Научная статья на тему 'ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / EAST ASIA / РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ / REGIONAL TRADE / ВНУТРЕННИЙ СПРОС / DOMESTIC DEMAND / СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ECONOMIC GROWTH STRATEGY / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / НОРМА СБЕРЕЖЕНИЙ / SAVING RATE / ТОРГОВЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ / TRADE PROTECTIONISM / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ РОСТА / DIVERSIFICATION OF ECONOMIC GROWTH SOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арапова Екатерина Яковлевна

В связи с падением темпов роста мировой торговли, главным образом за счет снижения спроса группы развитых стран Запада, а также изменением «баланса сил» в мировой экономике, государства Восточной Азии, в первую очередь развивающиеся, сталкиваются с необходимостью пересмотра национальных стратегий экономического развития и диверсификации источников экономического роста. Цель настоящего исследования заключается в выявлении современных тенденций в поиске новых источников экономического роста на фоне замедления темпов мировой торговли и необходимости повышения региональной финансовой стабильности. В настоящей работе с помощью методов качественного и количественного анализа проанализированы современные изменения в формировании стратегий экономического роста государств Восточной Азии, изучены направления их экономической политики, направленные на стимулирование внутреннего спроса и инвестиций, снижение нормы сбережений и смягчение проблемы глобальных дисбалансов. Автором выявлены общерегиональные тенденции перехода от экономических стратегий, движимых, главным образом, внешней торговлей, к расширению внутреннего потребления и инвестирования. Результаты проведенного исследования заключаются в систематизации ключевых тенденций в изменении стратегий экономического роста государств Восточной Азии. Автором сделан вывод о том, что в последние годы (2010-2014 гг.) происходит постепенное снижение «вклада» внешней торговли в прирост ВВП азиатских государств, активизация обмена инвестициями по сравнению с наращиванием торговых потоков, а также формирование модели экономического роста, определяемой внутренним спросом, благодаря активному использованию инструментов налогово-бюджетной и денежно-кредитной политик, направленному на стимулирование внутреннего потребления и расширение частного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EAST ASIA: DIVERSIFICATION OF ECONOMIC GROWTH SOURCE

Restrained pace of world trade, stemming mainly from lower demand of western developed countries, and “balance of power” shifts in global economy compel East Asian countries, mainly developing ones, to revise their national economic strategies and diversify sources of economic growth. The research’s main goal is to reveal contemporary trends in searching for new sources of economic growth by East Asian countries amid lower pace of global trade and need to enhance regional financial stability. Using techniques of quantitative and qualitative analysis the author examines in the present work contemporary shifts in East Asian countries’ strategies of economic growth. The author examines East Asian countries’ measures that aim to stimulate domestic demand and investments, to lower saving rates and reduce global imbalances, reveals regional shift from economic strategies, led mainly by foreign trade towards higher domestic demand and investments. The research results in structuring core trends in changes of East Asian countries’ economic growth strategies. The recent years (2010-2014) have seen gradual lowering of foreign trade “contribution” to East Asian countries’ GDP augmentation, more active exchange of investments in comparison with trade development, and formation of economic growth model towards higher domestic demand and better developed private sector, being stimulated by fiscal and monetary instruments.

Текст научной работы на тему «ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА REGIONAL ECONOMY

Арапова Екатерина Яковлевна, кандидат экономических наук, начальник отдела, эксперт МГИМО (У) МИД России, г. Москва. Е-mail: arapova_katrin@mail. ru

ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

В связи с падением темпов роста мировой торговли, главным образом за счет снижения спроса группы развитых стран Запада, а также изменением «баланса сил» в мировой экономике, государства Восточной Азии, в первую очередь развивающиеся, сталкиваются с необходимостью пересмотра национальных стратегий экономического развития и диверсификации источников экономического роста. Цель настоящего исследования заключается в выявлении современных тенденций в поиске новых источников экономического роста на фоне замедления темпов мировой торговли и необходимости повышения региональной финансовой стабильности. В настоящей работе с помощью методов качественного и количественного анализа выявлены современные изменения в формировании стратегий экономического роста государств Восточной Азии, изучены направления их экономической политики, нацеленные на стимулирование внутреннего спроса и инвестиций, снижение нормы сбережений и смягчение проблемы глобальных дисбалансов. Автором выявлены общерегиональные тенденции перехода от экономических стратегий, движимых, главным образом, внешней торговлей, к расширению внутреннего потребления и инвестирования. Результаты проведенного исследования заключаются в систематизации ключевых тенденций в изменении стратегий экономического роста государств Восточной Азии. Автором сделан вывод о том, что в последние годы (2010-2014 гг.) происходят постепенное снижение «вклада» внешней торговли в прирост ВВП азиатских государств, активизация обмена инвестициями по сравнению с наращиванием торговых потоков, а также формирование модели экономического роста, определяемой внутренним спросом, благодаря активному использованию инструментов налогово-бюджетной и денежно-кредитной политик, направленному на стимулирование внутреннего потребления и расширение частного сектора.

