Научная статья на тему 'Восточная внешняя политика Индии: асеан и Look East'

Восточная внешняя политика Индии: асеан и Look East Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1122
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНДИЯ / АСЕАН / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ИСТОРИЯ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Володичев К. В.

Посвящена изучению современного восточного вектора внешней политики Индии, в частности, изучению отношений между Индией и странами АСЕАН и Дальнего Востока, основных аспектов их взаимодействия, как с исторической, так и с современной точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EASTERN FOREIGN POLICY OF INDIA: ASEAN AND LOOK EAST

The article is devoted to study of eastern vector of India’s modern foreign policy, especially study of relations between India and ASEAN and Far East countries and describes the most important aspects of their cooperation, both from historical and modern perspective.

Текст научной работы на тему «Восточная внешняя политика Индии: асеан и Look East»

УДК 327.57

К.В. Володичев, аспирант, 8-917-583-69-69, K.volodichev@mail.ru (Россия, Москва, Институт Востоковедения РАН)

ВОСТОЧНАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИНДИИ: АСЕАН И LOOK EAST

Посвящена изучению современного восточного вектора внешней политики Индии, в частности, изучению отношений между Индией и странами АСЕАН и Дальнего Востока, основных аспектов их взаимодействия, как с исторической, так и с современной точки зрения.

Ключевые слова: международные отношения, Индия, АСЕАН, внешняя политика, история, система.

В настоящее время в регионе Южной и Юго-Восточной Азии активно развивается сотрудничество между Индией и странами Юго-Восточной Азии - уровень торгово-экономического и политического взаимодействия между ними с 1990-х гг. неизменно возрастает. С исторической точки зрения страны ЮВА всегда представляли немалый интерес для Индии как во внешнеполитическом, так и во внутриполитическом плане.

В рамках развития своих внешнеэкономических курсов с целью объединения для защиты взаимных интересов в вопросах внешней и внутренней политики в регионе ЮВА 8 августа 1967 года на саммите в Бангкоке образуется АСЕАН (от англ. ASEAN) - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, в первоначальный состав которой входили Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Тайланд. Документальное закрепление отношений между странами АСЕАН произошло в 1976 г. на острове Бали после подписания договора о дружбе и сотрудничестве между странами ЮВА.

В Бангкокской декларации 1967 г. страны АСЕАН поставили перед собой следующие цели: содействовать экономическому, социальному и культурному развитию региона посредством осуществления программ сотрудничества; защищать политическую и экономическую стабильность региона от соперничества крупных держав; использовать АСЕАН как форум для разрешения внутрирегиональных разногласий [1]. В основные цели АСЕАН входило также установление мира и стабильности в регионе путем сохранения приверженности принципам Устава ООН. На момент образования в АСЕАН вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Тайланд, Филиппины.

Рассматривая эволюцию стран ЮВА в 1970-е гг., стоит отметить значение каждой из них в развитии АСЕАН и региона в целом. В частности, Малайзия, Сингапур, Тайланд успешно выдерживали экономические удары, приходившиеся на середину и конец 70-х гг. XX века, и за счет взаимной поддержки решали возникавшие экономические проблемы внутри региона (речь идет о первом и втором нефтяных кризисах 1973 и 1979 гг.).

На фоне развития стран ЮВА, образования АСЕАН и динамики при формировании, развитии и реализации внешней политики стран-участников Индия в конце 1970-х - начале 80-х гг. продолжает налаживать технологические связи с Западными странами и делает упор на сектор высоких технологий, при этом продолжая развитие широких связей с СССР.

Отношения между Индией и АСЕАН в 1980-ее гг. характеризовались переходом на качественно иной уровень развития и проведением предметных диалогов со странами участниками, в частности, по вопросу военно-технического сотрудничества, расширению флота Индии и его присутствия в мировом океане.

