Научная статья на тему 'Восток и Запад: встреча в средневековом Кракове'

Восток и Запад: встреча в средневековом Кракове Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
231
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАКОВ / СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД / МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ / НЕМЕЦКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ / KRAKOW / MEDIEVAL CITY / MONGOL-TATAR INVASION / GERMAN COLONIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галямичев А.Н.

В статье рассматривается вопрос о месте XIII века в истории Кракова. Указывается, что на судьбы города оказали мощное влияние два внешних фактора: монголо-татарское нашествие и немецкая колонизация. Определяется роль каждого из них в создании предпосылок для дальнейшего развития города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EAST AND WEST: A MEETING IN THE MEDIEVAL KRAKOW

The article deals with the place of the XIII century in the history of Krakow. It is indicated that the fate of the city was strongly influenced by two external factors: the Mongol-Tatar invasion and the German colonization. The role of each of them in the creation of prerequisites for the further development of the city is determined.

Текст научной работы на тему «Восток и Запад: встреча в средневековом Кракове»

УДК 008(100)(09)+94(438.31)

ВОСТОК И ЗАПАД: ВСТРЕЧА В СРЕДНЕВЕКОВОМ КРАКОВЕ

А.Н. Галямичев

СГУ им. Н.Г. Чернышевского кафедра всеобщей истории e-mail: galyamichev57@mail.ru

В статье рассматривается вопрос о месте XIII века в истории Кракова. Указывается, что на судьбы города оказали мощное влияние два внешних фактора: монголо-татарское нашествие и немецкая колонизация. Определяется роль каждого из них в создании предпосылок для дальнейшего развития города.

Ключевые слова: Краков, средневековый город, монголо-татарское нашествие, немецкая колонизация.

EAST AND WEST: A MEETING IN THE MEDIEVAL KRAKOW

A.N. Galyamichev

(Saratov)

e-mail: galyamichev57@mail.ru

The article deals with the place of the XIII century in the history of Krakow. It is indicated that the fate of the city was strongly influenced by two external factors: the Mongol-Tatar invasion and the German colonization. The role of each of them in the creation of prerequisites for the further development of the city is determined.

Key words: Krakow, medieval city, Mongol-Tatar invasion, German colonization.

Размышления над проблемой «Запад на Востоке, Восток на Западе» привели нас к постановке вопроса о своеобразной встрече Востока и Запада, состоявшейся в средневековом Кракове, и её исторических последствиях.

Эта встреча нашла яркое отражение в образе, нарисованном в стихотворении советского поэта Евгения Винокурова «Монгол в Кракове» (1967 г.). Приведём его полностью:

На камни костелов, откаркав, Садится, кружась, воронье... Задумчиво смотрит на Краков Монгол, опершись на копье.

Морщинисто и безусо, Лицо наконец расплылось... ...А синие ноги Иисуса Гвоздями пробиты насквозь.

Мучительней и смертельней Легенды не знали века... И лик выплывает из терний Трагического венка.

В соборы идут краковчане... Но всадника мучает смех, Трясутся цветы на колчане И лисий ободранный мех.

Как вкопанный, прямо с галопа Он замер. Ладони простри: Лежит перед взором Европа, Деревни и монастыри.

В ней всякие странные вещи... В свой первый единственный раз Монгол наблюдает зловеще Европу сквозь прорези глаз.

...От Тихого Океана, Как будто бы чувствуя зуд, Храпят табуны окаянно, И чадно кибитки ползут1.

1 Винокуров Е.М. Избранное: Из девяти книг. М., 1968. С. 470-471.

28

Монголо-татарские отряды появлялись у стен Кракова трижды — в 1241, 1259 и 1287 гг., всякий раз неся смерть и разрушение. Впервые это произошло во время предпринятого Батыем в 1240 — 1242 гг. похода «к последнему морю», когда отряды жестоких кочевников огнём и мечом прошли через страны Центральной Европы, а затем от берегов Адриатики отправились в обратный путь и основали Золотую Орду2.

«Великопольская хроника» сообщает об этом следующим образом: «В году 1241 Батый, татарский хан, со своим войском — народом многочисленным и жестоким, пройдя Русь, вознамерился вторгнуться в Венгрию. Но, прежде чем он достиг венгерских границ, он направил часть своего войска против Польши. Они в день Пепла опустошили и город и Сандомирскую землю, не пощадив ни пола, ни возраста. Затем они через Вислицу пришли в Краков, подвергнув все опустошению»3.