Ключевые слова: Восточная Азия, региональная торговля, внутренний спрос, стратегия экономического развития, инвестиции, норма сбережений, торговый протекционизм, диверсификация источников роста.

Ekaterina Y. Arapova, Cand. Sci (Economics), Head of Department, Expert, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow. Е-mail: arapova_katrin@mail.ru

EAST ASIA: DIVERSIFICATION OF ECONOMIC GROWTH SOURCES

Restrained pace of the world trade, stemming mainly from lower demand of western developed countries, and "balance of power" shifts in global economy compel East Asian countries, mainly developing ones, to revise their national economic strategies and diversify the sources of economic growth. The main goal of the research is to reveal the contemporary trends in searching for new sources of economic growth by East Asian countries amid the lower pace of global trade and the need to enhance a regional financial stability. Using techniques of quantitative and qualitative analysis, the author examines the contemporary shifts in East Asian countries' strategies of economic growth. The author examines East Asian countries' measures that aim to stimulate domestic demand and investments, to lower saving rates and to reduce global imbalances; the author also reveals a regional shift from economic strategies, led mainly by foreign trade towards higher domestic demand and investments. The research has resulted in structuring the core trends in the changes of East Asian countries' economic growth strategies. Recent years (2010-2014) have seen a gradual lowering of foreign trade "contribution" to East Asian countries' GDP augmentation, more active exchange of investments in comparison with the trade development, and formation of economic growth model towards higher domestic demand and better developed private sector, stimulated by fiscal and monetary instruments.

Key words: East Asia, regional trade, domestic demand, economic growth strategy, investments, saving rate, trade protectionism, diversification of economic growth sources.

За период с 2010 г. по 2013 г. годовой темп прироста мировой торговли товарами сократился с 12,8% до 3% [3, с. 203], что было связано в первую очередь с резким падением спроса со стороны государств ЕС (в 2012 году физический объем товарного импорта в ЕС сократился на 2,8%, а стоимостной - на 5% [1, с. 5]). При этом замедлился рост цен на сырьевые товары, и, по оценкам экспертов ЮНКТАД, цены на сырье в последующие годы не будут расти теми темпами, какими они росли на протяжении последнего десятилетия [1 ].

Глобальный финансовый кризис 2008-2009 гг. значительно изменил «баланс сил» в мировой экономике, однако его последствия оказались даже глубже и серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Помимо того, что кризис выявил необходимость реформирования глобальной мировой финансовой архитектуры, следствием чего стали выработка и активное

внедрение международных правил ведения банковской деятельности Базель III, ужесточающих требования к капиталу банков, создание ряда межрегиональных финансовых институтов, в частности банка развития и фонда международного резерва БРИКС и проч., кризис значительно повлиял на модели и стратегии экономического роста развивающихся стран, в частности, государств Восточной Азии.

В последние годы в Азии происходит диверсификация источников роста. От модели, движимой расширением внешней торговли, азиатские государства постепенно переходят к относительно более быстрому накоплению инвестиций и стимулированию внутреннего спроса.

Частично этот процесс обусловлен мерами экономической политики, реализацией стратегий экономического развития, разработанных на уровне органов исполнительной власти и продиктованных необходимостью устранить диспропорции и дисбалансы внутреннего экономического развития на уровне национальной экономической системы. Примером подобного развития событий является Китай. С другой стороны, относительное снижение интенсивности внешней торговли и снижение спроса на внешних рынках (в первую очередь, со стороны развитых стран) ведет к снижению региональных и общемировых темпов экономического роста.

Это, в свою очередь, вынуждает государства более активно задействовать внутренние ресурсы, концентрироваться на поиске новых источников роста (в частности, стимулировать внутренние инвестиции и потребление), а в ряде случаев и прибегать к протекционизму, главным образом путем введения нетарифных ограничений. Таким образом, образуется «замкнутый круг», следствием которого может стать кардинальное изменение модели экономического роста в Азиатском регионе, располагающем высокими международными резервами, значительным (и часто не в полной мере реализованным) производственным потенциалом и высокой склонностью к сбережению.

