RAR УДК 7.04 ББК 71
DOI 10.34685/HI.2022.36.1.007
«ВОСТОК» КАК МИФ В ТЕМАХ И МОТИВАХ ОРНАМЕНТА ИВАНОВСКИХ ТКАНЕЙ
Щербакова Татьяна Леонидовна,
доцент кафедры дизайна костюма и текстиля им. Н. Г. Мизоновой, Ивановского государственного политехнического университета, аспирант кафедры культурологии и изобразительного искусства по направлению «культурология» Шуйского филиала, Ивановского государственного университета. Шереметевский просп., д. 21, Иваново, Россия, 153000,
Аннотация
Иваново на протяжении нескольких столетий является одним из главных текстильных центров России. Связь ивановских орнаментальных традиций с восточной орнаментацией имеет глубокие исторические корни. Традиция образов экзотики, выраженных через темы и мотивы Востока, является одной из локальных особенностей орнаментики современных ивановских тканей. «Восток» присутствует в текстильной орнаментации как миф о Востоке и является элементом конструирования собственной культурной идентичности.
Ключевые слова
Текстильный орнамент, ивановские ткани, Восток, локализация, традиция, культурная самоидентификация.
Текстильный дизайн, а именно дизайн ткани, отрасль, которая в современной культуре становится одной из главных сфер существования орнамента, и поэтому представляет наибольший интерес в изучении всех аспектов его структуры. Современный текстильный орнамента выходит далеко за рамки только художественного феномена, как элемент массовой культуры, он приобретает важное общекультурное значение.
В качестве явления, включенного в глобальные культурные процессы, текстильный орнамент подвержен влиянию двух векторов: глобализации и локализации. Взаимодействие этих векторов проявляет себя и в сфере художественного формообразования орнаментальной структуры, и в формировании комплекса орнаментальных сюжетов и мотивов. Этот комплекс подвержен как процессам, связанным с унифика-
цией и размыванием межкультурных границ, так и следованию традициям, которые характеризуют процессы культурной локализации текстильной орнаментики.
Иваново исторически является крупнейшим в России производителем текстиля, поэтому тенденции в орнаментации ивановских тканей характеризовали в прошлом, и характеризуют сегодня российский текстильный орнамент в целом. Современный орнамент ивановских тканей является практически не изученной темой во всех аспектах его структуры. Она заслуживает пристального изучения, поскольку орнамент, и в частности его мотивы и сюжеты, уходят корнями к древнейшим культурным архетипам и являются элементом культурной самоидентификации.
В данной статье рассматривается комплекс сюжетов и мотивов ивановского текстильного
орнамента, с точки зрения процессов локализации. В качестве объекта исследования выступают темы и мотивы орнаментики ассортимента тканей, производимых крупнейшими ивановскими предприятиями: ООО «АРТ Дизайн», ООО «Текс-Дизайн», Тейковский ХБК, ОФ «Традиции текстиля», которые имеют свои дизайнерские бюро, и поэтому могут позиционироваться как разработчики именно дизайнерского продукта. Значительная часть производимых тканей реализуется на российском рынке. Формирование комплекса тем и мотивов текстильной орнаментации чутко реагирует на запросы этого рынка, поэтому доминирующие в ассортименте темы и мотивы транслируют определенные эстетические и общекультурные ценности потребителя в сферу дизайна, а также являются в определенной степени маркерами культурной самоидентификации. Именно эти маркеры во многом формируют локальные особенности в ассортименте тем и мотивов ивановского текстильного дизайна.
Доминирующую часть текстиля, выпускаемого предприятиями ивановского региона, составляют декоративные ткани, в частности, ткани для постельного белья, поэтому в данном исследовании рассматриваются мотивы именно этой ассортиментной группы. Одновременно, этот материал наиболее ярко характеризует процессы, происходящие в российском текстильном дизайне.