В середине 1980-х гг. АСЕАН предлагает Индии статус «диалогового партнера». Однако Индия отказывается от подобного предложения, сосредотачивая внимание на флоте ВМС Китая в Южно-Китайском море. Стоит добавить также, что одной из основных черт внешней политики Индии в 80-е гг. XX века был фактор ее направленности в сторону расширения и укрепления отношений с широким кругом стран, как развитых, так и развивающихся. В то же время Индия поддерживала сотрудничество со сверхдержавами и добивалась получения кредитов на развитие собственной экономики с упором на технологический сектор, а именно его ИТ (информационно-техническую) и химическую (фармацевтика) составляющие, развивалась также тяжелая промышленность, космические исследования, энергетика.

К концу 80-х-началу 90-х гг. XX века Индии удалось заложить основу для развития именно этих составляющих ее прогресса, чему способствовали успехи в области образования и высокий уровень заработной платы людей, работавших в данных отраслях.

В середине 80-х гг. сектор информационных технологий в экономике Индии преимущественно ориентировался на экспорт продукции и услуг, и в течение долгого времени основной формой участия Индии в мировом рынке информационных технологий являлась работа индийских специалистов за рубежом, что к 1990 году приносило до 85 % доходов данной отрасли. В 1988 году была создана Национальная ассоциация индийских производителей в области ИТ (КАББСОМ), объединившая на момент создания 38 компаний, которые обеспечивали 65 % производства ИТ.

Главный итог деятельности Ассоциации то, что она смогла четко сформулировать потребности развития отрасли, и в условиях сложной индийской бюрократии эффективно лоббировать необходимые изменения в налоговом, торговом и инвестиционном законодательстве. Так, протекционистский характер индийской торговой политики ставил барьеры на пути импорта многих элементов компьютерной промышленности, а экспортный контроль ограничивал реинвестирование выручки. Либерализация внешней торговли способствовала развитию промышленности ИТ, и Ассоциация смогла обеспечить такие изменения правительственной политики, которые были необходимы для развития отрасли.

На основе опыта создания подобной ассоциации в Индии стоит отметить, что любое вновь образовавшееся объединение в этой стране, вне зависимости от того, к какому из секторов экономики оно имело отношение, лоббировало свои интересы в области развития внешнеэкономической политики страны по привлечению новых инвестиций. Таким образом, в полноценном развитии нового государства принимали участие заинтересованные в этом предприниматели и образованный класс людей, то есть интеллигенция и средний класс.

Одним из наиболее важных событий во внешней политике Индии, а также стран Южной Азии в 1980-е гг. становится создание СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии).

Данная Ассоциация получила свое оформление на встрече глав государств и правительств семи южноазиатских государств (Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивские острова, Непал, Пакистан, Шри-Ланка), которая прошла в столице Бангладеш Дакке 7-8 декабря 1985 г. Решение о создании СААРК принималось в условиях существования множества сложных проблем в регионе, обсуждение и попытка выхода из которых проводились с 1947 г. Организация ставила перед собой следующие задачи: развитие и укрепление коллективного самообеспечения стран Южной Азии, их активное сотрудничество и взаимопомощь в сфере экономики, культуры, техники и науки.

Объективно СААРК создавалось как попытка ухода от обсуждения политических противоречий государств в регионе Южная Азия. Это подтверждается и тем, что основу деятельности СААРК составляют вопросы торгово-экономического и культурного сотрудничества. На фоне укрепления Индии в качестве лидера в Южной Азии и опыта создания СААРК страны АСЕАН в 1980-е гг. XX века продолжали полноценно развиваться и совершенствовать свои экономические системы, реструктуризировать их, делая упор на высокотехнологический и производственный секторы экономики. Каждая из стран организации представляла собой определенную модель развития. Именно в этот период масштабность экономики стран участниц АСЕАН становится наиболее заметной. Общий ВВП стран АСЕАН на 1980 г. составлял 168 449 млн долларов США, а к 1990 г. этот показатель достигает отметки в 272 551 млн долларов США.

В результате межотраслевых сдвигов в странах с наиболее высокими темпами промышленного прироста - Сингапуре и Малайзии - доля обрабатывающей промышленности за 20 лет выросла на 50%.

С 80-х гг. сдвиги в структуре промышленного производства в странах Юго-Восточной Азии характеризовались усилением значимости капиталоемких отраслей, а также развитием отдельных импортозамещающих отраслей тяжелой промышленности, в том числе машиностроения, а в отдельных странах разработкой природных ресурсов (Индонезия, Малайзия, Филиппины).