«В 2012 году, как и в предыдущие годы, высокие темпы роста наблюдались в странах Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии (5,3%), однако в последнее время рост в этих странах замедлился из-за снижения спроса со стороны некоторых крупных экспортных рынков. В Китае сохраняется тенденция к сокращению «вклада» чистого экспорта в обеспечение роста ВВП, в то время как инвестиции в основной капитал и частное потребление, увеличившиеся благодаря ускорившемуся росту заработной платы, продолжают стимулировать рост производства. Внутренний спрос, поощряемый различными мерами политики в области доходов, служит драйвером роста производства и в ряде других стран региона, в том числе в Индии, Индонезии, Таиланде и на Филиппинах» [1, с. Гу].

Тенденции внешней торговли

Пока еще рано говорить об отходе от экспортно-ориентированной модели экономического развития, которая была характерной чертой Азиатского региона на протяжении нескольких десятилетий и обеспечила азиат-

ским государствам значительную долю прироста ВВП. Однако в последние годы наметились тенденции изменения динамики внешней торговли: происходило замедление темпов прироста внешней торговли при опережении импорта, что вело к резкому сокращению профицита торгового баланса, а с отдельными торговыми партнерами - накоплению дефицита.

Только за последние пару лет темп прироста экспорта стран АСЕАН сократился с 18,31% в 2011 г. до 1,84% в 2013 г., показатели по импорту - с 21,5% до 3,22% за аналогичный период (табл. 1). Профицит торгового баланса с 2010 г. сократился почти в девять раз: с более 100 млрд долл. до 11,91 млрд долл.

Таблица 1

Динамика показателей внешней торговли стран АСЕАН,

2010-2013

Годы 2010 2011 2012 2013

Торговля товарами

Экспорт, млрд долл. 1051,791699 1244,414077 1254,502684 1277,606019

Темп прироста, % 18,31 0,81 1,84

Импорт, млрд долл. 951,641393 1156,202205 1226,186911 1265,694611

Темп прироста, % 21,50 6,05 3,22

Сальдо торгового баланса,

млрд долл. 100,150306 88,211872 28,315773 11,911408

Торговля услугами

Экспорт услуг АСЕАН,

млрд долл. 206,0459 239,4576 260,7836 278,6659

Темп прироста экспорта, % 20,85 16,22 8,91 6,86

Импорт услуг АСЕАН,

млрд долл. 229,4309 263,2335 282,1208 293,6139

Темп прироста импорта, % 20,35 14,73 7,18 4,07

Источник: International Trade Center. Trade Map. Trade statistics for international business development. Available at: http://www.trademap.org/Product_Sel Coun-try_TS.aspx.

На фоне значительного замедления роста торговли товарами, динамика торговли услугами государств АСЕАН оказалась относительно более благоприятной. Был существенно облегчен доступ производителей услуг из одних государств на рынки других стран - членов АСЕАН, был достигнут значительный прогресс, выразившийся в расширении номенклатуры предоставляемых услуг, их диверсификации и повышении конкурентоспособности. Большое значение имеет повышение мобильности высокопрофессиональных специалистов, предоставляющих разнообразные виды услуг внутри региона. В результате за период с 2009 г. по 2013 г. общий оборот услуг Ассоциации вырос на 58,5%. Однако тенденция замедления темпов прироста торговли

была характерна и для услуг. На протяжении исследуемого периода они оставались несколько выше соответствующих показателей внешней торговли товарами, кроме того, экспорт рос опережающими темпами по сравнению с импортом, однако при этом с 2010 г. темпы прироста сократились с более чем 20% до 6,86% по экспорту и до - 4,07% по импорту.

Таблица 2

Динамика показателей внешней торговли товарами государств Северо-Восточной Азии

Годы 2009 2010 2011 2012 2013

Китай

Экспорт, млрд долл. 1201,6468 1577,7638 1898,3884 2048,7822 2210,52266

Темп прироста, % 31,30 20,32 7,92 7,89

Импорт, млрд долл. 1005,5552 1396,0016 1743,3949 1818,1992 1949,93469

Темп прироста, % 38,83 24,88 4,29 7,25

Торговый баланс, млрд долл. 196,0916 181,7622 154,9935 230,583 260,587971

Доля к экспорту, % 16,32 11,52 8,16 11,25 11,79

Япония

Экспорт, млрд долл. 580,71873 769,77383 823,18376 798,56759 715,097244

Темп прироста, % 32,56 6,94 -2,99 -10,45

Импорт, млрд долл. 551,98475 694,05916 855,38047 885,84334 833,166061

Темп прироста, % 25,74 23,24 3,56 -5,95

Торговый баланс, млрд долл. 28,733983 75,714672 -32,196715 -87,275747 -118,068817

Доля к экспорту, % 4,95 9,84 -3,91 -10,93 -16,51

Республика Корея

Экспорт, млрд долл. 363,53106 466,38062 555,2089 547,85445 559,618559

Темп прироста, % 28,29 19,05 -1,32 2,15

Импорт, млрд долл. 323,08168 425,20801 524,40522 519,5756 515,57297

Темп прироста, % 31,61 23,33 -0,92 -0,77

Торговый баланс, млрд долл. 40,449388 41,172613 30,803674 28,278851 44,045589

Доля к экспорту, % 11,13 8,83 5,55 5,16 7,87

Источник: International Trade Center. Trade Map. Trade statistics for international business development. Available at: http://www.trademap.org/Product_Sel Coun-try_TS.aspx.

