Научная статья на тему 'Восточноазиатские саммиты и интересы России'

Восточноазиатские саммиты и интересы России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
621
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АССОЦИАЦИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН) / ASSOCIATION OF SOUTHEAST ASIAN NATIONS (ASEAN) / ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЙ САММИТ / EAST ASIASUMMIT (EAS) DIALOGUE INTERACTION / ДИАЛОГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTEGRATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ткаченко Ирина Юрьевна

В статье исследуется складывание нового формата кооперации в АТР Восточноазиатскихсаммитов, которые инициированы АСЕАН для многостороннего взаимодействия с внешниммиром и представляют собой весьма специфическую для современного глобального мираформу внерегионального сотрудничества. Необходимость активизации участия России в этомдиалоговом формате обусловлена объективными факторами, прежде всего, тяготением нашейстраны к данному региону, возможностями кооперации со странами АТР, расширением географии многостороннего сотрудничества России. Интенсификация диалогового сотрудничестваРоссии в формате Восточноазиатских саммитов представляет собой вариант усиления позицийнашей страны в регионе и альтернатива возможным рестрикциям со стороны западного мирапо участию России в выработке правил мирового и регионального геопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

East Asia Summits and Russia''s interests

The article analyzes the creation of a new format of cooperation in the Asia-Pacific Region -the East Asia Summits, which were initiated by ASEAN for the multilateral interaction with theoutside world and are now highly specific form of extra-regional cooperation for the modernglobal world. The need to increase the participation of Russia in the dialogue format is determinedby some objective factors, primarily the gravitation of our country towards the region, thepossibilities of cooperation with the APR countries, the geographical expansion of multilateralcooperation of Russia. Intensification of dialogue and cooperation between Russia and the EAScould lead to strengthening the position of our country in the region and may be an alternative topossible Western restrictions for Russia's participation in the development of global and regionalrules in the geopolitics.

Текст научной работы на тему «Восточноазиатские саммиты и интересы России»

Восточноазиатские саммиты и интересы России

И.Ю. Ткаченко Восточное направление российской внешнеэкономической

политики было и остается принципиально важным для России. Неслучайной, в частности, является оценка современного состояния российско-китайского торгово-экономического взаимодействия, характеризующаяся Президентом России как беспре-

УДК 339.9 (5) цедентно высокая1.

ББК 65 5 (5) Однако восточный вектор российской внешнеэкономиче-

ской политики должен быть куда объемнее и шире, чем двустороннее взаимодействие пусть даже и с такими крупнейшими мировыми игроками, как Китай. Мировые экономические процессы говорят о том, что центр развития глобальной экономики смещается на восток и процессы, происходящие там, напрямую затрагивают все страны мира, в особенности Россию, которая мировым сообществом рассматривается как, прежде всего, центрально-азиатская, а вовсе не европейская страна. И, если развитые страны готовы подвергнуть Россию санкциям и ограничениям, то представляется абсолютно логичным сместить акценты российской внешнеэкономической деятельности в сторону региона, к которому мы объективно тяготеем.

Но для того, чтобы занимать в регионе адекватное положение, России требуется активизировать свое участие в региональных кооперационных механизмах, создаваемых странами АТР для сотрудничества с остальным миром, активно сотрудничая при создании правил этих механизмов, благо эти правила находятся на стадии формирования. К числу таких новых форматов взаимодействия в рамках АТР относятся восточноазиатские саммиты, роль и значение которых для России, на мой взгляд, нельзя недооценивать.

Механизм ВАС был создан в 2005 году по инициативе АСЕАН с целью укрепления мира, стабильности и экономического процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Изначально было выдвинуто два предложения о создании регионального объединения: Япония хотела объединиться в Восточно-Азиатское сообщество с упором на экономические связи, а тогдашний

1 Прямая линия с Владимиром Путиным [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.kremHn.ш/news/20796

^ 32

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2014

премьер-министр Австралии Кевин Радд поставил вопрос о формировании Азиатско-Тихоокеанского сообщества, в которое входили бы также и США.

