Научная статья на тему 'ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР В РОССИЙСКОЙ ЛОГИСТИКЕ'

ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР В РОССИЙСКОЙ ЛОГИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цепи поставок / морские перевозки / контейнеры / логистика / supply chains / shipping / containers / logistics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.Н. Фомичев, Ж.А. Волкова, А.А. Пензякова, Е.И. Павлова

Глобальный кризис в связи с антироссийскими санкциями вызвал пересмотр торгово-экономических отношений и обусловил необходимость изменения глобальных логистических цепей с ориентацией России на страны Юго-Восточной Азии, Индии и Вьетнама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С.Н. Фомичев, Ж.А. Волкова, А.А. Пензякова, Е.И. Павлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EASTERN VECTOR IN RUSSIAN LOGISTICS

The global crisis in connection with the anti-Russian sanctions caused a revision of trade and economic relations and necessitated a change in global logistics chains with Russia's focus on the countries of Southeast Asia, India and Vietnam.

Текст научной работы на тему «ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР В РОССИЙСКОЙ ЛОГИСТИКЕ»

УДК 339.9

ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР В РОССИЙСКОЙ ЛОГИСТИКЕ

С. Н. Фомичев, Ж. А. Волкова, А. А. Пензякова Научный руководитель - Е. И. Павлова

Российский университет транспорта Российская Федерация,127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9

E-mail: euwyvy@yandex.ru

Глобальный кризис в связи с антироссийскими санкциями вызвал пересмотр торгово-экономических отношений и обусловил необходимость изменения глобальных логистических цепей с ориентацией России на страны Юго-Восточной Азии, Индии и Вьетнама.

Ключевые слова: цепи поставок, морские перевозки, контейнеры, логистика.

THE EASTERN VECTOR IN RUSSIAN LOGISTICS

S. N. Fomichev, J. A. Volkova, A. A. Penzyakova Scientific supervisor - E. I. Pavlova

Russian University of Transport 9, p. 9, Obraztsova str., Moscow, GSP-4, 127994, Russian Federation E-mail: euwyvy@yandex.ru

The global crisis in connection with the anti-Russian sanctions caused a revision of trade and economic relations and necessitated a change in global logistics chains with Russia's focus on the countries of Southeast Asia, India and Vietnam.

Keywords: supply chains, shipping, containers, logistics.

Последствия пандемии COVID-19 и современные внутрироссийские и внешнеэкономические реалии фундаментально повлияли на глобальные цепи поставок. Режим «закрытого неба» с более чем 36-ю странами мира, отключение от «SWIFT», сокращение количества действующих погранпереходов, резкий рост стоимости морского фрахта, приостановки поставок импортной продукции из ряда стран, дефицит грузового транспорта и контейнеров, а также значительный рост расходов на содержание собственных автопарков - это далеко неполный перечень проблем, с которыми столкнулись участники цепей поставок [1].

В результате изменения экономической ситуации многие зарубежные производители и поставщики изменяют свои товарные потоки для стран СНГ. Российская сторона предпринимает антикризисные логистические меры для снижения влияния санкций на деятельность коммерческих организаций. Для этого необходимо пересмотреть сложившиеся торговые связи и маршруты поставок и создать новые. В качестве примеров трансформации логистических цепочек можно привести следующие:

1) организация кольцевых цепей поставок по Центральной Азии, одной из участниц которых является Россия (Китай - Казахстан - Кыргызстан - Таджикистан - Туркменистан -Россия - Узбекистан, Россия - Казахстан - Грузия - Азербайджан);

2) формирование партнерских отношений со странами-членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Вьетнам и т. д.) [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

Создавшиеся диспропорции в международных цепях поставок из-за высоких рисков невыполнения или несоблюдения сроков перевозок привели к необходимости полной замены поставщиков многих видов продукции в экспортно-импортных поставках. В новой экономической модели торговых отношений на первое место выходит Китай не только как поставщик комплектующих для дальнейшей сборки готовой продукции уже на территории страны-получателя, но и как производитель готовой продукции с высокой конкурентоспособностью.

В целом можно сделать вывод о том, что корректировка внешней экономической деятельности с использованием новых цепей поставок и логистических маршрутов позволит снизить степень напряженности финансово-экономической ситуации в течение ближайшего времени.

Долговременные тренды в цепях поставок товаров в Россию по импорту связаны с ориентацией на дружественные страны для снижения политических и экономических рисков.

Организация грузоперевозок между Индией и Россией - один из интересных вариантов развития международных логистических связей. Индия занимает передовые позиции по экспорту товаров, и эта тенденция будет сохраняться в течение длительного периода, благодаря экономическому потенциалу этой страны. Партнерские отношения налажены у Индии с различными компаниями из стран ЕС и России. К основным отраслям, продукцию которых экспортирует Индия, относят товары автомобильной промышленности, текстильного производства, нефтяной отрасли, пищевой и химической промышленности.

Чаще всего для экспорта из Индии в Россию используется морской путь. Товары перевозят в специальных контейнерах на судах, которые в основном отправляют из 12 основных индийских портов; примерно 12 % общего объема грузов приходится на главный морской порт Индии в Мумбаи. В процессе транспортировки из Индии в Россию, а особенно по России до конечного получателя, груз перегружают на автомобильный или железнодорожный транспорт, то есть логистическая цепь основывается на мультимодальных перевозках.