Среди государств Северо-Восточной Азии наиболее высокими темпами росли показатели внешней торговли Китая, при этом в 2013 г. темп прироста экспорта замедлился почти в 4 раза по сравнению с соответствующим показателем 2010 г., по импорту - более чем в 5 раз за аналогичный период (табл. 2). Отрицательный прирост как экспорта, так и импорта был отмечен в Японии, что привело к резкому накоплению дефицита торгового баланса. Относительно более благоприятной оказалась динамика показателей внешней торговли Республики Корея: при общем замедлении темпов роста, по сравнению с показателями 2010 г., положительный прирост по экспорту и отрицательный - по импорту позволили увеличить положительное сальдо баланса торговли товарами.

Тенденции внутрирегиональной торговли

Общее замедление темпов роста внешней торговли стран АСЕАН в последние годы стало, в том числе, результатом снижения интенсивности торговли с Китаем. Однако относительно динамики торговли с другими странами, как внутри азиатского региона, так и вне его, темпы прироста торговли с Китаем были выше, что обеспечило повышение доли этой страны в товарообороте АСЕАН, закрепив за ним роль лидера. Тем не менее, именно торговля с Китаем лишила АСЕАН возможности накапливать международные резервы за счет расширения чистого экспорта. Из-за резкого роста в последние два года дефицита торгового баланса между АСЕАН и Китаем, который традиционно был характерен для их взаимной торговли, существенно сократился общий профицит счета текущих операций АСЕАН (табл. 3).

В отношениях с Японией в последние пять лет также наблюдалась устойчивая тенденция постепенного уменьшения темпов прироста показателей взаимного товарооборота, более того, в 2013 г. прирост как по экспорту, так и по импорту, а соответственно по товарообороту в целом, был отрицательным. Тем не менее, важно, что в 2013 г. странам АСЕАН удалось достичь профицита торгового баланса в торговле с Японией.

Повышение значимости Республики Корея в качестве торгового партнера стран АСЕАН и доли страны во внешнеторговом товарообороте Ассоциации стало следствием наращивания импорта. За четыре года в структуре импорта АСЕАН из Республики Корея значительно возросла доля высокотехнологичных товаров при сокращении доли продукции сырьевого сектора. В частности, доля импортируемого АСЕАН электрического и электронного оборудования выросла с 28,1% до 33,5%. При этом значительный разрыв в объемах экспорта и импорта АСЕАН повлек за собой накопление значительного дефицита внешнеторгового баланса.

Индия стала одной из немногих стран - торговых партнеров АСЕАН в азиатском регионе, с которыми у неё сложился положительный торговый баланс, хотя и неуклонно сокращавшийся на протяжении последних четырех лет. Отрицательный темп прироста экспорта компенсировался относительно большим положительным приростом потоков импорта, что позво-

лило Индии сохранить долю в товарообороте на уровне 2,94%, шуюся в 2011 г.

наблюдав-

Таблица 3

Динамика торговых связей АСЕАН с региональными торговыми партнерами, 2009-2013 гг.