Инициатива образования нового формата взаимодействия исходила от стран АСЕАН, а также Китая, Японии и Южной Кореи, которые предполагали обсудить свои актуальные проблемы и продекларировать создание новой организации. Но Япония и Индонезия решили уравновесить растущие амбиции Китая в регионе «прозападными» силами в виде Индии, Австралии и Новой Зеландии. В ответ Малайзия предложила пригласить Россию в качестве противовеса. Премьер-министр Австралии Джон Говард демонстративно заявил, что переговоры должны быть проведены в сложившемся формате, то есть без участия России. Возможной причиной такой позиции Австралии можно считать тот факт, что присоединение России к новому формату означало для Австралии появление потенциального конкурента на рынке поставок сжиженного газа в регион. Представители Индонезии открыто выступили против обсуждения вопросов о расширении организации на этом саммите.

Россия подала заявку на участие в саммите ВАС в 2004 году, однако решение о присоединении нашей страны к данному механизму сотрудничества последовало лишь спустя несколько лет. Участие России в первом саммите ВАС в качестве наблюдателя, при том, что заявка на российское участие была подана вскоре после формирования механизма, обозначило интерес нашей страны к складывающемуся институту сотрудничества. Президент Российской Федерации В.В. Путин, принявший участие в работе Саммита в качестве приглашенного гостя от страны-председателя, отметил, что Россия готова вносить реальный вклад в решение актуальных вопросов региональной жизни, а сам саммит становится еще одним значимым фактором продвижения позитивных объединительных тенденций. При этом очевидным преимуществом саммита становился тот факт, что новый формат взаимодействия АСЕАН строится на принципиальных позициях открытого регионального образования, коммуницирующего с остальным миром для безопасного и равноправного диалога. Россия также была готова принять участие в финансировании фонда партнерства со странами региона.

Следует отметить, что страны АСЕАН поддержали решение о перспективе присоединения России к деятельности ВАС, и глава МИД РФ Сергей Лавров приветствовал эту инициативу. Дипломаты считали, что укрепление связей с Россией и с США станет балансирующей мерой в контексте роста экономического и военного влияния Китая в регионе2.

30 октября 2010 г. на очередном заседании Восточно-Азиатского саммита, на котором присутствовали глава российского МИД С. Лавров и госсекретарь США Х. Клинтон, было принято официальное решение пригласить президентов России

2 АСЕАН приветствует вступление России и США в Восточно-Азиатское сообщество. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.rosbalt.ru/main/2010/07/23/756409.html

10 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

33 0

и США стать полноправными участниками Восточно-Азиатского саммита 2011 года. Поскольку в АТР постепенно смещается вектор военно-политической конкуренции между государствами, т. к. там находятся пять государств с наиболее многочисленными и подготовленными к ведению реальных военных действий вооруженными силами, России было необходимо определить свое место в формирующемся региональном образовании. Стратегические цели России в Восточной Азии состоят в том, чтобы помочь обеспечить здесь мир, безопасность, стабильность и процветание, укрепить взаимное доверие, содействовать устойчивому экономическому развитию.3

Россия впервые участвовала в качестве полноформатного члена во встрече министров иностранных дел стран механизма Восточноазиатских саммитов, проходившего в 2011 году в Индонезии наряду с лидерами десяти стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а также Австралии, Индии, Китая, Новой Зеландии, Южной Кореи, Японии. Также впервые за всю историю существования ВАС на нем присутствовали представители США.

Реальное участие России в ВАС в работе механизма ВАС на 6 саммите, главной темой которого являлась проблема территориальных споров, которая ведется между странами бассейна Южно-Китайского моря - Китаем, Малайзией, Вьетнамом, Тайванем, Филиппинами и Брунеем, где переплетаются основные геополитические интересы, напрямую не затрагивает непосредственные национальные интересы нашей страны. Китай и страны АСЕАН договорились о принципах поведения при разрешении территориальных споров в Южно-Китайском море. На саммите был принят совместный документ о принципах, которые в дальнейшем будут являться базой Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море и предполагают отказ от применения силы при возникновении спорных ситуаций и разрешение противоречий исключительно мирными средствами.

