Научная статья на тему 'Востоковедение и глобалистика'

Востоковедение и глобалистика Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2256
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / ГЛОБАЛИСТИКА / ВОСТОК / ЗАПАД / ГЛОБАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рябченко Николай Павлович

В условиях глобализации изучение Востока как глобального макрорегиона становится всё более актуальным. При этом важно адекватное понимание мира как целого, представляющего собой взаимодействие двух полюсов Востока и Запада. Автор выделяет два основных направления развития современного востоковедения: актуальное, которое занимается отслеживанием современных процессов социально-экономического, политического и культурного развития восточных стран, и фундаментальное, призванное формировать теоретические основы понимания Востока и мира в целом. Для решения таких масштабных и сложных проблем востоковедение нуждается в должном внимании и поддержке со стороны Российского государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Востоковедение и глобалистика»

Дискуссия

Рябченко Н.П.

Востоковедение и глобалистика

Востоковедение имеет самое непосредственное отношение к глобалистике, занимающейся глобальными проблемами и процессами по той простой причине, что страны Востока составляют большую часть населения планеты и всё сильнее влияют на мировое развитие. Восток является глобальным макрорегионом, включающим страны Азии, Северной и Северо-Восточной Африки. Исторически граница между Востоком и Западом не столь определённа, она реально изменялась и продолжает изменяться, поэтому востоковедение всегда имело тенденцию выходить за формально отведённые ему территориальные рамки. В настоящее время оно «кооперируется» с африканистикой, что позволяет более широко охватить незападный мир. Кроме того (и это также очень важно), «востоковедение может стать наукой, объясняющей мир в целом», так как «только востоковедение, понимаемое расширенно как востоковедение и африканистика, предлагает научно-гуманитарное обоснование дихотомии Восток - Запад, что в интерпретации востоковеда означает: «Азия - Африка и весь остальной мир»» [4, с. 8].

Глобалистика, по определению специалистов факультета глобальных процессов МГУ, «представляет собой междисциплинарную науку, предметом которой является глобальное развитие, под которым понимается вся совокупность взаимосвязанных и коэволюцион-ных процессов и систем» [8, с. 11]. Главное и основное, в чём востоковедение сопрягается с глобалистикой - это как раз её возможности «объяснить мир в целом» как постоянно развивающуюся систему, неотъемлемой частью которой является Восток, помочь понять фундаментальные основания этой системы и далее отслеживать действие восточных факторов на её эволюцию.

Как и всякая наука, востоковедение претерпевает изменения, развивается. Классическое востоковедение в основном было обращено к изучению древних и средневековых культур и цивилизаций восточных народов. В период колониализма получило распространение практическое востоковедение, связанное с изучением языков и культур народов Азии и Африки. Когда колонии стали обретать независимость, страноведение начало заменять востоковедение [3, с. 63-65]. В конце ХХ в. страноведение было потеснено регионове-дением, включающим в себя изучение, как отдельных стран, так и их региональных групп. Следующий шаг, который предстоит совершить вновь, уже на современном уровне научного знания, - это переход к изучению мировых макрорегионов - Востока и Запада. Глобализа-

ция, сделавшая мировое единство более тесным, отчётливо выявила их несхожесть, противоречия, а отсюда необходимость специального глубокого исследования.

Страноведение и регионоведение, хотя и возникли во многом в связи с изучением Востока, но вышли за его рамки и охватывают весь мир. В настоящее время их объект - опять, в первую очередь, Восток, буквально на наших глазах совершающий быстрый рывок вперёд. «Западоведение» хотя и существует, но для Запада «не с руки» исследовать самого себя, восточные же страны в большинстве своём не имеют необходимых для этого научных сил. Для России, находящейся между двумя мировыми полюсами, привычнее и более актуально в научном плане наблюдать за тем, что происходит на Востоке. Есть ещё одна, основная, причина дальнейшего подъёма востоковедных исследований, связанная с тем, что глобализация - лишь этап в постепенном преодолении цивилизационного «локализма» и формировании глобальной цивилизации. Чтобы понять роль и возможности Востока в процессе её становления как раз и надо будет развивать востоковедение, все его аспекты, начиная с классических основ.

Можно выделить два основных направления развития современного востоковедения. Одно касается изменений, происходящих в странах Востока в ходе глобализации. Назовём его актуальным. Второе - фундаментальное, раскрывающее исторический опыт, традиции, «генетический код» культур и цивилизаций Востока. В значительной мере они связаны между собой, так как страны Востока в ходе современных трансформаций сохраняют тесные связи со своей традиционной культурой. Пример тому - отношение к конфуцианству в современном Китае.