Страна Показатель 2009 2010 2011 2012 2013

Китай Экспорт, млрд долл. 82,67843 113,7748 143,7392 142,827 156,82

Темп прироста, % 37,61 26,34 -0,63 9,80

Импорт, млрд долл. 98,59886 127,1666 158,2418 180,5861 215,097

Темп прироста, % 28,97 24,44 14,12 19,11

Торговый баланс,

млрд долл. -15,9204 -13,3918 -14,5026 -37,7591 -58,277

Япония Экспорт, млрд долл. 78,3787 103,0557 128,5986 128,3993 124,0042

Темп прироста, % 31,48 24,79 -0,15 -3,42

Импорт, млрд долл. 82,81679 116,9633 127,6334 136,6142 116,4138

Темп прироста, % 41,23 9,12 7,04 -14,79

Торговый баланс,

млрд долл. -4,43809 -13,9076 0,965207 -8,2149 7,590412

Республика Экспорт, млрд долл. 34,50751 45,08621 54,31386 55,54901 53,77448

Корея Темп прироста, % 30,66 20,47 2,27 -3,19

Импорт, млрд долл. 40,75557 57,12072 70,9973 76,83505 82,21168

Темп прироста, % 40,15 24,29 8,22 7,00

Торговый баланс,

млрд долл. -6,24806 -12,0345 -16,6834 -21,286 -28,4372

Индия Экспорт, млрд долл. 27,04519 37,01374 46,07973 43,11374 43,09968

Темп прироста, % 36,86 24,49 -6,44 -0,03

Импорт, млрд долл. 14,26317 19,83821 28,4239 27,86553 29,50963

Темп прироста, % 39,09 43,28 -1,96 5,90

Торговый баланс,

млрд долл. 12,78202 17,17553 17,65584 15,24821 13,59005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: International Trade Center. Trade Map. Trade statistics for international business development. Available at: http://www.trademap.org/Product_Sel Coun-try_TS.aspx.

Особого внимания заслуживает тот факт, что в структуре внешней торговли и ВВП развивающихся государств Восточной Азии все большую долю приобретает торговля услугами. В частности, вклад сферы услуг в ВВП Китая в 2013 г. составил 46,2% [10, с. 38], значительно превзойдя долю промышленного производства.

На фоне снижения интенсивности внешней торговли многие государства прибегают к введению протекционистских мер с целью расширения экспорта, снижению импорта и стабилизации состояния торговых балансов. По оценкам Всемирной торговой организации, число новых ограничительных мер с середины 2012 г. по ноябрь 2013 г. возросло до 407 по сравнению с 308, наблюдавшимися годом ранее. Меры затронули около 1,3% мирового импорта объемом 240 млрд долл. [7, с. 3]. Среди развивающихся государств Восточной Азии инструменты нетарифных ограничений применяет Индонезия, к числу которых относятся ужесточение требований санитарного и фитосанитарного контроля в отношении импортируемых товаров [12]. Таиланд ужесточает требования сертификации и стандартизации по отношению к отдельным товарным позициям (изделиям из каучука и керамики). В июне 2013 г. Вьетнам ввел технический барьер на открытие иностранными инвесторами дополнительных точек розничной торговли в форме проведения тестирования экономической целесообразности (economic needs test) с целью защиты национального малого и среднего бизнеса [7, с. 41].

Тем не менее, следует отметить, что торговый протекционизм в современных условиях носит так называемый качественный характер: по данным ВТО, 70% технических ограничений импорта сводится к защите здоровья и безопасности, а также защите окружающей среды, 13% относятся к повышенным требованиям качества товаров, и лишь 7% мер были направлены на предотвращение недобросовестной конкуренции и защиту потребителей [7, с. 29].

О стимулировании потребления и внутренних инвестиций

Диверсификация источников роста выражается в постепенном движении в направлении создания модели, определяемой внутренним спросом. По прогнозам экспертов МВФ, вклад потребления в прирост ВВП развивающихся стран Восточной Азии в 2014 г. вырастет до 2 проц. пунктов по сравнению с 1,3 проц. пунктов в 2013 г. [11, с. 6].

В последние годы государствами Восточной Азии был предпринят ряд мер государственной политики в области доходов с целью стимулирования внутреннего спроса. Правительства азиатских государств принимают активные меры, направленные на стимулирование потребления населения и развитие частного сектора. Структурные реформы затронули как налогово-бюджетную, так и денежно-кредитную политику, в результате во многих государствах Восточной Азии в 2013 г. было отмечено значительное сокращение профицитов государственных бюджетов (Республика Корея,

Сингапур) или рост их дефицитов (Япония, Китай, Индонезия, Лаос, Мьянма, Вьетнам).

Наиболее активные меры стимулирования внутреннего спроса предпринимает Китай, который взял курс на проведение реформ с целью «стимулирования инноваций и повышения производительности, сдерживания нерациональных инвестиций и увеличения доходов домохозяйств и потребления» [2, с. 11]. Уровень валовых национальных сбережений в стране остается довольно высоким - 51,4% ВВП, а вклад потребления частного сектора в ВВП составил в 2013 г. всего треть, хотя в среднем для развивающихся стран АТР этот показатель был на уровне 55% [10, 39].

Пакет реформ, направленных на переориентацию экономической системы, будет включать в себя, в первую очередь, либерализацию системы регистрации домашних хозяйств («хукоу»); межбюджетную реформу; финансовую либерализацию и открытие сектора услуг Китая для конкуренции [2, с. 11]. Пакет реформ, обнародованный в ноябре 2013 г., ставит целью ускорение темпов либерализации процентных ставок и повышение конвертируемости китайского юаня, что призвано содействовать снижению зависимости от негативных тенденций на мировом финансовом рынке, повышению стабильности национальной финансовой системы. Частные инвесторы будут допущены к участию в государственных инвестиционных проектах, кроме того правительство ставит целью постепенное снижение разрыва в уровнях жизни сельского и городского населения. Одним из главных объектов реформ становится налоговая политика, в результате чего бюджетный дефицит в 2013 г. вырос до 2% ВВП с 1,5% в 2012 г. В качестве пробного шага в рамках реализации двенадцатого пятилетнего плана в Шанхае в сферах транспорта, лизинга и современных услуг налог на предпринимательскую деятельность был заменен налогом на добавленную стоимость.

