Научная статья на тему 'Восточные мотивы в вокальной музыке русских композиторов XIX - начала XX века'

Восточные мотивы в вокальной музыке русских композиторов XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4599
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА / РУССКИЙ ВОСТОК / ВОКАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ / ОРИЕНТАЛИЗМ / РУССКАЯ И ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лийка Ольга Григорьевна

Статья посвящена проблеме взаимодействия восточной и русской культур в вокальной музыке композиторов рубежа XIX-XX веков. Рассматриваются причины особенного отношения к восточным традициям, очерчиваются периоды разных этапов воплощения восточных образов в русской вокальной музыке. Автор статьи уделяет внимание знаковым композиторам русской музыки XIX и начала XX века, осуществляет обзор их ориентальных опусов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTAL MOTIFS IN THE VOCAL MUSIC OF RUSSIAN COMPOSERS OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES

The article is devoted to the problem of interaction between Eastern and Russian cultures in the vocal music of composers of the turn of the XIX-XX centuries. The reasons for the special attitude to the Eastern traditions are considered, the periods of the different stages of the incarnation of oriental images in Russian vocal music are outlined. The author of the article pays attention to the iconic composer figures of Russian music of the XIX and early XX centuries, reviews their oriental opuses

Текст научной работы на тему «Восточные мотивы в вокальной музыке русских композиторов XIX - начала XX века»

ИСКУССТВОЗНАНИЕ

УДК 784.3

О. Г. Лийка

ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Взаимодействие различных культур - один из самых актуальных вопросов в социуме. На протяжении многих веков им задаются политики, экономисты, ученые, деятели культуры. Эта проблема отражена и постоянно фигурирует в различных направлениях музыкального искусства: в композиции, исполнительстве, музыковедении, критике. В русской истории музыки дискуссии вокруг сплетения инонациональных культур и русской традиции проходили, как правило, на темы «Россия - Запад» и «Россия - Восток». Этот дуалистический формат освещения данной тематики вполне закономерен и по сей день характерен для русской музыковедческой мысли.

С самого начала исследователи отмечали принципиальные отличия между отношениями русской музыки с западным искусством и восточным музыкальным наследием [Асафьев, 1979]. Суть этих отличий описала в своем диссертационном труде Н. Чахвадзе: «Взаимоотношения России с Западом с петровских времён строились как отношения "любви-соперничества". Дух соперничества ощутим даже у откровенных западников - Н. Карамзина, В. Белинского, Ф. Достоевского и др. Иные чувства вызывает Восток. Он России не соперник... В музыке, наиболее непосредственно и откровенно выразившей эмоциональное восприятие Востока и Запада, к европейской традиции сложилось отношение как к точке отсчёта - тому, с чем ещё надо сравняться, а потом преодолеть, так как с ней сопряжена опасность утраты "национального лица" (дух соперничества); а к традиции восточной - как к оттеняющей собственное своеобразие и помогающей его постичь, но не угрожающей ему (своё чужое)» [Чахвадзе, 2012, с. 8-9].

Интересные мысли в этом направлении высказывают Л. Шаригина и С. Ун-да, соавторы научного исследования, посвященного вопросам взаимодействия культур Запада и Востока: «Западная культура представляет собой культуру,

© Лийка О. Г., 2019.

ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат в основе западного общества... Восток, во многом в противоположность Западу, являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира, человек культуры Востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. В отличие от западной культуры, направленной вовне, восточная стремится погрузиться во внутренний мир человека. Россия мыслилась как начало, которое способно объединить Восток и Запад» [Шаригина, Унда, 2016, с. 94].

Любовь к Востоку нашла отражение в русской музыке с самого начала XIX века. И поскольку природа русского музыкального искусства выдвинула на первый план развитие вокальной профессиональной культуры, то и воплощение образов Востока впервые появилось в сочинениях именно вокальных и в них же достигло наивысшего расцвета. По этой причине в рамках данной статьи автор хотел бы остановить свое внимание на восточных мотивах в вокальной музыке русских композиторов. Кроме того, романс в XIX веке приобретает характер своего рода «массовой музыки». Этот жанр становится как бы срезом музыкального мышления композиторов.

