд.

Основные подразделения ИДПО имеют следующие показатели работы.

Факультет дополнительного профессионального образовании

В 2003-2004 гг. ФДПО поддерживает деловое партнерство почти с 60 предприятиями Свердловской области, других субъектов Российской Федерации, ближнего н дальнего зарубежья. Из них наиболее крупные - ОАО «ГМК "Норильский никель"», ОАО «Качканарский ГОК "Ванадий"», ОАО «Соколовско-Сарбайскос горно-обогатительное производственное объединение» (Казахстан), ОАО «Севуралбокситруда», ОАО «Высокогорский ГОК», предприятия Уральской горнометаллургической компании, ОАО «Омсукчанская горно-геологическая компания», ОАО «Комбинат "Магнезит"» и др.

ФДПО продолжает сложившуюся практику обучения специалистов с выездом преподавателей на предприятия (ОАО «ГМК "Норильский никель"», ОАО «Омсукчанская горно-геологическая компания», артель старателей «Нсйва», предприятия г. Нижнего Тагила, г. Асбеста и др.).

Ведется большая работа по повышению квалификации специалистов совместного монголо-российского предприятия «Эрдэнэт», включающая обучение специалистов Монголии в УГГУ и их стажировку на горно-обогатительных комбинатах (ОАО «Качканарский ГОК "Ванадий"», ОАО «Учалинский ГОК» и др.).

Основные категории слушателей и продолжительность обучения по различным программам повышения квалификации на ФДПО (час) приведены ниже:

Руководители открытых горных и взрывных работ 300

Руководители подземных горных и взрывных работ 330

Горные электромеханики 180

Горные электромеханики 432

Маркшейдеры горных предприятий 72-240

Мастера обогатительных фабрик 180

Мастера обогатительных фабрик 432

Руководители взрывных работ 200

Рабочие взрывники, зав. складами ВМ 300

Обучение и аттестация по охране труда 36

Обучение и аттестация по промышленной безопасности 20 Право ведения топографо-геодезических работ при проведении градо-

строител ьной деятел ьности 108

Руководители гидродобычи 72

Кроме общих программ повышения квалификации по заявкам предприятий специалистами ФДПО по согласованию с заказчиком для конкретных условий разрабатываются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В течение календарного года на ФДПО проходят обучение по разным формам повышения квалификации 1200-1500 слушателей.

Бизнес-Школа - Бизнес-Центр

Ы11-БЦ осуществляет сотрудничество с ОАО «Башнсфтсгсофизика», ОАО «Татнсфтегсофи-зика», ОАО «Комбинат "Магнезит"», Евро-Трсйд-Сервис-Компанней, Славнефть-Мегионнефтегаз, Зеленогорскгеология, ОАО «Саратовнефтегаз», ОАО «Хантымансийскнефтегазгеология», ОАО «Красноярскнефтсгеофнзика» и др.

Основные курсы и продолжительность обучения приведены ниже:

Сокращенное высшее обраювание Второе высшее образование

Профессиональная переподготовка с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» Переподготовка специалистов в области обработки сейсморазведочных данных

Повышение квалификации по теме: «Гидрогеология и экология для горных предприятий»

Радиационный контроль и взрывоопасностъ металлолома Радиационный контроль объектов окружающей среды Дозиметрия

Радиационная безопасность, учет, контроль и физическая защита источников ионизирующего излучения

3,5 года 2,5 года

2 года

610 часов

36 часов 36 часов 72 часов 36 часов

36 часов

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются как на базе университета, так и с выездом на предприятия.

В Бизнес-Школе ведется организационно-техническая работа по развитию дистанционного обучения в области профессиональной переподготовки. Создана специализированная аудитория для интерактивного обучения в корпоративной сети системы вузов.

Ежегодно в Бизнес-Школе обучается более 300 слушателей.

Расширение традиционной сферы деятельности ИДПО идет в следующих оснсвных направлениях:

1. Повышение квалификации специалистов зарубежных стран.

Создано представительство УГГУ в Монголии. Совместно с Управлением международной деятельности УГГУ (начальник УМД - доцент Беляев В. П.) готовятся новые договоры с СП «Эр-денст» и СО «Монголросцветмет» по повышению квалификации специалистов.

Ведутся переговоры о повышении квалификации с Алмалыкским ГОКом (Узбекистан), с предприятиями Казахстана (в частности, ОАО «Кустанайасбсст», ОАО «Донской ГОК», Каза-юмиром, АО «Национальная компания "Казмунайгаз"» и др.).

2. Развитие сферы профессиональной переподготовки специалистов с выдачей дипломов о дополнительном профессиональном образовании.