В данной статье не ставится задача проанализировать весь ассортимент ивановских декоративных тканей. Из широкого спектра орнаментации ивановского текстиля выбрана тема экзотики, которая является значимой в ассортименте рассматриваемых производителей и наиболее ярко характеризует, по мнению автора, процессы культурной локализации. Изучение ассортимента рассматриваемых предприятий, доказывает, актуальность этой темы. Независимо от моды, т. е. глобальных тенденций, она является устойчивой локальной особенностью в текстильной орнаментации и представлена в ассортименте широким кругом вариантов рисунков для ткани
Значительная часть экзотической темы выражается через широкий спектр восточных образов. Орнаментальные композиции используют мотивы экзотических животных, таких как тигры и леопарды, реже львы, райские птицы, а так же экзотические пейзажи.
При этом тема Востока воплощается в современном орнаменте не как прямое цитирование
элементов определенного орнаментального стиля. «Восток» присутствует в русской повседневной культуре, и в том числе в орнаменте, «как очень размытое, мифологическое понятие, обозначающее широкий и противоречивый набор культур народов, которые не принадлежат ни к «Западу», ни к собственно русской культуре». «Восток» воплощается в большей степени как миф о востоке, где этот миф имеет косвенное отношение к восточным странам, он в большей степени феномен породившей его культуры1. Этот «Восток» постоянно меняет свой облик, поскольку, как отмечает Э. В. Саид, «каждая эпоха и каждое общество воссоздают своих "Других"»2. Подвергаясь ориен-тализации «Восток» используется «для конструирования собственной идентичности через миф о другом мире — чуждом, экзотическом, опасном и непонятном». В качестве мифа, обладающего большой притягательной силой «Восток» входит в европейскую культуру3. Имея глубокие исторические корни в русской орнаментальной культуре, и в частности в текстильной орнаментации, в аналогичном качестве «Восток» входит и в русскую культуру.
Один из первых исследователей русского текстильного орнамента Н. Н. Соболев, говоря об истоках зарождения мотивов русской набойки, указывает на большое значение в ее формировании элементов «той культуры, которая пришла откуда-то издали, из степей азиатского Востока». При этом «Восток» присутствует в русской орнаментике, как указывалось выше, в качестве достаточно размытого понятия, выраженного в заимствовании, как мотивов «мусульманского мира», так и мотивов Византии, которая, «несмотря на отдаленность эпохи своего существования, нет — нет, да и скажется в деталях позднего рисунка»4. Восточная тема русских тканей воплощена в широком круге мотивов, пришедших из шелковых, бархатных,
1 Ильин В. И. (2019) Истернизация русской повседневности: история и современность // Мир России. Т. 28. № 2. С. 27-28.
2 Саид Э. В. (2016) Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб.: Русский М1ръ.С. 514.
3 Ильин В. И. (2019) Истернизация русской повседневности: история и современность // Мир России. Т. 28. № 2. С. 28.
4 Соболев С. С. Набойка в России: История и способ работы. М.,1912. С. 24.
парчовых, а также хлопчатобумажных тканей Средней Азии, Персии и Индии, а также восточных мотивов, заимствованных из тканей Венеции, Турина и Брабанта. Но многочисленные влияния чужих орнаментальных культур перерабатываются с необыкновенным вкусом русской орнаментальной культурой, приобретая значительное «своеобразие» и давая в результате «прекрасный образчик национального народного творчества». Примером одного из самых ранних восточным мотивов, является мотив «дороги», или «дорожников», рисунка на основе полосы, пришедшего из Средней Азии5. Из восточной традиции заимствуются многочисленные растительные формы, например: мотив розетки, турецкой гвоздики, персидского лотоса и, конечно, мотив «персидского огурца»6. Ивановская текстильная традиция уже с XVII века включает в себя заимствованные восточные мотивы средней Азии, например, «персидского огурца», который становится позже знаковым элементом орнамента ивановских ситцев, присутствуют мотивы райских птиц, также заимствованные из восточной традиции7.
Тема экзотики прослеживается и в древнейших русских вышивках северного и центрального региона. Она представлена, прежде всего, мотивами экзотических животных. Одним из них является птица пава, изображаемая либо с широким хвостом, окруженным мелкими завитками-перышками, либо хвостом в виде большого горизонтального пера. Прообразом ее послужил мотив павлина, который был популярен в вышивке всех русских областей. Он имеет древние традиции в орнаментике Византии и Античного мира и, скорее всего, заимствован из этих традиций, хотя имеет с ними только сюжетную близость8.