Реформы в Японии затронули как денежно-кредитную, так и налогово-бюджетную политику. Курс на увеличение денежной массы в экономике, расширение государственных расходов и проведение структурных реформ составляет основу экономической политики Синдзо Абэ, с помощью которых премьер-министр планирует выйти на 2%-ный уровень инфляции и повысить производительность. Банк Японии продолжает проводить операции на денежном рынке, объем денежной массы растет ежегодно на 430500 млн долл. Правительство страны принимает меры агрессивного монетарного стимулирования, заключающиеся в первую очередь в реализации масштабной программы выкупа облигаций Банком Японии. Связанный с реализацией данных мер рост денежной массы привел к росту потребительских расходов и цен на активы. Правительством страны предпринимаются и стимулирующие меры налогово-бюджетной политики. В октябре 2013 г. правительство обнародовало пакет дальнейших мер стимулирования, способных обеспечить прирост ВВП на уровне 0,9%, на реализацию инфраструктурных проектов и стимулирование частного инвестирования путем сокращения налогов было выделено 116 млрд долл.

Республика Корея также взяла курс на повышение государственных расходов: правительством было инициировано введение дополнительного бюджета в размере около 980 млн долл., средства которого будут расходоваться на поддержку малого и среднего бизнеса и создание дополнительных рабочих мест. В рамках национальной политики снижения зависимости от экспорта и повышения производительности в сфере услуг государство выработало три принципа стратегии национального развития (укрепление фундаментальных показателей, обеспечение иннова-ционности, креативности и динамизма развития и расширение внутреннего спроса), достижению которых и призваны содействовать реформы в налогово-бюджетной политике. Тем не менее, в 2013 г. национальные сбережения оставались на уровне предыдущего года и составили 31% ВВП страны.

Государства Юго-Восточной Азии также проводят масштабные реформы, в частности происходит постепенное сокращение энергетических субсидий и расширение государственных расходов на развитие инфраструктуры и социальные нужды (образование, здравоохранение и социальная защита населения). Ряд государств активно используют инструменты денежно-кредитной политики с целью повышения общего уровня доходов и стимулирования внутреннего потребления. В Таиланде произошло трехкратное, до 2%, сокращение процентной ставки за период 2013 г. - начало 2014 г., Малайзия сохранила процентную ставку на уровне 3% с середины 2011 г., а на Филиппинах соответствующий показатель держится на отметке 3,5% с конца 2012 г.

В свою очередь, Индонезия снизила срок владения векселями центрального банка с шести до одного месяца, что призвано повысить их ликвидность. За счет сокращения с середины 2014 г. субсидий энергетическому сектору Индонезии удалось сэкономить около 1,79 млрд долл. [9], которые будут направлены в числе прочего на развитие инфраструктуры, в первую очередь в сферу транспорта и социальную сферу.

Некоторые государства активно используют инструменты налоговой политики для стимулирования потребления: в частности, в Таиланде произошло сокращение налога на прибыль корпораций и введена система дополнительных налоговых льгот.

Довольно устойчивую динамику продемонстрировали показатели внутренних инвестиций: за счет реализации ряда инфраструктурных проектов, в первую очередь в сферах строительства и транспорта, на достаточно высоком уровне сохранялись внутренние инвестиции в Китае и на Филиппинах.

На фоне замедления торговли активизируется обмен инвестициями со странами - партнерами по региону (табл. 4), а факторы роста постепенно перемещаются из государственного сектора в частный. В Индонезии, Малайзии, на Филиппинах и во Вьетнаме в первой половине 2013 г. приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил от 3 до 14%.

Таблица 4

Торгово-инвестиционные связи АСЕАН с партнерами по АСЕАН+3, %

Обмен АСЕАН Китай Япония Республика

инвестициями Ко рея

2005 2012 2005 2012 2005 2012 2005 2012

Экспорт в страну-партнер, % 24,7 25,2 8,0 11,1 10,7 10,0 3,8 4,3

Приток ПИИ из

страны-партнера, % 9,7 17,1 1,4 4,0 15,2 21,4 1,2 2,0

Источник: составлено на основе данных: Asian Есопошю Integration Monitor. April 2014. Mandaluyong City, Philippines: Asian Development Bank, 2014. Р. 27.