Но прежде чем обратиться к изучению восточного макрорегиона и его составных частей, необходимо иметь адекватное понимание мирового целого, хода и характера его развития. Оно не может быть какой-то произвольной конструкцией, а должно опираться на естественные основания, так как человечество есть неотъемлемая часть природы и в своём существовании теснейшим образом связано с ней. Сама его восточно-западная структура повторяет характерные для природы бинарные оппозиции, заложенные в двойной спирали ДНК и, соответственно, в строении всего живого. Антропологические и другие различия народов Западной Европы и Восточной Азии, включая особенности их сознания - большую «левополушароность» одних и «правополушарность» других - указывают на их полярность [2, с. 52-53; 11; 12, с. 191; 16, с.87-89; 18; 20, с.29-33; 22, с.72; 23]. Все остальные народы несут в себе более или менее ярко выраженные черты переходности между Востоком и Западом, что хорошо видно на пространстве Евразии. Народы Чёрной Африки, выделяясь цветом кожи, судя по их антропологии, языкам [1, с. 62], культуре, особенно современной музыкальной афроамериканской, всё же ближе к европейцам. В период Новой истории возникли «переселенческие филиалы» Запада в Северной Америке, Австралии и Южной Африке, но это не изменило принципиальную схему строения человечества.

Как и всё в природе, человечество постоянно находится в движении, изменении. Восточно-западные миграции народов прослеживаются с глубокой древности [5, с.41-44]. Объективные предпосылки для этого заданы географическими условиями Евразии, имеющей своеобразный коридор между Северным ледовитым океаном и рядом горных систем на юге. Его большая протяжённость и сложность для прохождения из-за рек, лесов, пустынь затрудняли взаимодействие между Востоком и Западом, давая возможность для их преимущественно самостоятельного развития, но время от времени происходила экспансия то одного, то другого полюса, поддерживавшая и укреплявшая целостность мира.

Цивилизация Востока в древности способствовала зарождению западной цивилизации, но сама сохраняла лидирующее положение. Более 500 лет назад началось возвышение Запада, ставшего затем играть ведущую роль в мире. В настоящее время мы можем наблюдать новый подъём Востока. Весьма вероятно, что в не очень далёком будущем мировое лидерство вновь перейдёт к нему. Такое чередование, обусловленное конкретными историческими причинами и условиями, вместе с тем является отражением мировой динамики. Запад как энергичное мужское начало выступает инициатором всевозможных новаций и изменений. Восток, воплощая мировое женское начало, склонен к стабильности, закреплению достигнутых результатов, гармонии. Изменчивость и устойчивость вместе как раз и составляют механизм развития. В сущности, он заложен самой природой: сначала в разделении полов, потом был воспроизведён в структуре человечества.

Биполярность мира стала особенно очевидной в последние десятилетия. Западная Европа, представленная в настоящее время более широким объединением - Европейским Союзом, вместе с Соединёнными Штатами и другими своими «переселенческими филиалами» сформировала отчётливо выраженное цивилизационное ядро. Другое, восточное, ядро, ведущее свою историю с глубокой древности, возрождается и активно формируется в Восточной Азии вокруг Китая, и будет включать в себя также Юго-Восточную Азию, с которой она всё активнее интегрируется [24]. В то же время более отчётливо проявился специфический евразийский характер российской цивилизации. Похожая ситуация с иберо-американской цивилизацией Латинской Америки, противостоящей воздействию вестерниза-ции и сохраняющей особый статус. К переходным регионам следует также отнести страны Востока, расположенные за пределами восточного цивилизационного ядра и Африку. Страны переходной зоны не только подвергаются воздействию обоих мировых полюсов, но и в какой-то мере влияют на них, что усложняет мировую динамику и её понимание.

Актуальное востоковедение призвано отслеживать современные процессы социально-экономического, политического и культурного развития восточного макрорегиона в условиях глобализации. Особенно большой интерес представляет процесс модернизации Китая, усиливший его мощь и влияние в мире и сопровождающийся глубоки-

ми изменениями самого китайского общества. Также важно изучение современной быстро развивающейся Индии, не только как одного из крупнейших государств мира, но и как многонациональной страны, где в условиях демократии региональный сепаратизм одерживает одну победу за другой, и пока не ясны отдалённые последствия этого процесса [10]. Юго-Восточная Азия даёт нам пример успешной региональной интеграции, осуществляемой АСЕАН. Чёрная Африка требует к себе внимания как проблемный регион периферии капитализма, страдающий от бедности, отсталости и гражданских войн. Требует дальнейшего изучения феномен «арабской весны» 2011г., вызвавшей политические потрясения и крушение авторитарных режимов в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока.

