Научная статья на тему 'Восточный танец живота: история возникновения и его значение для современности'

Восточный танец живота: история возникновения и его значение для современности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1987
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ТАНЕЦ ЖИВОТА / КУЛЬТУРА / ИСЛАМ / ХРИСТИАНСТВО / РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Муртазина Р.А., Шмакова Н.Н.

В статье анализируется восточный танец живота, а именно его история возникновения и значение для современности. Рассматривается танец с самого происхождения и становления и до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восточный танец живота: история возникновения и его значение для современности»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Муртазина Р.А.

студентка 4 курса исторического ф-та ОГПУ

Шмакова Н.Н., к.п.н., доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания, ОГПУ

г. Оренбург, Российская Федерация

ВОСТОЧНЫЙ ТАНЕЦ ЖИВОТА: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

ДЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация

В статье анализируется восточный танец живота, а именно его история возникновения и значение для современности. Рассматривается танец с самого происхождения и становления и до наших дней.

Ключевые слова: Танец живота, культура, ислам, христианство, религия.

Рассматривая историю возникновения восточного танца живота, следует отметить, что она является в своем роде сложной и многогранной. Все приемы и техника исполнения достигали своего апогея тысячелетиями и развивались до совершенства лучшими танцовщицами Востока [2,с.11]. Многообразие необычных стилей восточного танца проявляется ввиду богатства культурных традиций Среднего Востока, а это очень большая область - множество стран, религий, культур, обычаев.

Танец живота на Востоке исполняют на сцене, в барах и ресторанах, на палубах прогулочных кораблей, т.е. всюду, где бывают туристы. Особенно этот танец популярен в праздничные моменты жизни. Танец, который самый чувственный, удивительно грациозный, покорил и покоряет до сих пор весь мир. С каждым разом появляется достаточно желающих, которые хотели бы постичь его чарующие тайны и насладиться всем пленительным великолепием и красотой.

Много легенд сложилось о восточных танцовщицах. Существует легенда, где жертвой танцовщиц стал Иоанн Креститель [3,с.103]. Предтеча разоблачил царя Ирода, который женился на жене своего брата Иродиаде. Царь заточил обличителя в темницу, но казнить не решился из-за его известности в народе. Иродиада была очень мстительной и всегда искала случай погубить Иоанна, и дочь ее Саломея тоже решилась помочь матери. На пиру в честь дня рождения Ирода Саломея танцевала так красиво, что ослепила своим великолепием царя и его вельмож. Ирод, восхищенный красотой Саломеи пообещал исполнить любое желание Саломеи, даже если бы она попросила половину царства. Великолепная танцовщица по наказу матери попросила у царя голову Иоанна Крестителя. Ирод не отказался от своего обещания, и вскоре голову Иоанна принесли на блюде Саломее, которая, в свою очередь, передала ее матери.

День отсечения главы Иоанна Крестителя отмечается христианами 29 августа (по старому стилю). У мусульман Иоанн почитается как пророк Йахья, и голова его покоится, как святыня, в мечети Омейядов в Дамаске.

Следует отметить, что танец живота (Belly-dance) - это, своего рода современное европейское название для сценического танца. Танец изначально существовал как ритуальный, затем уже как фольклорный, и в своих древних формах не был предназначен для сцены (в современном смысле слова «сцена» - разделение участников представления на исполнителей и зрителей).

Слово «беллиденс» является сходным арабскому слову «беледи», которое дословно переводится как «живу здесь», иначе - «местный». «Беледи» и одна из разновидностей восточного танца. Кроме того, это название костюма и музыкального стиля [2,с.12].

Изучая танец живота, как ритуальный танец, следует заметить, что это танец жизни, который исполнялся во время важных событий, связанных с началом чего-либо, к примеру: Нового года, посева,

свадьбы или рождения. Беллиденс - это искусство развлечения танцем и просто женский танец, которому учились дома. Танец получил широкое развитие во многих регионах Африки и Востока. Его исполняли в Египте и Иране, Турции и Марокко, Тунисе и Ливии, а также в Сирии, Иордании, Йемене и Судане.

Распространение ислама в Египте оказало существенное влияние на танец живота. Культура танца изменилась: во-первых, девушки из знатных и богатых семей больше не исполняли танец живота, во-вторых, центр культурной жизни (а вместе с ним и танцы) переместился в Испанию: Кордову и Андалузию. Именно здесь, в результате смешения культур и традиций, на основе восточных танцев зародился фламенко, а танец живота в свою очередь вобрал в себя элементы цыганских и испанских танцев, породив танец «Андалусия». Отметим, что андалузский стиль беллиденс обосновался и существует ближе к границе с Испанией: это необычная смесь марокканского и испанского танцев.

Истоки танца также можно проследить и в культуре цыганских племен, которые жили на территории Индии. Племена цыган всегда считались умелыми танцорами и музыкантами. Индийские цыгане, путешествуя по Среднему Востоку, принесли с собой множество разновидностей танца.