Проникают также в русскую орнаментацию восточные образы, представленные такими животными как лев (лёв-звирь) и барс, которые
в интерпретации русской вышивки практически сливаются в один образ и различаются между собой только по наличию или отсутствию гривы (Илл. 1).
5 Соболев С. С. Набойка в России: История и способ работы. М.,1912. С. 32.
6 Там же. С. 38-41.
7 Ивановские ситцы: Альбом/ Авт.-сост. Е.В.Арсеньева. -Л.: Художник РСФСР, 1983. С. 16-18.
8 Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки
как историко-этнографический источник. М.: Наука,
1978. С. 67.
Илл. 1. Русская вышивка. Мотив льва (барса) на костромском полотенце (Костромской музей)
Наиболее ранним источником этих мотивов, наряду с феодальной геральдикой, является орнаментика сасанидских, византийских, а позже итальянских тканей. Для русской вышивки характерно, практически полное отсутствие ориентального мотива борьбы животных9. Таким образом, изображение экзотических животных павлина, льва и барса, сохранившись в виде образцов вышивки XVIII- начала XX веков уходят корнями в глубочайшие традиции восточной культуры. Имея в этих культурах прототипы реальных животных, в русской орнаментике они теряют связь с первоначальными прообразами и ориентализируются, приобретая мифический характер.
Можно сделать вывод, что восточные заимствования несколько различно проявляют себя в орнаментации тканей и вышивки. В набойке русских тканей они присутствуют в виде растительных и абстрактных декоративных форм, и структуры композиции, а в вышивке получают большее распространение ориентальные зооморфные мотивы. Значительно трансформируясь в русской культуре, орнаментальные элементы Востока имеют косвенное отношение к восточным странам, и в большей степени, становятся феноменом воспринявшей их культуры.
9 Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978. С. 86.
В орнаментации современных ивановских тканей значимость экзотической темы сохраняется, и, следуя традиции, воплощается через образы «Востока». Мотив тигра, леопарда, барса и реже льва, также как в предыдущие столетия, становится одним из самых важных в воплощении этой темы, он представлен в ассортименте всех крупнейших ивановских производителей. Так, например, в ассортименте ООО «Текс-Дизайн» присутствуют как ткани с изображениями тигров: «Книга джунглей 2» (арт.206942), «Белый тигр 3» (арт. 208243), так и леопардов: «Бросок 3» (арт.193673), «Эквадор 1» (арт. 205341), «Леопард 1» (арт.198331)10. Ассортимент Тейковского ХБК также включает ткани с изображением тигра, леопарда, барса: «Снежный ирбис» (арт. 646569), «Барсы» (арт. 531233), «Лео» (арт.700470), «Сафари» (арт.721096), «Эдисон» (арт. 663848), «Снежный барс» (арт. 555039) а также льва: «Король лев» (арт.606175)11. Является актуальной эта тема в ассортименте ООО «АРТ Дизайн», например, в тканях «Шерхан» (рис. в каталоге 11602-1), «Символ удачи» (рис. в каталоге 3755-1), «Амур» (рис. в каталоге 12220-1), «Снежный барс» (рис. в каталоге 11528-1)12, и в ассортименте ОФ «Традиции текстиля», например, такие рисунки как «Леопарды» (рис. в каталоге 162), «Дикие кошки» (рис. в каталоге 848-1), «Хантор» (рис. в каталоге 846-1)13. В отличие от условной трактовки в орнаментации традиционной русской вышивки, в подавляющем большинстве рассматриваемых композиций мотивы животных подчеркнуто, реалистичны, их решение использует подробную детализацию и объемную моделировку формы. Определенную мифологичность изображению, придает условность среды, в которую помещены персонажи. Например, в ткани «Эквадор 1» (арт. 205341) фирмы «Текс-Дизайн», леопард, который решен максимально реалистично, помещен в среду фантастического леса
52 10 ООО «Текс-Дизайн», Иваново: [сайт]. URL: https:// texdesign.ru/ (дата обращения: 15.09.2021).
11 Тейковский ХБК, Иваново: [сайт]. URL: https://teikovo. com/ (дата обращения: 16.09 2021).