До присоединения к ВАС России и США на саммитах обсуждались региональные темы, однако после вступления в организацию этих стран предметом взаимных обсуждений стали политические вопросы, вопросы безопасности, выходящие за рамки региона, однако затрагивающие национальные интересы всех участников. Так, в рамках саммита российская сторона выдвинула свою идею о всеобъемлющей безопасности, адекватной вызовам настоящего времени, которая не может обеспечиваться за счет безопасности других. Лежащие в основе такой системы принципы международного права, внеблоковые начала и коллективные интересы находятся в рамках идеологии современной российской внешнеполитической концепции. Предложения России в области безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе означают, что ВАС сможет удачно дополнить уже имеющиеся в регионе

3 Лавров: РФ готова участвовать в укреплении безопасности Восточной Азии [Электронный ресурс] Режим доступа: http//webcache.googleusercontent.com/ search?q=cache:7ZeGTYzemgUJ:www.rosbalt.ru/main/2011/11/19

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2014

переговорные форматы. С точки зрения нашей страны, ВАС может стать дополнительной площадки для совместной выработки общерегиональных подходов к сотрудничеству в обсуждении таких острых вопросов, как, в частности, безъядерный статус корейского полуострова или территориальные споры по поводу Южно-Китайского моря, которые, напрямую не затрагивая национальные интересы России, тем не менее, работают на снижение общего градуса конфликтности в Восточной Азии. Механизм Восточно-Азиатских саммитов также позволит их участникам формировать эффективные механизмы борьбы с пиратством в регионе, обсудить проблему нераспространения ядерного оружия.

Участие России в 6 саммите ВАС наглядно продемонстрировало эффективность данного формата в качестве механизма продвижения интересов России не только в регионе, но и среди внерегиональных участников данного объединения.

Так, необходимо отметить, что в рамках проходившего саммита состоялся ряд двусторонних бесед в частности, с госсекретарем США Хиллари Клинтон и главой МИД Индонезии.

Россия на тот момент смогла решить вопрос об упрощении визовых процедур и увеличении сроков разрешенного пребывания российских граждан в США, поскольку глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон заключили соглашение, которое предусматривает существенное облегчение визового режима, позволяя выдавать многократные визы гражданам двух стран сроком на три года. В целом новое соглашение вписывалось в концепцию предоставления безвизового въезда на территорию США российских граждан. Американские туристические компании также положительно отозвались о соглашении, надеясь, что теперь к ним будет приезжать больше российских туристов, которые известны своей особенностью оставлять в странах пребывания значительные средства. Ожидания были вскоре оправданы: по данным Министерства торговли США, по итогам 2013 года число посетивших Соединенные Штаты россиян увеличилось почти вдвое по сравнению с 2011 годом (см. рисунок 1). В 2013 году граждане РФ были на 22 месте среди въехавших в США иностранцев4.

В совместном коммюнике Китай и Россия обещали активизировать сотрудничество на международной арене. Стороны отметили, что Восточно-Азиатский саммит является важным форумом для диалога по поддержанию безопасности, развития и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе5.

Превращение Китая в главного внешнеэкономического партнера России в настоящее время выражается в том, что объем совместных российско-китайских проектов по приоритетным направлениям приближается к 40 млрд долл., а рос-

4 Top 40 Tourist-Generating Countries [Электронный ресурс] Режим доступа: http//travel. trade.gov/view/m-2013-I-001/index.html

5 Китай и Россия обещали активизировать сотрудничество на международной арене - совместное коммюнике [Электронный ресурс] Режим доступа: http//ekaterinburg. chineseconsulate.org/rus/zt/shhzzz/134325/t870934.htm

10 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

35 Q

сийско-китайский товарооборот с нынешних 90 млрд долл. к 2020 году должен вырасти до 200 млрд долл6.