В начале 80-х гг. происходит существенное увеличение стоимостных объемов внешней торговли стран-членов АСЕАН. В 1981 г. на Конференции минэкономики стран-членов АСЕАН было подписано переработанное «Базовое соглашение о кооперации в промышленности». Согласно этому документу, в действие вводился ряд преференций, срок их действия ограничивался 2-4 годами, однако, ничем не ограничивалось участие иностранного капитала [1].

Наибольшие трудности на пути развития внутриасеановской торговли возникли в начале 80-х гг. Торговля велась, главным образом, сырьевыми товарами. Индонезия и Малайзия снабжали своих партнеров нефтью, Сингапур - готовыми изделиями, Филиппины и Таиланд - рисом. Машины и оборудование страны АСЕАН ввозили из индустриальных центров мира.

Важным экономическим событием объединения стало создание в 1987 г. на 19-й встрече Министров иностранных дел Резервного нефтяного фонда. Следует отметить, что экономическая интеграция стран АСЕАН в 1980-е гг. идет ускоренными темпами. В 1980 г. по инициативе Сингапура принимается решение о 20 %-м снижении тарифов на все товары во внутренней торговле. В 1980-х гг. роль АСЕАН возросла и как политико-экономической организации, что способствовало повышению ее международного авторитета, в частности, в АТР. На это стали обращать внимание такие крупные развитые страны, как Австралия, Япония и США, что способствовало в дальнейшем появлению концепции «Тихоокеанского сообщества».

Данный процесс следует рассматривать с двух точек зрения. В первую очередь страны ЮВА сумели доказать способность самостоятельного развития и интеграции как политической, так и экономической. АСЕАН становился «центром» ЮВА, что не могло не заинтересовать развитые государства. Однако, с другой стороны, страны «пятерки» боялись потерять свое влияние в регионе и позицию «центра» в АТР, хотя они осознавали, что сотрудничество с крупными государствами привело бы к значительному увеличению инвестиций в бюджет организации и большей капитализации стран.

Конец 1980-х гг. следует считать завершением первого этапа реализации концепции совместного регионального сотрудничества АСЕАН. Знаковой датой завершающего этапа становится подписание в 1987 г. Маниль-ской Декларации, состоявшей из четырех документов:

1) условия действия иностранного частного капитала в АСЕАН;

2) расширение зоны торговли;

3) стимулирование деятельности совместных промышленных компаний;

4) замораживание и уничтожение нетарифных таможенных ограничений.

Это событие завершило первый этап развития стран АСЕАН и организации в целом и ознаменовало переход ко второму этапу.

После проведения в Канберре (Австралия) 4-7 ноября 1989 года совещания 12 государств была образована новая политическая и экономическая единица на арене международных отношений: АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество).

Следует отметить, что, если бы темпы роста такой организации, как АСЕАН, не были так высоки, вполне вероятно, что АТЭС могло бы и не возникнуть: ведь именно на фоне интенсивного развития АСЕАН страны АТР приняли совместное решение о продолжении ведения многостороннего диалога, закрепив его регулярными двусторонними встречами.

К концу 1980-х гг. АСЕАН представлял собой подсистему в ЮВА, слаженность работы участников которой не вызывала сомнений и объективно указывала на экономический и политический рост организации и стран-участниц.

Наблюдая за развитием политического и экономического объединения в ЮВА, Индия старалась выстроить свою внешнеполитическую линию таким образом, чтобы заинтересовать и привлечь к плодотворному экономическому и политическому сотрудничеству страны ЮВА, о чем позднее Индия объявит в рамках курса внешней политики «Смотри на Восток».

Данный курс был впервые представлен премьер-министром Индии Нарасимха Рао в 1991 г. Основной его принцип заключался в том, что страна должна в будущем укреплять отношения с партнерами в Азии. В экономической области политика «Смотри на Восток» взаимосвязана с углублением сотрудничества Индии со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Данная политика являлась составляющей плана вхождения в АСЕАН, а также в очередной раз указывала на роль Индии в Азиатском регионе в целом. Политика «Смотри на Восток», по словам теперешнего премьер-министра Индии Манмохана Сингха - это не просто внешнеэкономическая политика, но также и стратегический пересмотр оценки важности региона ЮВА для интересов страны.