Весьма актуально для нас изучение и Российского Востока -народов Кавказа, Сибири, малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Необходимо отслеживать влияние на них изменений, связанных с глобализацией, чтобы своевременно смягчать негативное и поддерживать позитивное воздействие.

Широкий простор для исследователей даёт изучение влияния глобальных проблем на страны Востока и подходов к их решению. Подавляющее количество глобальных проблем, таких как продовольственная, демографическая, поддержание мира, преодоление отсталости, загрязнение окружающей среды и др. непосредственно касаются восточного макрорегиона, но его народы не могут самостоятельно с ними справиться. Не в последнюю очередь это связано с существующим в мире порядком, где доминирует Запад, умело и энергично извлекающий из него выгоды и усугубляющий неравенство возможностей для слаборазвитых стран. Поэтому кроме собственных усилий по решению глобальных проблем Восток всё больше использует свой растущий политический вес и влияние на положение дел в мире. Анализ этой тенденции представляет научный и практический интерес в плане эволюции современных международных отношений.

Фундаментальное востоковедение призвано формировать теоретические основы понимания Востока и требует изучения языков, культуры и исторического опыта народов. Глобалистика, как комплексное научное направление, для решения своих задач может обращаться к уже имеющимся наработкам в области востоковедения и развивать совместную тематику исследований по самым разным направлениям. При этом в востоковедении важно иметь солидные научные заделы и поддерживать их, что послужит хорошим источником развития как его самого, так и глобалистики.

Язык как зеркало культуры точно отражает самые существенные черты сходства и различий народов. Языковые картины мира показывают это достаточно убедительно [13; 26]. Необходимо их дальнейшее всестороннее исследование, но этого недостаточно. Нельзя обойтись без полного и глубокого охвата всех проблем лингвистики, включая происхождение языков, их строение, связи, влияния и т. д.

Культура включает всё многообразие прямых и косвенных связей и отношений человека как существа, обладающего разумом и способностью к развитой орудийной деятельности, и природы, про-

явленные в его деятельности, мышлении, языке, поведении. Восток, в отличие от Запада, всегда стремился сохранять и поддерживать гармонию в отношениях человека и природы, и этого же принципа придерживаться в обществе. Различные аспекты данной проблемы нашли отражение в философской и общественно-политической мысли восточных народов. Восток изначально был и остаётся кладезем мудрости и опыта для всего человечества [См.: 28]. В настоящее время основным, во всяком случае, как необходимый этап в развитии востоковедения, представляется энциклопедический подход к освоению этого богатства знаний. Примером здесь может служить недавно вышедшая в свет 6-томная энциклопедия «Духовная культура Китая» [7]. Подобные энциклопедии следует создать и по другим странам.

Исторический опыт народов Востока представляет особенный интерес в двух аспектах: как опыт отношений человека и природы и как опыт достижений в организации общества и государства [19]. Перенаселённость многих восточных стран создаёт чрезмерную нагрузку на окружающую среду и часто приводит к её деградации. Но это не означает, что люди не знают, как следует строить отношения с природой. Сельскохозяйственный календарь, использующийся в Восточной Азии, он же традиционный народный, - одно из величайших достижений человечества, позволяющее людям жить в одном ритме с природой. Трогательную заботу о природе издавна привыкли проявлять японцы. Народы, ведущие традиционный образ жизни и занимающиеся охотой и кочевым животноводством, стремятся сохранять баланс её возможностей. Здесь мы видим прообраз современной идеи устойчивого глобального развития.

Огромный опыт Восток имеет в сфере общественных отношений. С глубокой древности его народы знали, как должно быть устроено общество, и что нужно делать, чтобы поддерживать его стабильность и социальный мир. Эти знания особенно актуальны в настоящее время, когда мировое сообщество переживает глубокий кризис. Практически мы имеем дело с моделью развития, альтернативной современному либерализму. Многое из её арсенала придётся использовать, чтобы преодолеть нынешнее кризисное состояние мира. Прежде всего, нужна поддержка и защита производящей экономики. В развитых восточных аграрных обществах традиционно это была забота о сельском хозяйстве, как главной в то время отрасли, и сдерживание торговли и других второстепенных видов деятельности. Принцип поддержки производства важен для современной индустриальной и постиндустриальной экономики. Явно ненормальное положение, когда развитые государства в угоду либеральной идее «под корень» ликвидируют свою промышленность и перекладывают бремя труда на другие народы, бросается в глаза самим жителям этих стран [32]. Объективными показателями неблагополучия здесь является чрезмерный дефицит внешнеторгового баланса и постоянно растущий внешний долг, достигающий астрономических величин.