Рисунок 1

Динамика въезда российских граждан в США

Въезд росийских граждан в США, тыс. чел.

2013 Г.

2011г. 2013 г.

■ въезд, тыс. чел. 208 335

Источник: составлено автором по данным Министерства торговли США. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] РЕЖИМ ДОСТУПА: http://travel.trade.gov

Практическая готовность России к сотрудничеству выражается в том, что многие отечественные министерства активно начинают взаимодействовать с коллегами из Восточной Азии в рамках соответствующих секторальных механизмов ВАС. Это дает возможность странам ВАС воспользоваться имеющимся у России положительным опытом в таких областях, как энергетическая безопасность, предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий, чрезвычайное реагирование. По мнению России, это многостороннее объединение способно стать востребованной диалоговой платформой для гармонизации интересов стран-участниц. Кроме того, Россию интересует ВАС как эволюционирующее явление, объектом интересов которого станут расширяющиеся горизонты сотрудничества в экономической, политической сфере и в сфере коллективной безопасности, а широкий состав участников позволяет принимать во внимание как региональные, так и более широкий международный спектр проблем.

6 Путин: Россия и Китай к 2020 году планируют увеличить товарооборот до 200 млрд долл. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2474359

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2014

В последующие годы степень интереса России к ВАС несколько снизилась, о чем может свидетельствовать уровень представительства нашей страны на форуме. Позицию России на последующих саммитах представлял министр иностранных дел С. Лавров ( и это было с неудовольствием оценено председательствующей стороной 7 саммита в Пномпене), в то время как делегацию США на этом саммите возглавлял Президент Б. Обама, а его отсутствие на саммите 2013 года в Брунее объяснялось в значительной степени противостоянием Конгресса и Президента в вопросе об уровне госдолга США и необходимостью сокращения госрасходов. что в значительной степени сократило весь план поездок официальных делегаций США в этот и последующий периоды.

Приглашение России для участия в ВАС спустя пять лет после запуска проекта объясняется рядом причин: формально Россия тяготеет к этому региону в значительно большей степени, чем США, Австралия или Новая Зеландия. Более того, в учебниках по географии или истории, издаваемых в США, Россия однозначно рассматривается в качестве азиатской страны.

Россия объективно является неотъемлемой частью Азиатско-Тихоокеанского региона. Она имеет общие границы как с европейскими, так и с азиатскими странами, и представляет собой евроазиатскую страну. В Азии расположены российские регионы Сибири и Дальнего Востока. 80% территории России находится в пределах Азии, хотя на этих землях проживает только 20% населения страны. Трансформация мировой экономики и политики, происходящие изменения и решения в АТР затрагивают национальные дальневосточные границы. Данные российские регионы проявляют огромный интерес к взаимодействию с азиатскими партнерами. Следовательно, России необходимо выгодно участвовать во всех форматах рассматриваемого региона, определить свою позицию и уметь влиять на принимаемые решения. Многие ученые выступают за концепцию «Россия - Евро-Тихоокеанская страна», считая ее весьма перспективной, поскольку она нацеливает на сотрудничество с новыми ведущими центрами силы современного мира.

Для России участие в Восточноазиатских саммитах означает расширение присутствия в регионе, где подавляющая часть стран находится на стадии индустриализации, электрификации, урбанизации и Россия может успешно принять участие в этом процессе, поскольку имеет значительные материально-производственные ресурсы для этого.