На фоне формирования новой системы международных отношений и их перехода на региональный уровень, а также из-за распада СССР, являвшегося важным экономическим партнером Индии, Индия начинает поиск новых партнеров и обретает их в рамках сотрудничества с АСЕАН. Политика «Смотри на Восток» с момента ее объявления была нацелена на развитие отношений, в том числе с АСЕАН и с ее членами. Со временем постоянные усилия Индии в попытке укрепить экономические связи с АСЕАН принесли свои результаты.

Уже в марте 1993 г. Индия становится диалоговым партнером АСЕАН по вопросам торговли, инвестиций и туризма; полным диалоговым партнером в 1995 г., членом регионального форума АСЕАН в 1996 г., а позднее принимает участие во встрече министров стран АСЕАН.

В попытке усилить связи со странами Южной и Юго-Восточной Азии, в 1997 году создается группа БИСТЕК (Бангладеш, Индия, Шри-Ланка, Таиланд). Позднее в группу входит Мьянма, а в 2004 году к данной группе присоединяется Бутан и Непал и официально происходит ее переименование в БИМСТЕК (Организация экономического сотрудничества стран Бенгальского залива).

Стоит отметить, что Индия также входит в состав сотрудничества «Меконг-Ганга», членами которого являются Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам. Эта организация образована 10 ноября 2000 г. в городе Вьентьян на встрече министров стран участников: Индии, Таиланда, Бирмы, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама. Целью организации стало усиление сотрудничества в сферах туризма, культуры, образования и транспорта. Данное событие вошло в историю как Вьентьянская декларация.

Вьентьянская декларация и создание сотрудничества «Меконг-Ганга» в очередной раз показали на эффективность функционирования индийской политики Look East. Главным и основным принципом данной декларации было то, что она подчеркивала вклад каждого из участников в соответствии с их возможностями на основе достигнутых договоренностей. Основными сферами сотрудничества в декларации были объявлены: туризм и культура, развитие инфраструктуры и информационных технологий. В рамках проекта планировалось развивать транспортную инфраструктуру между Индией, Мьянмой, Таиландом, Камбоджей, Вьетнамом.

С целью развития двусторонних отношений и увеличения товарооборота между странами премьер-министр Индии А. Ваджпаи, объявил планы по строительства железной дороги Дели-Ханой. Как заявил посол Вьетнама в Индии, Тран Тронг Хан, «с технической точки зрения данный проект не сложно реализовать» [2].

Наиболее важным этапом на пути реализации проекта «Смотри на Восток» становится первый саммит АСЕАН-Индия в г. Пномпень (Камбоджа) в ноябре 2002 г. С одной стороны, этот саммит указал на то, что Индия намеревается укрепить отношения со странами АСЕАН путем проведения двусторонних встреч, с другой стороны, лидеры государств-членов АСЕАН признали необходимость углубления отношений с Индией для того, что развивать сбалансированные отношения со многими государствами Азии.

Основной задачей политики Look East являлась цель укрепления связей с партнерами Индии в Азии. Политика Look East была построена на осознании того, что будущее и экономические интересы Индии во многом зависят от интеграции в Юго-Восточную Азию. Как заявил премьер-министр Манмохан Сингх, политика «Look East» не ограничивается исключительно экономическими реформами внутри страны, она также указывает на то, насколько по-иному Индии взглянула на этот мир и какую роль Индия будет занимать в глобальной развивающейся экономике.

После объявления внешнеполитического курса «Смотри на Восток» первым наиболее продуктивным шагом к его укреплению стало подписание в 31 января 1994 г. двустороннего соглашения между Индией и Мьянмой, целью которого являлось развитие торговли на основе равенства и взаимовыручки. Соглашением был определен ряд таможенных постов для прохождения товаров и услуг.

Индия помимо заключения двустороннего торгового соглашения с Мьянмой на пути реализации внешнеполитического курса «Смотри на Восток» укрепляет и ведет переговоры с рядом других стран-членов АСЕАН по организации свободной торговли и подписанию двусторонних Соглашений.