В историко-географическом трактате начала XVI в. «О двух Сарматиях», принадлежащем перу Матвея Меховского, монголо-татарское нашествие 1241 г. представлено более подробно, впитав в себя влияние трудов хронистов и устных преданий последующих веков. Автор пишет: «Большее войско, под предводительством татарского князя Петы, пошло на Краков, опустошая по пути огнем и мечом все соседние края. Навстречу им в деревне Хмелик, близ города Шидлова, вышли палатин Владимир и Клемент, кас-теллан краковский, Пакослав палатин и Яков Рациборович, кас-теллан сандомирский, со знатью и воинами Сандомира и Кракова. Начался бой с татарским отрядом, а когда он, ослабев, отступил и соединился с другим, более крупным, поляки, утомленные предшествовавшей битвой, частью пали, грудью встретив удар подавляющего численностью врага, частью обратились в бегство и спаслись по знакомым дорогам. Пали в этой стычке незабвен-

2 См. подробнее: Пашуто В.Т. Монгольский поход вглубь Европы // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1977. С. 210-227.

3 Великая хроника о Польше, Руси и их соседях. XI — XIII вв. / Пер. с лат. В.Л. Панина. Сост. Л.М. Попова, Н.И. Щавелева. Под ред. В.Л. Янина. М., 1987. - URL: http://www.rulit.me/books/velikaya-hronika-o-polshe-rusi-i-ih-sosedyah-xi-xiii-vv-read-242901-49.html#section_87 (Дата обращения 25. 07. 2018).

ные Христин Сулькович из Недзведя, Николай Витович, Альберт Стампотич, Земента, Грамбина, Сулислав — отличные воины, и много других доблестных. Это поражение распространило такой ужас, что люди стали убегать, кто куда мог, а поселяне со своим добром и скотом укрылись в болота, в леса, в непроходимые места.

Бежал и Болеслав Стыдливый, князь Краковский и Сандомир-ский, с матерью Гржимиславой и женой Кингой — сначала по направлению к Венгрии в замок Пьенини близ города Сандеца, а потом в Моравию, в цистерцианский монастырь.

Татары же, нанеся полякам поражение под Хмеликом, в первый день великого поста пришли в Краков и, найдя город пустым, так как все жители скрылись, в ярости сожгли церкви и дома. Они осадили, окружив валами, церковь св. Андрея, тогда стоявшую вне городских стен, но так как поляки, засевшие там в большом числе, энергично и смело отбивались, защищая себя и свое добро, татары взять ее не могли и без успеха отступили на Брацлав»4.

Во второй раз монголо-татары появились у стен Кракова в 1259 г., о чём повествует тот же Матвей Меховский, основываясь на труде выдающегося польского историка XV века Яна Длугоша, до сих пор не переведённого на русский язык: «В год господень 12545 огромное татарское войско, состоявшее из многих отрядов, увеличенное еще силами русских и литовцев, под предводительством Ногая и Телебуги, пришло после праздника св. Андрея в землю Сандомирскую и, перейдя по льду реку Вислу, сожгло город с его церквами... Выйдя из Сандомирии, татары под предводительством русских пришли в Краков и, найдя его пустым, направили свою ярость на дома и остававшихся в городе больных, а затем после трехмесячного похода, не встретив нигде сопротивления, обремененные добычей, возвратились в Татарию»6.

Продолжая повествование, Матвей Меховский сообщает о третьем, последнем монголо-татарском набеге на польские земли, произошедшем, по данным Яна Длугоша, в 1287 г.: «Между тем

4 Меховский, Матвей. Трактат о двух Сарматиях / Введение, пер. и ком-мент. С.А. Аннинского. М.; Л., 1936. - URL: http://www.vostlit.info/Texts/-rus15/Mehovskij/frametext1.htm (Дата обращения: 25.07.2018).

5Ян Длугош датирует эти события 1259 годом.

6 Меховский, Матвей. Указ. соч.

под Краковом маленький мальчик, едва имевший полгода отроду, как это ни удивительно, членораздельно предсказал, что придут татары и отсекут головы полякам, а когда его при общем ужасе спросили, боится ли сам он прихода татар, он ответил, что очень боится, так как в числе других и ему отрубят голову.