Другой фундаментальной проблемой является использование ссудного процента. На Востоке всегда хорошо понимали, какую разрушительную для общества роль он играет, и ограничивали его ис-

пользование, а то и вовсе запрещали. Ситуация в современном западном мире, где 1% населения сконцентрировал у себя несметные богатства, разными способами изъятые у 99% остального населения, приведшая к их противостоянию, массовым акциям протеста, прежде всего, является следствием финансовых спекуляций современных ростовщиков. На этом фоне опыт исламского мира, который старается обходиться без использования ссудного процента, выглядит привлекательно.

Острые противоречия между Западом и Востоком в настоящее время существуют по проблеме демократии. Запад выступает как её воинственный сторонник, Восток, будучи вынужден ему уступать, тем не менее, сохраняет в большей или меньшей степени приверженность иерархии. И это не случайно. Иерархия - одна из базовых составляющих любого общественного устройства. Она не исчезает даже при демократии (чего сами демократы часто не замечают), так как всегда различается политический вес партий и, соответственно, степень их влияния в обществе. Понимая неустранимость иерархии, в Древнем Китае нашли конструктивное решение: идея Конфуция о государстве-семье позволила воспроизвести в социуме неконфронта-ционные отношения старшинства. На протяжении двух с половиной тысяч лет это себя в целом оправдывало. Исторический опыт Китая показывает, что не только демократия, но и неконфронтационные иерархические отношения, когда «старшие» заботятся о «младших», сильные помогают слабым, являются благом. Различные их формы продолжают существовать и в наше время во внутренней и внешней политике китайского государства. Помогая развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, КНР подтверждает это на практике. Такая иерархия не разделяет людей, а, напротив, способствует их единству и, в конечном счёте, единству глобального мира.

Психологические особенности народов оказывают чрезвычайно сильное влияние на их поведение, деятельность и судьбы. Э.Н. Комаров справедливо отмечает, что изучение психологии и религиозного мышления восточных народов имеет не только практическое значение для понимания их общественно-политической жизни, но и поможет понять различия исторического процесса на Востоке и Западе [6, с. 38].

Сложность современного этапа мирового развития состоит главным образом в том, что меняется его вектор, причём самым радикальным образом - от Запада к Востоку, и одновременно происходит подъём на более высокий уровень - к глобальной цивилизации.

Ещё в начале ХХ в. О. Шпенглер нарисовал убедительную картину заката Западного мира [33]. Позже в полный голос заявил о себе Восток, освободившийся от колониальной и полуколониальной зависимости. Запад, используя военную, экономическую мощь и технологическое превосходство, продолжал сохранять господствующее положение и даже расширил своё влияние за счёт распавшегося социалистического лагеря. Но в настоящее время, особенно в связи с мировым кризисом, его положение становится всё более сложным. Экономический рост минимален, тогда как Китай, Индия и ряд дру-

гих восточных стран продолжают развиваться высокими темпами. Усиливаются внутренние социальные проблемы Запада, а также противоречия «золотого миллиарда» с остальным миром. Однако не это главное: стремительно сокращается доля Запада в общей численности человечества [14, с. 148-149]. Она приближается к 10% [30, с.21] и, судя по всему, будет снижаться дальше. То есть сохранять мировое лидерство, не говоря уже о господстве, Западу будет труднее, а с какого-то времени в будущем и вовсе невозможно. Его место прочно займёт Восток. И это не всё: перемены будут ещё глубже и основательнее.

ХХ в. крушениями монархий и двумя мировыми войнами показал, что патриархат переживает глубокий кризис [21, с. 136-137]. В те же годы произошло всестороннее усиление роли женщин в обществе. Этот процесс продолжается. Наивно полагать, что с достижением полного равенства полов он остановится. Женщины имеют важные преимущества перед мужчинами, такие как большая продолжительность жизни, психологическая устойчивость, меньшая подверженность социальным порокам. С ослаблением патриархата этот потенциал будет реализовываться и менять баланс власти и влияния в пользу женщин. Пока не приходится говорить о наступлении матриархата, но, без сомнения, будущий мир станет не только более восточным, но и более женским.

Мужское и женское начало тесно связаны между собой. Когда одно из них достигает предела своих возможностей и начинает ослабевать, происходит усиление другого, потом наоборот. На глобальном уровне эти ритмы - ритмы истории. С мужской стороны они несут изменения, с женской - восстанавливают и поддерживают устойчивость развития. Благодаря изменениям, вносимым мужским началом, движение идёт не по кругу, а спиралеобразно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку. Полная смена исторического вектора происходит, когда инициатива и возможности для её реализации переходят к противоположной стороне. Наше время, судя по всему, и есть период смены вектора глобального развития: от западного к восточному, от мужского - к женскому. Содержательный смысл происходящих перемен, вероятно, состоит в том, что после нескольких веков инициированного Западом бурного прогресса и связанных с ним трансформаций пришла пора заняться восстановлением нарушенной гармонии в отношениях человека и природы и в среде человечества.