За 10 лет укрепления отношений и реализации внешнеполитического курса «Смотри на Восток» Индии удалось вывести товарооборот между северо-восточной частью страны и соседними регионами почти на уровень 7%. Если в 1992-1993 гг. этот показатель составлял 1,7%, то к 2003-2004 он составил 8 %, от общего товарооборота Индии.

Развитие торговых отношений с соседними странами подразумевает развитие транспортной инфраструктуры обоих партнеров. В частности, в Индии после заключения двустороннего соглашения с Мьянмой была построена трасса длиной 165 км, которая была названа «Дорогой дружбы» и соединяла города Таму, Калаймио и Калева (Мьянма). Индия выражала готовность инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры стран ЮВА, при условии заключения Договоров об открытии Зон свободной торговли.

К основным проектам по модернизации транспортной инфраструктуры ЮВА следует отнести: высокоскоростную трассу Индия-Мьянма-Таиланд, решение о строительстве которой было принято в 2003 году [3], а фактические работы по возведению магистрали начались в 2004-м, в рамках укрепления трехсторонних отношений Индии, Мьянмы и Таиланда [4].

Создание трансазиатского шоссе соединит государства Западной и Восточной Азии и укрепит их торговые отношения; строительство мульти-модального комплекса на реке Каладан в Мьянме позволит увеличить товарооборот между странами путем быстрого распределения грузопотоков. [5]

Соглашение о строительстве комплекса было подписано между Индией и военной хунтой Мьянмы 2 апреля 2008 г.

Инвестируя в развитие проектов такого характера, построенных на основе крепких двусторонних отношений и соглашения о свободной (беспошлинной) торговле, Индия упрощает развитие труднодоступных СевероВосточных регионов, открывая свободный путь для передвижения товаров из Южных штатов в Северо-Восточные.

Развитие данного проекта будет проходить в три этапа. На 1-м этапе будет развиваться порт Ситве в Мьянме, в котором будут произведены дноуглубительные работы, что позволит заходить сюда судам водоизмещением

до 6000 тонн; в порту также будет построено два новых причала и новые складские помещения. Наиболее крупный из причалов порта, таким образом, будет способен обрабатывать суда водоизмещением до 20 тыс. тонн, контейнеровозы, а также будет произведено развитие речного причала, который позволит переваливать груз на более мелкие суда класса река-море, водоизмещением до 3000 тонн и перевозить грузы по реке на север. На 2-м этапе: будут производиться дноуглубительные работы на реке Каладан на протяжении 158 км, а также строительство перевалочного терминала в г. Калетва для перевалки груза на автотранспорт и его доставки в отдаленные районы. Наконец, завершающим третьим этапом строительства и развития проекта станет строительство 129 км новой магистрали, которая соединит город Палетва и границу Индии и Мьянмы в Мизораме.

Стоит отдельно отметить, что осуществление данного проекта уже началось и в настоящее время его развитие контролируется Министерством иностранных дел Индии.

Общая стоимость инвестиций в Мьянму согласно проекту 117.38 млн. долларов США, однако, согласно последним пересмотренным данным, общая сумма может измениться. Согласно рамочному соглашению от апреля 2008 года, правительство Мьянмы осуществляет обеспечение безопасности проекта, включая безопасность людей и труда, за собственный счет, Индия берет на себя все обязательства по финансированию данного проекта.

В настоящее время выполнение проекта находится на второй стадии, и ведется строительство мультимодального комплекса в Палетве. Окончание работ этому этапу запланировано на 2012-2014 гг., а окончание всего проекта и завершение его третьего этапа, который начался в 2011 г., запланировано на 2015 г.

Учитывая крайнюю заинтересованность Индии в развитии СевероВосточного региона, а также в налаживании двусторонних отношений с АСЕАН, членом которой является Мьянма, реализация данного проекта необходима.

Непосредственное основание для этого проекта создает участие в нем Министерства иностранных дел Индии, которое действует в соответствия с распоряжениями правительства, а следовательно, указывает на стремление Правительства страны в укреплении торговых, политических и культурных связей со странами ЮВА [6].