Проведена переподготовка специалистов ОАО «Батнефтегеофизика» по сейсморазведке; проведены курсы профессиональной переподготовки специалистов совместно с Сургутским университетом; ведутся курсы профессиональной переподготовки (2 года) с присвоением квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

В ближайшее время планируется разработка программ профессиональной переподготовки по основным лицензированным специальностям университета с целью развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий и организаций в рамках Уральского горнопромышленного университетского комплекса.

Образован Экспертный совет «Повышение квалификации, переподготовка специалистов и подготовка кадров высшей квалификации». В январе 2004 года проведено очередное заседание, на котором принята Концепция развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов горного и геолого-гсофизичсского профиля предприятии Уральского региона» (авторы: Миронов В. В., руководитель Уральского управления по технологическому и экологическому надзору; Корнилков М. В.. директор ИДПО) (см. приложение).

В ИДПО кроме традиционных направлений работы в области ДПО с моменш ею образования начали развиваться новые направления деятельности, координируемые непосредственно руководством института:

- дополнительное образование студентов;

- повышение квалификации научно-педагогических работников;

- заочное обучение студентов из стран ближнего зарубежья.

1. Дополнительное образование студентов университета.

В соответствии с Корпоративным образовательным стандартом для студентов, обучающихся в УГГУ, разработаны программы дополнительного образования для студентов, обучающихся по Генеральному договору между УГГУ и ООО «УГМК-Холдннг», по математике, физике, иностранному языку, информатике, управлению персоналом, а также по специальным дисциплинам. В 2003/2004 учебном году была проведена работа по выполнению дополнительного соглашения к Генеральному договору с ООО «УГМК-Холдннг» по дополнительным образовательным услугам хпя студентов 1-2-го курсов по математике и физике. В рамках учебного плана также проведено первоначальное психологическое тестирование студентов. В 2004/2005 учебном году планируется расширить сферу дополнительных образе ватсльных услуг для студентов, обучающихся по данному договору.

2. Повышение квалификации научно-педагогических работников.

В ИДПО разработаны типовые программы повышения квалификации педагогических работников средних специальных учебных заведений (ССУЗ) по основным направлениям образовательной деятельности университета. В настоящее время проводится выявление приоритетных направлений повышения квалификации совместно с руководителями учебных заведений, входящих в состав Уральского горно-геологического образовательного комплекса.

3. Заочное обучение студентов из стран ближнего зарубежья.

По поручению ректората ИДПО участвует в работе по реализации договора с Навонйскнм ГМК (координатор программы - профессор Козин В. 3.), в рамках которого институт выполняет функции деканата по обучению двух групп студентов (по 25 человек) заочного обучения по специальностям «Открытые горные работы» (подготовка горных инженеров из числа бакалавров по направлению «Горное дело») и «Обогащение полезных ископаемых» (подготовка горных инженеров из числа лиц со средним техническим образованием по данной специальности).

Динамичное развитие промышленности России приводит к повышенной востребованности многих видов дополнительного профессионального образования специалистов горно-механического и геолого-гсофизичсского профиля. Руководство ИДПО и его сотрудники готовы к творческому диалогу с предприятиями и организациями по любым вопросам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Приложение

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОРНОГО И ГЕОЛОГО-ГЕОФНЗИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА

МИРОНОВ В. В., КОРНИЛКОВ м. в.

]. Общие принципы

Последнее десятилетие прошедшего века и первые годы нынешнего столетия характеризуются развивающимися практически во всех развитых странах мира процессами переоценки роли и места образования в обеспечении устойчивого развития общества.

Образование специалиста не заканчивается в вузе, оно продолжается и наполняется новым содержанием в течение всей его профессиональной карьеры. В связи с этим на высшие учебные заведения в качестве приоритетной функции вохзагается не только подготовка квалифицированных специалистов, но и предоставление всзможности гражданам получить дополнительное образование определенного профиля и уровня в соответствии с желаниями человека, его материальными возможностями, ситуацией на рынке труда, востребованностью той или иной профессии.

В принятой решением коллегии Министерства образования России «Программы развития дополнительного профессионального образования в Российский Федерации на 2002-2005 годы» система дополнительного профессионального образования (ДПО) рассматривается как система непрерывного образования, ориентированная, в первую очередь, на удовлетворение потребностей личности, работодателей и общества в целом. Модель функционирования системы ДПО представлена на рис. 1.

В декабре 200! года Правительство Российский Федерации одобрило Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года. В соответствии с Концепцией система образования должна быть более ориентирована на рынок труда и требования социально-экономического развития страны, также предусматривается «развитие системы образования взрослых и непрерывного профессионального образования».