Для нашей страны в данном контексте особенное значение имеет энергетический фактор. Поскольку большинство стран региона являются нетто-импортера-ми энергоресурсов, в особенности углеводородов, объективной потребностью для них является диверсификация поставок. Россия может получить контракты на поставки углеводородов в страны региона и тем самым расширить географию своих поставок, что особенно актуально в условиях сокращающегося спроса на углеводороды со стороны ЕС. Своего рода энергетическим мостом в регион может стать Вьетнам, с которым у российских нефте - и газодобывающих компаний сложились

10 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

37 ^

давние партнерские отношения. Россия должна использовать свои позиции энергетической сверхдержавы для того, чтобы, с одной стороны, диверсифицировать географию своего энергоэкспорта, а, с другой, принять участие в укреплении энергобезопасности в интересах устойчивого экономического роста в регионе. Полями сотрудничества в энергетической сфере может стать геологоразведка, развитие традиционных и нетрадиционных источников энергии, создание инфраструктуры для нефтепереработки и производства сжиженного газа, повышение энергоэффективности стран региона.

Азиатские страны могут получить вполне конкретные преимущества от кооперации с Россией по линии долгосрочных и стабильных поставок сырьевых ресурсов, помощь в создании современных проектов геологоразведки и разработки месторождений, совместных проектов в гидро- и атомной энергетики, в создании инфраструктуры в энергетической сфере, в использовании энергосберегающих технологий, в развитии нетрадиционных и возобновляемых энергетических источников.

Материализацией такой кооперации служит трубопроводная система Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), которая предназначена для транспортировки нефти на российский Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. В декабре 2012 года была введена в эксплуатацию вторая очередь ВСТО, благодаря чему в течение первого полугодия 2013 года в страны АТР ежемесячно экспортировалось от 1,6 до 1,9 млн тонн нефти сорта ESPO. Наибольшие потоки экспортируемой нефти направляются в Японию, Китай и Республику Корея (см. рисунок 2)7.

Качество нефти ESPO превосходит качество нефти сорта Dubai, являющегося пока эталоном азиатского рынка. Более того, ВСТО гарантирует четкое соблюдение сроков поставки и надежность в течение нескольких дней, чем транспортировка нефти танкерным флотом из стран Ближнего Востока, занимающая несколько недель.

По расчетам экспертов, суммарный экспорт природного газа в страны АТР с 2020 года может составить 25-50 млрд куб. м, объемы поставок сжиженного природного газа в 2020 г. составят 21 млрд куб. м, а к 2030 г. - 28 млрд куб. м.8 В Государственной Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке

7 Спецморнефтепорт "Козьмино" увеличил отгрузку нефти. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.zrpress.ru/markets/primorje_04.07.2013_61619_spetsmomefteport-kozmino-uvelichil-otgruzku-neiti.html

8 Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (утверждена Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ 03.09.2007 №340. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//gasforum.ru/temy/ vostochnaya-gazovaya-programma/2754/

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2014

единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР9 предусмотрено одновременное создание центров газодобычи и единой системы транспортировки газа и мощностей по переработке первичных ресурсов (например, по производству гелия и сжиженного природного газа). Подписание «Газпромом» и CNPC в мае 2014 года в Шанхае тридцатилетнего контракта по экспорту российского газа в Китай общей стоимостью 400 млрд долл10 и интерес Индии к продолжению транспортного плеча газопровода до территории Индии11 являются практическим воплощением усиления кооперации России и стран региона.

Рисунок 2

Поставки нефти ВСТО по странам в первом полугодии 2013 года

Источник: составлено автором по данным ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» и ZRPRESS.RU. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] РЕЖИМ ДОСТУПА: http://www.zrpress.ru/ markets.

9 Там же

10 Россия и Китай подписали контракт на поставку газа [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/intemational/2014/05/140521_russia_china_gas_

11 Индия хочет российского газа [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. gazeta.ru/business/2014/06/24/6083861.shtm1

10 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

39 Q

Для России такие проекты будут означать усложнение энергетического экспорта и повышение степени переработки первичных экспортных ресурсов, что абсолютно соответствует нашим национальным интересам.

Россия, таким образом, намерена увеличить объем поставок углеводородов в страны, диверсифицируя свой экспорт и работая на укрепление энергобезопасности и обеспечение устойчивого экономического роста в регионе. В настоящее время рассматривается сотрудничество по развитию традиционных и нетрадиционных источников энергии, созданию инфраструктуры для нефтепереработки и производства сжиженного газа, повышению энергоэффективности.