Основу экспорта Мьянмы составляют лесные ресурсы, в которых зачастую заинтересована Индия. Из дерева, импортируемого сюда из Мьян-мы, ведется производство мебели и других товаров, таких, как древесный уголь, который затем напрямую используется в Индии либо отправляется на экспорт. Мьянма также экспортирует сельскохозяйственную продукцию.

Согласно сведениям Дирекции по Торговле, после того, как Мьянма сменила свой экономический курс с централизованного, ранее направленного на решение экономических вопросов внутренними силами, на внешне-

экономический, рыночно ориентированный, а также после проведения ряда необходимых реформ, у бизнеса появилась возможность инвестировать в данную страну. Правительство Мьянмы в контексте ориентированной на рынок экономики осознает, что частный сектор является двигателем роста и развития. Мьянма, таким образом, снизила барьеры на пути развития экспорта / импорта, проведен пересмотр прибыли от экспорта и 100-процентное инвестирование в импорт, а также снятие налогов на ввоз таких товаров, как удобрения, машиностроительная техника, пестициды, медикаменты и сырье. В основу развития экономики Мьянмы положено развитие сельскохозяйственного сектора [7].

На фоне развития небольших государств АСЕАН и формирования их внешнеполитического курса, построения двусторонних отношений с Индией, развития внутренней экономики и выхода на новые уровни внешней торговли можно сделать вывод о том, что среди большинства стран АСЕАН Индия поддерживает более тесные отношения с Мьянмой и Тай-ландом как фактически приграничными странами.

В октябре 2003 года Индия подписала Соглашение о свободной торговле с Таиландом. Согласно данному документу, 84 вида товаров могли быть импортированы из Тайланда с апреля 2004 г. в Индию, налоговая пошлина снижалась на эти товары на 50 %. Параллельно Индия вела переговоры о заключении соглашения об Экономических отношениях с Сингапуром.

По инициативе АСЕАН в ЮВА для государств-участников был создан Азиатский фонд акций, куда со стороны Индии было инвестировано около 1 млрд долларов США.

Следует разделять отношения Индии с организацией АСЕАН и ее отдельными членами. В частности, отношения Индии носят продуктивный характер со многими странами: Мьянмой, Лаосом, Тайландом, однако, с рядом других государств они строятся исключительно на системе диалогов в рамках организации, например, отношения с Филиппинами и Брунеем. Отношения с Вьетнамом вряд ли можно сравнивать с отношениями с Камбоджей, Лаосом и Мьянмой потому, что он более конкурентоспособен, а показатели его экономического роста близки к показателям роста других членов АСЕАН.

За 20 лет с момента своего официального старта политика «Смотри на Восток» привела к качественным показателям и принесла свои результаты. В 2009 году АСЕАН объявила о 19 % приросте торговли между Индией и странами-членами.

Одним из важных секторов для проведения двусторонних переговоров между Индией и АСЕАН является проблема терроризма и безопасности в регионе ЮВА. В ходе многосторонней встречи тогдашнего премьер-министра Индии и лидеров стран АСЕАН в 2003 г. А. Ваджпаи указал также на значимость заключенного соглашения о противодействии развитию

терроризма. Его заявление было обусловлено тем, что ряд стран АСЕАН также подвержен угрозе терроризма. В частности, Филиппины, Индонезия и Сингапур не раз сталкивались с данной проблемой.

Опасность представляет и радикальная группировка Джамаати-Ислами, основные страны действия которой Индонезия, Филиппины, Сингапур и Малайзия. В вопросе борьбы с терроризмом страны-члены АСЕАН наиболее заинтересованы в укреплении связей с Индией.

На саммите в Куала-Лумпуре в мае 2001 года А. Ваджпаи заявил, что «в настоящее время Индия ведет диалог со своими друзьями и партнерами для определения новой безопасной среды в международных отношениях, свободной от противоречий. Мы также предлагаем вести с АСЕАН диалог и в этой области. Наш регион расположен у моря и объединяет торговые маршруты, представляющие особую важность. Нехватка пищи и бедность являются общей угрозой стабильности региона» [8].