При этом в последние годы в Восточной Азии активно реализуются двусторонние межправительственные инициативы, преимущественно с участием и по инициативе Японии, направленные на стимулирование взаимного инвестирования. В частности, в 2011 г. между органами денежно-кредитной политики Японии и Таиланда было подписано соглашение о том, что последние откроют кредитную линию японским компаниям, осуществляющим свою деятельность на территории Таиланда, под залог японских государственных облигаций. 26 июля 2013 г. Центральный банк Японии объявил о заключении аналогичного соглашения с органами денежно-кредитной политики Сингапура [4].

Подписание соглашения направлено, с одной стороны, на обеспечение японских корпораций финансовыми средствами в случае недостатка ликвидности, а с другой - на расширение прямого иностранного инвестирования японских компаний и банков в экономику Сингапура.

Японию и Сингапур можно считать региональными лидерами по степени открытости национальных финансовых систем и развитию инвестиционного взаимодействия. За последние пять лет объем прямых инвестиций из Японии в экономику Сингапура увеличился на 56%, Япония остается одним из ключевых инвесторов в эту страну [5]. В 2012 г. 29 японских компаний зарегистрировали коммерческое присутствие в Сингапуре, в то время как в 2008 г. подобных компаний было всего шесть [8]. Многие крупнейшие японские транснациональные корпорации (ТНК), например, Panasonk Corp. и Mitsui Chemkals 1пс., перевели ключевые производственные функции под юрисдикцию Сингапура [6].

Таким образом, диверсификация источников экономического роста государств Восточной Азии, главным образом развивающихся, выражается в:

1) снижении «вклада» внешней торговли в прирост ВВП азиатских государств за счет:

• замедления темпов роста внешней торговли, как внутрирегиональной, так и с третьими странами, главным образом развитыми государствами Запада;

• опережения темпов прироста импорта по сравнению с экспортом;

• резкого сокращения профицита торгового баланса, а с отдельными партнерами - накоплению дефицита;

2) активизации обмена инвестициями по сравнению с наращиванием торговых потоков;

3) расширении торговли услугами по сравнению с торговлей товарами;

4) формировании модели экономического роста, определяемой внутренним спросом, благодаря активному использованию инструментов налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, направленному на стимулирование внутреннего потребления и расширение частного сектора;

5) сокращении профицитов/расширении дефицитов государственных бюджетов в результате реализации широкомасштабных инфраструктурных проектов, программ поддержки малого и среднего бизнеса, а также повышения государственных расходов на социальную сферу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Trade and Development Report 2013. UNCTAD. UN. - New York, Geneva, 2013. - 150 p.

2. Dollar, D. Sino Shift // Finance and Development / IMF. - 2014, June. -Vol. 51, no. 2. - P. 10-13.

3. World Economic Outlook (WEO). Recovery Strengthens, Remains Uneven / IMF. -Washington D.C., April 2014. - 217 p.

4. Establishment of an Arrangement for the Provision of Singapore Dollar Liquidity against Japanese Government Securities as Collateral [Electronic resourse] / Bank of Japan. July. 2013. - Access: https://www.boj.or.jp/en/announ cements/release_2013/rel 130726b.pdf.

5. Foreign Direct Investment in Singapore by Country/Region [Electronic resourse] / Singapore Department of Statistics. - Access: http://www.sing stat.gov.sg/statistics/browse_by_theme/investment.html.

6. More Japanese firms relocating to Singapore [Electronic resourse] // Japan Times. 14 August. 2012. - Access: http://www.japantimes.co.jp/news/2012 /08/14/business/more-japanese-firms-relocating-to-singapore/#.U-i8k-N_tqU.

7. Overview of Developments in the International Trading Environment : Annual Report by the Director-General / Trade Policy Review Body. WTO. 31 January 2014. - Geneva, 2014. - 140 p.

8. Profile of S.E. Asian IP Network of Japanese Commerce and Industry (SEAIPJ) [Electronic resourse] / JETRO SEAIP Profile. March 2012. - Access: https://www.jetro.go.jp/en/jetro/activities/business/seaipj_profile.pdf.

9. Rahadiana, R. Indonesia says 2014 budget to focus on raising domestic demand [Electronic resourse] / R. Rahadiana, J. Thatcher // Reuters. - 2013. -14 August. - Access: http://www.reuters.com/article/2013/08/14/us-indonesia-economy-financeminister-idUSBRE97D0MI20130814.

10. Regional Connectivity for Shared Prosperity / Economic and Social Survey of Asia and the Pacific. UN. - Bangkok, 2014. - 220 p.