Арабские крупные страны, например Египет, тоже имеют множество региональных стилей беллиденс, традиции и танцевальные обычаи его регионов не похожи один на другой. В то время как в других, небольших и культурно однородных государствах, стилевое разнообразие не столь велико. Египет имеет очень богатую танцевальную историю, которая берет начало от древних танцев фараонов до стиля городского фольклора «беледи» XX в. и современного танца «ориентал». В Египте представлено множество провинциальных разновидностей народного танца. Беллиденс египтяне называют стилем ориентал или «Ракс Шарки», что означает «танец Востока». В результате, на современный египетский беллиденс оказывают огромное влияние другие восточные танцы, он часто смешивается с балетом и танцами кабаре [1,с. 27].

Более развитые в промышленном отношении регионы Турции - Стамбул и побережье Мраморного моря - развивались под сильным воздействием Европы, в то время как Восточная Турция несла на себе отпечаток арабской культуры и была гораздо более традиционной и консервативной. Древний Эфес - это место, где тысячи лет назад появился беллиденс. Турки называют беллиденс словом «раккас». Кроме того, в Турции также популярны и народные танцы, например «Карсилама» с ритмом 9/8, в современном же Стамбуле можно встретить любой танцевальный стиль. Турция является мировым лидером по производству пальцевых цимбал или цилл (музыкальный инструмент). Турецкие танцовщицы играют на этом инструменте, сопровождая им свои выступления.

Прибрежные города Марокко многонациональны и обладают развитой инфраструктурой. Если рассмотреть Марракеш, то он представляет собой сочетание древних народных традиций и современности. В Атласских горах до сих пор сильны племенные традиции берберов [5].

У восточного танца достаточно разновидностей: танец с тростью, с миниатюрными цимбалами, бубном, шарфом и др. [3,с.103]. Одним из редких вариантов считается «Танец семи покрывал», где исполнительница сбрасывает с себя вуали по мере приближения к кульминации. Танец семи покровов (вуалей), традиция которого возводится к временам Ахума, царя ахумитов в 532 г. захватившего страну царицы Савской [1,с.37]. Прекрасная Айла Сах была его любимицей, которая, чтобы спасти свою жизнь, обещала султану исполнить мистический Танец Семи Покровов. Покров, вуаль, фата - это символ чистоты и невинности в египетском и индийском обществах. Покровы символизировали четыре элемента (огонь, землю, воду и воздух) и три основы существа (тело, душу и дух). Сбрасывание каждого из покровов означало достижение чистоты первоначального сознания.

Традиционные стили Алжира и Туниса - очень приземленные, многие из них, в частности туарегский стиль танца, исполняют стоя на коленях. Танцовщицы провинций Алжира, так называемые «Ouled Nail», всегда использовали множество украшений. Эта традиция легла в основу современного американского стиля «трайбл». Большинство танцев Магриба - народные, но в туристических областях Туниса часто встречается и сценический беллиденс.

Иранский (персидский) танец так же уникален, искусен и сложен, как иранская поэзия и шелковые ковры ручной работы. С древних времен в районах современного Ирана и Ирака, развивались женские танцевальные традиции. Народные этнические танцы этих мест носят название - «Рисовый урожай». [4].

Ливан, Сирия, Иордания, расположеные на древних территориях Шумера и Вавилонии сыграли огромную роль в развитии женского танца. Например, в городе Баабек в древности совершались танцевальные обряды поклонения женскому божеству. Ливан, Сирия, Иордания имеют богатые традиции народного танца - иногда общие, как в случае с групповым танцем дабка - в каждой стране своя версия этого танца. Современные танцевальные стили этих стран характеризуются быстрым темпом. В Ливане развивается современный стиль беллиденс с ярко выраженной техникой. Регион Персидского залива богат традиционным стилем женского танца. Один из них - халиджи использует резкие движения головой. В Йемене популярен групповой танец «Zaafen», который обычно исполняется мужчинами, а реже -женщинами [3,с.56]. Прослеживая историю возникновения и развития восточного танца, следует подчеркнуть, что восточный танец живота - это не просто движения и обычный танец. Беллиданс не пережил бы тысячелетия, если бы действительно был настолько поверхностным.

Несомненно, танец живота - это загадка древней культуры, сложной неизвестной большинству из нас. Именно возникновение восточного танца является неотъемлемой частью развития общества. Танец живота -это источник очень мощной положительной энергии, возможность выразить свою внутреннюю и внешнюю красоту посредством движений.

Подводя итог, следует отметить, что восточный танец живота - это отшлифованная веками практика работы с телом, направленная на гармонизацию психической, энергетической, эмоциональной сфер, оздоровление, омоложение фигуры, обретение неповторимой женской грации и пластики [1]. Список использованной литературы:

1. Блохина И.В. Все о танце живота. Минск: Харвест, 2007 . - 176 с.

2. Кириченко Г. Танец живота. Харьков: Клуб семейного досуга Жанр, 2007. - 112 с.

3. Казиев Ш.М. Повседневная жизнь восточного гарема. М.: Молодая гвардия, 2006. - 295 с.

Интернет источники:

4. http://dancedb.ru/belly-dance/ «Танец живота».

5. http://www.aini.com.ua/ Информационный сайт о Танце живота и культуре Востока

© Муртазина Р.А., Шмакова Н.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.