Система ДПО должна быть ориентирована на кадровое сопровождение программ социально-экономического развития государства, науки, техники, прои-толетня, своевременно обеспечиияя повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководителей и специалистов разных направлений профессиональной деятельности. Структура ДПО в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» приведена на рис. 2.

Данные мониторинга рынка труда позволят сформировать многофакторную модель структуры трудовых ресурсов и определить потребности народного хозяйства в кадрах различной квалификации. Эти данные позволят разработать модели профессиональной деятельности разных категорий и групп специалистов с учетом текущих и прогнозных требований к содержанию их трудовых функций.

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности обеспечивает расширение квалификации специалиста. Специалисты приобретают знания, необходимые для выполнения ранее не выполнявшихся ими видов деятельности в соответствии с имеющейся у них квалификацией по основному образованию.

Программы профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации позволяют приобрести знания, навыки и умения, дающие возможность выполнять работу по занимаемой должности на более высоком уровне.

Рис. 1. Модель функционирования ДПО 19

Рис. 2. Структура ДПО

Главной целью стратегического развития системы ДПО региона является создание та-\ слови й. при которых обеспечивалось бы воспроизводство квалификации персонала, швающего конкурентоспособность предприятий и организаций в условиях быстроиз-1сйся внешней среды. Для этого необходимо создание работоспособных систем, обсспе-1их подготовку управленческой элиты, повышение квалификации и переподготовку псрсо-[ как для крупных корпораций, так и для предприятий малого и среднего бизнеса. В качестве приоритетных направлений развития системы ДПО можно выделить следующие:

1. Развитие системы повышения квалификации и профессиональной подготовки спсциали-I совместно с базовыми предприятиями горного и геолого-геофизического профиля, которые на

этапе на основе взаимовыгодного сотрудничества могут обеспечить развитие матсриально-:кой базы ДПО. Разработка програк(м повышения квалификации должна вестись совместно с вопрами внутрифирменного обучения на базе сформированных корпоративных стандартов по-1Я квалификации специалистов.

2. Формирование проектного подхода к услугам ДПО - построение учебного процесса в разработки проекта, направленного на решение проблем эффективной работы прсдприя1ия,

ю при организации образовательной деятельности как процессного консультирования.

3. Развитие системы внутрифирменного обучения (ВФО) как механизма процесса реализации юг© подхода к ДПО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время у системы ВФО как самостоятельного вида обучения имеются следую-недостатки: слабое финансирование; отсутствие специалистов-организаторов ВФО, имеющих 1ьную подготовку; неразвитая нормативно-правовая база профессиональной персподготов-п п повышения квалификации.

4. Создание инфраструктуры для реализации консультационно-образовательных проектов на тхаприятиях.

5. Повышение личной заинтересованности работников в повышении квалификации.

II. Система повышения квалификации специалистов горно-гсолотческого профили

Для прогнозной оценки потребностей рынка труда в кадрах различных специальностей шфикации, для обоснования необходимой системы повышения квалификации на предпри-а также для экспертизы программ дополнительного профессионального образования ш Уральском регионе необходимо образование экспертного совсга, состоящего из нредсгави1елей федеральных надзорных органов (Уральское управление Госгортсхнадзора России и др.), ведущих специалистов системы ДПО, руководителей крупных горнодобывающих предприятий.

При современной динамике развития техники и технологии необходимый срок значительного обновления знаний в отдельных отрасляч составляет 5-10 лет.

Вместе с карьерным ростом специалиста на предприятии возрастает и потребность в расширении круга его знаний.

Следовательно, система повышения квалификации должна развиваться в грех основных на-книях:

• углубление профессиональных знаний в пределах основной квалификации специалиста (в »ую очередь, для линейного персонала предприятия - горный мастер и др.);

• профессиональная переподготовка по смежным специальностям предприятия (для специалистов, находящихся в резерве на замещение руководящих должностей);

• обучение специалистов и руководителей научным основам работы с персоналом: управ-зенчсскнс, социологические, психологические дисциплины.

Для руководящих работников (директор, главный инженер и др.) рекомендуется совмещение краткосрочных форм повышения квалификации - семинары по актуальным темам науки и производства (1-2 дня), стажировки с выездом на передовые предприятия, при необходимости - профессиональная переподготовка в смежных отраслях.

Для реализации приведенных выше положений необходимо разработать в Уральском регионе и согласовать с властными структурами нормативы минимального уровня повышения квалификации специалистов на предприятиях горно-гсологичсского профиля (в часах). Так, для предпри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.