12 ООО «АРТ дизайн», Иваново: [сайт]. URL: https://art-dtex.ru/ (дата обращения: 18.09.2021).
13 ОФ «Традиции текстиля», Иваново: [сайт]. URL: http:// tradtex.ru/ (дата обращения: 18.09 2021).
с диковинными листьями и цветами, включающими монстеру, пальмы, орхидею, а также бабочек и попугаев, т. е. мифологизированный образ мира восточной природы. Через избыточность насыщающих его элементов, этот лес воплощает идею экзотического, трансцендентного мира (Илл. 2)14.
Илл. 2. Фрагмент рисунка для ткани «Эквадор 1» (арт. 205341), производитель - фирма «Текс-Дизайн»
В рисунке ткани фирмы «Текс-Дизайн» «Белый тигр 3» (арт. 208243) образ «Востока» решается через помещение тигров в условное пространство, включающее листья и цветы лотоса. Такое решение также можно рассматривать как мифологизированный локальной культурой образ «Востока» (Илл. 3)15.
14
ООО «Текс-Дизайн», Иваново: [сайт]. URL: https:// texdesign.ru/ (дата обращения: 15.09.2021).
15 Там же.
Илл. 3. Застил постельного белья из ткани с рисунком «Белый тигр 3» (арт. 208243), производитель фирма «Текс-Дизайн»
Присутствуют варианты композиций, где мотивы животных объединены с различным орнаментом, например, с этническим в ткани «Книга джунглей 2», (арт. 206942) фирмы «Текс-Дизайн» (Илл. 4), а также растительно — абстрактным, например, с цветами лилии в ткани «Леопард 1» (арт.198331) той же фирмы16.
Илл. 4. Застил постельного белья из ткани с рисунком «Книга джунглей 2», (арт. 206942) фирмы «Текс-Дизайн».
Изображение животного может сочетаться также с геометрическим орнаментом, например, в ткани «Барсы-1» (арт. 15836-1) Тейков-ского ХБК17. Вариантом создания условного пространства является прием наложения «кадров» с фрагментами среды и изображения животного, например ткань «Бросок 3» (арт. 193673) фирмы «Текс-Дизайн»18 и «Белый ирбис» (арт. 6680-1) Тейковского ХБК19.
Продолжает тему экзотики группа мотивов «райских птиц», являющихся также традиционными для ивановских тканей и древней орнаментики русской вышивки. Они воплощаются часто через образ значимого для русского текстильного орнамента элемента — павлина, а также фламинго, попугаев и других экзотических птиц. В качестве примеров можно привести рисунки «Оазис» (арт.203783), «Релакс» (арт. 206422), «Фламинго 2» (арт. 203562) фирмы «Текс-Дизайн»20, а также «Павлины» (арт. 6580-1), «Райская птица» (арт. 6658-1), «Райский сад» (арт. 13057-1), «Золотой век» (арт. 13094-1), «Венето» (арт. 6716-1) производства Тейковско-го ХБК21.
Решение экзотической темы, как мифа о «Востоке», можно проследить на примере дизайна ткани «Павлины» (арт. 6580-1) Тейковско-го ХБК22. Мифологичность этой темы реализуется за счет воплощения собирательного образа «Востока». Павлин, традиционно обитающий в Индии, Шри-Ланке и Иране, имеющий древнее символическое значение в этих культурах, в данной композиции оказывается на ветках цветущей сакуры, в окружении цветов пиона, характерных для китайской и японской культуры. Эклектика в решении этой темы является принципиальным приемом, когда образы востока отражают не реальные черты определен-
ООО «Текс-Дизайн», Иваново: [сайт]. URL: https:// texdesign.ru/ (дата обращения: 15.09.2021).
17 Тейковский ХБК, Иваново: [сайт]. URL: https://teikovo. com/ (дата обращения: 16. 09 2021).
18 ООО «Текс-Дизайн», Иваново: [сайт]. URL: https:// texdesign.ru/ (дата обращения: 15. 09. 2021).
19 Тейковский ХБК, Иваново: [сайт]. URL: https://teikovo. com/ (дата обращения: 16. 09 2021).