Основным фактором, ещё более усложняющим мировую динамику, является цивилизационный. Цивилизация - уровень развития культуры, на котором человеческие сообщества, а, в конечном счёте, и всё человечество, начинают выступать как субъекты в отношении природы. Если в культуре связь человек-природа достаточно тесная и люди всегда вынуждены считаться с реакцией природы на свои действия, то с переходом к цивилизации человек, опираясь на силу и возможности разума, пытается выделиться из природы, и даже победить её, что в принципе невозможно. В каждой цивилизации это происходит по-своему, но в целом сводится двум типам отношений: восточному и западному. Для первого характерна более сдержанная

позиция, стремление учитывать естественный ход событий, для второго - энергичная, экспансивная борьба с природой.

Как бы ни гордился человек достижениями своей цивилизации, она, являясь воплощением разума, всё же не выходит за пределы его отношений с природой. Ведь разум тоже, в конечном счёте, её порождение. И сам конфликт с природой, вызванный цивилизацией, не что иное, как конфликт внутри самой природы: части, которую представляет человек разумный, и остального природного, пока ещё главным образом земного мира. Складывающаяся глобальная цивилизация делает этот конфликт всеобъемлющим. Вряд ли он может разрешиться в земных условиях, где вмешательство человека в природные процессы зашло слишком далеко и продолжает нарастать. Похоже, только глубокое проникновение в космос позволит человечеству более скромно оценить свои возможности, а до тех пор остроту конфликта смягчит то, что формирование глобальной цивилизации будет происходить при ведущей роли сравнительно близкого природе и не такого напористого, как Запад, Востока.

Какие задачи придётся решать востоковедению ввиду таких перспектив мирового развития? На мой взгляд, в первую очередь следует заняться углублённым изучением восточного культурно-цивилизационного ядра как ведущей силы грядущих перемен. Необходимы мониторинг интеграционных процессов, происходящих в Восточной Азии, и прогнозы тех последствий для региона, соседних регионов, Запада и всего мира, к которым они приведут. Одновременно следует продолжить изучение фундаментальных основ вос-точноазиатской цивилизации, чтобы видеть и понимать действие глубинных факторов, влияющих на её устойчивость, а также на характер и направленность политики государств данного региона. Далее необходимо выяснить, как будет меняться положение на всём Востоке под экономическим, политическим и культурным влиянием этого ядра. Можно предположить, что ситуация сложится непростая. Одни страны, главным образом связанные с ним исторически, достаточно легко вновь перейдут под его влияние. Другие - сделают это менее охотно. Третьи будут упорно отстаивать свою самобытность, и искать поддержку на Западе и у влиятельных государств переходной зоны, таких как Россия. Ситуацию в каждой из восточных стран придётся отслеживать с привлечением учёных, занимающихся не только актуальным, но и фундаментальным востоковедением.

Специально придётся заниматься изучением проблем, связанных с формированием глобальной цивилизации. Предстоит выяснить характер и особенности новой, с «восточным уклоном», субъектности человечества в отношении природы, как такая цивилизация будет влиять на развитие человечества, каким будет характер культурных процессов. Довольно острые противоречия, скорее всего, возникнут не только в отношениях Востока с Западом, но и внутри самого восточного социума. Восток, несмотря на свою «женскую» природу, отнюдь не склонен поощрять эмансипацию прекрасного пола. Особенно это относится к исламскому миру. Что означает гораздо меньшие возможности для утверждения в мире ведущей роли женщин, чем

можно было предположить, исходя из тенденций, которые мы можем наблюдать на Западе.

Особо сложный и актуальный вопрос - связь ростков новой цивилизации с существующей западной капиталистической техногенной цивилизацией, стремящейся сегодня максимально плотно охватить весь мир. Чтобы двигаться дальше, предстоит решать порождённые ею проблемы, связанные с глобальным неравенством, а для этого выяснить, какие идеи и концепции, в том числе из арсенала антиглобализма и альтерглобализма, здесь подходят и как они работают на восточной почве. Также следует учесть и использовать те полезные элементы глобализации, которые способствуют сплочению и развитию народов и стран. В этой связи представляет интерес проблема взаимодействия человека с миром техники. Здесь может быть полезен опыт технически высокоразвитых Японии и Южной Кореи. Наконец, требует мониторинга и исследований проблема изменения идентичности в процессе формирования глобальной цивилизации.