И действительно, свирепые татары, под предводительством Ногая и Телебуги, спасаясь от голода, при сильнейших морозах и глубоких снегах, явились, как бесчисленная саранча, сперва в Люблинскую и Мазовецкую области, а затем в Сандомирскую, Серадзскую и Краковскую. От замка и города Сандомира они с позором и уроном были отбиты благодаря бдительности воинов, бывших на обороне, но захватили и сожгли много церквей, монастырей и построек.

Явившись под Краков в канун Рождества Христова, они пытались взять город приступом, но, потеряв несколько вождей, с воем отступили и пошли дальше разорять и грабить»7.

После 1287 г. череда опустошительных вторжений степных кочевников на польские земли прекратилась. Натиск Золотой Орды на Запад постепенно ослабевал и к концу XIII века окончательно сошёл на нет.

Своеобразие обстановки в странах Центральной Европы в XIII веке состояло в том, что уже с первых его десятилетий навстречу монголо-татарскому нашествию с Запада устремилось мощное движение совершенно иного рода. Мы имеем в виду поток немецкой колонизации8 — переселения из Германии значительных масс сельского и городского населения, которые активно осваивали не обрабатываемые прежде земли, селились по соседству с местным населением, проявляя хозяйственную предприимчивость. Немецкие колонисты приносили с собой сложившиеся в странах Западной Европы обычаи и традиции, которые с самого начала начали оказывать значительное воздействие на развитие экономики, культуры, государства и права стран Центральной Европы,

7 Меховский, Матвей. Указ. соч.

8 О немецкой колонизации и её исторических последствиях см. подробнее: История Польши. М., 1954. Т. 1. С. 81-95; Zemlicka J. Stoleti posledmch Premyslovcü. Praha, 1986; Ludat H. Slowianie. Niemcy. Europa / Przetl. i w posl. zaopatrzyl J.M. Piskorski. Marburg; Poznan, 2000.

31

в частности, способствовали формированию новой модели городского строя, типологически близкой городскому строю стран тогдашнего Запада.

Первые опыты городской немецкой колонизации в странах Центральной Европы были связаны с основанием новых городов, как принято говорить в западнославянской историографии, «на зелёном дёрне», то есть на незаселённых прежде местах.

Эти новые города заметно отличались от старых городских центров, возникавших в странах Центральной Европы одновременно и в неразрывной связи со становлением государственности, своей топографической структурой: их сердце составляла рыночная площадь, вокруг которой формировалась сеть улиц и городских кварталов. Организующим же ядром городов Чехии, Польши и Венгрии, возникших в Х — XII вв., являлся королевский (княжеский) град — крепость-резиденция правителя или наместника и окружавшей их дружины. Вокруг града-крепости вырастали под-градья (посады) — поселения зависимых людей (ремесленников и слуг), а также свободного населения, привлекаемого благоприятными условиями для торгово-ремесленной деятельности.

Отмеченные топографические различия были обусловлены органическим несходством городов старого и нового типа: новые города, подобно городам Западной Европы, возникали как экономически самодостаточные поселения, очаги свободного, ориентированного на рынок товарного ремесленного производства и торговли, в то время как города XI — XII вв. формировались как полифункциональные организмы, выполнявшие в первую очередь военно-административные функции.

Основывавшиеся «на зелёном дёрне» немецкими колонистами города с большим трудом пускали корни, подчас попытки их основания оказывались неудачными. Напротив, старые города, находясь в узловых точках сложившейся сети сухопутных и речных торговых путей, являясь местом концентрации постоянного и временно пребывающего в них населения, обладали оптимальными условиями для развития ремесла и торговли.

Наученные опытом первых оснований, немецкие колонисты стали добиваться от правителей стран Центральной Европы разрешения на поселение в старых городских центрах или по сосед-

ству с ними, однако наталкивались при этом на серьёзные препятствия. Противодействие исходило не только от местных ремесленников и купцов, настороженность которых была вполне естественной, но также от церковных институтов и представителей аристократии, имевших в подградьях защищённые иммуни-тетными правами земельные владения, дворы, а также торговые привилегии.

Последнее объясняет своеобразную роль монголо-татарского нашествия в судьбах средневековых городов стран Центральной Европы9.