20 ООО «Текс-Дизайн», Иваново: [сайт]. URL: https:// texdesign.ru/ (дата обращения: 15. 09. 2021).
21 Тейковский ХБК, Иваново: [сайт]. URL: https://teikovo. com/ (дата обращения: 16. 09 2021
22 Там же.
ных культур, в данном случае орнаментальные, а воплощают миф о райском мире, который реализует русскую самоидентичность через образы «Востока» (Илл. 5).
Илл. 5. Фрагмент рисунка для ткани «Павлины» (арт. 6580-1), производитель Тейковский ХБК
Таким образом, тема Востока имеет в русском текстильном орнаменте глубокие корни. Орнамент и набойки, и вышивки включал заимствованные мотивы широкого круга восточных культур. Заимствование и переработка «чужих» мотивов становятся локальной особенностью текстильной орнаментации ивановских тканей ХУ11-Х1Х веков, воплотившись в таком феномене как ивановские ситцы.
В современных ивановских тканях одна из локальных особенностей орнаментации, продолжая традиции, выражается через образы «другой», восточной, культуры. Экзотическая
тема, традиционно воплощенная через восточные мотивы, играет важное значение в формировании орнаментальной локализации. Одним из путей реализации темы Востока, кроме использования заимствованных орнаментальных мотивов, как это происходило в ивановских тканях XVII-XIX веков, становится актуализация культурных архетипов образов «Востока» в русской орнаментике, как элементов создания трансцендентного. «Чужие» мотивы переносят общий смысл тем орнаментальных композиций из области обыденного в область нереального, чудесного, этому служит широкий спектр мотивов, которые не имеют отношения к конкретным реалиям той или иной восточной культуры. Для реализации образа «Востока» как мифа, в композициях используется прием эклектики. Возвращаясь к цитируемому выше Э. В. Саиду, можно сделать вывод, что значение «Востока» в орнаментации русского, и в частности ивановского текстиля, заключается в конструировании собственной идентичности через миф о «Другом» мире.
Список литературы
1. Ивановские ситцы: Альбом/ Авт.-сост. Е.В.Арсеньева. Л.: Художник РСФСР, 1983. С. 16-18.
2. Ильин В. И. (2019) Истернизация русской повседневности: история и современность // Мир России. Т. 28. № 2. С. 27-28.
3. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978. С 67, 86.
4. Саид Э. В. (2016) Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб.: Русский Мiръ. С. 514.
5.Соболев С. С. Набойка в России: История и способ работы. М.,1912. С. 24, 32, 38-41.
6. ООО «АРТ дизайн», Иваново: [сайт]. URL: https://art-dtex.ru/ (дата обращения: 18. 09.2021).
7. Тейковский ХБК, Иваново: [сайт]. URL: https://teikovo.com/ (дата обращения: 16.09 2021).
8. ООО «Текс-Дизайн», Иваново: [сайт]. URL: https://texdesign.ru/ (дата обращения: 15.09. 2021).
9. ОФ «Традиции текстиля», Иваново: [сайт]. URL: http://tradtex.ru/ (дата обращения: 18.09 2021).
THE «EAST» AS A MYTH IN THE THEMES
AND MOTIFS OF THE ORNAMENT OF IVANOVO FABRICS
Shcherbakova Tatyana Leonidovna,
Associate Professor of the Department of Costume Design and Textiles named after N. G.
Mizonova, Ivanovo State Polytechnic University, postgraduate student of the Department of Cultural Studies and Fine Arts in the direction of "cultural studies" Shuisky branch, Ivanovo State University. 21
Sheremetyevo Ave., Ivanovo, Russia, 153000, [email protected]
Abstract
TFor several centuries Ivanovo has been one of the main textile centers in Russia. The connection of Ivanovo ornamental traditions with oriental ornamentation has deep historical roots. The tradition of exotic images, expressed through the themes and motives of the East, is one of the local features of the ornamentation of modern Ivanovo fabrics. "East" is present in textile ornamentation as a myth about the East and is an element in the construction of one's own cultural identity.
Keywords
Textile ornament, Ivanovo fabrics, East, localization, tradition, cultural self-identification.