Таким образом, востоковедение как комплексная научная дисциплина представляет собой необходимый компонент в изучении современного глобализирующегося мира. Позволяет понять закономерности взаимодействия Востока и Запада, учесть исторический опыт восточных народов, особенности их культур и современного развития, что должно способствовать решению глобальных проблем и продвижению к цивилизации будущего, более совершенной, чем те, которые до сих пор знало человечество.

Одним словом, в глобалистике открывается самое широкое поле для востоковедения. Но наличных научных сил явно недостаточно. В постсоветский период в российском востоковедении сложилась тяжёлая ситуация, прежде всего кадровая. С этим столкнулись при подготовке фундаментального труда «Истории Востока» в шести томах. В предисловии к шестому тому прямо сказано: «... К сожалению, ситуация со страноведами столь катастрофична, что если эту тенденцию не удастся переломить, то через какое-то время найти специалистов даже по некоторым ведущим странам Востока будет практически невозможно» [9, с. 8].

Востоковедение сталкивается и с другими трудностями. Академик М.Л. Титаренко пишет: «В России необходимо в корне изменить политику замалчивания и подавления страноведческой науки, в том числе китаистики. Глубокие труды наших учёных должны издаваться тиражами не 100-300 экз., а многими десятками и даже сотнями тысяч, как это уже было в 1950-е гг., в советское время» [27, с. 9].

На VII съезде российских востоковедов, состоявшемся в сентябре 2010 г., было сказано о недостаточном внимании государства к их нуждам [6, с. 38]. К этому можно добавить, что уже давно назрел и перезрел вопрос о создании во Владивостоке крупного академического института востоковедения. Не только географическое положение города и его давние востоковедные традиции благоприятствуют такому решению [15; 31], но и возможность получать из местных вузов необходимые кадры специалистов по странам Восточной, Юго-

Восточной и Южной Азии [17; 25; 29; 31], которые сейчас, к сожалению, почти не имеют выхода в науку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 243 с.

2. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности (К проблеме адаптации человека в приполярных районах Северо-Востока СССР). Владивосток: ДВО АН СССР, 1988. 135 с.

3. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение / пер. Н. Тюкиной. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. 248 с.

4. Введение в востоковедение: Общий курс. СПб: КАРО, 2011. 584 с.

5. Головнёв А.В. Антропология движения (древности северной Евразии). -Екатеринбург: УрО РАН; «Волот», 2009. 496 с.

6. Денисова Т.С. VII съезд российских востоковедов // Азия и Африка сегодня. 2011. № 1. С. 32-38.

7. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 6 т. / Российская акад. наук, Ин-т Дальнего Востока; гл. ред.: М.Л. Титаренко. М.: Восточная литература, 2006 - 2010.

8. Ильин И.В., Леонова О.Г., Розанов А.С. Теория и практика политической глобалистики. М.: Издательство Московского университета, 2013.

9. История Востока в 6 т. Т. 6.: Восток в новейший период (1945 - 2000гг.) / отв. ред. В.Я. Белокреницкий, В.В. Наумкин. М.: Восточная литература, 2008. 1095 с.

10. Кашин В.П. Индия: корни регионального сепаратизма // Азия и Африка сегодня. 2010. № 7. С. 28-35.

11. Кобзев А.И. Взаимодействие цивилизаций: западные прогнозы и китайская реальность // Восток (Oriens). 2010. № 3. С. 101-107.

12. Кобзев А.И. О противостоянии Восток - Запад // История и современность. 2006. № 2. С. 188-202.

13. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. 2-е изд, испр. и доп. М.: ЧеРО, 2003. 347 с.

14. Королева О.А. Афроазиатизация мира в XXI в. // Восток (Oriens). 2006. № 6. С. 148-150.

15. Кочешков Н.В. Восточный институт во Владивостоке (1899 - 1920 годы) и его профессора: Учебно-справочное пособие. Владивосток: Издательство ДВГТУ, 1999. 95 с.

16. Линь Юйтан. Китайцы: моя страна и мой народ / пер. с кит и предисл. Н.А. Спешнева. М.: Восточная литература, 2010. 335 с.

17. Моргун З.Ф. Японоведение в ДВГУ (1962 - 2006 гг.) // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. №13. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. С. 7-22.

18. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур // Вопросы философии. 984. № 4. С. 78-86.

19. Рябченко Н.П. Исторический опыт народов Востока и глобальная цивилизация // Азия и Африка сегодня. 2004. № 11. С. 5-8.