Несмотря на расположение Индии и Российской Федерации на одном материке, транспортировка грузов из одной страны в другую может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Обычно товар проходит несколько сухопутных и морских границ с другими государствами, что усложняет логистическую цепь. Оформление документации необходимо для транзита через несколько стран, поскольку общих границ Индия и Россия не имеют. К особенностям относится и менталитет жителей этой страны, поэтому необходимо ответственно подходить к вопросу партнерских отношений с индийскими компаниями [3].

Стоимость транспортировки грузов из Индии в Россию варьируется в широких пределах. На этот показатель влияет род груза, его объемы и размеры, конечный пункт назначения, ценность груза, необходимые условия хранения и маршрута, а также дополнительные услуги (страхование груза, таможенное оформление груза).

Несмотря на большое число аэропортов и портов, транспортная сеть Индии, как и России, развита недостаточно эффективно. Нерациональная организация логистического маршрута, без учета особенностей дорог и инфраструктуры портов, может увеличить не только расходы на транспортировку, но и риски задержки или потери груза.

Для успешного ведения торгового бизнеса с Индией необходимо найти компанию-агента, которая будет оказывать поддержку при организации логистической деятельности с индийскими компаниями.

Укрепление международных торговых и транспортно-логистических связей Вьетнама и России - еще один перспективный проект. Многие российские компании стремятся к поиску новых возможностей сбыта своей продукции на мировых рынках. Одним из самых динамично развивающихся рынков Юго-Восточной Азии с огромным потенциалом роста

является рынок Социалистической Республики Вьетнам. По экономическим показателям он занимает 3-е место среди стран ЮВА и 15-е в мире. Представляя собой одну из наиболее открытых и интегрированных экономик мира, Вьетнам связан соглашениями о свободной торговле со странами, доля которых составляет 78 % мирового ВВП, а стратегическое расположение в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии дает Вьетнаму доступ к 3,5 млрд потребителей. На экспорт из Вьетнама идет продукция автомобильной промышленности, текстильного производства, химической промышленности, продовольственные товары и металлы [4].

В российско-вьетнамском сотрудничестве необходимо обратить внимание на предоставление предпринимателям двух стран ясной картины взаимодействия друг с другом и определения открытых для них площадок взаимодействия в новых условиях. Наличие полной информации, распространение деловых материалов о перспективных проектах сегодня стимулируют налаживание прямых производственных связей [4].

Основное направление материальных потоков - морские контейнерные перевозки до порта Восточный (по времени 18 - 20 дней) [5]. Гражданская авиация Вьетнама в последнее десятилетие развивается очень высокими темпами. Национальным перевозчиком является компания «Вьетнамские авиалинии». При составлении маршрутов перевозки закупаемых товаров из Вьетнама следует обратить внимание на то, что сеть железных дорог развита слабо, а, следовательно, доставка товара от производителя в порты может занимать длительное время. Кроме того, ширина железнодорожной колеи отличается от российской, из-за чего возникают сложности, связанные с погрузкой контейнеров. Несмотря на то, что во Вьетнаме нет скоростных автобанов, сеть автомобильных дорог с твердым покрытием развита хорошо.

Дальнейшее развитие должна получить не только транспортная, но и информационная логистика. Для последовательного продвижения товаров по логистической цепи необходимо построение систем, связывающих потоки информации с материальным потоком.

Изменения, вызванные новыми испытаниями на экономическом рынке, приводят к пересмотру стандартных операций, связанных с поиском партнеров, маршрутов, цепочек поставок и т. д. Поэтому оперативное реагирование на возникновение проблем позволяет логистическим компаниям не упускать прибыль, а также наращивать присутствие на новых рынках. Тенденция развития «Восточных отношений» позволит обеспечивать российский рынок необходимыми товарами, а также экспортировать товары и предложить клиентам новые продукты.

Библиографические ссылки

1. Шульга Д., Демин В. Антикризисные стратегии цепочек поставок [Электронный ресурс]. URL: https://logirus.ru/articles/solution/antikrizisnyy_massazh_tsepi_postavok.html (дата обращения: 26.03.22).

2. Цепочки поставок и санкции: какой выход у России? [Электронный ресурс]. URL: https://getrelog.com/ru/blog/cepochki-postavok-i-sankcii-kakoy-vyhod-u-rossii- (дата обращения: 28.03.22).

3. Особенности грузоперевозок из Индии в Россию [Электронный ресурс]. URL: https://sbcargo.ru/poleznaya-informatsiya/osobennosti-gruzoperevozok-iz-indii-v-rossiyu/ (дата обращения: 27.03.22).

4. Инвестиционные проекты развития международных связей России и Вьетнама [Электронный ресурс]. URL: http://www.morvesti.ru/analitika/1688/86638/ (дата обращения: 28.03.22).

5. Павлова Е.И., Леонова В.В. Торговые связи России и Вьетнама: логистическое управление материальными потоками // Мир транспорта. 2015. Т. 13. № 6 (61). С. 136-143.

© Фомичев С. Н., Волкова Ж А., Пензякова А. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.