Подобно Руси, именно города Чехии, Польши и Венгрии подверглись наиболее страшному опустошению, являясь опорными пунктами сопротивления, а также точками концентрации запасов продовольствия и других материальных ценностей. Однако в отличие от Руси, монголо-татарское нашествие на страны Центральной Европы осталось трагическим эпизодом. И если в истории русского города после нашествия наступил длительный период глубокого упадка, в Чехии, Польше и Венгрии в ближайшие десятилетия после похода Батыя наблюдался стремительный рост городов, который происходил при активном участии и деятельной поддержке королевской (княжеской) власти.

Последняя видела в городах как важнейшие опорные пункты обороны границ и внутренних областей государства, так и очаги возрождения хозяйственной жизни в опустошённых и пострадавших областях.

Возрождение старых и становление новых городов происходило повсеместно при активном участии немецких колонистов и на основе немецкого городского права и градостроительных принципов западноевропейского типа. Следует при этом учитывать, что новопоселенцами были не только прибывавшие из Германии колонисты, но и представители местного населения, имевшие возможность убедиться в том, что самоуправляющиеся на основе особого городского права общины обеспечивают на-

9 См. подробнее: Галямичев А.Н. Монголо-татарское нашествие и урбанистическое развитие стран Центральной Европы // Известия Сарат. ун-та. Новая серия. 2018. Т. 18. Серия: История. Международные отношения. Вып. 2. С. 192-194.

дёжные гарантии мира, безопасности личности и собственности, свободы распоряжения своим имуществом и временем.

Пожалуй, именно Краков стал точкой непосредственного, наиболее очевидного и длительного противоборства двух названных встречных движений — монголо-татарского нашествия и немецкой колонизации.

В 1257 г. князь Болеслав V Стыдливый, желая возродить разрушенный нашествием 1241 года Краков, издал привилегию, начинавшуюся словами: «Намереваясь основать в Кракове город и собрать там людей с разных концов света ...». Согласно привилегии, Краков приобретал статус самоуправляющейся городской общины на основе магдебургского права10 — свода правовых установлений сложившихся в Магдебурге и получивших широкое распространение на сопредельных территориях Польши, Чехии и Венгрии.

Как уже было отмечено, два года спустя на Краков обрушился очередной набег монголо-татарских отрядов. Горожане успели заблаговременно покинуть город, оборонительные укрепления которого, по всей вероятности, оставались недостроенными.

Однако после ухода непрошенных гостей, они вернулись на прежнее место, и к 1287 г., когда монголо-татары вновь появились у Кракова, сумели укрепить его настолько, что воинственным кочевникам не удалось прорвать оборонительное кольцо стен и башен. Князь Лешек Чёрный (ок. 1241 — 1288; в 1279 — 1288 — князь Краковский), который в критический момент набега, «не надеясь на силы своих воинов, ушел в Венгрию с женой Гриффи-ной»11, пожаловал в следующем, 1288 г. краковским бюргерам привилегию, освобождавшую их от ряда платежей в княжескую казну и провозных пошлин в знак признательности («подобающего вознаграждения»12) за «верные службы, которые они оказали нам и земле нашей, сражаясь против опаснейшего племени татар и одержанную ими победу»13.

10 См.: Kodeks dyplomatyczny miasta Krakowa. 1257—1506. / Ed. F. Piekosinski. Krakow, 1879. T. I. №. 1. S. 1-4.

11 Меховский, Матвей. Указ. соч.

12 In retribucionem condignam.

13 Kodeks dyplomatyczny miasta Krakowa. T. I. № 2. Р. 4-5.

34

Встреча Запада и Востока в Кракове в XIII в. оказала огромное влияние на судьбы города. Приходившие с востока опустошительные набеги оказались не в состоянии разрушить глубинные корни городской жизни, уходившие ко временам зарождения государственности у западных славян. Вместе с тем они способствовали активизации обновления жизненного уклада средневекового Кракова, расчищая путь для более быстрого проникновения и усвоения приносимых в польские земли немецкими колонистами политико-правовых институтов, а также хозяйственно-бытовых и культурных традиций, которые показывали свою востребованность и жизнеспособность в условиях Польши.

В 1320 г. Краков стал королевской резиденцией, столицей возрождённого единого Польского государства. В XIV веке он украсился памятниками архитектуры и скульптуры, составившими основу его превращения в один из красивейших городов мира. Этот взлёт был во многом подготовлен драматическими событиями предыдущего столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.