20. Рябченко Н.П. К вопросу о месте и роли России и Китая в современном мире // Китай: шансы и вызовы глобализации. Тез. докл. XIV Междунар. на-учн. конф. Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы. (М., 23-25 сент. 2003 г.). Ч. 2. М. 2003. С. 29-33.

21. Рябченко Н.П. Синьхайская революция и Восток // Россия и АТР. 2012. № 1. С. 128-138.

22. Рябченко Н.П. Сколько у мира полюсов? (К вопросу о многополярности) // Россия и АТР. 2010. № 1. С. 70-77.

23. Санжиев Б.Н. Китайское иероглифическое письмо и асимметрия функций мозга // Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция / Институт востоковедения; Сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. М.: Восточная лити-тература, 2002. С. 180-186.

24. Сёмин А. Восточноазиатское сообщество: что мешает воплотить идею // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 6. С. 45-51.

25. Соколовский А.Я. Подготовка специалистов по Южной и Юго-Восточной Азии в Восточном институте ДВГУ // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. № 14. Владивосток: Изд-во Даль-невост. ун-та, 2007. С. 7-36.

26. Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность. М.: Языки славянской культуры, 2004. 231 с.

27. Титаренко М. О роли и значении отношений между РФ и КНР в контексте основных особенностей современной международной обстановки // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 1. С. 4-16.

28. Ткаченко Г.А. Избранные труды. Китайская космология и антропология. М.: ООО «РАО Говорящая книга», 2008. 362+xxix с.

29. Толстокулаков, И.А. Подготовка специалистов-корееведов в Восточном институте ДВГУ: история и современность // Известия Восточного института ДВГУ. 2008. № 15. С. 7-20.

30. Уткин А. Геоструктура грядущего века // Свободная мысль - XXI. 2000. №1. С. 6-25.

31. Хаматова А.А. История возникновения и развития востоковедения на Дальнем Востоке России // Материалы междунар. конф., Осака, Осакский государственный университет, 2006. 17 с.

32. Чакраборти А. Жалкие остатки. Почему Великобритания больше не производит товары? [Электронный ресурс] URL: http://www.lenta.ru/ articles/2011/11/18/industrydeath/ (дата обращения: 01.04. 2014 г.).

33. Шпенглер О. Закат Западного мира: Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. / Пер. с нем. И.И. Маханькова. М.: Академический проект, 2009. Т. 1. 648 с.; Т.2. 764 с.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Arutyunov S.A. Narody i kul'tury: razvitie i vzaimodejstvie. M.: Nauka, 1989. 243 s.

2. Arshavskij V.V. Mezhpolusharnaya asimmetriya v sisteme poiskovoj aktivnosti (K probleme adaptatsii cheloveka v pripolyarnykh rajonakh Severo-Vostoka SSSR). Vladivostok: DVO AN SSSR, 1988. 135 s.

3. Vallerstajn I. Mirosistemnyj analiz: Vvedenie / per. N. Tyukinoj. M.: Izdatel'skij dom «Territoriya budushhego», 2006. 248 s.

4. Vvedenie v vostokovedenie: Obshhij kurs. SPb: KARO, 2011. 584 s.

5. Golovnyov A.V. Antropologiya dvizheniya (drevnosti severnoj Evrazii). -Ekaterinburg: UrO RAN; «Volot», 2009. 496 s.

6. Denisova T.S. VII s»ezd rossijskikh vostokovedov // Aziya i Afrika segodnya. 2011. № 1. S. 32-38.

7. Dukhovnaya kul'tura Kitaya: ehntsiklopediya: v 6 t. / Rossijskaya akad. nauk, In-t Dal'nego Vostoka; gl. red.: M.L. Titarenko. M.: Vostochnaya literatura, 2006 - 2010.

8. Il'in I.V., Leonova O.G., Rozanov A.S. Teoriya i praktika politicheskoj globalistiki. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2013.

9. Istoriya Vostoka v 6 t. T. 6.: Vostok v novejshij period (1945 - 2000gg.) / otv. red. V.YA. Belokrenitskij, V.V. Naumkin. M.: Vostochnaya literatura, 2008. 1095 s.

10. Kashin V.P. Indiya: korni regional'nogo separatizma // Aziya i Afrika segodnya. 2010. № 7. S. 28-35.

11. Kobzev A.I. Vzaimodejstvie tsivilizatsij: zapadnye prognozy i kitajskaya real'nost' // Vostok (Oriens). 2010. № 3. S. 101-107.

12. Kobzev A.I. O protivostoyanii Vostok - Zapad // Istoriya i sovremennost'. 2006. № 2. S. 188-202.

13. Kornilov O.A. YAzykovye kartiny mira kak proizvodnye natsional'nykh mentalitetov. 2-e izd, ispr. i dop. M.: CHeRO, 2003. 347 s.