Отметим, что в течение XIX века и начала XX столетия способы отражения Востока в русской музыке менялись. Н. Дмитриади, занимавшийся изучением данного вопроса, в своей работе выделяет три периода, внутри которых происходили эти изменения [Дмитриади, 1974]. Первый - эпоха от начала зарождения русской музыки - через доглинкинский романс - к творчеству Глинки и Даргомыжского. В этой связи следует упомянуть имя Александра Александровича Алябьева - музыканта, который первым увлекся восточной культурой в целом и восточным фольклором в частности, первый внес вклад в формирование понятия «русский ориентализм».

После сибирской ссылки композитор был отправлен на Кавказ для восстановления здоровья, где и познакомился с аутентичной музыкальной культурой. Восхищенный и вдохновленный напевами кабардинского народа, черкесов, грузин, Алябьев создает серию национальных романсов, которые позже объединит в сборник «Кавказский певец». Наряду с романсами он работает и над оперой «Аммалат-бек» по мотивам кавказской повести Бестужева-Марлинского.

Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Даргомыжский не были собирателями восточного музыкального фольклора, однако сумели постичь его через поэзию Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Кроме того, известны случаи, когда та или иная аутентичная мелодия была

привезена в Россию друзьями из окружения композиторов в качестве трофея из служебной командировки. Самой известной историей стал факт «подарка» А. Грибоедовым грузинской мелодии Глинке. Вернувшись из Тифлиса, Грибоедов по памяти наиграл ее начинающему композитору. Напев этот лег в основу романса «Не пой, красавица, при мне».

Анализируя подход к фольклорному материалу Алябьева, Глинки и Даргомыжского, можно отметить высокий уровень обобщения, с которым они воплотили образы Востока в своем камерно-вокальном творчестве.

Второй период русской ориентальной музыки связан с творчеством кучкистов, а также А. Рубинштейна и А. Серова. Несмотря на коренные эстетические разногласия кучкистов и Рубинштейна (которого считали откровенным «западником»), их объединяли поиски конкретных средств музыкальной выразительности для воплощения восточных мотивов в своем творчестве. Так, лидер «Могучей кучки» М. Балакирев неоднократно инициировал фольклорные экспедиции на Кавказ, откуда привез не только впечатления, но и уникальный этнографический материал. Лучшими образцами ориентализма в вокальной музыке стали у Балакирева романсы «Песня Селима», «Грузинская песня», а в инструментальной - не имеющая себе равных восточная фантазия «Исламей».

Незаурядные средства музыкальной выразительности мы находим у А. Бородина - композитора, который обладал особым восточным музыкальным чутьем в силу своего происхождения. Степень его проникновения в сущностные характеристики музыки Востока можно назвать самой высокой среди всех композиторов этого периода времени. Ярчайший пример, без сомнения, опера «Князь Игорь», где в каждой ноте, каждой интонации восточных сцен чувствуется особо трепетное отношение автора. Недаром часть найденных им приемов в отображении образов востока станет приметой его собственного, авторского, композиторского стиля.

Не чужды были ориентальные мотивы и Н. Римскому-Корсакову (романсы «Не пой, красавица, при мне», «Восточная песня», «Песня Зулейки»), и Ц. Кюи («Аккерманские степи», «Восточная мелодия»), и М. Мусоргскому (романсы «Еврейская песня», «Царь Саул», хоры «Поражение Сеннахериба», «Марш Шамиля»).

О том, каковы были творческие позиции в отношении музыкальной реализации восточных образов у А. Рубинштейна, кратко рассказано в статье З. Османовой: «В музыкальном творчестве А. Г. Рубинштейна ориентализм проявился достаточно рано. Еще в 1850 году, получив от В. А. Соллогуба либретто к опере "Дмитрий Донской", молодой композитор обратился к другому литератору - В. Р. Зотову, который по его просьбе «дописал второе действие - сцену у татар, Восток". В дальнейшем у А. Г. Рубинштейна образы Востока и музыка восточного характера, как и у других русских композиторов, были по преимуществу

связаны с Кавказом. Во многих сочинениях Рубинштейна встречаем сложившиеся у кучкистов ритмоинтонационные, ладогармонические комплексы, становившиеся основными художественными инструментами в музыке Востока. Это очень ясно слышится в "Танце кашмирских невест" (опера "Фераморс", 1861), в пьесе «Паша и Альмея" (фортепианный цикл "Костюмированный бал", 1879), "Лезгинке" (сборник национальных танцев, 1868), в лирическом цикле "Персидские песни" и в других произведениях. Музыкальное воплощения Востока мы находим у Рубинштейна многократно. В целом же рубинштейновский Восток имеет свой особый эмоциональный акцент: он по преимуществу отражает мужественность, энергию, динамизм, монументальность» [Османова, 2016].