11. Regional economic outlook. Asia and Pacific / International Monetary Fund. - Washington, D.C., 2014. - 78 p.

12. Yulisman, L. Indonesia wary of rise in protectionism [Electronic resourse] // The Jakarta Post. - 2014. - 10 March. - Access: http://www.thejakartapost.com/news/2014/03/10/indonesia-wary-rise-protectionism. html.

REFERENCES

1. Trade and Development Report 2013. UNCTAD. UN. New York, Geneva, 2013.150 p.

2. Dollar D. Sino Shift. Finance and Development. IMF, 2014, June, vol. 51, no. 2, pp. 10-13.

3. World Economic Outlook (WEO). Recovery Strengthens, Remains Uneven. IMF. Washington D.C., April 2014. 217 p.

4. Establishment of an Arrangement for the Provision of Singapore Dollar Liquidity against Japanese Government Securities as Collateral. Bank of Japan. July. 2013. Available at: https://www.boj.or.jp/en/announcements/release_2013/ rel130726b.pdf (accessed 15 September 2014).

5. Foreign Direct Investment in Singapore by Country/Region. Singapore Department of Statistics. Available at: http://www.singstat.gov. sg/statistics/browse_by_theme/investment.html (accessed 17 July 2014).

6. More Japanese firms relocating to Singapore. Japan Times, 2012, 14 Augus. Available at: http://www.japantimes.co. jp/news/2012/08/14/business/more-japanese-firms-relocating-to-singapore/#.U-i8k-N_tqU (accessed 19 August 2014).

7. Overview of Developments in the International Trading Environment. Annual Report by the Director-General. Trade Policy Review Body. WTO 31 January 2014. [Geneva, 2014]. 140 p.

8. Profile of S.E. Asian IP Network of Japanese Commerce and Industry (SEAIPJ). JETRO SEAIP Profile. March 2012. Available at: https://www.jetro.go.jp/en/jetro/activities/business/seaipj_profile.pdf (accessed 18 August 2014).

9. Rahadiana R., Thatcher J. Indonesia says 2014 budget to focus on raising domestic demand. Reuters, 2013, August 14. Available

at: http://www.reuters.com/article/2013/08/14/us-indonesia-economy-financeminister-idUSBRE97D0MI20130814 (accessed 21 September 2014).

10. Regional Connectivity for Shared Prosperity. Economic and Social Survey of Asia and the Pacific. UN. Bangkok, 2014. 220 p.

11. Regional economic outlook. Asia and Pacific. International Monetary Fund. Washington, D.C., 2014. 78 p.

12. Yulisman L. Indonesia wary of rise in protectionism. The Jakarta Post, 2014, 10 March. Available at: http://www.thejakartapost.com/ news/2014/03/ 10/indonesia-wary-rise-protectionism.html (accessed 18 September 2014).

Кравченко Алла Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Школы экономики и менеджмента ДВФУ, г. Владивосток. E-mail: kravchenko.aa@dvfu.ru

Сергеева Олеся Олеговна, ассистент кафедры мировой экономики Школы экономики и менеджмента ДВФУ, г. Владивосток. E-mail: sergeeva.oo@dvfu.ru

ПОЛИТИКА КИТАЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: МОДЕРНИЗАЦИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ

Статья посвящена аграрной политике Китая. По данным Академии общественных наук КНР, в стране обеспечивается самодостаточность по основным сельскохозяйственным культурам, поддерживается продовольственная независимость на уровне 95%. Тем не менее, у Китая существует зависимость от импорта определенного перечня продуктов питания. Наиболее острые проблемы в продовольственной сфере: сокращение площади пахотных земель, изменение климата, острый дефицит воды, увеличение импорта зерна.

Правительство Китая стремится снизить зависимость страны от импорта продовольствия, которая ставит государство в зависимость от колебания цен на мировом рынке. Для этой цели правительство Китая оказывает помощь агропродовольственному сектору. Одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования сельскохозяйственной отрасли является государственное инвестирование. Сельское хозяйство также вошло в перечень приоритетных отраслей для привлечения иностранных инвестиций. Эффективность аграрной политики государства демонстрируют и ряд программ по развитию и поддержанию сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственной науки и техники, развитию бедных сельских районов. Вопрос о совершенствовании жесткой налоговой политики в сельскохозяйственной отрасли рассматривается в Китае как важный фактор успешного реформирования аграрной сферы. Особое внимание властей уделяется стремительному процессу урбанизации. Миграция населения в городские районы ведет к снижению экономического потенциала аграрного сектора, а в перспективе способна нарушить продовольственную самоокупаемость Китая.

В статье рассматриваются основные направления аграрной политики китайского государства в области продовольственной безопасности на ближайшие годы: увеличение посевных площадей, научное и техническое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.