В свою очередь, участие в ВАС дает России возможность доступа к передовым инновационным технологиям, которые составляют основу текущего развития наиболее продвинутых в экономическом отношении стран региона. В сочетании с инвестициями из стран АТР эти технологии, материализованные на территории России, могут в значительной степени способствовать модернизации нашей страны. Так, к примеру, в Ярославле в 2011 году начал функционировать завод по выпуску строительной и специальной техники японской компании Комацу. Завод «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус» (КМР) (инвестиционный капитал: 4 273 млн рублей), строительство которого было завершено в июне 2010 года, осуществляет полный цикл производства, от сварки до сборки, с использованием самого современного оборудования. В будущем Комацу планирует постепенно увеличивать уровень локализации производства, повышая процент компонентов российского производства в готовой машине. Карьерные самосвалы, которые производятся на заводе КМР, предназначены для рынка стран СНГ. Значение реализации этого проекта состоит не только в том, что теперь в России выпускаются изделия одного из крупнейших в мире производителей горной техники, созданы новые рабочие места, возрождается автомобилестроение в регионе, в 2013 году компания открыла демонстрационный центр техники Комацу, ориентированный на клиентов, дистрибьютеров, а также студентов и школьников. Очевиден демонстрационный эффект деятельности Комацу: инвестиции японской компании повлекли за собой приход в регион еще 50 инвесторов, в том числе, и из стран АТР12.

После объявления новых планов приватизации государственных активов в России стало очевидно, что интерес к российской программе приватизации, рассчитанной на 2011-2013 гг., проявляют китайские компании, и это положительно оценивается российским руководством.

С другой стороны, для стран региона несомненную ценность представляет опыт фундаментальных исследований, накопленный российской наукой. Так, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Китайский фонд под-

12 Комацу. Новости. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.komatsu.ru/news. xgi?&news_id=918470&year_id=914990

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2014

держки естественных наук развернули активную деятельность по выбору исследовательских проектов в естественно-научной сфере, представляющих взаимный российско-китайский интерес, для оказания совместной финансовой поддержки,13 В настоящее время Российским фондом фундаментальных исследований и Государственным фондом естественных наук Китая объявлен совместный конкурс инициативных научно-исследовательских проектов 2015 года.

Россия является важным фактором стабилизации мирового продовольственного рынка и обеспечения продовольственной безопасности. Экспортные возможности России, подкрепленные соответствующей инфраструктурой, позволят нашей стране играть существенную роль в обеспечении продовольственной безопасности в АТР. Российские инициативы в равной степени актуальны для укрепления как национальной, так и региональной продовольственной безопасности: Россия уже сейчас занимается созданием дальневосточного зернового коридора, выступает с инициативой создания странами АТР единой стратегии пищевой безопасно-сти14. Сейчас Россия исследует проект системы школьного питания в АТР.

На этом рынке Россия может быть в числе признанных лидеров, используя инвестиции из стран АТР для модернизации национального аграрного сектора и поставляя на рынки этих стран сельскохозяйственную продукцию с высокой долей добавленной стоимости.

Более активное участие России в ВАС будет способствовать задействованию потенциала АТР в реализации усилий по модернизационному и инновационному развитию страны и социально-экономическому подъему Сибири и Дальнего Востока. В этих регионах соотношение факторов экономического развития, в том числе, обеспеченность богатыми природными ресурсами при больших расстояниях, необжитость территорий, с одной стороны, и с другой - малочисленность населения и, как следствие, недостаточность сбережений, слабость потребительского спроса такова, что можно сделать вывод о необходимости внешних инвестиций и внешнего спроса. Поэтому необходимо использовать возросший потенциал стран АТР для развития Дальнего Востока и максимизации нашего влияния в регионе. Спектр направлений совместной работы достаточно широк: торговля, банковские услуги, инвестиции, транспорт, чрезвычайное реагирование, а также сотрудничество со странами Азии в области мирного атома, информационных технологий, телекоммуникаций, космоса.