14. Koroleva O.A. Afroaziatizatsiya mira v XXI v. // Vostok (Oriens). 2006. № 6. S. 148-150.

15. Kocheshkov N.V. Vostochnyj institut vo Vladivostoke (1899 - 1920 gody) i ego professora: Uchebno-spravochnoe posobie. Vladivostok: Izdatel'stvo DVGTU,

1999. 95 s.

16. Lin' YUjtan. Kitajtsy: moya strana i moj narod / per. s kit i predisl. N.A. Speshneva. M.: Vostochnaya literatura, 2010. 335 s.

17. Morgun Z.F. YAponovedenie v DVGU (1962 - 2006 gg.) // Izvestiya Vostochnogo instituta Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo universiteta. № 13. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2006. S. 7-22.

18. Rotenberg V.S., Arshavskij V.V. Mezhpolusharnaya asimmetriya mozga i problema integratsii kul'tur // Voprosy filosofii. 984. № 4. S. 78-86.

19. Ryabchenko N.P. Istoricheskij opyt narodov Vostoka i global'naya tsivilizatsiya // Aziya i Afrika segodnya. 2004. № 11. S. 5-8.

20. Ryabchenko N.P. K voprosu o meste i roli Rossii i Kitaya v sovremennom mire // Kitaj: shansy i vyzovy globalizatsii. Tez. dokl. XIV Mezhdunar. nauchn. konf. Kitaj, kitajskaya tsivilizatsiya i mir. Istoriya, sovremennost', perspektivy. (M., 23-25 sent. 2003 g.). CH. 2. M. 2003. S. 29-33.

21. Ryabchenko N.P. Sin'khajskaya revolyutsiya i Vostok // Rossiya i ATR. 2012. № 1. S. 128-138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Ryabchenko N.P. Skol'ko u mira polyusov? (K voprosu o mnogopolyarnosti) // Rossiya i ATR. 2010. № 1. S. 70-77.

23. Sanzhiev B.N. Kitajskoe ieroglificheskoe pis'mo i asimmetriya funktsij mozga // Obshhestvo i gosudarstvo v Kitae: XXXII nauchnaya konferentsiya / Institut vostokovedeniya; Sost. i otv. red. N.P. Svistunova. M.: Vostochnaya lititeratura, 2002. S. 180-186.

24. Syomin A. Vostochnoaziatskoe soobshhestvo: chto meshaet voplotit' ideyu // Problemy Dal'nego Vostoka. 2010. № 6. S. 45-51.

25. Sokolovskij A.YA. Podgotovka spetsialistov po YUzhnoj i YUgo-Vostochnoj Azii v Vostochnom institute DVGU // Izvestiya Vostochnogo instituta Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo universiteta. № 14. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2007. S. 7-36.

26. Tan' Aoshuan. Kitajskaya kartina mira: YAzyk, kul'tura, mental'nost'. M.: YAzyki slavyanskoj kul'tury, 2004. 231 s.

27. Titarenko M. O roli i znachenii otnoshenij mezhdu RF i KNR v kontekste osnovnykh osobennostej sovremennoj mezhdunarodnoj obstanovki // Problemy Dal'nego Vostoka. 2010. № 1. S. 4-16.

28. Tkachenko G.A. Izbrannye trudy. Kitajskaya kosmologiya i antropologiya. M.: OOO «RAO Govoryashhaya kniga», 2008. 362+xxix s.

29. Tolstokulakov, I.A. Podgotovka spetsialistov-koreevedov v Vostochnom institute DVGU: istoriya i sovremennost' // Izvestiya Vostochnogo instituta DVGU. 2008. № 15. S. 7-20.

30. Utkin A. Geostruktura gryadushhego veka // Svobodnaya mysl' - XXI.

2000. №1. S. 6-25.

31. KHamatova A.A. Istoriya vozniknoveniya i razvitiya vostokovedeniya na Dal'nem Vostoke Rossii // Materialy mezhdunar. konf., Osaka, Osakskij gosudarstvennyj universitet, 2006. 17 s.

32. CHakraborti A. ZHalkie ostatki. Pochemu Velikobritaniya bol'she ne proizvodit tovary? [EHlektronnyj resurs] URL: http://www.lenta.ru/articles/2011/11/18/ industrydeath/ (data obrashheniya: 01.04. 2014 g.).

33. SHpengler O. Zakat Zapadnogo mira: Ocherki morfologii mirovoj istorii: V 2 t. / Per. s nem. I.I. Makhan'kova. M.: Akademicheskij proekt, 2009. T. 1. 648 s.; T.2. 764 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.