Отметим границы третьего периода в классификации Н. Димитриади. Он связан с рубежом столетий (1890-е - 1900-е, по обозначению Димитриади), которое представляют П. Чайковский, А. Гречанинов, С. Рахманинов, отчасти Стравинский. На самом деле, в этот период продолжает писать, например, Римский-Корсаков, с другой стороны - начинает создавать музыкально-ориентальные образцы более младшее поколение - Н. Черепнин, М. Ипполитов-Иванов и другие.

Что же характеризует приемы воплощения восточных мотивов у русских композиторов данного временного этапа? Некоторые тенденции отмечает в своей научной работе Г. Некрасова: «. ориентализм связывается уже не столько с географическими параметрами запада и востока, своими для каждой из стран, сколько подразумевает определенную культурологическую идею [здесь и далее - курсив Г. Некрасовой. - О. Л.], в которой выражается представление о Востоке. К тому же сами географические горизонты ориентализма, ранее традиционно ассоциировавшегося с культурой исламского мира. сегодня расширились.» [Некрасова, 2012, с. 18].

Действительно, интерес к менталитету географически более далеких культур у русских композиторов растет. Наряду с появлением уже привычных ближневосточных образов, возникает ряд композиций, связанных, например, с Индией, Китаем и Японией. Сюда же можно отнести еврейские/библейские сюжеты, которые еще со времен Мусоргского композиторы трактуют не только духовно-, но и восточно-ориентированно. И именно представление о Востоке, недоступном, неизведанном, экзотичном, манящем разжигало фантазию композиторов и побуждало композиторов «придумывать» варианты звучания более далекого локуса.

На этом периодизация Димитриади завершается. Примерно теми же годами останавливает свои размышления о периодизации А. Проноза [Проноза], однако же поясняет, что предложенную ею периодизацию можно продолжить. На наш взгляд, сегодня можно с уверенностью утверждать, что XX век значительно расширил понятие «русского ориентализма» в музыкальном искусстве.

Библиография

Асафьев, Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века. - 2-е изд. - Ленинград : Музыка, 1979. - 344 с.

Димитриади, Н. Б. Некоторые стилевые особенности русской музыки о Востоке // Вопросы теории и истории музыки. - Ленинград : Музыка, 1974. - Вып. 13. - С. 106-125.

Миронова, О. В. Вокальный цикл М. М. Ипполитова-Иванова «Четыре стихотворения Рабиндраната Тагора»: история создания и особенности стиля // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2013. - № 6 (1). -С. 435-439.

Миронова, О. В. Стилевые особенности вокального цикла М. М. Ипполитова-Иванова «Пять японских стихотворений» // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 9 (158). - С. 29-33.

Некрасова, Г. А. Концепция ориентализма в отечественном музыкознании ХХ века (по материалам исследований и публикаций) // Научный вестник Московской консерватории. - 2012. - № 4. - С. 16-27.

Османова, З. М. Феномен ориентализма в русской музыкальной культуре второй половины XIX - начала XX вв. [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 7. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/ 1ззиез/2016/07/70269 (дата обращения: 08.02.2019).

Проноза, А. В. Ориентализм в русской музыке как опыт изучения культурной диффузии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dspace.nbuv.gov. ua/bitstream/handle/123456789/24390/25-Pronoza.pdf?sequence=1 (дата обращения: 06.03.2019).

Чахвадзе, Н. В. Русский композитор и Восток: особенности взаимодействия : автореф. дис... д-ра искусствоведения : 17.00.02. - Магнитогорск, 2012. - 42 с.

Шаригина, Л. И., Унда, С. И. Взаимодействие культур Запада и Востока // Молодой ученый. - 2016. - № 7.5. - С. 94-95. - Режим доступа: https://moluch.ru/ archive/111/27922/ (дата обращения: 19.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.