И действительно, в настоящее время наиболее важным и в то же время опасным на пути товаров из Востока на Запад является Малаккский пролив. [9]. Малаккский пролив не только является стратегической точкой мирового судоходства, соединяющей Восток и Запад, но одной из пирато-опасных зон в мире. Ежедневно через воды Малаккского пролива проходит до 11 млн баррелей сырой нефти, что является трехдневной нормой добычи нефти в Китае или 11-дневной в Индии. Именно это создает для террористов почву для совершения нападений на танкеры, проходящие через Ма-лаккский пролив, поджигая их и нанося, таким образом, серьезный ущерб окружающей среде.

В 2005 году четыре страны ЮВА - Малайзия, Сингапур, Индонезия и Таиланд объявили о запуске совместного проекта «Взгляд с небес», основной задачей которого стало обеспечение безопасности Малаккского пролива и судоходства в нем. Путем авиапатрулирования осуществлялся контроль над безопасностью и Сингапурского пролива.

С 20 июля 2004 года по настоящее время успешно функционирует совместная операция ВМС Малайзии, Индонезии и Сингапура МАЬБШОО. За этот период странам удалось развить четкий механизм содействия борьбе с пиратством в регионе. Однако уровень угрозы в Индийском океане продолжает расти. Количество нападений на суда удвоилось в 2009 году.

Со своей стороны Индия готова оказать содействие в обеспечении безопасности Малаккского пролива, но для этого необходимо получить согласие стран, расположенных на данном проливе. Об этом в июне 2007 года заявил министр иностранных дел Индии Пранаб Мукерджи при проведении двусторонней встречи в Джакарте [10].

Таким образом, с момента объявления в 1991 году политика «Смотри на Восток» вышла на качественно иной уровень и перешла на новый этап развития в середине 90-х гг.

Индии удалось значительно укрепить отношения с рядом стран ЮВА, входящих в организацию АСЕАН, добиться заключения соглашений о свободной торговле, стать диалоговым партнером АСЕАН, участвовать в реализации ряда проектов и инвестировать в их развитие. Индия продолжит идти по объявленном Н. Рао в 1991 г. пути и укреплять свое присутствие в регионе ЮВА. Развивающиеся на поле экономики двусторонние отношения со странами ЮВА Индия в настоящее время строит также и на политической почве. Сотрудничество в вопросах безопасности в регионе также является одним из пунктов сотрудничества, которое будет развиваться. Индия была и будет заинтересована в усилении торговых, политических и экономических связей со странами ЮВА, в первую очередь, защищая свои интересы и цели.

В рамках реализации поставленной политикой «Смотри на Восток» задачи Индия также продолжит проведение двусторонних встреч и обмен инвестициями со странами северной и восточной Азии для укрепления и защиты собственной экономики. Тот факт, что политике «Смотри на Восток» в научной литературе уделяется все больше внимания и ее реализация широко освещается в СМИ, указывает на то, что в регионе Большой Азии появляется и укрепляет свои позиции еще один серьезный «игрок» рынка и политики, на которого многие делают ставки.

Список литературы

1. Чан Хьеп. АСЕАН в 1967-2000 годах: итоги и перспективы. М., ИВ РАН., 1998.

2. http://www.projectsmonitor.com/detailnews.asp?newsid=7056

3. http://www.highbeam.com/doc/1G1-111582269.html

4. http://pad16.com/sea_broken/myanmar/burmaroad.htm

5. http://www.arakanrivers.net/?page_id=135

6. http://www.arakanrivers.net/?page_id=135

7. http://www.commerce.gov.mm/eng/trade_regime_of_myanmar.html

8. http://www.globalpolicy.org/component/cot/article/162/27908.html

9. http://www.globalsecurity.org/military/world/war/spratly-ship.htm

10. http://www.indianexpress.com/news/were-ready-to-play-bigger-role-in-malacca-strait-security-says- pranab/33956/0

K.V. Volodichev

EASTERN FOREIGN POLICY OF INDIA: ASEAN AND LOOK EAST

The article is devoted to study of eastern vector of India's modern foreign policy, especially study of relations between India and ASEAN and Far East countries and describes the most important aspects of their cooperation, both from historical and modern perspective.

Kew words: international relations, India, ASEAN, foreign policy, history, system.

Получено 12.10.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.