Россия рассчитывает на поддержку стран-участниц Восточно-Азиатского саммита в создании международного финансового центра в Москве. Страны ВАС, в

13 Итоги совместного конкурса научно-исследовательских проектов РФФИ - Государственный фонд естественных наук Китая 2013 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.rfbr.ш/rffi/m/intematюna1_resu1ts/n_761/o_1779903

14 Азии помогут с едой. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.mcx.ru/news/ news/v7 showZ5535.285.htm

10 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

41 ^

частности Сингапур и Китай, имеют значительный опыт строительства финансовых центров регионального и транснационального уровня. В условиях глобальной финансовой нестабильности формирование в Москве регионального финансового центра может стать вполне реалистичным проектом, который будет диверсифицировать риски концентрации потоков капитала в привычных центрах его притяжения. Использование Россией опыта Шанхая и Сингапура может стать серьезной помощью для создания в Москве международного финансового центра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для России также весьма актуально вступление в Азиатский банк развития, благодаря чему она получит доступ к новому для нее рынку капитала.

Россия естественным образом, с логистической точки зрения, соединяет Европу и страны АТР. Фундаментом азиатско-тихоокеанской стратегии России может стать идея о том, чтобы достроить недостающее звено глобальной экономики - связать территорией России с ее глобальными транспортно-логистическими возможностями евро-атлантический и азиатско-тихоокеанский рынки. Россия благодаря своему геополитическому положению должна претендовать на роль активного субъекта складывания такой геополитической структуры.

В настоящее время активизация восточного вектора внешнеэкономической политики России приобретает особенную актуальность, если иметь в виду угрозу экономических санкций, в условиях которой живет сейчас наша страна. В случае введения ограничений, которые может ожидать Россия со стороны развитых стран Запада, движение на Восток может и должно стать альтернативой нашего сотрудничества с внешним миром. Вместе с тем, существует вполне реальная опасность углубления технологического отставания России от западного мира, который был и остается центром НИОКР и новейших технологий.

Участие в ВАС, в силу текущих рестрикций мирового сообщества в отношении членства России в ряде международных организаций, должно стать площадкой для встреч с теми из представителей мировой политической элиты, с которыми эти встречи в настоящее время серьезно ограничены, поскольку Россия была и остается крупнейшей страной Европы, серьезным участником мирового рынка и значительной фигурой мировой геополитики.

Подводя итоги сказанному, становится абсолютно очевидным объективная необходимость активного инкорпорирования России в формат нового регионального интеграционного объединения АТР - Восточноазиатские саммиты. Россия должна там позиционировать себя как мировая супердержава, чьи национальные интересы напрямую связаны со всеми конструктивными процессами, которые имеют место в АТР.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Азии помогут с едой. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.mcx.ru/news/ news/v7_show/5535.285.htm (Azii pomogut s edoj. даекйоппу] resurs] Rezhim dostupa).

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2014

АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы /отв. ред. Е. В. Кобе-лев и др.; Ин-т Дальнего Востока РАН. М.: ФОРУМ, 2010, 321 с. (ASEAN v nachale XXI veka. Aktual'nye problemy i perspektivy /otv. red. E. V Kobelev i dr.; In-t Dal'nego Vostoka RAN. M.: FORUM, 2010, 321 s.)

АСЕАН приветствует вступление России и США в Восточно-Азиатское сообщество. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.rosbalt.ru/main/2010/07/23/756409. html (ASEAN privetstvuet vstuplenie Rossii i SShA v Vostochno-Aziatskoe soobshhestvo. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Диалоговое партнерство Россия-АСЕАН. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.indonesia.mid.ru/russia-asean/docs.html (Dialogovoe partnerstvo Rossija-ASEAN. OSNOVNYE DOKUMENTY [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Индия хочет российского газа [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gazeta. ru/business/2014/06/24/6083861.shtml (Indija hochet rossijskogo gaza [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Итоги совместного конкурса научно-исследовательских проектов РФФИ - Государственный фонд естественных наук Китая 2013 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.rfbr.ru/rffi/ru/international_results/n_761/o_1779903 (Itogi sovmestnogo konkursa nauchno-issledovatel'skih proektov RFFI - Gosudarstvennyj fond estestvennyh nauk Kitaja 2013 goda. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Китай и Россия обещали активизировать сотрудничество на международной арене - совместное коммюнике [Электронный ресурс] Режим доступа: http//ekaterinburg. chineseconsulate.org/rus/zt/shhzzz/134325/t870934.htm (Kitaj i Rossija obeshhali aktivizirovat' sotrudnichestvo na mezhdunarodnoj arene - sovmestnoe kommjunike [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Комацу. Новости: //www.komatsu.ru/news.xgi?&news_id=918470&year_id=914990 (Komacu. Novosti)

Лавров предложил подумать над безопасностью - Парламентская газета [Электронный ресурс] Режим доступа: http//hghltd.yandex.net/yandbtm?text (Lavrov predlozhil podumat' nad bezopasnost'ju - Parlamentskaja gazeta [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Лавров: РФ готова участвовать в укреплении безопасности Восточной Азии [Электронный ресурс] Режим доступа: http//webcache.googleusercontent.com/ search?q=cache:7ZeGTYzemgUJ:www.rosbalt.ru/main/2011/11/19 (Lavrov: RF gotova uchastvovat' v ukreplenii bezopasnosti Vostochnoj Azii [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Официальный сайт АСЕАН. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.asean. org/ (Oficial'nyj sajt ASEAN. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Официальный сайт Восточноазиатских саммитов [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.asean.org/asean/external-relations/east-asia-summit-eas (Oficial'nyj sajt Vostochnoaziatskih sammitov [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Панкадж Гемават: Мир 3.0. Глобальная интеграция без барьеров. М.:Альпина Паблишер, 2013- 415 с. (Pankadzh Gemavat: Mir 3.0. Global'naja integracija bez bar'erov. M.:Al'pina Pablisher, 2013- 415 s.)

1G-2G14

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (утверждена Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ 03.09.2007 №340. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//gasforum. ru/temy/vostochnaya-gazovaya-programma/2754/ (Programma sozdanija v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke edinoj sistemy dobychi, transportirovki gaza i gazosnabzhenija s uchetom vozmozhnogo jeksporta gaza na rynki Kitaja i drugih stran ATR (utverzhdena Prikazom Ministerstva promyshlennosti i jenergetiki RF 03.09.2007 №340. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Прямая линия с Владимиром Путиным [Электронный ресурс] Режим доступа: http// www.kremlin.ru/news/20796 (Prjamaja linija s Vladimirom Putinym [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Путин: Россия и Китай к 2020 году планируют увеличить товарооборот до 200 млрд долл. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2474359 (Putin: Rossija i Kitaj k 2020 godu planirujut uvelichit' tovarooborot do $200 mlrd. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Россия и Китай подписали контракт на поставку газа [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/05/140521_russia_china_gas_contract. shtml (Rossija i Kitaj podpisali kontrakt na postavku gaza [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Спецморнефтепорт «Козьмино» увеличил отгрузку нефти. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.zrpress.ru/markets/primorje_04.07.2013_61619_spetsmornefteport-kozmino-uvelichil-otgruzku-nefti.html (Specmornefteport «Koz'mino» uvelichil otgruzku nefti. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa)

Randall Doyle The Geopolitical Power Shift in the Indo-Pacific Region: America, Australia, China, and Triangular Diplomacy in the Twenty-First Century. Lexington Books Publication, 2013 - 164 с.

Top 40 Tourist-Generating Countries [Электронный ресурс] Режим доступа: http//travel. trade.gov/view/m-2013-I-001/index.html

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

1G-2G14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.